Белая вышивка и ришелье: мастер-класс для начинающих. Вышивка Ришелье: схемы для начинающих, основные виды швов, фотографии готовых работ

Вышивка вполне можно отнести к одному из видов искусства, которое возникло ещё первобытный истории, и использовалась при шитье из шкуры животных. Вышивка на протяжении многих веков была незаменимым украшением в убранстве дома, различных предметов обихода и одежды. Все разнообразие вышивки разделяются на две группы свободная - это вышивание свободными швами по контуру рисунка, и счетная – вышивание нитей по счету. Пошаговая вышивка ришелье быстро и просто для начинающих рукодельниц: пошаговое описание всех этапов подготовки к вышиванию, и описание самого процесса вышивания, представлены в мастер – классах.

Вышивка Ришелье возникла ещё в далеком 14 веке. Родина вышивки - Италия, и начала распространяться в большей степени в Западной и Центральной Европе в 16-17 веках. Свое названием вышивка Ришелье получила благодаря кардиналу министра Людовика 13. По одной из легенд кардинал стал ограничивать ввоз дорогих роскошных кружев и приказал заменять их вышивкой кружевом по полотну. Другая легенда гласит, что для самого кардинала такие изделия были любимым украшением. Вышивку Ришелье можно выполнять на швейной машине. В ажурной вышивке вырезаются или фигуры, или ткань между фигурами. Чаще всего для вышивки используются узоры в виде листьев, цветов, определенного стиля.

Учимся делать красивую вышивку ришелье для начинающих пошагово

В мастер-классе рассказывается, как вручную вышивать узоры в технике Ришелье

Пошаговые действия:

1) Сначала готовим ткань для вышивания. Для вышивки Ришелье лучше всего подходит лен или хлопок. На ткань наносим узор ручкой или карандашом, далее нам нужно обшить все контуры. Плотность нити должна быть настолько высокой насколько высока плотность ткани. Для тонкого материала подойдут нитки мулине, для толстого - высокоплотные шелковые нити.

2) Узор прошивается в два-три ряда, между строчками необходимо сохранять пробелы, когда работа над рисунком закончена, приступаем к обработке бридов, т.е. перемычек. Для этого между двумя бридами перетягиваем основную нить до того места где будет находиться перемычка, затем перебрасываем основную нить до ближнего элемента, а саму нить продеваем по площади наметки и возвращаем обратно.

3) Плотную петлю, которая образовалась таким образом, обшиваем петельками, они должны быть близко расположены друг другу. Когда работа закончена и с другими бридами, прорезаем материал находящийся под ними. Теперь обшиваем все детали и фиксируем нити. Лишняя ткань обрезается.

Разберем еще один вариант работы на швейной машинке

Для работы потребуется:

  1. Флизелин клеевой,
  2. Флизелин водорастворимый,
  3. Ткань
  4. Нитки

Приступаем к работе

  1. Перед началом вышивки нам нужно сделать ткань трехслойный. Для этого на водорастворимый флизелин накладываем клеевой, затем ткань. Получившуюся заготовку закрепляем в пяльцы, стараясь сделать это максимально ровно.
  2. Теперь мы переходим к вышивке. Подбираем подходящего цвета нитки, прошиваем рисунок, как на схеме, по контуру. После того как весь узор обшит, приступаем к самому важному этапу: вырезаем участки материала для того чтобы создать ажурный узор. Здесь нужно быть особо внимательными, ткань удаляем, а водорастворимый флизелин не трогаем.
  3. Поместив строчки вдоль флизелина, выстрачиваем перемычки. После завершения всех действий, водой смываем флизелин. Далее даем ткани высохнуть, и проутюживаем ее с изнаночной стороны. Изделие готово.

Вышивкой Ришелье можно без особого труда преобразить одежду, которая сшита из таких материалов как: хлопок, лен, шелк. На одежде такая вышивка будет смотреться эффектно и благородно.

