Дидактические игры в логопедической работе. Подвижные игры по лексическим темам в средней группе

Лексическая тема «Обувь»

Цель:
1.Расширять и активизировать словарь по теме.
2.Учить правильно называть детали обуви.
3.Упражнять в образовании относительных прилагательных.
4.Упражнять в образовании множественного числа существительных.
5.Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных.
6.Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже с предлогом.
7.Упражнять в согласовании существительных с числительными.
8.Формировать слоговую структуру слов.

Ход занятия.

1.Дидактическое упражнение «Без ошибки повтори, ничего не пропусти»

Повторить слова в том же порядке:
Туфли –тапки – сапоги – ботинки
Валенки – сандалики –туфли – сапоги
Дети, как назовём эти предметы одним словом? -ОБУВЬ.

2.Дети, скажите, для чего нам нужна обувь? (Чтобы обувать на ноги)

В каком магазине мы покупаем обувь? (в ОБУВНОМ магазине)
В обувном магазине на полках стоит много разной обуви.
Упражнение «Договори словечко»
Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ.
Если обувь для лета, то она –
Если обувь для дома, то она –
Если обувь для спорта, то она –
Если обувь для праздника, то она –
Обувь для женщин –
Обувь для мужчин –
Обувь для детей –

3. Скажите, дети, какая обувь нужна для зимы?

(тёплая, закрытая, зимняя, высокая)
Почему зимой нужно носить такую обувь?
Из каких материалов делают зимнюю обувь?
Какую обувь мы носим летом? (лёгкую, открытую, летнюю) Почему?
Упражнение «Образуй словечко»
Если обувь из кожи, то она КОЖАНАЯ.
Если обувь из меха, то она МЕХОВАЯ.
Если обувь из резины, то она РЕЗИНОВАЯ.
Если обувь из шерсти, то она ШЕРСТЯНАЯ
В какую погоду нужно носить валенки, почему?

4. Рассматривание и называние деталей обуви.

Дети, давайте сравним зимние сапоги и зимние ботинки.
В чём удобнее ходить по глубоким сугробам, почему?

Сравниваем туфли и кроссовки.
Сравниваем ботинки и сандалики
У ботинка есть застёжка и у сандалика есть застёжка.
У ботинка есть каблук, а у сандалика нет каблука.
У ботинка есть пятка, а у сандалика нет пятки.
У ботинка есть голенище,а у сандалика нет голенища.
Ботинки кожаные и сандалики кожаные.
Ботинки закрытые, а сандалики открытые.
Ботинки тёплые, зимние, а сандалики лёгкие, летние.

5.Пальчиковая гимнастика «БОТИНКИ»

Всюду, всюду мы вдвоём Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.
Неразлучные идём.
Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали.
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

6.Упражнение «Назовём ласково» свою любимую обувь.
Сапоги – сапожки.
Валенки -
Туфли –
Тапки –
Ботинки –
Кроссовки –

7.Расскажите, дети, как надо ухаживать за обувью, чтобы она была в порядке? (дети повторяют глаголы)

Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать.
Кто чинит обувь? (сапожник)
Куда мы пойдём, если обувь надо починить? (в сапожную мастерскую)

Исправьте меня:
Сапожнику принесли в ремонт (дети повторяют фразу полностью)
Туфли БЕЗ (подошва)
Сапоги БЕЗ (молния)
Тапки БЕЗ (пятка)
Сандалии БЕЗ (ремешок)
Ботинки БЕЗ (язык)
Кроссовки БЕЗ (шнурок)

8.Беседа о многозначности слова ЯЗЫК с использованием картинок и предметов.
Мальчик – озорник показал тебе ЯЗЫК, и ботинок – озорник тоже высунул
ЯЗЫК.

9.Задание: вставь пропущенное слово (предлог) и договори правильно.

Тапки стоят … (кровать)
Туфли лежат…(коробка)
Сапоги стоят …(тумбочка)
Ботинки сохнут… (батарея)
Мы вытащим туфли …(коробки)
Мы достанем сапоги…(тумбочки)
Мы снимем ботинки…(батарея)

10. «Давайте посчитаем» 1-5:
Сапог, валенок, тапок.

