Формы и методы воспитательной работы с трудными подростками. Основные направления и формы работы с подростками Формы работы с подростками

Cлайд 1

АРТ -ТЕРАПИЯ Формы работы с детьми и подростками Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Cлайд 2

Показания для применения игр с камушками: трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков; психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности; невротические и эмоциональные расстройства; кризисные состояния; развитие собственного представления о себе; оптимизация психического развития в детском возрасте.

Cлайд 3

Игра "Разложи камушки" Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней. Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились. Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились. Разложите камушки дорожками. Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой. Чтобы дорожки были одинакового размера. Разложите камушки в следующем порядке: один большой, за ним 2 маленьких; один серый, три беленьких впереди и т.д. Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур. Разложи камушки по бутылочкам. Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т.д.), разложив их на столе. Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории. Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление. Необходимое время: 20- 30 минут.

Cлайд 4

«Создай каменную картину» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камушки. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, выбранные вами, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину. Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки. Необходимое время: 20- 30 минут.

Cлайд 5

«Волшебный камень» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка. Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов. Необходимое время: 30-40 минут.

Cлайд 6

«Балансирующие камни" Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Это известная китайская игра, в которую умеют играть даже малыши. Задача - выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно. Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов. Необходимое время: 20- 30 минут.

Cлайд 7

Игра «Остров сокровищ»: Ребенку предлагается закопать камушки–сокровища в песочнице и отправиться на поиски сокровищ. Раскапывая сокровище, ребенок называет, что ценное приходит в его жизнь вместе с сокровищем, какое качество характера, возможность, знание или умение он получает, обладая сокровищем. Цель: игра позволяет обсудить с ребенком его значимые ценности, принятие или отвержение системы ценностей его семьи.

Cлайд 8

«Выбери меня»: Групповая игра в ассоциации, где каждый участник ассоциирует себя и другого с камушком, аргументируя свой выбор. Участники делятся своими переживаниями. Игра эффективно применяется при арт-терапии с семьей.

Cлайд 9

Cлайд 10

«Большие и мелкие камни или песок» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов и сосуды для засыпания (различной формы бутылочки) Процедура: Камушки различной величины, формы и цвета лежат в коробке перед всеми. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Инструкция: Выберите камушки, поддержите их в руках. Заполните бутылочки камушками, чтобы они оказались полными. После выполнения работы зачитывается притча. Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 11

Однажды, один мудрец, находясь в кругу своих учеников, проделал следующее. Он наполнил до краев большой стеклянный сосуд крупными камнями. Сделав это, мудрец спросил у учеников – а полон ли этот сосуд? Ученики ответили, что сосуд полон. Затем Учитель взял мешочек с мелкими камушками, высыпал камушки в сосуд и легонько встряхнул его несколько раз. Камушки оказались в промежутках между крупными камнями и заполнили их. Мудрец опять спросил у учеников – а теперь сосуд полон ли? Ученики снова подтвердили его слова - да, сосуд полон. И наконец, мудрец высыпал в стеклянный сосуд песок. И песок заполнил все оставшиеся промежутки между камнями в сосуде. «А теперь, - вновь обратился Учитель к своим ученикам,- мне бы хотелось, чтобы вы в этом сосуде смогли распознать свою жизнь! Крупные камни представляют собой самые важные и необходимые вещи в нашей жизни: это наша семья, любимый человек, наше здоровье, наши дети - все то, что, даже не смотря на отсутствие всего остального, сможет наполнить нашу жизнь. Мелкие камушки олицетворяют собой уже менее важные вещи, как например, наша работа, наши квартира или дом, наша машина. Ну, а песок символизирует собой повседневную суету, прочие жизненные мелочи. Поэтому, если вы, вначале наполните свой жизненный сосуд песком, то уже в нем не найдется места для крупных камней.

Cлайд 12

Так вот и получается, если мы всю свою жизненную энергию израсходуем на кучу мелких вещей, то для крупных вещей ничего уже не останется. Поэтому, давайте обращать свое внимание только на важные вещи, находить время для своих детей и любимых, следить за собственным здоровьем. И у нас остается еще предостаточно времени для дома, работы, празднований и многого остального. Давайте следить за своими крупными камнями - ведь только они ценны, а все остальное - только лишь песок»… В заключение поделитесь своими впечатлениями. На что Вы тратите свое время, свою жизнь? Согласны ли Вы с мудрецом? Давайте попробуем определиться с собственными жизненными ценностями. Выскажите свое мнение.

