Изобразительная деятельность как средство развития воображения дошкольников. Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей с аутизмом

В последнее время в России заметна тенденция к росту числа детей, имеющих нарушения развития различных сфер – двигательной, интеллектуальной, психической. Разнообразие заболеваний впечатляет: заболевание, сопровождающееся расстройствами двигательных функций, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и др. Рост частоты рождения детей с нарушениями развития является важной социальной проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях.

Среди вызовов, стоящих перед обществом, чрезвычайно острым является обеспечение равного доступа к образованию всех детей, особенно тех, кто нуждается в специальных условиях воспитания, коррекционного обучения и развития личности, социальной интеграции в реальную жизнь.

Аутизм является спектральным расстройством, нижняя граница которого – классический аутизм с тяжелыми нарушениями, а верхняя – высоко функциональный аутизм и синдром Аспергера. Аутизм занимает особое место среди детских патологий в связи с тяжестью, длительностью и влиянием на всю семью . Большинство авторов одним из главных нарушений считают недостаток коммуникативных навыков. Дети с расстройствами аутистического спектра имеют большие различия в их речевых способностях. Исследователи выделили три группы: дети с нормальными лингвистическими способностями (25%), дети с ограниченными лингвистическими способностями (60%) и дети с отсутствующей речью (15%) . Подчеркивается, что недоразвитие вербальной коммуникации не компенсируется спонтанно посредством использования невербальных средств и альтернативных коммуникативных систем. Проявления речевых нарушений при аутизме разнообразные по характеру, динамике и в большинстве случаев отражают специфику аутизма, а именно – несформированность коммуникативного поведения.

Независимо от срока появления речи и уровня его развития, ребенок с аутизмом не использует речь как средство общения. В связи с этим, мы предлагаем исследовать коммуникативно речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра, а именно – особенности их диалогической речи.

На сегодня в России существует недостаточность диагностических и учебных методик, позволяющих оценить уровень сформированности коммуникативных навыков и построить систему их формирования у детей с расстройствами аутистического спектра. Также не разработаны методики исследования диалогической речи и программ влияния на способность детей этой категории. Имеются лишь описанные отдельные методические приемы, но их направленность не столько на совершенствование коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом .

Исследование психомоторной сферы ребенка с задержкой психического развития свидетельствуют о ее несовершенстве прежде всего, это проявляется в особенностях двигательной сферы. У детей отсутствуют тяжелые двигательные расстройства, однако отстает двигательное развитие, имеет место нарушение регуляции произвольных движений (сознательные движения, характеризующихся целеустремленностью), а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств (сила, скорость, выносливость, ловкость, гибкость) наблюдается несовершенство мелкой моторики рук.

При задержке психического развития имеют место особенности моторного развития:

  • отставание (по сравнению с нормой) становление произвольных двигательных и статических функций;
  • замедленность и недостаточная скоординированность произвольных движений;
  • повышенная двигательная активность, неусидчивость, расторможенность;
  • затруднения в усвоении новых двигательных действий, особенно связанных с мелкими точными движениями;
  • недостаточность двигательного тонуса, что приводит к нарушению автоматизации движений и действий;
  • повышенная истощаемость (замедление темпа, нечеткость движений с последующей потерей двигательного стереотипа)
  • недостаточность ритмичности и автоматизации движений;
  • недостаточное развитие мелкой моторики,
  • общее физическое и соматическое ослабление .

Основными причинами таких нарушений считается незрелость морфо функциональных структур мозга, ответственных за организацию и регулирование двигательной активности, а также выраженное органическое поражение подкорковых и корковых структур головного мозга.

В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. В них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.

В этой связи следует особо выделить роль рисования в развитии восприятия пространства и пространственных представлений. Развитие у детей восприятия, представлений и других психических процессов невозможно без активного участия мышления. Художники-педагоги, исследующие эту проблему отмечают, что при занятии изобразительной деятельностью у рисующего активно работают не только зрение и рука, но, главным образом его сознание, творческая мысль, воображение .

В ходе изобразительной деятельности ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и некоторые другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания.

Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у учащихся и при восприятии произведений изобразительного искусства. Однако характер даются детьми оценок очень неоднородно, и зависит, прежде всего, от индивидуальных возможностей школьников и эффективности проведенной с ними работы .

