Именник в ювелирных изделиях россии. Клейма на советских топорах Что обозначает на подносе клеймо см

С течением времени его вид много раз менялся. На старых ювелирных украшениях именники выглядели немного иначе. На современном изделие из драгоценных металлов, именника и вовсе может не быть, если оно импортное. Но обо всём по порядку.

Помимо клейма пробирной палаты то-есть «пробы», на ювелирном изделии изготовленном в России, стоит клеймо производителя, то-есть «Именник».

Проба — служит для того, чтобы дать понять какая часть чистого драгоценного металла в сплаве, из которого сделано изделие, а какая часть примесей.

Именник — это тоже клеймо, как и проба, только другой формы и содержания. Служит для определения кем и когда было изготовлено ювелирное изделие и в какой инспекции пробирного надзора было апробировано.

что означают буквы именника

Именник состоит из 4 букв русского алфавита. Каждая из букв несёт свой смысл:

Первая буква Российского именника обозначает год когда изделие апробировали, а чаще всего и сделали. С 2001 года по настоящее время, ежегодно меняется первая буква именника в соответствие порядка букв в русском алфавите. В 2001 году первой была буква «А», в 2002 «Б» и т.д. В последствии пропустили буквы «Ё», «Ж», «Й», в связи со сложностью их изображения на клейме. Полный список годов указан в этой статье

Вторая буква всегда будет совпадать с буквой на пробе, слева от изображения головы девушки в кокошнике. Эта буква даёт понять какой пробирной палатой было апробировано и проклеймлено данное изделие. Весь перечень возможных букв и что они означают указано в статье

Третья и четвёртая буквы , это личные буквы изготовителя, по которым сотрудники инспекции пробирного надзора без труда определят какому именно производителю принадлежит данный именник, соответственно кто именно изготовил то или иное ювелирное изделие.

Именник выдаётся государственной инспекцией пробирного надзора. Всем кто становится на учёт в инспекцию и кто зарегистрировал в налоговой право заниматься производством ювелирных изделий. Это касается как ювелиров частников, оформивших ИП, так и большие ювелирные цеха и заводы.

Тем не менее далеко не каждый ювелир имеет именник по нескольким причинам.

Почему у ювелира может не быть именника

Не все ювелиры занимаются производством ювелирных изделий. Многие только ремонтируют золотые и серебряные украшения. Для этого они регистрируются в инспекции пробирного надзора, но получение именника не требуют.

Не все ювелиры работают легально. Это ведь крайне накладно — платить налоги, отчисления в пенсионный фонд, вести отчётность, выписывать квитанции и т.д. Проще всего вести дела под чёрным флагом и стараться избежать проверок. А если вы не зарегистрированы как ИП, вы не можете стать на учёт в пробирной палате, и вам не выдадут именник.

Не все ювелиры апробируют изготовленные ювелирные изделия. Работают со старыми, проверенными клиентами, которые доверяют ювелиру, а ювелир доверяет им.

Как расшифровать ювелирный именник

Давайте разберём несколько примеров:

Именник «НЛНО»
Н — год апробирования изделия — 2012
Л — шифр инспекции пробирного надзора, в которой апробировалось данное изделие, а значит стоит на учёте производитель — Северо-Западная Государственная инспекция пробирного надзора (ГИПН).
НО — шифр производителя. База шифров находится в инспекции. Если у вас будет претензия к качеству или составу ювелирного изделия, вы понесёте его в свою ГИПН, и уже там смогут определить по этому шифру производителя и покарать его, в случае надобности.

Именник «МСПЯ»
М — 2011 год
С — Уральская ГИПН
ПЯ — шифр изготовителя

Инспекция пробирного надзора, как правило, одна на большой округ. На этой странице вы можете уточнить районы деятельности той или иной инспекции.

определить возраст ювелирного украшения

Если вы видите на витрине украшение с именником 2003 года — это повод задуматься, а не продают ли его уже по второму или третьему разу.

Если вы сделаете на заказ украшение у ювелира в 2016 году, и на именнике будет стоять первой не буква «С», то у вас будут серьёзные основания полагать, что он не делал это изделие, а взял в соседнем ломбарде и отполировал, или не апробировал его , а просто вырезал именник и пробу из другого изделия и впаял в ваше.

определить где изготовлено ювелирное украшение


Опять же, если вы закажете украшение у ювелира, который работает в Нижнем Новгороде (вторая буква именника и буква на пробе «Г»), а на готовом изделии будет стоять, к примеру «Ю» (г. Хабаровск) — это может означать то же самое, что и в предыдущем случае, с первой буквой именника. И даже если ювелир вам скажет, что отправлялся клеймить изделие в Хабаровск — это тоже будет не правдой, т.к. клеймить изделие ювелир может только там, где он стоит на учёте и работает.

Теперь вы можете ощущать себя более комфортно при покупке ювелирных изделий в магазине или заказе у ювелира.

Марки фарфора ИФЗ, ГФЗ, ЛФЗ с основания ИФЗ до настоящего времени.

С начала правления императрицы Екатерины II (1762 г.) на фарфор ИФЗ ставилась монограмма правившего монарха. Добавлявшаяся к фабричному знаку марка собственности ПК обозначала, что этот фарфор был инвентарем Двора. В период правления Николая II к заводскому клейму добавлялся год изготовления. Выдавленные в тесте цифры, буквы, знаки обозначали состав массы.

1 – 4. Марки фарфора ИФЗ до середины 1760 гг., клейма выдавлены или нанесены голубой, черной или золотой краской.

