Экология жизни: Главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста. Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.
Приближается светлый праздник Рождества Христова. В чем должна заключаться наша подготовка к нему, кроме обычных хозяйственных хлопот? На эти вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Забыть о себе, вспомнить о Боге
Собственно говоря, главной подготовкой к Рождеству служит время Рождественского поста . Оно выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества.
Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Вот почему этот праздник –совершенно особый и Церковь предлагает нам обязательно к нему подготовиться.
В чем состоит эта подготовка? Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями . И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост –это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения.
Пост – это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.
У многих святых отцов есть наглядное сравнение человеческого сердца с вертепом. И они говорят о том, что цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа, то есть из пещеры для скота, из хлева (на самом деле, этот образ очень точно отражает наше действительное состояние), в чертог, то есть дворец, достойный встречи Христа-Царя. Это поэтичное сравнение лучше всего выражает смысл той подготовки к празднику, к которой призван каждый христианин.
К радости духовной
Службы Рождественского поста, в отличие от служб поста Великого, структурно не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу . Та же особенность есть и у богослужения в Страстную неделю, она производит очень сильное впечатление.
В эти дни читаются умилительные каноны на повечерии. Я лично их очень люблю и всегда стараюсь читать сам. Повечерие - это служба монастырская, и на обычных приходах она, как правило, опускается. Но я всегда благословляю в дни предпразднства служить повечерие в наших храмах ради этих трогательных, очень глубоких по своему смыслу и содержанию канонов.
6 января - навечерие Рождества Христова. Этот день отмечен особым постом, который, по древней традиции, должен длиться весь световой день - «до первой звезды». Почему так?
Пост, который мы сегодня знаем как воздержание от тех или иных видов пищи, в Древней Церкви имел и временное измерение: пост держался до захода солнца. И вот поэтому Литургия дня навечерия должна служиться вечером – так, чтобы она заканчивалась к моменту захода солнца. Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост тоже изначально совершалась только вечером, по той же причине.
Сейчас мы совершаем эти богослужения в первой половине дня – так легче для прихожан, но это неправильно по смыслу службы. Сейчас все больше приходов в разных епархиях возвращаются к практике вечернего совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как это полагается по Уставу. Возможно, когда-нибудь и богослужения навечерия Рождества и Богоявления вновь будут совершаться в наших храмах вечером.
В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником.
Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова.
Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» – оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе.
Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца . Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи.
Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» – я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм.
Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, - большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм.
Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.
Итак, завершается Рождественский пост - время, которое Церковь предоставляет нам для того, чтобы мы могли как можно лучше подготовить свое сердце к великому празднику Рождества Христова. Я хотел бы пожелать всем провести это время с пользой для себя и встретить праздник с духовной радостью, которая выше всех удовольствий мира и которая одна только делает человека по-настоящему счастливым. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .
Газета «Православная вера», п одготовила Наталья Горенок
В ночь перед Рождеством силы добра и зла встречаются на земле и не покидают ее до тех пор, пока не наступит праздник Крещения...
Православное Рождество, как и католическое, празднуется в память о рождении Иисуса Христа, который подарил всем нам святую веру в бессмертие человеческой души.
Готовимся к Рождеству Христову
Наши предки начинали подготовку к Рождеству еще на рассвете 6 января. Собственно говоря, готовились к сочельнику, или, как его называют в Украине, – Святому вечеру. Верили, что если подготовка пройдет по всем правилам, то Божья помощь всегда будет в семье. Так почему бы и нам с вами не взяться за дело?
Проснуться придется задолго до того, как наступит утро. Ведь чтобы приготовить кутью – главное блюдо к праздничному столу – следовало встать в 2 часа ночи. Зерна пшеницы, замоченные еще с вечера, нужно было засыпать в абсолютно новый глиняный горшочек и залить водой. Все эти действия сопровождались молитвами, а думать полагалось только о хорошем и светлом. Считалось, что от того, с какими мыслями хозяева готовят кутью, зависит и сила Божьей помощи, на которую может рассчитывать семья.
