Выводы по второй главе. Методики изучения мотивации учебной деятельности и поведения

Методика проведения исследования

В самом общем плане мотив -- это то, что определяет, стимулирует человека к совершению какого-либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в ви-де потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она -- стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологичес-кие характеристики.

Исследуя структуру мотивации, Б.И. Додоноввыделил её четыре структурные компонента: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата, «мотивирующая» сила вознаграждения за деятельность, принуждающее давление на личность. В общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разгра-ничиваются по таким основаниям:

а) характер участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву);

б) время (протяжённость) обусловливания деятельности (далёкая -- короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

в) социальная значимость (социальные -- узколичные, по П.М. Якобсону);

г) факт их включённости в саму деятельность или нахождения вне её (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);

д) определённый вид деятельности, например учебная мотивация, и др.

Учебная мотивация -- частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, субъектными осо-бенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу и, в-пятых, спецификой учебного предмета.

Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова говорит об иерархичности её строения. Так, в неё входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, сознаваемы, как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон и ненасыщаемость. Следуя таким мотивам, учащийся настойчиво и увлечённо работает над учебным материалом, точнее, над решением учебной задачи, не считаясь с усталостью, временем, исключая другие побудители и отвлекающие факторы.

По мнению учёных, мотивация задаёт направленность, характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние. Существуют понимаемые и реально действующие, внешние и внутренние мотивы.

Изучение мотивов учебной деятельности учащихся средних классов

Диагности мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связанос тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, является наиболее "закрытой зоной" личности. И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу.

Обычно мотивационная сфера личности, именно в связи с вышесказанным, изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют высочайшей квалификации от специалиста-психолога, который с ними работает.

Вместе с тем в педагогической практике и в психологи-педагогических исследованиях применяются методики, которые хотя и не удовлетворяют в полной мере необходимым требованиям, все-таки дают возможность получать определенные результаты.

Ниже приводятся две методики такого типа. Обе они достаточно широко применяются как в исследованиях, так и в деятельности психологической службы школы. Необходимо сделать здесь следующие комментарии.

Методика № 1. Изучение отношения к учебным предметам (по Г. Н. Казанцевой)

назовите из всех изучаемых в школе предметов твои самые

А. Любимые _______________________________________

Б. Нелюбимые ______________________________________

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предметы потому, что:

1. Данный предмет интересен.

2. Нравится, как преподает учитель.

3. Предмет нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

5. Предмет легко усваивается

6. Предмет заставляет думать

7. Предмет считается выгодным

8. Требует наблюдательности, сообразительности.

9. Предмет требует терпения.

10. Предмет занимательный.

11. Товарищи

Методика № 2. Изучение мотивов учебной деятельности

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модицикация А.А.Реана, В.А.Якунина)

Инструкция Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять наиболее значимых для вас. Отметьте значимые мотивы знаком "Х" в соответствующей строке.

Были созданы анкеты для тестирования:

Обработка результатов

Определяется частота называния мотивоы в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.) результаты заносятся в форму № 1

Форма 1. Название обследуемой выборки

Учащиеся 6 классов Школы № 32 "Эврика - развитие "

Объем выборочной совокупности

55 учащихся. Из них 20 мальчиков + 35 девочек.________

Название: Мотивы учебной деятельности

Таблица № 1

Достоверность результатов, получаемых по методикам такого типа,

существенно повышается, если опрос проводится анонимно. Ясно, что это не всегда приемлемо. Но в тех случаях, когда это возможно, указанное обстоятельство следует иметь в виду. И второе. Строго говоря, рассматриваемые ниже две методики по типу относятся скорее не к психологическим, а к социально-педагогическим, социалогическим и, может быть к социально-психологическим методикам. А поэтому результаты полученные с их помощью, являются особенно ценными и полезными, когда речь идет не об индивидуальной диагностике, а об исследованиях массовой выборки (школа, курс, класс, параллель...)

Заметим, что именно такие задачи являются нередко актуальными для оптимального функционирования образовательного учреждения, планирования, осуществления педагогического процесса и получения обратной связи.

