Комоедица — славянская масленица! Православная масленица и языческая комоедица Почему же праздник называется Масленица

Мало кто помнит, а некоторые даже и не знают, что Комоедица и Масленица это одно название ведического торжества и раньше оно имела совершенно другое значение, чем сейчас. Этот праздник не имеет никакого отношения к христианской религии, и является своего рода земледельческим Новым годом.

История и значения Комоедицы

Славянская Комоедица, праздник, который отмечался на Руси в языческие времена, еще до установления христианской веры. Это торжество всегда приходилось на день весеннего равноденствия.

Комоедица, праздник, посещенный проводам зимы и приходу весны. Именно в этот момент, по преданиям, бог солнца дитя Хорс, превращается в сильного юношу Ярилу и вступает в свою максимальную силу.

Второе название этого торжества – Медвежий праздник. Все потому, что в этот день так же было принято почитать медвежьего Бога – Кома. От сюда и произошло выражение «первый блин комом», правда изначально оно звучало как «комам», что означало медведям.

Блины тоже носили символичное значение. По своей форме и цвету они напоминают солнце, а именно это небесное святило играет центральную роль в праздновании этого дня.

Какого числа Масленица-Комоедица

Славянска Комоедица отмечается всегда в одно и то же время. Торжества начинаются за неделю до весеннего равноденствия, и продолжаются еще одну неделю после, т.е. в общей сложности две недели. В 2017 г. В России Комоедица будет отмечаться с 13 по 27 марта.

Различия между Масленицей и Комоедицей

На самом деле, название религиозной Масленицы – «семипутная» или «сырная» неделя. Церковь специально ввела это торжество, для замены старославянской Масленицы, так они пытались искоренить на Руси все традиции ведической культуры. То, как сегодня празднуется Масленица, к ведическому празднику отношения не имеет.

Различия между Масленичной неделей и Масленицей-Комоедицей, можно охарактеризовать так:

Традиции и обряды

Таким образом, Комоедица это древний ведический праздник, который прославлял наступление весны и Медвежьего бога. Праздную это торжество сегодня, постарайтесь думать о хорошем, представляйте как солнечная энергия наполняет вас теплом и новой энергией.

Отличия славянской масленицы от христианской!

Первое отличие — в названии. Название «Масленица» было введено только в 16 веке. Именно в это время праздник ввели в разряд церковных. Кроме того, он был передвинут к началу нового года и стал праздноваться перед Великим христианским постом.

Название Масленица связано с меню из церковного календаря, где в последние 7 дней перед началом христианского поста можно употреблять рыбу, молоко и его производные, а также и сливочное масло (отсюда, кстати, и название Масленица).

Изначально, праздник Масленица именовался как Комоедица (согласно ведическим знаниям) и праздновался в День Весеннего Равноденствия , после которого начинает удлиняться день и укорачиваться ночное время, просыпается природа к весне, Ярило-солнце набирает активность и вызывает таяние снегов.

Масленица Комоедица

Комоедица — старинный славянский ведический праздник. В этот день отмечали приход Весны и прославляли славянского Бога — Кома. Ком — это Медвежий Бог. Именно для него пекли блины и приносили ему как жертву-подаяние. Отсюда и знаменитое выражение — «первый блин комам», то есть медведям.

Второе отличие — смысловое. Если Комоедица имеет смысл — празднование пробуждения природы, проводы зимы и вступление Весны в свои законные права, то христианская Масленица — просто неделя перед началом христианского поста, в которую разрешено вкушать сливочное масло и пекут блины.

Праздник — Славянская Комоедица

Комоедица имеет сакральный смысл, так как люди с древнейших времен провожали матушку Зиму и встречали Весну. Весна всегда ассоциировалась у них с началом новой жизни, а Солнце было особо почитаемо, так как оно давало жизнь всему живому: растениям, животным, человеку.

В эти дни образ мальчика-солнца Коляда преобразовывался в юношу-солнце Ярило. Считалось, что он проезжает по деревням на своем белом коне — веселый, молодой и удалой! Именно для него славяне пекли круглые лепешки на пресном тесте, а потом пришла традиция выпекать блины.