Продукты, из которых готовилось блюдо, имеют важное значение:
– зерно символизирует жизнь;
– мед – здоровье, благополучие;
– мак – достаток в семье;
– орехи – символ мудрости.
Готовили кутью в печи, причем дрова складывали особым образом и поджигали их от «живого» огня, который добывали трением дерева о дерево. Конечно, сегодня процесс приготовления Божьей еды (именно так называли кутью) стал намного проще, но не стоит забывать, что самое главное – мысли человека во время этого приготовления ритуального блюда. Думайте о хорошем!
К Святвечеру пекли и кныши – маленькие хлебцы, которые кладутся сверху на хлеб и предназначаются для духов предков (по преданию, души умерших предков незримо присутствуют за семейной трапезой).
Стол, за которым соберется вся семья, тоже надо подготовить к праздничной трапезе. Как? Прежде всего необходимо положить на столешницу тонким слоем сено, поверх него – чистую белую скатерть (считалось, что она предназначена для добрых душ). Затем в четырех углах стола нужно разместить по головке чеснока (защита от нечистой силы) и, наконец, покрыть стол второй скатертью (эта скатерть – для людей).
Дидух – дух предков
Теперь самое время установить на столе обязательный магический атрибут праздника – соломенный оберег, сноп-Дидух, или Дидух-Рай. С одной стороны, это дар силам природы, с другой – символ рода, воплощение славянского бога Коляды (бога торжеств и мира), а еще – тайное место, в котором находят временное пристанище духи дедов-прадедов, покровителей дома. Чтобы при изготовлении оберега солома не ломалась, ее смачивали святой водой.
После Дидуха можно было и угощение расставлять: кутья в нарядной керамической мисочке, кныши на ломтях хлеба и 12 (по числу апостолов – учеников Христа) постных блюд, среди которых постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, гречневая каша, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пирожки. Непременно подается и узвар – напиток из сушеных фруктов и ягод. Он символизирует связь с предками – в идеале плоды и ягоды должны быть из родительского сада.
А когда праздничный ужин заканчивался, вся молодежь выходила на улицу – с этого вечера начинали колядовать (правда, в Святвечер нужно вернуться домой до полуночи, иначе нечистая сила может унести с собой). Пришла веселая святочная пора, а вместе с ней – шумные игры, гуляния и девичьи гадания.
Делаем оберег
Чтобы сплести Дидух, понадобятся сухие колоски пшеницы (можно купить в магазинах декора). Сложите и перевяжите ниткой 3 снопика по 7 колосков в каждом. Соедините все снопики, оплетите соломенной косичкой из оставшихся колосков. Низ Дидуха разделите на 3 части, каждую перевяжите в 2 местах и подрежьте так, чтобы фигурка обрела устройчивость.
Рождественские приметы и поверья
– В Рождество ни в коем случае нельзя шить и заниматься хозяйственными делами.
– Добрая примета – если на Святую вечерю придут одинокие, бедные и неприкаянные люди. Их следует усадить за стол и щедро угостить.
– На Рождество нельзя злиться, ссориться, ругать детей и говорить что-то нехорошее – если блуждающие под окнами злые силы это услышат, тогда все плохое, что вами озвучено, сбудется.
– Встречать Рождество в старой одежде – к бедности, поэтому нужно нарядиться в обновки.
– На Рождество принято зажигать свечи – они привлекут в дом тепло и богатство. Гасить свечи не нужно, пусть они сами догорят. Одну свечу зажгите в память об усопших родственниках.
– В Святвечер старались не брать в долг, чтобы потом не нуждаться целый год.
– Читают заговор на милость судьбы:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как сын Божий ко всем милостив и терпелив,
Как Он всех на земле прощает,
Всех любит, жалеет, благословляет,
Так бы и судьба ко мне была
Милостива и благосклонна.
Ключ, замок, язык. Аминь» .
