Удивляемся всему. Как? Зачем и почему?
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Поэтому передо мной стояла задача создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным способствовало развитию у него важнейших операций мышления:
анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их),
сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны),
умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях),
обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждала детей к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. А я старалась помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Я пришла к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Моя работа с детьми была направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе которой я сочетала показ с активным действием ребенка по обследованию предмета (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.).
Учила сравнивать сходные по внешнему виду предметы, сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Организуя игры с изучаемыми предметами и материалами, я не только знакомила детей со свойствами, но и закрепляла элементарные представления о форме, различных величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Изучая раздел «Вода» . Воду можно переливать, нагревать, ловить в воде льдинки и т. д. На практике дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее предметы и они станут чище, если помыть их водой. Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
«Песок» Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить
Знакомясь с данной темой, проводила различные эксперименты -игры с песком. На опыте игры «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В игре «Следы», дети убеждаются, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. При проведении опыта с песком детям предлагаю пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши видят, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении стал вывод, что песок – это множество песчинок.
Изучая «Воздух»
дети с помощью предметно-манипуляторной деятельности получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» я предложила «поймать» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и наблюдали как вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. Из опыта «Лодочка плыви», дети узнали. что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, наблюдали, за ветром, который является движение воздуха.
Знакомясь с разделом «Камни»
Проводя манипуляции с камнями «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», убедились в том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. А когда сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Формируя представления о «Бумаге»
При помощи опытов дети определяли, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Содержание знаний об объектах природы я брала в программе "Юный эколог" С.Н. Николаевой. (Как второй парциальной программе)
1. Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха, вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в которую налита. Вода может быть чистой и грязной. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе – лед, при нагревании – пар. Лед – твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит (белый, клубами, при охлаждении воды). При охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег – белый, мягкий, холодный, тает от тепла. Вода нужна всем для жизни. Развивается познавательный интерес, дети с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом.
2. Воздух – есть везде. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить, его можно почувствовать (воздух). Некоторые животные могут летать – они приспособлены. Человек придумал разные приспособления для полета. Воздух нужен всем для дыхания. Человеку нужен чистый, свежий воздух. Проявляется в познавательном интересе – желание детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по его обнаружению.
3. Почва – земля, песок, глина и их свойства. Земля – темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой; глина – желтая, плохо пропускает воду; песок – желтый, рассыпчатый, легко пропускает воду. Земля нужна всем растениям.
4.Камни – речные, морские, кусками угля, мела, гранита. Речные и морские – твердые, крепкие, различной формы, цвета и величины.
Уголь – черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им рисуют, хорошо горит и дает много тепла. Нужен заводам.
Мел – белый, твердый, хрупкий. Его получают из горной породы. Им можно рисовать.
Гранит – твердый, пестрый, разной окраски. Добывают в горах, обрабатывают, шлифуют – он становится гладким, блестящим, красивым. Выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам с разными почвами, камнями, в добровольном участии в коллекционировании камней, в рисовании на участке.
5. Бумага – тонкая, шероховатая. Люди делают бумагу из дерева, на специальных заводах. Бумага может быть очень прочной – картон. Она размокает в воде, ей можно поджигать (она горит), можно резать. Из бумаги можно делать много вещей (одноразовую посуду, кораблики, картонные коробки, салфетки и т.д.) Проявляется в познавательном интересе – желание детей участвовать в проведении опытов с бумагой, в разных играх по обнаружению ее свойств и качеств.
6. Ткань – она мягкая и шероховатая. Люди делают ткань на заводах, чтобы шить седее одежду. Она бывает разных цветов и разного качества. Из одной шьют пальто – она очень теплая, из другой легкие платья для лета. Ткань можно стирать и с ней ничего не будет, ее можно стричь ножницами, или поджечь – она горит.Развивается познавательный интерес, дети с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с тканью.