От того какой выбран шаблон, будет зависеть и очертания у изделия созданного в данной технике. Можно использовать трафареты в качестве шаблона. Как правило, их переводят на материал при помощи маркеров, специально предназначенных для этого. Лучше всего использовать маркеры водорастворимый. При использовании такого маркера изделие получается более аккуратным

В технике Ришелье могут быть вышиты скатерти, салфетки и другие изделия. Как раз вышивка скатерти, или салфетки может стать первой работой, которую смогут выполнить даже начинающие рукодельницы, впервые занявшиеся таким видом рукоделия. Вышивая такие несложные изделия можно научиться основным азам работы. Необходимо иметь в виду, что если вышивка будет на скатерти или салфетки идти по краю, то рисунок должен соответствовать размерам изделия. Чтобы вышить эти элементы декора, можно использовать схемы скатерти, и схемы салфеток.

Узоры для салфетки:

Узоры для скатерти:

Видеоматериал по теме статьи

В видео материале предложены уроки по созданию изделий в технике Ришелье.

Нежная, невесомая, ажурная – так называют вышивку ришелье. И спорить с этим трудно, ведь она больше напоминает кружево. Лучшие образцы занимают достойное место в гардеробах обеспеченных модниц и стоят иногда баснословных денег . Такой вышивкой украшают постельное белье, скатерти, салфетки, воротники, манжеты, рукава, подолы платьев.

У нас есть великолепная новость – каждая девушка может освоить это одновременно трудное и увлекательное искусство. Для этого требуется всего ничего: терпение, усидчивость и внимательность . А мастерство будет расти с каждой выполненной работой. Говорят, сам кардинал Ришелье в свободное время любил повышивать в этой технике.

Особенности вышивки ришелье

Отличительной особенностью вышивки ришелье является то, что отдельные детали узора нужно вырезать.

Подготовительная работа

Мы подробно расскажем, как сделать красивый узор в этой технике.


Декатирование ткани – это процесс влажно-тепловой обработки , который исключает деформацию ткани во время работы и использования готового изделия.

Изредка можно найти в магазинах ткани, помеченные «декатировано». Но все равно стоит провести декатировку. Для уверенности, что точно все в порядке.

Процесс вышивки

Теперь приступим к работе.


Гладь бывает прямая и наклонная, с настилом и без него. Для того чтобы изображение выглядело объемнее, можно применить теневую гладь. В этом пригодятся нити близких тонов.


Очень эффектно такая вышивка смотрится —на одежде—, а праздничные скатерти и салфетки с ришелье когда-то были в каждой семье.


Также ришелье отлично сочетается с другими : крестиком, бисером, лентами, стразами.

Идеи вышивки ришелье со схемами

Схема «Лилия»

Эта схема вышивки ришелье идеально подойдет для мастериц, которые уже освоили пошагово , но не готовы много вырезать.

В этой вышивке нужно швом «вперед иголку» обшить все-все линии, заполнить гладью двойной контур рисунка и тычинки цветка. Затем выполнить бриды.

Бриды – нитяные перемычки, которые удерживают отдельные части вышивки и не дают ей расползаться.



Схемы мотивов для салфеток, платков

Вышивка ришелье весьма хороша тем, что простые схемы можно компоновать, как нравится, и получать оригинальные рисунки.


Из мотивов на приведенной ниже схеме можно создать великолепный орнамент, который украсит праздничную скатерть. А салфетки с двумя-тремя мотивами дополнят ансамбль и добавят изюминку к застолью.


Схемы цветочных мотивов

Цветочные мотивы отлично выглядят в узорах. Благодаря своей простоте, они одинаково легко создаются и руками, и с помощью швейной машинки. С ними быстро справится и опытная вышивальщица, и дебютантка.


Необычно будет смотреться такая вышивка, выполненная теневой гладью. То есть элементы по цвету будут отличаться между собой на несколько тонов. Это усложнит выполнение, но в то же время добавит изделию изысканности и даже некоторого шика.

Подходят для украшения почти всего: постельного и столового белья, сумочек, платков.

Схема вышивки для швейной машинки

Простая схема вышивки ришелье для работы на швейной машинке идеальна для начинающих мастериц. Выполняется эта работа в классической технике ришелье: обстрочить все линии простым швом, нужные элементы вышить гладью, сделать бриды, вырезать отверстия острыми ножницами близко к краю.

Подходит для салфеток. Такие изделия особенно хороши, если выполнены нитью с легким блеском тон в тон с основой.


Очень интересно сочетать вышивку ришелье с другими техниками.