Выводы по второй главе

Отрочество это особый период в жизни человека и характеризуется он повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Если у большинства младших школьников ещё фактически нет особого, независимого от мнения взрослых людей отношения к себе отличается психологическим многоцветием: ребенок знает от части правильно, может оценивать себя как с положительной, так и с отрицательной стороны, видя свои достоинства и недостатки. Такое отношение, помимо прочего, противоречиво. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны - как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться.

Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения.

От младших школьников подростков отличает также переход от игровых к реальным социальным ролям.

Учебная мотивация является одной из значимых мотиваций этого возрастного периода. Учебная мотивация -- частный вид мотивации, включённой в деятельность учения, учебную деятельность. Согласно исследованиям, учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой основными могут быть внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и её выполнением, или социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка занять определённую позицию в системе общественных отношений.

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наиболее значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

СПИСОК МОТИВОВ

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку


Количество

называний мотива

















называний мотива

















Ранг мотива

















Вариант II

Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов- максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).

Обработка результатов. Подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).

Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

Форма 2

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности

Номер мотива по списку


Среднее значение оценки мотива

















Стандартное отклонение

















Литература

Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.

Ковалев В. Л. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.,1983.

Матюшкин А. М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игрового общения // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся М., 1980.

Реан А. А. Рефлексивно - перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии 1990. № 2.

Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Пер. с нем. М., 1986.

Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М.. 1994.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(МОДИФИКАЦИЯ А.А. РЕАНА, В.А. ЯКУНИНА)

Целью методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов.

Общая характеристика.

Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных («да») и отрицательных («нет») ответов: по каждой шкале им соответствует равное количество пунктов опросника. В содержании опросника отсутствуют суждения, касающиеся личности учителя, что отличает данную методику от таких, как «Преподаватель глазами студентов» или «Отношение к учителю». Учащиеся высказывают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние. Исследование может проводиться анонимно, коллективно и индивидуально.

В отличие от традиционных вариантов ответов («да», «нет»), которые вследствие своей категоричности часто вызывают, как показывает психодиагностическая практика, затруднения испытуемых при выборе ответа, в опроснике предлагается более широкий набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». Ответы в виде плюсов и минусов записываются испытуемым либо в специальном бланке, либо на чистом листе бумаги. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться со всеми категориями обучающихся, способных к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 12-летнего возраста.

Содержание тест-опросника

Инструкция:

В целях повышения эффективности обучения просим Вас принять участие в нашем исследовании. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое мнение по отношению к изучаемым предметам, проставив напротив номера высказывания соответствующий Вам ответ, используйте для этого указанные в скобках обозначения:

    верно (++);

    пожалуй, верно (+);

    пожалуй, неверно (-);

    неверно (- -).

Содержание суждений

1. Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя,

проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно

больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на

занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому

что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще

более увлекательным.

6. При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы,

самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы

не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до

сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда

«совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя

(преподавателя)

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное

время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю,

когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу

кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и, по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять

учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету,

то меня это огорчает.

20. Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания

(учебного плана).

Бланк ответов

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает

положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй,

неверно; неверно).

Ключ

Да 1 2 5 6 8 11 12 14 17 19

Нет 3 4 7 9 10 13 15 16 18 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем

выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных

баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие

нормативные границы:

0-5 баллов - низкий уровень внутренней мотивации;

6-14 баллов - средний уровень внутренней мотивации;

15-20 баллов - высокий уровень внутренней мотивации.

Предложенная методика может использоваться в следующих целях:

    анализ причин неуспеваемости учащихся;

    выявление категорий учащихся в зависимости от направленности мотивации

    изучения предмета (с доминированием внешней мотивации, доминированием внутренней мотивации и средним уровнем);

    обеспечение психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;

    исследование эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов ее повышения.


Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка»
Проведение исследования
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте
чтение прерывается, и экспериментатор сирашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками иди дослушать сказку до конца.
Текстовый материал
Сказка
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц, Мороз расхвастался: Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц. Нет, одолею! Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. Давай, - согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит -
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.
Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках. Выводы
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
Методика «Определение у старших дошкольников сформированности "внутренней позиции школьника"»
Инструкция
Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать). Ты хочешь идти в школу? Ты хочешь еще на год остаться детском саду (дома)? Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему? Ты любишь, когда тебе читают книжки?
б, Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку? Почему ты хочешь идти в школу? Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности? Если тебе дома разрешит носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а и школу разрешит не ходить, то это тебя устроит? Почему?
Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? Во время игры в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?
Обработка результатов и выводы
Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:
№ 1. Хочу идти в школу.
№ 2. Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).
№ 3. Те занятия, на который учили (буквы, цифры и т. д.).
№ 4. Люблю, когда мне читают книжки.
№ 5. Сам прошу, чтобы мне почитали.
№ 8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
№ 9. Хочу быть учеником.
№10. Пусть будет длиннее урок.
Методика «Веселый-грустный» для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе
Проведение исследования
На рис. 2 и 2а изображены дети в различный ситуациях, связанный со школой и учением. Содержание рисунков Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница. Дети в классе во время урока. Ученик в школьном коридоре, разговаривает с учительницей. Ребенок дома, готовит уроки. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки.
На всех картинках нет лиц.
Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках - веселое или грустное, и объяснить почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам - с изображением девочек.
Обыино дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т. п.
Выводы
Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания: у мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали; мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо; у этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку; мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный; мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный; мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.





Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.
Если ребенок (испытуемый) дает 5-6 «треножных» ответом, то что свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению и школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.
Методика «Кому что подходит?» для оценки эмоционального отношения к школе
Проведение исследования
Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например "хороший-плохой", а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждое из них - школьнику или дошкольнику?»
Или - второй вариант игры. Попросите разложить заранее заготовленные карточки с написанными на них словами: одну карточку ребенок, по желанию, может положить в ранец (портфель, сумку), другую - в коробку с игрушками.
Прилагательные -аитонимы
большой - маленький взрослый - детский веселый - грустный быстрый - медленный чистый - грязный сладкий - горький гладкий - колючий больной - здоровый теплый - холодный активный - пассивный добрый - злой смелый - трусливый бодрый - усталый сильный - слабый светлый - темный
Выводы
Общее положительное отношение к процессу обучения в школе оценивается по преобладающему количеству карточек с прилагательными, имеющими положительную эмоциональную окраску, которые ребенок относит к школьной жизни, т. е, положил в ранец.
Методика «Представь себе...» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе
Проведение исследования
Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слои "представь себе", а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем»,

История первая
Представь себе, что тебе скажут: «Ты еще очень маленький, и будет лучше, если еще один год ты походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь». Что ты ответишь?
История вторая
Представь себе, что 1 сентября все дети из вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?
История третья
Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой школе - уроки пения, рисования, танцев. Какую бы школу ты выбрал?
История четвертая
Снова представь себе, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе, наоборот, полная свобода, каждый делает, что хочет - можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно уйти домой и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?
История пятая
Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. То есть тебе не надо будет ходить в школу, а наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение? История шестая
Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо пятерки шоколадку. Что ты выберешь - шоколадку или пятерку?
Выводы
Показателем сформированности «социальной позиции школьника» будут такие ответы: отказ от предложения еще год посещать детский сад или оставаться дома; направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу; отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются; предпочтение школы с определенными правилами; ориентация на обучение в группе, классе; выбор отметки как формы оценки учебной работы.
Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению в школе.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным редметам»
Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Инструкция
Необходимо выполнить нижеследующие указания. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:
а) любимые
б) н е л ю б и м ы е.
Подчеркни доводы, характеризующие тное отношение к предмету, Допиши недостающие.


