Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Консультация на тему: консультация для воспитателей детского сада "Формирование алгоритмических умений дошкольников"

Количество часов - 12 часов

Цель самостоятельной работы: изучение содержания и организации работы воспитателя по ознакомлению детей дошкольного возраста с алгоритмами.

Обеспечивающие средства

План изучения темы.

1. Оформить конспект по теме «Алгоритм» по следующему плану:

Анализ программных задач по формированию алгоритмических умений;

Значение развития у дошкольников алгоритмических умений;

Методика работы по ознакомлению с алгоритмами в возрастных группах;

2. Разработать конспект занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа на выбор студента)

1. Оформить конспект по предложенному плану.

2. Изучить методическую литературу и составить перечень дидактических игр и упражнений по формированию алгоритмических умений по следующей форме:

3. Разработать фрагмент конспекта занятия по формированию алгоритмических умений у детей дошкольного возраста (возрастная группа по выбору студента).

4. Письменно подобрать примеры ситуаций по формированию представлений об алгоритмах:

а) в режимные моменты,

б) в процессе чтения произведений художественной литературы.

5. Составить текст консультации для родителей по формированию у дошкольников алгоритмических умений.

Требования к содержанию отчета – отчет о выполнении задания оформляется письменно.

Контрольные вопросы

1. Сравните задачи и содержание представлений об алгоритмах в разных возрастных группах.

2. В чем заключается сущность системы работы по формированию у дошкольников алгоритмических умений?

3. Приведите примеры интеграции содержания данной темы с другими образовательными областями.

1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

Тема 12. Преемственность в работе дошкольного учреждения с семьей и школой по реализации задач математического развития

Количество часов – 10 часов

Цель самостоятельной работы:

- изучение преемственности в содержании, методах и формах обучения математике в подготовительной группе и в 1 классе начальной школы;

- изучение значения работы с родителями для математического развития дошкольников, форм работы с семьей.

Обеспечивающие средства

Учебно-методическая литература;

План изучения темы.

Задание для самостоятельной работы

    Ознакомление с содержанием раздела «Развитие математических представлений» в подготовительной группе и образовательной программе 1 класса.

    Оформление таблицы.

    Анализ плана работы детского сада по осуществлению преемственных связей со школой.

    Изучение форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию детей.

Порядок выполнения самостоятельной работы

    Оформить конспект согласно предложенному плану:

Требования современной начальной школы к математическому развитию детей;

Преемственность в содержании и методах обучения математике;

Формы организации преемственности в работе начальной школы и детского сада по обучению математике;

Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе.

2. Провести сравнительный анализ образовательных программ и заполнить таблицу по следующей форме:

3. Проанализировать основные отличия в организации работы школы и детского сада, заполнить таблицу:

4. Изучить значение работы с родителями для математического развития дошкольников, формы работы с семьей.

5. Составить план консультаций для родителей по любому актуальному вопросу методики формирования элементарных математических представлений.

6. Ответить на контрольные вопросы.

Требования к содержанию отчета – отчет о выполненном задании оформляется письменно.

Контрольные вопросы

    Покажите актуальность проблемы преемственности в работе детского сада и школы в свете современных преобразований в системе образования в стране (ФГОС ДО и ФГОС НОО).

    В чем суть основных требований современной начальной школы к математическому развитию детей?

    На основе сравнительного анализа программ подготовительной группы и 1 класса начальной школы покажите преемственность в содержании обучения математике.

    Приведите примеры по осуществлению преемственных связей детского сада и школы. Раскройте своеобразие отдельных форм работы.

    Раскройте сущность форм и содержания совместной работы ДОУ с семьей по вопросам математического развития.

    Обоснуйте важность и необходимость научного подхода к изучению условий воспитания ребенка в семье.

1. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Современные технологии математического образования дошкольников: учеб. пособие / под общ. ред. Л.В. Ворониной. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 282 с.

2. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «Детство - Пресс», 2008.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11684

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013г. № 1155)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009 г. № 373)

6. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005.

УДК 373.24 ББК 74.102.18

ГСНТИ 14.23.09

Код ВАК 13.00.02

Утюмова Екатерина Александровна,

старший преподаватель кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 157; e-mail: [email protected].

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: алгоритм, алгоритмические умения, алгоритмическое мышление, алгоритмическая культура, алгоритмические способности, предпосылки к учебной деятельности, дошкольники, структура алгоритмических умений, условия формирования алгоритмических умений.

АННОТАЦИЯ. В данной статье выделяются условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении. Раскрывается понятие «алгоритмические умения» и обозначается их взаимосвязь с понятиями «алгоритмическое мышление», «алгоритмическая культура» и «алгоритмические способности». Автор отмечает, что алгоритмические умения являются первой ступенью формирования у обучаемых алгоритмической культуры и алгоритмических способностей. Научная новизна работы состоит в уточнении структуры алгоритмических умений дошкольников разных возрастных групп на каждом этапе их формирования. В структуре выделены такие блоки, как процессуальный, личностный, регулятивный и коммуникативный. Условиями формирования алгоритмических умений у дошкольников выступают: использование игр с правилами и организация игровой деятельности дошкольников по заданным воспитателем алгоритмам, создание развивающей предметно-пространственной среды, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, обучение детей действиям контроля и оценки своей деятельности, интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами детских образовательных учреждений.

Utyumova Ekaterina Aleksandrovna,

Senior Lecturer of Department of Theory and Methods of Teaching Mathematics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

KEYWORDS: algorithm, algorithmic skills, algorithmic thinking, algorithmic culture, algorithmic abilities, prerequisites to learning activities, preschool children, structure of algorithmic skills, conditions of formation of algorithmic skills.