7. Стекло – прозрачное, прочное, гладкое, без запаха. Вещи из стекла называются стеклянные. Стекло бьется, а осколком можно порезаться. Его нельзя резать, оно не горит.Выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам со стеклом.
8. Дерево – не прозрачное, прочное, можно занозить руку, шероховатое, пахнет лесом. Его можно распилить, вбивать гвозди. Из дерева делают много предметов для людей. Дерево хорошо проводит тепло, горит. Развивается познавательный интерес к опытам и играм с деревом.
9. Пластмасса – гладкая, легкая, можно мыть, купаться с ней, можно раздавить на мелкие кусочки. Проявляется в познавательном интересе к опытам и играм с пластмассой
10. Соль – белая, кристаллическая, на вкус соленая, без запаха. Хорошо растворяется в воде. Используют в кулинарии.
11.Сахар – белый, без запаха, кристаллический, на вкус сладкий. Хорошо растворяется в воде. Используют в кулинарии. Можно растереть в порошок – получится сахарная пудра. У детей развивается познавательный интерес к данным материалам: они охотно участвуют в опытах и наблюдениях, высказывают различные мнения.
12. Металл – твердый, холодный, гладкий, тяжелый, тонет, прочный. Делают много предметов из металла.Проявляется в познавательном интересе к опытам и играм с металлом
13. Свет – идет от солнца, он теплый и приятный, нужен всем живым существам. Солнечные зайчики бывают, когда солнце светит в стекло. Если луч направить через лупу, можно прожечь бумагу. Потом люди используют солнцезащитные очки.Формируется понимание того, свет очень нужен, дети проявляют к нему большой интерес.
14. Электрический свет – это лампочка. Осветительные приборы в малом количестве и рационально размещенные по комнате, освещают ее по мере надобности в любое время. Дети с интересом исследуют дневной и электрический свет и его возможности.
В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан Центр экспериментирования « Незнайка». В нём происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).Там есть различных материалы для исследования, соответствующие возрасту детей:
Природные материалы:
образцы песка, глины, земли, камни, галька, ракушки, мел, железо, резина, пластмасса, дерево; семена цветов и овощей, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны), косточки, скорлупа орехов, вода и пищевые красители.
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, бусинки, веревки, шнурки, нитки, пластиковые бутылочки разного размера, разноцветные прищепки и резинки, винтики, гайки, шурупы и т.п.
Сыпучие продукты:
мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
Специальное оборудование:
разнообразные трубочки, воронки, сито; стаканчики, тарелочки, ложки; шприцы, пипетки; весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, измерительные приборы.
Коллекции:
камней, ракушек, перьев, бумаги, ткани, пуговиц.
В своей практике я широко использовала метод проектов, как углублённого изучения предметов и явлений. Так, как проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги, а совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы. Дети и родители активно участвовали в познавательно- исследовательских проектах: « Зимушка красавица», «Овощи и фрукты –полезные продукты», «Вода – волшебница», « Воздух – невидимка», «Птицы», «Весна красна» и мн.др.
Используя в своей работе с детьми метод экспериментирования, я убедилась, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет многоуровневый эксперимент:
физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях. Так как детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. В связи с этим, я и в дальнейшем буду работать в этом направлении. Хотелось бы собрать коллекции: «Железо», «Дерево», «Пластмасса», «Магниты»
Оксана Михалёва
Экспериментирование во второй младшей группе «Волшебная вода»
Экспериментирование в 2 младшей группе «Волшебная вода »
Цели :
1. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования .
2. Формирование представления о свойствах воды и степени его важности в жизни человека и всего живого на земле.
Задачи :
1. Создать условия для выявления свойств и качеств воды : прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
2. Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Оборудование :
Краска гуашь, кисточка, прозрачные стаканы с водой, губка, резиновая груша, салфетки.
Исследовательская деятельность проводилась в 2 младшей группе .
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина : мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
«Разноцветная водичка»
Дать представление о том, что вода не имеет цвета , но ее можно покрасить.