Высказывания учащихся младших классов при рассмотрении художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их, не связывая с содержанием картины в целом. Недостаточное узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает разного рода ошибки при определении темы художественного произведения, предопределяет неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьники радуются понравившейся им картине, снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображены объекты, но и определить их цвет, величину, форму .

Уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии эмоционально-эстетического восприятия и учеников старших классов. Благодаря систематическим занятиям школьники способны, в частности, определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие. Под руководством педагога они могут сопоставить одну картину с другой, провести их сравнительный анализ .

Учащиеся оказываются в состоянии выделить и некоторые изобразительные средства, использованные художником. У старшеклассников появляются любимые картины, которым они отдают предпочтение при рассмотрении и разборе. Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий в течение школьного обучения помогает в определенной степени преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся.

Нами было проведено экспериментальное исследование по определению роли изобразительной деятельности у детей с аутизмом на базе МБОУ школы №5 г. Бор.

С целью обеспечения воспитания ценностного отношения к жизни у детей с функциональными ограничениями мы обратились к существующим моделям арт-терапевтической работы и взяли за основу модель проведения арт-терапевтического занятия, предложенную А. Копытиным. В соответствии со спецификой работы с детьми с функциональными ограничениями, структура каждого занятия этой программы содержит следующие этапы: подготовительный; информационный; художественно-творческий; творческо-рефлексивный; итоговый этап.

Наблюдение за детьми показало, что они с удовольствием включаются в процесс выполнения упражнений, иногда даже не дослушивая до конца задачи, отвлекаясь на элементы изображения и включаясь в обсуждение с «соседом» созданных образов уже во время первого рисунка. Поэтому стоит (по возможности) размещать детей в кругу, уменьшит их взаимодействие в процессе создания рисунков, но не повлияет на формирование атмосферы доверия и сказочности во время проведения занятия.

Во время выполнения задания педагог может общаться с участниками группы или с каждым отдельно. По его изображению делать для себя пометки в блокноте относительно элементов изображения, но на все просьбы и запросы о помощи должен объяснять, что это рисунок по воображению и важно рисунок самого ребенка, так это то, что он представляет и хотел бы передать.

Что касается рисунка своего имени, то, как отмечает А. Деркач, эта задача носит не столько диагностический характер, сколько выполняет функцию психологического настроя на работу. Цветовая гамма, характер форм и линий несут на себе определенный эмоциональный отпечаток и позволяют продиагностировать тип мышления ребенка (образный или абстрактно-логический или их гармоничное сочетание). Также можно определить состояние развития воображения и фантазии, эмоциональное состояние ребенка. Так, например, цветовая гамма работы и характер линий, свидетельствуют об уверенности (ровная, без указания и разрывов). Или, наоборот, не уверенность и тревожность (общий размер изображения в соответствии с четвертой части листа свидетельствует о следующем: очень маленький рисунок – заниженная самооценка; среднего размера – адекватная, очень большой – тенденция к завышенной самооценки) и т.д.

Все указанные параметры интерпретации первого рисунка используются и при анализе следующих изображений и обсуждаются с детьми во время разбора их работ.

Рисунки со второго по четвертый этапы предложенной арт терапевтической техники базируются на методе направленной визуализации, позволяет детям перенестись в сказочный мир и представить себя в роли объектов живой природы, стать желанным сказочным персонажем, создает фантастическую атмосферу творчества и безопасности.

Такой подход позволяет ребенку во время художественно-творческой деятельности не только создать образ, но и «раскрыть» свои представления о себе через характеристику избранных персонажей; услышать мнение окружающих (их впечатления) от созданных образов, способствует осознанию ребенком разницы между собственным отношением к себе и отношением окружающих. А в дальнейшем осуществить положительное влияние на социальную самореализацию детей с функциональными ограничениями.

Приведем пример, так среди представленных рисунков интересной, на наш взгляд, является работа девушки, которая изобразила не свое собственное имя, а то, которое хотела бы иметь – «Ангелина». Также на рисунке отсутствует сказочный герой, а вместо него написано «нет», что вызвало удивление детей в группе; изображение «цветка» и «медведя Тедди» всем очень понравилось. После обсуждения серии рисунков девушка дорисовывала «волны» у «имени» и два цветка у «медведя», что больше понравилось как самому ребенку, так и участникам занятия. Неприятие собственного имени и отсутствие героя связаны с отсутствием удовлетворения собой, что, в свою очередь, связано с имеющейся задержкой психического развития. Ребенок ассоциирует себя с «успешной подругой Ангелиной», а себя воспринимает как «медведя» - неуклюжую, но любящую других существо.