ABSTRACT. The article defines the conditions for the formation of algorithmic skills of children in the learning process of preschool educational institutions. The article discloses the notion "algorithmic skills" and outlines their relationship to the notions of "algorithmic thinking", "algorithmic culture" and "algorithmic abilities". The author notes that algorithmic skills make up the first step in the formation of the students" algorithmic culture and algorithmic abilities. The scientific novelty of the work consists in clarifying the structure of algorithmic skills of preschool children of different age groups at each stage of their formation. Such blocks such as procedural, personal, regulative and communicative are singled out in this structure. The following conditions of formation of algorithmic skills in preschool children are identified: the use of games with rules and organization of play activities of preschool children according to the algorithms given by the teacher, creation of educational subject-spatial environment, taking into account the age and individual characteristics of children of junior and senior preschool age, teaching children to monitor and evaluate their activities, integration in the process of building the algorithmic skills of different types of kids activities. The practical value of research consists in the fact that the results of the study may be used by teachers of children"s educational institutions.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE CONDITIONS OF FORMATION OF ALGORITHMIC SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN

дошкольного образования прописаны итоговые результаты, целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты каждым ребенком в процессе обучения в ДОУ. Сфор-мированность этих личностных и интеллектуальных качеств у будущих первоклассников необходима для развития у них предпосылок к учебной деятельности, которые являются основным показателем готовности дошкольника к обучению.

сии характерны кардинальные изменения на всех ее уровнях, характеризующиеся созданием единого образовательного пространства, направленного на развитие личности ребенка. Дошкольного обучение - это первое звено поступательного, непрерывного развития индивидуума, основной целью которого является достижение дошкольниками необходимого уровня для успешного освоения программ начальной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте © Утюмова Е. А., 2016

Исследования Я. Н. Белик, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. Н. Шадрикова о развитии предпосылок к

овладению учебной деятельностью детьми дошкольного возраста как необходимого условия преемственности обучения в ДОУ и начальной школе позволили выделить структуру данного понятия:

Возникновение познавательных мотивов, интересов и потребностей;

Принятие учебного задания;

Формирование способности удерживать цель деятельности на протяжении выполнения задачи;

Развитие умения планирования предстоящей деятельности, разбиения ее на отдельные шаги, этапы;

Освоение ребенком общих способов решения практических, интеллектуальных и познавательных задач;

Овладение действиями контроля и оценки полученного результата своей деятельности .

Эффективным средством развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ являются алгоритмы и формирование у дошкольников алгоритмических умений. Ведь алгоритм - это и есть способ принятия и удержания цели своей предстоящей деятельности, это последовательность шагов (операций) для осуществления решения практических и учебных задач. Овладение алгоритмом обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Действия контроля, самоконтроля и коррекции также свойственно при алгоритмической деятельности людей.

О необходимости включения алгоритмической линии в содержание обучения периода детства писали Н. Я. Виленкин, Л. В. Воронина, С. Е. Царева и др. . С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами, знакомятся с последовательностью действий при поглощении пищи, умывании, с правилами дорожного движения, поведения за столом, на улице, гигиеническими правилами. В образовательной области «Познавательное развитие» при формировании элементарных математических представлений дошкольники знакомятся с алгоритмами построения сериаци-оннного ряда, счета, решения арифметических задач, измерения величин и т.д.

Алгоритм - это одно из древних, фундаментальных понятий математики, теории алгоритмов. В связи с информатизацией и технологизацией современного общества понятие «алгоритм» проникло в различные сферы жизни человека. А. А. Столяр дает интуитивно-содержательное определение этого понятия как предписание действий понятных и точных, порядка их выполнения для достижения решения любой задачи из определенного класса однотипных задач.

Различают три вида алгоритмов. Первый - линейный, когда последовательность действий выполняется в строго определенном порядке, однократно. Разветвляющийся алгоритм характеризуется тем, что существует условие, которое необходимо проверить, и если оно выполняется, то исполняется одна последовательность шагов, если нет, то другая. Циклический алгоритм содержит часть действий, которые необходимо повторить несколько раз, пока не будет реализовано некоторое условие.

Не каждая последовательность, план действий, правило являются алгоритмами, но они могут быть использованы на начальном этапе формирования у дошкольников алгоритмических умений.

Большая часть исследований современных авторов направлена на развитие алгоритмического мышления, стиля мышления (А. В. Копаев, А. А. Столяр, С. Е. Царева), на формирование алгоритмической культуры (М. П. Лапчик). В отечественной психолого-педагогической литературе стали обращаться и к проблеме развития алгоритмических способностей, входящих в структуру познавательных (Н. Б. Истомина, С. Д. Язвинская). Также в методике появились исследования (Л. В. Воронина, З. А. Михайлова, А. А. Столяр), которые обосновывают возможность и необходимость изучения понятия «алгоритм» и формирования алгоритмических умений у детей, начиная с дошкольного уровня обучения .

Анализ перечисленных выше исследований показал, что понятия «алгоритмические умения», «алгоритмическое мышление», «алгоритмические способности» и «алгоритмическая культура» тесно взаимосвязаны. Раскроим эти понятия.

Алгоритмические умения включают умения расчленять сложные действия на элементарные шаги и представлять их в виде организованной совокупности последних, умение планировать свои действия и строго придерживаться этого плана в своей деятельности, умения выражать свои действия понятными языковыми средствами (А. А. Столяр) .

Алгоритмическое мышление - это искусство рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности, способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и поступать соответственно им (С. Е. Царева) .

Алгоритмическую культуру в педагогической литературе понимают как обладание личностными качествами, способствующими пониманию алгоритмов, значения их в различных областях деятельности, включающее в себя также владение соответствующим мышлением (М. П. Лапчик) .

Специфические индивидуальные способности личности, выражающиеся в склонности мышления к нахождению обобщенных способов решения задач, к овладению обобщенными понятиями, правилами, направленными на быстрое и успешное достижение новых, значимых результатов в учебно-познавательной деятельности - это алгоритмические способности (С. Д. Язвинская) .

То есть для формирования алгоритмических способностей необходимо сначала сформировать у ребенка алгоритмические умения, затем алгоритмическое мышление. Развивать вместе с этим такие качества его личности, как активность, инициативность, настойчивость и самостоятельность, способность к рефлексии и переносу знаний в новые ситуации, тем самым формируя алгоритмическую культуру школьника. Затем, овладев еще и творческой составляющей при выполнении алгоритмических действий, у ребенка формируются алгоритмические способности.

