Юбилейная медаль «300 лет Российского флота. Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту Набор 300 лет российскому флоту тираж

Создание могущественного, сильного флота, который стал надежной защитой морских границ государства Российского – дело не двух-трех лет. История возникновения морского флота России полна легенд и трагических моментов. Огромные усилия в этом вопросе приложены не одним поколением императорских особ и русского народа в целом.

20 октября 1696 г. – знаменательная дата в его истории. В этот день, согласно указу Петра I и по решению Боярской Думы было принято постановление о создании регулярного флота.

С того времени над Россией прогремело немало войн и битв, победу в которых принес русский флот. Заслуги русских моряков были отмечены многими наградами, учрежденными в разные годы существования Российской империи.

В наше время было решено отметить крупные заслуги флота перед отчизной особой флотской медалью.

Внешний вид награды

Медаль учреждена Президентом Российской Федерации в честь трехсотлетнего юбилея отечественного флота 10.02.1996 г. Тогда же было принято и Положение о медали.

Хотя награда была юбилейной, поводы к награждению ею были довольно серьезными. Согласно этому документу, награду получают граждане России, ранее получавшие государственные награды за безукоризненную службу в ВМФ, в пограничных войсках – в течение 20 лет, работники научных институтов морского профиля -15 лет, летный состав морской авиации - в течение 10 лет. В число военных, имеющих право на награду, были включены и воины Великой Отечественной войны. Инициатива учреждения новой награды исходила от Морского Центра Правительства Российской Федерации.

Юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту" - аверс и реверс

Накануне празднования юбилея новая награда была вручена более чем 160 000 человек.

В сентябре 2010 г. юбилейная медаль выведена из системы государственных наград России. В связи с этим военнослужащий, удостоенный этой награды, при увольнении не сможет более получать к единовременному пособию дополнительный оклад за награду.

Описание награды

Внешний вид медали соответствует ее назначению. Медаль круглая, диаметр 32 мм, с двух сторон имеет бортик. Изготовлена из посеребренного медно-цинкового сплава (томпака).

На аверсе погрудный портрет Петра I, обращенный влево, за ним – силуэт Адмиралтейства. В верхней части по окружности идет рельефный текст «300 лет российскому флоту».

На реверсе даты «1696 - 1996», внизу – дубовые и лавровые ветви и два скрещенных якоря.

Медаль соединена посредством ушка и колечка с латунной колодкой, выполненной в форме пятиугольника и покрытой муаровой лентой в синюю и белую полосу. Расцветка ленты, воспроизводящая цвета Андреевского флага, указывает на верность флота России вековым традициям.

Поскольку медаль юбилейная, порядковые номера не присваивались. Наградной знак предписывалось носить на груди слева, после медали Жукова.

Известны три варианта изготовления этой награды. 1 вариант. Изготавливалась на монетном дворе г. Москвы. На реверсе имеется клеймо «ММД». 2 вариант. Производилась на монетном дворе г. Санкт-Петербурга. Клеймо изготовителя стоит на ушке медали: «ЛМД». 3 вариант, очень редкий. Изготовлялась из серебра небольшим тиражом монетным двором г. Москвы. Клеймо нанесено на реверс медали: «ММД».

Юбилейная медаль "300 лет Российскому флоту" - удостоверение

Бесценная реликвия

Поскольку с 2010 года медаль исключена из наградной системы и сегодня награждение ею не производится, она, хоть и медленно, уходит в историю.

На аукционах появляется чрезвычайно редко, так как ныне живущие ее кавалеры и их родственники предпочитают хранить памятную реликвию у себя, ведь ее цена – «цена жизни».