Наши предки верили в силу Солнца и считали блин — круглый, теплый и желтый — его частичкой. Съедая блин, они получали силу и тепло великого Солнца — Ярило.

День Комоедицы — празднование

Третье отличие — дата празднования. Славяне жили по солнечному циклу, поэтому их главные праздники праздновались в дни активности Солнца — Ярило. Так, Комоедица отмечалась тогда, когда день становился равен ночи — в День весеннего равноденствия. Со следующих суток дневное время становилось больше ночного.

Христиане же живут по лунному циклу, и их праздники зависят от активности Луны, поэтому даты меняются.

Под редакцией Марины Белой.

На конец февраля традиционно выпадает один из самых любимых праздников в моей семье - Масленица. В Прощеное воскресенье, потому что в другие дни праздничной недели все работают, в моем пригородном доме собираются взрослые дети, их друзья, дети детей и дети друзей. Не отстает от них и старшее поколение. Веселимся мы от души и с надеждой на хорошее лето. И так же от души прощаем друг друга.

Дружно печем кучу блинов, жарим шашлыки, обязательно устраиваем игры на свежем воздухе и, конечно, сжигаем чучело - уходи, зима сопливая!

Мы уже не спорим, какой праздник гуляем - языческий или христианский. Для нас это современные проводы зимы в народном стиле. Но иногда все-таки хочется добраться до сути. А суть в том, что христианская Масленица - это подготовительная неделя к Великому посту. Но возникла она не на пустом месте. Ей предшествовал древний праздник Комоедица - языческая встреча весны.

Наши пращуры были солнцепоклонники. Поэтому они выделяли четыре главных астрономических изменения солнечного дня.

21-22 декабря - зимнее солнцестояние. Самая долгая ночь в году, начало астрономической зимы. Коляда.

20-21 марта - весеннее равноденствие. День сравнивается по продолжительности с ночью, начало весны. Это и есть Комоедица. Ярило.

20-21 июня - летнее солнцестояние. Самый долгий день в году, после которого дни идут на убыль, начало лета. Его называют Иван Купала.

22-23 сентября - осеннее равноденствие. День становится равным ночи, начало осени. Старинное название Таусень.

И Коляда, и Ярило, и Купала, и Таусень - все это имена одного бога, Солнца, но в разных возрастах. Вот только слово «комоедица» к Солнцу отношения не имеет. Его корень действительно «ком», но не то, что вы подумали. «Ком» наши предки называли медведя. Аналогия с весной проста - «лесной человек» просыпается после зимней спячки.

Вот, к примеру, какой обряд существовал у белорусов.

На Сретенье после обеда все - стар и мал - ложились и самым медленным способом перекатывались с бока на бок, приноравливаясь к поворачиванию медведя. Потому что считалось: на Настасью Овчарницу, 11 ноября, медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу; на Сретенье, 15 февраля, переворачивается и сосёт другую лапу; а на Благовещенье, 7 апреля, выходит из берлоги. Вот белорусские братья славяне ему и «помогали».

Языческая Комоедица начиналась за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжалась неделю после, подводя как раз к апрелю.

С приходом христианства на Русь цель священнослужителей была - вытеснить древние языческие праздники как бесовские. Так за неделю до начала Великого Поста и появилась разгульная подготовительная неделя, когда мясо уже есть нельзя, а молочные продукты - еще можно. Хлесткий на слова русский народ окрестил ее Масленицей.

Впрочем, другие утверждают, что церковь долгое время не хотела признавать двухнедельный народный разгул Комоедицы-Масленицы. Пришлось даже царским указом ограничивать его неделею вместо двух.

И постепенно все смирились - церковь, цари, народ: гуляйте, черт с вами, только покайтесь! Поэтому и заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем, а первый понедельник после нее - Чистый, самый строгий день в течение Великого Поста.

