Дошкольное образование во франции. Французское воспитание

В России вышла книга Памелы Друкераман «Французские дети не плюются едой» о том, как вырастить детей счастливыми и послушными без шлепков и криков

Изменить размер текста: A A

Американская журналистка Памела Друкерман поселилась в Париже вместе с мужем- англичанином. Там она родила и растит троих детей. Естественно, ей пришлось пересмотреть свой подход к воспитанию.

На первый взгляд, французские обычаи обращения с детьми довольно странные: мамы не сидят годами в декрете, в ясли детей отдают с 9 месяцев, читать учат только в школе, растят в строгости, но без единого окрика и шлепка (во Франции самые низкие показатели телесных наказаний в семье). И ребятишки вырастают спокойными и доброжелательными. Как это удается французским мамам? Об этом – остроумное исследование «Французские дети не плюются едой».

С разрешения издательства «Синдбад » публикуем главу из книги.

Кто в доме главный

Лео, наш смугленыш, все делает очень быстро. Не в том смысле, что он одаренный, нет. Просто он передвигается примерно в два раза быстрее, чем обычные люди. К двум годам у него телосложение профессионального бегуна . Он даже песенку «С днем рождения тебя!» поет очень быстро - пара секунд, и песенке конец.

Управляться с этим маленьким "торнадо" очень сложно. Когда мы с ним идем в парк, мне приходится постоянно бегать: ведь любая калитка для него – приглашение войти.

Что больше всего поражает меня в родителях- французах - их непререкаемый авторитет. (Это самое сложное из того, чему у них можно и нужно научиться.)

Многие папы и мамы настолько естественно и спокойно демонстрируют свою власть, что им нельзя не позавидовать. И дети обычно слушаются. Никуда не убегают, не перечат, не вступают в длительные переговоры с родителями. Но как французам это удается? И как мне научиться этому волшебному качеству?

Одним воскресным утром моя соседка Фредерик, с которой мы вместе гуляем в парке, видит, как я пытаюсь управиться с Лео. Раньше Фредерик работала в агентстве путешествий в Бургундии. Ей сорок с чем- то, у нее хриплый голос заядлой курильщицы и деловая манера общения. Спустя годы бюрократических проволочек она удочерила Тину - прелестную рыжеволосую малышку из русского приюта.

К моменту нашей совместной прогулки материнский стаж Фредерик равняется всего трем месяцам. Но мне уже есть чему поучиться. Кажется, сам факт того, что она француженка, дает ей понимание, что можно, а чего нельзя.

Мы с Фредерик сидим на бортике песочницы в парке, пытаемся вести разговор. Но Лео то и дело порывается выбежать за пределы детской площадки. И каждый раз я встаю, гонюсь за ним, ругаю и тащу обратно, а он орет. Меня это очень раздражает и утомляет. Поначалу Фредерик наблюдает за этим молча. А потом без капли снисхождения в голосе заявляет, что если я буду все время бегать, то мы не сможем спокойно посидеть и поговорить.

Ну да, - отвечаю я. - А что я могу сделать?

Фредерик говорит, что я должна быть с Лео построже, чтобы он понял: убегать из песочницы нельзя.

Иначе так и будешь бегать за ним до старости, а это не дело, - решительно заявляет она.

Мне беготня за ребенком представляется неизбежной. Но, по мнению Фредерик, этого вполне можно избежать.

Сомневаюсь, что у меня получится воплотить ее совет быть построже. Ведь последние двадцать минут я только и делаю, что приказываю Лео перестать убегать из песочницы. Фредерик улыбается и рекомендует вложить в мое «нет» побольше решимости - чтобы не осталось сомнений: я не шучу!

Когда Лео в следующий раз выбирается из песочницы, я говорю «нет» чуть строже, чем обычно, но он все равно уносится прочь. Встаю и тащу его обратно.

Вот видишь? - обращаюсь к Фредерик. - Это невозможно.

Фредерик снова улыбается: мол, мое «нет» было недостаточно убедительным. По ее мнению, мне не хватает уверенности, что Лео меня послушает.

Надо не кричать, а говорить убежденно.

Но я боюсь, что Лео испугается.

Не бойся, - подбадривает меня Фредерик.

Лео опять не слушается. Я начинаю чувствовать, как мое «нет» становится все более и более решительным. Я не кричу, просто голос становится тверже.

Мне кажется, что я играю роль какой- то совсем другой мамы.

Четвертая попытка. Лео подбегает к калитке, но тут случается чудо - он не открывает ее! Мой сын оглядывается и настороженно смотрит в мою сторону.

Я сдвигаю брови, всем своим видом выражая неодобрение.

Проходит еще минут десять, и Лео оставляет попытки сбежать. Теперь он спокойно играет с Тиной, Бин и Джоуи в песочнице. А мы с Фредерик болтаем, вытянув ноги.

Я поражена тем, что Лео вдруг начал воспринимать меня как «старшего по званию».

Вот видишь, - произносит Фредерик, отнюдь не злорадствуя. - Главное - выбрать правильный тон.

Непохоже, что Лео получил психологическую травму, - добавляет она.