11. «Научись говорить правильно»

Когда мы приходим домой, то РАЗУВАЕМСЯ.
Когда мы идем гулять, то ОБУВАЕМСЯ.
В детском саду мы ПЕРЕОБУВАЕМСЯ (значит снимаем грязную обувь и обуваемся в чистую)

12. Повторяй предложения.

Мама чистит туфли щёткой.
Коля моет сапоги водой.
Вова завязывает шнурки на ботинках.
Дети сушат сапоги у батареи.
Мама купила в магазине удобные ботинки.
У Витиного ботинка порвался шнурок.
Собака Дружок приносит Коле домашние тапочки.
Сапожник починил каблуки на маминых туфлях.
От папиного ботинка оторвался язык.
Коля вставил в кроссовки новые шнурки.
В детском саду нужно переобуваться в чистую обувь

юлия умарова
Подвижные игры по лексическим темам в средней группе

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

(СРЕДНЯЯ ГРУППА )

Воспитатель : Умарова Ю. В.

СЕНТЯБРЬ

Тема : ТРАНСПОРТ

Подвижная игра «Самолёты»

Цель : учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту» , показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать» . Воспитатель говорит : «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук : «Р-р-р» . После сигнала воспитателя : «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя : «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Поезд»

Цель : учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга) . Первый – «паровоз» , остальные – «вагоны» . Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Тема : «МОИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ»

Подвижная игра :«Прокати мяч в ворота»

Цель : Воспитывать внимание, ловкость, быстроту реакции. Ход игры : Играющие становятся в 3-4 колонны и расставляют ноги на ширине плеч. Руки кладут за спину. По команде «Кати» задние катят мяч между ногами вперед. Передние, получив мяч, бегут назад и становятся последними в конце колонны. Выигрывает та колонна , которая удачно прокатила мяч.

Малоподвижная игра : «Найдем зайчонка»

Цель : Отдых после физической нагрузки.

Ход игры : Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет зайчика. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут зайчика. Тот, кто нашел, поднимает его вверх, игра повторяется снова.

Тема : «ОСЕНЬ, ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРОСИМ!»

Подвижная игра «Осень в гости к нам пришла и с собою принесла»

Цель : развивать внимание, память, учить ориентированию в пространстве, учить применять новые знания на практике, развивать творческие способности, способствовать воспитанию умения играть вместе.

Количество игроков не ограничено. Игру можно проводить как в помещении, так и на игровой площадке на участке. Перед игрой детям объяснить правила игры . Дети свободно двигаются по пространству (группе , участку) и слушают команды. По команде выполняют движения. Перед игрой педагог демонстрирует движения на каждую команду. Можно отрабатывать две команды в начале игры и постепенно вводить другие команды, усложняя игру.

Команды :

«Листочки» - присесть на корточки, имитировать падение листьев руками и опустить ладошки на пол (землю) .

«Ветер» - не быстро бегают по комнате или участку в свободном направлении.

«Деревья» - стоя прямо, вытянуть руки вверх, наклоны влево и вправо

«Солнышко» - стоя прямо руки и ноги на ширине плеч (изобразить лучики солнца, как вариант могут быть прыжки с движениями рук и ног.

«Грибок» - дети присаживаются на корточки и делают руками «шляпку гриба» над головой.

«Дождик» - имитация капель дождя пальцем по ладошке (если игра в помещении, педагог изображает «зонтик» , все бегут к педагогу и обнимаются (если игра на площадке) .

Подвижная игра :«Осенний хоровод»

Осенний хоровод поможет детям запомнить форму листьев разных деревьев и научит действовать согласованно. В середине круга находятся листья трех – четырех видов деревьев. Количество каждого вида листьев соответствует количеству детей. Дети водят хоровод вокруг листьев. Взрослый произносит : «Раз, два, три, листик березы скорей бери!» Дети подбегают к листьям, находят листья березы и поднимают их вверх, затем складывают отдельно на землю. Хоровод продолжается до тех пор, пока листья в круге не закончатся.

Тема : «МОЙ РОДНОЙ ГОРОД»

Подвижная игра : «Любимый город» .

Цель : развивать физические (ловкость) и волевые (выдержку, настойчивость) качества; эмоциональную сферу ребенка, внимание

Участники игры размещаются в одном «городе» . В центе ловишка. Цель перебежать в другой город не заморозившись. Кто перебежал в любимый город не заморозившись, тот и выиграл.

Тема : «ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА»

Подвижная игра : «Я садовником родился» .

