Конспект логопедического занятия с презентацией. тема: «весеннее путешествие» - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР «Пришла весна

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР

Тема: « Весна пришла»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

Цели :- расширение словарного запаса по данной лексической теме;

Образование уменьшительно-ласкательной

формы существительных и согласование их с глаголами;

Согласование числительных с существительными;

Согласование существительных с прилагательными;

Развитие словесно-логического мышления;

Развитие чувства ритма.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия:

1.Орг. момент.

Игра «Добавлялки».

Подскажи недостающее слово:

Всё очнулось ото сна,

Всё цветёт- пришла …

(весна).

Вот цветы лежат на парте-

Дарим их девчонкам в ….(марте).

Будит утром нас капель-

В гости к нам пришёл ….

(апрель).

Куртки тёплые снимай-

На дворе ведь месяц …. (май).

2.Объяснение нового материала.

- Скажите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?

После какого времени года наступает весна?

Посмотрите на картинки, на какой из них изображена весна?

1)Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различные

признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна?(время года)

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее на открытом месте или в лесу?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из тёплых краёв? Почему?

- Что надевают люди?

2)Игра «Хлопни в ладоши».

Я буду произносить слова, если слово о весне, дети хлопают в ладоши:

Пригревает листопад тает вьюга

Журчит теплое ярче холодно

Набухают прилетают застыл проталины

Ледоход метель солнышко сосулька

3) Игра «Скажи правильно».

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или синички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

3.Физминутка.

На-на-на - к нам идёт весна.

Наслоги делать хлопки, на слова шагать

Ло-ло-ло- на улице тепло.

На слоги-хлопки, на слова руки вверх

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

На слоги-хлопки, на слова руки вперёд

Ны-ны-ны- долго не было весны.

На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе

Да-да-да, хороша весна

Шагать на слоги и на слова

4. Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки ):

солнце- птица- день-

цветок- проталина сосулька-

Объяснить значение слова ПРОТАЛИНА.

5.Согласование слов с прилагательным «весенний» в роде и числе со словами из задания №4.

Весенний…. Весенняя…. Весеннее….

О чем еще можно так сказать?

5. Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую

Пригревает…. (солнышко), появляются ….(проталинки), распускаются…, распускаются…, прилетают….., капают…. .

6. Посчитай «1-5»

Сосулька, проталина.

7. Работа над рассказом.

Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картинно-графи-

ческому плану.

Весна.

Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются проталины. На проталинах вырастает зелёная травка. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.

8 .Отгадай загадку и раскрась отгадку (работа в тетради с перекрещивающимся изображением):

Висит за окошком кулёк ледяной

Он полон капели и пахнет весной.

9.Итог занятия.

Игра «Чего не бывает весной?»

-Весной не бывает листопада, снегопада, вьюги, мороза, …

Игра «Четвёртый лишний»

мороз, снегопад, проталина, вьюга

прилетают, сосульки, листопад, ледоход

Подготовила учитель-логопед

Сигодина Наталья Александровна

МБОУ СОШ № 160 город Новосибирск

Описание занятия: Данный конспект занятия для детей 6-7 лет по теме «Весна». Материал подобран и структурирован согласно требованиям к данной возрастной категории, рассчитан на возможности детей данного возраста. Занятие обобщающее. Имеет развивающий и обучающий характер. На занятии использованы игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, технологии на основе деятельностного подхода.

Цель: Обобщение знаний о весне, о птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и расширять словарь детей по теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Работать над составлением предложений из заданных слов, по картине, закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом; Совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного звукопроизношения в свободной речи, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления и творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Вызывание положительных эмоций на изображённое на картинах. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Оборудование: Аудиозапись муз отрывков «звуки природы», мячик, ребусы, репродукция сцены из сказки «12 месяцев», карточки со словами, альбом, краски, карандаши, доска маркерная, маркеры, предметные картинки, проектор, ноутбук.

Методы и приемы: Игровые приемы, описания, опросы, наглядно-демонстрационные, практические: сопоставление, выбор правильных формулировок. Активные методы рефлексии, кинезиологические упражнения. психогимнастика.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает ребятам занять свои места, называя по порядку месяца. (слайд 2)

Психогимнастика с элементами самомассажа

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельками сгребаем все плохие мысли (движения кончиков пальцев от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом бежим на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекаем (движения пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта)

И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи ладонью сверху вниз)

II. Основная часть

Ребята, кто вспомнит, в какой сказке девочка побывала в гостях у братьев месяцев?