И все же изредка на аукционах ее встретить можно. В феврале 2014 года аукцион Wolmar закрыл лот продажи этой медали 1996 года выпуска на отметке 594 рубля.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5(9-10)/1996, стр. 2-8

300 лет Российскому флоту

Адмирал флота Ф.Н.ГРОМОВ,

главнокомандующий Военно-Морским Флотом

СОЗДАНИЕ Военно-Морского Флота России и его совершенствование неразрывно связаны с формированием российской государственности, утверждением России на берегах Балтийского, Черного и Каспийского морей, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Флот явился важнейшим фактором приобщения нашей страны к достижениям мировой цивилизации в торговле, экономике, культуре. Развитие флота во многом стимулировало становление отечественной металлургической, текстильной промышленности, различных отраслей машиностроения, приборостроения, радиотехники. Важные открытия ученых в математике, астрономии, навигации, географии, физике и химии были вызваны и потребностями флота, с ним же связаны достижения России в области культуры. Ратным деяниям военных моряков посвятили свои творения виднейшие российские писатели, поэты, художники и композиторы. Многое из того, что было лучшим в нашем государстве, концентрировалось вокруг флота.

Русские военные корабли под Андреевским флагом можно было увидеть во всех морях и океанах, и не только с военными целями. Они открывали новые земли, проникали в полярные широты для научных исследований. На кораблях отечественной постройки были одержаны славные морские победы на Черном и Балтийском морях, совершены успешные экспедиции в Средиземное море эскадр Спиридова, Ушакова и Сенявина. Россия присоединила Крым, укрепилась на Черном море, завоевала господство на Балтике. В руководстве страны и в народе глубоко закрепилось сознание необходимости морской мощи для Российского государства.

Переход от парусных кораблей к винтовым, а затем и броненосным был одним из труднейших этапов в развитии Российского ВМФ после Крымской войны (1853-1856 гг.). И хотя строительство новых кораблей, где учитывались последние достижения мировой науки и технологии, шло поначалу медленно, в России была создана необходимая промышленная база и сложилась кооперация, которая стала фундаментом для становления океанского флота. Этот процесс не остановили даже трагические результаты русско-японской войны (1904-1905 гг.). К 1917 году в составе Российского флота и на стапелях находились корабли всех классов и типов, большинство из которых по тактико-техническим характеристикам не уступали лучшим образцам зарубежного кораблестроения. На нужды флота работали десятки промышленных предприятий, многие научные организации и лаборатории.

Однако результаты первой мировой и гражданской войн поставили ВМФ России на грань катастрофы. Потребовалось более 20 лет, чтобы восстановить разрушенную промышленность, развернуть сеть проектно-конструкторских бюро и научно-исследовательских учреждений, отремонтировать старые и построить новые корабли, подготовить заново офицерский корпус, освоить морские театры и районы плавания, заложить базу для строительства океанского флота, достойного великой морской державы.

Военно-Морской Флот к началу Великой Отечественной войны включал четыре оперативных объединения: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, а также Дунайскую, Каспийскую, Пинскую и Амурскую флотилии. В его состав входили три линейных корабля, 80 тральщиков, 269 торпедных катеров, 218 подводных лодок, более 2500 самолетов всех типов и 260 батарей береговой артиллерии. В целом, несмотря на разобщенность по отдельным театрам, это была значительная сила.

В ходе войны флот уничтожил более 700 кораблей и судов и около 800 транспортов противника с войсками, боезапасом, топливом и другими грузами. На театры военных действий по морским путям было доставлено свыше 100 млн тонн различных грузов, из которых значительная часть приходилась на нефтепродукты.

Главные усилия флота с первых же дней войны были направлены на решение важнейшей задачи - содействие сухопутным войскам, которые несли на себе основную тяжесть защиты страны от врага и успехом которых, в конечном счете, определялся исход войны. Флот в этот период проявил себя как ударная сила, способная существенно изменять обстановку в приморской полосе действий фронтов, значительно облегчать им условия выполнения оперативных и стратегических задач.

Новая расстановка политических сил в мире после разгрома фашистской Германии и милитаристской Японии не устраивала наших союзников по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. В этих условиях наше государство вынуждено было принимать меры для обеспечения национальной безопасности с океанских и морских направлений, откуда возникала угроза применения ракетно-ядерных средств.

Начались широкомасштабные работы по созданию ракетно-ядерного океанского флота, способного защитить национальные интересы государства в Мировом океане, противостоять угрозе с океанских направлений. На службу обеспечения надежной безопасности страны была поставлена значительная часть ее экономического и научно-технического потенциала.

