Бережное отношение, любовь к природе – аргументы ЕГЭ. Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней Вода – это источник жизни

Виды проблемы

Необходимость бережного отношения к природе

Аргументы

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него - родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

Стихотворение даёт детям урок любви к природе, любви бережной и разумной.

И.С.Тургенев «Отцы и дети». Люди часто забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе. Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров известен своей категоричной позицией: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Именно таким автор видит в нем "нового" человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней - когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия.

Сочинение

Как часто вы задумываетесь о благополучии окружающей среды? Каждый день все больше лесов вырубается, в реки сбрасывается огромное количество отходов, заводы дымят и сильнее загрязняют атмосферу, но никому нет до этого дела.Поэтому проблема бережного отношения к природе несомненно является актуальной на сегодняшний день.

Автор текста, В.М.Песков, очень сильно тревожится о нынешнем состоянии окружающей среды. Крайняя озабоченность его этой проблемой проявляется в таких вопросах, как "Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?", "Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду?" Люди, решившие опрыскать лес химической жидкостью, прекрасно осознают, насколько это губительно для экосистемы. Из-за беспечности человека погибают невинные живые существа. Если мы будем продолжать уничтожать природу в том же духе, то вскоре на нашей планете не останется ни одного зеленого уголка.

Мы должны научиться бережному отношению к природе, жить в мире и согласии со всем живым на Земле. Именно к этому нас призывает В.М.Песков.

Хорошим примером правильного отношения к природе служит героиня повести А.И.Куприна "Олеся". Олеся всю жизнь провела в единении с природой. Она, как никто другой, ощущает тонкую связь между собой и лесом, она понимает, что он живой. Именно поэтому она встает на сторону природы и защищает каждого обитателя леса, от маленькой травинки до высокой ели. За эту любовь и заботу ко всему живому она была награждена сверхъестественными способностями, которые помогают ей выжить в лесной глуши.

Также подтверждение того, что люди забыли о том, что природа их родной и единственный дом, можно найти в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети". Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека - как работника. Его другу, Аркадию, напротив, общение с окружающим миром дает наслаждение и помогает залечить душевные раны. Для него это единение естественно и приятно...

Текст:

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?

(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых - наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?

(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».

(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

(32) - Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова…

(39) - Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…

(41) - Мы согласно инструкции…

(42)Вот и весь разговор.

(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном -о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…

(По В. Пескову*)

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) - современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

Сборник Н.А. Сениной (2016), вариант 3.

Русский писатель К.Г. Паустовский размышляет над проблемой бережного отношения к природе .

Насколько важно сохранить то, что нас окружает? Стремясь ответить на данный вопрос, автор рисует унылый осенний пейзаж: «Леса моросили дождём облетавшей листвы». Даже птичьи крики напоминают «звон разбитого стекла». За всё, происходящее в природе, в ответе человек. Эту мысль К.Г. Паустовский выражает в аллегорической форме, вспоминая сказку корзинщика Прохора об осени. Природа мстит людям за то, что некий Дурак когда-то убил летевшую под небесами иволгу. С тех пор началось осеннее ненастье.

Авторская позиция заключена, на мой взгляд, в словах Прохора: «…надобно нам ничего не портить, а крепко беречь». Писатель убеждён, что охрана природы – дело очень важное и необходимое: как говорит корзинщик, «…а то будешь землёй швыряться и дошвыряешься до погибели».

Во-первых, человек – часть природы, а значит, бережное отношение к ней вполне естественно и разумно. О нашем кровном родстве со всем сущим писал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Получается, что, причиняя ущерб природе, мы вредим самим себе.

Во-вторых, окружающий мир способен воздействовать на нас весьма благотворно. Известно немало случаев, когда человека буквально исцеляет природа. В новелле О. Генри под названием «Последний лист», например, тяжело заболевшая героиня считает оставшиеся листья на плюще. Джонси уверена, что с падением последнего листа закончится и её жизнь. Однако лист отчаянно держится на плюще, сопротивляясь непогоде. Борется за жизнь и Джонси. Получается, что важно оберегать природу ещё и как источник здоровья и энергии.