Cлайд 13

«Сад камней» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, газеты, цветная бумага, коробочки, палочки и другой строительный материал. Процедура: Подростки могут выполнять задание индивидуально или в группах. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Выбранные камушки и созданная из них композиция будет являться проекцией «Я–образа» подростков, в зависимости от того, как они оценят и опишут свой сад. Инструкция: Представьте, что мы с вами создатели великолепного сада камней. Этот сад будет столетиями радовать нас и других людей. Обычно сады камней создавались для созерцания, для размышления и открытия каких-то истин. Такие сады вечны. Попробуйте составить свой сад камней. Вы можете использовать весь предложенный материал, ведь сад камней состоит не только из камней, песка и гравия. В него могут входить и растения, и дорожки, и вода. В заключение поделитесь своими впечатлениями. Понравилось ли Вам создавать сад? Каким и для кого будет он? Как Вы чувствуете себя в своем саду? Кого бы Вы пустили в свой сад? Кого бы не пустили в свой сад? Цель: раскрытие собственного предназначения, диагностика взаимодействия с социумом подростка, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 14

«Камень за пазухой» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Лучше это упражнение выполнить в группе. Зачитывается притча. В заключение обмен впечатлениями с использованием камней. Инструкция: Послушайте притчу. Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики. - Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения. Человек ответил: - Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце. Чтобы легко было идти по жизни, не надо носить камней за пазухой! Были в вашей жизни случаи, после которых вы держите камень за пазухой, или кто-то носит для Вас камень за пазухой. Выберите этот камушек, поделитесь с нами. Цель: раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 15

Этот камушек похож на меня, потому что…» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие себя, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов Вас. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями Цель: раскрытие собственных ценностей, развитие самопонимания, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 16

«Моя семья» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие членов семьи, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам членов вашей семьи. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями. Цель: диагностика семейных взаимоотношений, раскрытие ценностей, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут.

Cлайд 17

«Тяжелая ноша» Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов. Процедура: Упражнение можно выполнять индивидуально и в группе. Выбираются камушки, ассоциативно напоминающие проблему, с которой столкнулись в своей жизни подростки, и выкладываются на столе. Психолог просит подобрать ассоциации к каждому выбранному камушку, описывая его свойства, некие качества, возникающие образы, рассказывая о чувствах и ощущениях, которые он вызывает. В заключение обмен впечатлениями. Инструкция: Были ли в вашей жизни случай, после которых было трудно отойти, расслабиться, успокоиться. Рассмотрите камушки, выберите те, которые напоминают Вам «трудную ношу», проблему, с которой Вы столкнулись в своей жизни и до сих пор несете и не можете никак сбросить со своих плеч. Расположите их на столе, как считаете нужным. Поделитесь своими впечатлениями. Цель: диагностика проблем, травмирующих ситуаций, раскрытие собственных возможностей преодоления своих проблем, оптимизация психического развития в подростковом возрасте. Необходимое время: 40- 60 минут. Игра «Как это относится ко мне?» С закрытыми глазами выбираются камушки. Когда камушек выбран, клиент открывает глаза, и психолог спрашивает, что в жизни клиента напоминает этот камушек, как этот цвет и форма относятся к нему. В этой игре камушки используются как стимульный материал для свободных ассоциаций клиента. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос.

Cлайд 20

При интерпретации выбора и обсуждении учитывается: семантическое пространство выбирающего, с чем клиент обратился, о чем думает, что чувствует, каков его запрос; личностные ассоциации клиента; символизм цвета, формы, расположения; общекультурное и историческое значение обсуждаемых качеств, символов; ассоциации психолога, синхронистичность; пространственно-временные соотношения в композиции. Композиции из камушков, как правило, непредсказуемы и неожиданны для создающих. Настроение игры, отсутствие возможности и необходимости просчитать, логически выстроить и обосновать выбор, заставляют действовать интуитивно, а значит и более открыто и искренне, минуя психологическое сопротивление и чрезмерные защиты.

