Фольклор по программе наш дом южный урал. Дополнительная региональная образовательная программа "наш дом - южный урал". воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной, активизировать самостоятельное использование детьми пословиц

Пример региональной модели перспективного планирования («Я-концепция» личности)

Перспективное планирование по реализации программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики (5-6 лет)

«Наш дом – Южный Урал» (региональный компонент)

Месяц

Тема

Цель

Предварительная работа

Материалы

Сентябрь

1 неделя

«История жизни человека на Южном Урале»

Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала людьми; о расселении первобытных людей.

Способствовать знакомству детей с понятиями «бронзовая», «медная» эпохи.

Формировать представление детей о добыче железной, медной руды, появлении первой металлургии; появлении городов-крепостей в эпоху бронзы; сюжеты первых рисунков людей (животные, сцены охоты).

Иллюстрации с изображением заселения первобытных людей; городов-крепостей: первых рисунков людей.

Книга-альбом «Челябинская область».

2 неделя

«Человек и его семья»

Обеспечить ознакомление детей со смысловым значением слова «семья», состав семьи.

Способствовать знакомству с особенностями взаимоотношений между членами семьи; традициями в семье.

Пробудить чувства уважения к своим родителям.

Рассматривание альбомов «Моя семья».

Составление рассказов о своей семье.

Чтение рассказов, стихотворений о семье.

Разучивание стихотворений о маме, папе.

Слушание музыкальных произведений и исполнение песен о семье, маме,папе.

Альбомы для рассматривания «Моя семья».

Картотека загадок, стихотворений о семье.

3 неделя

«Колыбельные»

Добиться уточнения представления детей о колыбельных, их содержании, форме.

Добиться понимания роли колыбельных песен в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, бабушек, дедушек, детей (взаимная любовь, забота).

Обеспечить развитие умения видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай», «люли-люли»).

Способствовать совершенствованию исполнительских умения детей.

Способствовать развитию творческих способностей детей (умение сочинять свои колыбельные песни).

Рассматривание книг с колыбельных песен с иллюстрациями.

Слушание колыбельных песен.

Сюжетно-ролевая игра «Горница».

Книги колыбельных песен с иллюстрациями.

Фонотека колыбельных песен.

Дидактический материал: колыбель, люлька, кукла.

4 неделя

«Каменных дел мастер»

Обеспечить ознакомление детей с изделиями резчиков по камню, с уральскими промыслами – резьба по камню.

Способствовать развитию художественного вкуса.

Пробудить чувства гордости за умельцев родного края.

Чтение П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Рассматривание поделок из камня.

Выставка поделок из камня (статуэтки, украшения, картины).

Октябрь

1 неделя

«Человек и мир вокруг»

Формировать представление детей о народном представлении космоса, мира, природы.

Обеспечить ознакомление детей с понятиями «кочевой народ», «оседлый народ», с кочевыми и оседыми традициями народов Южного Урала (русские, башкиры, казахи, татары и др.).

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Слушание песен народов Южного Урала.

Альбом «Челябинская область.

Иллюстрации по данной теме.

Фонотека песен народов Южного Урала.

2 неделя

«Жилище семьи»

Обеспечить ознакомление детей с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Выбор материала для строительства нового дома. Выбор места строительства. Выбор времени строительства.

Способствовать ознакомлению с названиями и назначением частей народного жилища: окна, стены, двери, особенности планировки.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

альбом «челябинская область».

Иллюстрации с изображением строительства жилища, частей жилища.

3 неделя

«Пестушки, потешки, прибаутки»

Систематизировать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье.

Способствовать развитию умения выделять в тексте образные средства языка.

способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках. Совершенствовать исполнительские умения детей.

Рассматривание книг с потешками, прибаутками, пестушками с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к потешкам.

Инсценировать потешки.

Чтение потешек, прибауток, пестушек.

Картотека пестушек, потешек, прибауток.

Книги потешек, прибауток,пестушек с иллюстрациями.

4 неделя

«Златоуст – город мастеров»

Обеспечить ознакомление детей со старейшим городом металлургов – Златоустом – родиной булатной стали.

Способствовать ознакомлению с понятием «Златоустовская гравюра».

Рассматривание иллюстраций с изображением города Златоуста. Рассматривание произведений Златоустовской гравюры.

Картотека стихов о г. Златоусте.

Карта.

Иллюстрации с изображением г. Златоуста.

Выставка произведений Златоустовских мастеров.

Ноябрь

1 неделя

«Человек и календарь природы»

Способствовать развитию представления о том, что все народы, живущие на Южном Урале (кочевые, оседлые), жили по определенному порядку, ладу.

Обеспечить ознакомление дошкольников с народными пониманием порядка, правилами природы, мира, по которым жили люди на Южном Урале, - народы жили по определенному календарю.

Рассматривание иллюстраций

по данной теме.

Иллюстрации по данной теме. Альбом «Челябинская область».

2 неделя

«Предметы народного домашнего быта»

Обеспечить ознакомление детей с семантическим значением слова «утварь».

Способствовать знакомству с различными видами утвари в доме.

Пробудить чувства бережного отношения к домашней утвари.

Рассматривание иллюстраций с изображением домашней утвари.

Иллюстрации с изображением домашней утвари.

Картотека загадок о домашней утвари.

3 неделя

«Небылицы»

Добиться уточнения представления о жанровых особенностях небылиц.

способствовать развитию умения рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний.

Обеспечить развитие умение придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами.

Рассматривание книг с небылицами с иллюстрациями.

Рисование иллюстраций к небылицам

Инсценировать небылицы.

Книги с небылицами с иллюстрациями.

Картотека небылиц.

4 неделя

«Мастера чугунного литья»

Обеспечить ознакомление детей с городами Урала (Куса, Касли) их геральдикой.

Способствовать знакомству с художественным литьем из чугуна.

Рассматривание иллюстраций с изображением каслинского литья.

Иллюстрации с изображением геральдики городов Касли, Куса.

Выставка изделий каслинского литья.

Декабрь

1 неделя

«Человек и природа Южного Урала»

Способствовать ознакомлению детей с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная, степная.

Обеспечить знакомство детей с названиями некоторых природных объектов (озер, рек, гор,др.), отражающих историю родного края, поэтическое отношение народов к родной природе.

Способствовать ознакомлению детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.

Подвести к мысли, что каждый человек должен жить в согласии с природой, беречь, любить ее, не вредить ей.

Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Чтение легенд об озерах, реках, горах Южного Урала.

Чтение стихотворений о природе Южного Урала.

