Исследовательский проект "как изготовить бумагу в домашних условиях ручным способом". Исследовательская работа «Свойства и виды бумаги

Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

  1. 1. http://www.o-detstve.ru Детский исследовательский проект Что умеет бумага? Автор проекта Галивеева Настя ученица подготовительной группы отделения ИЗО 8 лет Руководитель проекта Сергеева Лилия Ниясовна преподаватель высшей категории заведующая отделением ИЗО МБОУ ДОД «Полазненская детская школа искусств» пос. Полазна Пермский край педагогический стаж 20 лет Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемсябуквально на каждом шагу: раскрывая газету, отправляя письмо, читая книги ижурналы, просматривая афиши, календари, альбомы и т.д. Тема изучения бумаги и ее применения в творческих работах стала для меняочень актуальной. Я люблю творить: рисовать, лепить, изготавливать поделки изразных материалов. А еще у меня много любимых людей, которым я хочу даритьподарки. Думаю, что мой проект «Что умеет делать бумага?», поможет не только мне,но и другим младшим школьникам узнать, как можно применить бумагу в творческихработах.Проблема проекта: что можно сделать из бумаги?Цель проекта: изучение бумаги, изготовление творческих работ из разных видовбумаги, разными способами.Проектный продукт: творческие работы из разных видов бумаги, разнымиспособами.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  2. http://www.o-detstve.ruПлан работы: узнать о происхождении бумаги и ее видах из литературных источников и Интернет-ресурсов; освоить разные способы применения, различных видов бумаги в творческих работах.Объект исследования: применение бумаги в творческих работах.Предмет исследования: бумага.Практическая значимость проекта: изучив возможности бумаги, можно изготовитьтворческие работы своими руками и подарить их любимым людям.Теоретическая часть исследования: изучение литературных источников; изучение информации, полученной из Интернет-ресурсов.Практическая часть исследования: изготовление творческих работ из бумаги. Реализация планаТеоретическая часть проекта (слайды презентации № 2-4) Изучая литературные источники и информацию, полученную из Интернет-ресурсов, я узнала много интересного и познавательного.Об истории появления бумаги Бумага – необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших ивеличайших его завоеваний. С момента своего рождения бумага стала активнымсредством общения между людьми, приобщения их к знаниям, культуре. Недаром ееназывают «источником мудрости», так как она помогает сберечь для будущихпоколений огромное наследие прошлого и настоящего. Появилась бумага в результате многовековых поисков материала длязакрепления мыслей, чувств, отношений. Человек всегда стремился поведать о себе,вначале высекая загадочные рисунки и знаки на скалах, гранитных глыбах,базальтовых валунах, стенах пещер. Они открыты археологами во многих странах.Много подобных рисунков обнаружено в Монголии, Индии, Австралии, Мексике,II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  3. 3. http://www.o-detstve.ruсреди песков Сахары, на Кубе и т.д. Этим рисункам по пять – пять с половиной тысячлет. Позднее на смену камню пришили глиняные таблички. Рисовали на нихпалочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображения накамне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки-письма сталовозможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны. Человек не переставал искать все более легкие и прочные материалы дляписьма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записиделали заостренными палочками. Китайцы использовали бамбуковые планки ивыжигали на них иероглифы накаленным шилом. Жители древнего Новгорода писали письма, записывали долги, счета на бересте.Большое количество таких берестяных грамот было обнаружено археологами прираскопках культурных слоев новгородской земли XI – XIV вв. В Древнем Египте широко использовался папирус, который в изобилиипроизрастал на мелководных участках озер и рек. С берегов Нила он поступал вЕвропу и Азию. На папирусе египтяне изображали события всей своей жизни,различные обычаи, обряды, ремесла. Соперником папируса стал пергамент. Тонкий и прочный материал получилсвое название от города Пергама, который являлся крупным ремесленным центром повыделке кож и где во II в. До н.э. начали изготовлять новый материал для письма. НаРуси пергамент стали выделывать в XV веке для государственных грамот, сводовзаконов, особо ценных книг. Пергамент – прочный, эластичный, долговечный, ноочень дорогостоящий материал, прослужив людям на протяжении столетий, уступилдорогу только бумаге. Бумага была впервые получена во II веке, в Китае. Считается, что бумагуизобрел Цай Лунь. Китайцы долго держали в секрете рецепт получения бумаги, чтобысохранить монополию на ее изготовление и обеспечить рынки сбыта за границей – вСредней Азии, Японии, Корее и других странах. Почти полторы тысячи лет тому назад искусством производства бумагиовладели в Индии. Кампучии, во Вьетнаме. Здесь научились делать бумагу из старыхпарусов, пеньковых и льняных тряпок, старых сетей и канатов. В Японии сталивырабатывать высокосортную бумагу из коры шелковицы, и уже через сто лет послепоявления первых образцов японская бумага превзошла по качеству китайскую,которую изготовляли из бамбуковых стеблей. В этих странах вырабатывали многоразличных видов бумаги и научились разнообразному их применению. Арабы усовершенствовали китайский способ производства бумаги. Смоченныеводой обрывки тряпья они растирали вращающимся мельничным жерновом и ручнойтруд, таким образом, заменили сначала мускульной силой домашних животных, аII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  4. 