Фильмотерапия. "Практическая магия" и архетип Ведьмы. Женский архетип - ведунья, целитель, знахарка, видящая

Согласно разным концепциям, 20% в человеке — это сознательное, а 80% — бессознательное. И это врожденные психические структуры, которые обладают огромными ресурсами и имеют очень большое эмоциональное влияние на человека. Они не оторваны от жизни, поэтому можно развивать свои мужские и женские качества, пользуясь их силой, их поддержкой. В том числе, можно пользоваться не только теми архетипами, которые мы рассмотрим, а вообще всеми образами, которые имеют архитепическое значение, начиная от стихий и заканчивая хищниками, дедами морозами и вообще солнцем и луною. И все они укрепляют мужские и женские качества, которые можно инициировать.

Выделяют три круга личности, и мужское получается главное, защищающее. Но с другой стороны, у женского в личности тоже есть очень важная функцияфункция вынашивания : это когда вот это мужское, которое защищает, может восполнить внутри личности, внутри женского, свои ресурсы. То есть наша мужская часть (и в мужчине, и в женщине) обращается за поддержкой к женской.

Мандала архетипов Юнга

Это такой инструмент для работы, который уже много лет успешно функционирует. Мандала разделена на 2 части с подструктурами – в мужском начале выделено 7 функций, которые взяты из исследования Брюса Уилкинсона. Женское начало описано на основе исследований Юнга. Каждая мужская функция дополнена соответствующей ей женской. Это соответствие было проверено опытом. И видно развитие каждой функции, очередность и направление. Каждая следующая пара включает в себя предыдущую. То есть если в мужчине, например, достаточно хорошо развит разведчик, то потом он из разведчика может стать защитником, из защитника – кормильцем, из кормильца – генералом.

Что очень важно – это работа со взрослыми частями личности, то есть сформированным взрослым слоем психики. Если детский слой не исцелен, если не произошла сепарация, то при работе детское начало будет капризничать. Сначала нужно поработать с детским слоем.

Для примера можно привести алгоритм работы с образом, например, медведя .

  • сядьте удобно, расслабьтесь, ощутите опору под ногами, закройте глаза, почувствуйте свое дыхание;
  • представьте образ медведя: это может быть любой образ, все, что представится – хорошо;
  • возьмите сколько вам нужно времени, чтобы образ появился сам собой;
  • когда образ появился, рассмотрите его. Как он выглядит? Какого он размера? Какого он возраста по человеческим меркам? На каком расстоянии от вас он находится? Что он делает? Какое впечатление у вас от него? Какие чувства возникают?
  • поблагодарите мысленно этот образ и себя за работу;
  • потянитесь всем телом, сожмите-разожмите кисти рук и откройте глаза.

Если вы вспомните сказку «Маша и медведь», в ней медведь обучает Машеньку фактически быть ему женой: ухаживать за ним, готовить еду, подавать ему тапочки. И детям тоже часто дарят мишек, они их тискают, ходят с ними – это обозначает теплый телесный контакт с отцом.

А теперь ответьте на вопрос: если подумать и представить себе вашего отца, насколько похож или не похож этот медведь на него? Похож ли он на то, как ваш отец вас защищал?

Помните: важно, чтобы тот, кто тебя защищает, еще и остался с тобой в контакте. Ну, например, когда в дом стучатся чужаки, отец может объяснить детям ситуацию и помочь им спуститься в погреб, а может втолкнуть их туда силой. Он, конечно, их защищает, но контакта никакого нет.

Если представился мультяшный медведь без клыков, без когтей, значит, либо контакт настолько нарушен, что хочется дистанцироваться от отца, либо отец слишком мягкий, слабый.

Архетипические пары

Разведчик + Ведьма


Разведчик — это познавательная функция, которая начинает развиваться еще в довольно раннем детстве, когда ребенок начинает собирать информацию, учится ее использовать и налаживает контакты с внешним миром. Разведчик – за связи во внешнем мире . Дети, когда начинают расти, везде лезут, особенно мальчики. И мальчику очень важно позволить залезть на все деревья, на которые он только может залезть.

Ведьма же ведает внутренний мир, изучает чувства . Девочка в этом возрасте знает про отношения и про себя больше, чем мальчик. Если брать, например, трехлетних мальчиков и трехлетних девочек, девочки гораздо лучше ориентируются в отношениях, кто кому и почему улыбнулся, а мальчики ориентируются на местности – что где лежит, как куда пройти и т.д. Девочки играют в куклы, в семью, а мальчикам интересны войнушки, разведки и все такое.