Ольга Соколова

Комоедица - прародительница Масленицы

Древняя прародительница Масленицы - Славянская языческая Комоедица
Праздник встречи даруемой Небом Весны священной - Древнеславянский Новый год
Великий праздник религии волхвов – День весеннего равноденствия
(в современном научном понимании – начало астрономической весны)

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

Наступление весны было для древних великим праздником.
Ее приход отмечался и в Азии, и в Европе.
Весне посвящены многие языческие праздники, а также весенние фестивали, сопровождаемые земельными ритуалами, призывающими плодородие.
«Богиня Весна на Землю пришла» - этому событию посвящена славянская Комоедица.

Празднуем и радуемся! Наступил праздник встречи даруемой Небом Весны священной – День весеннего равноденствия.

Вот и пришёл Зиме-Марене конец! С этого дня солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи, всюду звенит веселая капель.

Накрывайте на столы печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски.
Приход Весны неумолим.
Однако, Хозяин леса медведь, чьим древним именем «Ком» назван праздник, всё ещё спит в берлоге.

Живущие рядом с лесом, в котором он спит, радуют пробуждающегося Хозяина первыми блинками - с песнями, плясками и прибаутками относят их в лес и оставляют на пеньке, вокруг которого водят праздничный хоровод.

Первый блин - Ко́му! - Великому Первопредку, Хозяину Леса и Отцу людей.

КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) - один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

Празднование Комоедицы

Начало праздничного дня
Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.
На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.
Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:
«Честные наши родители!
Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены (Зимы)
Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:
«Приезжай ты к нам
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Масленица - красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами
Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса - великому Медовому зверю кому...

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:
«Как на блинной на неделе
Из трубы блины летели!
Вы блины, блины, блины,
Вы блиночки мои…»


Прыжки через костёр
Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков такое уже не рекомендуется).
Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи
Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток - сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" - «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику. Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:
«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)
Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:
«Марена загорела,
Всему миру надоела!»


Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,
С весной воротись!»

«Пробуди»
Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди).
В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:
«Скрипи нога,
Скрипи липовая!
И вода-то спит,
И земля-то спит.
И по сёлам спят,
По деревням спят.
Одна баба не спит,
На моей коже сидит.
Мою шёрстку прядёт,
Моё мясо варит.
Мою кожу сушит».
Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

После пробудей начинались игрища.
Первая игра - городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.
После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк…

Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.

Прощание
При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:
«Прости меня, пожалуй,
Буде в чём виноват перед тобой».
Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.


Смотрите прекрасный советский сказочный мультфильм «Снегурочка» 1952 года по пьесе Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца - это попытка мультипликационной "реконструкции" обычаев языческого праздника Комоедицы и славянской встречи Весны священной в День весеннего равноденствия, в который растаяла Снегурочка.

В древности этот день был у наших славянских предков первым днем Нового года.

После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица - великий праздник Весны священной, приходящей с Небес в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) - попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались.

После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником, он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.

Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием - днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной - что разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (друидов), в которой именно дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.

В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идет 7-недельный Великий пост перед Пасхой).


Древнейший славянский праздник Комоедица считают прародительницей Масленицы — самого вкусного и веселого торжества.

Древние славяне поклонялись природе и почитали Солнце-Ярило как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому Комоедица была приурочена к весеннему равноденствию — одному из четырех главных праздников, связанных с солнцем.

История и суть

Все славянские праздники — астрономические и прочно привязаны к определенным календарным датам в соответствие с движением Земли вокруг Солнца.

День весеннего равноденствия древние славяне праздновали в честь крепчающего Солнца-Ярилы. И действительно, с этого праздника солнечный день становился длиннее.

Главный смысл древнего праздника — встреча весны и начало земледельческих работ. В те далекие времена люди верили, что веселые гулянья и блинные пиршества способствуют быстрому приходу весны.

Поэтому в старину прощанию с зимой и пробуждению весны посвящали две недели гуляний — отмечали 7 дней перед днем весеннего равноденствия и неделю после.

А после праздничных дней начинался тяжелый повседневный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе и семье пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жилье, запастись топливом и так далее.