Таким образом, злободневность затронутой в тексте проблемы очевидна. Природа – наш дом, и мы, разумные существа, должны оберегать его.

Класс: 6

Раздел программы: «Вода»

Цель занятия : раскрыть причину необходимости бережного отношения к воде и экономного ее использования.

Задачи:

Образовательные:
- познакомить с ценностью пресной воды.
- выявить факторы загрязнения водоемов;
- познакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения;

Коррекционно- развивающие:

Формировать умения и навыки самостоятельной работы;
- развивать творческие способности;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде, и экономному использованию её.

Тип занятия : усвоение знаний на основе имеющихся.

Вид занятия: комбинированный.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Межпредметные связи: география.

Ход занятия

I . Организационный момент.

У.Я всегда, везде, во всем
Утром, вечером и днем.
То я в небе в облаках,
То в веселых ручейках.
Я и в море, в океане.
На столе у вас в стакане.
В баню мыться вы пойдете,
То и там меня найдете.
Доложите мне друзья
Без чего прожить нельзя.

Ответы детей.

У. Правильно, без воды. Для чего же нам нужна вода?

ВОДА – ЭТО ИСТОЧНИК ЖИЗНИ.

Ни одно живое существо на Земле не обходится без воды.

II . Целеполагание и мотивация обучения.
У. Сегодня мы ребята продолжим разговор о воде
Запишите число и тему урока.
«Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней».
Мы узнаем, какая вода ценится и почему нужно бережно к ней относиться.

III . Актуализация опорных знаний.
У. Чтобы нам было легче работать, давайте сначала вспомним, что мы знаем о воде.
У вас на столе лежат карточки с заданиями. Вам надо дать письменный ответ на вопросы. Прочитаем вопросы, кому что непонятно? Тогда прошу всех приступить к выполнению задания.

1. В каких трех состояниях на Земле находится вода?
2. Откуда в ваш дом приходит вода?
3. Напишите два растворимых в воде вещества?
4. Напишите два нерастворимых в воде вещества?
5.Где люди используют воду?

У. Ребята, где же люди используют воду.

У. Внимание на экран. (Просмотр отрывка из фильма «Путешествие капли воды»)

IV . Объяснение нового материала
У.А какую воду люди используют?
Ответы детей.
У. В тех странах, где мало пресной воды (редкие дожди, отсутствие снега, рек, озер) люди добывают воду из морской воды. Такой процесс называется опреснением.
Запишите в тетрадях.

Опреснение-процесс добывания пресной воды из морской.
У. Вспомните опыт выпаривание соли из минеральной воды. На дне чашки оставалась соль, а пресный водяной пар испарялся. Если этот пар охладить, то получиться пресная вода. Опреснение морской воды проводят в больших специальных установках.
Ребята, какой воды на земле все-таки меньше пресной или соленой?
Ответы детей.
У. Все верно, запасы пресной воды ограничены. Поэтому ее надо сохранять, беречь.
Но, к сожалению, часто люди относятся к пресной воде расточительно, расходуют попусту. Приведите примеры (при мытье посуды, при приеме душа, не ремонтируют своевременно текущие краны, засоряют водоемы).

Давайте посмотрим, как губительно действует загрязнение воды на жителей водоемов.