С помощью считалочки выбирается водящий, он становится «садовником» .

Остальные игроки становятся «цветами» растущими на «грядке» .

Каждый ребенок выбирает себе название цветка, свое новое имя, и сообщает всем остальным.

– Я садовником родился,

не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели,

кроме "гвоздики"

(называет любой цветок из присутсвующих на грядке)

«Гвоздика» тут же должна отозваться :

– Что с тобой?

– Влюблена

– В кого?

– В гиацинт! (тут игроку важно вспомнить какие еще цветы есть на грядке рядом с ним) .

Гиацинт тут же должен отозваться.

Влюбляться можно и в садовника, но только не сразу после того как он назвал цветок.

То есть цепочки садовник-гвоздика-садовник быть не может.

Должно быть хотя бы садовник-гвоздика-гиацинт-садовник.

Если игрок не отозвался на имя своего цветка или не смог придумать в кого он «влюблен» , он становится садовником и игра начинается сначала.

Эстафета : «Отнесем овощи во двор»

Дети делятся на две команды. Бег по извилистой дорожке между кеглями, прыжки через канавку, взять муляж овоща и принести в чашку.

Подвижная игра «Овощи и фрукты» Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы , выстраиваются в колонны. На противоположной стороне зала находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд : одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в своё лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко. Подведение итогов , н

Подвижная игра «Собираем урожай»

Цель. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Упражнять в метании мяча в горизонтальную цель левой и правой руками.

Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора.

Оборудование : корзинки, маленькие мячи двух цветов.

Описание. На расстоянии 2 м. от детей стоят корзинки, рядом с детьми лежат маленькие мячи двух цветов. Воспитатель объясняет детям, что они – зайцы, а мячи – это овощи, которые нужно собрать в корзинки.

Соберут зайчата ловко

С грядок сочную морковку

И хрустящую капусту.

В огороде будет пусто.

По очереди дети бросают мячи «овощи» в корзинку : левой рукой – «морковку» , а правой – «капусту» .

Тема : «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Подвижная игра «Цветные автомобили»

Описание : Дети рассаживаются вдоль стены на стульчики. Их назначают «автомобилями» . Каждому раздаются флажки разных цветов. Воспитатель встает перед детьми и держит в руке по одному флажку тех же цветов, что и у детей. Воспитатель поднимает вверх любой флажок, например, красный. Это сигнал для «автомобилей» , что пора выезжать из своих «гаражей» . Дети, у кого красный флажок встают и ходят по комнате, при этом гудят, изображая автомобиль. Воспитатель опускает флажок. «Автомобили» сразу же останавливаются и не двигаются с места. Звучит команда «пора домой» . «Автомобили» разъезжаются каждый на свое место. Воспитатель опять поднимает флажок, но уже другого цвета и игра продолжается – выезжают другие «автомобили» . В эту игру можно играть не более 6 минут!

Подвижная игра «К своим знакам»

Подготовка к игре :

Играющие делятся на группы по 5–7 человек , берутся за руки, образуя круги.

Атрибуты :

Набор дорожных знаков;

Магнитофон.

Правила игры :

В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Тема : «ТРУД ВЗРОСЛЫХ»

Подвижная игра : «Повар и котята» .

Цель : развивать ловкость, быстроту, внимание.

По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски» . Повар разгуливает вокруг обруча – «кухни» . Дети - котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст :

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе :

Хитрый повар бедным кискам

Не дает схватить сосиски.

С последним словом «котята» забегают на «кухню» , стремясь схватить сосиску. Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры . Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром.

Нельзя раньше времени забегать в круг. Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Подвижная игра «Рыбалка»

Задачи : Учить детей сохранять равновесие во время бега, изменяя направление и темп, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать у детей умение ориентироваться в пространстве. Учить внимательно слушать текст игры и действовать в соответствии с ним.

Материал : пластмассовой обруч, обшитый марлей (по типу сачка, шапочки-рыбки.

Ход игры:

На стульчике с обручем-неводом сидит воспитатель и говорит :

Я рыбак на берегу

Рыбку я сижу ловлю

Вот поймаю карася,

Окунька и пескаря!

Ну-ка, рыбья детвора,

Разбегайся кто куда!

Я свой невод запущу

И рыбешек захвачу!