№ п/п

Люблю предмет, потому что

Не люблю предмет, потому что

1

данный предмет интересен

данный предмет неинтересен

2

нравится, как преподает учители

не нравится, как преподает учитель

3

предмет нужно знать всем

предмет не нужно знать всем

4

предмет нужен для будущей работы

предмет не нужен для будущей работы

5

предмет легко усваивается

предмет трудно усваивается

6

предмет заставляет думать

предмет не заставляет думать

7

предмет считается выгодным

предмет не считается выгодным

8

требует наблюдательности, сообразительности

не требует наблюдательности, сообразительности

9

предмет требует терпения

предмет не требует терпения

10

предмет занимательный

предмет не занимательный

11

товарищи интересуются этим предметом

товарищи не интересуются этим предметом

12

интересны отдельные факты

интересны только отдельные факты

13

родители считают этот предмет важным

родители не считают этот предмет важным

14

у меня хорошие отношения с учителем

у меня плохие отношения с учителем

15

учитель часто хвалит

учитель редко хвалит

16

учитель интересно объясняет

учитель неинтересно объясняет

17

получаю удовольствие при его изучении

не получаю удовольствие при его изучении

18

знания по предмету необходимы для поступления в институт

знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт

19

предмет способствует развитию общей культуры

предмет не способствует развитию общей культуры

20

предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире

предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире

21

просто интересно

просто неинтересно

Для расширения умственного кругозора. Классный руководитель заставляет. Хочу учиться.
Анализ результатов и выводы
В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов учения и предпочтении тех или иных учебных предметов.
Методика «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения
Цель методики - установить наличие у ученика внешних и внутренних мотивов (факторов) учения, их направленность и силу. Речь в методике идет о задачах, однако имеются в виду не только математические задачи, но и задачи-задания по любому предмету.
Проведение исследования
Учитель в начале урока говорит учащимся: «Каждый должен по своему усмотрению выбрать из таблицы с 12 задачами, имеющейся на доске, любое количество задач, записать их номера на листочке и сдать его мне. Взамен я дам эти задачи, которые вы и должны решить на уроке.
Учтите, что каждая задача оценена в баллах (от 2 до 5) по трем признакам: проблемность, сложность и полезность. Под проблемностью следует понимать наличие в содержании задачи нового вопроса, нового подхода к решению, новой ситуации, а под полезностью - насколько решение ее поможет в усвоении и закреплении изучаемого материала (естественно, ученик делает выбор на основании того, что он считает наиболее важным для себя - полезность, новизну или возможность решить трудную задачу, испытать себя. - Е. И.). Чем выше балл, тем больше уровень соответствующего признака».
Таблица с номерами задач и соотношением баллов по трем признакам


Номер задачи

Оценка задач по уровню

проблемность
(новизна)

сложность

полезность

1

5

4

4

2

5

4

2

3

5

3

4

4

2

3

3

5

4

5

4

6

4

5

2

7

2

5

4

8

3

2

5

9

4

4

3

10

4

3

5

11

3

2

5

12

3

3

2

После того как все ученики сдадут учителю листки с номерами выбранных задач, он дает им соответствующие задачи.
Обработка результатов
При обработке результатов учитывается лиши выбор задач учащимся, а не их решение (поэтому и подбираются обычные, рядовые задачи-упражнения), Сила «внутреннего» мотива учения по данному предмету подсчитываетея по формуле:
где a,b, с, - баллы соответственно по проблемное™, сложности и полезности выбранной учеником задачи, а я - общее число выбранных им задач.
Оценки задач в таблице подобраны таким образом, что
Приведу пример. Ученик А выбрал пять задач (1, 7, 8, 10, 11), считая, что важнее решать задачи, полезные для закрепления изучаемого материала. В соответствии с таблицей он получил: 5 (5+4-4) + 3 (2+5-4) + 0 (3+2-5) + 2 (4+3-5) + 0 (3+2-5) баллов, что в сумме дает 10 баллов. Делим эту сумму на количество выбранных задач и получаем в среднем Е = 2,0 баллам.
Выводы
Можно считать, что при Е gt; 4 не только достаточно высока сила учебно-познавательных мотивов, но высока и их устойчивость. При Е lt; 4 устойчивость «внутренних» мотивов сомнительна.
Примечание. По моему мнению, следует иметь в виду, что при проведении данной диагностики возможно вмешательство такого фактора, как «уровень притязаний» ученика, который может выбрать задачи исходя из критерия престижности. Не зная, как будут вестись подсчеты, он может исходить из максимально возможной суммы баллов, которую можно набрать по задаче, если суммировать по всем трем признакам (так, выбрав задачу 1, он мог бы получить, исходя из своих предположений, 13 баллов, а выбрав задачу 4 - только 8).
Методика «Незаконченное решение»
Цель методики - установить наличие у учащихся стремления к завершению начатого дела, что может свидетельствовать о силе и устойчивости возникшего побуждения (ситуативного учебно-познавательного интереса).
Проведение исследования
Учитель рассчитывает урок так, чтобы успеть поставить перед учащимися задачу-проблему, обсудить ее, начать решать, но решение не закончить в связи с окончанием урока. Когда прозвенит звонок на перемену, учитель ничего не говорит учащимся о том, нужно или нет дорешать эту задачу дома. Если кто-либо из учащихся спросит об этом, отвечает, что это на его усмотрение. На следующем уроке учитель фиксирует, кто из учащихся продолжил и решил задачу, выясняет, почему одни ученики ее решали, а другие не сделали этого.