Создание океанского флота осуществлялось по следующим основным направлениям: строительство атомного подводного флота; внедрение ракетно-ядерных систем стратегического назначения; разработка и ввод в строй надводных кораблей всех классов, включая тяжелые авианесущие крейсера; вооружение флота авиацией дальнего действия; качественное улучшение средств освещения подводной обстановки, совершенствование сил и средств борьбы с подводными лодками; оснащение кораблей средствами радиоэлектроники, а также автоматизированными системами управления силами, оружием и техническими средствами. Таким образом, закладывались основы сбалансированного ракетно-ядерного океанского флота, способного решать обширный круг боевых задач.

Приоритет был отдан развитию подводных сил, что позволило в кратчайшие сроки резко увеличить ударные возможности нашего флота. Главным достижением того периода стало создание морских стратегических ядерных сил, основного фактора сдерживания агрессии и поддержания стратегической стабильности в мире.

Для борьбы с крупными надводными кораблями, транспортами, кораблями охранения конвоев на океанских и морских коммуникациях, ракетными подводными лодками противника были созданы многоцелевые подводные лодки. Расширение их боевых возможностей осуществлялось за счет усиления ракето-торпедного оружия, совершенствования систем обнаружения, целеуказания, связи, навигации и информационно-управляющих комплексов.

По мере роста боевого потенциала атомных подводных лодок, обладавших практически неограниченной дальностью плавания, центр тяжести боевой деятельности дизель-электрических подводных лодок переместился в районы внутренних и окраинных морей, в ближнюю морскую зону.

Успехи в развитии оружия и вооружения в совокупности с достижениями в области технических средств послужили основанием для нового подхода к оценке боевых возможностей надводных кораблей и их роли в проведении операций на морских и океанских ТВД. Требовались силы, способные противостоять ракетным подводным лодкам и авианосцам, предотвратить или ослабить ядерное нападение с моря. Так в составе флота появились ракетные крейсера с атомными и газотурбинными энергетическими установками и корабли различных типов: большие противолодочные, противолодочные и ударные на динамических принципах поддержания, крупные танкодесантные, способные высаживать технику на берег и на воду, минно-тральные с пластмассовыми корпусами, оснащенные новыми средствами борьбы с минной опасностью. В целом развитие надводных кораблей шло по пути наращивания их боевой мощи и расширения боевых возможностей.

Одной из актуальных задач стало повышение ударной наступательной мощи надводных сил флота, для чего в строй вводились ракетно-артиллерийские корабли различного назначения - от тяжелых атомных крейсеров, эскадренных миноносцев до ракетных катеров. Еще одна проблема - обеспечение высокой боевой готовности кораблей, находящихся в отдаленных районах Мирового океана, - поставила на повестку дня вопрос о создании мобильных сил плавучего тыла - кораблей и судов обеспечения. Необходимость повышения боевой устойчивости сил в море потребовала разработки кораблей нового класса - авианесущих. К их строительству приступили в начале 70-х годов. Работы по их дальнейшему совершенствованию продолжаются и сегодня, будут они вестись и в XXI веке.

Оснащение современными надводными кораблями и подводными лодками позволило существенно расширить возможности ВМФ, который перешел от выполнения отдельных боевых задач к проведению операций оперативно-стратегического уровня на всех широтах Мирового океана в любой Обстановке и погодных условиях. Реальной проверкой возможностей кораблей и техники на соответствие предъявляемым требованиям стали: постоянное несение боевой службы в оперативно важных районах, широкомасштабные учения и маневры, по результатам которых совместно с промышленностью делались выводы о состоянии вооружения и военной техники и намечались пути дальнейшего повышения его тактико-технических характеристик.

Создание океанского ВМФ, способного решать стратегические задачи в Мировом океане, стало тем фактором, который оказал решающее влияние на мировую политику, достижение стабильности во многих регионах мира, паритета в вопросах вооружения и в итоге способствовал сокращению и ограничению стратегических наступательных и обычных вооружений в Европе. Это явилось свидетельством признания нашей страны как могучей державы, готовой надежно защищать свою безопасность и активно влиять на сохранение международной стабильности.

