Когда какие продукты вводить ребенку. Введение прикорма недоношенным детям. Прикорм на смешанном вскармливании

Как и чем прикармливать ребенка

Ваш малыш не перестает удивлять своих маму и папу. Он просто умница: активен в движениях, самостоятельно переворачивается, учится сидеть, радуется полюбившимся игрушкам и, главное – узнает вас. Ну а вы можете удивить его новым питанием.

Потребность грудного ребенка в некоторых витаминах часто не удовлетворяется их содержанием в молоке матери. Чтобы предупредить последствия недостатка витаминов, ребенку с трех месяцев начинают давать сырые соки ягод, фруктов или овощей.

Давая соки, желательно соблюдать большую осторожность, чтобы не вызвать у крохи расстройства пищеварения. Сырые соки лучше давать перед кормлением грудью. Начинать надо буквально с нескольких капель. Убедившись, что не изменяются ни вид, ни частота стула малыша, можно постепенно увеличивать дозу и в конце четвертого месяца дойти до четырех чайных ложек в день, а на пятом месяце – до двух – четырех чайных ложек два раза в день.

Хорошо кормить ребенка смесями соков, например смесью ягодного или лимонного сока с морковным, которая содержит витамины A и C. Очень полезна смесь помидорного и апельсинного соков, также содержащая витамины A и C. Морковный сок несколько послабляет; он полезен при склонности вашего чада к задержке стула.

Приблизительно на пятом месяце следует давать малютке витамин D, предупреждающий рахит (по несколько капель в день).

У детей после четырех месяцев обычно начинает выделяться значительное количество слюны, которую они первое время не умеют еще удерживать, так что она нередко вытекает изо рта. Слюна человека действует на крахмал, превращая его в сахар. Следовательно, появление слюны означает, что малыш уже может переваривать пищу, содержащую крахмал, и что у него появилась потребность в такой пище.

Пяти-шестимесячного ребенка независимо от количества молока у матери необходимо прикармливать, так как он растет, развивается и материнское молоко не может уже удовлетворить всех потребностей его организма. В этот период малыш пробует качественно новые для него продукты. Поэтому нужно быть очень внимательными, ведь именно в это время формируются вкусовые привычки и пристрастия. Все обязательно пройдет абсолютно гладко, если соблюдать следующие правила.

    Прикорм вводится в первой половине дня, чтобы проследить, нет ли неблагоприятной реакции (кожная сыпь, изменение характера стула, боли в животе) при введении нового продукта.

Начинать всегда нужно с очень маленьких объемов пищи (одна чайная ложечка), постепенно (в течение недели) доводя объем порции до полной, положенной крохе по возрасту.

Нельзя начинать прикорм, если ребенок себя плохо чувствует или даже капризничает. «Насильное» кормление приведет к отрицательной реакции на пищу и этот негативный опыт ребенок запомнит надолго.

Какой продукт выбрать для первого прикорма, должен посоветовать врач.

Чаще всего прикорм начинают с зерновых продуктов. Каши очень полезны, имеют высокую питательную ценность. В настоящее время врачи рекомендуют кормить ребенка кашами промышленного производства, так как они имеют гарантированный состав, обогащены важными для детей микроэлементами, минералами и витаминами.

На этикеточной надписи обязательно написано, чем обогащен продукт. Например, если в него добавлены , кальций и магний, то с такой кашей в рационе питания ребенку не страшны заболевания щитовидной железы, он будет расти смышленным, потому что йод помогает мозгу правильно работать. Для успешного формирования костной ткани полезна гречневая каша с такими же добавками. Кушая это вкусное блюдо, малыш растет крепким, сильным и здоровым. Существуют каши, кроме йода, содержащие железо. Этот элемент добавляют для того, чтобы у ребенка не развилась анемия.

Вообще, микроэлементы и витамины очень важны для организма, особенно быстрорастущего детского. Нужно их совсем немного, но уж если их недостаточно, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Например, нехватка витаминов вызывает различные гиповитаминозы, а это всегда беспокойный сон, капризный ребенок, повышенная утомляемость. И даже играть такой малыш будет с нежеланием. Избежать дефицита того или иного витамина или микроэлемента можно с помощью обогащенных продуктов питания, которые помогают полноценному росту и развитию вашего малютки.

Сейчас каши обогащают еще и некоторыми пищевыми природными добавками, например такими, как инулин. Ведь инулин – это природный углевод, который не расщепляется в верхних отделах желудочно-кишечного тракта. Достигая толстого кишечника, под воздействием бифидобактерий, инулин ферментируется. Таким образом, оказывается благоприятное воздействие на состав микробной флоры в кишечнике, опорожнение кишечника проходит очень мягко и регулярно. Благодаря добавлению инулина оптимизируется всасывание кальция, столь нужного для укрепления костной ткани и зубов. Если в дневном рационе малыша присутствует такой продукт, его питание будет полезным и полноценным.