Иллюстрации с изображением животных, растений, птиц Южного Урала; природно-географических зон; рек, озер, гор.

Картотека художественного слова о природе Южного Урала.

Легенды об озерах, реках, горах Южного Урала.

Презентация «Животный и растительный мир Южного Урала», «Реки, озера, горы Южного Урала».

2 неделя

«Особенности взаимоотношений в семье»

Обеспечить знаниями детей о народных особенностях режима семьи.

Способствовать ознакомлению детей со взаимоотношениями супругов в семье: отец (муж) – хозяин дома, кормилец семьи, выполняет самую тяжелую работу, защита, опора всей семьи, заботиться о родителях, братьях и сестрах; мать (жена) – хозяйка дома, приучает детей к домашней работе, «ведет» дом, следит за взаимоотношениями в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

3 неделя

«Заклички и приговорки»

Добиться уточнения представления о жанровых особенностях закличек, приговорок.

Способствовать развитию умения произносить заклички выразительно (интонация просьбы).

Способствовать развитию творческих способностей.

Чтение и заучивание закличек и приговорок.

Игры-инсценировки по закличкам и приговоркам.

Картотека закличек и приговорок.

4 неделя

«Что дает нам край родной»

Способствовать обобщению и закреплению знаний детей по народным промыслам Южного Урала.

Обеспечить закрепление умения различать работу резчиков по камню, златоустовскую гравюру, художественное литью из чугуна.

Рассматривание карты и атласа Челябинской области.

Рассматривание иллюстраций народных промыслов Южного Урала.

Карта и атлас Челябинской области. Иллюстраций и изделия народных промыслов Южного Урала.

Январь

1 неделя

«Человек и календарные традиции»

Способствовать формированию представления детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой.

Обеспечить ознакомление детей с календарными обрядами и традициями народов Южного Урала.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

2 неделя

«Нравственные основы семьи»

Способствовать ознакомлению детей с традициями и обычаями, связанные с укреплением семьи, со знанием своей родословной. Отношение семьи к грамотности, к знаниям, к книге.

Обеспечить сведениями об отношениями в семье и к старым людям, больным и сиротам, к малым детям. Отношение семей к людям, попавшим в беду. Поощрение и наказание детей в семьях.

Пробудить у детей чувство любви, заботу, милосердие.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Иллюстрации по данной теме.

3 неделя

«Докучные сказки»

Добиться уточнение знаний детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.

Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.

Вызвать желание рассказывать докучные сказки.

Способствовать развитию чувства юмора.

Чтение докучных сказок.

Картотека докучных сказок с иллюстрациями.

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Чтение легенд Южного Урала.

Февраль

1 неделя

«Человек и природа»

Обеспечить сведениями о семантическом значении слова «природа» - то, что дано при рождении («при родах», «при роде»). «Род», «родня», «природа» - лова, обозначающие условия жизни любого народа.

Помочь понять детей, что родственные отношения в семье сравнивались с природными явлениями.

Обеспечить ознакомление детей с фольклором народов Южного Урала, отражающим сравнение человека, его характера, отношения в семье,с людьми, с природой.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение фольклора народов Южного Урала.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека фольклора народов Южного Урала.

2 неделя

«Семья и домашнее хозяйство»

Способствовать формированию у детей знаний о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье.

Вызвать желание детей принимать участие в домашнем хозяйстве

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц и поговорок о труде.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц и поговорок о труде.

3 неделя

«Дразнилки»

Способствовать ознакомлению детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и происхождением.

Обеспечить развитие умения правильно оценивать типичные жизненные ситуации.

Способствовать развитию умения правильно реагировать на дразнилку, не обижаться, уметь отвечать на дразнилку.

Заучивание дразнилок.

Картотека дразнилок.

4 неделя

«Город Миасс – частица Челябинской области»

Способствовать активизации, понятия «Область», «карта».

Пробудить чувства гордости за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края.

Составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области.

Чтение художественной литературы о родной крае.

Карта Челябинской области.

Художественной литературы о родной крае.

Март

1 неделя

«Город Миасс – моя Родина»

Обеспечить закрепление детей знаний – название города, свой домашний адрес.

Способствовать расширению и обогащению знаний детей о родном городе.

Обеспечить ознакомление детей с геральдикой города.

Пробудить чувства гордости за «малую» Родину.

Рассматривание открыток, фотографий о Миассе.

Чтение и заучивание стихотворений миасских поэтов.

Оформление стенда «Миасс – мой город».

Открытки, фотографии о Миассе.

Картотека стихотворений миасских поэтов. Стенд «Миасс – мой город».

2 неделя

«Сила семьи в ее родне»

Способствовать формированию представления о родственных связях в семье, об отношении к родне. Традиции и обычаи, связанные с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

Обеспечить знакомство детей со значением слов «родня», «родственник», «племянник», «племянница», «двоюродный».

Способствовать формированию добросердечного, дружелюбного отношения к родственникам.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Чтение пословиц, стихотворений, рассказов о семье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц, стих-ний о семье.

3 неделя

« Пословицы и поговорки»

Способствовать обогащению представления детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма).

Способствовать развитию умения задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни.

Пробудить интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной.

Чтение фольклора звукоподражание, объяснение незнакомых слов, просмотр иллюстраций.

Заучивание пословиц и поговорок.

Картотека альбома с иллюстративным материалом.

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Апрель

1 неделя

«Южный Урал – моя Родина»

Способствовать расширению представления детей о месторасположении города и области.

Обеспечить ознакомление детей с понятиями «область», «карта», «Южный Урал».

Способствовать расширению представления о родине не как о городе и крае, а как о регионе.

Пробудить чувство гордости за родной край.

Рассматривание иллюстраций о природе родного края, составление рассказов по ним.

Оформление альбома с картами Челябинской области. Рассматривание карты Челябинской области. Чтение

Иллюстрации о природе родного края.

Картотека художественного слова о природе родного края. Карта Челябинской области

2 неделя

«Здоровье – успех и богатство семьи»

Обеспечить ознакомление детей с народными домашними способами лечения больных в семьях.

Способствовать представлению детей о народном закаливание в семье.

Рассматривание иллюстраций по данной теме.

Заучивание пословиц о здоровье.

Иллюстрации по данной теме.

Картотека пословиц о здоровье

3 неделя

«Калейдоскоп русских народных сказок»

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Май

1 неделя

«Россия – Моя Родина»

Способствовать ознакомлению детей с природой, историей, культурой России.

Обеспечить ознакомление с национальной геральдикой России.