Если в мужчине слабо развит разведчик, то его женской части приходится брать все в свои руки, под контроль. И тогда она становится самой настоящей ведьмой из сказки, которая без приглашения пришла и всем все испортила. А разведчик в таком случае будет таким заблудившимся и потерянным. А это, вообще-то, центр самосознания личности, именно здесь формируются цели, контакт со своими чувствами, с внешним миром.

Слабый разведчик также может характеризоваться тем, что попадает под влияние чего-нибудь. И если речь идет о женщине, то она, скорее всего, имела гиперопекающую мать. То есть когда девочка в детстве лезла и развивала своего разведчика, играла с мальчиками, мама ей говорила: «Куда ты полезла, ты же девочка!», «Веди себя хорошо» и прочее. И этой женщине, соответственно, нужно своего разведчика подрастить. Потому что когда он, наконец, поймет что ему делать, ведьма расслабится, и в личности останется гораздо меньше напряжения.

Защитник + Амазонка


Защитник – это разведчик, который уже понял, куда он идет и что ему нужно. Он защищает личность. Это мальчики, которые уже вырастают, становятся подростками, начинается конкуренция, активный контакт со сверстниками за пальму первенства, проявление себя. И защита очень важна на этом уровне – это границы и автономия.

Амазонка — такой персонаж, который конкурирует не только с женщинами, но и с мужчинами . Защитник, если он не ресурсен, представляется таким убийцей, который машет мечом без разбора, потому что нет вектора, куда направить агрессию.

Нересурсная амазонка очень напряжена. Она не может идти на контакт с мужчиной, она на него зла, ведьма злится в ней очень сильно. Это такое отвержение мужского начала, которое как раз приводит к позиции: «раз так, я все сделаю сама». Именно это происходит при слабом защищающем мужском начале в женщине.

Кормилец + Гейша


Кормилец включает в себя и разведчика, и защитника. Он отвечает за выживание всей системы . Система – это он и женщина, которая рядом.

Мужская сила уже подросла, ответственность также растет. Мужчина начинает приобретать отцовские качества, хочет заботиться. Если он «в минусе», тогда он становится трудоголиком. Он не в контакте со своей гейшей.

А гейша – это его вторая часть: гедонистка, творческая натура, вдохновительница и сексуальная женщина . Удовольствие, которое гейша дарит мужчине, она ему дарит не ради денег, а потому что любит его. Но она может это делать только когда она сыта. Поэтому, если мы говорим об удовольствии, то очень часто оно включается, когда человек уже накормлен, потому что того, кто не накормлен, интересует только как бы и что поесть.

Кормилец без ресурса – это, в том числе, муж-алкоголик или наркоман. То есть кормилец перенапрягается, потому что он пока не может отдавать, он сам еще должен «есть». И чаще всего у такого мужчины жена — такая сердобольная гейша, она задабривает, она говорит: «Ну давай пойдем на работу, давай тебя устроим, полечим тебя, вот там клиника хорошая есть». В это время ведьма говорит: «Да что это за мужики, вообще никакой поддержки нет!», а амазонка взваливает все на свои плечи и работает на двух работах.

Генерал + Мать


На следующем уровне мужчина берет ответственность за жену и становится ей как бы немного отцом. Он приобретает такие несколько женские качества, становится чувствующим, защищающим, понимающим.

Генерал ведет за собой и принимает свою главенствующую позицию . Его отцовская верность помогает пережить все семейные катаклизмы, помогает не опуститься до измены. Генерал – это тот, у кого кто-то есть в подчинении, кто за кого-то отвечает. И только взяв ответственность за жену, мужчина может взять ответственность и за ребенка.

Если женщина начинает приносить большое количество ресурсов в семью, то у нее может не оставаться времени на удовольствия для того, чтобы быть гейшей. А кормилец, когда он в контакте с гейшей, начинает проявляться, перестает страдать работоголизмом, становится свободным художником, но при этом зарабатывает. Тогда гейша расцветает, вырастая к функции жены и матери, и начинает заботиться о себе.

Однако функция жены-матери не только в том, чтобы родить детей. Важно родить их при сохранении главенствующей функции мужа . Важно понимать, что внутри семьи есть такие невидимые границы, которые все равно отделяют мужа и жену от всех остальных. И эти границы должны быть сохранены. Этим и занимается муж-генерал и жена-мать.