Cлайд 21

Литература: Столярова Светлана Сайрановна ГОУ № 373 г. Москва, педагог-психолог Назметдинова Ирина Сайрановна Астраханский государственный университет, Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки г. Астрахань«оригинальная авторская разработка» 1. Копытин А. И., Свистовская Е. Е Арт-терапия детей и подростков.- М.: Когито - Центр, 2007.-198с. 2. Киселева М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: Издательство «Речь», 2007.-160с. 3. Реброва Екатерина Викторовна Игра в камушки.//[электронный ресурс] http://www.psylist.net/avtor/00009.htm 4.Малкоиди К. Палитра души. – К.: София, 2004. – 272 с. 5.Штейнхард Л. Юнгианская Песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место занимают учреждения культуры, учреждения социальной защиты населения и образовательные организации.

В организацию социальной работы с детьми и подростками вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.

Грамотная организация досуговой занятости рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления .

Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.

Именно поэтому основной задачей учреждений культуры, образования и социальной защиты населения должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.

Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер .

Проекты и мероприятия, направленные на решение данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков в летний период.

Основными формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний период могут быть:

  • - организация работы детских оздоровительных лагерей;
  • - проведение культурно-досуговых мероприятий и организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков
  • - проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.)
  • - привлечение детей и подростков в клубные объединения и коллективы самодеятельного народного творчества;
  • - участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков ("Ярмарки вакансий");
  • - организация молодежных акций по благоустройству села .

Одним из вариантов организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних лагерей. Основой таких лагерей может являться временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые будут объединять детей, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могут быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая, милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей разного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:

  • - прямая передача опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности;
  • - возможность для каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;
  • - удовлетворение возрастных потребностей: у младших - иметь "пример", походить на него; у старших - утвердиться в роли лидера;
  • - сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;
  • - широкие социальные связи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов .

В работе по организации летнего отдыха детей и подростков может быть использован опыт работы летних оздоровительных лагерей и лагерей на базе общеобразовательных школ.

Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и места органов управления и учреждений культуры в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.

В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо "нельзя" (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить "можно" - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Самой популярной и востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся дискотека.

Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не высокий. В этом и есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных диско-клубов и маленькими городами и посёлками с их дискотеками.

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи - всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают. (24)

Большую роль в свете рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.

Для библиотек характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (- идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов, объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического вечера:

  • - Общие интересы аудитории
  • - Праздничная ситуация
  • - Театрализация
  • - Игровая ситуация
  • - Использование информационно-логических и эмоционально-образных моментов
  • - Строгая композиционная последовательность
  • - Связь со знаменательной датой в жизни общества, или отдельного коллектива, человека
  • - Документальная основа
  • - Краеведческий материал
  • - Присутствие реального героя.

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм родителей; эмоциональная отчужденность; низкая культура родителей; чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами; установившееся отношения конкуренции между близкими (эдипов комплекс сына к отцу, дочери к матери; соперничество между братьями и сёстрами за внимание родителей) и т.д. и т.п..

Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические заболевания снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические заболевания затрудняющие социальные контакты (энурез; болезни пищеварительной системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..

Взросление в социальной среде с низкой культурой и неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом» районе; социальное окружение ребёнка- сверстники ничем полезным не интересуются не занимаются и сами зачастую являются «трудными».

Работа с трудными подростками часто воспринимается нами как нечто непосильное, неблагодарное, обязательное, но обречённое на неуспех. И часто получается так, что она развивается по следующим сценариям:

Педагог берётся за задачу «исправить прогульщика» с пониманием того, что за прогулами стоит нечто большее. Изначально формируется не мотив, а установка: «…я обязана это сделать, но если занятия в школе ему- прогульщику не нужны и его семье тоже, то у меня ничего не получится…». Очень часто, кстати, такая или подобная ей установка формируется у большинства людей, когда они собираются сделать что-либо. То есть, они предвосхищают неудачу, программируют себя на провал справедливо полагая, что задача непростая.