Пробудить чувство любви и привязанности к своей стране.

Рассматривание иллюстраций о природе России, национальной геральдики.

Чтение и разучивание стихотворений о России.

Слушание песен о России.

Иллюстрации о природе России, национальной геральдики.

Картотека стихотворений о России.

Фонотека песен о России.

2 неделя

«Калейдоскоп устного народного творчества» - итоговое занятие

Способствовать приобщению детей к устному народному творчеству – сказкам.

Обеспечить закреплению знаний детей о разнообразии фольклорного жанра.

Пробудить эмоционально-положительные эмоции к этому виду народного искусства.

Выставка «В гостях у сказки». Выставка рисунков детей совместно с родителями по русским народным сказкам. Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Пальчиковая кукла – Петрушка. Настольный театр.

Картотека книг русских народных сказок. Рисунки детей к сказкам. Иллюстрации к сказкам.

3 неделя

«Урал – край голубых озер»

Способствовать ознакомлению детей с озерами нашего края, с легендами о них.

Пробудить бережное отношение к природе родного края.

Рассматривание фотографий, открыток с изображением озер (Тургояк, Ильмень, Кошкуль, Еловое, Кисегач).

Чтение легенд, сказаний об этих озерах, стихотворений миасских поэтов.

Фотографии, открытки с изображением озер (Тургояк, Ильмень, Кошкуль, Еловое, Кисегач).

Картотека легенд, сказаний об этих озерах, стихотворений миасских поэтов.

4 неделя

« Легенды Южного Урала»

Способствовать воспитанию у детей умений понять основное содержание произведений.

Обеспечить развитие словесного творчества на основе фольклора. Способствовать обогащению речи детей лексикой фольклорных произведений.

Чтение легенд Южного Урала.

Книга «Легенды Южного Урала».

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них - Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае на Южном Урале.

Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой, Градусовой Л. В., Е. Г. Лопатиной, и др. раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики.

Цель Программы - способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.

Задачи Программы:

  1. Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала;
  2. формировать эмоционально - положительное отношение к представителям культур Южного Урала
  3. развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
  • Перспективный план для 2 младшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для средней группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для старшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для подготовительной группы по программе "Наш дом - Южный Урал"

Перспективный план по региональному компоненту

В логопедической группе

По программе Е.С.Бабуновой «Наш дом - Южный Урал».

Цель: Способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь войти в мир народной культуры, сделать её своим достоянием.

Задачи: Способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала;

Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона;

Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.

сентябрь

Цели, задачи нод

источник

«Наш город Пласт»

Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего города, знакомство с традициями, праздниками, бытом народов Южного Урала.

конспект

Чтение «История-сказ об Урале-батюшке».

Учить детей понимать образное содержание и идею легенды; передавать, замечать и понимать образное слова и выражения в тексте; уточнить знания детей о своеобразии жизни народов Южного Урала.

Стр155 «Наш дом – Южный Урал».

конспект

«Уральские города» (рисование)

Учить рисовать карандашом дома разной величины.

Продолжать учить сюжетному рисованию: размещать изображение на листе в соответствии с реальным расположением. Формировать умение строить композицию рисунка(ближе, дальше, на всем листе).

«Росток» стр.124

конспект

Знакомство с подвижными играми народов Южного Урала.

Татарская народная игра «Земля, вода, огонь,воздух»;

Русская народная игра

«Чурилки»;

Башкирская народная игра

«Ласточка и ястребы»

цель: игра развивает ловкость, быстроту, координацию движений, силу.

цель: развивает находчивость, быстроту, ловкость, координацию движений.

цель: развивать силу рук, ног, координацию движений, ловкость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости.

цель: Продолжать развивать интерес к родной природе, к татарским, русским, башкирским народным играм

Развивать умение понимать природу. Переживать положительные эмоции от общения с природой.

«Наш дом –Южный Урал»

Стр.106;107;109.

Октябрь

Экология

«Деревья нашего края»

Познакомить с деревьями и кустарниками в нашем городе, о их пользе. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к зелёным насаждениям.

конспект

Образовательная область «Речевое развитие»

«Пословицы и поговорки Южного Урала»

Познакомить детей с фольклором Южного Урала.(пословицами, поговорками)

Обогащать представление детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма)

Учить выделять общий смысл в пословицах разных народов.

Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной.

Активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.

«Наш дом-Южный Урал»

Стр. 71;136-139.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Какие они, вечерние закаты Урала.»

(Рисование)

Учить передавать в пейзаже колорит природы нашего края. Учить умению рисовать разные деревья акварелью методом по-сырому.

«Росток» стр.134

(конспект)

Образовательная область «Физическое развитие»

Русская народная игра «Пчелы»; «Бег по стволу»;

Татарская народная игра «Татарский плетень»;

В состязаниях развивать силу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества.

способствовать развитию подвижности и силы плечевого пояса, укреплению мышц туловища, развивать силу рук, ног, увеличивается дистанция для бега на время.

Воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным играм.

«Наш дом-Южный Урал»

Ноябрь

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие.

Беседа «Мой Пластовский район»

Формирование у детей знаний о родном крае, о достопримечательностях нашего района, знакомство с традициями, праздниками, познакомить с историей района..

(Конспект)

Образовательная область «Речевое развитие»

Чтение башкирской сказки «Ленивый сын».

Познакомить детей с особенностями башкирской сказки; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания; продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения.

«Наш дом-Южный Урал»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Летняя башкирская деревня» «Юрта»

(ручной труд) Коллективная работа

Уральское народное жилище

«Русская крестьянская изба»

Познакомить детей с жилищем башкирских. русских народов. Учить создавать сооружения по готовым схемам с помощью различных материалов (ткань, картон, мех и др.), путем закручивания полукруга в конус.

«Росток» Шестакова А.В.

«Наш дом- Южный Урал»

Стр. 178;183;189;193.

Образовательная область «Физическое развитие»

Русская народная игра «Чурилки»;

Татарская народная игра «Спутанные кони»;

Башкирская народная игра «Беглая кость»

Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитывают волю, настойчивость, развивает ловкость, скоростные способности, координацию движений.

способствует развитию скоростно-силовых качеств, координации движений. состязание развивает быстроту, ловкость, силу рук, ног.

Развивать активный интерес к народным играм.

«Наш дом- Южный Урал»

Стр. 109; 110.

Декабрь

Беседа «Природа Южного Урала».