На этой схеме ришелье красиво сочетается и с , и с объемной вышивкой, и даже с французским узелком. Ведь сиренево-голубые цветочки в ящике выполнены именно в . А роскошные розы вокруг окна – образец . Правда, создание такой красоты требует от рукодельницы недюжинного терпения и большого опыта. Фото прекрасно передают всю нежность и воздушность вышивки ришелье.


Видео с уроками мастер-класса вышивки ришелье для начинающих

История рукоделия. Вышивка ришелье

Захватывающее видео об истории появления ришелье, о технике выполнения, идеи применения. Красиво, информативно и очень вдохновляюще.

Вышивка ришелье на швейной машинке

Простой и наглядный пример вышивки безбридного ришелье с использованием основных швов – валика, бисерного шва, дырочек. Как просто и одновременно изысканно выглядит такая вышивка.

Украшение одежды

Мастер-класс вышивки ришелье на одежде. Буквально на глазах простенькое, даже невзрачное платьице превращается в дизайнерский наряд. Волшебство, да и только.

Расскажите, была ли вам полезна эта статья? Поделитесь своим мнением в комментариях. Для нас это очень важно.

Этот вид глади выполняется преимущественно прорезной гладью, в сочетании с простой (см. ), в которой листочки и кружочки вышивают с настилом или без него. Она применяется для украшения салфеток, скатертей, воротников, блузок, белья и т.д.

Маленькие дырочки не вырезают, а прокалывают толстой костяной, деревянной или металлической палочкой, заостренной с одного конца. Острие палочки нужно тщательно отшкурить, чтобы оно было круглым и гладким. Только в этом случае дырочки на вышивке, обшитые плотной выметкой, получатся ровными и красивыми. Если вырезанные фигуры достаточно велики, то пространство может быть заполнено баретками с паучками или без них. Это украшение сделает вышивку более ажурной, изящной и прочной.

Ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками, называлась «ренессанс» . По наружному краю такой вышивки на фестонах иногда выполнялись пико.

Мотивы узора вышивки «ришелье» (преимущественно растительного характера) соединялись перемычками с пико. Это придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон.

Особенно нарядна ажурная вышивка, выполненная венецианским швом. Петельный шов по контуру узора делали очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполняли различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево. Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором легко отсчитывать нити для разделок. Это очень сложный вид вышивки, и сейчас он почти забыт.

В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье» . «Ришелье» можно выполнять на любой ткани, подбирая к ней нитки по цвету и толщине.

В технике «ришелье» нитки для вышивки подбираются в тон ткани. Особенно нарядно выглядят узоры, вышитые шелковыми нитками на шелковых тканях.

Техника выполнения «ришелье»

Переведенный на ткань узор сначала прошиваем мелкими стежками швом «вперед иголку» (см. ). Для плотных тканей используем толстые нитки, для тонких - катушечные нитки № 60-80 или мулине.

Наметку делаем в два ряда, причем второй ряд - на некотором расстоянии (чуть меньше ширины петельного шва) от первого. Затем выполняем перемычки - бриды. Для этого рабочую нитку прокладываем посередине между двумя рядами наметки до того места, откуда начнется брида. Далее: протягиваем нитку к противоположному мотиву поверх ткани, которая будет вырезана по окончании работы, закрепляем нитку в промежутке между наметкой и возвращаем в исходную точку. Бриды можно выполнять петельным швом, гладьевым валиком или штопальным швом.

Если брида делается петельным швом или валиком, нитку нужно проложить не менее 3-х раз. Для бриды, которая выполняется штопальным швом, прокладывается четное число нитей (четыре - шесть).

Бриды выполняем над тканью, как бы на весу. Если необходимо сделать фигурные бриды, то сначала натягиваем нитки для первой бриды, обвиваем ее до середины, затем протягиваем нитки к следующему фрагменту, делаем бриду до пересечения ее с первой бридой и заканчиваем первую бриду. Так же выполняем бриды, если они пересекаются в одной точке, только в месте пересечения вышиваем настилом «паучок»

Вместо «паучка» можно сделать «кольцо». Оно выполняется двумя способами.