В праздник принято было печь лепешки, символизирующие солнце — круглое, желтое и горячее. Лакомясь блинами в Комоедицу, в том числе в день весеннего равноденствия, древние люди верили, что они с каждым кусочком получают частичку животворного тепла и солнечного света.

© photo: Sputnik / Максим Богодвид

Изначально основным блюдом на Ярилин день был хворост — печенье, олицетворяющее дрова в крадах (погребальный костер). По традиции, раньше славяне сжигали умерших на крадах — огромной куче дров и хвороста.

Кроме того, Комоедица связана с потусторонним миром и почитанием духов умерших. Считается, что с приходом весны и поворотом солнца на лето, из Ирия (с того света) возвращаются души предков, которые улетали из Яви на всю зиму. Согласно поверьям славян, прилетают они, прямо на крыльях птиц, которые возвращаются в родные земли.

Название праздник получил благодаря еще одной важной традиции, существовавшей у древних славян — почитание Медвежьего бога Кома. Хозяину леса приносили в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда, наверное, и произошла поговорка: "первый блин комам", то есть медведям.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную крупу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Традиции и обычаи

Праздник наступления нового земледельческого года у восточных славян, как и в западной Европе, знаменовался весельем, разжиганием костров, состязаниями, играми, катанием с гор, походами ряженых, кулачными боями, непрестанным хождением в гости с обильными трапезами.

Комоедица-Масленица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая череда праздничных дней, которые сопровождались многочисленными традициями.

Ни на Масленицу, ни перед, ни после нее никаких постов не было, и вкушение различных вкусных блюд являлось вовсе не говением после или перед воздержанием, а праздником во имя светлых Богов, которые вернулись на землю.

Сжигание чучела — пожалуй, самый известный обряд в праздновании Масленицы, который сохранился до сих пор. Но древние славяне сжигали чучело Марены (Морана, Мара) — богини смерти и зимы, которая властвовала в холодное время года.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

По сути этот обряд символизировал проводы зимы — уважительного прощания с Мареной. Чучело сжигали, бросая в огонь старые вещи, с наговорами, для того чтобы вместе с Мареной ушло все плохое, накопившееся за зиму. А затем прыгали через костер, приветствуя приход весны, которая спускалась на землю из Сварги — небесного царства богов.

В этот день принято было поминать умерших родителей и родственников. Садясь за трапезу, приглашали к столу и души умерших. Для этого ставили блюда с едой, как и всем остальным присутствующим, а также оставляли накрытыми столы на всю ночь.

Кроме блинов традиционными блюдами считались: пироги, кисель, мед, квас, печенье в виде различных зверушек, птичек, жаворонков, которые символизируют приход весны и так далее.

Испеченных птичек, жаворонков, ласточек сажали на окошки и украшали дома. В некоторых областях до сих пор сохранился обычай рано утром посылать детей на улицу покликать весну.

Работать в этот светлый день поминания предков и почитания Богов запрещалось. Также перед праздником считалось правильным сходить в баню и смыть все следы, которые остались от лютой Зимы. В этот день не пряли и не вязали, чтобы мыши не грызли нитки и холсты.

Праздник Комоедица сопровождался всеобщим весельем — на площадях в эти дни проводились ярмарки, выставлялись балаганы. Народ веселился, катаясь на санях с ледяных горок. Самые смелые участвовали в кулачных боях, а самые закаленные — ныряли в проруби.

Люди побогаче раскатывали по селению на новых расписных санях, хвастая перед народом своими лошадьми, наряженными лентами и звонкими бубенцами.

При этом Масленица не стала частью церковной традиции. В православном календаре такое название не указывается, но в нем есть Сырная седмица. Дни православной Сырной седмицы и народной Масленицы совпадают, но отличаются по смыслу.

Сырная седмица - это неделя подготовки к Великому посту, и посвящена одной цели - примирению с ближними, прощению обид и подготовке к покаянному пути к Богу.

Святая церковь называет Сырную седмицу "светлым предпутием воздержания" и считает, что истинным христианам не подобает предаваться в Масленицу разгулу, мирским забавам и развлечениям.

Материал подготовлен на основе открытых источников



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!