4. http://www.o-detstve.ruзатем энергией воды. Изобилие бумаги позволило арабским халифам создаватьогромные библиотеки. В Европе бумага стала производиться с XII века сначала вИталии, а затем во Франции, Англии, Голландии и Германии.Что такое бумага Бумага – продукт целлюлозно-бумажной промышленности. Это листовойкапиллярно-пористый материал, состоящий из мельчайших волокон, которые врезультате специальной обработки тесно переплетаются между собой, складываются испрессовываются в листы. Если внимательно присмотреться к краю оторванногокусочка бумаги, можно легко заметить такие тонкие волоконца.Применение бумаги Бумага используется в технике, идет на изготовление большого количестваизделий культурного, служебного, бытового назначения: тетрадей, салфеток, денег,игрушек, веревок, обоев, фотобумаги и многого другого.Бумагу применяют при создании различных упаковочных и строительных материалов. Как изготавливают бумагу Основной материал для изготовления бумаги – древесина, но некоторые видыбумаги делают из соломы, хлопчатобумажного, шерстяного или шелковогоутильсырья. Тряпичные волокна придают бумаге прочность и долговечность. Дляспециальных видов бумаги, подлежащей длительному хранению, используютсяискусственные синтетические волокнистые материалы – лавсан, капрон, нитрон.Синтетические волокна позволяют изготавливать очень прочную бумагу. При производстве бумаги требуется значительное количество воды. Поэтомуцеллюлозно-бумажные комбинаты располагаются на берегах рек и озер. Кроме того,по воде сплавляют большое количество древесины, что значительно удешевляет еедоставку. Сначала получают древесную массу. На изготовление древесной массы идутглавным образом деревья хвойных пород, чаще всего ель. Для изготовления бумагинеобходима целлюлоза: сначала ее обрабатывают механическим путем (размельчают),а потом подвергают химической обработке – варят в растворе щелочи, в специальнойкислоте. Смешивая древесную массу и целлюлозу, получают бумажную массу в видежидкой волокнистой кашицы. Чем больше целлюлозы, тем бумага прочная. Чтобыбумага была прочной, непрозрачной, в бумажную массу в зависимости от назначения,вида и сорта будущей бумаги добавляют клеящие, минеральные вещества и красители.Проклейка делает бумагу пригодной для письма чернилами, тушью, для работы скрасками, т.е. влагостойкой. В бумажную массу добавляют различные минеральныеII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  5. 5. http://www.o-detstve.ruнаполнители белого цвета: мел, тальк, гипс. Они придают бумаге белизну,непрозрачность, мягкость, гладкость, механическую прочность и улучшают еепечатные свойства. Помимо клеящих веществ и наполнителей, в бумажную массудобавляют красители. В зависимости от вида и назначения, бумагу подвергают дальнейшей обработкеи отделке: придают ей гладкость, линуют, окрашивают, проклеивают, гуммируют,пропитывают различными веществами, делают гофрированной, бархатной, наносяттиснение и т.д. Бумага бывает самая разнообразная. Она различается по толщине, цвету, качеству иразмерам. Бумагу нужно подбирать определенного цвета и типа в зависимости от того,что собираешься делать.Виды бумаги: газетная бумага; бумага для печатания книг и журналов; писчая бумага для ксерокса; чертежно-рисовальная, эстампная; калька; упаковочная или оберточная; цветная глянцевая; шагреневая бумага (тисненая); бархатная; самоклеющаяся; копировальная; обойная; картон; репсовая бумага.Выводы теоретической части проекта Анализируя изученную информацию из литературных источников и Интернет-ресурсов, можно сделать выводы: бумага – необыкновенное изобретение человека,одно из важнейших и величайших его завоеваний; это – продукт целлюлозно-бумажной промышленности; используется в различных областях жизни человека,основные материалы для изготовления бумаги – древесина и целлюлоза; производятразличные виды бумаги, в зависимости от назначения.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  6. 6. http://www.o-detstve.ruПрактическая часть проектаОсваивая практическое применение бумаги, я решила сделать подарки своим близкимразными способами из разных видов бумаги.1.Для мамы я решила сделать букет цветов в горшочке, применяя техникуКусудамы Кусудамы - одни из самых древних и декоративных традиционных японскихизделий в технике оригами. Они представляют собой разнообразные шары, состоящиеиз собранных вместе бумажных цветков, розеток или бумажных деталек другойформы. Такие отдельные детали часто называют модулями. Что же означает самослово ―кусудама―? ―Кусури‖ в переводе с японского - ―лекарство‖, ―тама‖ - ―шар‖.Следовательно, слово ―кусудама‖ можно перевести как ―лекарственный шар‖. Причем тут медицина и лекарства? Речь ведь шла о складывании из бумаги!Оказывается, изначально кусудамы использовались японцами во время синтоистскихрелигиозных мистерий кагура. Так назывались ритуалы, сложившиеся на основемагического солнечного культа. Солнце при этом символизировали огромные ярко-красные шары, поверхностькоторых создавалась головками плотно прижатых друг к другу бумажных гвоздик.