Первый способ: натягиваем три нитки для основной бриды, обшиваем ее почти до середины, делаем оттяжку в нужном направлении, обшиваем бриду и делаем несколько стежков по основной бриде до следующей оттяжки. Выполнив очередную бриду, опять делаем несколько стежков по основной бриде, натягиваем следующую бриду и т. д. Выполнив последнюю бриду, соединяем ее с основной, проложив нитку 3 раза, и обшиваем, замыкая образовавшийся кружок. Обметав круг, обшиваем оставшуюся часть основной бриды.

Второй способ: натягиваем нитки воздушно-петельным швом к точкам, где будут оканчиваться бриды. Нитки должны свободно провисать, не доходя до центра. Затем через эти петли протягиваем нитку. В результате, в центре образуется кольцо. От кольца к тому месту, где оканчивается брида, по ниткам воз душных петель натягиваем еще одну нитку и обвиваем их. Затем обшиваем часть кольца до следующей бриды и т. д. При этом способе кольцо между бридами получится более ровное.

И в том, и другом случае бриды выполняются петельным швом или валиком.

Для того чтобы вышивка получилась более нарядной, на бридах, а, иногда, и на фестонах делают пико, то есть маленькие узелки или петельки. Они могут выполняться швом «навивкой», петельным швом (зубчики) и с помощью булавки (булавочное пико).

Пико швом «навивкой».

Начинаем выполнять бриду петельным швом. Дойдя до середины бриды, вдеваем иглу в последний стежок и, не вытаскивая иглу полностью, обвиваем ее ниткой 10-12 раз, вращая иглу вокруг нитки слева направо. Протаскиваем иглу сквозь образовавшуюся спираль, стягиваем нитку так, что бы получился полукруг, и продолжаем шить бриду.

Зубчики на бриде, выполненной петельным швом.

Бриду обвиваем петельным швом на 2/3 ее длины, затем возвращаем нитку назад, закрепляем ее около седьмого или восьмого стежка (счет ведем от последнего выполненного стежка на бриде), снова проводим к исходной точке и, закрепив, возвращаем назад. Натянутые нитки обшиваем петельным швом и заканчиваем бриду.

Булавочное пико.

Бриду обвиваем стежками на 1/3 или 1/2 ее длины, продевая иголку с ниткой под натянутыми нитками. Закрепляем петельку булавкой, проводим иглу, как показано на рис.10б, и стягиваем стежок, присоединяя его как можно ближе к бриде. Таким же образом выполняется пико с противоположной стороны бриды.

После того, как все бриды сделаны, узор по краю обшиваем петельным швом, плотно укладывая стежки один к другому. При этом, петли должны быть обращены в ту сторону, где будет вырезана ткань.

Чтобы брида была хорошо закреплена, стежки петельного шва должны плотно обхватывать ее. Для этого несколько стежков делаем из одной точки над бридой. Если брида широкая, можно сделать дополнительный стежок в бриду.

При необходимости, узор, выполненный в технике «ришелье», можно дополнить гладью, ажурными разделками, прожилками.

Закончив работу, изделие нужно постирать, прогладить с изнаночной стороны и, только после этого, можно вырезать участки ткани под бридами для создания ажура. Первый надрез над бридой делаем с лицевой стороны изделия, а всю остальную часть ткани, которую нужно вырезать, вырезаем с изнаночной стороны работы, наклоняя ножницы в сторону петельного шва. Ножницы должны быть острые и иметь плотное смыкание кончиков.

Вышивка в технике ришелье на машинке. Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Старая забытая техника с использованием современных технологий представляет большой интерес.

Отделка края вышивкой

Бывает так, что вещь получается простая по крою и если ткань однотонная, то встаёт вопрос - а чем, собственно, можно отделать такую блузку или платье?

Вариантов существует множество. Но поскольку я очень люблю вышивку, то приведу вам несколько примеров вышивки по краю изделия.

Вышивать можно на любой части и детали изделия, но сегодня я сделала подборку вещей, украшеных вышивкой по краю.

Вышивка в технике "ришелье" на лёгком жакете под застёжкой, ещё есть немного вышивки и по краю рукавов и по вырезу горловины, но не могу здесь разместить много фотографий. Жакет удлиннённый, в комплекте с брюками смотрится замечательно.