    Если вы кормите грудью, на шестом месяце надо один раз в день перед кормлением давать ребенку жидкую кашу (5%-ную на половинном молоке). Начинают с чайной ложки каши. Затем порцию ежедневно увеличивают. К концу шестого месяца можно ее довести до 150 г. В это кормление грудь крохе уже давать не следует.

На седьмом месяце для прикорма можно использовать 10%-ную кашу. За одно кормление ребенок получает 170 – 200 г такой каши. Перед вторым грудным кормлением желательно дать 100 – 150 г жидкого киселя. В остальные три кормления малютка получает по 170 – 200 г грудного молока.

На восьмом месяце еще одно кормление грудью заменяют картофельным пюре на молоке (или каким-нибудь другим). В это время желательно давать ребенку раза два в неделю половину яичного желтка, сваренного всмятку (если он не склонен к аллер-гическим реакциям). Очень полезно один – два раза в неделю в пюре добавлять тертую свежую морковь. При этом молоко в пюре можно заменить овощным или мясным (куриным) бульоном. В этот период уже можно вместо ягодных соков начать давать тертые сырые яблоки с сахаром. Обычно малютки едят их с большим удовольствием.

На восьмом или девятом месяцах можно добавить к грудному кормлению или к каше свежий творог (сейчас выпускается много подобных продуктов для детей до полутора лет). Он необходим для правильного формирования костей вашего малыша.

С девяти месяцев питание ребенка делается еще более разнообразным. В ассортимент блюд вводится мясной фарш, разбавленный бульоном, а если у крохи появились зубы, – фрикадельки или даже паровая котлетка. Пюре можно заменить мягкими овощными котлетами. Яичный желток лучше давать целиком два или даже три раза в неделю, иногда с бульоном, иногда с тертым сахаром (гоголь-моголь).

Как правило, в последние месяцы первого года мать кормит ребенка грудью только утром и на ночь. Перед кормлением обычно дают творог, печеное яблоко, печенье… К году, а иногда и раньше (все зависит от количества и качества молока у мамы) маленького можно отнять от груди.

Для здорового малыша отнятие от груди при таком постепенном увеличении прикорма проходит легко. Однако мамам надо помнить, что отнимать ребенка от груди можно только посоветовавшись с врачом. Не рекомендуется прекращать грудное вскармливание в летние месяцы, а также во время какой бы то ни было болезни крохи.

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова

Прикорм для младенца на фоне грудного вскармливания - это его полноценное развитие. Данный процесс определяет здоровье ребенка и силу иммунитета в будущем. Из-за растущей потребности организма в белках и витаминах необходимо дополнительное питание. Важно знать схему прикорма грудничка по месяцам при грудном вскармливании, чтобы избежать развития болезней ЖКТ и аллергии с раннего возраста.

Признаки

Характерным маркером готовности к приему прикорма служит первый прорезанный зуб. Однако врачи рекомендуют ориентироваться и по другим признакам. Знакомить грудничков с новой пищей лучше всего с 6 месяцев.

У некоторых детей прикорм может начаться в 4-5 месяцев. Такой «фальстарт» свойственен «искусственничкам». Способствовать раннему прикорму также может наличие аллергии или гипотрофии.

Узнать, готово ли ваше чадо к новому «меню», можно по таким признакам:

  1. Ребенок уже садится, старается управлять своими руками. То есть, происходит созревание головного мозга. Но если малыш еще плохо сидит, а движения его головы неуверенные, то прикармливать ребенка рановато. Он не сможет в нужный момент отвернуться или отказаться от еды.
  2. К полугодовалому возрасту вес младенца увеличивается вдвое. Недоношенные дети должны «нагнать» массу к периоду 6 месяцев в 2,5 раза от веса при рождении.
  3. Малыш остается голодным после кормления грудью. Он также может просить есть раньше времени.
  4. Младенец может вытянуть вперед нижнюю губу. Этот навык позволит кушать с ложечки, открывать рот, как только к нему подносят еду.
  5. Маленький энтузиаст уже проявляет любопытство к столу родителей и внимательно следит за вашими трапезами. Он также не против попробовать «взрослую» еду на вкус.
  6. Врожденный рефлекс выталкивания языком угасает. Эта защита необходима крохе от попадания в рот посторонних предметов. Дайте ребенку попить из ложки. Если он справится с этой задачей и не выплюнет воду, значит настало время нового кормления.

Важно! Пюреобразные смеси, жидкие каши давать необходимо только с ложки. Именно так пища будет обрабатываться слюной малыша и легко перевариваться.