Богатая кутья
Маковая
Ингредиенты:
– Пшеница – 1 стакан
– Мак – 100 г
– Изюм – 50 г
– Грецкие орехи – 100 г
– Мед – 50 г
– Сахар – 1 ст. ложка
Приготовление:
В ночь перед Святым вечером промойте зерна пшеницы и замочите в холодной воде. Утром залейте пшеницу 4 стаканами воды и варите 3-4 часа, время от времени подливая воду. Мак залейте кипятком, дайте постоять около часа. Слейте воду, добавьте сахар и разотрите в ступке пестиком до появления макового молочка. Изюм запарьте кипятком, через 20 минут слейте воду. Орехи прокалите на сковороде и измельчите (не слишком мелко) скалкой. Мед разведите теплой кипяченой водой. Перед подачей на стол смешайте сваренную пшеницу, растертый мак, орехи, мед. Разбавьте узваром – кутья не должна быть слишком крутой.
С Халвой
Ингредиенты:
– Пшеница – 2 стакана
– Мак – 250 г
– Мед – 100 г
– Орехи – 150 г
– Халва – 50-100 г
– Сахар – 1 ст. ложка
Приготовление:
Пшеницу хорошо промойте в холодной воде и варите до размягчения (примерно 3 часа). Мак промойте под горячей водой. Воду аккуратно слейте, мак перетрите с сахаром до молокообразного состояния. Охлажденную пшеницу перемешайте с маком, добавьте мед, порезанные ножом орехи и халву.
Традиционная
Ингредиенты:
– Пшеница – 1 стакан
– Грецкие орехи – 0,5 стакана
– Мед – 2-3 ст. ложки
– Изюм – 0,5 стакана
– Узвар (напиток из сухофруктов, рецепт приготовления см. ниже) – 1 или 2 стакана (по желанию)
Приготовление:
Промойте пшеницу под проточной водой и замочите на ночь. Утром отварите зерно до готовности. Отдельно измельчите орехи (в блендере, ножом или с помощью скалки). Перед самым ужином в охлажденный узвар (берется только жидкость, без сухофруктов) добавьте пшеницу, изюм, орехи, мед.
Узвар – напиток из сухофруктов
Медовый
Ингредиенты:
– Мед – 100-150 г
– Сухофрукты – по 100 г яблок, груш, вишен, чернослива, изюма и кураги
П риготовление:
В эмалированную кастрюлю поместите перебранные и промытые сухофрукты, залейте 2-2,5 литрами воды, добавьте мед и поставьте на огонь. Чтобы в напитке сохранились все полезные свойства ягод и фруктов, узвар нужно не варить, а «взваривать» – то есть доводить до кипения. Если не хватает сладости – можно всыпать сахар по вкусу. Затем позвольте узвару настояться в течение 5-6 часов в прохладном месте.
Лимонный
Ингредиенты:
– Сушеные яблоки – 100 г
– Сушеные груши – 100 г
– Чернослив – 50 г
– Лимон – 1/2 шт.
– Мед – 2-3 ст. ложки
Приготовление:
В кастрюлю налейте 3 л воды, поставьте на огонь и доведите до кипения. Когда вода закипит, добавьте в нее сухофрукты и порезанную на дольки половинку лимона. Как только жидкость закипит во второй раз, снимите кастрюлю с огня и накройте крышкой. Примерно через полчаса, когда узвар немного остынет, добавьте мед, перемешайте. Поставьте в холодное место на 5-6 часов.
Каждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.
Вариант первый. Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).
Вариант второй. Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.
У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.
От Рождественского утра до встречи гостей
Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.
Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом , с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп . Ночью или утром –праздничная служба в храме.
В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.
Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.
Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть –попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.
Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.
Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.
Угощение на
Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.
Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!
Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».
…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.
Последовательность мероприятий
Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.
Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.
А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.
Развлекаем и занимаем
В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.
Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.
Чем еще можно занять маленьких гостей?
Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.
Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.
Напоминаю - спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.
Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» — непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.
Окончание праздника Рождества Христова
Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.
…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»
Сегодня в традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев расскажет о праздновании Рождества Христова
Братья и сестры, я вас приветствую. У нас есть два календаря - Юлианский и Грегорианский. Согласно Грегорианскому календарю - 25-го декабря, по-нашему на Спиридона Тримифунтского, празднует большая часть христианского мира Рождество по плоти Господа Иисуса Христа.