Предложила детям приготовить клубничный сок, нужно было привлечь внимание детей элементом волшебства . Задала вопрос детям : «А если опустим в стакан с водичкой кисточку с розовой краской, интересно, что получится. Какой это сок?» (Розовый –Клубничный) . Вода не имеет цвета , но при смешивании с краской, цвет изменяется.
Совместно с детьми сделали вывод, что при попадании краски в воду, она принимает её цвет.
«Тает льдинка»
Цель : Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и превращается в лёд, а потом тает в тепле.
Была предложена сказка детям. Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
После проведённого опыта был сделан вывод, что при попадании льда в тёплую среду (комнату) он тает. А при выносе воды на улицу он замерзает, превращается в лёд.
«Считалочка – купалочка»
Цель : Познакомить со свойствами воды : льётся, движется.
Предложила детям поиграть с водой, и обратить их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается и льётся.
Игра с водой :
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу» .)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
После совместной игры сделали вывод, что вода имеет движение .
«Как вода гулять отправилась »
Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, грушей, салфеткой, вода может изменять направление движения и впитывается в предметы.
После проведённых опытов дети наглядно увидели, что вода легко впитывается и имеет движение.
Цель : Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха. Были взяты стаканы и трубочки для коктейля. В стакан налили воду и предложила детям выдыхать через трубочку спокойно воздух. Образовались пузырьки на поверхности воды – это воздух, который мы выдыхаем.
Сделали вывод, что при попадании воздуха в воду она бурлит.
Роль опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Итог : Вода – это жизнь , ни что живое на земле не проживает без воды. Люди, звери, растение нуждаются в воде, поэтому важно к воде относиться бережно.
Поэтому с дошкольного возраста необходимо воспитывать детей, экологически правильно, т. к дети это наше будущее.
Хотела закончить свою исследовательскую часть словами Альберта Эйнштейна «Кто никогда не совершал ошибок, тот никогда не пробовал что-то новое.»
Публикации по теме:
Конспект интегрированного занятия «Волшебная вода» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной к школе группе №12 «Звездочки» Тема: «Волшебная – вода».
Форма проведения: занятие – опыт. Цель: развить интерес к природе. познакомить детей с основными свойствами воды.
Конспект занятия по экспериментированию и познавательному развитию в младшей группе «Волшебная вода» Составила: Воспитатель ГБДОУ детский сад №1 СПб., Колпино Михайлова Е. Н Конспект занятия с применением по экспериментированию и познавательному.
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебная вода, узнаем мы тебя» МБДОУ №1 г. Автор: Гринько Юлия Сергеевна, Думенова Юлия Александровна, воспитатели Майкоп Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности.
Конспект занятия «Волшебная вода, узнаем мы тебя» "Волшебная вода, узнаем мы тебя". Цели: - познакомить детей с некоторыми свойствами воды; - развивать анализирующее восприятие предметов.
Путятова Галина Николаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 "Ласточка"
Населённый пункт:
станицы Новорождественской
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Экспериментирование во второй младшей группе"
Дата публикации:
19.10.2018
Раздел:
дошкольное образование
Методическая разработка Путятовой Г.Н., воспитателя МБДОУ № 16
«Ласточка» ст. Новорождественской
Экспериментирование во второй младшей группе.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи
окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного
учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом
обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании
картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и
любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,
с этическими правилами жизни в обществе.
Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности.
Познание окружающей действительности должно идти через практическое
получение и применение знаний, умений и навыков. Уже в дошкольном
возрасте дети достигают больших успехов в познании.
Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
предполагает решение следующих задач:
Формирование у детей диалектического мышления, то есть способности
видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с
помощью наглядных средств;
Развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их
в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,
критичности, самостоятельности
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском
саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы.
Развивается речь.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения
определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения
общего уровня двигательной активности.
Место экспериментирования в течении дня в зависимости от характера
наблюдений и экспериментов, их проведение в распорядке дня может быть
Случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая
сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в
уголке природы, в группе или на участке.
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.
Плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет
задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы
руководства экспериментом.
Эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель
не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя
несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то
она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка,
воспитатель ее планирует.
В своей работе с детьми мы используем следующие приемы
руководства опытами и экспериментами:
1. Работа руками детей при помощи воспитателя
2. Совместная работа воспитателя и детей
3. Помощь воспитателя детям
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста,
занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со
2-й младшей группы.
При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года
первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям
детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для
ребенка в большинстве случаев – это стресс.
Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать,
увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для
этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка?
Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.
Л. Г. Пыжьянова в статье «Как помочь ребенку в период
адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще
и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации
главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее
воздействие.
Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребенка
позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое
активно нами используется, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и
в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие
проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы
колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию,
пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами
некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей;
льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на
предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают
разные звуки; и др.
Мы проводим следующие эксперименты:
- «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из
влажного песка можно лепить.
- "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает
чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
- «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то
появится тень.
- «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это
замороженная вода. И др.
- «Тонет - не тонет»
- «Какая вода на вкус»
- «Течет – не течет»
- «Льется – переливается»
В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта,
помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми
осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к
прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы
подуем на одуванчик?"
Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование,
выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым,
развивая собственную исследовательскую активность детей. Например,
в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.
Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко.
В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что
происходит. Затем совместно делаем выводы:
Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может
поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами
систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности
дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы
этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению
исследовательской деятельности.
Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в
Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к
исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее стали
обращаться за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Также родителям были предложены консультации по вопросам успешной
адаптации детей к ДОО, используя игры с водой в домашних условиях.
В ходе наблюдений за детьми мы вместе с родителями отметили, что
процесс адаптации детей к ДОО проходит стабильно, дети быстро
включаются в воспитательно-образовательный процесс, с увлечением играют
Юлия Голомазова
Конспект ООД по познавательному развитию.
Опытно-экспериментальная деятельность
во второй младшей группе №1
Тема : Волшебница-вода. Воспитатель : Голомазова Юлия Вячеславовна.
Предварительная работа : игры с водой, чтение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» . Просмотр картинок про воду, чтение загадок про воду.
Цель :
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Задачи :
Учить детей проводить несложные эксперименты;
Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями;
Развивать любознательность, речь;
Формировать знания детей о целостной картине мира;
Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа : вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сверкающий, блестящий, опыт , растворитель.
Оборудование и материалы : стаканчики, тарелочки, трубочки для воды, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости.
Организованная образовательная деятельность .
Воспитатель :Ребята посмотрите кто к нам пришел в гости?
Дети : Капелька воды (нарисованная капля) . Воспитатель : Она говорит что не знает для чего она нужна. Давайте поможем ей разобраться!
Ребята, отгадайте загадку :
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
Воспитатель : Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети : Люди пьют воду;
Варят еду;
Моют грязные фрукты и овощи;
Каждый день моют руки и лицо;
Поливают цветы, деревья чтобы не засохли;
Вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
Люди моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель : Сегодня мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, и о её свойствах. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт №1 : «Вода – жидкость» .
Дать детям два стаканчика : один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.
Воспитатель : Что происходит с водой?
Дети : Она льётся.
Воспитатель : Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Опыт № 2 : «У воды нет вкуса» .
Воспитатель предлагает детям взять трубочку и попробовать воду.
Воспитатель : Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Какая она на вкус (Ответы детей) . Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!»
Опыт № 3 : «У воды нет запаха» .
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель : Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет ни какого запаха.
Физкультминутка «Хомка»
Хомка, хомка, хомячок : полосатенький бочок,
Хомка ранненько встает-шейку моет, щечки трет
Подметает хомка хатку и выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять- хочет хомка сильным стать!
Воспитатель : Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить наши исследования.
Опыт № 4 : «Вода – растворитель» .
На столе два блюдца : в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.
Воспитатель : Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт № 5 : «Вода – меняет цвет» .
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель : А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась) . Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт № 6 : «Снег – это вода» .