Познакомить детей с природой Южного Урала, дать сведения о названиях некоторых природных объектов (рек,озер, гор и др.)отражающих историю родного края. Познакомить детей с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе. Воспитывать любовь к родному краю.

Конспект; презентации

Образовательная область «Речевое развитие»

Знакомство с творчеством П.П. Бажова

Познакомить с творчеством П.П.Бажова, учить понимать содержание сказов, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Хрестоматия для старшего дошкольного возраста

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Куклы в национальных костюмах»

(рисование)

Упражнять детей в рисовании фигуры человека в платье, передавать пропорции частей тела. Упражнять в рисовании национальных орнаментов. Закреплять умение делать набросок простым карандашом и закрашивать акварелью.

«Росток» А.С. Шестакова

Стр. 107; 108; 149.

Образовательная область «Физическое развитие»

Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;

Русская словесная народная игра «Чепуха»;

Русская народная подвижная игра «Штурм снежной крепости».

развивать быстроту, ловкость, координацию движений, скоростные и силовые качества, внимания, состязание способствует развитию силы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества.

«Наш дом- Южный Урал»

Стр. 109; 111.

Январь

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие.

Знакомство с жизнью народов Южного Урала

Закрепить знание детей о своей стране – России.

Дать знания о своеобразии жизни народов Южного Урала: природа, жилища, одежда, труд. Обогащать словарный запас, развивать мышление, память, речь, внимание. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

«Наш дом- Южный Урал»

конспект

Образовательная область «Речевое развитие»

«Знакомство детей с закличками и приговорками Южного Урала.

Уточнить представления о жанровых особенностях закличек, приговорок

Развивать умение произносить заклички выразительно (интонация просьбы).

Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек, приговорок.

«Наш дом-Южный Урал»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Декоративно-прикладное искусство народов Южного Урала».

(уральская роспись;

Татарским орнаментом

«Татарские сапожки- ичиги»;

Башкирским орнаментом

«Укрась тюбетейку».

Закрепить знания детей о культуре и быте народов Южного Урала..

Учить вырезать узор из бумаги сложенной в несколько раз, составлять узор.

Закрепить знания детей о цветосочетании в национальных узорах.

Воспитывать любовь к родному краю, природе, умение оценивать свою работу и работу товарищей.

«Наш дом – Южный Урал»

Стр. 145;158;162;165;168;170;173.

Конспекты

«Росток» стр. 108

Образовательная область «Физическое развитие»

"Воздух, вода, земля, огонь" ;

Башкирская народная игра

"Кто кого перетянет";

Русская народная подвижная игра

«Два Мороза».

игра развивает выносливость, координацию движений.

состязание способствует развитию силы, силовой выносливости, координации движений, ловкости.

игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность, чувство юмора, положительные эмоции.

«Наш дом – Южный Урал»

Февраль

Образовательная область «Познавательное развитие»

«Герои нашего города».

Познакомить детей с памятниками героев – воинов нашего города.

Виртуальная экскурсия по городу. Презентация.

Образовательная область «Речевое развитие»

«Ознакомление с малыми фольклорными формами народов Южного Урала»

Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Южного Урала. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Упражнять в подборе слов, близких по смыслу. Развивать логическое мышление, воображение, творческие способности детей. Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы)

«Наш дом – Южный Урал»

конспект

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Чугунное кружево»

Знакомство детей с Каслинским литьём. Формирование умения варьировать средства изображения.

«Росток» А.В. Шестакова

конспект

Образовательная область «Физическое развитие»

Татарская народная подвижная игра

«Хромая курица»

Русская народная подвижная игра «Два Мороза»

Русская народная подвижная игра «Штурм снежной крепости»

состязание развивает скорость, выносливость, силу рук, ног, мышц спины.

развивает быстроту, ловкость, координацию движений, внимание.

развивает смелость, решительность, ловкость, реакцию, силу ног.

состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости, координации движений, меткости, глазомера.

«Наш дом – Южный Урал»

Март

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие.

Культура и традиции народов Южного Урала(рассказ воспитателя)

Народные праздники: Уральскаямасленица; Уральские посиделки; Сабантуй.

Продолжать знакомить с традициями коренных народов Южного Урала, воспитывать уважение к их культуре.

Презентация; проведение праздника «Масленица»

«Росток» стр.127;175

Образовательная область «Речевое развитие»

«Дразнилки»

Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующих слов) и происхождением.

Учить правильно оценивать типичные жизненные ситуации.

Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку (если дразнилка справедлива, стараться исправиться: «Маша- растеряша»), не обижаться, уметь отвечать на дразнилку.

«Наш дом – Южный Урал»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Уральские сказы П.Бажова»

Знакомство с историей Урала через краеведческую литературу.Освоение смешанных техник. (аппликация, освоение живописи цветным пластилином; работа в технике «мозаика»). Формировать умения иллюстрировать литературное произведение.

«Росток» стр.146; 147;148

конспект

Образовательная область «Физическое развитие»

Русская народная игра-забава «В цапки»;

Русская народная хороводная игра «Грачи летят»;

Русская народная игра «Золотые ворота»

Развивать быстроту реакции, воспитывать оптимизм.

Закреплять знания о фауне родного края, народных традициях;

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.

«Наш дом – Южный Урал»

Апрель

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа « Заповедники Южного Урала».

Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Южного Урала, пробуждать желание побывать в этих местах.

Конспект; презентации.

Образовательная область «Речевое развитие»

«Легенда об изумрудах»

Познакомить детей с легендой. Учить понимать содержание, отвечать на вопросы словами из текста.

«Наш дом – Южный Урал»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Уральские самоцветы»

(«Каменный цветок»)

Знакомство с природным богатством Урала. Освоение техники «мозаики». Подбор дополнительных цветов и оттенков к основным цветам.

«Росток» стр. 186

конспект

Образовательная область «Физическое развитие»

Русская народная игра «Капуста»;

Русская народная игра «Дедушка Мазай»;

Татарская народная игра «Продаем горшки»

Развивать пластику тела, чувство юмора; пополнять знания детей о профессиях прошлого, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

«Наш дом – Южный Урал»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие.

«Их помнит Россия»

Углубить представление детей о солдатах-героях; дать детям понятие о памяти, памятниках, о ритуале почтения памяти в нашем городе; познакомить с героями фронтовых лет; формировать основы патриотизма; воспитывать уважение к воинам-защитникам.

презентация

Образовательная область «Речевое развитие»

Сказы П.П. Бажова

«Огневушка- поскакушка»;

«Серебряное копытце»;

«Голубая змейка»

Продолжать знакомить детей со сказами уральского писателя П.П.Бажова.