Не стоит ожидать, что все эти признаки одночасно проявятся у вашей крохи. Достаточно нескольких из них, чтобы познакомить полугодовалого малыша с новой пищей.

Введение прикорма

Первый прикорм при грудном вскармливании - это важный этап в жизни младенца. Родители должны придерживаться ряда правил, чтобы адаптация их чада к конкретному виду продукта прошла успешно.

  1. Первый прикорм стоит вводить, когда малыш абсолютно здоров. Его не беспокоят колики, вздутие животика, аллергические сыпи, режущиеся зубы.
  2. Педиатры рекомендуют подкармливать ребенка до основного кормления грудью. Пища должна быть теплая и иметь пюреобразную консистенцию.
  3. Новые каши и пюре даются детям на первом этапе по 1/4 ч. л. Увеличивать порцию до 150-180 гр следует в течение 2-х недель. С каждым разом в блюде должно быть все меньше жидкости, чтобы оно приблизилось к своей естественной плотности.
  4. Меню первого прикорма должны составлять свойственные вашему региону проживания овощи и фрукты.
  5. Дайте малышу время адаптироваться к новым продуктам, добавляя их в рацион с периодичностью в 1,5-2 недели.
  6. Отдавая предпочтение фабричному детскому питанию, следите за сроками годности продукции. Заботливые мамочки не пропустят информацию о составе, в котором должны отсутствовать: соль, сахароза, сахар, декстроза.

Помните, что материнское молоко и после 6 месяцев остается для грудного ребенка главным источником белка, витаминов, минералов. Кроме питательных веществ грудное вскармливание обеспечивает:

  • снижение рисков кишечных и респираторно-вирусных инфекций;
  • уменьшение шансов аллергических заболеваний;
  • оптимальный темп физического и нервно-психического развития детей;
  • снижение риска ожирения и заболевания диабетом.


Задача родителей состоит в том, чтобы понять, как правильно вводить прикорм, который должен дополнять, а не заменять грудное вскармливание. От молока ребенок продолжает получать до 70% энергии в 6-8 месяцев, до 55% в 9-12 месяцев и до 40% в 13-22 месяцев.

Прикладывание к груди все еще происходит по требованию младенца, а вот с новой едой старайтесь соблюдать график по часам. Вот какие правила прикорма при грудном вскармливании дает Комаровский:

Таблица прикорма

С шестого месяца ребенок знакомится с вкусом и консистенцией новых продуктов. В дальнейшем порции будут увеличиваться, а вместе с ними малыш получит:

  • новое общение (теперь его кормит не только мама);
  • развитие координации движений и моторных навыков;
  • заложение основ правильных пищевых привычек.

Первый прикорм малыша – это только монокомпонентное пюре. Лучше всего начинать с овощей, которые не дают , имеют нейтральный вкус, содержат клетчатку и отлично усваиваются. К ним относят:

  • кабачок;
  • тыкву;
  • брокколи;
  • цветную капусту.

К овощным пюре добавляйте по 2-3 капли растительного масла, например, оливковое.

Важно! Все овощи перед употреблением обязательно проходят термическую обработку. Смешивайте кабачки, капусту и тыкву лишь в том случае, когда ребенок пробовал их по отдельности.


В период прикорма мама не выпускает из рук блендер или сито. С их помощью так просто измельчать и перетирать продукты, доводя блюдо до нужной консистенции.

В первый год младенец вполне может попробовать с общего стола такие продукты, как:

  • телятина, домашняя птица в вареном или тушеном виде;
  • отварная нежирная рыба;
  • некоторые бобовые, например, чечевицу, зеленый горошек;
  • «молочку» в виде йогуртов, творога, сыра тофу;
  • овощи в качестве гарнира к основной пище – рису или картофелю;
  • фрукты (бананы, персики, яблоки, абрикос и т.д.).

Важно! Если на какой-либо новый продукт малыш реагирует сыпью, диареей или аллергией, исключите его из рациона на месяц.

Таблица прикорма по месяцам при грудное вскармливании.

Продукты 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 10 месяцев 11-12 месяцев
Пюре из овощей, г 100 120-140 150-160 170 180 200
Безмолочная каша, г 120 140 160 170 170 200
Растительное масло, мл - 1 3-4 до 5 до 5 5-6
Пюре из фруктов, г - 30 50 70 80 100
Мясо, г - - 50 50-60 75 80
Желток - - - 1/4 1/4 1/2
Нежирный творог, г - - - до 40 40-50 60
Хлеб пшеничный, г - - 5 5 до 10 10-15
Сливочное масло, г - - 1 2 до 5 5
Отварная рыба, г - - - - 30 50-75
Свежевыжатые соки, мл - - 30 40-50 60 до 100
Кефир, мл - - - 30 70 до 100

В семимесячном возрасте своего чада руководствуйтесь правилом «трех»:

  1. Один прием пищи – один продукт.
  2. Монокомпонентность блюд.
  3. Безглютеновые продукты.