Шары располагались по углам четырехугольной площадки. Из шаров в разныестороны торчали многометровые шесты с нанизанными на них цветами. И сегодня ни один японский праздник на улице, в храме, или в доме необходится без кусудам. Для кого-то они просто украшение, а кто-то придает иммагический смысл. Такой шар можно повесить над постелью больного и зарядитьсяположительной энергией, поднеся к нему ладони. Мистика? С какой стороныпосмотреть… Этапы работы (слайд презентации № 5)Мне потребовались материалы: цветная бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш,баночка, лента для украшения горшочка, гофрированная бумага. Я отмерила на листе бумаги пять квадратов 9х9 см. и вырезала их, потому, что для одного цветка необходимо подготовить пять квадратов. Так, я приготовила 45 квадратов для 15 цветов из цветной бумаги. Складывала каждый цветок в определенной последовательности (Слайд № презентации), склеивала лепесточки, таким образом, составляя цветок. Получившиеся цветы я склеивала, чтобы получился шар.II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  7. 7. http://www.o-detstve.ru Вырезала из цветной гофрированной бумаги полосу, равную ширине и высоте баночки и закрепила полосу с помощью клея, получился красивый горшочек для цветов. Украсила его лентами. Закрепила шар из цветов в горшочке, с помощью клея.2. Для папы я решила сделать аппликацию из цветной бумаги «Воспоминание оморе». Он так часто вспоминает поездку на море, как он купался и нырял, что мнезахотелось создать изображение обитателей морских глубин. Аппликация – один из видов прикладного искусства. Applicatio –латинскоеслово, означает «прикладывание, накладывание». Это способ создания орнаментовили художественных изображений путем наклеивания бумаги. Аппликация распространена во многих странах. Большое место она занимает вискусстве народов Востока – Вьетнаме, Японии, Китае. Аппликационные работыиспользуются в Польше. В России аппликации в виде вырезанных бумажных кружев,салфеток применялись для украшения полок с посудой. Широко используютсяаппликации из кожи и меха в оформлении одежды, ковров народами Севера. Аппликационные изображения предметов всегда имеют более условныеформы, чем в других видах искусства. Эти формы носят обобщенный характер, невыделяются мелкие детали, как по контуру, так и внутри его, что может быть переданов живописи и скульптуре. Поскольку техника аппликации более проста, чем в рисункеи живописи, можно быстро сделать панно, плакат, фриз и др. Этапы работы (слайд презентации № 6)Мне потребовались материалы: альбомный лист бумаги, цветная бумага, ножницы,клей, линейка, карандаш, шаблоны для морского конька и медузы На альбомный лист бумаги я наклеила лист цветной бумаги. Чтобы сделать волны, я отрезала полосу, согнула несколько раз, и вырезала ножницами дугообразную линию, затем эту полосу приклеила на верхнюю границу листа синего цвета. Я обвела шаблоны морского конька и медузы на цветной бумаге, и по контуру вырезала детали. Остальные детали моей аппликации я создавала на основе своей фантазии. Подготовив все детали из цветной бумаги, и расположив их в определенном порядке, я их приклеила на фон синего цвета.3. Младшей сестренке мне захотелось подарить котенка «Мура», изготовленногов технике бумажной пластики. Я намеренно сделала его только белым, потому, чтоII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  8. 8. http://www.o-detstve.ruесли ему захочется сделать своего друга цветным, он его раскрасит по своемужеланию. Бумажная пластика, оригинальный способ формообразования из бумаги. Бумагаособый материал, выразительный, декоративный и «покладистый», он легко поддаѐтсяформированию, но одновременно диктует приѐмы работы и сам стиль. Бумажнаяскульптура многообразна: детские поделки, дизайнерские решения, декоративно-прикладное искусство, самостоятельные произведения и подготовительный эскиз дляскульптуры из металла Этапы работы (слайд презентации № 7)Мне потребовались материалы: лист офисной белой бумаги Ф А 4, писчая бумага,ножницы, фигурные ножницы, клей, линейка, карандаш, лист с выкройкой кота. Лист офисной белой бумаги я положила на лист с выкройкой кота и карандашом обвела линии. Вырезала детали и приклеивала в определенной последовательности, начиная с туловища кота и так далее по схеме. Фигурными ножницами вырезала полосы из писчей бумаги и украсила ими кота.Выводы практической части проекта Осваивая на практике изученную информацию из литературных источников иИнтернет-ресурсов, я пришла к выводу, что используя разные способы применения,различных видов бумаги в творческих работах можно изготовить творческие работысвоими руками и подарить их любимым людям. Обобщение выводов теоретической и практической части проекта, даетоснование полагать, что изучение бумаги и изготовление творческих работ из разныхвидов бумаги, разными способами подводит к достижению цели проекта «Что умеетбумага?»II Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"
  9. 9. http://www.o-detstve.ruСписок литературы: 1. Горяева Н.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. Под ред. Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2006. 2. Докучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир. Строим город. СПб.:ТОО «Диамант», 1997. 3. Козлина А.В. Уроки ручного труда. Раб. тетр. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 4. Макарова Н.Р. Тайны бумажного листа. Раб. тетр. М.: Мозаика-синтез, 2006. 5. Неменская Л.А. Твоя мастерская. Раб. тетр. 4 кл. М.: «Просвещение», 2004.Интернет-ресурсы:http://www.loza.sp.ruhttp://all-origami.ruhttp://famic.ru/uchimsya-s-mamoj-i-papoj/tvorchestvo/applikatsiihttp://ru.wikipedia.orgII Всероссийский интернет-конкурс "Детский исследовательский проект"