Сегодня развитие Военно-Морского Флота осуществляется в соответствии с требованиями «Основных положений военной доктрины Российской Федерации», в рамках концепции строительства Вооруженных Сил, в условиях проводимой в стране военной реформы. На основе этих документов уточнены задачи и разработана концепция развития ВМФ. Согласно ей в мирное время флот должен быть способен обеспечить национальные интересы России в Мировом океане и осуществление совместно с другими видами Вооруженных Сил функций сдерживания любого государства от попыток реализации военными средствами своих намерений относительно России и ее союзников, проведение внешнеполитических акций и выполнение наших обязательств перед мировым сообществом по поддержанию мира и стабильности; участвовать совместно с другими видами Вооруженных Сил в локализации конфликтов в приграничных районах России и мероприятиях по оказанию помощи гражданскому населению при возникновении чрезвычайных ситуаций различного рода; решать другие задачи.

Развитие ВМФ сегодня направлено в первую очередь на максимальное сохранение существующего боевого потенциала, прежде всего морских стратегических ядерных сил, как самого эффективного средства сдерживания, а также морских сил общего назначения, способных защитить государственные интересы России и отразить агрессию с морских направлений.

В военное время главными задачами флота становятся отражение агрессии с океанских и морских направлений, нанесение поражения основным ударным группировкам противника и обеспечение высокой боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил.

С учетом этих положений и в соответствии с концепцией в ближайшие 25 лет должен быть создан современный, сбалансированный по родам сил и средствам обеспечения Военно-Морской Флот, способный в любой обстановке гарантированно обеспечить защиту России и государств Содружества с морских направлений. Для решения стоящих перед ним задач предусматривается иметь морские стратегические ядерные силы, морские силы общего назначения и рода сил: подводные силы, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска. Основой ВМФ будет его боевой состав (подводные лодки, боевые надводные корабли, самолеты и др.) с высокими качественными характеристиками.

Совершенствование морских СЯС и системы управления ими предусматривается осуществлять путем приведения их характеристик к уровню, отвечающему самым высоким требованиям современной науки и техники. Приоритетность этого направления работы во многом обусловлена тем, что во всех ведущих странах мира просматривается отчетливая тенденция переноса основной части национального ядерного потенциала с суши под воду. По нашему мнению, это совершенно объективный процесс, поскольку морские СЯС обладают высокой мобильностью, скрытностью, живучестью и готовностью к применению оружия. Кроме того, они более выгодны в военно-экономическом отношении.

Силы общего назначения несут основную нагрузку по решению всего круга задач мирного времени, включая обеспечение боевой устойчивости функционирования морских СЯС и поддержание на морских театрах оперативных условий, наименее благоприятных для агрессора при начале и ведении им военных действий против России на море и с морских направлений.

Планируется осуществить последовательную замену многоцелевых подводных лодок, выслуживших установленные сроки, за счет ввода в состав флота новых, значительно более совершенных: по одному типу многоцелевой атомной и небольшой дизельной подводной лодки.

Дальнейшее развитие получат универсальные боевые корабли океанской зоны. В частности, находится в стадии разработки перспективный эсминец нового поколения, способный вести эффективную борьбу с надводным и подводным противником, его авиацией и крылатыми ракетами, а также поражать высокоточными крылатыми ракетами наземные объекты.

Приоритет в строительстве кораблей морской зоны отдается качественно новому типу многоцелевого сторожевого корабля, который при относительно небольшом водоизмещении будет оснащен всеми видами морского оружия (при меньшем боекомплекте в сравнении с новым эсминцем). На эти корабли (кроме других задач) ляжет основная нагрузка по защите российского гражданского судоходства - одной из приоритетных задач государственного значения.

Планируется ввод в состав флота принципиально новых минно-тральных кораблей с учетом опыта войны в Персидском заливе, новых западных концепций минной войны и того большого внимания, которое уделяют развитию минного оружия все морские державы. Осуществляются разработки и по ряду других типов боевых кораблей и катеров различного назначения, судов обеспечения. В последующем, при условии соответствующего развития отечественной кораблестроительной базы и достаточного финансирования, предполагается создание нескольких полноценных авианосцев.