Основываясь на анализе психолого-педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что у дошкольников в процессе игровой деятельности, особенно используя игры с правилами, необходимо формировать представления о последовательности действий, о понятии «правило», «алгоритм». Нами была разработана методика формирования алгоритмических

умений у детей дошкольного возраста начиная со средней группы, которая включает в себя три этапа:

1 этап (средняя группа) - формирование у ребенка умения использовать линейные алгоритмы для решения образовательных задач;

2 этап (старшая группа) - обучение дошкольников выполнению алгоритмов всех видов, формирование первоначальных умений по составлению алгоритмов;

3 этап (подготовительная к школе группа) - закрепление алгоритмических умений, перенос усвоенных алгоритмов в различные образовательные области и виды деятельности .

Структура алгоритмических умений детей дошкольного возраста состоит из четырех блоков . Процессуальный блок отвечает за изучение свойств, видов, способов записи алгоритмов, за их исполнение и составление. Личностный направлен на осознание значимости новых знаний или способов деятельности. Регулятивный способствует формированию умения планировать, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативный блок развивает умения у дошкольников, взаимодействовать со взрослыми и между собой в процессе алгоритмической деятельности. Формирование компонентов алгоритмических умений у детей на каждом этапе представлено в таблице 1.

Таблица 1

Структура алгоритмических умений у детей дошкольного возраста

Этап формирования алгоритмических умений Процессуальный блок Личностный блок Регулятивный блок Коммуникативный блок

1. Подчиняться 1. Осознавать, что 1. Удерживать цель 1. Задавать вопросы

правилу в игре, ко- деятельность со- деятельности в случае непонима-

торое устанавлива- стоит из последова- непродолжитель- ния указаний вос-

ет воспитатель. тельных шагов, от- ное время питателя.

2. Слушать указа- дельных действий под руководством 2. Отражать в своей

ния воспитателя, 2. Условно пони- воспитателя. речи собственные

условно выполнять мать значимость 2. Попытки осуще- действия

его в процессе сво- исполнения пра- ствления контроля под руководством

ей деятельности. вил (алгоритмов) правильности вы- воспитателя.

3. Исполнять одно, для достижения ре- полнения двух, 3. Взаимодейство-

1 этап двух, трехшажные зультата. трехшажного алго- вать со сверстника-

(средняя последовательно- 3. Попытки сопод- ритма. ми и воспитателем

группа) сти действий чинения мотивов и 3. Выполнять про- в процессе игровой

(линейные оценивания новых стейший алгоритм деятельности.

алгоритмы). знаний, своей дея- по заданному вос-

4. Восстанавливать тельности с точки питателем плану

последовательность зрения усвоенных 4. Исправление

шагов с опорой на норм ошибок в простей-

карточки, содер- ших линейных

жащие действия последовательно-

показанного ранее стях действий

алгоритма. под руководством

воспитателя.

1. Выполнять 1.Понимать значи- 1. Удерживать цель 1.Самостоятельно

линейные алгорит- мость выполнения деятельности. отражать в речи

мы из семи-десяти алгоритмов для 2. Следовать задан- свои действия при

шагов. решения задач. ному плану с опо- выполнении алго-

2. Исполнять раз- 2. Подчинять сою рой на карточки- ритма.

ветвляющие и цик- роль в игре и моти- подсказки. 2.Задавать вопросы

лические алгорит- вы деятельности 3. Оценивать дос- при выполнении и

мы под руково- заданному правилу. тижение постав- создании простей-

дством воспитателя 3. Проявлять инте- ленной цели, пра- ших алгоритмов.

или с опорой на рес к созданию но- вильности выпол- З.Сотрудничать в

2 этап карточки- вых алгоритмов. ненных действий паре и небольшой

(старшая подсказки. под руководством группе в процессе

группа) 3. Создавать под воспитателя. игры под наблюде-

руководством вос- 4. Исправлять, нием воспитателя.

питателя простей- осуществлять кор-

шие алгоритмы для рекцию алгоритмов

достижения по- по требованию и

ставленной цели. под руководством

4. Использовать воспитателя.

блок-схемы как

подсказки при вы-

полнении алгорит-

мов всех видов.

1. Увеличении доли 1.Понимать значи- 1. Удерживать и ус- 1.Самостоятельно

самостоятельности мость выполнения ловно принимать отражать в речи

детей при выпол- алгоритмов для цель деятельности. свои действия при

нении и составле- решения познава- 2. Самостоятельно выполнении алго-

нии алгоритмов тельных задач. следовать приня- ритмов всех видов.

любого типа. 2. Проявлять инте- тому плану дея- 2.Сотрудничать в

2. Переносить из- рес к нахождению тельности. паре и небольшой

вестные алгоритмы общих способов 3. Соотносить выпол- группе в процессе

для решения по- (алгоритмом) ре- ненный алгоритм с игры и при выпол-

добных задач под шения задач одно- образцом при помо- нении познава-

3 этап руководством вос- го класса.. щи воспитателя. тельной задачи.

(подготови- питателя. 3. Оценивать свою 4. Корректировать 3. Выполнять раз-

тельная 3. Изменять алго- деятельность с точ- выполнение алго- личные роли в

группа) ритм при модифи- ки зрения обще- ритма в соответст- группе, попытки

кации условия, ис- принятых правил, вии с планом, ре- сотрудничать со

ходных данных под норм поведения.. зультатом при по- сверстниками и

руководством вос- мощи воспитателя. воспитателем в

питателя. 5. Оценивать своею процессе игровой и

4. Использовать ал- деятельность по познавательной

горитмы в различ- простейшему пла- деятельности.

ных видах деятель- ну, заданному вос- 5. Договариваться

ности детей. питателем и с его помощью, подсказками и коррекцией. друг с другом в игре, в том числе и в играх с правилами.