Король + Королева

Король – это генерал-отец, который расширил свои интересы. Для него существует не только семья, но и еще что-то вокруг, люди, мир, и этот мир он создает для своей семьи. Мужчина становится отцом роду, народу, в лучшем случае, в максимальном развитии этой функции появляется родовое сознание. Королева помогает королю, она также может указывать и управлять.

Целитель + Фея

Целитель — это мастер, путеводитель, это ведающий человек, он сохраняет, исцеляет, спасает. Фея дарит и преобразует.

Дух + Богиня

И последние стадии – это божественное мужское и божественное женское. То, что вдохновляет, направляет, развивает, благословляет.

Качества: Тайные знания, траволечение, целительные способности, видение сердцем.

Богиня Артемис, Богиня Луны

Ведающая женщина, видящая, ведьма, берегиня, знахарка. Что это за знание и где его брать? Женщина ведунья будто чует невидимое глазу других, угадывает самое сокровенное, она может вылечить любую болезнь и это немного пугает и вселяет в людей трепет и уважение.

Она встаёт раньше всех в округе и идёт собирать травы, нужно успеть на рассвете, когда они имеют особые свойства. Она знает тайны масел и специй, тайны трав, она дружит со стихиями, нашёптывающими ей о том, что было в прошлом и как избежать беды в будущем. Это она умело вышивает на амулетах и одежде рунескрипты, защищающие воинов в бою. Это она танцует в лесу вокруг костра и издаёт странные звуки, похожие на крики животных.

- А что это такое у тебя, бабушка?

- Это бубен, когда подрастёшь, научу тебя с ним разговаривать.

Каждая ведунья ведёт свой быт по-разному. У кого-то в доме прибрано и просторно, но если заглянуть в шкафчики и шкатулочки можно найти много-много интересного. А у кого-то творческий беспорядок, как у бабушки из рассказа Рея Бредбери «Вино из одуванчиков», помните как убрались в её святая святых – кухне, где она творила свои шедевры, манящие запахом всю округу. После этого она перестала, не смогла готовить, всё получалось пресно, в блюдах не было Жизни. Пришлось вновь навести кавардак, чтобы волшебство ожило!

Вы придёте к Ведунье на чашечку чая и аккуратно зададите ей тревожащий душу вопрос, она лукаво улыбнётся и расскажет вам.. сказку. Вы уйдёте в недоумении, однако вскоре ситуация разрешится и вы отчётливо почувствуете какую-то безмерную благодарность к этим лукавым глазам и удивительной сказке.

Ведунью окружающие считают одиночкой, она не ищет общения, не привязана мыслями к партнёру – она понимает, ей нужен особенный, необычный, который будет понимать её ценности, невидимые другому глазу, который будет уважать этот удивительный её мир, который сможет и не побоится сопровождать её не только в этих мирах, но и в тех, где она черпает тайные древние знания, где она постигает основы бытия, где она разговаривает со стихиями и духами. В ином случае, она предпочитает оставаться одна, и в общем, точно не скучает. Знающие люди всегда нарасхват. Она редко отдыхает и много помогает людям, это естественная расплата за подаренные природой знания. Впрочем, она не устаёт, ведь она знает как накапливать, сохранять энергию, как восстанавливать силы, приходить в гармонию.

Ведунья знает, что всё окружающее обладает внутренней жизнью, камни и деревья говорят, она понимает и видит во времени закон причины и следствия, через Живое Творчество она проникает в тайны бытия.

Соединение с этим архетипом происходит позже, чем со многими, эта часть женской души, конечно, присутствует у всех, но в постижении этого архетипа важен жизненный опыт, проработанная связь с родом и служение.. а значит проработанное эго. Это очень важный элемент, понимание своего места во вселенной, понимание Жизни, как течения – постоянно меняющегося процесса, именно через это понимание мы можем дотронуться до «того, что есть», именно в служении, в простых ежедневных действиях, наполненных нашим вниманием рождаются настоящие чудеса. Ведунья – мастер управления вниманием, а значит, энергией, а значит, ключом к счастью, может быть поэтому этот архетип так влечёт…

Теневая сторона архетипа Ведунья:

Снежная королева. Жаждет власти. Использует «запрещенные приемы» (черная магия, нлп, психология, манипулирование, гипноз). Холодная стерва. Интриганка. Злая ведьма. Вокруг нее разрушение. Умеет соблазнить и влюбить в себя. Мужчины ползают за ней на коленях, она их хладнокровно использует. Испытание «»тонкой властью» (не физической как у теневой стороны амазонки). Власть над сознанием, умом, душой.