Я смотрю на него и понимаю, что, пожалуй, впервые в жизни он начал вести себя как французский ребенок. Вообще все трое ведут себя благоразумно, я вдруг чувствую, как расслабляются мои плечи. Раньше мне никогда не удавалось расслабиться в парке. Так вот каково это - быть французской мамой!

Несмотря на приятное расслабление, чувствую себя глупо. Как все просто - почему же я с самого начала не вела себя так? Да уж, суперпродвинутая техника воспитания - просто научиться говорить «нет»! По сути Фредерик не научила меня ничему новому, просто убедила отбросить сомнения и обрести уверенность в собственной компетентности.

Фредерик уверена - если родители в хорошем настроении и могут спокойно поболтать в парке, детям от этого только лучше. И, кажется, она права. Мы сидим и разговариваем, я вижу, что Лео гораздо спокойнее, чем полчаса назад. Вместо беготни с последующим возвращением, он мило играет с другими малышами.

Жестких правил нет, - говорит она, - нужно все время менять подход.

Как жаль… Так какое еще секретное оружие помогает французам пользоваться авторитетом у своих детей? Как они добиваются уважения день за днем, ужин за ужином? А главное - как мне научиться?

Коллега- француженка дает совет: коль скоро меня интересует вопрос родительского авторитета, мне нужно поговорить с ее кузиной. Доминик, французская певица и мама троих детей, живущая в Нью- Йорке , - неофициальный эксперт по различиям между французскими и американскими родителями.

Знакомимся. Доминик 43 года, она похожа на героинь фильмов французской «новой волны»: темные волосы, изящные черты лица, выразительные глаза. Если бы я была стройнее и красивее, умела бы петь, то можно было бы сказать, что мы - зеркальное отражение друг друга: Доминик - парижанка, растит детей в Нью-Йорке; я - бывшая жительница Нью- Йорка и воспитываю детей в Париже.

Жизнь во Франции сделала меня спокойнее, теперь я менее склонна к неврозам. А Доминик, несмотря на свою чувственную красоту, заразилась нью-йоркским многословием и склонностью к самоанализу - неотъемлемой частью манхэттенской жизни. По- английски она говорит живо, хотя и с французским акцентом, часто вставляет всякие «типа» и «о, боже мой».

Она приехала в Нью- Йорк студенткой, в 22 года. Планировала полгода учить английский, потом вернуться домой. Но Нью- Йорк быстро стал для нее домом.

Здесь я чувствовала себя прекрасно, меня все вдохновляло, у меня было столько энергии! В Париже я уже давно не испытывала ничего подобного, - вспоминает она.

Выйдя замуж за американского музыканта, Доминик с первой же беременностью приняла американский подход к родительству.

Люди здесь стремятся поддержать друг друга, во Франции такого нет… Допустим, ты ждешь ребенка и занимаешься йогой - пожалуйста, вот группа йоги для беременных.

Она также стала обращать внимание на то, как в США относятся к детям. На праздновании Дня благодарения с родственниками мужа Доминик поразилась, увидев, как с появлением трехлетней девочки двадцать взрослых людей прекратили все свои разговоры и сосредоточились только на ней!

Я тогда подумала: как же это здорово, что за культура! Дети здесь словно боги, и это потрясающе. Неудивительно, что американцы так уверены в себе, так оптимистичны, а французы вечно в депрессии! Вы только посмотрите, сколько внимания - и все одному ребенку.

Со временем Доминик изменила свое мнение. Она заметила, что та самая трехлетняя девочка, ради которой в День благодарения затихли все разговоры, похоже, отрастила непомерное чувство собственной значимости.

Эта девочка начала действовать мне на нервы, и я решила: все, хватит.

Малышка всегда считала: раз она здесь, все должны обращать внимание только на нее.

Сомнения Доминик усилились, когда она услышала, как малыши в детском саду, куда ходили ее дети (сейчас им 11, 8 и 2), реагируют на указания воспитателей: «Ты мне не босс».

Во Франции такого никогда не услышишь, никогда!

А когда их с мужем приглашали в гости американские пары с маленькими детьми, готовила обычно Доминик - хозяева были слишком заняты, пытаясь уложить детей спать.

Вместо того чтобы строго сказать: «Хватит, детям пора спать, это взрослое время, наше время, которое мы хотим провести со своими друзьями»…

В общем, как ты понимаешь, так никто не говорил. Не знаю почему, но в Америке никто так не говорит. Они просто не умеют. Они выполняют все желания детей, как прислуга, и все. Смотрю на это, и у меня слов не хватает.

Доминик все еще обожает Нью-Йорк и считает американские сады и школы лучше французских. Но что касается воспитания, она все больше склонна возвратиться к французской традиции с ее строгими правилами и ограничениями.

Французские методы порой слишком строги, не отрицаю. Французы могли бы быть с детьми и помягче, подружелюбнее, - говорит она. - Но американцы довели все до абсурда. Воспитывают детей так, будто те - короли мира!

Мне сложно спорить с ней. Ведь я прекрасно помню ужины в День благодарения. Американские родители, и я в том числе, почему- то теряются, когда требуется показать, «кто в доме главный».

Чисто теоретически мы знаем, что детям нужны границы. В нашей теории воспитания тоже есть такая аксиома. Однако на практике часто неясно, где проходят эти границы, а порой нам кажется, что устанавливать их как- то неловко.