Таким образом, на основе анализа методической и психолого-педагогической литературы, возрастной периодизации Д. Д. Эльконина можно выделить в структуре алгоритмических умений не только умения выполнять алгоритмы любого вида и составлять простейшие алгоритмы, но и умения удерживать и принимать цель предстоящей деятельности, планировать свою работу, осуществлять оценку и контроль своих действий.

Для целенаправленного формирования у детей, начиная со средней группы, алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий.

1. Использовать игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам). Например, в игре

«Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

2. Для развития у ребенка различных умений, в том числе и алгоритмических, необходимо создание развивающей предметно-пространственной среды, при организации которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации.

Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы целесообразно ввести новый персонаж - робота, которому дети будут сообщать команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» - это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует игры, например, предложим роботу съесть мандаринку, которая лежит на столе. Воспитатель побуждает детей к действию: «Роботу необходимо поесть, чтобы подзарядиться энергией». Задает вопросы, побуждая детей к решению задания: «Что нам нужно сделать?», «Зачем роботу необходимо поесть?», «Повторите, какой мы должны получить результат». Для получения первичного алгоритма деятельности задает вопросы: «Что сначала должен сделать робот?», «Предложите последовательность действий», «Назовите недостающее действие». В процессе игры дети под руководством воспитателя создают алгоритм, сообщают роботу команды, а «робот» их исполняет: первая команда: «Возьми мандаринку», вторая «Съешь ее». Воспитатель должен объяснить и посмеяться, что с кожурой съест не получиться: «Какое действие мы пропустили?» Дети ответят: «Надо сначала очистить мандаринку, а потом ее съесть». «А помыть мандаринку не нужно?». Определились первые команды алгоритма. Затем робот показывает и говорит, что не знает, куда убрать кожуру. Дети советуют выбросить, робот бросает ее на пол. Дети исправляют команду: «Выброси в мусорное ведро». Получаем алгоритм деятельности робота «Робот ест мандарин-ку»:1. Возьми мандаринку со стола. 2. Помой ее. 3. Вытри руки. 4. Очисти ман-

даринку. 5. Съешь мандаринку. 6. Выброси кожуру в мусорное ведро. 7. Конец. Робот сообщает, что последней командой всегда должна быть команда «Конец», иначе он съест еще мандаринку, а затем еще и еще, пока дети его не остановят.

3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста. Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. Так, дети старшей группы еще не могут удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. Поэтому используем игры с двух-, трехшажными правилами. Например, игра «Локомотив». Воспитатель-локомотив ездит по группе и, подъезжая к определенному дошкольнику, сигналит три раза. Только на третий гудок дошкольник-вагон прицепляется к локомотиву, доставив вагон на вокзал, воспитатель должен его отцепить, поэтому необходимо сначала остановиться, а затем после второго гудка вагон должен отцепиться. Если последовательность действий на каком-то этапе будет нарушена, то вагон отвозят в ремонтный завод.

В старшем дошкольном возрасте не всем детям сразу посильно выполнять разветвляющиеся, то есть алгоритмы с условием. Поэтому воспитатель использует различные средства-подсказки для усвоения алгоритмов данного вида. Например, игра «Сделай по условию»: воспитатель на доске изображает часть алгоритма с условием (рис. 1). Взрослый помогает дошкольнику, задает ему вопрос, показывает схему (схема кроме текста может содержать рисунок) и поясняет, что нужно сделать. Повторяет это действие еще с двумя детьми. После этого остальные дети должны выполнить не только условие, но и весь алгоритм полностью.

4. Для обучения дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуации этапом контроля. Завершая игру, под непосредственным руководством воспитателя,

дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном, производят коррекцию, если необходимо, в своих алгоритмах. Воспитатель задает вопросы: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Что мы сегодня научились делать?», «Все ли у

нас получилось?», «Зачем нам нужно было выполнять данную последовательность действий?», «Дайте оценку своей деятельности». Постепенно обучаемый увеличивает долю самостоятельности ребенка при оценке своих действий. Также необходимо использовать игры на исправление алгоритма, последовательности действий. Например, воспитатель-робот просит накормить его: не помыв руки, сначала требует суп, потом торт, компот, а затем пюре с сосиской. Взрослый анализирует, выполняют ли его требования дошкольники, чем они объясняют изменение алгоритма, аргументирует, почему так есть, как требует робот нельзя.

5. Интеграция в процессе формирования алгоритмических умений различных видов детской деятельности, перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности. Основная цель использования этого условия - это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма. Воспитатель постепенно увеличивает долю самостоятельности в выполнении и состав-

лении алгоритма ребенком, побуждает в процессе выполнения различных видов детской деятельности самостоятельно осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритма. Для нахождения общих способов решения практических задач с использованием известных алгоритмов, для формирования умения изменять алгоритм при трансформации условий можно применять творческие игровые задания, а затем предложить проанализировать свою деятельность, отвечая, например, на вопросы: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?».

Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белик Я. Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2011.

2. Виленкин Н. Я., Дробышев Н. Я. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа. 1988. № 12. С. 34-37.

3. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74-844. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Современные технологии математического образования дошкольников: учебное пособие; под общ. ред. Л. В. Ворониной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 282 с.

5. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 22-33.

6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 201 с.

7. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. Смоленск: Ассоциация XXI века, 2009. 287 с.

8. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления. // Информационные технологии в общеобразовательной школе. 2003. № 6. С. 6-11.

9. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студ. пед. вузов. М. : Академия, 2003. 624 с.

10. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3.

11. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).

12. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студ. пед. институтов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988. 303 с.

13. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе: учебник для студ. учреждений высш. образования. М. : Академия, 2014. 496 с.

14. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М. : Логос, 1994. 320 с.

15. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М. : ВЛАДОС, 1999. 360 с.

16. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени: дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2009.

1. Belik Ya. N. Formirovanie predposylok uchebnoy deyatel"nosti starshikh doshkol"nikov v aspekte preemstvennosti doshkol"nogo i nachal"nogo obshchego obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2011.