Об этом наша сказка о нефтяной рыбке . (Инсценировка сказки детьми )

Утром зорька заиграет,
Рыболов к морю шагает,
Что поймает он, сей раз?
Вот об этом наш рассказ.
Хорошо как на просторе
Вот и невод уже в море
Тащит сеть свою рыбак,
А там: банки, склянки, тетрапак.
Верить ли своим глазам?
Рыбы нет, а только хлам
Второй раз невод бросает
И с надеждою мечтает:
Как поймаю рыбу я,
Буде рада вся семья.
Снова невод уже в море.
Застонал рыбак от горя,
Как увидел улов снова.
Достал с невода калошу:
«До чего день нехороший!»
Все ж надежды не теряет,
Третий раз невод бросает.
Лицо счастьем осветилось-
Рыбка в неводе забилась.
Не золотая рыбка, не простая,
А черная от нефти, чуть живая.
Рыбу в море он бросает,
Бедняжка плачет, умоляет:
«Нет воды уж светлой боле
Лучше жить мне у тебя в неволе.
Мочи нет глотать мазут
Не оставь меня погибнуть тут!»

Демонстрация опыта . Смешивание воды с нефтью.
У. Почему же рыбка попросилась к рыбаку?
Ответы детей.
У. Нельзя загрязнять и морскую воду. К сожалению, когда получают повреждения или тонут корабли, на океанской поверхности разливается огромное количество топлива - нефтяные пятна.

Какая опасность возникает тогда?

Ответы детей. От них гибнут морские животные, растения и птицы, которые здесь кормятся. На многие года приходят в негодность пляжи и берега.

V .Физкультминутка.

Вы наверное устали?
А сейчас мы отдохнем.
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку.
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать.
Но пора и меру знать.
Побежим скорее в класс
Там продолжим мы рассказ.

VI . Работа с учебником.
У . Ребята загрязнить воду легко, а очистить непросто. О том, как можно очистить воду, прочитаем в учебнике на стр. 55. «Охрана воды». Каждая группа подготовит ответы на вопросы.
Работа в группах .
1 группа . Как охраняется вода от загрязнения на промышленных предприятиях.
(для этого делают очистные сооружения)
2 группа. Как сохранить воду от загрязнения в сельской местности?
(в сельской местности - это недопускание попадания в них растворов удобрений, отходов животноводческих ферм и др. вредных веществ)
Каждый человек обязан бороться за чистоту природной воды, в том числе и мы с вами ребята обязаны не загрязнять ее и не растрачивать попусту, думать о будущем нашей планеты.
3 группа. А мы с вами как сможем сберечь чистоту нашей речки?
Ответы детей .
Правильно. Давайте познакомимся с памяткой поведения у водоема.
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в реке.

VII . Контроль ЗУНов.
У. Ребята давайте подведем итог. Над какой темой мы сегодня работали?
Без чего невозможна жизнь на Земле?
Как называется процесс добывания пресной воды из морской?
Что такое очистные сооружения?
Расскажите, как можно дома, в школе экономить воду?

VIII . Задание на дом.
У . Чтобы об этом узнали другие ребята, вы нарисуйте дома плакаты на тему: «Берегите воду», чтобы вам было легче нарисовать, вы повторите параграф 15 «Ценность воды и необходимость бережного отношения к ней». Эти плакаты помогут нам показать экологическую сказку «Разноцветная река» для ребят начальных классов.

X . Рефлексия.
У . Мне очень понравилось работать с вами. И на память об этом уроке я дарю вам символические капельки воды (вырезанные из бумаги, на которых выставлена оценка за урок), ведь вода, как мы говорили, это жизнь. Пусть эта капелька подарит кому-то радость, кому-то надежду на успех.
Теперь поднимите свои капельки, если вам понравилось со мной работать.

XI . Итог урока. Давайте вспомним, откуда пришли к нам эти капельки.
Правильно из Мирового океана и давайте все вместе споем нашу песню.

Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
Пусть всегда будем мы.

Если мы сохраним наши водоемы, значит, будет жизнь на Земле.

«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».

“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира”.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

– связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
– многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
– человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
– использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности :

– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
– экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
– проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

Согласно программе, педагог планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

  • совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
  • Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.

– Что такое “экологический проект”?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (Приложение 1).

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

Специфика метода проектов.

Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

– он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
– является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Экологические проекты в ДОУ.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2.
Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3.
Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

Этапы разработки и проведения проекта:

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

Заключение.

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!