А теперь закройте глаза, мы тоже отправимся в сказочное путешествие, в гости к временам года. (Звучат музыкальные отрывки (вьюга, зима, капель, весна)).

У кого в гостях вы побывали? (зима, весна)

Назовите зимние и весенние месяца.

Какое время года закончилось? Какое началось? По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?

С кем мы можем сравнить зиму? весну? (даются слова: старик, бабушка, девушка,…) (слайд 3)

Какая зима? Весна? (Дети подбирают прилагательные к этим словам)

Давайте поможем весне вступить в свои права. И вот первое задание.

Задание (слайд 4)

Перед вами палитра красок. Составим палитру красок для зимы и весны.

Какие зимние цвета? Весенние цвета?

(Дети выставляют под каждое время года цветные фишки и комментируют - Что бывает белое…, синее …., зелёное …, жёлтое …. .)

Как меняются краски с приходом весны?

Логопед: - Ох уж эта зима, ни как не хочет уходить. ……. Придать силы весне, мы можем, выполнив следующие задания месяцев. А за правильное выполнение заданий вы будете получать лучики солнца, а вы знаете, чем ярче светит солнце, тем теплей. И в конце занятия мы выложим наше весеннее солнце.

Задание 1: «Скажите наоборот»

Как всё меняется с приходом весны?

Зимой снег чистый, а весной - … грязный

Зимой дни холодные, а весной -

Зимой солнце тусклое, а весной -

Зимой погода часто пасмурная, а весной -

Задание 2: «Весенний лес»

(Рисование двумя руками - развитие графомоторных навыков и межполушарного взаимодействия)

Каждый ребёнок получает альбомный лист и два карандаша. Общий рисунок рисуем на доске.

А сейчас нам предстоит нарисовать весенний лес. (солнце, облако, дерево, ручей, подснежник, сугроб, ….

Молодцы, вы нарисовали прекрасный лес и за это получаете ещё один лучик.

Задание 3:

Но мы забыли ещё кое-что нарисовать, а что, вы узнаете из стихотворения. (стихотворение).

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

(- Как вы понимаете это сравнение?)

Какой признак весны вы услышали в стихотворении? (проталины появляются именно в марте месяце).

Задание 4: Выделение последнего звука в слове

Давайте добавим в наш лес проталин. (карточки)

В каком порядке будут появляться наши проталины? (Расположить проталины на доске по порядку (по последним звукам)).

Задание 5: Упражнение на согласование существительного с прилагательным

Давайте посмотрим на наш лес и назовём всё, что видим со словом «весенний».

весенняя проталина,

весенний лес,

весенний скворечник,

весеннее дерево,

весеннее облако,

весенний лист,

весенний ручей,

весенняя трава,

весеннее солнце,

весенний цветок.

Задание 6: Упражнение на напряжение и расслабление «Лёд - вода»

Задание 7: Птицы (ребусы)

Прислушайтесь, что вы слышите? (звучат звуки птиц). С приходом весны к нам возвращаются птицы. А какие птицы прилетели в наш лес, узнаете, отгадав ребусы. (слайды 5-9)

Что могут делать птицы?

Динамическая пауза. (Дети называют и показывают действие птиц.)

(Птицы летают, вьют гнездо, клюют, чирикают, поют, …)

Задание 8: Игра «Измени слово» (слайд 10)

В нашем лесу всё теплей и теплей. В моих словах с приходом весны начал таит звук «Р». Давайте назовём, какое слово останется.

срок -сок

крошка - кошка

мрак- мак

краска- каска

прачка- пачка

Физкультминутка. «Весна» (Упражнение на координацию речи с движениями).

Солнце наше высоко (тянуться вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания рук)

Тает снег от лучей, (расслабление)

Звонко побежал ручей.

Вы за ручейком бегите,

И друг другу улыбнитесь.

Задание 9: Упражнение на слуховое внимание и память

А сейчас проверим, можете ли вы отличить весенние слова от других. Как только услышите слова, относящиеся к весне, сразу тянем руки к солнцу (вверх)!