Хрестоматия для старших дошкольников.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

«Хоровод дружбы»

Закреплять умение вырезывать фигурки из бумаги, сложенной вдвое, украшать их узором, орнаментом разных народов. Воспитывать уважение к людям других национальностей, к их культуре и обычаям

Комарова

конспект

Образовательная область «Физическое развитие»

Русские народные игры:

«Удочка».

«Третий лишний».

«Горелки».

«Игра «Заря- заряница»

Татарская народная игра «Юрта»

Познакомить с русскими и татарскими народными играми, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, внимание.

Закреплять знания, что жилищем многих кочевых народов были юрта, воспитывать интерес к народной истории.

«Наш дом – Южный Урал»

Перспективное планирование составлено на основе программы «НАШ ДОМ- ЮЖНЫЙ УРАЛ» Е.С. Бабунова; учебное пособие А.В. Шестаковой «Росток».

Идеи народной педагогики в программе «Наш дом - Южный Урал» реализуются через средства народной педагогики. В связи с этим показа¬тели усвоения содержания программы рассматриваются через средства приобщения детей к народной культуре.

Е. С. Бабунова

на основе использования культурно-исторических традиций

Осведомленность

1. Знаком с историей заселения людьми территории Южного Урала, местами проживания первобытных людей.

2. Осведомлен о появлении первой металлургии, добыче железной, медной руды, возникновении городов-крепостей в эпоху бронзы.

3. Знает о проживании разных народов на Южном Урале.

4. Знаком с разными видами труда народов в различных районах Южного Урала.

5. Имеет сведения о народном понимании мира, природы, космоса.

6. Знаком с образными выражениями народов о родной природе.

7. Имеет представления о кочевых и оседлых народах Южного Урала.

8. Осведомлен о мастеровых и рабочих железо- и медеплавильных заводов и шахт Южного Урала.

9. Знает о службе казаков, охраняющих границы Родины, имеющих специфический жизненный уклад, традиции, кодекс чести.

10. Осведомлен об определенном жизненном укладе - «ладе» народов, их традициях, обычаях.

11. Имеет представление о народных календарях, существующих на Южном Урале (земледельческом, скотоводческом).

12. Знаком с природно-географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, лесостепная,степная.

13. Знаком с названиями некоторых природных объектов (озер, гор, рек и др.), отражающих историю родного края.

14. Имеет представление о животных, птицах, растениях, обитающих в регионе.

15. Знает некоторые календарные обряды и традиции народов Южного Урала.

16. Знает фольклор народов Южного Урала, отражающий сравнение человека, его характера, отношения в семье, с людьми с природой.

17. Имеет представление об уважительном отношении народов Южного Урала к природе.

18. Знаком со смысловым значением слова «семья», с ее составом, особенностями взаимоотношений членов семьи, наличием тради¬ций в семье.

19. Знает о традициях и обрядах народов Южного Урала, связанных с жилищем.

20. Знаком с названиями народных жилищ, планировкой, предметами народного быта.

21. Осведомлен о различных видах утвари в народном жилище, ее назначении.

22. Знает о народных особенностях режима семьи (семейно-бытовые обычаи).

23. Осведомлен о функциях членов семьи у разных народов.

24. Знаком с нравственными основами жизни семьи у народов Южного Урала. Называет основные традиции взаимоотношений в семье.

25. Имеет представление о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье у разных народов.

26. Называет некоторые действия домоводства и ремесел народов Южного Урала.

27. Знаком с народными праздничными традициями и обрядами.

28. Знает основные праздники народов Южного Урала.

29. Имеет представления о родственных связях, родословной, традициях и обычаях, связанных с поддержанием родственных, добрососедских отношений.

30. Знаком с народными играми, забавами, увеселениями у разных народов Южного Урала.

31. Знаком с народными домашними способами лечения больных в семье, с народными видами закаливания.

Сознательность

1. Логично объясняет название «первобытные люди».

2. Понимает необходимость проживания первых людей на Южном Урале в пещерах, около водоемов.

3. Осмысленно устанавливает взаимосвязь названия «каменный век» с наличием каменных орудий труда, охоты, быта.

4. Убежден в решающей роли скотоводства, земледелия, обработки камня в жизни первобытных людей.

5. Осмысленно объясняет значение огня, воды в жизни людей.

6. Понимает названия «бронзовая», «медная эпохи» жизни человека, связывает их с возникновением первой металлургии на территории Южного Урала.

7. Объясняет сюжеты первых рисунков людей.

8. Осознает разнообразие народов на Южном Урале.

9. Объясняет взаимосвязь названий «кочевой», «оседлый» с образом жизни и основными видами труда народов Южного Урала.

10. Последовательно объясняет различные виды труда народов в разных регионах Южного Урала.

11. Объясняет народное представление о природе, мире как о едином доме, тереме, шатре, дереве.

12. Объясняет образные выражения народа о природе.

13. Осознанно связывает понятия «кочевой» и «оседлый» с образом жизни народа, его укладом, основным видом труда.

14. Соотносит понятия «мастеровой», «заводской человек» с умением работать на заводе, мастерить, изготавливать, добывать.

15. Убежден в необходимости служения казаков Родине, охраны государственных границ.

16. Осознает специфический уклад жизни, традиции, кодекс чести казаков Южного Урала.

17. Объясняет взаимозависимость человека с природой (живой, неживой), мироустройство, лад, порядок в жизни разных народов.

18. Убежден в необходимости жизни народов по определенному календарю.

19. Объясняет взаимосвязь народного календаря с основными видами труда народов.

20. Объясняет смысловое значение выражения «круглый год».

21. Осознает обусловленность обитания растений, животных, птиц от природно-географических особенностей региона Южного Урала.

22. Осмысливает причины уважения и любви народов Южного Урала к окружающей природе, очеловечивание живой и неживой природы.

23. Убежден в тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой. 24. Понимает необходимость календарных традиций народов в их жизни, в связи с трудом, хозяйством, бытом.

25. Осознает образность традиций (внешнюю выраженность).

26. Осмысливает значение слова «природа» (то, что дано при рождении, «при родах», «при роде»).

27. Понимает значение слов «род», «родня», «родословная», «родственники».

28. Понимает родственные отношения в семье.

29. Убежден в решающей роли матери в семейных отношениях.

30. Убежден в необходимости здоровья как важнейшей ценности народов Южного Урала.

31. Объясняет значение слова «семья», характерные признаки семьи.

32. Осознает необходимость традиций, обычаев в семье.