После этих слов воспитатель ловит неводом-обручем «деток-рыбок» . Повторять можно несколько раз в зависимости от активности детей.

В конце воспитатель говорит :

Свой улов возьму с собой

И пойду скорей домой!

Тема : «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» .

Подвижная игра «Радуга» .

Ход игры : Считалкой выбирается Радуга, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остается на своем месте) . Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других) и, касаясь этого цвета, спокойно проходить под Радугой (под его руками) . Если у игрока нет нужного цвета и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга осалил игрока, то он становится новой Радугой и игра продолжается.

(вариант 1) Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами : "Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем "скок, скок, скок" {эти слова произносит один человек, отгадай чей голосок". Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал "скок, скок, скок". Если это ему удается, он и говорящий меняются местами.

(вариант 2)

Описание : Дети сидят в кругу. Один ребенок встает или садится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель не называя имени ребенка, показывает рукой на кого - либо из детей, которые сидят за спиной. Тот, на кого указали, встает и громко называет имя ребенка, который сидит в середине круга. Если ребенок угадал, кто его позвал, он открывает глаза, и они меняются местами с тем, кто назвал его имя. Если не отгадал воспитатель предлагает ему не раскрывать глаза, а еще раз послушать, кто его имя называет. Игра повторяется 2 - 3 раза.

Тема : «МЫ РАЗНЫЕ - МЫ ВМЕСТЕ»

Подвижная игра : «У медведя во бору» .

Задачи : Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание : На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит : «Идите гулять!» . Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят : «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит» . Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила :

Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!» .

Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты : Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

Подвижная игра : «Найди себе пару»

Задачи : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Описание : Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!» , дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят : «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!» .

Правила :

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты : Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

Тема : «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» .

Подвижная игра : «Лохматый пес»

Выбирается пес на голову одевается шапочка, садится на корточки. Дети двигаются к нему с противоположного конца зала :

Вот лежит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос

Тихо, мирно он лежит

Не то дремлет, не то спит,

Подойдем к нему разбудим!

И посмотрим что же будет?

После последних слов дети разбегаются а пес старается их поймать.

Подвижная игра : «Кот Васька»

Выбирается кот. Он садится в центр, а дети водят вокруг него хоровод со словами :

Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот

Тише мыши, не шумите

Кота – Ваську не будите

А не-то проснется кот

И разгонит хоровод.

Тема : «ОДЕЖДА И ОБУВЬ»

Эстафета : «Найди пару» .

Дети делятся на две команды. У каждого ребенка в руках обувь. В противоположном конце зала вторая пара обуви. Задача найти вторую пару. Чья команда быстрее.

Подвижная игра «Найди свои штаны» !

Цель : развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Каждый игрок выбирает себе домик – обруч с лежащей в нём любой ОДЕЖДОЙ. По сигналу воспитателя : «Идём гулять!» ребята выходят из своих домиков и гуляют. Воспитатель тем временем меняет ОДЕЖДУ местами. На сигнал «Найди свои штаны!» дети находят свой домик. Поощрить тех ребят, которые нашли свой домик первыми.

Тема : «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Подвижная игра : «Замри»

Звучит музыка, дети выполняют разные прыжки по залу, воспитатель выключает музыку и показывает карточки с изображением разных поз человека. Дети должны изобразить эту позу. Сделавший не правильно, выбывает из игры .

Подвижная игра «Ищи свой дом»

Цель :*Развивать быстроту реакции.

Закреплять знание алфавита или геометрические формы.

Координация речи с движением.

Развитие творческого воображения.

Нарисовать четыре домика. На каждом буква или геометрические фигуры разного цвета по количеству игроков. Например : 1домик-4треугольника-красный, синий, желтый, зеленый; 2домик-4круга-красный, синий, желтый, зеленый и т. д. Ведущий делит детей на четыре команды. Детям каждой команды называет слова, начинающиеся с букв, которые нарисованы на домиках или фигуры разного цвета.

Дети идут по кругу :

Я иду, иду по кругу,

Дом ищу себе и другу.

Быстро, быстро я иду,

Домик наш сейчас найду.

По команде ведущего :- "Домой" дети бегут к своим домикам. Кто прибежал первым, занимает домик. Остальные возвращаются в круг.