(Шкаф, апрель, тепло, кувшин, жара, тает, лужа, снегопад, цветы, подснежник, листики, зелень, сахар, мороз, февраль, трава, проталина, просыпается, водитель, капель.)

Какие весенние слова вы услышали? Дети называют слово, прохлопывают и определяют количество слогов в словах.

(Апрель, тепло, тает, лужа, подснежник, листики, трава, проталины, просыпается, капель)

III. Рефлексия

Дети закрывают глаза и слушают аудиозапись “Звуки природы”.

Слова логопеда: «Ласково улыбается людям, животным, птицам и растениям весеннее солнышко. От его тепла всем становится тепло. Настроение прекрасное и хочется делать добро.» (все открывают глаза).

С приходом весны всё меняется. Вспомним, что узнали сегодня о весне. Каждый раз, называя примету весны или изменение в природе, будем добавлять лучик нашему солнцу на доске.

Свой ответ начните словом - «Весной...».

(слайд 11)

Ещё по данной теме:

Логопедическое занятие. Тема «Весна»

Подготовительная к школе группа.

Цель . Развитие речи.

Коррекционно – образовательные задачи. Уточнение и закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Весна», совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Автоматизация правильного произношения звуков [Н] и [Н,], закрепление звука и буквы [Н], дифференциация звуков [Н] и [Н,] в слогах, словах.

Коррекционно развивающие задачи. Формирование фонематического слуха. Развитие фонематического вос­приятия. Развитие связной речи, мышления, памяти, навыков звукового анализа, чувства ритма, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации речи с движением. Совершенствование навы­ка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактиль­ной чувствительности.

Коррекционно- воспитательные задачи . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : мяч, картины с признаками весны, разнообразные картинки на тему: «весна», тазик, наполненный пластмассовыми шариками, картинки связанные с вес­ной на каждого ребенка по одной: солнышко, сосулька, подснежник, грач, ручей. скворечник магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», предметные картинки со звуками [Н] и [Н , ] в названиях предметов

Предварительная работа: Прогулка в парк, наблюдение за ве­сенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Раз­учивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музы­кальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с вос­питателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март».

Ход занятия

1. Организационный момент . Со­здание эмоционально положительного фона.

В кабинете тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник»

Логопед выключает маг­нитофон и читает стихотворение.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап! Н. Нищева

2. Д.И. «Однокоренные слова»

Логопед: Давайте, образуем слова одной семьи от слова капать.

Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (Капли)

Логопед. Что начинается на припеке с крыш ранней вес­ной? (Капель.)

Логопед. Как можно назвать маленькую каплю? (Капелька)

Логопед. Если капли капают, какие они? (Капающие)

Логопед. Давайте повторим все слова одной семьи, начи­ная со слова капать.

Дети: Капать, капля, капель, капелька, капающие.

3. Артикуляционная гимнастика общая.

«Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно

Ритм копыта отбивают,.

Язычок им помогает.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

4. Игра с мячом «Приметы весны». (Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках)

Логопед приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Отвечаем полными предложениями.

Солнце светит ярко и пригревает.

Бросает мяч стоящему 1- ому ребенку (ответ) На солнце снег начал таять.

Бросает мяч 2-ому ребенку. (ответ) Появились первые проталинки вокруг дере­вьев.

Бросает мяч 3-ему ребенку. (ответ) На проталинках зазеленела травка.

Бросает мяч 4-ому ребенку. (ответ) Побежали веселые ручейки.

Бросает мяч 5- ому ребенку. (ответ) Ночи стали короче, а дни.

Бросает мяч 6- ому ребенку. (ответ) На деревьях набухли почки.

5. Упражнение «Раздели на слоги».

Логопед убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми шариками

Логопед. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите картинки связанные с вес­ной.

Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одной картинке.

Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.

1-й ребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.

2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.

3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.

4-й ребенок. Грач. Один слог.

5-й ребенок Ру-чей. Два слога

6-й ребенок Скво-реч-ник. Три слога

6. Физминутка «Клен»

За окном сосулька тает , Дети стоят, повернувшись лицом вкруг.

Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе.

Ветер тучи рвет в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево - вправо.

Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.

Клен тугие кулачки. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку . 4 прыжка.