В настоящее время в ВМФ сохраняются четыре флота (на Севере, Дальнем Востоке, Балтийском и Черном морях), Каспийская флотилия и входящие в них основные объединения и соединения. Основу флотов на Севере и Дальнем Востоке составляют атомные подводные лодки, ракетные корабли и морская авиация. Особенности Тихоокеанского региона требуют более масштабного развития легких мобильных сил для действий в проливных и островных зонах. В условиях резкого сужения системы базирования в регионах Балтийского и Черного морей приоритет отдается многоцелевым кораблям среднего водоизмещения, дизельным подводным лодкам, штурмовой авиации, минно-тральным кораблям и катерам. На всех флотах предусматривается в качестве основных соединений иметь военно-морские базы, флотилии, дивизии и бригады надводных кораблей и подводных лодок, соединения и части военно-воздушных сил и береговых войск. На вновь строящихся подводных лодках и надводных кораблях должны быть реализованы все лучшие технические достижения, весь опыт строительства и применения флота предыдущих лет. Наши перспективные корабли всех классов, пусть и в небольших количествах, должны олицетворять Российский флот начала XXI века и быть символом морской мощи государства.

Главные направления совершенствования и развития подводных лодок мы видим в радикальном снижении шумности, повышении их боевых и эксплуатационных возможностей, живучести и улучшении маневренных качеств; надводных кораблей - в универсализации, снижении массогабаритных характеристик оружия и техники, повышении надежности и безопасности технических средств, снижении заметности в верхней полусфере. Что касается качественных параметров вооружения новых кораблей, то упор должен быть сделан на повышение эффективности всех видов обеспечения, своевременную разработку и развитие средств базирования, эксплуатации и ремонта, совершенствование опытно-экспериментальной базы как важнейшего средства обеспечения высокого качества создаваемых образцов вооружения и военной техники.

Для того чтобы достичь этих целей в нынешних сложных и во многом новых для страны экономических условиях, необходимо постоянно совершенствовать механизм научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организацию системы заказов вооружения и военной техники, добиваться непрерывного взаимодействия заказчиков с исполнителями, концентрировать усилия на разработке ключевых наукоемких направлений, вовремя отказываться от неперспективных или «тупиковых» технологий. Наметившиеся в промышленности тенденции стабилизации, принятые на государственном уровне решения по сохранению наукоемких отраслей производства позволяют надеяться, что планы создания Военно-Морского Флота, достойного России как великой морской державы, будут реализованы. На территории Российской Федерации сосредоточен мощный, обладающий огромным опытом интеллектуальный, научно-технический потенциал, необходимый для строительства и развития флота. Этот потенциал по праву считается национальным достоянием государства и должен, как во все времена, быть востребован своим Отечеством.

Отмечая 300-летие со дня создания Российского флота, военные моряки, верные вековым традициям, делают все возможное для поддержания флота в боеготовом состоянии.

Естественно, ни одно государство не может жить без учета перспективы, особенно в области обороны и, в частности, военно-морских вооружений. Не может оно оставлять без внимания и тенденции развития военно-морских сил в других странах. Строительство флота не только сложный, дорогостоящий, но и длительный процесс. Создание современных атомных подводных лодок, крупных надводных кораблей, корабельных систем вооружения, относящихся к высоким технологиям, занимает десятилетия и не должно прекращаться несмотря ни на какие трудности. Современный, сбалансированный, боеспособный флот может быть создан только заблаговременно. Эту особенность необходимо учитывать и сегодня в условиях реформирования Военно-Морского Флота, конверсии оборонной промышленности, перепрофилирования научно-технических коллективов, занимающихся разработкой и производством вооружения и военной техники. Игнорирование этого фактора может иметь тяжелые последствия для обороноспособности страны.

Сегодня в России нет принятой на государственном уровне долгосрочной программы военного судостроения (хотя бы по основным параметрам), что вызывает серьезные затруднения в определении перспектив флота и способствует развалу кооперации, сложившейся в кораблестроении и смежных с ним более чем 20 отраслях промышленности. На крупнейших судостроительных заводах в постройке находятся только два проекта боевых надводных кораблей океанской (эскадренный миноносец) и морской (сторожевой корабль) зон и три типа подводных лодок - две атомные и одна дизельная для ближней морской зоны. Реальность такова, что объем ассигнований текущего года на закупку вооружения и военной техники, а также на содержание кораблей не обеспечивает даже эти скромные темпы строительства, а следовательно, и сроки ввода новых кораблей в строй.