2. Vilenkin N. Ya., Drobyshev N. Ya. Vospitanie algoritmicheskogo myshleniya na urokakh matematiki // Nachal"naya shkola. 1988. № 12. S. 34-37.

3. Voronina L. V., Utyumova E. A. Razvitie universal"nykh predposylok uchebnoy deya-tel"nosti doshkol"nikov posredstvom formirovaniya algoritmicheskikh umeniy // Obrazovanie i nauka. 2013. № 1. S. 74-84.

4. Voronina L. V., Utyumova E. A. Sovremennye tekhnologii matematicheskogo obrazovaniya doshkol"nikov: uchebnoe posobie; pod obshch. red. L. V. Voroninoy. Ekaterinburg: Ural. gos. ped. un-t, 2013. 282 s.

5. Davydov V. V. Genezis i razvitie lichnosti v detskom vozraste // Voprosy psikhologii. 1992. № 1. S. 22-33.

6. Detstvo: Primernaya osnovnaya obshcheobrazovatel"naya programma doshkol"nogo obrazovaniya / T. I. Babaeva, A. G. Gogoberidze, Z. A. Mikhaylova i dr. SPb. : DETSTVO-PRESS, 2011. 201 s.

7. Istomina N. B. Metodika obucheniya matematike v nachal"noy shkole. Razvivayushchee obuchenie. Smolensk: Assotsiatsiya XXI veka, 2009. 287 s.

8. Kopaev A. V. O prakticheskom znachenii algoritmicheskogo stilya myshleniya. // Informatsionnye tekhnologii v obshcheobrazovatel"noy shkole. 2003. № 6. S. 6-11.

9. Lapchik M. P. Metodika prepodavaniya informatiki: uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov. M. : Akademiya, 2003. 624 s.

10. Leont"ev A. A. Chto takoe deyatel"nostnyy podkhod v obrazovanii? // Nachal"naya shkola: plyus-minus. 2001. № 1. S. 3.

11. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 «Ob utverzhdenii federal"nogo gosudarstvennogo obrazovatel"nogo standarta doshkol"nogo obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013

12. Formirovanie elementarnykh matematicheskikh predstavleniy u doshkol"nikov: uchebnoe posobie dlya stud. ped. institutov / pod red. A. A. Stolyara. M. : Prosveshchenie, 1988. 303 s.

13. Tsareva S. E. Metodika prepodavaniya matematiki v nachal"noy shkole: uchebnik dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. obrazovaniya. M. : Akademiya, 2014. 496 s.

14. Shadrikov V. D. Deyatel"nost" i sposobnosti. M. : Logos, 1994. 320 s.

15. El"konin D. B. Psikhologiya igry. 2-e izd. M. : VLADOS, 1999. 360 s.

16. Yazvinskaya S. D. Pedagogicheskie usloviya razvitiya algoritmicheskikh sposobnostey detey starshego doshkol"nogo vozrasta v protsesse poznaniya kategorii vremeni: dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol", 2009.

Развивающие игры – это игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.

Основная особенность развивающих игр определена их названием.

Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей и имеют большое значение во всестороннем и умственном развитии детей.

Сложным вопросом в теории развивающих игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют: по содержанию, по наличию или отсутствию игрового материала, по степени активности детей и т.д.

По использованию игрового материала выделяют игры с игрушками и картинками, настольно-печатные, словесные.

По степени активности детей и воспитателя развивающие игры делят на три группы: игры-занятия, игры-упражнения, авторазвивающие игры.

При регулярном использовании развивающих игр, стимулируется мыслительный процесс у ребенка, что помогает развивать навыки, логику, творческое мышление и получать первый опыт, ведь процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче и невозможен без активной работы мысли.

Все развивающие игры имеют в основе ситуацию, из которой ребенку необходимо найти выход. При этом, чем более последовательным и логичным будет разрешение проблемы, тем лучше.

Развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика и т.д.; задачи даются ребенку в различной форме, что позволяет знакомить его с разными способами передачи информации; ребенок учится мыслить самостоятельно и выстраивать следственно-логические связи (от простых к сложным) ; задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому; постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои способности, в отличии от обучения, где все объясняется и формируется только исполнительские черты в ребенке; начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки.

С помощью развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Развивающая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

  1. Обучающая задача - определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия. Объем и содержание обучающих задач соответствуют программе обучения детей этого возраста в детском саду. Реализация обучающих задач происходит через игровые действия. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу.
  2. Игровые действия или игровой элемент - наличие игрового действия или игрового элемента - главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения. Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, если исключить игровой элемент из игры, игра превратиться в упражнение. Игровые действия или игровые элементы осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и т.п.) , в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания; выполнения ролей; соревнования; особых игровых движений (хлопки в ладоши и др.) ; в качестве игрового элемента может быть использовано слово или фраза-зачин. В одной игре иногда встречается несколько игровых элементов.
  3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Правила способствуют развертыванию содержания игры, осуществлению развивающих задач. Правила указывают путь решения задачи, определяют приемы предстоящей умственной деятельности, регулируют взаимоотношения играющих. Даже внутри одной развивающей игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Алгоритмические предписания, понимаемые как последовательность получения результата или как последовательные шаги решения задачи, используется в дошкольном обучении с целью освоения ребенком умений следовать установке, заданной графически, точно выполнять правила; развития у детей самостоятельности при выполнении действий, ведущих к результату. Деятельность по правилам, предписаниям упорядочивает детское мышление, вырабатывает умение планировать ход продвижения к цели, применении знаковых систем, схем, моделей, способствует познанию логических связей между последовательными этапами действия (по цели, развитию действия, значимости, степени сложности) .

По мере освоения простых алгоритмов (их «прочтения» и выполнения последовательных действий) дети начинают самостоятельно их составлять, используя для этого иллюстрации хорошо известных сказок, игры (настольно-печатные, подвижные и др.) .