Итак, особенности воспитательной работы с детьми с аутизмом создали необходимость обращения нашего внимания на современные методы, в частности тренинговую форму организации работы. Поскольку тренинг является своеобразной формой «упражнения», что позволяет в пределах отведенного времени отработать на практике усваиваемый материал с помощью упражнений и арт-терапевтических технологий, этот формат работы позволяет эффективно строить воспитательное взаимодействие взрослого и ребенка с аутизмом в условиях инклюзивного образования.

Кроме того, игровые моменты, использование арт-терапевтических возможностей варьирования структуры тренинговой работы позволяют обеспечить атмосферу доверия, что способствует снятию эмоционально-физического, эмоционально психологического напряжения и барьеров общения. Для самого ребенка такой творческий процесс позволяет отвлечься от «обычных дел», способствует активному включению в сказочно-фантастическую арт-терапевтическую работу, направленную на воспитание ценностного отношения к жизни.

Таким образом, аутизм является спектральным расстройством. Это означает, что паттерны (набор стереотипных поведенческих реакций) симптомов заболевания, уровень способностей аутичных лиц, другие характеристики, которые имеют место при аутизме в самых разнообразных комбинациях, и болезнь в целом могут быть разной степени тяжести. Следовательно, формирование у детей с аутизмом коммуникационных действий происходит только под воздействием целенаправленного коррекционного обучения, требует опоры на индивидуальные склонности ребенка к определенной деятельности (двигательной, музыкальной, изобразительной, речевой) и руководства со стороны взрослого. Перспективой развития данной темы предполагается разработка и подбор упражнений и приемов игрового взаимодействия основного этапа Программы формирования эстетической мысли у детей с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы:

  1. Буковцова, Н. И. Формирование фонематического анализа и синтеза у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. И. Буковцова // Логопед в детском саду. – 2014. – №1. – С. 47–52.
  2. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития / Е. Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – №1. – С.11–17
  3. Дмитриева Е.Е. Особенности коммуникативно-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития / Е.Е. Дмитреева // Специальная психология. – 2015. – №1. – С. 51–54.
  4. Кондратьева С.Ю. Развитие связной речи дошкольников с задержкой психического развития на модели обучения рассказываниию по картине / С. Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – №1. – С. 31–33
  5. Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина – СПб. : Речь, 2014. – 352 с.
  6. Маркова Т. А. Приучайте маленьких детей к домашнему труду / Т.А. Маркова – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2017. – 45 с
  7. Маркова Т. А. Трудовое воспитание дошкольника в семье / Т.А. Маркова. – М. : Учпедгиз, 2016. – 64 с.
  8. Савинов, А.М. Активизация процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками на начальных этапах обучения студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: дис. канд. пед. наук/А. М. Савинов – М., 1999. – 240 с.
  9. Терентьев, А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: пособие для учителей / А. Е. Терентьев – М. : Просвещение, 1981. – 175 с.

Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» .

Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала .

Изобразительное творчество - это отражение окружающего мира в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет направленность ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и направленность способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

Способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

Способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;

Способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

Способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Для того, чтобы создать выразительны творческий образ нужна способности к художественному выражению:

Эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимаемого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечатлений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству : активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявления способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей .

Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте . В структуре этой способности выделяются три компонента:

Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, сила нажима) плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способностей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел .

Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Изобразительная деятельность является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, она позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.

По мнению А.В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Изобразительная деятельность выступает в роли материальной опоры дальнейшей деятельности ребенка дошкольного возраста .

В.С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы.

Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. И.Е. Репин писал: «И при гениальном таланте только великие труженики могут достичь в искусстве абсолютного совершенства форм. Эта скромная потребность к труду составляет базу всякого гения» .

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал, этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которую он стремится осуществить.

Основополагающая задача изобразительной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям проблем. Она связана с развитием интеллектуальных свойств личности дошкольника.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может выделять по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого.