А это свадебный палантин. Делела его для невесты одного известного хоккеиста. Размер палантина 180х180см. Выполнен он в технике подкладной аппликации на сетке с применением тонкого шнура (я использовала ирис).


После я его расшивала бисером и стеклярусом. Получилось очень красиво.


Эта работа ещё в пяльцах, после окончания работы, фестоны будут аккуратно вырезаны и плучится, что этот палантин будет по всему краю отделан "зубчиками" (часто встречающаяся отделка).


Эта блузка из шифона отделана по краю "бридными зубчиками", дополняя очень интересную вышивку, выполненную в технике подкладная аппликация.


А эта блузка очень простая - прямого покроя, однотонная, серенькая. Сама по себе ничего из себя не представляла, если бы не вышивка. Вышита она простой гладью, местами прорезной, по низу блузки и по низу рукавов.


Вот и всё на сегодня. Для тех кого заинтересовала машинна вышивка свободно-ходовым способом, приглашаю посетить мои уроки здесь же в блоге.

ВЫШИВКА белым по белому

Невесомые ажуры, нежная вышивка - всё это неотъемлемые составляющие ришелье. Несколько столетий назад данный вид рукоделия был невероятно популярным. Вышивку ришелье использовали для декора домашнего текстиля и одежды. Не менее востребована она и в наши дни. Вещь, украшенная подобной вышивкой, неизменно притягивает восхищенные взгляды. Освоить технику, найти схемы и проявить немного усидчивости при выполнении ришелье сможет каждый!

Ришелье своими руками: особенности техники и выбор материалов

Этот вид вышивки отличается от др. тем, что при его выполнении создаётся ажур. Ткань не только украшают стежками. В конце работы нужные места аккуратно вырезают небольшими острыми ножницами. Для того чтобы итоговый результат получился качественным, стоит разобраться в технике выполнения ришелье. Не менее важно запастись правильным материалом и др. нужными приспособлениями.

Дальнейшее использование ажурной глади зависит от состава и вида ткани. Она не должна растягиваться в разные стороны и деформироваться после стирки. Обычно для ришелье выбирают натуральные волокна. Начинающим вышивальщицам лучше остановить свой выбор на хлопке или льне средней толщины. Также подойдёт сатин. Помните, чем тоньше материал, тем сложнее будет с ним работать. Нити могут расползаться в стороны. Поэтому делать ришелье на шёлке и подобных ему тканях лучше, когда набьёте руку.

Немаловажно выбрать нитки нужного тона. Несколько столетий назад обычно использовали подходящие по цвету к ткани. Сейчас допустимы вариации. Для украшения одежды можно выбирать нитки на 2 тона темнее или использовать контрастные цвета. Их состав зависит от вида материала. Для натуральных тканей обычно используют хлопчатобумажные или шёлковые нитки.

Также Вам понадобятся стандартные иглы для вышивки, маленькие острые ножницы. Понятно, что очертания ришелье зависят от шаблона. В качестве него можно использовать трафареты. Обычно их переводят на ткань с помощью специальных маркеров. Удобнее использовать водорастворимый. Им рисуют линии, как обычным фломастером. Но если участок ткани намочить, то рисунок исчезнет. С помощью такого маркера работа получается более аккуратной.

Некоторые мастерицы выполняют вышивку швейной машиной. В этом случае Вам нужно будет дополнительно купить растворимый и обычный флезилин. Кроме того, у машины должна быть опция вышивки.

Фото вышивки и пошаговое исполнение


Перед тем, как начать вышивать, необходимо декатировать ткань. Это делается для того, чтобы она при последующих стирках не села. Обычно её опускают в тёплую воду, выжимают, а затем сушат. После материал гладят. Далее начинают переводить рисунок. Чаще всего используют геометрические или растительные мотивы.

Нужно внимательно рассмотреть линии. Части узора должны соединяться между собой. Иначе после вырезания вышивка просто развалится на куски. Если расстояние между очертаниями узора слишком большое, то в конце работы линии можно соединить специальными деталями-бридами.

У рисунка обводят только контуры, на которых будут располагаться стежки. Полотно закрепляют на пяльцах так, чтобы оно не двигалось. После этого приступают к вышивке. По контуру прокладывают швы вперёд иголку. Основные стежки выполняют в технике гладь . Они могут быть в виде настила, контурными или одиночными. Следует помнить, что определённые детали вышивают разными способами.