С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными карандашами. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Меня заинтересовал вопрос многообразия видов бумаги. Это и определило тему моего исследования.

Я выдвинула гипотезу , что свойства бумаги определяют её внешний вид, качество и предназначение.

Объектом моего исследования стала бумага.

Предмет исследования : свойства и виды бумаги.

Цель исследования : изучение свойств бумаги.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по теме исследования.

2) Опытным путём изучить свойства бумаги.

3) Познакомиться с видами бумаги.

Я использовала следующие методы исследования:

  • анализ и обобщение литературы;
  • опыты;
  • наблюдения

В теоретической части своего исследования я рассмотрела вопрос возникновения бумаги, технологическую схему производства бумаги, представила классификацию видов бумаги.

После изучения теоретического вопроса приступила к практической части исследования - а именно, к проведению опытов с целью изучения свойств бумаги. Они подробно описаны в моей работе.

Подводя итог опытной части моего исследования, можно сделать вывод, что виды бумаги зависят от её свойств. Например, писчая бумага должна отличаться белизной, гладкостью, не просвечивать. Калька наоборот должна быть прозрачной, иначе через неё невозможно будет копировать чертежи.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: свойства бумаги определяют её внешний вид, качество и предназначение.

В результате исследования я познакомилась с разными видами бумаги.

В дальнейшем я планирую изготовить бумагу в домашних условиях, а также выполнить поделки из бумаги, используя знания о её свойствах. Думаю, что из рваной, мятой, мокрой, окрашенной бумаги могут получиться замечательные поделки.

Исследовательская работа «Свойства и виды бумаги»

Республиканский Фестиваль исследовательских проектов и

творческих проектов «Мои первые открытия»

Исследовательская работа

Что такое бумага,

и как её изготавливают?

Работу выполнили учащиеся 3 б класса

Руководитель: Рибинская Вера Васильевна,

учитель начальных классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»

2013 год

1. Введение

Наш исследовательский проект называется «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Все ребята нашего класса любят рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Нам нравится читать интересные книги. В школе мы пишем в тетрадях, в дневник записываем домашнее задание. В классный журнал учитель ставит оценки. Бумага есть везде: дома, в школе, в магазине.

Без нее сейчас невозможно представить себе жизнь. Бумага – это самый распространенный материал в мире.

На одном из уроков окружающего мира мы говорили о проблемах экологии, об охране леса, узнали о том, что бумагу делают не только из древесины, но и из макулатуры. Нас заинтересовал сам процесс изготовления бумаги. Как бумагу изготавливают на заводе и можно ли изготовить её дома?

Перед работой над проектом мы провели анкету среди учеников начальной школы. Мы опросили 75 человек. Им были заданы следующие вопросы:

    На чём писали люди в древнем мире? Получили такие ответы:

Не знаю - ответили –16 человек, а дереве – 27 человек, на камнях, стенах пещер – 18, на бересте 11, на папирусе – 1, на глине – 1, на шкуре животных -1

    Из чего делают бумагу в наше время?

Не знаю ответили –25 человек, из дерева – 41 человек, из коры – 3, из деревянной каши – 6

Оказалось, что и мы сами, и другие ребята не очень много знают о бумаге. Мы решили изучить этот вопрос и донести свои знания до учеников нашей школы.

Так возникла тема нашей исследовательской работы: «Что такое бумага и как её изготавливают?»

Целью нашей работы стало: и сследование бумаги: истории её происхождения, свойств и технологии изготовления.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

1. . Изучить историю появления бумаги.

2. Провести ряд опытов с бумагой, изучить её свойства.

3. Изготовить бумагу в домашних условиях.

4. Познакомить с проектом учащихся начальной школы.

Мы выдвинули гипотезу: «Если мы узнаем, как делают бумагу, сами сможем изготовить её в домашних условиях».

В нашей работе мы использовали такие методы исследования, как:

    Анкетирование

    Экскурсия на ЦБК «ОАО Кондопога».