творческий воображение изобразительный


Шарова Валентина Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ детского сада № 365 г.о. Самара

Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества - обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения. Изобразительная деятельность это познавательная деятельность ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Еще Аристотель отмечал, что занятия изобразительной деятельностью способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - А.Я Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия художественной деятельностью создают основу для всестороннего развития ребенка. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет сам процесс.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
развитие эмоциональной сферы.
Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
организация предметно-развивающей среды;
создание ситуации успеха;
сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
выстраивание на занятии игрового сюжета;
создание ситуации творческого поиска;
стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
применение разнообразных художественных материалов и техник;
наличие творческих заданий;
проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
интеграция различных видов искусства;
обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы:
Наглядный метод - использование натуры, показ репродукций картин, образцов наглядных пособий, отдельных предметов; показ различных приемов изображения; детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесный метод – беседа, указание педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. Цель метода - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.
Игровой метод - для детей дошкольного возраста большее место в воспитании и обучении занимает игра. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к выполнению задачи, облегчают работу мышления и воображения.
Метод стимулирования занимательным содержанием - это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Метод позволяет создать атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества обучающихся через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.
Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций.
Метод создания ситуации творческого поиска. Метод предполагает наличие задания, содержащего творческий компонент, для решения которого ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат рисунки, выполняемые по воображению.
Технологические приемы, используемые в работе – это технологии, позволяющие сочетать различные материалы в одной творческой работе (акварель, гуашь, пастель, маркеры, цветные мелки, пластилин и глина, крупа, нитки, ткань, мех, кожа и др.). Варианты объединения материалов могут быть самые разнообразные. Важно показать детям не эталон правильного изображения предметов, а разнообразие возможностей в трактовке образов.
В результате выполнения подобных заданий ребенок воспринимает взрослого не как контролера, который будет проверять правильность выполнения рисунка, а как помощника в достижении желаемого результата. Новые технологические приемы работы позволяют развить фантазию ребенка, создать в его воображении более яркие образы, развить инициативу, эмоционально – волевую среду, позволяющую смело воплощать собственные замыслы.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.

В данной статье рассматривается важность занятий по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте для речевого и эстетического развития ребенка. Описываются различные средства по изобразительной деятельности дошкольников разных возрастных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Изобразительная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорных функций.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т. д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л. С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
  • становление и развитие речи как средства общения;
  • совершенствуется регулирующая функция речи.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Таким образом, "есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга". Поэтому рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда - это эффективные пути развития ребенка, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму, для коррекции нарушенных функций.

В детском развитии слово предшествует изображению, и в 2 – 3 года ребенок уже может объясняться с помощью речи с другими людьми, а рисование в это время находится еще в доизобразительной каракульной стадии динамических графических упражнений и не имеет явного смыслового значения. Но когда рисунок становится «похожим» и узнаваемым, тогда ребенок стремиться назвать его, изображение обретает имя. Он открывает и начинает осваивать новый язык общения – через изображение, которое может быть воспринято и корреспондируемо другими. Рисование надолго становится ведущей деятельностью детей, оказывая многостороннее влияние на их развитие.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.

Непосредственно образовательная деятельность выделяет некоторые формы:

  • Декоративное рисование – изображение орнаментов, узоров, элементов народного творчества,
  • Предметное рисование – состоящее из отдельных изображений;
  • Сюжетное рисование – отражающее совокупность действий и событий.

В основном в работе с детьми используются цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При рисовании карандашом развивается ритмичность движений, тренируются пальцы кистей рук и зрительная координация. Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, замкнутые формы, вогнутые линии. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка, развивает планирующую функцию речи. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающего мира. В процессе рисования красками дети имеют возможность творчески экспериментировать – рисовать пальцами, ватными палочками, применять различные приемы печатания. Это позволяет полнее передать особенности изображаемых объектов, их фактуру. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков, а подчас и непосильны для дошкольников с проблемами.

При обучении детей рисованию, перед нами стоит задача не просто выработать у них определенную технику рисования. Чтобы занятия имели также коррекционный эффект, необходимо уделить внимание формообразующим движениям и регуляции рисовальных движений по ряду показателей: плавность, непрерывность, умение изменять направление движений под углом, переход от одного движения к другому. Сформировав, таким образом, ручную умелость, мы подготавливаем руку ребенка к овладению письмом, а также расширяем круг его изобразительных возможностей. Ребенок сможет без затруднений выразить любой свой замысел, расширится круг его представлений, в его словарь войдут новые понятия.