Круглые элементы предварительно выполняют по кругу, делая стежки вперёд иголку. Затем поверх них располагают плотные прямые или наклонные швы глади. Они могут лежать один на др. После того, как Вы выполните весь круг, нужно закрепить нитку. Для этого иглу продевают под один из последних стежков. Завершают круглый элемент созданием прорези. Для этого делают 2 крестообразных надреза из центра. У Вас должны получиться «лепестки». Их отворачивают вверх и срезают близко к швам.

Для того чтобы работа выглядела объёмной, некоторые элементы выполняют в технике теневая гладь. Для этого подбирают нитки одного цвета, но разных оттенков. Один должен быть темнее др. Затем выполняют стежками разметку элемента. В одной части будет располагаться светлая часть, в др. тёмная. Их покрывают гладью. Стежки должны выполняться так, чтобы переход цветов был незаметен.

Часто требуется выполнить большую объёмную деталь. Для этого её также предварительно простёгивают швом вперёд иголкой. Он должен располагаться по контуру и внутри неё. Затем поверх стежков располагают вышивку гладью, выполненную с настилом.

Завершают вышивку формированием бридов. Они помогают соединить слишком большие пространства без рисунка. Иглу с нитью протягивают по лицевой стороне между 2 точками 2-3 раза. Нитка должна плотно лежать на материале, не стягивая его. Затем её обшивают петельными стежками. Получается витая тонкая полоска. С помощью бридов можно создавать ажурную сетку, делая вышивку похожей на кружево.

Читайте также:

Ришелье: вышиваем бисером

Иногда можно встретить вариант ришелье с бисером. Он может быть выполнен разными способами. При этом для каждого из них стоит выбирать бисер одного калибра. Иначе вышивка будет неоднородной. Чем мельче бусинки, тем плотнее получится рисунок.

Некоторые рукодельницы пришивают их так же, как и при выполнении картин. На изнанке делаются невидимые проколы. Одна бисеринка плотно прилегает к др. Таким образом заполняют контуры рисунка. В конце вырезают нужные части полотна.

Есть ещё один способ создания ришелье. Вышивка бисером делается навесу в заранее вырезанных участках. Можно выполнить различные узоры или ажуры, а потом аккуратно прикрепить их к ткани в нужных местах. Единственное о чём стоит помнить - такой способ более декоративен. Он не очень подходит для украшения одежды. Если порвётся нитка, то вся работа пойдёт насмарку.

Гораздо более универсально прошить контуры бисером, затем сделать прорези. Лучше всего использовать ришелье вышивку бисером для создания ажурных накладных воротничков, украшений и декора платьев.

Ришелье своими руками имеет ряд особенностей:

  1. Вырезать ткань следует в самом конце. После того, как Вы выполнили гладью нужные участки, постирайте вышивку руками. Не выкручивайте её. Чтобы избавиться от лишней воды слегка сожмите ладонями. Дайте ришелье высохнуть, прогладьте утюгом. Только после этого следует переходить к вырезанию.
  2. Для того чтобы работа вышла нарядной, выполняйте её нитками разных оттенков. Особенно это красиво смотрится на цветочных узорах.
  3. Для укрепления контуров часто используется петельный шов. Его располагают по краям и узким срезам. Для начала необходимо сделать стежок слева направо. Его не затягивают. Просто протыкают ткань иглой. Затем её уводят вверх. Делают новый прокол. Иглу протягивают вниз так, чтобы нить лежала под ней. Протыкают ткань ещё раз, но уже внизу.
  4. Готовой вышивке необходим особый уход. Её можно стирать руками или на ручном режиме в машинке. В последнем случае ткань лучше положить в сетчатый мешок для стирки. Выкручивать вышивку нельзя. Если она очень мокрая, то лучше завернуть её в полотенце, предварительно разгладив. Когда вода впитается, влажную ткань проглаживают утюгом.