Я лучше вообще не буду на нее сердиться, чем потом мучиться чувством вины из- за того, что рассердилась, - оправдывает плохое поведение своей трехлетней дочери бывшая сокурсница Саймона.

Одна моя подруга призналась, что трехлетний сын ее укусил. Но ей было совестно его отчитывать, зная что он наверняка заплачет. Она предпочла забыть о случившемся.

Многие родители боятся излишней строгостью сломать свободолюбивый дух своих чад . Одна американская мамочка, приехав к нам в гости, пришла в ужас, увидев в нашей квартире манеж. Оказывается, в Штатах считается, что манежи ограничивают развитие. (Мы этого не знали - в Париже ими пользуются все.)

Знакомая с Лонг- Айленда рассказывает о своем невоспитанном племяннике, чьи родители, по ее мнению, слишком много ему позволяли. Однако он вырос и стал главой отделения онкологии одного из крупнейших американских медицинских центров - а был невыносимым ребенком!

Думаю, если ребенок умен, но при этом неуправляем, с возрастом он ощутит больше свободы для развития, - говорит она.

Очень сложно понять, где они, эти границы. Что, если я заставляю Лео сидеть в манеже, а он из- за этого в один прекрасный день не изобретет лекарство от рака? Где кончается свобода самовыражения и начинается обычное хулиганство? Если я разрешаю своим малышам останавливаться и разглядывать крышки люков на тротуаре, значит ли это, что я им потакаю. Или так развивается любознательность?

Многие мои знакомые (не французы) застряли где- то посредине и пытаются быть для своих детей одновременно и музами, и диктаторами. В результате такого подхода они бесконечно торгуются со своими детьми.

Сталкиваюсь с этим впервые, когда Бин исполняется три года. Новое правило нашего дома гласит, что ей можно 45 минут в день смотреть телевизор. В один прекрасный день она просит посмотреть подольше.

Нет. На сегодня хватит, - отвечаю я.

Но ведь когда я была маленькой, я совсем не смотрела телевизор, - возражает она.

Как и в нашей семье, во многих домах существует хотя бы несколько запретов. Но теорий воспитания так много, а есть родители, которые вообще против дисциплины.

Знакомлюсь с одной такой мамочкой во время очередной поездки домой.

Лиз - дизайнер, ей тридцать пять или около того, а ее дочке Руби - пять. Лиз без запинки называет авторов, сформировавших ее взгляды на воспитание: педиатр Уильям Сирз, писатель Элфи Кон и бихевиорист Б. Ф. Скиннер. Когда Руби хулиганит, Лиз с мужем пытаются объяснить девочке, что она делает неправильно с точки зрения морали.

Мы стремимся избавиться от нежелательного поведения, не напирая на родительский авторитет, - говорит Лиз. - Я стараюсь не сдерживать ее физически лишь потому, что я сильнее. Стараюсь не пользоваться тем, что распоряжаюсь деньгами: «это я тебе куплю, а это не куплю».

Меня впечатляет то, как продуманно и старательно Лиз отнеслась к созданию собственного метода в воспитании. Она не просто приняла на веру чьи-то правила, а тщательно проанализировав работы нескольких экспертов, вывела собственный гибрид. По ее словам, изобретенный ею новый метод воспитания - просто революционный скачок вперед по сравнению с тем, как воспитывали ее.

Но за все нужно платить. Лиз говорит, что ее эклектичные методы, а также нежелание слышать критику в свой адрес настроили против нее многих соседей, сверстников и даже ее собственных родителей.

Бабушка с дедушкой в шоке от того, как она воспитывает Руби, и в открытую не одобряют этого, поэтому Лиз больше не обсуждает с ними эту тему. Когда они приходят в гости, атмосфера накаляется, особенно если Руби начинает безобразничать.

Тем не менее Лиз с мужем не отступают от своего намерения вовсе не пользоваться родительским авторитетом. В последнее время Руби начала их бить. Когда это происходит, они усаживают ее и спокойно объясняют, почему бить людей плохо. Но рациональное общение с самыми лучшими намерениями, похоже, не помогает.

Она все еще нас бьет, - признается Лиз.

В сравнении с этим Франция кажется другой планетой. Даже родители богемных кругов бравируют своей строгостью, ни у кого не возникает сомнений, кто стоит на вершине семейной иерархии. В стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет.

И это парадокс, - признает Джудит из Бретани , специалист по истории искусств и мама троих детей.

Джудит утверждает, что в политике она отрицает любые авторитеты, однако, когда речь заходит о воспитании, она - главная, и точка.

Сначала родители, потом дети, - так она определяет семейную иерархию. - Во Франции, - поясняет Джудит, - нет такого понятия, как разделение власти с детьми.

Во французских СМИ и среди старшего поколения часто обсуждают тему синдрома «ребенка- царька». Но, общаясь с парижанами, я всегда слышу только одно: «C’est moi qui decide» («Здесь решаю я»). Есть более категоричная версия: «C’est moi qui commande» («Здесь командую я»). По словам родителей, эти фразы напоминают детям, да и самим родителям о том, «кто в доме хозяин».