Первая каша грудничка – безмолочная кукурузная (крупный помол). Ценность такой крупы заключается в отсутствие:

  • глютена в составе;
  • аллергических свойств.



Начинайте с порции по 2,5 гр. На протяжение 10 дней увеличивайте ее постепенно до 150 гр. Далее вводите в рацион гречневую кашу. Торопиться не стоит с манкой и рисом, особенно, если малыш страдает запорами. В этот период еще рано давать хлеб, сушки и печенье из пшеничной муки.

Традиционная манная каша и вовсе признана бесполезным завтраком для малышей. Вместо витаминов и полезных веществ здесь присутствуют сплошные углеводы. Вот почему, кроме чувства сытости, манка ничего больше не дает.

В обед кормите малышей овощными пюре из цветной капусты, кабачков или тыквы. Он уже успел «познакомиться» со вкусом этих продуктов в 6 месяцев, а вы уже знаете на что у него возникает аллергическая реакция, если такова вообще имеется.

8 месяцев

Теперь «кухня» вашей крохи становится более разнообразной. Можно побаловать ребенка:

  • картошкой с низким содержанием крахмала;
  • перепелиным яичным желтком (2 раза в неделю);
  • индейкой, телятиной, мясом кролика.

При успешном введении прикорма, смело добавляйте яичный желток в каши и овощные супы. Вареное мясо стоит вводить с порции в 10 г, в течение 14 дней увеличивая ее до 50 г.


Картофель - опасный продукт, несмотря на то, что его можно вводить в рацион 8-месячного малыша. Количество картофеля в дневном рационе должно быть втрое меньше, чем других овощей.

Важно! Пища приготовленная на пару сохраняет больше питательных веществ.

Также вы можете ввести в меню крохи свежевыжатые соки из яблока, моркови. Их разводят с кипяченой водой в пропорции 1:1, начиная с 5 мл. «Праздничную» порцию в 100 мл малыш должен получить только в 12 месяцев. На десерт предложите ему печеное зеленое яблоко.

9 месяцев

После 9 месяцев ребенку можно давать кисломолочную продукцию (нежирный кефир, йогурт, творог). Если это лето, впору полакомиться банановым или грушевым пюре по 160-180 гр на каждый прием пищи. Осторожно дайте на «дегустацию» перетертую желтую черешню без косточек, персик и сливу.

Питание ребенка в 9 месяце включает:

  • отварное рыбное филе в размолотом виде (минтай, треска, карп);
  • паровые мясные фрикадельки с добавлением мякоти белого хлеба и куриного яичного желтка;
  • овощные пюре из моркови, свеклы, тыквы, белокочанной капусты с укропом или петрушкой;
  • перловую и ячневую каши.

В этот период также проверяйте качество продуктов и однородную консистенцию блюд.


10 месяцев

Если до этого срока вы все еще побоялись вводить в рацион ребенка фрукты и ягоды, начните с компотов из яблок, груш, чернослива. Рацион малыша должен выглядеть следующим образом:

  1. Рыба. Нежирный хек или треска дается 2 раза в неделю, чередуясь с мясными блюдами. В течение 2-х недель объем порции должен увеличится с 0,5 ч. л. до 60 гр.
  2. Гомогенное пюре из субпродуктов (телячий язык, печень домашней курицы). Первая порция должна составлять 2,5 гр, а в последующем постепенно увеличиться до 50 гр.
  3. Фрукты. Перетертые свежие яблоки, груши, чернослив.

Совет! Следите в этот период особо тщательно за стулом ребенка. Груша может спровоцировать запор, а слива и арбуз – диарею.

В этот период грудное молоко будет занимать не более 1/4 всего объема потребляемой ребенком еды. Все продукты в его тарелке должны быть гипоаллергенными. В новинку ему станет свекольное пюре, а вот порция привычных каш возрастет до 200 г. Добавляйте периодически в них творог или нежирный йогурт. Иногда кашу можно заменить запеканкой из круп и макаронными изделиями.

11-12 месяцев

В 11 месяцев малышей знакомят со свеклой в небольших количествах. Им можно предложить баклажаны, кусочек болгарского перца. У вас остается всего 2 грудных кормления - утром и вечером. Остальное время занимаю полноценные завтрак, обед, полдник и ужин. Особенностями меню годовалого ребенка являются:

  • блюда на пару, отварные и тушеные овощи, мясо и рыба;
  • специи, крахмал, усилители вкуса и сахар отсутствуют в рационе;
  • пища может больше не быть однородной, однако кусочки все еще мелкие;
  • цитрусовые, экзотические фрукты и орехи еще не должны быть знакомы крохе.