Обработка результатов
Ученик, который не продолжил решения, получает 0 баллов; тот, кто продолжил решение, но не решил до конца, получает 1 балл; кто закончил решение - 2 балла; кто закончил решение и начал искать другой способ решения - 3 балла.
Выводы
Количество баллов характеризует силу ситуативного учебно-познавательного интереса.
Методика «Направленность на приобретение знаний»
Методика предложена Е. П. Ильиным и Н. А Курдюковой.
Инструкция
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника Получив плохую отметку, ты, придя домой: а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день. После получения хорошей отметки ты: а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой: а) да; б) нет. Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно: а) да;
б) нет. " Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него отметки: а) да; б) нет. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя: а) да; б) нет. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет. Что, по-твоему, лучше - учиться или болеть: а) учиться; б) болеть. Что для тебя важнее - отметки или знания: а) отметки; б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6,8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний.

Методика «Направленность на отметку»
Методика предложена Е. И. Ильиным, И. А. Курдюковой.
Инструкция
Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «-»(«нет»).
Текст опросника


№п/п

Вопросы

Да

Нет

1

Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?



2

Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?



3

Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?



4

Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?



5

Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выкодной день плохое настроение?



6

Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?



7

Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?



8

После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?



9

Тревожит ли тебя ожидание опроса?



10

Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?



11

Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?



12

После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?


Обработка результатов
Начисляется по 1 баллу за ответы «да» па вопросы по позициям 1 -9 и за ответы «нет» - по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.
Выводы
Чем больше набрана сумма баллов, тем и большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.
Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученики: на знания или на отметку,

IV/ методики изучения мотивации и мотивов
Методика «Мотивация обучения в вузе»
Методика предложена Т. И. Ильиной.
При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок подкорректирован автором книги без изменения их смысла.
Инструкция
Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие - знаком «-» с нижеследующими утверждениями.
Текст опросника Лучшая атмосфера на занятии - атмосфера свободных высказываний. Обычно я работаю с большим напряжением. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование. Я твердо уверен в правильности выбора профессии. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы). Самое замечательное время жизни - студенческие годы. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко. При возможности я поступил бы в другой вуз. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них. Я могу спокойно спать после любых неприятностей. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
Есть много вузов, в которых я мог бы учиться е не меньшим интересом. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности. Меня весьма тревожат возможные неудачи. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают. Мой выбор данного вуза окончателен. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно. У меня обычно ровное и хорошее настроение. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.
Обработка результатов. Ключ к опроснику
Шкала «приобретение знаний» - за согласие («+») с утверждением по п. 4 проставляется 3,6 балла; по п. 17 - 3,6 балла; по п. 26 - 2,4 балла; за несогласие («-») с утверждением поп. 28 - 1,2 балла; поп. 42 - 1,8 балла. Максимум - 12,6 балла.
Шкала «овладение профессией» - за согласие по п. 9 - 1 балл; по п. 31 - 2 балла; по п. 33 - 2 балла, по п. 43 - 3 балла; по п. 48 - 1 балл и по п. 49 - 1 балл. Максимум - 10 баллов.
Шкала «получение диплома» - за несогласие по п. 11 - 3,5 балла; за согласие по п. 24 - 2,5 балла; по п. 35 - 1,5 балла; по п. 38 - 1,5 балла и по п. 44 - 1 балл. Максимум - 10 баллов.
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Выводы
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»
Методика предложена А, А. Реаном и В. А. Якуниным,
Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях,

