Изготовление форм для елочных игрушек. Как делают стеклянные новогодние игрушки. Интересные варианты сочетаний новогодних игрушек в интерьере

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

The Village побывал на нижегородской фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель» и узнал, как рождаются нарядные новогодние фигурки.

Фотографии

Илья большаков

Сложно представить, но с 1927 по 1935 год в Советском Союзе ни Новый год, ни Рождество не праздновались - в них видели идеологическую угрозу. Но затем традиция ожила и стала развиваться с новой силой, хоть и с привкусом пропаганды. Фабрика «Ариель», основанная в 1996 году, - одно из всего лишь двух круглогодично работающих производств в стране. Она же - правопреемница стеклодувно-художественного цеха горьковской артели «Детская игрушка», открытого в 1936 году. После того как народу вернули праздник, стали появляться и стандарты по изготовлению игрушек, и методические пособия для учителей, как нужно правильно наряжать елку с детьми, потому что каждой эпохе соответствовала своя символика, призванная укрепить дух граждан, веру в вождей и далее по списку. Если вспомнить ретрофигурки, несложно догадаться, в период чьего правления на елки вешали, например, кукурузу и лучок. Все формы разрабатывались и утверждались централизованно, а на производство отправлялись готовые образцы. Сегодня же все продиктовано в основном модой, а фабрики сами решают, что и как они будут делать.

Разработка идеи

Креатив на этой стадии может относиться как к форме игрушки, так и к узору на ней. Специально созданная творческая группа художников разрабатывает несколько вариантов нового украшения, вдохновляясь и модными тенденциями, и традиционной символикой года, и ретромотивами. Далее главный художник утверждает те образцы, которые поступят в производство. Если это шар с новым рисунком, то одобренный вариант становится эталоном, с которого мастера будут все срисовывать. Если же новая фигурка, то стеклодувам отправляют керамическую форму для изготовления.

Работа со стеклом

В качестве сырья фабрика закупает стеклянные дроты - полые трубки высотой полтора метра. Все, что нужно для превращения этого дрота в красивые фигуры, - газовая горелка с температурой 650 градусов и мастерство стеклодува. Пламя быстро разогревает трубку, стекло становится пластичным, что и позволяет отделить от него небольшой кусок для дальнейшей работы - «вытянуть пульку». Из нее можно сделать любую игрушку, но для начала снова нужно нагреть ее основную часть.

Когда мастер понимает, что стекло достаточно расплавилось (а это можно понять исключительно за счет опыта и интуиции, потому что потрогать его руками или измерить температуру не получится), он снимает пульку с огня и начинает вдувать в нее воздух через один из «усов» - длинных концов заготовки. Воздух изнутри расталкивает стенки и, постоянно поворачивая в руках пульку, стеклодув выдувает шар, а потом нагревает ус, скручивает и отрывает его. Все шары, сделанные вручную, не идеально ровные, но заметить это практически невозможно.

Если же из заготовки нужно сделать фигурку, например, снеговика, ее также разогревают, но перед выдуванием помещают в керамическую форму. Воздух потом так же вдувают через ус, но стекло расширяется ровно до тех пор, пока позволяют стенки формы.

Околпачка

После выдувания игрушки отправляют в лакокрасочный цех, где им придают цвет: розовый глянец, матовый шоколад. За оставшийся ус их окунают в бочку с лаком и ставят на подставку до высыхания. Потом этот ус срезают и надевают колпачок, тот самый, в который вдевается ниточка, чтобы повесить игрушку на елку. Для части игрушек эти этапы становятся конечными, их упаковывают и отправляют заказчикам.

Роспись

Это самый долгий и трудоемкий процесс, ведь художник буквально на каждой заготовке рисует картину. Но именно это и делает фабрику такой примечательной, а игрушки - востребованными. За годы работы здесь сложилась своя, узнаваемая школа росписи, детальная и реалистичная. А заказы приходят не только из других регионов, но и из Европы и США. Для сравнения: стеклодувов в штате всего четверо, а художников - шестьдесят.

На столе у каждого из них есть стойка, куда вешаются игрушки, акриловые краски, кисточки и вода, палитра, салфетки и сам образец. Поскольку роспись происходит пошагово, в работе у одного мастера находятся одновременно несколько изделий, и сложно посчитать, сколько раз за день каждое из них берется в руки и вешается обратно. Сначала наносится подмалевок - основные цветовые пятна, затем детали, от крупных к мелким. Если нужно нарисовать домик, то сперва на всех шарах рисуется первая стенка, за ней вторая. Это помогает экономить краски и время мастера.

Поскольку основная аудитория - это все-таки дети, для них создали четыре тематические мастерские для самостоятельной росписи: кондитерскую, морскую, космическую и фэнтези. Каждый ребенок приносит домой с экскурсии игрушку, украшенную своим рисунком, пусть и далеким от совершенства, но не менее ценным. Рядом с мастерскими расположились музей со множеством работ, произведенных за всю историю существования стеклянной елочной игрушки, и фотозоны, условно поделенные на эпохи и стили. Здесь можно увидеть как традиционную ретроелку с игрушками на прищепках, пионерами и кукурузой, так и весьма концептуальные металлические каркасы-пирамиды, украшенные черными глянцевыми шарами. Но что удивительнее всего, эта рабочая атмосфера с круглогодичным праздником у работников фабрики ничуть не отбивает желания наряжать елки у себя дома. Единственное, что изменилось с их приходом сюда, - подход к выбору украшений стал более осознанным и вдумчивым.