33. Осознает обусловленность традиций и обычаев, связанных с жилищем, представлениями, бытом, укладом, природно-географическими условиями проживания народов Южного Урала.

34. Объясняет назначение и название предметов народного быта, значение слова «утварь».

35. Устанавливает видоизменения названий и функциональных назначений атрибутов народного быта.

36. Объясняет необходимость бережного отношения народа к предметам домашнего быта.

37. Осознает необходимость украшений народных жилищ.

38. Убежден в необходимости режима, уклада, порядка в семье.

39. Осознает взаимовлияние инструментальных (действия) и эмоциональных (отношения) функций членов семьи у разных народов.

40. Осознает необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, братьями, сестрами, бабушками, дедушками,

41. Понимает значение нравственных основ семьи, социальных традиций (отношение к людям, попавшим в беду, к больным, сиротам, к малым детям, старикам и др.).

42. Осознает важность принятого обществом решения.

43. Объясняет традиции и обычаи, связанные с укладом семьи.

44. Логично поясняет полоролевые обязанности членов семьи, мальчиков и девочек по участию в домашнем хозяйстве разных народов.

45. Убежден в необходимости проявления гостеприимства как народного семейного обычая.

46. Осознает решающую роль в народных традициях взаимоотношений с родственниками, соседями.

47. Объясняет значение слов «племянник», «племянница», «внук», «внучка» и др.

48. Убежден в необходимости радостного мировосприятия, веселья, оптимизма.

49. Осознает необходимость оздоровления человека народными способами лечения, закаливания.

50. Понимает народные обычаи, связанные с укреплением здоровья членов семьи.

Действенность

1. Проявляет избирательность в отношении материала об истории, природе и культуре Южного Урала.

2. Стремится к пониманию терминов, характеризующих особенности жизни, быта, истории, культуры («каменный век», «первобытные люди», «бронзовая эпоха», «утварь», «оседлый народ», «кочевой народ» и т. д.).

3. Проявляет самостоятельность в добывании и уточнении знаний об интересующем предмете.

4. Испытывает потребность в установлении аналогии народных представлений о мире, природе, жилище, семье, отношениях между людьми с современными реалиями.

5. Выражает эмоции удивления при ознакомлении с культурой народов Южного Урала.

6. Испытывает потребность в бережном, заботливом отношении к родной природе.

7. Стремится к пониманию народного этического кодекса, народных традиций, особенностей народного быта.

8. Задает вопросы о событиях, фактах, явлениях истории и культуры народов Южного Урала.

9. Стремится пополнить свои знания о народной культуре через различные источники информации (рассматривание предметов народного быта, народного жилища, иллюстраций, чтение книги, слушание фольклора: словесного, музыкального, беседы и т. д.).

10. Стремится устанавливать закономерность в названиях месяцев народного календаря.

11. Самостоятельно делает выводы о взамозависимости календаря природы, труда, образа жизни, фольклора, традиций у народов Южного Урала.

12. Проявляет особый интерес к народным приметам как прогнозу предстоящей деятельности.

13. Стремится к установлению взаимосвязи атрибутов народного быта (мебель, одежда, посуда, украшения и т. д.) и жилища.

14. Активно стремится к образным сравнениям природы с качествами человека, признаками его жизни («зимушка-сударушка», «мать-земля» и др.).

15. Применяет полученные знания о народных традициях (семейных, трудовых, календарных и др.), народном этикете в поведенческой деятельности (в играх, общении, труде и т. д.).

16. Оценивает содержание народных традиций, взаимоотношения в семье, бытовые особенности народов Южного Урала.

17. Проявляет эмоции удивления, оценочный компонент мыслительной деятельности при выяснении противоречий в знаниях.

18. Проявляет эмоции эмпатии (сочувствия, сопереживания, сорадости) при ознакомлении с народной культурой (традициями, семейными взаимоотношениями, праздниками, бытом и т. д.).

19. Активно участвует в обсуждении, беседе о культуре, истории региона Южного Урала.

20. Испытывает потребность опоры на личный опыт в обращении к современным реалиям при знакомстве с историей и культурой народов.

21. Готов в случае недостаточной компетентности обращаться с вопросами к взрослым (родителям, педагогам, старшим детям) об истории, культуре народов Южного Урала.

22. Стремится к пониманию народных традиций (семейных, трудовых, праздничных, социальных и т. д.) через установление аналогии с современными традициями.

23. Стремится к установлению видоизменений и преемственности традиций народов Южного Урала.

24. Выражает экспрессивность (оживленность, выразительность речи, мимики, пантомимики) при знакомстве с народным эти¬кетом, семейными взаимоотношениями, взаимоотношениями между детьми.

25. Испытывает потребность участвовать в труде в детском саду и в домашнем хозяйстве.

26. Готов в случае распределения обязанностей выполнять полоролевые функции (задания для мальчиков, задания для девочек).

27. Стремится к овладению навыками домоводства и различных народных ремесел.

28. Испытывает потребность в выполнении традиций и обрядов гостеприимства, общения, присущих народам Южного Урала.

29. Проявляет особый интерес к народным праздникам Южного Урала, активно в них участвует.

30. Готов в случае заболевания использовать народные способы лечения и знает народные способы закаливания.

31. Отражает интерес к народной культуре в продуктивной деятельности (рисовании, декоративно-прикладной росписи, лепке, оформлении помещения, ручном труде и др.).

32. Распространяет информационный материал о народной культуре среди взрослых и детей (ребенок - носитель информации).

33. Проявляет инициативу в использовании разнообразных средств народной культуры (народные игры, фольклор, традиции, праздники и т. д.).

34. Стремится к самостоятельным выводам (умозаключениям) о необходимости знания культуры народов Южного Урала.

Умелость

1. Освоил исторические знания о жизни человека на Южном Урале.

2. Способен использовать народные представления о мире, природе в ознакомлении с окружающей действительностью.

3. Владеет умением использовать образные выражения о природе.

4. Адекватно устанавливает смысловую характеристику терминов с содержанием понятий («кочевой», «оседлый», «мастеровой», «заводской», «каменный век» и т. д.).

5. Способен выделять и применять в своей деятельности культурно-исторические традиции народов Южного Урала.

6. Применяет знания о народных традициях, народном кодексе чести, правилах, взаимоотношениях в повседневной деятельности (в разных видах).

7. Умеет применять природоведческие знания в установлении природно-географических зон, животных, растений, природных объектов Южного Урала.

8. Умеет подчинять отношение к природе народным требованиям (бережное, любовное отношение, практичность в использовании природы, образное очеловечивание).