Вариант 1
Инструкция
Внимательно прочитайте приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите изних пять наиболее значимых для вас и отметьте их крестиком в соответствующей строке.
Список мотивов Стать высококвалифицированным специалистом. Получить диплом. Успешно продолжить обучение на последующих курсах. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Постоянно получать стипендию. Приобрести глубокие и прочные знания. Выпь постоянно готовым к очередным занятиям. Не запускать изучение предметов учебного цикла. Не отставать от сокурсников. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Вытолнять педагогические требования. Достичь уважения преподавателей. Быть примером для сокурсников. Добиться одобрения родителей и окружающих. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. Получить интеллектуальное удовлетворение.
Обработка результатов
Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке (группе) определяется частота выбора того или иного мотива.
Индивидуальный протокол
Фамилия, имя, отчество
курс группа
Номер мотива по списку


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


X



X


X





X



X

Групповой протокол
Группа №


Ф.И.О.

Номер мотива по списку

1

2

3

А

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

И-в

X



X





X


X


X




П-в



X



X


X


X






X

и т. д.




/>











Кол-во
выбора
мотива

Ранг
мотива
(какой мотив выбирается чаще, а кикой реже)
Выводы
Чем чаще выбирается тот или иной мотив, тем выше ©го ранг, тем более доминирует он в системе мотивов.
Вариант 2
Инструкция
Оцените по 7-баяльной шкале приведенные в списке (по варианту 1) мотивы учебной деятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов - максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.
Обработка результатов
Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива.
Используются такие же протоколы (индивидуальные и групповые), что и в варианте 1. Однако в групповом протоколе приводятся среднее значение оценки мотива и квадратическое отклонение.
Индивидуальный протокол
Фамилия, имя, отчество
курс. группа.
Номер мотива по списку


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

33

14

15

16

7

4

2

1

7

5

3

3

4

7

7

5

1

2

3

6

Групповой протокол
Группа № (п=)
где п - количество обследованных


Ф.И.О.

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

33

14

15

16

И-в

7

4

6

2

2

3

1

1

7

4

5

6

2

1



Ив



5

6

4

7

5

4

7

6

6

5

4

6

7

7

ит, д,
















Сумме
баллов

Чем больше сумма баллов, тем предпочтительнее (более значим) данный мотив. С учетом среднегрупповых значений, сигмы и количества студентов в сравниваемых группах вы- счшывается f-критерий по Стьюденту и определяется достоверность различий между группами студентов по выраженности у них того или иного мотива учебной деятельности.

Методика является частью карты-схемы психолого-педагогической характеристики личности школьника как организатора, разработанной Л. И. Уманским и его сотрудниками. Определяется склонность учащегося к организаторской деятельности путем наблюдения за ним и выщеления следующих его особенностей. Потребность заниматься организаторской деятельностью. Бескорыстие включения в организаторскую деятельность. Самостоятельность включения в организаторскую деятельность. Смелость и готовность принимать на себя роль организатора и ответственного за других. Неутомимость в организаторской работе. Чувство удовлетворения от выполнения организаторской работы. Легкость и свобода в выполнении организаторской работы. Пониженное настроение при отсутствии организаторской работы. Методики изучения мотивации профессиональной деятельности.

Методика изучения мотивов учебной деятельности

Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А. А. Реана, В. А. Якунина). Имеется два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и отражены в инструкции.

Вариант I

Инструкция. Прочитайте внимательно приведенные в списке мотивы учебной деятельности. Выберите из них пять, наи­более значимых для Вас. Отметьте значимые мотивы знаком «X» в соответствующей строке.

СПИСОК МОТИВОВ

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать предметы учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной дея­тельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером сокурсникам.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Обработка результатов. Определяется частота называ­ния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.). Результаты заносятся в форму 1.

Название обследуемой выборки _______

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку

Количество

называний мотива

называний мотива

Ранг мотива

Вариант II

Инструкция. Оцените приведенные в списке мотивы учеб­ной деятельности по значимости их для Вас по 7-балльной шкале. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов- максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного из них!

Список мотивов (приведен выше).

Обработка результатов. Подсчитывается среднее арифме­тическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).

Результаты заносятся в форму 2. Дополнительным достоинством данного варианта методики является то, что он дает возможность использовать полученные результаты при различных количественных процедурах анализа данных.

Название обследуемой выборки________

Объем выборочной совокупности _______

Номер мотива по списку

Среднее значение оценки мотива

Стандартное отклонение



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!