У Христа два Рождества. Сын Божий рождается вне времени от отца, без матери, и на земле рождается однажды во времени, от матери без отца. И празднуем мы, собственно, Рождество Сына Божиего в плоти от матери Марии Девы от Духа Святаго и без семени мужа. Можно поздравлять сегодня всех тех, кто празднует Рождество по этому календарю. В православном мире это немало-немного румыны, болгары, греки и много еще кого. В Америке, Канаде православные христиане празднуют именно в эти дни Рождество Христово. В Палестине, Иерусалимская церковь, грузины, сербы, русские - праздную по-другому, по Юлианскому календарю. А часть православного мира празднует так. Поэтому это не только католическое Рождество, а также и для православных, живущих по Грегорианскому церковному календарю, в отличие от Пасхи.
Пасха у нас у всех православных совершается одинаково, Пасхалия у нас единая. И весь православный мир празднует Пасху в один и тот же день. Это очень важно. Мне кажется, очень важно понимать, что празднуем. Что празднуем, братья? Празднуем воплощение Божие. Это то, чем отличается христианство от иудаизма и мусульманства. Потому они монобожники. И те, и те поклоняются, как умеют, как могут, как научили Творцу неба и земли. Но только христианство утверждает, что Бог стал человеком.
Говоря словами Иоанна Богослова: «Слово - плоть бысть, и видехо славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины». Слово стало плотью. Слово инкарнировалось, воплотилось, стало человеком, одушевилось. То есть, Слово Божие, которое всегда у Бога, которое есть Бог, из Пролога Евангелия от Иоанна мы научены, что оно стало плотью от Марии Девы и вочеловечилось. О чем мы поем в Символе Веры: Веруем в Христа Сына Божия, рожденнаго, несотвореннаго, единосущного Отцу. Через которого все стало. Все было. Имже вся быша.
Вот мы именно должны в эти наши безбожные времена утверждать празднование на догматической основе. Что у церкви нет недогматических праздников. Введение во храм, Успение, Преображение, Рождество, Пасха, Богоявление - это всё догматические праздники, у них есть догматический фундамент. Праздновать праздник с плюшками и коврижками, не зная догматики праздника - это какое-то сомнительное занятие, которое потом прорвется, как плотина, как бы, значит, с треснувшей стенкой под напором воды. От потока разных новых учений, или от фактического безбожия.
Я сегодня смело призываю себя, дурака, и вас всех, умных и разумных, к тому, чтобы мы понимали догматическую основу праздников. В Рождество мы празднуем уникальную вещь - Бог стал человеком. «Несомненно, - пишет Павел к Тимофею, -- великого благочестия тайна - Бог воплотился, Бог стал человеком. Оправдал себя в духе, показал себя ангелом. Проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».
Мы проповедуем, что Бог стал человеком, Божество и человечество, в лице Иисуса Христа, соединились. Соединились, по словам четвертого Собора Вселенского, соединились неразрывно и не слитно. То есть, не сливаясь, не разъединяясь. И мы празднуем, в лице Христа, этого «бамбина джезу». За моей спиной эти шопки, по-польски говоря, или вертепы по-русски говоря. Это там, где малыш Иисус, над ним Мария, сделаны фигурки из глины или из дерева. Иосиф, три царя, которых в Средневековье стали изображать неграми, желтыми и белыми. Как бы представители трех рас, приходящих к Иисусу поклониться. … Три мага с Востока, персидские волхвы. Они там не были. Но начали так изображать для того, чтобы показать приход к Иисусовым яслям всех народов.
Можно спрашивать у прихожан своих: что празднуете, люди? Что, вообще, празднуется? Рождение ребенка? Они рождаются каждый день в большом количестве. Мы же не ходим в роддома с пальмовыми ветвями, махать над каждым малышом. А кто родился? Что такого особенного? Родился искупитель наших грехов. А кто сказал? Звезда с неба сказала. Вот она, стала над домом … И люди пришли с Востока, принесли ему дары, золото … смирну, показав, что Он есть и Господь, и жертва, и царь. Он - маленький Иисус, родившийся от Девы Марии, не знавшей мужа. Чье чрево семени мужского не знало, которая Девой сохранилась. Родила его без боли, и повила, и поклонилась Ему.