В процессе непосредственно образовательной деятельности по аппликации дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занимательных дел у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, память, пространственное мышление, развивать мелкую моторику пальцев, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращать его в цветы, птиц, животных, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

В процессе лепки, манипуляций с пластилином или глиной идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, в качестве вывода выносится положение, что все виды изобразительной деятельности, использованные в коррекционной работе, оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи. Каждый из данных видов изобразительной деятельности обладает особыми, только ему присущими чертами, и эти особенности мы использовали для развития запрашиваемых сторон.


Дошкольный возраст является возрастом интенсивного развития личности ребенка. Именно в период дошкольного возраста развиваются многие психические процессы, в том числе происходит творческое развитие. Если в этот период творческому развитию не уделять должное внимание, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с тем исчезает радость творчества, труднее формируются умения воспринимать и ценить все хорошее, что обедняет личность, снижает возможности становления творческого мышления. Поэтому творческое развитие выступает одной из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент [ФГОС ДО ст. 1.6]. В настоящее время творческое развитие понимается, как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе, которое активно проявляется в деятельности ребенка, особенно ярко в изобразительной деятельности.

В своих работах А.В. Брушлинский определяет творчество, как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. Сущность творческого процесса заключается в создании новых комбинаций на основе имеющегося опыта. Характерными особенностями творчества является:

  • 1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • 2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  • 3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • 4. Наличие субъективных (личностных качеств. знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • 5. Новизна и оригинальность процесса или результата.

Иное определение дает Я.А. Пономарев, считая, что творчество - характерная черта человека, предназначающая быть его творцом. То есть творчество для ученого есть свойство и живой и неживой материи, присущее и человеку, и обществу. Согласно Я.А. Пономареву, творчество - необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с их возникновением меняется и сама форма творчества .

Ю.А. Бычков определяет творчество, как деятельность по созданию качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение, поиск новых путей решения, создания чего-то нового, проявляющегося в новаторстве и инициативе .

Противоположное мнение выдвигает философ А.М. Коршунов, выдвигая позицию, что создание нового не есть творчество, а самое прямое отражение действительности. "Создаваемые человеком представления отсутствующих вещей также являются отражением. В отражении слито воспроизведение настоящего, прошлого, будущего" . Однако отражение хоть и является более широкой категорией, но не подразумевает обозначение всей деятельности человека. То есть "творчество" есть специфический вид отражательной человеческой активности.

Многие психологи определяют творчество, как процесс познавательной, эмоциональной, волевой сферы человеческой личности. А.Н. Леонтьев трактует понятие творческие способности так: "Творческие способности - это качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, оригинального, субъективно или объективно значимого творческого продукта […]. Творчество - синоним оригинального мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творчество зиждется на свободе воли и воображения. А воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно, неповторимо отражается мир" .

Из определения можно заключить, что воображение включается в познавательную деятельность субъекта, отражает явления действительности и помогает создать ту базу накопленного опыта на основе которого создаются творческие произведения. Такая же позиция свойственна и другим отечественным психологам, так Л.С. Выготский отмечает: " воображение - импульс к творчеству. Воображение преобразует действительность в направлении потребности, формируя конкретные пути их удовлетворения" . По мнению Л.С. Выготского, творчество является необходимым условием существования, который носит личностный характер. "Творчество - норма детского развития", - заключает Л.С. Выготский .

С мнением Л. Выготского соглашается Н.С. Лейтес, указывая, что творчество характерно для каждого здорового ребенка . Стимулом к творчеству служит эмоциональное состояние ребенка, выражаемое в рисунке. Для ребенка важно выразить свои переживания. Поэтому критерием могут быть не само качество работы ребенка, а стимул, который подтолкнул ребенка к творческой активности.

Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, В.В. Давыдов приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя.

То есть критерием личности является наличие творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В. Давыдов выделил черты творческой личности . Первая - потребность личности в активном созидании. Эта потребность является главной, смыслообразующей, как отмечает В. Давыдов, и подчиняет себе все другие. Другой признак творческой личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.

Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова . Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. Поэтому овладение человеческой культурой должно проходить у детей через поиск, который выступает как основа детского творчества. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве и разделяет ее на два вида: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества личности.