Воспитатель : Посмотрите у нас в блюдце лежит снег. Какой он? (холодный, белый, сверкающий, блестящий) . Ребята как вы думаете, а что произойдет со снегом в тепле? (он растает) Правильно! В тепле снег тает и превращается в воду.
Опыт№7 «Вода холодная, тёплая, горячая» .
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель : Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.
А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?
Дети : Горячий.
Воспитатель : Какая в нем вода?
Дети : Горячая.
Воспитатель : Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети : Нет.
Воспитатель : А почему?
Дети : Можно обжечься.
Воспитатель : Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая) .
Итог :
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты , мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Помогли нашей капельки ответить на ее вопросы. Какая бывает вода? (Ответы детей) . Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей. Для чего нужна вода? (Ответы детей) Пить, умываться, мыть руки и овощи, поливать растения, деревья, вода нужна рыбам, животным. Правильно.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Спасибо вам ребята вы сегодня помогли капельки разобраться для чего она нужна. И были самыми лучшими исследователями.
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-405400-1456668222.jpg)
![](https://i2.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-405400-1456668247.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-405400-1456668270.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-405400-1456668292.jpg)
![](https://i1.wp.com/maam.ru/upload/blogs/detsad-405400-1456668339.jpg)
Публикации по теме:
После проведения серии опытов с пеной совместно с педагогом, дети научились самостоятельно организовывать игры. Предлагаю вашему вниманию.
«Волшебница вода». Конспект интегрированного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) в младшей группе «Волшебница вода» Конспект открытого интегрированного занятия (опытно - экспериментальная деятельность) в младшей группе Воспитатель.
Дети любят играть с водой! Они получают удовольствие, если просто моют пупсов, протирают листики комнатных растений, даже просто переливают.
Конспект НОД «Электричество вокруг нас» (опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе) Тема: Электричество вокруг нас. Цель: Расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах. Задачи: 1. Расширить знания.
В умывальной комнате также проводили опытно-экспериментальную деятельность с целью представления детям о том, что в помещении вода появляется,.
Екатерина Селина
Перспективное планирование опытов и экспериментов во второй младшей группе на год.
Перспективное планирование опытов и экспериментов во второй младшей группе на год .
Сентябрь
Демонстрационно : Опыт с солнцем «Солнечный зайчик»
Задачи : познакомить с естественным источником света солнцем.
Материалы : маленькие зеркала, солнечный свет.
Фронтально : Опыт с воздухом «Игры с соломинкой»
Задачи : Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Материалы : трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, емкость с водой.
Индивидуально : Опыт с песком «Я пеку, пеку, пеку»
Задачи : уточнить представления о свойствах сухого и мокрого песка.
Материалы : формочки для песка, совочки, вода.
С семьей : Опыт с водой «Пейте куклы вкусный сок»
Задачи : с помощью взрослых выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет.
Материалы : акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Демонстрационно : Опыт со светом «Что в коробке»
Задачи : познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материалы : Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Фронтально : Опыт с водой «Сказка о том, как радуга в воде купалась»
Задачи : познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной краски.
Материалы : семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь цветов гуашевых красок. Опыт со звуком
Индивидуально : «Что звучит?»
Задачи : научить детей определять по издаваемому звуку предмет.
Материалы : дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
С семьей : Опыт воздухом «Почему кораблики не плывут?»
Задачи : обнаружить воздух, образовать ветер.
Материалы : бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Демонстрационно : Опыт со звуком «Почему все звучит?»
Задачи : подвести детей к пониманию причин возникновения звука : колебание предмета.
Материалы : бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Фронтально : Опыт с песком «Почему осенью бывает грязно»
Задачи : познакомить детей со свойствами песка
Материалы : пульверизаторы с водой, чашки с землей
Индивидуально : Эксперимент с тенью «Игры с тенью»
Задачи : познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Материалы : оборудование для теневого театра, фонарь.