Празднуем Бога, ставшего человеком. Если мы это забудем - нет смысла в Рождестве. Нет смысла в Пасхе, если все свелось к куличам и яйцам. Нет смысла в Рождестве, если мы не знаем, что празднуем до сих пор. Христиане - это не просто монотеисты, не просто верующие, что Бог один. Ты веришь, что Бог один и хорошо делаешь, неосновательный человек. Бесы тоже веруют, но трепещут. Мы веруем в Бога, ставшего человеком. В своем Сыне единородном, в Слове своем Он воплотился, Слово стало плотью. Это Слово и есть бамбина джезу, этот маленький Иисус, этот ребенок Иисус, имя которого было открыто заранее Иосифу и Марии. Которому поклоняемся, который вырастет, в восемь дней будет обрезан, в 14 лет воцерковится, станет, так сказать, посвященным в тайны. И войдет в храм Божий, будет беседовать со старцами. А потом в 30 лет будет крещен от Иоанна на Иордани. И будет одет силой Духа Святого и пойдет в пустынь на 40 дней. Потом вернется - будет проповедовать три года. А потом будет отвержен и распят. И ляжет в гроб и воскреснет. Вот мы празднуем начало всего этого.
В эти праздники нужно сращивать наши застолья, наши все штуки зимние и веселые с кровавой историей жизни Христа Спасителя и с его торжественным славным Воскресением. То есть, наши праздники догматичны. У нас нет недогматичных праздников. Праздник дает человеку веселье и отдых. Дает ему ослабление и ослабу некую в житейских трудах. И дает ему догматическую нагрузку. Он дает ему некий якорь в душе, чтобы нас не унесло. Чтобы якорь брошенный держал тебя на месте. Держитесь на месте. Изучайте учения Церкви. Читайте Евангелие. Ходите в храм. Без храма христианство - это … перышки одуванчика, который дунуло - и нет его. В храм ходите. Кайтесь перед Богом в грехах своих. Радуйтесь перед Господом. О грехах своих плачьте. Нужно уметь делать и то, и другое. О Господе радоваться, о грехах своих толковать и плакать. Каяться нужно уметь.
Так что поздравляем с Рождеством всех тех, кто празднует Рождество по Грегорианскому календарю. У нас пока что Спиридон. Его молитвами спасаемся. А потом будет и наш праздник через две недели. И мы - вторая часть христианского мира будем праздновать Рождество Христово. То есть, воплощение Бога Слово. Пока что с праздником тех, кто уже к празднику приблизился. Ну, а наш праздник еще впереди. До свидания.
Приближается великий и спасительный праздник - Рождество Христово.
Это особенный день, и рождественские службы, включая ночную Божественную литургию, тоже особенные. О том, как настроить себя на праздничные службы, мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
– Православное богослужение – настоящий кладезь Божественной и человеческой мудрости, поэзии, благодати Божией. И если человек готовится к встрече Рождества Христова, часто бывает в храме, то богослужения очень сильно помогают ему и держать пост, и достойно встретить святой день Рождества.
В церковном богослужении нет ничего лишнего, случайного, каждое слово, каждая буква выверены веками. Задолго до самого праздника, уже со дня Введения в храм Пресвятой Богородицы, Церковь начинает готовить нас к величайшему событию – рождению Христа Спасителя. Уже поются ирмосы Рождественского канона, к обычным стихирам и тропарям добавляются предпраздничные Рождественские стихиры. И так в каждый праздничный день Рождественского поста.
Со 2 января начинается предпраздничество, и уже всё богослужение проникнуто идеей приближающегося рождения Миссии. Поется дивное ключевое песнопение: «Готовься, Вифлеем, отверзи врата всем, Едем». Звучат другие церковные песни и тексты, приоткрывающие людям тайну рождения Христа Спасителя. Они не могут оставить никого равнодушным, и если быть на богослужении внимательным и пропускать всё через сердце, то обязательно появится то самое предпраздничное настроение, та радость ожидания чуда, которыми в эти дни живет весь христианский мир. Поэтому я всем советую в эти дни как можно чаще ходить в храм, церковные службы для верующего человека должны быть на первом месте. Если же это место занимают предпраздничные заботы, покупки подарков, другие «житейские попечения», смысл предстоящего праздника останется недоступным.