Женщина-Ведунья

Она знает так много, что иногда становится даже страшно – страшно, что она будет использовать эти знания в своих непонятных никому целях. Кажется, что она, как Ведьма из сказки, может приготовить ядовитое зелье и опоить, а может излечить все недуги чудодейственным отваром. Ведунья собирает тайные знания и либо плетет интриги, либо – если это ей выгодно – дает клубочек волшебный, который приведет любого к заветной цели.

Если же говорить по-человечески, а не иносказательно, то эта умная женщина видит всех насквозь и от этого ей становится скучно – скучно общаться, скучно знакомиться с новыми людьми, скучно слушать других. Поэтому она превращается либо в холодную Снежную Королеву, игнорирующую всех и вся, либо в эгоистичную интриганку, чтобы хоть как-то разнообразить свои будни. Ведь большой интеллект требует широко поля деятельности – почему бы не сплести какую-нибудь мудреную сеть, чтобы никто не смог ее распутать… А если рядом нет того, кого можно было бы «учить жизни» – она чахнет, засыхает и занудничает. И часто остается «в старых девах», т.к. мало кто способен конкурировать с ее интеллектом – а только это ее и возбуждает.

Как известно, ни у одной сказочной ведьмы нет стойких отношений с мужчинами, нет своих детей. Ближе к негативному полюсу в адрес мужчин и детей Ведьма ведет себя как захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Разлучая влюбленных героев, сказочная ведьма стремится погубить красавицу-героиню и занять ее место рядом с героем. Так архетип Ведьмы обнаруживает свое стремление к развитию, к достижению более высоких ступеней женственности. Конкурируя с аспектами высшей женственности, внутренняя Ведьма тянется к ним, пытается уподобиться им.

Негативная Ведьма способна удерживать прекрасный облик лишь ограниченное время, после чего она снова становится старой и безобразной. Мы называем этот феномен мерцанием. Мерцание является закономерностью, следуя которой, все архетипические функции развиваются, поднимаясь все выше по ступеням зрелости архетипической лестницы. Это естественное поступательно-колебательное движение, с помощью которого внутренние процессы следуют по пути своего развития. Непрямой характер такого движения отражает цикличность и периодичность явлений жизни.

Молодую Ведьму можно отнести к переходному типу, дальнейшее развитие которого приводит женское на следующую архетипическую ступень - уровень Амазонки.

Что касается детей, во многих сказочных сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) - сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других героев в плену, наводит на них морок - точно так же внутренняя Ведьма как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты, превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во внутреннем пространстве личности - Ведьма захватывает Я.

Сказки щедро представляют не только негативный, но и позитивный полюс архетипа Ведьмы. По мере приближения к положительному полюсу Ведьма становится все более конструктивной. Она концентрирует и умножает свою волшебную силу. Кроме познавательной роли, у нее появляется задача контролировать невидимую границу между сознательной и бессознательной областями личности, а также - задача охранять границы личности в целом. На определенных этапах развития личности Ведьма служит первым «кордоном», оберегающим достоинство человека. Негативная Ведьма делает это с помощью интриг, коварства и других агрессивных действий, в то время как позитивная - с помощью освоения новых знаний, умений и умножения своей волшебной силы. Кроме того, позитивная внутренняя Ведьма увлеченно исследует глубинные, скрытые потребности личности, служа тем самым ее развитию и успешному решению наиболее актуальных задач.

У внутренней Ведьмы есть важная функция проводницы. В этой роли Ведьма выступает по отношению к созревающему мужскому началу. Она указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кащею, Змею Горынычу и т.п.), у которого в плену томится похищенная красавица (созревающее женское). Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кащея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте - в отношениях с отцом. Последний в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой - отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними. Эта невидимая черта отделяет супружеский мир мужа и жены от остальных пространств семьи.

В помощь мужчине-отцу возникает естественная ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери - ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, ведающей всё о тайнах Кащеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. Для юной девушки это, пожалуй, период первых битв ее внутренних Героя со Злодеем.

В инициационной терапии проводится направленная работа с положительным и негативным полюсами функции Ведьмы. Для установления контакта с негативным аспектом Ведьмы используются такие темы как «В плену у злодейки», «Гуси-лебеди», «Мачеха» и др. Для работы с позитивной Ведьмой подходят темы «В гостях у Яги», «Полезная Баба Яга» и т.п. Сюжеты на эти темы не только позволяют устранить дефициты, имеющиеся в зоне негативного полюса внутренней Ведьмы, не только инициируют развитие ее позитивных свойств, но главное - стимулируют созревание у Ведьмы более женской позиции. Становясь более женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично - не завоевывает территории и не навязывает свои способы защиты остальным частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи.