И едва растает снег , Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше всех . Протягивают друг другу правые руки. С. Коган

Рукопожатие

7. Грамота. Знакомство со звуками [Н] и [Н , ].

Логопед. Послушайте стихотворение и подумайте, какие звуки встречается в нем чаще других.

Няня на ночь Нину мыла Но не ныла Нина.

Нина мыла не любила, Нина - молодчина!

Дети. Звуки [Н] и [Н , ].

Логопед. Давайте произнесем звук [Н] все вместе. Дети произносят звук [Н].

Логопед. Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены. Значит, во рту есть преграда. Как вы думаете, звук [Н] - гласный или согласный? (Согласный)

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким круж­ком мы будем обозначать этот звук? (Синим)

Логопед. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой. (Он звонкий).

Логопед. Твердый или мягкий? (Твердый)

Логопед. Верно. Это согласный твердый звонкий звук.

Пропойте мне, пожалуйста, мягкий звук [Н , ].

Игра «Хлопни в ладоши».

Вы будете хлопать, как только услышите звуки [Н] и [Н , ].

К, Н, П, Х, М, к, н, п, м,нь, т, х.

Ма, ну, по, ни, ту, на, пи, но.

Санки, слон, конь, лимон, носки, мыть, луна, надеть, капать.

Проговариваем вместе с детьми У меня про «Н»

Вдруг сложилась песенка:

Н-н-н-н-н-н-н

Получилась лесенка

8. Пальчиковая гимнастика

С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке .

Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе .

Это к нам пришёл апрель:

Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп.

Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек.

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе.

Капли звонко капали попеременно ударять указательными пальцами

Все сосульки плакали: поднести руки к лицу, как при плаче

Солнце светит ярко, «фонарики»
Нам, сосулькам, жарко!
махи кистями рук на себя

9. Упражнение «Внимательные глазки».

Логопед предлагает детям рассмотреть картины с признаками весны.

Логопед. Давайте определим, у кого из вас самые внима­тельные глаза. Посмотрите на картины и найдите все предметы, в названиях которых есть звук [Н]. За каждое слово я буду давать вам по одной фишке.

Дети находят на картинах и называют небо, солнце, проталина, снег, сани, окно, сосна.

Логопед выдает им фишки. Все вместе определяют победителя.

10. Итог.

Скажите, пожалуйста, ребята, вам нравиться такое время года как весна? Почему?

Ответы детей. Что нового вы узнали сегодня про весну на нашем занятии, что вам больше всего понравилось?

Цель: формирование навыка использования в речи однородных определений.

1. Закреплять знания детей о признаках весны.

2. Учить согласовывать в речи имя существительное и имя прилагательное.

3. Расширять и активизировать словарь слов-признаков.

4. Формировать глубокий вдох и длительный плавный выдох.

Оборудование: иллюстрации, пенопласт, стаканы с водой, соломинки, цветочки, конфеты, маленькие пробники с духами, аудиозапись пения птиц.

Ход занятия

Орг. момент. Сообщение темы: “Весна. Признаки весны”.

Назовите, какое сегодня число, день недели, месяц?

Назовите, какое сейчас время года?

Назовите по порядку весенние месяцы?

Какой месяц был предыдущий, какой будет следующий месяц?

Хорошо, молодцы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Сошли снега, шумит вода,
Все оживает.
Когда это бывает?

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла...

Тает снежок. Цветет лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.

Дыхательная гимнастика.

Скоро наступит весенний праздник. Вспомните, это какой праздник? Правильно, 8 Марта. А что принято дарить на праздник мамам? Цветы. Давайте возьмем цветы, которые лежат у вас на партах и понюхаем их. (Дифференциация носового и ротового дыхания) – вдох через нос, выдох через рот (3-4 раза). “Ах, какие ароматные цветочки!”.

Конфеты. Глубокий вдох через нос и выдох через нос. Произнести “Ах, какие вкусные конфеты!”.

Духи. Глубокий вдох через нос и выдох через рот. “Ах, какой аромат!”

Ребята, мы сегодня говорим о весне. Все мы рады приходу весны, ждали ее с нетерпением.

Раньше люди звали весну в гости и говорили: “Весна-красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси теплое солнышко , певчих птичек , зеленой травки , ярких цветов ! (Дети добавляют слова-предметы).