Так, обобщая вышеперечисленное, личность представляется как активный творческий деятель, способный к поиску, самостоятельному выбору способов действия, занимающий определенный статус в обществе, который творчески преобразует мир, а значит и самого себя тоже.

На протяжении дошкольного возраста идет процесс становление образа "Я", он включает в себя не только знания о себе, а осознание себя как личности, своего места в обществе, в системе общественных отношений. Образ "Я" включает отношение человека к самому себе, то есть формируется самооценка. Она формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Благодаря чему человек ориентируется на наиболее значимую для него группу (лицо), идеалы ее, ценности .

Огромные возможности для такого развития заложены в изобразительной деятельности.

Общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Благодаря произведениям искусства, человек знакомится с авторской позицией, иной точкой зрения. Он может принять ее, поспорить с ней. Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку связан с осознанием своих желаний, интересов, возможностей, оценкой чего-либо. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа.

Одно из важнейших условий развития ребенка - это обновление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра отвечает тем потребностям ребенка, которые доминируют в данном возрасте. Изобразительная деятельность показывает влияние приоритетов в потребностях ребенка. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности. Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру ("ребенок - предмет", "ребенок - взрослый") существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).

Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием (как и в игре), долгое время может рисовать не для других, а для себя. Хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других .

В дошкольном возрасте влияние ведущих мотивов игры сказывается не только на содержании мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме проявления деятельности, на особенностях развития замысла.

В рисунке ребенок может прибегать к игровым способам действия. Такие рисунки, как правило, схематичные, полуготовые. Они нарисованы наскоро, остальное ребенок дорисовывает, разворачивая сюжет.

Таким образом, система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат.

Отечественные педагоги рассматривают творческое развитие детей старшего дошкольного возраста, как целенаправленный процесс, обращая внимание на качество. Е.А. Флерина пишет: В оценке детской изобразительной деятельности следует также остерегаться злоупотреблять термином "творчество". Правда, ещё К.Д. Ушинский отмечал, что, несмотря на неразвитость детского воображения, удельный вес его в психике ребёнка больший, чем в психике взрослого . Подвижность воображения при действенной моторной активности ребёнка выгодно подчёркивает творческий момент в деятельности ребёнка. Но эта лёгкость и беззаботность, которая даёт обильную продукцию, не должна расцениваться как сила творчества. У детей ещё мало знаний, мало подлинно творческих замыслов, усилий; легко, весело и часто как бы играючи ребёнок создаёт свои наивные образы. Это хорошо, но при условии постепенного переключения интереса и внимания к результатам, к качеству того, что он создаёт. Н.И. Сакулина, советский педагог, говорит об этом так: "Мы полагаем, что педагогическое руководство детским рисованием складывается из воздействий, направленных на воспитание творческой личности, и из учебной работы, в результате который ребенок овладевает тем объемом умений, который позволит ему творчески выражать свой замысел. Педагог учит детей таким способом деятельности, которые обязательно требуют проявления творчества". . Такой же подход встречается в методике Т.С. Комаровой. "Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога" .

Т.С. Комарова также заключает, что детское творчество такой же сложный процесс, как и творчество взрослых. В нем объединяются сознательное и интуитивное мышление, творческое воображение, труд, оригинальность. На основе этого, Комарова дает свое определение детского творчества - это "создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не пользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)" .

Обобщая все определения, можно заключить, что творческое развитие - это процесс освоения универсальных способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Занятия творчеством должны ориентироваться на развитие этих способностей.

Итак, анализ проблемы творческого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогической литературе показал, что большинство исследователей рассматривают данный процесс как:

  • - лежащей в основе развития личности ребенка;
  • - осуществляемый в активной деятельности;
  • - включающий развитие творческого воображения, эмоционально-волевой сферы, готовность к надситуативно-преобразовательным действиям. Творческое развитие дошкольника заключается в самоценности этого процесса и его результата для самого ребенка. Открывая для себя что-то новое в творчестве, ребенок открывает нечто новое о себе для взрослых. Помочь ему могут организованные занятия художественным творчеством, через которые, посредством общения с искусством, освоением знаний, навыков, обогащением своего эмоционального опыта, ребенок развивает свои универсальные и творческие способности, формирует самооценку и отношение к окружающему обществу.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!