5 – 8. Марки фарфора ИФЗ с середины 1760 – 1796 гг., синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

9 – 15. Марки фарфора ИФЗ на фарфоре для Двора.



16 – 21. Марки фарфора ИФЗ 1796 – 1801, 1801 – 1825 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

22 – 28. Марки фарфора ИФЗ 1825 – 1855 гг., клейма синие подглазурные, иногда синие надглазурные или золотом.

29 – 35. Марки фарфора ИФЗ 1855 – 1881 гг.,оливково-зеленым под глазурью (с 29 по 32), марка 33 – оливково-зеленым под глазурью или золотом на глазури.

36 – 37. Марки фарфора ИФЗ 36, 37 1881 – 1883, 38 1884 – 1894 гг., клеймо – 36 синие или золотое надглазурно, 37 – оливково-зеленое подглазурно, золотое надглазурно.

39 – 43.Марки фарфора ИФЗ 1894 – 1917 гг., клейма 39 – 43 ставились оливково-зеленым или золотом подглазурно или надглазурно.

Фарфор ГФЗ, ЛФЗ.

Марки фарфора ГФЗ 1918 – 1930 гг.

I – Первый советский знак. Фарфор ГФЗ, 1918 – 1936. II – Знак в тесте 1920 – 1930х гг. III – вариант знака I, 1919.

IV – вариант знака I, 1919. V – вариант знака I, 1921. VI – вариант знака I, 1921.

VII – вариант знака I, 1921. VIII – специальный знак, только в 1921 г. – в помощь голодающего Поволжья. IX – вариант знака VIII, 1921.

X – вариант знака VIII, 1921. XI – вариант знака I, 1922. XII – Юбилейный знак 1922, посвященный 5-й годовщине Октябрьской революции.

XIII – XV.Варианты знака I, 1922 г.

XVI – юбилейный знак, 1923 – 1924. XVII – юбилейный спецзнак (?). XVIII – экспортный знак, 1920е гг. и позже.

XIX – экспортный знак, 1920е гг. и позже. XX – с 1923 по 1930е гг. только для супрематического фарфора.

Клейма и марки фарфора ЛФЗ с 1940 по 2006 г.

A – C. Марки фарфора ЛФЗ I половины 1940-х гг., надглазурные и подглазурные

D, E. Марки фарфор ЛФЗ II половины 1940-х гг., надглазурно и подглазурно

F – H. Марки фарфора ЛФЗ конца 1940-х – начала 1950-х гг. наносились наглазурно и подглазурно.

I – K. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х гг. Первая (I) и вторая (J) марки наносились подглазурно и надглазурно, третья марка (K) подглазурная на скульптуре.

L, M. Марки фарфора ЛФЗ 1950-х – 1960-х гг. Первая (L)- на вазах в конце 1950-х – начале 1960-х гг., подглазурная и надглазурная. Вторая (M) – надглазурная 1960-х гг.

N – Q. Марки фарфора ЛФЗ 1970-е – 1989 гг. Первая (N) – надглазурная на скульптуре, вазах, графинах. Вторая (O), третья (P) и четвертая (Q) надглазурные, ГР – группа сложности рисунка (от 6 до 15, ВНЕ ГР – изделие превышает 15 группу сложности), I сорт – красная марка, II сорт – синяя, III сорт – зеленая.

R – T. Марки фарфора ЛФЗ с 1989 по 2001 г. надглазурные. Первая (R) и вторая (S) с 1989 по 1992 г. Третья (T) с 1992 по 2001 г.

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).

585-я — смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.

На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

В СССР изделия из драгоценных металлов клеймили пробирными клеймами установленного образца.

Элементами пробирных клейм были:

· знак удостоверения в виде рельефного изображения серпа и молота на фоне пятиугольной звезды;

· шифр инспекции в виде букв русского алфавита;

· цифры пробы (трехзначное число), показывающее содержание основного драгоценного металла.

Государственные пробирные клейма России

Для золотых изделий:

Для серебряных изделий:


МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ - ГЛАВА 4. ИМЕННИК

Глава 4. Именник

Система обозначений именников. Пример их расшифровки.

Именник - оттиск клейма предприятия–изготовителя, который ставится на всех изделиях из драгоценных металлов и содержит индивидуальные знаки предприятия–изготовителя, а также знаки, указывающие на год изготовления. Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны иметь и ставить на свои изделия именники.

В соответствии с действующим законодательством, оттиск именника, ежегодно подлежит регистрации в Государственной пробирной службе.

Формы именника

Заостренный с правой стороны прямоугольник в виде стрелки или прямоугольник без заострения.

·
На обручальных кольцах клеймо и именник ставятся рядом на внутренней поверхности изделия;

· На перстнях они ставятся на внешней поверхности изделия, причем на противоположной стороне от камня;

· На серьгах именник и клеймо должны стоять на внешней стороне дужек замочка.

- если на изделии отсутствует пробирное клеймо, а иметься лишь оттиск «585», это вовсе не означает, что данное изделие 585* пробы. Наоборот, подобные оттиски стоят, как правило, на недорогих и некачественных изделиях производства Турции, Израиля, Италии, Египта, содержание золота в которых – 50 -56 % (500 проба). Встречаются изделия с оттиском «585» и фактическим содержанием золота около 40% (375 проба);

- также есть очень много изделий, изготовленных не из драгоценного металла, а всего лишь покрытых золотым напылением, на которых стоит оттиск «585» или «Au 585» .

- часто встречаются изделия с оттиском в виде ромба с числовым обозначением «750» (внутри) производства Египта и ОАЭ. Содержание чистого золота в таких изделиях 60-75 % (585* или 750* проба).

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.


Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.


Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.






На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!