Преобразить одежду, скатерти и салфетку без труда может вышивка ришелье. Схемы представляют собой красивые геометрические и растительные узоры. Обычно вышивку выполняют на льне, хлопке и шёлке с помощью глади. Ею заполняют контуры элементов. Ажуры получаются за счёт того, что в конце работы пустые промежутки вырезают острыми ножницами и соединяют пустые места бридами.

Возникновение вышивания, одно из самых массовых видов искусства, относящееся к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненных нитками или другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративного вышивания на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Все виды вышивки можно разделить на 2 группы: счетная (вышивается по счету нитей) и свободная (вышивается по контуру рисунка свободными швами без счета нитей).

Среди многочисленных техник вышивания своей благородной красотой и изяществом выделяется вышивка «Ришелье» , очаровательная ажурная вышивка, которая относится к вышивкам по свободному контуру. Несмотря на кажущуюся сложность, вышивка эта довольно проста, хотя и требует терпения, внимательности и аккуратности

Вышивка «ришелье»

«Ришелье» относится к вышивке городского типа. Она возникла в эпоху Возрождения в XIV веке в Италии. Широкое распространение получила в Центральной и Западной Европе в XVI-ХVII веках. В Европу образцы кружева, в том числе и ажурной вышивки, попали впервые из стран Востока и в соответствии с веяниями моды, влиянием вкусов и традиций, развитием науки и всех видов искусства претерпели трансформацию. Расцвет Европейской ажурной вышивки приходится на XIV-XV столетие, когда вся Италия, затем Франция, а за ней и другие страны Центральной Европы были захвачены модой на кружевную ажурную вышивку. Особенно почитали этот вид искусства при дворе Лоренцо Медичи. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. За рукоделием проводили досуг вельможи и придворные. Мода на вышитые и кружевные воротнички, манжеты, жабо, перчатки, носовые платочки, столовое и постельное белье, а также многочисленные предметы интерьера стимулировали открытие женских школ и мастерских по всей Европе. Ажурная вышивка имела разновидности в оформлении, в рисунке самого узора, в наличии дополнительных разделок, в оформлении перемычек и называлась она по-разному: "ренессанс", "венецианская", "ришелье", "ретичелла".

"Ренессанс" — это ажурная вышивка с геометрическими формами, которые соединялись гладкими перемычками.

Мотивы узора вышивки, преимущественно растительного характера, соединялись перемычками с пико, что придавало вышивке особую выразительность, подчеркивало узор и создавало кружевной фон. Пико иногда выполнялись и по наружному краю вышивки на фестонах.

Вышивку венецианским швом выполняли на тонком полотне, на котором можно было легко считать нити для разделок.

Фестонный шов по контуру узора делался очень выпуклым, как контур в венецианских кружевах. Фон в узоре заполнялся различными разделками, имитирующими разную фактуру ткани, что делало узор еще более похожим на кружево.

Вышивка «Ришелье» своим названием обязана всемогущему кардиналу Ришелье, министру Людовика XIII. Одна из легенд гласит, что именно он приказал ограничить ввоз дорогостоящих роскошных кружев, которые Франция покупала тогда в Италии, и заменить их кружевной вышивкой по полотну, выполнявшейся на отечественных фабриках. По другой легенде кружева были любимыми украшениями одежды кардинала. Он носил воротники, манжеты, перчатки и ботфорты, украшенные ажурной вышивкой.

Существует и такая легенда, что сам кардинал любил на досуге вышивать в технике "ришелье" и достаточно в этой области преуспел.

«Ришелье» - вид вышивки, в котором вышитые границы и детали узоров обрабатывают обычно петельным (обшивочным, обметочным) швом, после чего ткань на участках между краями деталей вырезают.

Эту вышивку можно выполнять вручную и на швейной машине. В ажурной вышивке вырезают или сами фигуры или ткань между ними. Узоры для вышивки представляют собой чаще всего стилизованные цветы, листья. Вышитые изделия выглядят очень эффектно. Ажурная с просветами ткань в местах вышивки смотрится как кружевное полотно.

В настоящее время, все виды ажурной вышивки по свободному контуру с перемычками называют «ришелье» и подразделяют на «ришелье» с бридами и безбридное.

Безбридное «Ришелье» «Ришелье» с бридами

Бриды - воздушные мостики, перемычки, которые удерживают элементы узора, как единое целое.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!