На следующем этапе педагог обходит, обзванивает, обращается, приглашает, беседует, назидает и в конце концов убеждаясь в том, что всё же продолжаются «машет рукой».

Резюмируя сказанное, можно перечислить распространённые ошибки в работе с трудными подростками и дать соответствующие советы:

Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением родителей и т.п.)

Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка- резонируя и усиливая его

Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком

Решая проблемы возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива

Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте; развитии; статусе

Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу

Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия

Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих

Не затевать беседу, если нет уверенности, что сможешь перейти на язык собеседника- говорить понятно, на одном уровне с собеседником

Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы

Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние школа изначально неинтересна почти для любого ребёнка, она испытание, в ней надо работать, подчиняться дисциплине, она забирает физические силы. И поэтому не заинтересовывая детей в трудного можно превратить практически любого

Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям

В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов

Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные состояния (любые достижения)

Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения превращая таким образом в изгоя

Таким образом, основываясь на собственном опыте работы с такими детьми могу сказать, что, следуя данным советам, можно очень эффективно применять следующие формы работы с трудными подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов:

Дискуссионный клуб , где обсуждаются реальные, часто происходящие в школе, негативные события. Всё происходит, конечно, отстранённо, т.е. реальные персонажи заменяются вымышленными, место и время действия слегка изменяются.

Задачи преподавателя сводятся к:

Организации обсуждения ситуации. Необходимо вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме.

Дирежированию процессом обсуждения, направляя его ход вопросами.

Закончить процесс обсуждения и перейти к другой теме в кульминационной- горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они активно высказываются, прозвучали самые разные мнения- это делается для того, чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность- осмысление, закреплялся бы опыт полученный в ходе работы группы.

Требования и правила ведения дискуссии:

Ведущий как бы находится в стороне от происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для оживления дискуссии новым вопросом- раскрывающим новую сторону ситуации (это право ведущего оговаривается в начале, иначе просто не услашат…). Аналогом такого поведения является подбрасывание дров в костёр.

Вопросы ведущего не должны носить провокационный и оценочный характеры типа: «а мне кажется Вова правильно сказал?» или «А кто прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону.

Категорически нельзя оценивать работу участников дискуссии их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случи назревания потасовки) позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания.

Категорически нельзя подводить итоги обсуждению, резюмировать его. Заканчивать беседу можно только поблагодарив за участие, работу или началом новой беседы, на новую тему.

Такая форма занятий подходит для классного часа. С участием в дискуссионном клубе справятся учащиеся, начиная с 7 класса. Помимо проблем, для обсуждения могут подниматься и абсолютно любые другие темы интересующие подростков, ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти недостающие знания могут привести к неприятному опыту.

Беседа- игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому- что….»- аналог дискуссионного клуба для младших школьников. Здесь, учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения», где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её причины, наиболее интересующие их темы и т.д..

Предложения может заготовить сам классный руководитель, или с помощью школьного психолога. Список предложений должен отвечать следующим требованиям:

Первая группа: предложения фантастические (в зависимости от общей тематики настраивающие на весёлую или деловую нотку) Например: «С первого апреля в школах разрешили….» (весёлая нотка) или «с первого сентября во всех школах России….» (деловая); «Учёные вывели новую породу кошек и собак, которые….» (весёлая) или «Ученики нашего лицея изобрели….» (деловая)

Вторая группа: предложения реальные, проблемные, частично описывающие типичные ситуации: «Рома очень торопился, но всё равно…» или «Петя побежал по лестнице вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим настроением и решила….» или «Света не подготовила домашнее задание и ….» или «Федя повернулся к соседу по парте и ….»

Правила проведения игры- беседы сродни правилам дискуссионного клуба, но отстранённость здесь выходит на первый план, т.е. предложения продолжаются не от первого лица («я проснулся в плохом настроении….» или «я не хочу идти в школу….»), а обязательно все манипуляции совершаются с вымышленными персонажами. Желательно, чтобы имена, встречающиеся в предложениях, не совпадали с именами учащихся.