Американцам такая иерархия может показаться тиранией. Американка Робин замужем за французом, живет в пригороде Парижа. У нее двое детей: Эдриен и Леа. За семейным ужином в своей квартире она однажды рассказывает о том, как повела Эдриена к педиатру, когда тот был совсем маленьким. Эдриен плакал и отказывался вставать на весы, тогда Робин присела с ним рядом и принялась его уговаривать. Но тут вмешался доктор.

Не надо ничего ему объяснять, - произнес он. - Просто скажите: «Так надо. Ты встанешь на весы, и это не обсуждается».

Робин была в шоке. Потом она нашла другого педиатра - этот ей показался уж очень суровым. Марк, муж Робин, послушав ее рассказ, бросился возражать:

Нет, он не так сказал!

Марк - профессиональный игрок в гольф, вырос в Париже. Он относится к тому типу французских родителей, кому без усилий удается внушить детям уважение. Я успела заметить, как внимательно слушают его малыши, когда он с ними разговаривает, и мгновенно реагируют.

Так вот, Марк не считал, что врач нахально раскомандовался. Напротив, по его мнению, доктор помог Эдриену, показав, как вести себя воспитанно. Тот случай Марк вспоминает совсем по- другому:

Он сказал, что ты должна вести себя более уверенно, взять ребенка и поставить его на весы… Если предоставить ребенку выбор, он растеряется. Нужно показать ему, что делать. Внушить, что принято делать так, это не хорошо и не плохо - просто так надо.

Это такая простая вещь, но с нее все и начинается, - добавляет Марк. - Некоторые вещи не нужно объяснять. Ребенок должен взвеситься, поэтому мы берем ребенка и ставим на весы. И точка. Точка!

То, что Эдриену урок не понравился, тоже пошло ему на пользу.

В жизни есть не слишком приятные вещи, но их все равно надо делать, - пожимает плечами Марк. - Нельзя делать лишь то, что любишь, и то, что хочешь.

Когда я спрашиваю Марка, откуда у него такая уверенность в себе, становится понятно, что она дается ему не так легко. Ему пришлось приложить много усилий, чтобы установить подобный стиль общения с детьми. Родительский авторитет - то, о чем он очень много думает и считает главным. Марк старается заслужить уважение своих детей, потому что убежден: дети сами ощущают себя увереннее, если их родители уверены в себе.

Я бы предпочел, чтобы мои родители были лидерами, указывали мне дорогу, - рассуждает он. - Ребенок должен чувствовать, что у его мамы или папы все под контролем.

Это как на лошади, - встревает Эдриен, которому уже девять лет.

Хорошее сравнение! - соглашается Робинн.

Во Франции есть поговорка, - продолжает Марк, - «Проще ослабить болт, чем закрутить». То есть нужно быть очень жестким. Если ты тверд, то сможешь и расслабиться. Но если слаб… «закрутить болт», то есть стать сильнее, будет очень сложно.

По сути, Марк описал систему ограничений, которую родители во Франции выстраивают для своих детей с первых лет жизни. Важным кирпичиком в ней является право родителей время от времени сказать: «Вставай на весы, и точка». Американцы вроде меня принимают как должное, если им приходится весь день гоняться за детьми по парку или укладывать их спать полвечера, хотя на ужин пришли гости. Это раздражает, но воспринимается уже как норма. Но для французов жизнь с «ребенком- королем» означает огромный дисбаланс в семье. Они считают, что это никому не на пользу. Повседневная жизнь и для родителей, и для детей становится лишенной удовольствия. Создание системы ограничений, cadre, требует больших усилий, однако альтернатива неприемлема. Французы понимают: четкие границы - единственное, что избавляет их от двухчасовых уговоров лечь спать.

Возможно, кто- то считает, что, если у тебя есть дети, ты уже не можешь распоряжаться своим временем, - говорит Марк. - Но дети должны понимать, что не являются центром внимания. Что мир не крутится вокруг них. Как же родителям удается выстроить эту систему?

Процесс ее создания кому- то может показаться жестким. Но тут дело не только в умении говорить «нет» и в насаждении собственным авторитетом. Родителям во Франции удается очертить границы просто потому, что они постоянно о них говорят. То есть тратят действительно много времени, объясняя детям, что можно, а что нет. Все эти разговоры выстраивают систему ограничений. Дети начинают ощущать ее почти физически - так хороший мим способен убедить человека, что перед ним действительно стена.

Постоянное напоминание о границах дозволенного происходит в очень вежливой форме. Родители часто говорят «пожалуйста», даже обращаясь к младенцам. (С младенцами тоже надо говорить вежливо, ведь они понимают, о чем идет речь). Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь/не имеешь право».

«Не бей Жюля, - говорят они. - Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей.

И если ребенок не имеет права делать одно, у него есть право делать что- то другое. Есть даже песенка, которую знают все малыши: «Oh la la, on a pas le droit de faire ca!» («О- ля- ля, мы не имеем права так делать!»)

Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, - «не одобряю».

«Я не одобряю, когда ты швыряешься горошком», - мамы произносят это серьезным тоном, глядя ребенку в глаза. «Не одобряю» несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом родители показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом допускается, что у малыша может быть свое мнение по поводу разбрасывания горошка - пусть родители от него и не в восторге. То есть такое поведение воспринимается как сознательный выбор - и соответственно ребенок так же сознательно способен от него отказаться.

Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того, чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе правил.

Я наблюдала эту систему в действии в яслях, присутствуя на обеде для полуторагодовалых малышей (шикарный обед из четырех блюд). Шестеро карапузов в одинаковых розовых слюнявчиках из махровой ткани сидели за прямоугольным столом под присмотром Анны- Мари. В комнате царила атмосфера полной безмятежности. Анна- Мари рассказывала о каждом из блюд и объявляла, что будет дальше. При этом она пристально следила за действиями своих воспитанников и, не повышая голоса, комментировала их небольшие промахи.

Doucement… тихо, ложкой мы так не делаем, - обращается она к мальчику, который начал бить по столуложкой.

Нет, нет, сыр не трогаем, его едим потом, - велит она другому малышу.

Разговаривая с ребенком, она всегда смотрит ему в глаза. Не всегда родители и воспитатели прибегают к столь тщательному контролю. Но я обратила внимание, что они часто делают это именно во время еды - за столом много правил, много мелких действий, и если что- то пойдет не так, это может привести к хаосу. На протяжении всего 30-минутного обеда Анна-Мари непрерывно разговаривает с детьми и поправляет их.

К концу обеда лица малышей перепачканы едой - зато на полу лишь пара крошек.

Марк, Анна-Мари - французские родители и воспитатели внушают уважение, но при этом не выглядят диктаторами. Они не стремятся вырастить детей послушными роботами. Напротив, они прислушиваются к малышам и постоянно с ними разговаривают. Самые авторитетные родители среди моих знакомых говорят с детьми на равных, а не как хозяева с подчиненными.

Когда что- то запрещаешь, всегда нужно объяснять причину, - говорит Анна-Мари.

Когда я спрашиваю французов о том, какими бы они хотели видеть своих детей, большинство отвечает: чтобы были уверены в себе и нашли свое место в мире. Они желают, чтобы у их малышей был собственный вкус и мнение.

Французы даже начинают беспокоиться, если дети слишком послушны. Им важно, чтобы дети проявляли характер. Но они верят, что достичь этого можно лишь в том случае, если дети уважают границы и умеют владеть собой. Поэтому одного характера мало: должна быть еще и система ограничений.

Книга Памелы Друкерман "Французские дети не плюются едой" очень быстро стала популярной среди родителей и в то же время вызвала множество неоднозначных эмоций и отзывов.

4mama делится с вами мнениями мам, которым есть что рассказать о книге «Французские дети не плюются едой».

Ирина Мельник

Книга "Французские дети не плюются едой" помогла мне осознать, что я "нормальная" женщина, мама.

Меня всегда интересовало, почему я не такая, как все мамы, которые полностью поглощены заботами о малыше, при этом свои потребности/интересы/желания ставят на последнее место. Почему вопрос отношений с мужем уходит на 10-й план, ведь в приоритете малыш...

Прочитав эту книгу, я поняла, что я типичная европейская мама. Не американская и не постсоветского формата, когда после появления малыша есть только он, а потом уже всё остальное.

По советам, которые в книге: сон, еда... У меня интуитивно все было именно так. Я не бежала к ребенку по первому крику, Тимур с огромным удовольствием до сих пор ест брокколи и другие полезные овощи/фрукты без запихивания и т.д. :)

Для меня, как и написано в книге, очень важно в первую очередь чувcтвовать, что я есть у себя, что меня любит мой муж, и что мой ребенок счастлив от общения со мной. Даже если при этом у нас нет 5 блюд на выбор.

Книга четко описывает мое состояние и дает понимание, что я нормальная, любящая и хорошая мама!

Мария Писарева

В целом, книга "Французские дети не плюются едой" вызвала у меня совершенно нейтральные эмоции. С какими-то моментами я была категорически не согласна, какие-то методы почерпнула, но рекомендовать к прочтению вряд ли буду.

Я не из тех мам, которые дают детям "проораться", чтобы те научились засыпать самостоятельно, меня этот метод реально вводит в ступор. А у французов такое практикуется достаточно часто - такие истории слышала от нашего педиатра, которая работает с европейцами. В книге часто поднимается вопрос границ: ребенок должен знать границы дозволенного, он должен знать, как вести себя в определенных ситуациях. Все верно, но всему свое время.

Я не подстраиваю ребенка под свою жизнь на 100%: это значит, что для встречи с друзьями я скорее выберу ресторан с детской комнатой, где ребенку будет комфортно играть, чем заведение, где из детских атрибутов будет лишь стульчик для кормления.

На курортах европейцы частенько гуляют поздно вечером с детьми 2-3 лет, которые спят в колясках. И вроде бы не придерешься - ну спит себе ребенок и все... Но себя в данной ситуации я представить не могу: у ребенка есть режим дня, потребности в комфортных условиях и его точно не волнует мое желание погулять ночью.

Надежда

Название, безусловно, интригует всех мам и даже тех, кто планирует ими стать - это уже отличное достижения для книги. Я же решила прочесть ее по рекомендации подруги, будучи беременной, надеясь, что после этого мой ребенок, конечно же, не будет плеваться едой, будет сразу спать всю ночь, с года научится ходить на горшок и будет просто ангелом (по этой схеме минимум лет в семь он должен уже и диссертацию защитить). В принципе не странно, что этого не случилось. Но обо всем по порядку.