    Изучения справочной литературы и ресурсов Интернета;

    Опыты с бумагой

    Практическая работа по изготовлению бумаги

2. Практическая часть

Для работы над проектом мы с ребятами решили на время стать учёными и разделились на три группы: Историки, Химики и Технологи. Первыми принялись за работу Историки. Они изучили вопрос «Откуда пришла бумага?»

    1. Откуда пришла бумага?

Бумага была не всегда. Что люди использовали до того, как появилась бумага? В течение многих тысячелетий люди искали материал для письма. Сначала использовали камень, глину, кору деревьев. На смену им пришли деревянные дощечки, покрытые воском. Наши девочки тоже попробовали сделать такие восковые дощечки. Их сменил папирус, которого иногда называют «дедушкой бумаги». (Папирус – это растение с жёстким полым стеблем, который разрезали и распрямляли – получались тонкие листы, на которых можно было писать).

В странах с жарким климатом часто использовали высушенные пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – слой коры березы. Затем появился пергамент . Его производили из кожи молодых животных (баранов, коров, свиней, козлов). Пергамент являлся очень дорогим материалом. На создание одной книги уходили шкуры 200-250 животных. Пергамент использовали до появления бумаги.

Первыми бумагу начали делать китайцы. Считается, что бумагу изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из внутренней части коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпки в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, листы сушили. Позднее китайцы стали добавлять в нее крахмал. Сначала бумагу делали из тряпок, потом решили попробовать древесину.

Сейчас бумагу делают примерно так же, только всё это выполняют машины. О том, как делают бумагу у нас в Карелии, мы узнали, посетив Целлюлозно- бумажный комбинат в городе Кондопога.

2.2. C войства бумаги.

На комбинате мы узнали, что может входить в состав бумаги.

    Древесная масса или целлюлоза 2)Макулатура 3)Тряпичная ветошь

Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.

Мы попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

    Опыт №1 Гладкость . Я взяла разные листы бумаги писчей, газетной, оберточной и заметила, что она в основном гладкая. От гладкости зависит внешний вид бумаги. Вывод: Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

    Опыт №2. Сопротивление излому . Бумага состоит из волокон, скреплённых между собой. Если разорвать лист бумаги, то линия получится неровной. Если лист прогладить по линии сгиба (то есть сломать волокна), то лист порвётся по ровной линии. Вывод: Бумага состоит из волокон, которые делают бумагу прочной.

    Опыт №3 Просвет. Я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, по очереди наложила их на картинку на просвет и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а плотная нет. Вывод: Бумага бывает разной структуры: плотная и тонкая. Просвечивание бумаги зависит от спрессованности волокон.

    Опыт №4 Пористость. На лист бумаги я капнула краски, она впиталась. Между волокнами есть поры. Вывод: Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

    Опыт №5 - Прочность. Положим тяжёлый предмет на лист бумаги. Лист прогнулся. Затем сложим лист «гармошкой» и поставим тот же предмет. Лист- не прогибается. Вывод: Бумага, сложенная «гармошкой становится более прочной. Принцип «гармошки» используется при изготовлении коробок.

    Опыт №6 Растяжимость . Беру лист мягкой бумаги (салфетки) и пробую растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Вывод: Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги.

    Опыт №7 Мягкость. Листок бумаги пробую смять в комочек, бумага легко поддается. Вывод: Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

    Опыт №8 Влагопрочность. Теперь бумагу опускаю в воду и слегка придавливаю, бумага намокает, но форму не теряет. Бумага прочна во влажном состоянии. Вывод: Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

    Опыт № 9 Горение. Пробую поджечь бумагу, она легко сгорает. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Вывод: Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит.

Подведу итог нашим исследованиям: Я перечислила главные свойства бумаги. Их надо знать тем людям, кто изготавливает бумагу. На бумажных комбинатах делают бумагу разных видов. От её свойств - зависит качество.

2.3. Технология изготовления бумаги.

Изучив свойства, мы решили изготовить бумагу сами. И вот, что у нас получилось. Посмотрите фильм «Как мы делали бумагу». Мы в домашних условиях сделали бумагу из макулатуры и с читаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы. Надо помнить, что лес - это сокровище, которое подарила нам мать- природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.

    Заключение

Практические результаты:

    Ребята нашего класса из различных источников узнали об истории создания бумаги; 2. Изучили свойства бумаги. 3. Сделали бумагу из макулатуры.

Выводы:

Наша гипотеза о том, что «если мы узнаем, как делают бумагу, то сможем сделать её сами в домашних условиях», полностью подтвердилась. Мы узнали, из чего делают бумагу, и сами научились её делать.

    Приложение.

Использованная литература и цифровые ресурсы:

Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76

2. Большая Российская энциклопедия

3. Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.

4. Технология бумаги, М., 1992 г.

5. Что такое. Кто такой. Т.1. – М.: Педагогика,1990.