Мясо и рыбу по-прежнему скомпонуйте с овощным рагу. В 1 год угостите малыша хеком, аргентиной, бротолой. Очень хорошо усваиваются салаты из сырых овощей (морковь, свекла, капуста) с добавлением растительного масла.


Овощи, фрукты, крупы, мясо, рыбу и кисломолочные продукты составляют основное меню годовалого малыша. Ему придутся по вкусу уже знакомые паровые котлеты или тефтельки, рагу из кабачков, аппетитные кнели из куриного филе.

Проблемы введения прикорма

Первые шесть месяцев пищеварительная система грудничка только «учится» правильно функционировать. До полугода она способна перерабатывать лишь грудное молоко и близкие по составу смеси. Остальные продукты требуют выработки ферментов. К такому процессу организм новорожденного еще не готов.

Незнакомый продукт при неправильном введении в рацион ребенка способен:

  • навредить слизистой желудка;
  • создать условия для развития различных заболеваний ЖКТ;
  • причинить дискомфорт малышу ранним развитием аллергических реакций, диареи, запора;
  • повысить восприимчивость иммунной системы;
  • нарушить микрофлору кишечника.

Каши в качестве раннего прикорма должны быть только на воде. Белок коровьего молока является сильным аллергеном. Его нужно вводить в рацион малыша только после 1 года. Не спешить также сахарить и подсаливать, ведь обилие углеводов может развить склонность к детскому ожирению уже в таком возрасте.

Никогда не включайте в меню прикормов:

  • хлебные изделия из муки грубого помола;
  • шоколад и конфеты;
  • копченые, соленые и консервированные продукты;
  • полуфабрикаты;
  • импортные фрукты и овощи.

Чем медленнее будет происходить процесс прикорма, тем успешнее адаптируется маленький организм к разнообразному питанию. Не спешите скупать с прилавков пакетированные нектары, соки и пюре. Они могут раздражающе действовать на пищеварительный тракт из-за фруктовой кислоты в составе.

Следите за состоянием и настроением своей крохи, потому что даже в вопросах прикорма зачастую придерживаются индивидуального подхода.

Очередность введения прикорма грудничку

Введение прикорма: порядок, сроки, особенности

Прикормом называют введение в рацион ребенка первого года жизни новой пищи - более концентрированной и калорийной, чем материнское молоко или его заменители. Постепенно и последовательно прикорм сначала дополняет, а затем и замещает кормление грудью или смесью, подготавливая тем самым малыша к переходу на общий стол.

Сроки введения прикорма

Обычно прикорм вводится с 4-6 месяцев: к этому времени у ребенка появляется дополнительная потребность в растительных белках и маслах, жирных кислотах, различных углеводах, и питательных веществ, поступающих с молоком матери или со , начинает не хватать. К тому же, помимо насыщения, прикорм способствует формированию у малыша навыков жевания, вкусовых предпочтений и привычки к правильному питанию. Кроме этого, является эффективной профилактикой железодефицитной анемии, различных авитаминозов и задержки роста. Таким образом, прикорм является важным этапом развития ребенка, а потому затягивать с его введением нельзя.

Однако и спешить с включением в рацион малыша новой пищи не стоит: введение прикорма раньше четырех месяцев не оправдано с точки зрения готовности ребенка к его получению (потребности питания, физиологическое созревание и т.п.). В частности, у младенцев первых месяцев жизни снижено количество фермента, расщепляющего крахмал и другие чужеродные углеводы, а особенности ротовой полости ребенка в этом возрасте рассчитаны на поглощение исключительно жидкой пищи. Если в рот попадает твердая пища, она тут же выталкивается языком за счет естественных рефлексов, присущих этому возрасту. И только к 4-6 месяцам, когда рефлекс выталкивания исчезает, ребенок оказывается способен принимать полугустую пищу, а значит, и становится готов к началу введения прикорма.

Однако вопрос о сроках введения прикорма зависит, как правило, не только от возраста, но и от состояния здоровья малыша: хорошо ли прибавляет он в весе? не страдает ли различными нарушениями желудочно-кишечного тракта? доношенный ли он? Ответы на эти и другие вопросы помогут педиатру определить, хватает ли малышу количества потребляемого молока и хорошо ли оно им усваивается, и на основании выводов вычислить оптимальный срок введения прикорма для каждого конкретного ребенка.


В отсутствие же каких-либо особенностей со стороны здоровья и самочувствия малыша мама может ориентироваться на следующие признаки готовности ребенка к введению в его рацион новой пищи. Итак, прикорм можно вводить, если:

Вес малыша удвоился с рождения и составляет не менее 6 кг;

Малыш остается голодным после кормления грудью или смесью в объеме более одного литра в сутки;

Ребенок уверенно сидит без поддержки;

Малыш проявляет интерес к пище, которую едят взрослые;

У него отмечается угасание выталкивающего рефлекса;

Ребенок самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу.