9. Применяет знания о народных календарях и календарных традициях в современной действительности.

10. Умеет преодолеть трудности в освоении какого-либо познавательного материала и практической деятельности.

11. Способен с оптимизмом относиться к явлениям, фактам социальной действительности.

12. Соблюдает общепринятые нормы взаимоотношений людей.

13. Соблюдает нормы взаимоотношений с членами семьи (родителями, старшим поколением, братьями и сестрами).

14. Освоил народные социальные традиции, отражающие нормы поведения (добрососедство, гостеприимство, доброжелательность, послушание, уважение и т.д.)

15. Способен посильно участвовать в труде в детском саду и дома.

16. Умеет выполнять полоролевые обязанности.

17. Применяет знания о домоводстве и ремеслах в повседневной жизни.

18. Владеет умением участвовать в народных праздниках (петь, плясать, использовать фольклор, игры, обряды и др.).

19. Применяет знания о праздничных традициях в подготовке праздников и развлечений (уборка, приготовление угощения, украшение жилища и одежды и т. д.).

20. Умеет строить отношения с родственниками (понимает необходимость этого, нормы общения и др.).

21. Владеет терминами, обозначающими родственные отношения («тетя», «дядя», «двоюродные», «племянник», «родственник» и т. д.).

22. Умеет самостоятельно играть в разнообразные народные игры, организовывать увеселения, забавы, развлечения.

23. Устанавливает адекватную связь особенностей народных игр со спецификой жизни, быта, языка, календаря народов.

24. Способен предложить знакомые народные способы лечения и закаливания, использовать доступный природный материал (подорожник, чеснок, мед, воду и т. д.).

25. Владеет представлением о самоценности человека и его жизни.

26. Умеет применять знания о заботе и уходе за людьми (родителями, детьми, взрослыми).

27. Умеет рассказать о своей родословной.

28. Умеет видеть сходства и различия в культуре народов Южного Урала.

29. Способен отнести себя к какой-либо национальности.

30. Обладает терпимостью (толерантностью) к представителям разных народов, независимо от их личностного и поведенческого своеобразия.

31. Проявляет устойчивый интерес к культуре народов Южного Урала.

Примечание. Данные показатели суммарно объединяют все направления педагогической работы по реализации программы.

Л. В. Градусова

Показатели воспитания и развития детей

на основе использования фольклора

Осведомленность

1. Знаком с фольклорными произведениями разных жанров.

2. Осведомлен о нравственной и эстетической ценности фольклорных произведений.

3. Знает о некоторых жанровых особенностях произведений фольклора (происхождение, назначение, форма).

4. Осведомлен о наличии выразительных средств в фольклорных произведениях разных жанров (рифма, эпитеты, метафоры).

5. Знаком с фольклором разных народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский).

Сознательность

1. Осознает отличие фольклорных произведений от авторских произведений.

2. Осознает значение фольклора в жизни человека (семейная жизнь, воспитание детей, трудовая деятельность).

3. Убежден в необходимости использования фольклорных произведений в различных жизненных ситуациях (уход за маленькими детьми, воспитание детей, игры-развлечения, праздники).

4. Понимает необходимость выразительного исполнения фольклорных произведений.

5. Осознает возможность собственного участия в сочинении фольклорных произведений (придумывание отдельных строк, включение в текст различных имен).

Действенность

1. Проявляет устойчивый интерес к фольклорным произведениям разных жанров.

2. Проявляет особый интерес к легендам, былям, преданиям, отражающим географические, исторические особенности родного края (происхождение названий рек, озер, городов, сел, исторические личности).

3. Стремится к пониманию нравственного смысла фольклорных произведений, мотивов поступков персонажей (сказки, былины).

4. Испытывает потребность в отражении содержания фольклорных произведений, фольклорных образов в рисунках, поделках.

5. Испытывает потребность в сочинении произведений разных жанров фольклора (заклички, дразнилки, небылицы).

6. Готов к исполнению фольклорных произведений в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, если этого требует сюжет (колыбельные, пестушки, потешки), народных праздниках и в других видах детской жизнедеятельности.

Умелость

1. Способен к выделению жанровых особенностей фольклорных произведений (происхождение, назначение, форма, выразительные средства).

2. Способен к выделению общей идеи в фольклорных произведениях разных народов (сказки, пословицы).

3. Умеет самостоятельно применять знания об отличительных особенностях фольклорных произведений разных жанров при сочинении своих текстов (заклички, небылицы, дразнилки, колыбельные).

4. Умеет подчинить свое поведение (действия, речь, эмоции) требованиям, заложенным в произведениях разных жанров (докучные сказки, поддевки, считалки).

5. Владеет средствами выразительного исполнения фольклорных произведений в повседневной жизни.

Е.Г. Лопатина

Показатели воспитания и развития детей

на основе использования народного декоративно-прикладного искусства

Осведомленность

1. Имеет обобщенные представления об особенностях жилища народов, населяющих Южный Урал (русских, башкир и др.).

Русское жилище:

Зависимость пространственной организации жилища от климатических условий (избы с открытыми и крытыми дворами);

Название и назначение основных частей избы: стены, крыша, окна, двери, крыльцо;

Наличие двух обязательных зон во внутреннем устройстве избы («печная зона» и «красный угол»), их назначение.

Башкирское жилище:

Видовая характеристика основного башкирского жилища (юрта, изба);

Название и назначение основных частей юрты (решетки, войлок на стенах, двери, купол), избы (стены, крыша, двери, окна, крыльцо);

Особенности внутреннего устройства жилища: женская и мужская половины, их назначение.

2. Имеет представления об основных особенностях внешнего (экстерьера) и внутреннего (интерьера) оформления народного жилища Южного Урала.

Русская изба:

Экстерьер: конек, причелина, полотенце, карниз, ставни, наличники;

Интерьер: роспись стен, дверей, потолка, мебели, домашней утвари масляными двухцветными красками.

Башкирская изба:

Экстерьер: карниз, причелины, наличники, ставни;

Интерьер: печь, нары, занавес (шаршау), разделяющий избу на мужскую и женскую половины; украшение стен полотенцами, красивой одеждой, тканями.

Башкирская юрта:

Экстерьер: орнаментированный войлок (стены, двери), купол полусферической или конической формы;

Интерьер: очаг, занавесь (шаршау), сундуки, оформление стен (полотенцами, красивой одеждой, тканями, оружием, доспехами), пола (кошма, ковры, гостевые коврики на мужской половине).