Снова идут по кругу. По команде "Домой" бегут к домикам. Первый подбежавший говорит :- "Тук-тук". Его спрашивают :-"Кто пришел?" Он называет себя и его пускают в дом.

Игра продолжается до тех пор, пока все жильцы не займут свои дома.




БЕСЕДА ЦЕЛЬ: Активизировать знания об одежде. ХОД БЕСЕДЫ: Расспросите ребенка об одежде, придерживаясь следующего плана: -Для чего нужна людям одежда? -Какая она бывает (мужская – женская -детская, спортивная – деловая, праздничная – повседневная, летняя - зимняя и т.д.) -Как надо ухаживать за одеждой?




ИЗ ЧЕГО ЖЕ? ЦЕЛЬ: Упражнять в подборе прилагательных. ХОД ИГРЫ: Вы называете предмет одежды, обуви или головной убор и говорите из какого материала он сделан. Предложите ребенку соединить два существительных в словосочетание. Например Вы: «Платье из ситца» Ребенок: «Ситцевое платье». Возможные варианты: Шорты из хлопка, варежки из шерсти, ботинок из кожи, сапоги из резины и т.д. Спросите у ребенка, как будет называться рубашка в клетку? В полоску?




МУЖСКАЯ, ЖЕНСКАЯ, ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ: Развитие и уточнение словаря по лексической теме. ХОД ИГРЫ: Договоритесь заранее, о каком виде одежды будете говорить: о мужской, женской или детской. Игра заключается в том, что вы по очереди перечисляете названия одежды (головных уборов), относящейся к тому или иному виду.


КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ? ЦЕЛЬ: активизация словаря по теме, развитие долговременной памяти, развитие умения представлять предмет в деталях, развитие операций анализа и синтеза. ХОД ИГРЫ: попробуете вместе с ребенком назвать как можно больше деталей одной вещи. В начале можно смотреть на предмет, а в дальнейшем, для усложнения, предложите ребенку действовать без опоры на наглядность.













ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ЗАДАЧИ: Развитие мелкой моторики, закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие воображения ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. ХОД ИГРЫ: Предложите ребенку собрать веселых человечков. А каких человечков придумает сам ребенок?


РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПУГОВИЦЫ ЦЕЛЬ: Развитие мышления, умение классифицировать по различным основаниям, закрепление представлений о цвете и форме предметов. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Вырежьте разноцветные геометрические фигуры. С помощью дырокола проделайте в них дырки. Предложите ребенку разложить пуговицы на группы сначала по цветам, затем по формам, по количеству дырочек в них и т.д.


ЗАГАДКИ Отгадай загадку - кто мы: В ясный день сидим мы дома. Если дождь у нас работа: Топать, шлепать по болотам. (сапоги) Две сестренки, две плетенки Из овечьей пряжи тонкой. Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Перчатки) Я как зонт ~ не промокаю, От дождя вас защищаю, И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (Плащ) Я любой девчонке Прикрою волосенки, Прикрою и мальчишке Стрижки коротышки. От солнца я защита Для этого и сшита. (Панама) ЦЕЛЬ: Развитие и активизация словаря, развитие логического мышления, чувства языка. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Прежде, чем загадывать загадку, объясните ребенку все незнакомые слова, содержащиеся в ней. ИНСТРУКЦИЯ: Давай вместе попробуем отгадать загадки.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ЦЕЛЬ: активизация словаря, уточнение значений слов, развитие понимания переносного смысла слов. ХОД БЕСЕДЫ: Прочитайте пословицы и поговорки. Выберите для начала одну. Объясните ребенку значение каждого из слов, используемых в пословице. Затем попытайтесь своим словами объяснить ребенку ее значение. Постарайтесь в течении последующих дней использовать эту пословицу в своей речи, чтобы ребенок начал лучше понимать ее переносный смысл. Так же можно поработать и с остальными поговорками. Береги одежду, пока нова, а здоровье - пока молод. По одежде не суди, по делам гляди.





Конспект занятия по лексической теме «Одежда»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Расширить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные множественного числа; учить образовывать качественные прилагательные; учить согласовывать существительные в роде, числе; учить отгадывать загадки.

Закреплять умение делить слова на слоги, учить выделять звук М из ряда звуков, слогов, учить подбирать однокоренные слова к слову «одежда ».

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением одежды, синие фишки, мяч, тетради, цветные карандаши, пособие «Одежда для детей», шнурок.