Книга интересная, написана доступным языком, есть над чем посмеяться и о чем подумать. Это скорее повесть, роман, но никак не пошаговое руководство к действию. Здесь и сравнение европейской «свободной» системы воспитания с американской «детоцентричной», обсуждение очень болезненных для всех мам вопросов совместного сна, длительности грудного вскармливания, яслей и садов, свободы для ребенка. Больше всего мне понравились смешные зарисовки из жизни обычной американской мамы (автора книги), которая попала в необычную для себя среду обитания. Казусы, которые при этом возникают, очень меня веселили, вплоть до громкого смеха.

Французская методика гласит: французские дети хорошо спят, не отказываются от полезной еды в виде кабачка, тыквы, не капризничают и не допекают своих родителей.

«Родители тоже люди, а в нашем обществе принято думать, что дети во главе всего – такое отношение к детям неправильное», — именно так мыслят французские мамы. В последнее время набирает обороты методика воспитания Памелы Друкерман – журналиста во Франции, писательницы и мамы 3 детей. Она вывела для себя основные пункты воспитания и описала их в книге «Французские дети не плюются едой». С этими принципами вы можете не согласиться, но, доказано многими мамами, что они значительно облегчают жизнь.

Принципы воспитания

Ребенок – не центр Вселенной

Первый принцип французского воспитания гласит: новорожденный не является центром Вселенной. Это обычный ребенок, который должен подстроиться под график дня своих родителей. Как мы знаем, происходит наоборот.

Беременность – не запрет

Во Франции беременность не является запретом для употребления вредных продуктов – жареных, соленых, суши, сладостей, а также алкоголя в умеренных количествах и курения. Вы спокойно можете предложить французской беременной бокал , и она вряд ли откажется.

Грудное вскармливание

Кормление ночью

С 4 месяцев нужно в обязательном порядке приучать ребенка к ночному сну без перерывов на кормление. Правило, которое не должно нарушаться – родители обязаны высыпаться!

Питание по графику

Кормить ребенка нужно исключительно по . Кормление происходит в определенные часы и начинается оно с овощей (речь идет о более взрослом ребенке, который перешел на общий стол).

Святое правило

После 9 вечера – время родителей! Мама и папа ужинают, занимаются сексом, общаются – без присутствия ребенка.

Мнение молодых мам

Оксана, 27 лет: «Книгу о французском воспитании детей я прочитала, будучи беременной. Представляла – как буду применять принципы воспитания на практике. По факту – не получилось. Тяжело отказать ребенку. Сейчас сыну один год и я начала практиковать метод «подожди». Когда я готовлю кушать – ребенок ждет, когда я занята и не могу подойти к нему – он ждет».

Маша, 30 лет: «У меня частично работает метод питания, с перекусами. Я – противник отлучения ребенка от груди в 3 месяца, так как молоко матери содержит иммуноглобулины, витамины, полезные вещества, защищающие от инфекций».

Татьяна, 29 лет : «Воспитываю сына по методу французов. Убеждена – ребенок не является центром Вселенной. Я не готова всю жизнь посвятить мужу, семье, детям. Я хочу развиваться и состояться в карьере».

Марина, 35 лет: «Я – ленивая мама. Считаю, что детей нужно воспитывать по французскому методу. Тогда они быстрее станут самостоятельными. Как только женщина забывает о себе и о своем муже, ее дети становятся несчастными».

Тамара, 27 лет: «Я против системы: ты мне ничего не должен, я тебе ничего не должна. Я не хочу в старости остаться одна».

Течение беременности

Во Франции считают, что беременная женщина всегда остается женщиной. Она не огранивать себя должна, а надевать красивое белье, пить кофе с молоком (если ей хочется), гулять, работать, ходить на каблуках. Беременность и ребенок – это не самые важные события в жизни. Мама должна быть красивой, с вымытой головой, с любимым мужем рядом, с карьерой и т.д.

О кофе во время беременности….врачи-педиатры категорически не рекомендуют беременной женщине употреблять более 1 чашки кофе в день. Кофеин повышает тонус сосудов плаценты. Как следствие – возникает гипоксия плода.

По поводу каблуков – от них после 5 месяца беременности нужно отказаться. В это время центр тяжести смещается, и у женщины могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Что касается алкоголя и курения – это запрещено!

Грудное вскармливание

Чем дольше вы будете кормить грудью – тем лучше вы себя будете чувствовать как мать. У нас принято жертвовать своим здоровьем, собой во имя ребенка. Во Франции женщины в 3-6 месяцев ребенка выходят на работу, поэтому им неудобно кормить ребенка так долго. К тому же, женщины в Европе предпочитают строить карьеру, а не заниматься материнством, как в нашем обществе.

По результатам иммунограммы, дети на искусственном вскармливании и на грудном – болеют одинаково. Как видно, закладывается у детей одинаково.

К тому же, если женщина хочет самостоятельно отказаться от грудного вскармливания – она имеет право это сделать.