петроглифы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская Средняя общеобразовательная школа № 1»

Естественно-математический блок , направление-прикладная химия

Производство бумаги

Выполнила:

ученица 10 класса Цайхнер Елена Павловна

МБОУ ОСОШ №1

Руководитель:

Учитель химии Мустафина Римма Сириневна

Октябрьский 2016

Содержание

Введение

Актуальность темы

История возникновения бумаги

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение.

Бумага – это материал для письма, печатания, рисования, упаковки, гигиенических нужд и т.п. Обычно бумагу делают в виде листов или рулонов. Сырьём служит целлюлоза, которую в свою очередь получают из растительного материала или вторсырья (тряпьё, макулатура).

Вообще-то, само слово «бумага», как считается, произошло от итальянского слова «bambagia», что в переводе означает «хлопок». Странно, конечно. Ведь первые писчие листы делали совсем даже не из хлопка, а из папируса. Papyros – это гигантское многолетнее травянистое растение высотой до 5 м, и стебли у него до 7 см в диаметре. Папирус растет в тропической Африке вдоль берегов рек и озер. Именно его и облюбовали древние египтяне для производства писчего материала. Сердцевину свежих стеблей разрезали вдоль на узкие полоски и складывали в два слоя: один слой вдоль, второй поперек. Затем их сильно сдавливали, слои между собой склеивались и получались тонкие эластичные листы. Их высушивали на солнце, полировали раковинами и склеивали в свитки шириной 20-30 см и длиной до 10, а иногда и больше, метров.

Сложное производство, ничего не скажешь. Зато папирусы, а писчий материал так и называют по имени растения, сохранились через тысячелетия.

Актуальность темы.

Эта тема заинтересовала меня, потому что современному человеку трудно представить жизнь без бумаги. Согласитесь, нет ничего более обыденного и привычного в нашей жизни, чем бумага. Не проходит ни одного дня, чтобы мы ее не подержали в руках. Газеты, книги, упаковки, факсы, письма, открытки…

Цель: Попробовать сделать бумагу лабораторным способом.

Задачи:

    Изучить литературу о происхождении бумаги

    Найти способы получения бумаги в лаборатории

    Сделать модель бумаги лабораторным способом

История возникновения бумаги

Самые древние из известных папирусов-рукописей датируются III тысячелетием до нашей эры. Но к XII веку производство папируса как писчего материала полностью прекратилось, а его место прочно заняла бумага.

Изобретение бумаги приписывают китайцам. В 1957 году в северной провинции Китая Шэньси, в пещере Баоцяо, обнаружили гробницу, в которой были найдены обрывки бумаги. Установлено, что эта бумага изготовлена во II веке до нашей эры. Вначале сырьем для бумаги служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда. Но этого материала было слишком мало, и для изготовления бумаги стали использовать особый вид крапивы – крапива коноплевая. Но китайская бумага, изготовленная из крапивы, была не слишком качественной. Листы были шершавые, неровные, разной толщины. И китайцы не остановились на этом. Появилась бумага, так называемая сюаньчжи, известная своими высокими функциональными свойствами. Она была впервые изготовлена в Сюаньчэне, провинция Аньхуэй.

Согласно сведениям исторических анналов, честь данного открытия принадлежит человеку по имени Цай Лунь, который жил во времена династии Восточная Хань (25 - 225 гг. н.э.). В качестве сырья он брал луб тутового дерева и довел технологию выработки бумаги до совершенства. Долгое время китайцы держали секрет изготовления бумаги в тайне. Но все тайное когда-нибудь становится явным. Секрет изготовления стал известен миру. История рассказывает, что произошло это не совсем красивым способом. Несколько китайцев, мастеров бумажного дела, попали в 751 году в плен к арабам и под пытками выдали свой секрет. Дело происходило в Туркестане, в котором не росло китайской крапивы. Для изготовления бумаги стали использовать тряпье, которое перетирали в ступах,

размешивали с водой и выливали в формы. Для склеивания стали использовать крахмал или желатин.

( ) Так или иначе, постепенно, а точнее – очень постепенно, спустя несколько веков, бумага приходит в другие страны Азии, а позже и к арабам. Только в средние века она заменяет животный пергамент в Европе!

В 1806 году было запатентовано изобретение копировальной бумаги, в 1856 изобретён гофрированный картон, а всего через год, в 1857 появилась технология изготовления бумаги из древесины.

В 20-м веке производство бумаги стало крупнейшей высокомеханизированной и высокотехнологичной отраслью промышленности многих стран. Она отличается собственным производством сырья, мощными теплоэлектростанциями и с непрерывно-поточной технологией производства.

Технология промышленного производства бумаги

Бумага формируется на сетке бумагоделательной машины из бумажной массы сильно «разбавленной» водой суспензии волокнистых и неволокнистых компонентов бумаги.

Бумага - это пористо-капиллярное тело, доступное для проникновения воздуха, влаги и полиграфических красок, иначе своеобразный каркас, образованный из целлюлозных волокон, прочно соединенных между собой химическими водородными связями. Длина волокон, из которых образована бумага, 1-2 мм при диаметре около 25 мкм. Пространства между целлюлозными волокнами - поры могут быть частично заполнены наполнителями (например, каолином), проклеивающими веществами (например, канифолью) и некоторым количеством влаги.