Игры по освоению алгоритмов детьми старшего дошкольного возраста направлены на освоение дошкольниками зависимости между соблюдением последовательности действий и достижением результата. С этой целью используются уже известные детям линейные предписания, а в качестве элементов – модели реальных предметов. Ребенок начинает осваивать логическую структуру действия на абстрактном материале (геометрические фигуры, цифры) . Особое внимание обращается на освоение детьми зависимости действий от направления стрелки и влияние последовательности на полученный результат.

Практически любая развивающая игра математического содержания может включать я себя задания на выполнение алгоритмов.

Алгоритмическое предписание, как определенная последовательность практических действий, представлены в играх с палочками Кюизенера.

Решение многих логических задач, в том числе и таких, как поиск недостающей фигуры, поиск признака отличия одной группы фигур от другой, может быть предложено детям на основе предписания.

Одно из современных средств развития детей – игры с блоками Дьенеша, которые, являясь развивающими, включают в себя варианты игр с предписаниями.

В любой группе развивающих игр математического содержания, где имеет место возможность следовать алгоритму, при обозначении последовательности действий используют стрелки, которые могут располагаться в любом направлении. Одной из составляющих таких игр является схема – алгоритм. В ней заложен смысл игры, последовательность деятельности и даже иногда результат.

При знакомстве с игрой взрослый уточняет вместе с ребенком название стрелок в схеме, направление движения, которое определяют они, последовательность решения задачи и правила, которые следует соблюдать. Педагог должен придерживаться определенной последовательности игровых действий.

  1. Назови предмет (фигуру) , от которого начинается стрелка.
  2. Назови предмет, около которого «остановилась» стрелка.
  3. Сравни первый и второй предмет: чем они похожи, чем отличаются.
  4. Проследи за «движением» стрелки, назови предмет и сравни его со вторым.
  5. Что мы получим в самом конце схемы?
  6. Какому правилу надо следовать или соблюдать?

В развивающих играх с алгоритмами необходимо обращать внимание детей на речевую активность, которая позволит регулировать деятельность ребенка, осуществлять анализ и оценивать правильность действий, поможет педагогу понять уровень осознанности действий ребенка.

Если все эти условия будут учтены, развивающий эффект игр будет очевиден.

Таким образом, развивающие игры математического содержания могут быть эффективным средством развития детей, развития представлений об алгоритмах. Это современное средство, которое можно и необходимо использовать в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

Формирование алгоритмических умений у дошкольников

Консультация для воспитателей детского сада.

Темных Анна Владимировна,

Воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 95

Математическому образованию в настоящее время отводится особая роль, так как математика относится к весьма значимым для динамично развивающегося современного технологического общества областям знаний, накопленных и широко используемых человечеством.

Под математическим образованием периода детства понимается целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры, ориентированный на подготовку детей к применению необходимых математических знаний и умений в процессе жизнедеятельности.

Особое значение при этом имеет ознакомление дошкольников с алгоритмами и усвоение ими алгоритмических умений. Ведь алгоритм – это и есть правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторой системы операций, которая ведет к решению задач определенного типа. В процессе выполнения алгоритма развивается умение не упускать из виду цель, не забывать о ней на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию. В течение всего времени, работая с алгоритмом, ребенок учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемым взрослым правилом или образцом.

В зависимости от структуры выполняемых в алгоритме действий различают три вида алгоритма: линейный, разветвляющийся и циклический.

Линейный алгоритм , это алгоритм, в котором все действия выполняются однократно, последовательно, в заданном порядке. Например, алгоритм кормления рыб в аквариуме: 1) взять корм, 2) открыть крышку аквариума, 3) насыпать корм в кормушку, 4) закрыть крышку аквариума, 5) постучать по стенке аквариума.

Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие. Многие процессы в окружающей нас жизни основаны на многократном повторении одних и тех же действий: смена времен года, дня и ночи, восхода и захода солнца.

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором проверяется некоторое условие: если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая. Например, алгоритм разделения красных и синих шаров: 1) берем шар; 2) проверяем условие – «Шар красный?», 3) если да, то кладем шар в правую корзину, если нет, то в левую.

Анализ психолого-педагогических предпосылок формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста показывает, что дети 4-го года жизни еще не способны к усвоению алгоритмов, они не могут продолжительное время удерживать цель и план деятельности, точно следовать образцу, инструкции, основы алгоритмической деятельности для них еще трудны. Поэтому в этом возрасте необходимо только проводить подготовительную работу по формированию данных умений. Маленьких детей знакомят с последовательностью мытья рук, представляющей собой линейный или циклический алгоритм в зависимости от загрязненности рук. Под руководством воспитателя в процессе игровой деятельности необходимо целенаправленно осваивать с дошкольниками нормы и правила поведения за столом во время еды, правила умывания, культурно-гигиенических навыки по использованию предметов личной гигиены, то есть выполнять действия, носящие алгоритмический характер.

Целенаправленная же работа по формированию алгоритмических умений должна начинаться 5-го года жизни и включать три этапа:

на первом (средняя группа) идет формирование умений у детей выполнять линейные алгоритмы, осмысление значимости их выполнения в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности;

на втором этапе (старшая группа) детей обучают выполнять не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы, а также формируются первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов;

на третьем (подготовительная к школе группа) происходит закрепление алгоритмических умений, которые приобрели дошкольники в процессе образовательной, игровой деятельности, прогулок, обеспечение осознанного выполнения ими любого алгоритма, постепенное увеличение доли самостоятельности в его выполнении и составлении, развитие у детей алгоритмических умений, применение алгоритмической деятельности в различных образовательных областях, формирование умения осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию. На каждом этапе формирования алгоритмических умений для эффективного развития универсальных предпосылок учебной деятельности у детей в процессе игры или при выполнении учебно-игровых ситуаций производится постепенная интеграция игровой и учебной деятельности.