Рынок новогодней продукции обладает определенной спецификой, а процесс производства стеклянных елочных украшений требует не сложного и дорогостоящего оборудования, а квалифицированных кадров – специалистов в своем довольно редком деле, что создает дополнительные трудности.

Несмотря на все эти факторы, отпугивающие инвесторов, емкость этого рынка довольно велика, а при выборе пока еще пустующей ниши «елочный» бизнес может принести неплохую прибыль. Однако для этого придется полностью изменить концепцию производства и сбыта сезонной игрушечной продукции.

В начале 2000-х годов производство елочных игрушек в нашей стране сократилось по сравнению с объемами начала 90-х годов в 5-6 раз.

Отечественная база производителей елочных игрушек насчитывает несколько десятков компаний различного масштаба и столько же оптовиков, которые занимаются реализацией такого товара. Причем большую часть своей продукции отечественные производители экспортируют за рубеж, и доля экспорта некоторых компаний составляет более 90%.

Объем выпуска елочных украшений одной крупной фабрикой достигает 350-500 тыс. единиц в год. Таким образом, в наши дни ежегодно производится около 15-20 миллионов елочных игрушек, что составляет меньше 40 % рынка. Оставшаяся часть приходится на долю импорта.

Крупных отечественных производителей стеклянных шаров и прочей новогодней атрибутики можно пересчитать по пальцам. К примеру, на долю крупнейших и наиболее известных компаний ОАО «Елочка» (Клинский район, г. Высоковск) и ЗАО «ПК Иней» (Павло-Посадский район, д. Данилово) приходится около 15-20% всего российского производства.

Однако отечественные производители елочных украшений постепенно сдают свои позиции под натиском китайской продукции. КНР экспортирует в другие страны новогодние украшения и аксессуары на $1,5-2 млрд. в год. Больше половины произведенной в Китае елочной продукции реализуется в США. Так что конкурировать с дешевыми китайскими елочными игрушками очень сложно.

Тем не менее, это возможно, ведь российские елочные украшения отличаются более высоким качеством и тонкостью исполнения, разнообразием дизайна и своей уникальностью. Постепенно отечественные производители начинают искать новые решения, внедрять автоматизированное оборудование на определенных этапах производства и новые технологии, задумываются о регулярном обновлении ассортимента, отслеживая модные тенденции в новогодних декорах. Потребители такие инновации воспринимают крайней положительно.

Как показывают опросы, за последние десять лет покупатели устали от штампованных и некачественных изделий, постепенно возрождается мода на классические, знакомые всем с детства, стеклянные шары и винтажные игрушки, растет спрос на продукцию российского производства.

В последнее время активно развивается сегмент дорогих подарочных наборов, выпускаемых штучными тиражами. Таким образом, несмотря на то, что импортные товары, по-прежнему, преобладают на рынке елочных украшений, несомненно, есть потенциал для развития и расширения отечественного производства.

Процесс производства елочных игрушек

Процесс создания стеклянных елочных шаров – самой популярной продукции из всего новогоднего ассортимента – мы привычно называем «производством». Но на самом деле, эти изделия даже на крупных фабриках создаются практически полностью вручную.

Стеклодувы при помощи газовой горелки выдувают стеклянные елочные шары из заготовок – стеклянных трубок. Для создания игрушек-фигурок используются специальные клещи-формы.

Эта работа требует предельной аккуратности и сноровки. Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, равномерность вращения – все это производится «на глаз» с использованием минимального количества подручных приспособлений и материалов. Причем допустимая погрешность составляет всего 0,2 мм.

Так как стекло очень быстро остывает, что создает внутреннее напряжение внутри изделия, для получения стеклянного шарика с тонкими стенками требуется большой опыт работы. Поэтому, прежде всего, для создания собственного производства елочных игрушек вам понадобятся опытные и квалифицированные стеклодувы.

Как в случае любой другой почти полностью ручной работы, производительность одного рабочего не велика и составляет не более 200-250 шаров в день.

На следующем этапе охлажденная стеклянная заготовка покрывается тончайшим слоем металла (чаще всего, алюминия, реже – серебра) для придания блеска. Все это происходит в емкости с реактивами, а затем в ванне с горячей водой.

Внутрь игрушки впрыскивается особый состав (к примеру, окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции), а затем она помещается в горячую воду, под воздействием которой происходит реакция и серебро осаждается на стенках.

После процесса металлирования игрушки поступают в цех окраски. Здесь шар ожидает первичная фоновая покраска и сушка. Красят елочную игрушку при постоянном вращении, чтобы под слой краски не попал воздух, что приводит к появлению пузырьков и портит покрытие. Елочные украшения окрашиваются нитролаками, нитроэмалями и другими материалами.