Кормление по режиму

Дети должны кушать 4 раза в день, кушать в перерывах между кормлениями – не нужно. Но, дети – наша копия. И если вы перекусываете между едой, то и ребенок будет делать также. Но! Французы говорят: «Ваша работа – научить ребенка подождать! Это называется «выдержать паузу». Ребенок не должен становится центром ни вашей Вселенной, ни какой-либо другой».

Французские матери считают, что дети обязаны понимать: чтобы что-то получить – нужно подождать и набраться терпения. Если родители сказали «нет», это означает «нет». Даже, если речь идет о еде – у всех детей есть завтрак, обед, ужин и этого распорядка нужно придерживаться.

Важно! Требуете что-то от своего ребенка, соответствуйте – соблюдайте правила и законы, которые вы устанавливаете.

Кстати, во Франции нет детского меню – дети едят тоже, что и взрослые.

Французы говорят своим детям: ты можешь не есть этот продукт, но обязан попробовать небольшое количество.

Ночной сон

У детей также, как и взрослых – есть фазы сна. 3 часа человек спит, затем просыпается. Ребенок не умеет переходить из одной фазы сна в другую. Поэтому, если вы будете постоянно брать на руки ребенка, когда он хнычет, — будете мучиться со крохи. Хотите ночью спать – не стоит брать на руки малыша, когда он пошевелился ночью, всплакнул и т.д. Помните – ребенок должен подстраиваться под ваш график, а не командовать вами.

Итак, у вас есть выбор – бессонные ночи, измученный вид, ребенок – центр всего, проблемы с мужем, отсутствие карьеры или же французская методика воспитания.

Именно французским воспитателям доверяли своих детей русские дворяне, надеясь увидеть в собственном ребенке утонченность вкуса, изысканность манер, умение вести беседу в сочетании обширными знаниями – пусть понемногу, но обо всем. Что же стоит за этим красивым, но во многом литературным образом, насколько он соответствует реальности?

Работающая или неработающая мама?

Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки не сидят с детьми дома, они предпочитают работать и делают это по многим причинам.

Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии.

Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать, кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т.д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: "Мама, ты не работаешь, потому что больна?"

Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускают в столовую и они должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно. Французская мама не выходит на работу чаще всего в тех случаях, когда в семье появляется второй ребенок и особенно, когда рождается третий. Тогда женщина заботится о малышах сама. Занятия с малышами французских мам мало чем отличаются от занятий с малышами русских женщин: они вместе с ребенком разглядывают картинки в книжках, показывают предметы и объясняют, как они называются и для чего служат, играют в кубики, собирают пирамидки, смотрят мультфильмы.

Французская система образования

Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков: начальная, средняя и старшая школы, последняя ступень - это высшая школа (университет). Также как и в современной России наряду с бесплатными общедоступными учебными заведениями, которые контролируются государством, во Франции существуют и частные учебные заведения, которые, как правило, находятся в ведении негосударственных или религиозных организаций и являются платными. Условия пребывания как в государственных, так и в частных заведениях часто зависят от того, где именно они расположены, ведь небольшая Франция делится на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь подразделяются на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну, поэтому в каждом индивидуальном случае нужно обращаться в органы местного управления или непосредственно к директорам яслей, детских садов и школ. Коммуны - это единицы местного управления, которые управляются коммунальным советом (он избирается прямым голосованием) и мэром, которого выбирают члены этого коммунального совета. В обязанности совета входит принятие местного бюджета, определение размера местных налогов, решение различных проблем в коммуне.

Дошкольное воспитание: с грудного возраста

Во Франции, как и в большинстве стран, считается, что прежде чем отдавать ребенка в школу, его необходимо сначала подготовить к ней. Подготовка эта осуществляется в яслях и детских садиках. Современные французские ясли готовы принимать на воспитание детей, едва достигших трехмесячного возраста. Традиция отдавать малыша на воспитание чуть ли не с самого его рождения существует во Франции с давних времен. Не успевал младенец появиться на свет, как его немедленно отправляли в какую-нибудь деревню, где малыш рос и воспитывался до двух-трех лет, или же с двухнедельного возраста ребенка определяли в специальные заведения для грудных детей, так называемые "creche" (ясли), где ребенок проводил целый день до вечера, пока за ним не приходили родители. Ясли малыш посещал тоже приблизительно до двух-трех лет.

Сейчас во французские "creche" берут детей совершенно разного возраста, все зависит от условий конкретных яслей. Французские государственные ясли - "creche collective" открыты, как правило, с понедельника по пятницу. Бытовые вопросы в яслях решаются следующим образом. Для самых маленьких воспитанников - грудничков - родители должны каждый день приносить специальное молоко или смесь, которым нянечки и воспитатели будут кормить малыша. Уравниловка здесь не допускается, поскольку питание для таких крох врач подбирает индивидуально для каждого ребенка. Дети постарше получают другое молоко, оно есть в яслях и приносить его из дома не нужно. Кроме молока или смеси, родители должны сами обеспечить своему малышу необходимое количество подгузников на день, хотя в некоторых яслях подгузники даже выдают.