Принципы организации игр- бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому- что» совпадают с описанными выше. Для ведущего подобных мероприятий предъявляются те же требования:

Не оценивать высказывания учащихся

Не провоцировать и не подсказывать ответы

Не резюмировать высказываний, услышанного в ходе игры

В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подросткам, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.


1.Информационное направление.

Подросткам довольно много рассказывают о вреде алкоголизма, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления алкоголя. Сейчас раздают буклеты и развешивают плакаты о вреде алкоголизма. Вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антиалкогольную профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более, совсем другого рода информацию она получает из Интернета, со страниц многих молодежных изданий, от друзей. В ней не содержится призывов, в ней не содержатся запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых.

2.Пропаганда здорового образа жизни.

Пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления алкоголя. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

3.Личностное ориентирование.

Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у подростка навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения.

Программы профилактической работы.

Программы предусматривают развития ресурсов личности подростков и социальной среды и предполагают внедрения целого ряда профилактических задач для подростков, а также для родителей, учителей и специалистов в области профилактики алкоголизма.

Для подростков.

1. Формирование здорового стиля жизни, высокофункциональных стратегий поведения, препятствующих злоупотреблению алкоголя.

2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления алкогольной продукции.

3. Направленное развитие личностных ресурсов, способствую­щих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффек­тивного поведения:

Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим воз­можностям и недостаткам);

Собственной системы ценностей, целей и установок, спо­собности делать самостоятельный выбор, контролировать свое по­
ведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;



Умения общаться с окружающими, понимать их поведение, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

Потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

4.Развитие навыков поведения, ведущего к здоровому образу жизни и досугу и препятствующего злоупотреблению алкоголем:

Принятия решения и преодоления жизненных проблем;

Восприятия, использования и оказания психологической и
социальной поддержки;

Оценки социальной ситуации и принятия ответственности за
собственное поведение в ней;

Отстаивания своих границ и защиты своего персонального
пространства;

Избегания ситуаций, связанных с употреблением алкоголя;

Бесконфликтного и эффективного общения.

Для родителей.

1.Обеспечение знаниями психологических особенностей подростка; особенностей семейных взаимоотношений, семейных стрессов и поведения, направленного на их преодоление.

2.Помощь в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье.

3. Определение направления и стратегий развития личностных ресурсов у детей (как взаимодействовать с ребенком, чтобы его личностные и семейные ресурсы развивались, а не подавлялись, как сделать свою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой).

4. Выявление родителей, нуждающихся в индивидуальной консультативной помощи.

5. Выявление родителей, готовых осуществлять консультативную поддержку другим семьям; обучение их основам оказания социально-психологической и консультативной помощи другим родителям.



Профилактика в семье.

Базовой концепцией семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности. В рамках семейной профилактики используются различные программы первичной и вторичной профилактики.

Направления семейной профилактики.

1- анализ внутрисемейных отношений; изменение деструктивного поведения на конструктивное;

2- проведение профилактических тренингов (для родителей и всех членов семьи);

3- индивидуальная работа с родителями;

4- организация «родительских экспертных советов», в задачи которых входит экспертиза профилактических программ, проводимых с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности; определение замечаний; разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.

Задачи семейной профилактики.

Осознание и понимание смысла детско-родительских отношений;

Осознание ролевых позиция (Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживаюших отношений;

Работа с самоидентификацией и Я-концепцией родителей;

Разрешение личностных проблем, берущих начало из детства

и семейных стереотипов родителей;

Осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе;

Развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений;

Развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.

Социальная профилактика подросткового алкоголизма является основной и имеет целью предотвратить возникновение болезни, предупредить негативные последствия и усилить позитивные результаты развития подростка.

Первичная профилактика является массовой, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Все мероприятия по предупреждению подросткового алкоголизма подразделены три компонента (образовательный, психологический и социальный), а также задачи (информирование, формирование мотивации, развитие факторов и навыков разрешение проблем).

Основой первичной профилактики подростковой алкоголизации является формирование здорового образа жизни.