При намачивании в воде обычные виды бумаги совершенно теряют первоначальную механическую прочность, при пропитке керосином или маслами прочность бумаги почти не меняется. Это убеждает вас в том, что целлюлозные волокна в бумаге соединены между собой главным образом химическими водородными связями и в меньшей мере - силами Ван-дер-Ваальса и трения. Известно, что водородные связи нечувствительны к действию углеводородов и масел.

Технологический процесс изготовления бумаги состоит из следующих стадий:

    Получение исходных волокнистых полуфабрикатов - целлюлозы, древесной массы, тряпичной полумассы макулатурной массы;

    Изготовление бумажной массы - размол наполнение, проклейка и подкраска (или окраска);

    Отлив бумаги на бумагоделательной машине;

    Отделка бумаги - каландрирование, разрезка, сортировка и упаковка.

Все эти стадии технологического процесса бумагоделательного производства выполняются на высокопроизводительных машинах.

В зависимости от волокнистого состава (иначе композиции) бумаги, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклеивающих, веществ, а также технологии отлива и отделки получают бумагу с разными свойствами, разных видов.

По способу изготовления бумага может быть немелованной и мелованной. Немелованная бумага, иначе бумага с открытой поверхностью, получается непосредственно на бумагоделательной машине.

Мелованная бумага получается дополнительным нанесением на поверхность бумаги-основы с одной или обеих сторон водной суспензии, состоящей из белых пигментов и пленкообразующих веществ, делающих поверхность бумаги (после высушивания и каландрирования) более белой, гладкой и капиллярной.

Лабораторные способы получения бумаги

Описание работы:

Все сырье мы тщательно измельчаем и замачиваем в воде. Готовим столько, чтобы успеть переработать всю массу. Природный материал может быть как в свежем, так и в засушенном виде. Свежий материал провариваем в течение часа на медленном огне, сухой – в течение двух часов. Старую бумагу, газеты, картон для яиц, оберточную бумагу без клеевой основы измельчаем и замачиваем на несколько часов или сразу провариваем. Газету можно отбелить с помощью стирального порошка, затем, тщательно прополоскав под проточной водой проварить.

Готовую массу измельчаем небольшими порциями на миксере, смешивая между собой по тону. Также измельчаем растительное сырье, каждый вид отдельно. Если сырья получилось очень много, его можно после варки и измельчения заморозить. В большой емкости смешиваем одну часть растительной массы с пятью частями бумажной массы и разбавляем все это девятью частями воды до получения однородной массы.

Специальными рамками осторожно выдавливаем бумажно-растительную массу, распределяя ее ровным слоем по поверхности рамки. Даем стечь воде. На подготовленную заранее впитывающую влагу ткань (шерсть или хлопок) откидываем слой бумаги и закрываем сверху другим слоем ткани. Так слой за слоем. У нас поучится большой слоеный пирог. Из 1 литра бумаги получается 2 литра массы – это 25-30 листов новой бумаги формата А5, 15 листов формата А4.

Закладываем готовую бумагу под пресс на 15-30 минут. После этого раскладываем каждый слой отдельно или развешиваем на солнце для просушки. Не досушив, отделяем бумагу от ткани, перекладываем картоном
и снова закладываем под пресс, оставив на несколько часов до полного высыхания. Если нужно быстро, можно просто прогладить утюгом недосушенные листы бумаги через ткань.

Оборудование и инструменты:

Нам потребуется помещение, где есть подвод воды, эмалированные емкости для работы различных объемов (от 3 до 10-15 литров), рамки на деревянной основе, лучше из лиственницы или осины, обтянутые мелкой сеткой формата А4 или А5, сито для промывания сырья, пресс или доски с зажимами, миксер ручной или электрический, скалка для измельчения материала, старая ткань, ножницы и ножы, резиновые перчатки, фартук.

1. Бумага из соломы:

Один мешок соломы разрезаем кусочками по 2-5 см, замачиваем в большой емкости на ночь. На следующий день промываем через сито, снова замачиваем водой и ставим на огонь на 1,5-2 часа, добавляя при этом 20 гр. Кальцинированной соды. Варим, помешивая, следим, чтобы солома всегда лежала в воде. Работаем в резиновых перчатках, избегая попадания соды на

кожу или в глаза!

Если солома разделяется между пальцами, она готова для следующего шага. Фильтруем поваренную солому и прополаскиваем в чистой воде, чтобы промыть соду. Маленькими порциями измельчаем солому миксером или скалкой. Разбавляем полученную массу большим количеством воды и делаем бумагу. Если в конце массы осталось мало, можно добавить целлюлозы и сделать еще бумаги. Из 5 литров соломенной бумаги получается 25-30 листов бумаги красивого золотистого цвета.