3. Знает названия:

Отдельных элементов внешнего оформления жилища (конек, причелина, полотенце, ставни и т. п.); уральской росписи (цветы, листья, бутоны, куст в вазе, сова, лев, петушок, курочка и т. п.); башкирского орнамента (кускар, ромб, лесенка, рога и т. п.).

4. Знает о семантике (сущностном значении) народных узоров, отдельных элементов, образов-типов: «древо жизни», «мать-земля», солярные (солнечные) знаки (круг, венок, солнцеворот и др.), - о единстве утилитарных и художественных функций народного искусства.

5. Имеет обобщенные представления о назначении народного искусства, о том, что оно является результатом труда человека, об основных его художественных особенностях (жизнерадостность, декоративность, яркость), связи с природой.

6. Понимает художественный язык народного искусства, т. е. выразительные функции цвета, формы, композиции.

Сознательность

1. Убежден в необходимости создания красоты в окружающем мире.

2. Осознает специфику отдельных видов произведений народного искусства, народной росписи.

3. Осознает роль оберегов в защите человека, жилища от злых сил.

4. Осмысленно объясняет семантику (сущностное значение) отдель¬ных элементов образов-типов («древо жизни», «мать-земля», солярные (солнечные) знаки (круг, венок, солнцеворот и т. д.).

Действенность

1. Испытывает потребность в общении с произведениями народного искусства в художественно-творческой деятельности.

2. Стремится к проектированию предметной среды народного быта (эскизы, разработка элементов экстерьера и интерьера жилища, его макетирование и т. п.).

3. Испытывает потребность в бережном отношении к природе, человеку, результатам его труда.

4. Испытывает потребность в создании выразительных образов на основе повтора, вариации, импровизации, в выражении собственного эмоционально-ценностного отношения к искусству, действительности, жизни.

5. Стремится использовать в процессе собственной декоративной деятельности известные элементы, мотивы уральской росписи, башкирского орнамента, а также отдельные приемы росписи («оживки», «подмалевок», «растяжка»).

Умелость

1. Умеет создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации, выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности, искусству.

2. Владеет эмоционально-образной, объяснительно-выразительной речью, умеет вести диалог по поводу искусства, связно и образно рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему.

3. Умеет самостоятельно целенаправленно воспринимать художественно-эстетические объекты.

4. Умеет исполнять:

Отдельные приемы уральской росписи («оживки», «подмалевок», «растяжка»); отдельные элементы (бутон, цветок, листик и др.);

Отдельные элементы башкирского орнамента (кускар, лесенка, ромб, зигзагообразные линии, рогообразные и сердцевидные мотивы).

5. Умеет исполнять отдельные виды композиции (по кругу, симметричная, по углам).

6. Умеет использовать в собственной декоративной деятельности цветовое решение уральской росписи: на темном фоне края мотивов - светлые, на светлом - темные.

В. И. Турченко

Показатели воспитания и развития детей

на основе использования народных игр

Осведомленность

1. Знает разные виды народных игр (хороводные, подвижные, словесные) народностей Южного Урала (русские, татарские, башкирские и др.).

2. Знаком с правилами данных игр.

3. Осведомлен об истории и значении игр в жизни людей, населявших Южный Урал ранее.

4. Понимает юмор, воспринимает оптимизм, заложенный в играх.

5. Знает народные считалки для выбора ведущего в подвижных играх.

6. Имеет обобщенные представления о различных народных играх национальностей Южного Урала.

7. Знает народные игры, которые предки использовали в определенное время года в связи с народными праздниками.

8. Дифференцирует игры в зависимости от принадлежности к определенному народу.

10. Знает об игрушках, которые использовали дети в далеком прошлом на Южном Урале.

Сознательность

1. Осознает, что знание народных игр, умение в них играть делает жизнь детей более интересной.

2. Имеет представление, что дети, которые знают и умеют играть во многие народные игры, становятся лидерами в детском обществе, хорошими друзьями.

3. Проявляет эмоционально-активное отношение к играм.

4. Убежден, что знание и умение играть в как можно большее количество народных игр дает возможность лучше понимать старшее поколение (пап, мам, дедушек, бабушек).

5. Осведомлен о том, что народная игра развивает многие положительные свойства личности, помогает стать более ловким, смекалистым.

Действенность

1. Проявляет устойчиво-действенный интерес к народным играм.

2. Испытывает потребность играть в народные игры.

3. Готов проявить инициативу, выступить в роли ведущего в играх.

4. Проявляет качества, свойства личности, связанные с народными играми (ловкость, дружелюбие, бережное отношение к природе, смекалку и др.).

5. Проявляет эмоциональное отношение к играм разных народов, населяющих Южный Урал.

6. Стремится к толерантности, уважению к носителям других культур.

Умелость

1. Умеет подчинять свое поведение в народных играх правилам игр.

2. Может научить играть в игру сверстников.

3. Умеет рассказать о правилах игры.

4. Владеет навыками исполнения мелодий в хороводных играх.

5. Охотно играет в народные игры по предложению взрослого.

6. Умеет использовать народные игры, народные игрушки в самостоятельной игровой деятельности.

7. Владеет навыками изготовления кукол из платков.

8. Умеет играть в народные игры по предложению взрослых и самостоятельно, выступая в роли лидера, ведущего, водящего, в связи с различными видами детской деятельности.

9. Может самостоятельно, творчески участвовать в конкурсе на лучшего знатока считалок.

10. Умеет предложить усложнение правил народных игр.

11. Использует языковые формы, включенные в игры разных народов (тексты словесных и хороводных игр на языке того или иного народа).

Согласно ФГОС ДО, одним из принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей. Выделение данного принципа обусловлено доступностью для освоения ребенком ‐ дошкольником особенностей региональной культуры. Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.

Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. В связи с этим особая роль отводится краеведческой работе с дошкольниками.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них - Уральский федеральный округ. Мы живем в богатейшем крае на Южном Урале.

Реализация программы «Наш дом - Южный Урал» под редакцией Е. С. Бабуновой, Градусовой Л. В., Е. Г. Лопатиной, и др. раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики.

Цель Программы - способствовать обучению и воспитанию детей на идеях педагогики народов Южного Урала.

Задачи Программы:

  1. Способствовать обогащению первичных представлений о природе, культуре, истории народов региона Южного Урала;
  2. формировать эмоционально - положительное отношение к представителям культур Южного Урала
  3. развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
  • Перспективный план для 2 младшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для средней группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для старшей группы по программе "Наш дом - Южный Урал"
  • Перспективный план для подготовительной группы по программе "Наш дом - Южный Урал"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!