1. Организационный момент.

– Сядет тот, кто отгадает загадку, а картинки вам помогут в этом.

Пять чуланов, одна дверь.

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

По чуланчикам сидят.

(перчатки)

В дом войдя, оденьте тапки,

А с голов снимите…(шапки).

Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый…(плащ).

У девчонки Любочки

Модные все…(юбочки).

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(шарф)

2. Введение в тему. Рассматривание картинок.

(Логопед выставляет на панно картинки с изображением одежды и называет их. Дети подбирают признаки какая? Какой?)

– О чем мы сегодня будем говорить?
– Зачем людям нужна одежда?
– Что мы называем одеждой?

– Какую одежду мы носим осенью?

– Давайте поможем девочке Ане собраться на прогулку.

(Дети выбирают одежду, подходят к наборному полотну «одевают» и комментируют свои действия.)

3. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

4. Упражнение «Что изменилось?»

– Посмотрите внимательно на девочку Аню и пока она не ушла на прогулку, давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

Вы хорошо запомнили, как одета Аня? Тогда закрывайте глаза.

Дети закрывают глаза, а логопед меняет один из предметов одежды на другой.

– Открывайте глаза. Что изменилось?

– Ну вот, Аня уходит на прогулку, а мы с вами поиграем в другую игру.

5. Игра «Подбери слова»

– Встаем в круг. Будем передавать друг другу шнурок и подбирать слова одной семейки, похожие на слово «одежда».

Одевать, одетый, одеваться, оденусь, надеть.

– Молодцы. Это было трудное задание, но вы справились.

6. Упражнение «Подними фишку»

– Я буду произносить звуки, потом слоги, а вы поднимайте синюю фишку, если услышите звук «М».

А, М, У, И, М, О, М.

АУ, ИА, ОИ, АМ, МА, УО, ИМ.

7. Упражнение «Прохлопай слова»

– Давайте вспомним как можно разделить слова на части.

– Правильно, можно их прохлопать. Давайте разделим слова:

Колготки, перчатки, рубашка.

– Сколько слогов в этих словах?

– Молодцы. Все выполнили верно.

8. Работа в тетрадях.

Раскрась одежду, которую видишь.

9. Игра «Один – много» (с мячом)

– Пришло время поиграть с мячом.

Мы – волшебники немного

Был один, а станет много.

Шарф рубашка

носок перчатка

шапка юбка
10. Упражнение «Исправь ошибку»

– Я буду показывать картинки, называть что это.

Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги.

Мое перчатки.

Моя шарф.

Мой куртка.
11. Итог занятия

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;

объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;

Объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;

Совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).

Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).

Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).

Это чья шапка? - Моя.

Это чьи перчатки? - Мои.

Это чей шарф? - Мой.

Это чье пальто? - Мое.

Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;

мой - шарф...;

мои - сапоги... .

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...

Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.

Что ты сделал сначала, а что потом?

Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;

Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .

Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».

Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .

Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .

Шарф (какой?) - ....

Пальто (какое?) - .

Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины - резиновые сапоги;

шапка из шерсти - шерстяная;

перчатки из кожи - кожаные... .

Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)

У мальчика рубашка, а у девочки платье.

У мальчика ботинки, а у девочки туфли.

Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)

Большой – маленький,

Чистый – грязный,

Детский – взрослый,

Короткий – длинный,

Сухой – мокрый.

Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.

Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).

Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».

Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.

Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.

Загадки по теме «Одежда, обувь»

Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.

Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.

©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.

(Дождь)

© Из-под крыши крыша под дождик вышла.

(Зонт)

© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)

© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)

© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам

Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)

© Сижу верхом, не ведаю на ком.

Знакомца встречу - соскочу, привечу.

(Шапка)

Четвертый лишний.

3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью.

3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды.

3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем.

3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой.

3 платья с аппликацией, 1 - без нее.

3 платья гладких, 1 - с вышивкой.

3 платья одноцветных, 1 - в клеточку.

3 платья нарядных, 1 - без отделок.

3 юбки на лямках, 1 - без них.

3 юбки длинные, 1 - короткая.

3 юбки в складку, 1 - прямая.

3 фартука с карманами, 1 - без карманов.

3 платья летних, 1 - зимнее.

3 платья детских, 1 - взрослое.

3 взрослых платья, 1 - детское.

3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!