Порядок введения прикорма

Так же, как и сроки, порядок включения в рацион малыша новых продуктов зависит от особенностей конкретного ребенка - состояния его здоровья, скорости набора веса и т.п. Например, недостаточная прибавка в весе или учащенный стул - повод подумать о . Напротив, избыточный вес, склонность к запорам - основание .

Также с рождения и при наличии показаний возможно введение в рацион ребенка особых , специально разработанных для малышей. Например, напиток с ромашкой рекомендуется как противовоспалительное средство при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и ОРЗ, с шиповником - используется как витаминный напиток, укрепляющий иммунитет, с фенхелем - нормализует работу органов пищеварения и помогает при коликах, с мелиссой и липой - успокаивает и улучшает сон малыша.

Чуть позже (но не ранее трех месяцев) можно уже начинать введение , которые не только обеспечат малыша необходимым количеством влаги, но и станут для него дополнительным источником ценных витаминов (во многих традиционных схемах прикорм и вовсе начинается именно с соков). А примерно с полугода детское меню можно разнообразить несладкими компотами, сваренными как из свежих плодов и ягод, так и из сухофруктов.

Общие правила введения прикорма

1. В период введения прикорма грудное молоко или смесь остаются основным питанием малыша. Предлагать прикорм следует до кормления грудью или , при этом сразу приучая ребенка к ложечке. должен иметь более вязкую, чем молоко или смесь, гомогенизированную консистенцию, постепенно становясь более густым.


2. Новый продукт нельзя вводить в период болезни ребенка, в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.

3. Введение каждого нового продукта начинают с 1/4-1/2 чайной ложки и постепенно, за 5-7 дней, увеличивают его количество до рекомендуемого суточного объема.

4. Начинают прикорм с однокомпонентных продуктов, давая их в первой половине дня - это поможет отследить их переносимость. В отсутствие реакции можно переходить к смеси двух, а затем нескольких продуктов группы. Например, сначала попробовать однокомпонентные , позже - из двух злаков, а затем и мультизлаковые.

5. Рацион питания расширяется постепенно - не чаще одного нового продукта в неделю. В случае появления нежелательной реакции (покраснение кожи, изменение стула и т.п.) продукт, ставший ее причиной, исключается из меню малыша на 1-2 месяца.

6. Следующий вид прикорма можно предлагать только тогда, когда произойдет полная адаптация (привыкание) к предыдущему продукту.

7. Согласно рекомендациям современных педиатров, лучше всего давать малышу , которые изготавливаются из экологически чистого сырья и благодаря разнообразной рецептуре обеспечивают сбалансированную питательную ценность и оптимальный вкус в любое время года. В более старшем возрасте можно использовать и продукты собственного приготовления, конечно же, при условии полной уверенности в их безопасности.

И, пожалуй, основное правило - запастись терпением и помнить: иногда для принятия нового вида питания малышу требуется до десяти попыток введения нового блюда! Но даже если ребенок настойчиво отказывается от определенного продукта, ничего страшного - просто замените его на другой, ведь сегодня выбор настолько велик, что вы без труда найдете то, что понравится вашему малышу!

Читайте в этой статье:

Введение прикорма — важный момент в процессе развития ребенка. Со временем он перестает насыщаться только маминым молоком, да и маленькому организму требуется все больше витаминов и минеральных веществ для роста и развития. Часто мамы стараются как можно раньше накормить свое чадо чем-нибудь «взрослым», но торопиться в этом деле нельзя. Перед введением прикорма для грудничков обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, изучить необходимую информацию о правилах и сроках знакомства малыша с новой пищей.

Сроки введения прикорма

Вопрос о возрасте для начала прикорма грудничка всегда актуален, и точки зрения в его отношении несколько отличаются.

Так, Всемирная организация здравоохранения рекомендует вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6 месяцев, и этот возраст является минимальным. До этого момента потребности малыша полностью удовлетворяются молоком мамы. Да и желудок грудничка до полугода не готов переваривать что-то, кроме маминого молока, поскольку ферментативная система, которая обеспечивает правильное переваривание «взрослой» еды, формируется лишь к этому возрасту.

Однако часто бабушки малышей советуют начинать уже с 3 месяцев вводить прикорм для грудничков, прежде всего соки, мотивируя это тем, что так раньше делали. Действительно, в СССР было принято начинать вводить соки детям в таком раннем возрасте, но эта система была раскритикована и пересмотрена, на данный момент никакой прикорм, даже натуральные соки, не рекомендуется вводить ранее 6 месяцев.

В редких случаях по показаниям педиатра, например, при анемии, сильном недоборе в весе, прикорм может вводиться ранее 6 месяцев.