Методическое руководство для классных руководителей

«ФОРМЫ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Трудного подростка мы так называем потому, что с ним трудно работать. Здесь нет простых решений. Нельзя просто наказать, отругать или провести воспитательную беседу с таким ребёнком. В его отношении всё будет гораздо сложнее, ещё и потому, что в основе его трудности целый комплекс проблем. Это могут быть:

Проблемы в семье: неполная семья; алкоголизм родителей; эмоциональная отчужденность; низкая культура родителей; чрезмерная занятость родителей работой или своими проблемами; установившееся отношения конкуренции между близкими (эдипов комплекс сына к отцу, дочери к матери; соперничество между братьями и сёстрами за внимание родителей) и т.д. и т.п..

Проблемы со здоровьем ребёнка: хронические заболевания снижающие или влияющие на умственную работоспособность; хронические заболевания затрудняющие социальные контакты (энурез; болезни пищеварительной системы; простудные заболевания) инвалидность и т.п..

Взросление в социальной среде с низкой культурой и неблагоприятной криминогенной ситуацией: жильё ребёнка находится в «плохом» районе; социальное окружение ребёнка- сверстники ничем полезным не интересуются не занимаются и сами зачастую являются «трудными».

Работа с трудными подростками часто воспринимается нами как нечто непосильное, неблагодарное, обязательное, но обречённое на неуспех. И часто получается так, что она развивается по следующим сценариям:

Педагог берётся за задачу «исправить прогульщика» с пониманием того, что за прогулами стоит нечто большее. Изначально формируется не мотив, а установка: «…я обязана это сделать, но если занятия в школе ему- прогульщику не нужны и его семье тоже, то у меня ничего не получится…». Очень часто, кстати, такая или подобная ей установка формируется у большинства людей, когда они собираются сделать что-либо. То есть, они предвосхищают неудачу, программируют себя на провал справедливо полагая, что задача непростая.

На следующем этапе педагог обходит, обзванивает, обращается, приглашает, беседует, назидает и в конце концов убеждаясь в том, что всё же продолжаются «машет рукой».

Резюмируя сказанное, можно перечислить распространённые ошибки в работе с трудными подростками и дать соответствующие советы:

Педагог надеется решить проблему одним разом (беседой, посещением семьи, приглашением родителей и т.п.)

Педагог обращает внимание исключительно на негатив в облике, поведении, учёбе подростка- резонируя и усиливая его

Педагог излишне надеется на стандартные «проверенные» схемы в работе с подростком

Решая проблемы возникшие с трудными подростками, их выделяют из коллектива

Часто разговор взрослого с ребёнком происходит на «разных языках» из-за: разницы в возрасте; развитии; статусе

Трудный подросток находится в состоянии постоянного конфликта с окружающими, обиды на свою судьбу

Ребёнок находится в необычной ситуации, в униженном, скованном с его точки зрения, состоянии- т.е. здесь можно говорить о барьерах восприятия

Негативное поведение подкрепляется постоянным вниманием со стороны окружающих

Не затевать беседу, если нет уверенности, что сможешь перейти на язык собеседника- говорить понятно, на одном уровне с собеседником

Учитывать особенности возраста и психического развития подопечного. Предвидеть его реакции в разговоре на неприятные для него темы

Замотивировать, заинтересовать беседой подростка. Нарисовать перспективы в случае успешного исхода беседы, т.е. сформировать ресурсное состояние школа изначально неинтересна почти для любого ребёнка, она испытание, в ней надо работать, подчиняться дисциплине, она забирает физические силы. И поэтому не заинтересовывая детей в трудного можно превратить практически любого

Относиться терпимо к ребёнку, к его внешнему виду и интеллектуальным возможностям

В разговоре с ребёнком нельзя подчёркивать своё превосходство, превосходящее положение, свою роль наставника, чтобы избежать различных форм отказных реакций, протестов

Необходимо замечать любые положительные действия подростка, превращая их в ресурсные состояния (любые достижения)

Нельзя изолировать трудного подростка, выделять его из социального окружения превращая таким образом в изгоя

Таким образом, основываясь на собственном опыте работы с такими детьми могу сказать, что, следуя данным советам, можно очень эффективно применять следующие формы работы с трудными подростками, сочетая их с проведением классных часов или игровых практикумов:

Дискуссионный клуб , где обсуждаются реальные, часто происходящие в школе, негативные события. Всё происходит, конечно, отстранённо, т.е. реальные персонажи заменяются вымышленными, место и время действия слегка изменяются.

