Калфак татарский женский головной убор выкройка. Презентация на тему татарский национальный костюм. Целью исследовательской работы является

Чтобы сшить национальный головной убор вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно купить за 450-700 рублей. Стоит ли тратить на рукоделие столько времени? Конечно, стоит – считают мастерицы.

Праздник плуга Сабантуй – важное мероприятие в жизни татар и башкир, пышно отмечающих окончание полевых и посевных работ. В текущем году с 1 июля народные гуляния стартуют в районах Татарстана, а 15 июля торжества пройдут в Казани. В эти дни людям хочется выглядеть особенно красиво и празднично. Неотъемлемой частью мусульманского национального костюма является тюбетейка. Она удобна, практична и красива. Как сделать национальный головной убор к празднику «Татар-информ» рассказала старший научный сотрудник Казанского государственного и природного музея-заповедника «Иске Казан» Фания Закирова.

«Тюбетейки шьют на швейных машинках, но мое изделие – ручная работа. Секретов мастерства как таковых нет. Каждая мастерица включает в творчество всю свою фантазию и вкладывает душу. Рукоделие требует усидчивости, терпения, усердия. Раньше в Высокогорском районе была артель “Ак калфак"", которая занималась пошивом головных уборов для мусульман. Сейчас местные жительницы вышивают тюбетейки дома. Приезжающие в район туристы проявляют большой интерес к пошиву мусульманских головных уборов», – сообщила собеседница.


Тюбетейка шьется из бархата. Важным моментом в рукоделии является украшение изделия вышивкой. Национальный орнамент мастерицы расшивают разноцветным бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинками и пайетками. В конце 19 - начале 20 века некоторые зажитые татары украшали головные уборы янтарем и жемчугом. Тюбетейка состоит из двух частей – конуса и круглого верха. Выкройка делается с учетом размера головы. На каждую деталь выкраивается по три части. В качестве подкладки можно использовать сатин. Деревянные болванки подбираются с учетом подходящего размера.

Поскольку это исламский национальный головной убор, то в качестве его украшения лучше выбрать растительный орнамент. При этом нельзя использовать изображения животных и людей. Если мастерица знает значение символов и знаков, то может ими воспользоваться. Сначала делаем рисунок на бумаге. После этого берем прозрачную пленку и штопальной иглой прокалываем трафарет. Расстояние между проколами составляет 5-6 мм. Готовый трафарет с дырками кладем на заготовку. Чтобы перевести рисунок на ткань, потребуется зубная паста и щетка. Зубную пасту наносим на щетку и проводим по контуру рисунка», – пояснила Фания Закирова.

Бархат с готовым и подсохшим рисунком надеваем на пяльцы. Далее вышиваем рисунок разноцветным бисером. Орнаментом украшаем верх и бока тюбетейки. Для этого нанизываем поочередно бисер на иглу. Можно вышить рисунок сплошной линией, а можно выбрать расстояние между бисеринками. Если бисер мелкий, то на иголку можно нанизывать сразу по несколько бисеринок. Далее подшиваем к изделию сатиновую подкладку, простегиваем боковые части и вдеваем шпагат. Это нужно, чтобы тюбетейка держала форму. Чтобы правильно пришить верх головного убора, лучше использовать булавки. Для удобства их лучше закрепить в четырех местах. Готовое изделие мастерица рекомендует пропитать пищевым желатином. Для этого желатин нужно предварительно растворить в теплой воде и довести до кипения. Готовый раствор наносится чистой щеткой на внутреннюю часть изделия. Это нужно, чтобы тюбетейка стала жесткой, лучше держала форму.


«После этого изделие нужно просушить на батарее или оставить на ночь. Тюбетейка готова! Чтобы сшить головной убор своими руками, вам потребуется 2-3 дня. Готовое изделие можно приобрести за 450-700 рублей. Некоторые в деревнях шьют тюбетейки целыми семьями. Скажу по секрету, что сегодня ручная работа встречается редко. Чаще тюбетейки шьют на швейных машинах. Но в ручном труде нет ничего сложного. Нужно лишь время, желание и хорошее настроение», – отметила Фания Закирова.


Собеседница рассказала, что существует две версии происхождения тюбетейки. По одной из них считается, что она пришла к нам от турецкой фески. Согласно второй версии, изначально тюбетейка служила подшлемником для тюркского воина, чтобы облегчить силу возможно удара по голове противником. Фания Закирова уверена, что национальный головной убор должен быть в каждой тюркской семье. Мужчины надевают тюбетейки в мечеть, на Сабантуй, Никах и другие праздники. Тюбетейки стали оригинальным сувениром, визитной карточкой Татарстана.

Нам потребуются материалы:

1. Бархат черного, зеленого, синего или другого цвета.

2. Хлопчатобумажная основа для подклада.

3. Шпагат.

4. Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, бусины, паетки и другие украшения.

5. Однотонный черный сатин, ситец или саржа для подкладки.

6. Калька для узора.

7. Картон для лекала.

8. Швейные и бисерные иголки, а также иголка с большим глазком.

9. Белые и черные нитки.

10. Пяльцы диаметром 22-25 см.

11. Прочная ткань для натягивания на пяльцы.

12. Английские булавки.

13. Наперсток.

14. Ножницы, бумага, карандаш, линейка.

15. Мыло или мелок портновский.

16. Форма (болванка).

17. Пищевой желатин.

18. Зубная щетка и паста.


Ход работы

1. Изготовление выкройки необходимого размера.

2. Выкраивание частей из бархата.

3. Раскрой подкладки.

4. Вышивание верха и края тюбетейки.

5. Простегивание частей.

6. Сшивание частей тюбетейки.

7. Обработка изделия желатином.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов. Ширина тюбетейки составляет 10-11 см, при этом 1,5-2 см остается на шов. К примеру, для головного убора 58 размера делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки - 19 см (радиус - 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.


Вышивка тюбетейки

Изделие вышиваем бисером, жемчугом, стеклярусом, бусинами или паетками. Эту работу нужно проделать после раскроя, до простегивания. Бисер можно использовать одного или нескольких цветов. Используем тонкую иголку.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата. Шитье необходимо начинать с нижней части края изделия. Подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и пришивайте нижнюю часть. Чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону. По низу головного убора сделайте аккуратный шов. Отступив на 3 мм вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат.

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки - 8-9 см и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом «вперед иголка» наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили плотные веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.


При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен. Теперь надо прошить верх тюбетейки. Верхний круг изделия разделите дугообразными линиями на 6 частей. Каждую часть по отдельности нужно простегать и проложить веревочками. Чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, используйте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку пришейте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала прошейте все 6 дугообразных линий, проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так прошейте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Пришивайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте. Выверните тюбетейку, обработайте раствором пищевого желатина изнутри, наденьте на болванку до высыхания.


Обсудить ()

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».


В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX - начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.


Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.


Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», - ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака - скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.


В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки - особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.


Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».


В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца - шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.


В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор-мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер-хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон - красный, синий,
фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Если интересно, в метке * * можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX - начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.


Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», - ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака - скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки - особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».


В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца - шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.


В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор-мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер-хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон - красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Если интересно, в метке * * можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))





















Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!