Детей в яслях кормят столько раз в день, сколько полагается для их возраста, самые маленькие получают молоко или смесь каждые 2-3 часа, в зависимости от индивидуального графика, которого неуклонно придерживаются воспитатели. Детишки от года получают в яслях питание дважды: около полудня - обед, в четыре часа вечера - полдник, а завтракают и ужинают дома. Во многих "creche collective" есть своя кухня, так что пищу малыши получают самую свежую, только что приготовленную - каши, пюре, фрукты. Спят малыши тоже в то время, в какое привыкли, никто не станет укладывать ребенка спать, если он привык в это время бодрствовать.

Индивидуальное отношение к каждому малышу - отличительная черта французских яслей. Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Несмотря на это, отношение к дисциплине очень серьезное, французские дети с пеленок усваивают, что драться нехорошо, нельзя капризничать, нужно слушаться старших и выполнять требования воспитателей. Обычно в группе из 10-18 детей работает сразу 4 воспитателя - они играют с малышами в развивающие игры, разучивают с ними песенки, читают сказки, занимаются лепкой, музыкой и рисованием.

В холодное время года в некоторых яслях отменяют прогулки с детьми, обычно это происходит в конце октября. Места для прогулок в яслях оборудованы всем необходимым, чтобы малыши могли вволю побегать, покачаться на качелях, покататься с горки, поиграть. Кроме того, маленького ребенка можно устроить на половину дня в ясли-сад, который называется во Франции "halte-garderie" . Это государственная структура. Малыш будет проводить там всего несколько часов два-три раза в неделю или каждый день (это зависит от конкретного сада). Оплата услуг "halte-garderie" зависит от финансового положения семьи. Сумму определяет специальная комиссия на основании представленных семьей документов о доходах.

Небольшой нюанс: право отдать ребенка в государственные ясли имеют только те семьи, где оба родителя работают или учатся, и этот факт нужно подтвердить специальной справкой с места работы или учебы. Считается, что если один из родителей ребенка не работает и не учится, то он и должен сидеть с малышом. Если один из родителей не работает, но находится в поиске работы, ребенка могут принять в ясли на три месяца. По окончании этого срока ситуация должна быть пересмотрена. Если родитель за это время не смог найти работу и сможет документально подтвердить, что активно занимается ее поисками (разосланные резюме, ответы работодателей и т.д.), то срок пребывания малыша в яслях может быть продлен. Получить место в государственных яслях не так-то просто. Порой женщины вынуждены вставать в очередь, находясь еще только на шестом-седьмом месяце беременности. Наряду с государственными яслями существуют и частные, но за них приходится довольно много платить.

Ясли или няня?

Помимо "creche collective" во Франции существуют ассоциации нянь - "creche familiale". Условия нахождения ребенка при няне из "creche familiale" зависят от правил конкретной ассоциации. Обычно в группу к одной няне набирают двух или трех малышей. Родители имеют право предварительно пообщаться с потенциальными нянями, чтобы выбрать наиболее подходящую, на свой взгляд, и понравившуюся им. В оплату услуг няни из "creche familiale" входит двухразовое питание ребенка, так же как и в яслях - обед и полдник. Когда няня уходит в отпуск или берет больничный, другая няня из ассоциации заменяет ее. Некоторые родители пользуются услугами частных нянь, их список можно получить в специальной организации, которая называется "Relais des assistantes maternelles" или прямо в мэрии. Для работы няне необходимо иметь лицензию, которую она получает после окончания специальных курсов. Обычно такая няня присматривает за тремя-четырьмя детьми у себя дома, при этом дети могут не подходить друг другу по возрасту. Большой минус в том, что если няня заболевает или уезжает в отпуск, то заменить ее некому, и родителям приходится придумывать различные варианты, чтобы пристроить куда-то своего малыша, если нет возможности остаться с ним дома.

Детский сад по-французски

В современные французские детские садики - "ecole maternelle" принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. Часто в детских садах дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник. Родители в этих случаях дают ребенку с собой "сухой паек": чипсы, вареные яйца, бутерброды, листья салата, сыр, фрукты, соки и компоты. Обучение в "ecole maternelle" пользуется огромной популярностью во Франции, хотя обязательным не является.

Большинство детских садиков во Франции не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами. Дело в том, что во Франции традиционно среда - день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий с ними катехизисом в тех семьях, где родители считали это необходимым. Традиция сохранилась и по сей день, так что по средам дети из религиозных семей изучают Библию, а нерелигиозные семьи водят малышей в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки. Для детей, чьи родители работают по средам и не имеют возможности отпрашиваться каждую неделю с работы, существуют специальные центры досуга ("centre de loisir"), они бывают как при школах, так и сами по себе, как правило, являются государственными, финансируются из местного бюджета, но и сами зарабатывают деньги. Они работают по средам и в дни школьных каникул. Во многих таких досуговых центрах даже существует "тихий час", хотя родителей всегда спрашивают, желаюют ли они, чтобы ребенка днем укладывали спать. После детского садика, в возрасте шести лет ребенок поступает в начальную школу и учится в ней в течение пяти лет. Так же как и в России, у детей в начальной французской школе, как правило, один учитель по всем предметам.

Таким образом, посмотрев на воспитание маленьких французов изнутри, возможно расхожие литературные ассоциации с изысканным и модным французским воспитанием обретут реальное содержание.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!