Показатели для введения прикорма

Существуют показатели, по которым родители должны оценить, готов ли ребенок к введению прикорма. Итак, вводить прикорм грудничку можно, если он:

  • достиг возраста 6 месяцев;
  • умеет самостоятельно сидеть;
  • проявляет интерес к пище родителей, тянется к их тарелкам и пытается попробовать еду;
  • весит в 2 раза больше, чем при рождении;
  • чаще стал просить грудь;
  • может отворачивать голову от ложки, если ему не нравится еда или напиток;
  • не выталкивает ложку языком изо рта;
  • здоров.

При соответствии ребенка всем перечисленным признакам можно знакомить его с новой, «взрослой» пищей. Следует помнить, что на момент введения прикорма малыш должен быть абсолютно здоров, он не должен находиться в состоянии стресса, вызванного переездом, изменениями в составе семьи, периодом активного прорезывания зубов.

Порядок введения прикорма

Существует две схемы введения прикорма для грудничков — традиционная и педагогический прикорм.

Традиционная схема предусматривает вводить прикорм в определенном порядке. Этой схемой пользуется большинство матерей.

Первый прикорм должен быть из числа низкоаллергенных продуктов. В качестве первого прикорма рекомендуется ввести однокомпонентные овощные пюре. К овощам, подходящим для раннего введения, относятся кабачок, цветная капуста, брокколи. Затем можно вводить морковь, зеленый горошек, тыкву, картофель (предварительно вымоченный в воде несколько часов). Монокомпонентные пюре постепенно можно заменять пюре из двух и более видов овощей.

Если ребенок плохо прибавляет в весе, вместо овощного пюре первым прикормом может стать безмолочная каша, при этом важно, чтобы она не содержала глютена. К безглютеновым кашам относятся гречневая, рисовая и кукурузная. Каши с содержанием глютена (пшеничную, овсяную, многозерновые) лучше вводить после 9 месяцев. В это же время можно начинать добавлять в них цельное молоко. Каша дается 1 раз в день.

Каждый новый продукт нужно давать перед кормлением грудью, в утреннее время, постепенно, начиная с половины чайной ложки. С каждым днем количество пюре увеличивается вдвое и таким образом доводится до возрастной нормы. Каждый новый продукт предлагается через 1-2 недели после уже введенного. При этом новый продукт дается в дополнение к старому, вместе по объему они должны составлять возрастную норму.

Для контроля за реакцией ребенка на новые продукты лучше всего вести пищевой дневник, куда записывать, что и когда малыш ел и какая реакция была на пищу. Если после введения нового продукта появились высыпания на коже, жидкий стул или, наоборот, запор, то данную пищу нужно на некоторое время (примерно на 1 месяц) исключить из рациона. Если малышу не понравился определенный продукт, он отворачивается от ложки или выплевывает его, то не нужно настаивать и кормить насильно. Такую пищу тоже следует на время исключить и предложить через некоторое время. Иногда ребенку требуется более 10 раз предложить продукт, чтобы он его распробовал.

После введения первых овощей и каш нужно начинать добавлять в блюда небольшое количество сливочного и оливкового масла (0,5-1 ч.л.). Сливочное масло отлично сочетается с кашами, а оливковое хорошо подойдет к овощам. Масла содержат необходимые растущему организму жирные кислоты, прежде всего, ненасыщенные (содержатся в оливковом масле), и помогают при запорах.

Все напитки с возраста 6-7 месяцев нужно начинать давать пить из чашки, а не из бутылочки, чтобы ребенок обучался этому навыку. Первоначально чашку должен держать взрослый, а к годику можно начинать давать ребенку держать чашку самому. В качестве напитков подойдет обычная вода, некрепкий чай, компоты без сахара, сильно разбавленные соки.

Примерно с 7 месяцев можно заменять одно из кормлений грудью на полноценный прием обычной пищи. Для этого лучше всего подойдет какое-нибудь сытное блюдо, например, каша или мясо с овощами.

С 7-8 месяцев можно вводить в рацион грудничка овощные, мясные бульоны. С 8 месяцев ребенок 2-3 раза в неделю уже может есть мясо, в первую очередь индейку, кролика, которые являются наиболее низкоаллергенными. Затем можно пробовать курицу, говядину и телятину. Норма мяса до 1 года — не более 50 г в день. В это время можно начать давать ребенку ржаной и пшеничный хлеб, детское печенье, сухарики. Причем лучше всего, если он самостоятельно будет есть эти продукты, держа их в руке. Так малыш учится жевать, кусать, тренируя таким образом десны, зубы, челюсти, жевательные мышцы.

Яичный желток, который можно добавлять в мясные и овощные блюда, необходим ребенку в качестве источника витамина Д. Поэтому с 7-8 месяцев этот продукт должен присутствовать на столе малыша.