С семьей : Опыт с температурой «Горячо – холодно»
Задачи : научить детей определять температурные качества веществ и предметов.
Материалы : емкости с водой разной температуры, ванночка.
Демонстрационно : Опыт с весом «Легкий - тяжелый»
Задачи : показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые) .
Материалы : разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с камешками и пухом.
Фронтально : Опыт с водой «Украсим елочку сосульками»
Задачи : Познакомить детей с превращением воды в лед.
Материалы : Вода, гуашь, формочки, нитки
Индивидуально : Опыт с красками «Рисовальщики»
Задачи : вызвать желание рисовать на мокром листе, выяснить что краски смешиваются, а не имеют чёткой границы, получаются новые цвета.
Материалы : большой лист бумаги для акварели, смоченный водой, клеёнка, краски и кисти.
С семьей : Опыт с водой «Какие предметы могут плавать?»
Задачи : дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Материалы : большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие
Демонстрационно : Опыт с водой «Времена года»
Задачи : выявить свойства воды : может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материалы : ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Фронтально : Опыт с мылом «Пенный замок»
Задачи : познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материалы : мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
Индивидуально : Опыт с водой «Цветной снег»
Задачи : Продолжать знакомить детей со свойства
ми воды и снега (окрашивание)
Материалы : резиновые груши, окрашенная вода
С семьей : Опыт с разноцветными стеклами «Таинственные картинки»
Задачи : показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Материалы : цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.
Демонстрационно : Опыт со снегом «Почему тает снег?»
Задачи : Установить зависимость изменений в природе сезона.
Материалы : емкости для снега.
Фронтально : Опыт с мылом «Мыльные пузырьки»
Задачи : вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Материалы : мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.
Индивидуально : Опыт с водой «Рыбалка»
Задачи : закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материалы : таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
С семьей : Опыт с тканью «Разноцветные лоскутки»
Задачи : Научить узнавать вещи из ткани, определять ее свойства (мнется, рвется, намокает, режется)
Материалы : лоскутки ткани двух-трех цветов, ножницы, емкости с водой.
Демонстрационно : Опыт с камнями «Свойства камня»
Задачи : дать детям знания о свойствах и особенностях камня : твердый, тонет, может издавать звук, изменять цвет при смачивании.
Материалы : большие и маленькие камни разного цвета, емкость с водой.
Фронтально : Опыт с водой «Как вода гулять отправилась»
Задачи : дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материалы : поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Индивидуально : Опыт с глиной «Волшебная глина»
Задачи : научить узнавать вещи из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность) и свойства (мнется, бьется, размокает)
Материалы : Глиняные предметы, кусочки глины, вода, емкости.
С семьей : Опыт с водой «Ветка в вазе»
Задачи : показать значение воды в жизни растений.
Материал : ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода» .
Демонстрационно : Опыт с водой «Водопад»
Задачи : дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Материалы : пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Фронтально : Опыт с магнитом «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
Задачи : выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы : магнитная игра «Рыбалка» , магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой.
Индивидуально : Опыт с камнями «Свойства камня»
Задачи : учить детей сравнивать камень и пластилин
Материалы : большие и маленькие камни, пластилин.
С семьей : Опыт с песком «Где вода?»
Задачи : выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства : рыхлость, сыпучесть.
Материалы : прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.
Демонстрационно : Опыт с воздухом «Воздух повсюду»
Задачи : обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Материалы : воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка.
Фронтально : Опыт с лупой «Волшебное стеклышко»
Задачи : познакомить детей с прибором-помощником - лупой и ее назначением.
Материалы : лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камушки.
Индивидуально : Опыт с бумагой «Бумажный вихрь»
Задачи : знакомить детей со свойствами бумаги (плотность) .
Материалы : Кусочки тонкой цветной бумаги и цветного картона.
С семьей : Опыт с запахом «Для чего нужен нос?»
Задачи : Знакомить детей с особенностями своего организма.
Материалы : фрукты, и другие предметы с ярко выраженным запахом