2. Бумага из травы:

Сухую или свежую траву измельчаем ножницами, провариваем на медленном огне в течение часа, затем измельчаем маленькими порциями миксером. Смешиваем с бумажной массой в порции 1:3 или 1:5, разбавляем большим количеством воды и делаем бумагу по инструкции .

3. Бумага из крапивы:

У этого растения мы используем стебель, можно свежий или зимой сушеный. Нарезаем сырье кусочками по 2-5 см., замачиваем в воде и ставим на огонь на 30-45 минут, постоянно помешивая. При этом добавляем 100 гр. кальцинированной соды. Если вареные кусочки размягчаются между пальцами, то можно снимать с огня. Промываем массу через сито, чтобы прополоскать соду. Работаем в резиновых перчатках! Массу измельчаем миксером или разминаем скалкой. Далее делаем по инструкции.
Очень нежную бумагу можно получить из волокон взрослого растения. Для этого нужно поварить, не разрезая, стебель без листьев с кальцинированной содой, затем разделить его по волокнам и очень хорошо промыть. После этого можно нарезать волокна кусочками и делать бумагу.

4. Бумага из осенних листьев:

Листья особенно интересны, когда меняют свой окрас осенью. Сухие листья измельчаем руками и отделяем от черенков, после чего замачиваем на некоторое время в воде. Массу листьев перекладываем в свежую воду, заливая так, чтобы скрыть, и варим 30 минут. Остывшую проваренную массу измельчаем миксером и смешиваем с измельченной бумажной массой в пропорции 1:5. Далее делаем по инструкции.

5. Бумага из водорослей:

Подсушите комочек тины размером с кулак в течение 5 минут, расстелив

тонким слоем. Затем нарежьте ее мелкими кусочками (5 мм), сложите в ступку, измельчите пестиком в течение 15 минут и смочите водой. Полученную однородную массу выложите в посуду и залейте 10%-ным раствором хлорной извести для обесцвечивания, тина должна быть полностью покрыта жидкостью. Поставьте нагреваться, как только смесь закипит, прилейте 3-5 мл 2%-ного раствора серной кислоты, прокипятите еще 5-7 мин. Охладите смесь, перенесите ее в сито и промойте водой (в воду необходимо добавить несколько капель раствора аммиака для нейтрализации кислоты, содержащейся в растительной массе). Затем сито с массой накройте листом бумаги. Слегка надавливая, отожмите обесцвеченную тину, аккуратно переверните сито и выньте тину вместе с листом бумаги. Закройте тину сверху вторым листом бумаги и прогладьте горячим утюгом. Бумага готова, лучше, если она пролежит под прессом сутки. На полученной бумаге можно писать карандашом.

Технология изготовления бумаги в лабораторных условиях

Этапы работы

Фотоотчет

Возьмем сушеные листья и измельчим пестиком.

Измельченные листья смочим водой. Получившуюся однородную массу зальем 10%-ным раствором хлорной извести для обесцвечивания.

Смесь поставим нагреваться.

Как только смесь закипит, добавим
3-5 мл 2%-ного раствора серной кислоты. Прокипятим еще 5-7 минут.

Охладим смесь, перенесем ее в сито и промоем водой. Слегка надавливая, отожмем обесцвеченные листья, аккуратно перевернем сито и вынем листья вместе с листом бумаги .

Закроем смесь вторым листом бумаги и прогладим горячим утюгом.

Бумага готова, лучше, если она пролежит под прессом сутки. На полученной бумаге можно писать карандашом.

Выводы.

Во время проведения практической работы я получила большой опыт и знания, связанные с моим профильным предметом – химией.

Таким образом, цель работы, поставленная в самом начале, была достигнута:

Мной был освоен один из предложенных вариантов изготовления бумаги в лабораторных условиях. В результате моих действий, получилась настоящая бумага ручной работы. Это занятие оказалось увлекательным. Оно, безусловно, полезное.

Знания о том, как изготавливается бумага, оказываются полезными при покупке бумаги и бумажных расходных материалов. Понимание многих факторов, оказывающих воздействие на процесс изготовления бумаги, позволяет принять грамотное решение и выбрать бумагу, которая поможет повысить производительность вашей печатающей техники.

Заключение.

Все многообразие видов бумаги подразделяют на классы, из которых основными являются бумага для печати, декоративная, для черчения и рисования, электротехническая, упаковочная, оберточная, свето-чувствительная и др. К числу основных показателей, характеризующих свойства различных видов бумаги, относятся толщина или объемная масса, зольность, степень проклейки, гладкость, белизна, прозрачность, сопротивление разрыву, излому, вдавливанию, деформация при намокании, впитывающая способность и др.

Сегодня мы живем во времена огромного информационного прогресса. Но это не значит, что бумажная эра подходит к концу. Бумага по-прежнему является важным элементом в процессе печатания, для многих людей чтение книг остается большим удовольствием, а книга в красивом издании может стать чудесным подарком на любой праздник. А значит, с уверенностью можно сказать, что бумага еще долго будет занимать важное место в нашей жизни.

Приложение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!