Задачи преподавателя сводятся к:

Организации обсуждения ситуации. Необходимо вызвать интерес к обсуждаемой теме, ситуации, проблеме.

Дирежированию процессом обсуждения, направляя его ход вопросами.

Закончить процесс обсуждения и перейти к другой теме в кульминационной- горячей точке дискуссии, когда мнений очень много, они активно высказываются, прозвучали самые разные мнения- это делается для того, чтобы по окончании занятия продолжалась мыслительная деятельность- осмысление, закреплялся бы опыт полученный в ходе работы группы.

Требования и правила ведения дискуссии:

Ведущий как бы находится в стороне от происходящего, в позиции наблюдателя и аналитика, лишь изредка вмешиваясь для оживления дискуссии новым вопросом- раскрывающим новую сторону ситуации (это право ведущего оговаривается в начале, иначе просто не услашат…). Аналогом такого поведения является подбрасывание дров в костёр.

Вопросы ведущего не должны носить провокационный и оценочный характеры типа: «а мне кажется Вова правильно сказал?» или «А кто прав в этой ситуации?». Всегда ошибочно выяснять в конфликте правую сторону.

Категорически нельзя оценивать работу участников дискуссии их активность или правоту, даже если они допускают полное внешнее безучастие или наоборот (вмешательство уместно в случи назревания потасовки) позволяют себе ошибочные (с точки зрения ведущего) высказывания.

Категорически нельзя подводить итоги обсуждению, резюмировать его. Заканчивать беседу можно только поблагодарив за участие, работу или началом новой беседы, на новую тему.

Такая форма занятий подходит для классного часа. С участием в дискуссионном клубе справятся учащиеся, начиная с 7 класса. Помимо проблем, для обсуждения могут подниматься и абсолютно любые другие темы интересующие подростков, ведь часто отсутствие информированности и попытки самостоятельно найти недостающие знания могут привести к неприятному опыту.

Беседа- игра «Незавершённое предложение», «Что было бы, если бы…?», «Потому- что….»- аналог дискуссионного клуба для младших школьников. Здесь, учащимся можно предложить беседу в форме игры в «Незавершённые предложения», где по сути, одноимённая психологическая методика превращается в увлекательную игру и ненавязчивый диагностический инструмент для классного руководителя, который по ответам учащихся может понять степень внутренней агрессии детей и её причины, наиболее интересующие их темы и т.д..

Предложения может заготовить сам классный руководитель, или с помощью школьного психолога. Список предложений должен отвечать следующим требованиям:

Первая группа: предложения фантастические (в зависимости от общей тематики настраивающие на весёлую или деловую нотку) Например: «С первого апреля в школах разрешили….» (весёлая нотка) или «с первого сентября во всех школах России….» (деловая); «Учёные вывели новую породу кошек и собак, которые….» (весёлая) или «Ученики нашего лицея изобрели….» (деловая)

Вторая группа: предложения реальные, проблемные, частично описывающие типичные ситуации: «Рома очень торопился, но всё равно…» или «Петя побежал по лестнице вниз и ….» или «Аня проснулась с плохим настроением и решила….» или «Света не подготовила домашнее задание и ….» или «Федя повернулся к соседу по парте и ….»

Правила проведения игры- беседы сродни правилам дискуссионного клуба, но отстранённость здесь выходит на первый план, т.е. предложения продолжаются не от первого лица («я проснулся в плохом настроении….» или «я не хочу идти в школу….»), а обязательно все манипуляции совершаются с вымышленными персонажами. Желательно, чтобы имена, встречающиеся в предложениях, не совпадали с именами учащихся.

Принципы организации игр- бесед «Что было бы, если бы…?» и «Потому- что» совпадают с описанными выше. Для ведущего подобных мероприятий предъявляются те же требования:

Не оценивать высказывания учащихся

Не провоцировать и не подсказывать ответы

Не резюмировать высказываний, услышанного в ходе игры

В заключении можно сказать, что главным в работе с трудными подросткам, на мой взгляд, является наличие соответствующей заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя новые формы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!