На первом этапе (в средней группе) термины «алгоритм», правила», «план» не вводятся. Педагог сообщает детям определенный алгоритм (только линейный), одновременно показывая называемые действия. Например, последовательность изготовления бутерброда. Затем просит 1-2 детей показать, что они запомнили и как правильно сделать бутерброд. Можно подготовить карточки с нарисованными предметами и действиями и попросить детей расставит карточки по порядку. Детям дается установка на запоминание последовательности действий. Следует учить детей сопровождать свои действия речью, а педагог должен помогать им в этом, сопровождая действия детей комментариями.

На занятиях по математике дети также знакомятся с различными линейными алгоритмами:

правилами выполнения приемов наложения и приложения

правилами счета

алгоритмом сравнения по величине

выполнения сериации

На втором этапе (старшая группа), идет работа по формированию у детей умений составлять различные алгоритмы (линейные, разветвляющиеся и циклические).

Начинать обучение следует с линейных алгоритмов. В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, используют игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, такие, как: «А что было дальше?», «Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры вызванный ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок. Для закрепления умений составлять алгоритмы целесообразно ввести новый объект – робота (воспитатель), которому дети будут давать команды. Робот необходим для того, чтобы показать детям, что команды должны быть четкими и в правильном порядке.

Для закрепления детям можно предложить алгоритмы, в которых пропущены какие-либо действия, нарушен их порядок, либо предлагается самостоятельно составить алгоритм какого-либо действия.

После того как дети научились работать с линейными алгоритмами, необходимо познакомить их с разветвляющимися.

Перед ознакомление необходимо провести подготовительную работу, включающую игру «да-нет»: воспитатель говорит, что в речи иногда употребляются вопросы, на которые достаточно ответить только «да» или «нет», например, «Вы уже завтракали?» (Ребята сами придумывают такие вопросы и задают их друг другу). Затем воспитатель говорит, что имеются и такие вопросы, на которые нельзя ответить только «да» или «нет», например, «Сколько тебе лет?» и предлагает каждому ребенку придумать такой вопрос и задать кому-нибудь из детей.

Затем детям предлагается игра «Сделай по условию» - воспитатель на доске изображает часть алгоритма, содержащую какое-либо условие, вызывает одного ребенка, задает ему вопрос и говорит, что нужно сделать. Далее вызывает другого ребенка, также задает вопрос и показывает, что надо сделать. После этого остальные дети должны встать согласно алгоритму. Условия могут быть разными: «У тебя длинные волосы?», «Ты в шортах?» и т.п. Меняя условия, воспитатель добивается понимания того, что в зависимости от ответа на вопрос условия, выполняется то или иное действие.

После того как дети усвоили разветвляющийся алгоритм, можно переходить к циклическому алгоритму. Самый простой вариант циклического алгоритма – это построение сериационных рядов. Поэтому сначала целесообразно выполнить с детьми следующее задание: воспитатель кладет на стол несколько лент (4-5) и предлагает расположить ленточки по длине от самой длинной к самой короткой. В результате обсуждения дети вспоминают алгоритм построения сериационного ряда, но главное на данный момент записать этот алгоритм в виде блок-схемы, обратив внимание детей, что некоторые действия повторяются несколько раз. Поэтому же алгоритму можно расставить числа по возрастанию, буквы по алфавиту, игрушки по высоте.

Закрепление приобретенных алгоритмических умений (третий этап обучения ) осуществляется в учебной и игровой деятельности. Ребенок, получив какое-либо задание, для его выполнения применяет известный ему алгоритм, однако если он не знает соответствующего алгоритма, то может попытаться составить его самостоятельно.

Для целенаправленного формирования у детей алгоритмических умений нужно соблюдать ряд условий.

1. Использование игры с правилами и организовывать игровую деятельность дошкольников по заданным воспитателем условиям (алгоритмам).

Например, в игре «Зоопарк» можно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.

При организации, которой формирование алгоритмических умений происходит в деятельности, побуждающей к открытию «новых знаний», к переносу имеющегося алгоритмического опыта в новые ситуации. Для закрепления умений составлять линейные алгоритмы целесообразно ввести новый персонаж – робота, которому дети будут сообщать команды. Чтобы робот выполнил команду, она должна быть очень четкой, а, чтобы получился требуемый результат, необходим правильный порядок. В роли робота выступает воспитатель: «Робот» – это машина, которая слушается человека и выполняет все его команды. С этим персонажем педагоги организует различные игры .

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задания должны быть посильными, не слишком легкими и не слишком трудными, увлекательными и доступными для восприятия детей. Так, дети старшей группы еще не могут удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. Поэтому используем игры с двух-, трехшажными правилами. Например, игра «Локомотив». Воспитатель-локомотив ездит по группе и, подъезжая к определенному дошкольнику, сигналит три раза. Только на третий гудок дошкольник-вагон прицепляется к локомотиву, доставив вагон на вокзал, воспитатель должен его отцепить, поэтому необходимо сначала остановиться, а затем после второго гудка вагон должен отцепиться. Если последовательность действий на каком-то этапе будет нарушена, то вагон отвозят в ремонтный завод.

4. Обучение дошкольников действиям контроля, самоконтроля и оценке своей деятельности.

Необходимо завершать игру, игровое задание или игровую ситуации этапом контроля. Завершая игру, под непосредственным руководством воспитателя, дети сравнивают полученную последовательность действий с эталоном, производят коррекцию, если необходимо, в своих алгоритмах. Воспитатель задает вопросы: «Достигли ли мы требуемого результата?», «Что мы сегодня научились делать?», «Все ли у нас получилось?», «Зачем нам нужно было выполнять данную последовательность действий?», «Дайте оценку своей деятельности». Постепенно обучаемый увеличивает долю самостоятельности ребенка при оценке своих действий. Также необходимо использовать игры на исправление алгоритма, последовательности действий. Например, воспитатель-робот просит накормить его: не помыв руки, сначала требует суп, потом торт, компот, а затем пюре с сосиской. Взрослый анализирует, выполняют ли его требования дошкольники, чем они объясняют изменение алгоритма, аргументирует, почему так есть, как требует робот нельзя.