Таким образом, архетипическая функция Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины, Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество природных целебных женских сил, но и служит уникальным ключом доступа, позволяющим регулировать уровень женской защитной агрессии.

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.

Женщина с архетипом Ведьмы вовсе не похожа на старуху с противной бородавкой на крючковатом носу, хотя нередко любит страшные истории, которых у нее хоть отбавляй. Ей интересны тайны бытия, религия и эзотерика. Она любит природу и чувствует, что природа любит ее. В ее доме вполне мирно уживаются кошки, собаки и множество растений.

Она увлекаться кулинарией: специями, травами, чаями и кофе, любит наблюдать за восходом и закатом солнца, звездами. Часто Ведьма носит амулеты или обереги, одежду с символическими принтами, и даже татуировки. Можно сказать, что женщина, которая чувствует в себе необъяснимую тягу к природе и тайнам уже в своей сущности Ведьма.

Ведьма и мужчины

- Трудно любить ведьму?

Трудно когда тебя не любят.

Из диалога ведьмы Киры и чародея Ивана из фильма «Чародеи»

Отношения с мужчинами отражаются на амплуа Ведьмы. Влюбленная Ведьма проявляет невероятную заботу о своем избраннике, как Фея и Мать в одном лице. Ему она отдает все свои чувства без остатка, и требует от него той же отдачи. Она готовит для него любимые блюда и эликсиры, стараясь превратить жизнь в сказку. Их любовные отношения напоминают медитацию, так как всегда имеют созерцательный характер. Очень часто влюбленная Ведьма даже перестает интересоваться тайными знаниями, и тогда единственным напоминанием о причастности к ней этого архетипа, остается любовь к природе и разнообразие растений в ее доме.

Разочарованная в мужчине Ведьма мстительна. Чаще всего, она плетет интриги, распускать сплетни, может пытаться приворожить любимого.

Пример:

В фильме "Чародеи", обманутая разъяренная Кира Шамаханская заколдовывает Алену.

Даже если вы не верите в колдовство и потусторонние силы, будьте осторожны с обиженной мужчиной Ведьмой. Если объект неразделенной любви оказывается «вне зоны действия сети», Ведьма выбивает клин клином: завлекает мужчин, как серена на гибельные рифы, а получив сердце очередной жертвы, мстит ему за все обиды нанесенные другим мужчиной, как Амазонка.

По сути, каждая влюбленная женщина отчасти Ведьма.

Семья

Несмотря на то, что Ведьма - архетип доминирующий, для нее важна защищенность, которую ей обеспечит муж с доминирующим архетипом Монарха , Купца , Крестьянина или Воина. Правда, над ними она доминировать не сможет, за то сможет легко манипулировать. А с Философом, Монахом и Слугой все наоборот.

Карьера

Женщина с проявленным архетипом Ведьмы, как правило, выбирает специальности, в которых чувствует свое предназначение. Она может найти себя в медицине, фармацевтике, химии, физике, биологии, психологии, кинематографе, педагогике и кулинарии.

Друзья

В друзья Ведьма выбирает таких же «людей природы», которых встречает среди коллег, друзей на тематически форумах, тренингах по медитации или в клубе любителей орхидей. С ними Ведьма делится секретами, всегда легка и непринужденна.

Не находя общих точек соприкосновения с людьми, Ведьма просто перестает с ними общаться.

Трудно быть Ведьмой

Какая бесстрашная ты, Кормишь дворнягу с ладошки, Тебя любят травы, цветы, кошки. Отрывок песни «Младшая моя сестренка» (группа Любэ)

Девочка с архетипом Ведьмы добрая и веселая выдумщица. Она очень коммуникабельна, не по годам по-женски мудра. Ей интересны тайны природы и бытия, все необычное и загадочное. Она любит рисовать, охотно занимается лепкой и разными женскими рукоделиями. И это женское творчество родителям нужно вовремя увидеть и развить, так как именно оно поможет развивать девочке свой духовный и творческий потенциал.

Сколько бы ни было лет Ведьме, все, что ей нужно, это просто почувствовать свои способности и вспомнить, как в детстве она воспринимала окружающий ее мир.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!