Ребята, мы знаем признаки, приметы весны. Давайте придумаем предложения о приметах, признаках весны, да не простые, а очень длинные, с множеством слов-признаков. Для этого нам понадобятся картинки.

Наступили … (теплые, солнечные, светлые, весенние) деньки.

На лужайке появилась … (первая, зеленая, свежая) травка.

Птички запели … (звонкие, радостные, веселые) песенки.

На полянке зацвели … (желтые, душистые, яркие) одуванчики.

Солнышко светит … (теплое, яркое, ласковое).

Мы много поработали, теперь отдохнем.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья каштана,
Листья дуба соберем (загибают пальчики, начиная с большого)
Букет маме отнесем (шагают пальчики по столу)

Ну что отдохнули? Давайте выполним упражнение на развитие силы выдыхаемой струи воздуха. Сначала тихо подуем, затем сильнее.

1. Подуем на воду с пенопластом. (Лед на реке растаял)

2. Подуть на карандаш на столе. (Полились ручьи)

4. Подуть в воду через соломинку. (Бурная река весной)

Хорошо. А теперь поработают наши ушки.

Развитие фонематического восприятия. Слушаем и отгадываем звуки. Аудиозапись с пением птиц, журчанием ручья, шум колокольчика, звук шмеля, кваканье лягушек.

Игра с мячом “Почему?”

Почему весной тает снег?

Почему весной мы сняли шубу и варежки?

Почему весной бегут ручьи?

Почему весной сосульки капают?

Почему весной прилетают птицы?

Почему весной на деревьях набухают почки?

Почему весной птицы вьют гнезда?

Формирование пространственных представлений. Индивидуальная работа – лабиринт. Надо найти путь к поляне с цветами. У каждого ребенка листок бумаги с лабиринтом.

Итог занятия. Молодцы! Мы сегодня о каком времени года говорили? Правильно, о весне. Вы все активно работали! И заслужили съесть конфету, которая лежит у вас на парте.

Жидкова Любовь Викторовна, учитель-логопед КГБОУ ШИ №12

Конспект логопедического занятия 2 класс

Тема: «Весна»

Цель:

    уточнить и расширить знания детей с ОВЗ по теме «Весна» ;

    расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

    закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.

    развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно - развивающие задачи:

    совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; Коррекционно-воспитательные задачи:

    воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: игрушка-солнышко, картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков весны, картинки к игре "Что перепутал художник?", мячи су-джок, рисунки цветов для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе лежит игрушка «солнце» )

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга. А вот о чём мы будем говорить на занятии вы узнаете из стихотворения, которое я прочту.

(Логопед читает загадку)

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?

(дети договаривают хором: весна).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

(Логопед передаёт игрушку-солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на столе 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны. Логопед: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

1. (Проводится массаж лица).

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

2. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку» , - куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д» , - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся(часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слово капель)

Логопед: И вот весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(логопед обращает внимание детей на су-джок)

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо первоцветов: и подснежники, и крокусы, и мать-и- мачеха, и медуница, и тюльпаны! Красиво, как в сказке!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка.

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

5. Упражнение "Что перепутал художник?"

Логопед. Ребята посмотрите, какую картину нарисовал рассеянный художник? На ней изображена весна. Только всё ли правильно изобразил художник?

6. Упражнение «Клен» (координация речи с движением)

За окном сосулька тает, (Дети стоят повернувшись лицо в круг. Выполняют 4 прыжка, держа руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки. (Руки вверх.Наклоны туловища вправо- влево)

Разжимает, разжимает (Руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно

Клен тугие кулачки.разжимают кулачки)

Прислонился он к окошку. (4 прыжка)

А, едва растает снег, (Наклоны)

Мне зеленую ладошку (Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают

Клен протянет раньше всех. друг другу правые ручки -рукопожатие)

Логопед: А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и создать свою весеннюю полянку. (Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны.Дети их раскрашивают).

Логопед: Ребята, какая замечательная весенняя полянка у нас получилась. Здорово!

III. Итог занятия

Логопед: Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? Посмотрите, а солнышко то непростое, тут есть кармашек. (Логопед достает из игрушки сладкие призы).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!