При составлении красок и лакировании используется метод творческого варьирования, что делает каждое изделие уникальным и неповторимым.

Иногда шары лакируются в кабинах с вытяжкой и емкостью с лакокрасочным материалом. И этот процесс также проводится вручную. Изделие погружается в краску постепенно и с одновременным вращением, чтобы под пленкой не остался воздух.

После лакировки игрушка устанавливается строго вертикально, чтобы избежать затеков в лотки сушильной камеры-печи, заполненные песком или опилками. Затем с декоративного лакирующего слоя вручную с помощью ветоши удаляются остатки песка и опилок, и игрушки либо отправляются на обрезку, либо проходят следующий этап – художественного оформления.

Как можно ожидать, это тоже осуществляется вручную – художники наносят на шар рисунок и при необходимости посыпают его блестками. Скорость разрисовки шариков намного ниже скорости работы стеклодувов и составляет всего 50-100 шариков в день с человека.

На последнем этапе с помощью алмазного круга от шарика отрезается кончик, на место отреза надевается колпачок с петелькой, и игрушки упаковываются в картонные коробки.

Упаковка для елочных украшений

Упаковка заслуживает особого внимания. Ее изготовление, как правило, передают сторонним подрядчикам. Обычно картонные упаковки, в которых продаются стеклянные украшения, носят скорее декоративный характер. Между тем, многие оптовики, закупающие продукцию напрямую у производителя, жалуются на большое количество боя.

Практически ни одна партия не доходит до розничного продавца в целости и сохранности. Однако снизить риск потерь совсем несложно – достаточно разработать более безопасную упаковку, даже если это немного повлияет на себестоимость изделия в сторону его увеличения.

Персонал для производства елочных игрушек

Очевидно, что основная проблема при организации производства елочных игрушек – это поиск квалифицированных кадров. Специалистов в такой области явно недостаточно, а работа по созданию стеклянных украшений требует определенных знаний и, главное, опыта.

К примеру, для того чтобы стать хорошим стеклодувом, придется учиться не меньше полугода, а потом еще не менее двух лет отработать на производстве. Не менее сложная и кропотливая работа по росписи шаров тоже требует сноровки и опыта.

Если вам посчастливилось найти таких специалистов, то большая часть работы уже сделана. Зарплата стеклодува составляет в регионах (а именно там располагается большинство российских фабрик по производству елочных игрушек) от 10 тыс. руб./мес.

Расходы на приобретение необходимого оборудования составят 50-100 тыс. руб. Примерно столько же уйдет на сырье и материалы. Кроме того, понадобится производственное помещение.

Главное требование к нему – хорошая вентиляция (вытяжки), так как большая часть работы со стеклом проходит при высоких температурах.

Рентабельность фабрик, производящих елочные игрушки, составляет 15-20 процентов при обороте около 3 миллионов долларов в год.

Однако есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать. Из-за сезонности этого вида бизнеса большую часть года многие предприятия работают фактически в кредит. Оптовые продажи игрушек начинаются не раньше сентября-октября. Поэтому компания приходится занимать средства, а затем возвращать займы по мере реализации товара. С этим связаны определенные риски. Кроме того, розничная цена на стеклянный «эксклюзив» отечественного производства слишком низкая, чтобы обеспечить должное развитие всей отрасли.

Ставить более высокие цены (по примерным подсчетам хотя бы на 60-70 % дороже) производители опасаются из-за необходимости конкурировать на рынке с дешевой китайской продукции.

Практически все крупные компании пытаются пробиться на внешний рынок (европейские страны, Израиль и т. д.). В этом случае заказы обычно формируются на международных выставках. Однако объемы производства при этом намного ниже и составляют всего несколько десятков тысяч, а не миллионов, игрушек в год. Но есть и несомненный плюс – при работе на экспорт некоторым предприятиям даже удается полностью обходиться без кредитов.

Все больше российских фабрик использует еще один источник доходов, проводя для всех желающих платные экскурсии по производству и предоставляя посетителям возможность собственноручно создать стеклянный елочный шарик.

При небольших вложениях можно организовать при производстве целый туристический комплекс с музеем, магазинами и кафетериями, как, например, сделала финская стеклодувная фабрика, заручившись поддержкой национального совета по туризму Финляндии.

Видеосюжет о производстве елочных игрушек

23 декабря 2014, 06:58

К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек - сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того...

Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие.... Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

Какая красота!

Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена:

А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки:

Здесь же можно и купить их игрушки.

Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

Итак, сам процесс...

Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.

На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:

Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок.

Нагрели, потянули:

Разделили:

Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.

Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов:

Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга:

Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д.

Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике:

Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений.

Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.

За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки...

Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное - поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду - и ничего не получится.

Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.

В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.

Работают на производстве, в основном, женщины - мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.

Следующий этап производства - металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.

После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.

Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.

В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.

Декабрь - пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.

После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.

Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.

Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.

Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.

После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» - они больше не пригодятся.

Отпиливание - один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.

Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель.

Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!