Вникнуть в содержание праздничных служб помогут также богослужебные книги, они доступны всем. Посоветуйтесь со священником, что он вам порекомендует, то и читайте, и обязательно найдете в этой литературе настоящие жемчужины православного богослужения.
– Многие прихожане стремятся побывать на ночной рождественской службе, причаститься на праздничной Литургии. Как подготовиться к ней? И откуда пошла эта благочестивая традиция?
– Ночные богослужения – это многовековая церковная традиция, и в древности всенощная служилась регулярно. Уже по ее названию ясно, что эта служба начинается поздно вечером и продолжается всю ночь до рассвета. Сегодня прихожанам, обремененным многими мирскими заботами, даже раз в неделю принять участие во всенощном бдении не под силу. Поэтому Церковь, снисходя к немощам духовенства и мирян, предлагает совершать отдельно вечерние и утренние богослужения. Но все-таки, следуя древней традиции, в Рождество, на Пасху и на Богоявление в храмах совершаются ночные службы. Для прихожан это большое утешение, для детей и подростков – проверка на взрослость. Многие верующие люди с большим благоговением и радостью ждут ночную службу, готовятся к Причастию, заранее исповедуются, молятся. Давно замечено, что участие в ночном праздничном богослужении, которое длится несколько часов, дает невероятные силы, духовный подъем, окрыляет человека. Получив хотя бы раз такой опыт, человек потом всегда будет к нему стремиться.
– Во всех ли храмах Покровской епархии будет проходить ночная служба в Рождество?
– Во всех больших сельских и городских приходах, где есть постоянно проживающий священник, обязательно совершается ночное праздничное богослужение. В отдаленных селах, куда батюшки приезжают из других мест, праздничная служба пройдет 7 января ранним утром. Эта проблема связана только с нехваткой духовенства.
– Для священников праздничные службы, вероятно, тоже большая нагрузка, гораздо большая, чем для прихожан. Как Вам удается преодолевать усталость, сохраняя благостное и радостное настроение? Поделитесь, пожалуйста, опытом.
– Когда человек отдает своим ближним, а тем более Господу частицу своего сердца, то получает в ответ такое же действие. Вспомните евангельскую притчу о блудном сыне. Как только сын стал возвращаться к своему родителю, отец первым выбежал ему навстречу, обнял его, возвел в прежнее сыновнее достоинство. Нечто подобное происходит и в нашей повседневной жизни. Как только человек обращается к Богу, делает над собой хотя бы небольшое усилие и ради Христа готов потрудиться, потерпеть, побольше помолиться, Господь на это обязательно отвечает, дает человеку силы, укрепляет его.
Что касается духовенства, то у священников есть определенный опыт богослужебной жизни, привычка к долгим службам. Но прежде всего это Божественная благодать, которая и помогает, и утешает. Когда я только начинал свою церковную жизнь, был в монастыре послушником, монахом, то приходилось трудиться на службе всю ночь, а утром, вместо отдыха, готовиться к следующему богослужению. Следом шла праздничная служба, торжественная трапеза, какие-то мероприятия – и сил хватало на всё, Господь укреплял. Когда стал настоятелем, а потом архиереем, стало еще сложнее, потому что к физическим нагрузкам прибавился и груз ответственности. Но, повторюсь, Господь не оставляет нас, Он всегда дает силы. И когда видишь в храме маленьких детей, отстоявших со взрослыми всю службу, людей с радостными лицами, собранных ради великого счастья служения Богу, какая может быть усталость? Поэтому всем советую сделать над собой усилие и как можно чаще бывать в храме на праздничных богослужениях. Только через Церковь мы приобщаемся к благодатным дарам Божиим, получаем через них укрепление наших телесных и духовных сил.
– Владыка, какими будут Ваши пожелания тем, кто готовится к встрече великого события – Рождества Христова?
Беседовала Ольга Стрелкова