5. Интеграция различных видов детской деятельности, перенос приобретенных умений в различные образовательные области и виды деятельности.

Основная цель использования этого условия – это обеспечение осознанного выполнения детьми любого вида алгоритма. Воспитатель постепенно увеличивает долю самостоятельности в выполнении и составлении алгоритма ребенком, побуждает в процессе выполнения различных видов детской деятельности самостоятельно осуществлять целеполагание, контроль, коррекцию и рефлексию выполнения и составления алгоритма. Для нахождения общих способов решения практических задач с использованием известных алгоритмов, для формирования умения изменять алгоритм при трансформации условий можно применять творческие игровые задания, а затем предложить проанализировать свою деятельность, отвечая, например, на вопросы: «Какие причины способствовали изменению алгоритма?», «Изменилась ли при этом цель деятельности?».

Учет всех выделенных условий в процессе формирования алгоритмических умений будет способствовать возникновению мотивации познавательной деятельности, целеполаганию, планированию, оценке, контролю своей деятельности, то есть будут оказывать влияние и на развитие предпосылок к учебной деятельности будущих первоклассников.

Литература:

  1. Воронина Л. В. Развитие творческого потенциала дошкольников через формирование у них алгоритмических умений // Педагогические системы развития творчества: материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13-14 декабря 2011г.).. Екатеринбург, 2011. Ч. 1. С. 135-140.
  2. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74-84.
  3. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. Пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студ. пед. институтов / под ред. А. А. Столяра. М. : Просвещение, 1988.303 с.

Организация: МАДОУ «Детский сад №12»

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в практику дошкольного образования предъявляет новые требования к организации всего образовательного процесса в ДОУ через поиск новых форм и приёмов взаимодействия с дошкольниками. Важным условием формирования личности старших дошкольников является создание условия для полноценной самостоятельной деятельности, возможностей для осуществления детьми выбора, начиная от задумки и заканчивая выбором средств достижения поставленных целей.

Развитие познавательной активности, любознательности и стремление к самостоятельному поиску решений познавательных и практических задач – одно из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания у старших дошкольников, является использование детьми алгоритмов.

Алгоритм – это схема, в которую заложена определенная информация, которая несет систему методов и приемов обеспечивающую эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации. В методической литературе в настоящее время представлено большое количество разнообразных алгоритмов, позволяющих педагогу так обеспечить игровое и образовательное пространство, чтобы старшие дошкольники могли самостоятельно организовать свою деятельность, не прибегая к помощи взрослого.

Использование в педагогическом процессе алгоритмов, позволяет педагогам сократить время на обучение и одновременно решает следующие задачи: развивает основные психические процессы (память, внимание, восприятие, образное мышление), способствует формированию у детей умений кодировать информацию, то есть, преобразовывать предметы, образы в абстрактные знаки и символы. Ребенок сам учится.

Обучение дошкольников способам использования алгоритмов строится в несколько этапов:

  1. Подготовительный. Прежде чем ввести в среду группы тот или иной алгоритм, педагог должен определить необходимость и информационную нагрузку выбранных алгоритмов. Выбор алгоритмов осуществляется с учётом программных задач, возрастных особенностей детей группы. На первом этапе вводятся, как правило, отдельные элементы алгоритма – символы, которые обозначают цвет, форму, величину, действия и др. Дети учатся соотносить символы с предметами, с которыми они будут осуществлять деятельность.
  2. Обучающий. Педагог разбирает с детьми структуру алгоритма, объясняет принципы применения разнообразных алгоритмов, показывает, как и для чего могут быть они использованы. Существуют разные виды алгоритмов, наиболее чаще в практике дошкольных учреждений используются следующие:

Скачать алгоритмы

Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и производит информацию об окружающем мире. На данном этапе алгоритмы выступаю своеобразными подсказками для детей. Алгоритмы эффективно используются при заучивании стихов, запоминания художественных произведений, восприятия информации об окружающем мире. Многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

  1. Самостоятельная деятельность дошкольников. Данный этап позволяет детям на основе сформированных навыков использования разнообразных алгоритмов, самостоятельно организовывать своё пространство, свою деятельность. Так же на этом этапе воспитатель обучает детей самостоятельно составлять свои алгоритмы, что способствует развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также творческих способностей детей – умение самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их.

Для того чтобы используемые алгоритмы были эффективны, полезны, информационны для дошкольников, необходимо соблюдать ряд требований к организации данного вида деятельности:

  • Алгоритмы должны содержать понятную для детей информацию, нельзя использовать алгоритмы, которые отражают не специфические виды деятельности дошкольников, ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с его помощью;
  • Алгоритм как наглядно – практическое средство познания должен чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
  • Все используемые алгоритмы должны быть яркими, содержать знакомые предметы или символы, быть простым для восприятия и доступным для действий с ним;
  • Нельзя вводить алгоритмы без предварительной работы с ними. В таком случае они не будут нести необходимого развивающего и обучающего эффекта;
  • Используете в организации развивающей предметно-пространственной среде алгоритмы, разработанные детьми, это повысить уровень самостоятельности дошкольников и будет способствовать формированию новых значимых навыков. Педагогу необходимо создать такую ситуацию, в которой дети почувствовали необходимость создания алгоритма, поняли, что без алгоритма им будет трудно самостоятельно достичь поставленной цели.

Таким образом, алгоритм – это возможность практических действий, которые вызывают у детей желание самостоятельно экспериментировать, исследовать и изучать предметы, находить ответы на свои вопросы.

Литература

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  2. Дыбина О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста (Методические рекомендации) \ О.В. Дыбина, О.А. Еник, Л.А. Пенькова.- М.: Центр педагогического образования, 2008.
  3. Жиленко А.Г. Использование алгоритмов /А.Г.Жиленко РЯШ. – 2002. - №5. – С. 53-55.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  5. Родионова О. Н. Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. № 69. С 473-476.
  6. Устюмова Е.А. Особенности формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста /Журнал «Педагогическое образование в России, 2014. - № 3. –С. 134-138


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!