В этом же возрасте рекомендуется вводить фрукты в детский рацион. Начинать следует с фруктов с низкой вероятностью возникновения аллергии: зеленых яблок, груш, слив. При отсутствии негативных реакций ребенка можно пробовать и другие фрукты: бананы, киви, персики. Фрукты важны в рационе, поскольку содержат большое количество витаминов и клетчатки. Давая сначала фруктовые пюре, постепенно следует переходить на кусочки фруктов, которые нужно давать малышу, чтобы он учился кусать и жевать.

Творог и кисломолочные продукты, такие как кефир, можно вводить в рацион грудничка в возрасте 8 месяцев. Лучше покупать специальные детские творог, кефир и йогурт или готовить их самим.

С 9-10 месяцев 1-2 раза в неделю в качестве прикорма малышу можно предлагать рыбу, из которой наиболее подходящими будут треска, хек, судак, минтай, морской окунь.

В качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам лучше использовать овощи, поскольку они помогают выработке желчи и пищеварительных ферментов, а содержащаяся в них клетчатка способствует более легкому усвоению белка и выведению продуктов обмена веществ.

Что касается соков, то педиатры не рекомендуют вводить их ранее 1 года. Раннее введение соков, особенно неразбавленных, грозит для ребенка заболеваниями желудочно-кишечного тракта, поскольку сок — это тяжелый продукт для незрелой пищеварительной системы детей.

Для питания ребенка можно как использовать готовое детское питание в баночках или коробочках, так и готовить пищу самим дома. Овощи и мясо лучше либо отваривать, либо готовить на пару. Соль и сахар при готовке использовать не стоит. До 8-9 месяцев пищу лучше измельчать блендером, но постепенно можно начать разминать еду вилкой, чтобы ребенок привыкал к наличию кусочков в еде и развивал жевательные навыки.

Педагогический прикорм

Педагогический прикорм — это знакомство ребенка с новыми продуктами в очень маленьких количествах — тех, что помещаются между указательным и большим пальцами мамы. То есть родители предлагают своему малышу ту же еду, которую они едят в данный момент. Конечно, таким количеством ребенок не наестся, но это и не является целью педагогического прикорма. Главное в этой схеме — познакомить малыша с новыми продуктами и их вкусами. А насыщение будет происходить грудным молоком, которым мама будет докармливать его после получения родительской еды. Если ребенку нравится продукт, его объем можно постепенно увеличить до 3 ч.л. Плюсами педагогического прикорма является то, что не нужно насильно заставлять ребенка пробовать пищу, он учится есть самостоятельно, ему не приходится перетирать еду и он сам постепенно выбирает продукты, которые ему нравятся. Как правило, около года малыш уже сам с удовольствием начинает есть взрослую пищу.

При педагогическом прикорме малыша кормят с родительского стола. Но нельзя ни в коем случае забывать, что копченая, жареная, жирная, соленая пища ребенку противопоказана. Не стоит раньше времени знакомить его и с такими продуктами, как сосиски, колбаса, полуфабрикаты, торты, пирожные. Чем позже такая пища попадет на стол малыша, тем лучше будет для его здоровья.

Подведение итогов

Какую схему введения прикорма выбирать, должна решить мама, ведь только она знает, что лучше для ее ребенка. Хорошим вариантом будет введение прикорма для грудничков по традиционной схеме с использованием педагогического прикорма для развития пищевого интереса у малыша.

К возрасту 1 год дети уже обычно едят достаточно много блюд: мясные и овощные пюре, супы (лучше на овощном бульоне), каши, фрукты, творог, кефир, печенье, хлеб.

При приготовлении блюд нужно уделять внимание их красивому оформлению, красочной посуде, чтобы заинтересовать малыша и пробудить у него аппетит. Составляя рацион маленького члена семьи, нужно учитывать его индивидуальные пристрастия и потребности. Следует поощрять самостоятельность малыша при приеме пищи — пусть он сам берет кусочки еды и несет их в рот, своими ручками держит чашку. Конечно, родители должны помогать своему чаду в этом непростом деле, поддерживать необходимый уровень безопасности и чистоты вокруг, но не стоит превращать каждый прием пищи в пассивное открывание рта малышом перед ложкой с едой. Пусть он станет активным участником процесса!

В любом случае при знакомстве ребенка с взрослой пищей нужно использовать правило постепенности и осторожности, не заставлять есть его насильно, прислушиваться к желаниям своего малыша. Нужно помнить, что до 1-1,5 года грудное молоко должно быть основным питанием для ребенка. А полный цикл введения прикорма в среднем занимает 1 год, поэтому торопиться не стоит. Тогда у ребенка не возникнет никаких неприятных последствий, у него сформируется здоровое отношение к еде на всю жизнь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!