Программа должна включать вопросы строительства и военно-экономического обоснования развития ВМФ с учетом особенностей океанских и морских театров в разных районах для создания и поддержания соответствующей мощи морских стратегических ядерных сил и сил общего назначения, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной, научной и другой деятельности на длительную перспективу. Следует также проработать вопросы, связанные с обеспечением экологически безопасного функционирования и утилизации объектов ВМФ России (корабли, базы и др.), чтобы исключить вероятность их использования другими государствами в условиях ограниченных возможностей флота.

Защита интересов нашей страны в Мировом океане исходит из того, что ни одно государство не должно воспринимать ВМФ как угрозу своей безопасности. Флот России выполняет прежде всего сдерживающую функцию в интересах национальной безопасности, и его развитие сводится к сохранению в максимально возможной степени необходимого для обороны боевого потенциала, в первую очередь морских стратегических ядерных сил, как самого эффективного средства сдерживания, и сил общего назначения.

С учетом реализации программных требований Военно-Морской Флот в области защиты интересов государства должен обеспечить:

во-первых, сдерживание возможных угроз и безопасную военно-морскую деятельность. Это означает поддержание морских сил ядерного сдерживания России на уровне, гарантирующем в составе стратегической триады страны разумную оборонную достаточность с учетом потенциала ведущих ядерных держав, обеспечение достаточных сил общего назначения ВМФ;

во-вторых, национальное влияние и безопасность экономической деятельности в Мировом океане. Деятельность ВМФ в этом плане нацеливается на обеспечение стратегической стабильности в различных регионах; адекватное реагирование на вызовы безопасности России и ущемление ее национальных интересов и целей, поддержку и обеспечение ее усилий в решении мировых политических проблем. При этом должны соблюдаться нормы международного права, обеспечиваться защита и безопасность экономической деятельности государства как в находящихся под его юрисдикцией морских пространствах, так и в других океанских и морских районах;

в-третьих, своевременную оборону и пресечение агрессии. ВМФ должен быть способен противостоять агрессии с морских направлений и в случае возникновения угрозы ядерного нападения принять необходимые меры для ее ликвидации и меры, обеспечивающие неотвратимость соответствующего отпора.

Для решения задач, стоящих перед ВМФ России в части реализации указанных направлений, необходимо: уточнить и дополнить военную доктрину России с учетом значимости флота в вопросах военной и экономической безопасности; проработать все аспекты строительства и военно-экономического обоснования развития ВМФ с учетом особенностей океанских и морских театров в разных районах для создания и поддержания соответствующей мощи морских СЯС и сил общего назначения, береговой инфраструктуры флота, поисково-спасательной, научной и другой деятельности на длительную перспективу.

Реформирование и строительство Российского Военно-Морского Флота в новых геополитических условиях должно опираться на четкую законодательную базу. По нашему мнению, это должен быть законодательный акт, закрепляющий статус Российской Федерации как морской державы, а ВМФ - как самостоятельного атрибута государства. Это даст возможность в максимальной степени скоординировать государственное регулирование проблем, связанных с перспективами строительства и применения Военно-Морского Флота России в мирное и военное время. Особенно это касается разработки военно-технической политики в отношении флота, принятия кораблестроительных программ, в том числе развития вооружения и военной техники.

Комплексное решение проблем строительства и применения Военно-Морского Флота в интересах Российского государства является задачей исключительной важности и сложности. Она не может быть решена в одно десятилетие и должна планироваться на длительную перспективу. Большое внимание необходимо уделять и сотрудничеству с флотами ведущих морских держав.

В последнее время проблема отстаивания интересов России в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. Изменение правового режима морских пространств у побережья нашего государства и использование их в новых условиях требуют адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию. В этой обстановке стране необходим флот, оптимальный по составу и структуре, менее обременительный для ее экономики и в то же время надежно обеспечивающий национальные интересы в Мировом океане, отвечающий всем современным требованиям. Военно-Морской Флот является составной и неотъемлемой частью государства и его Вооруженных Сил. Будущее России без флота невозможно.

Руководство ВМФ, научно-исследовательские учреждения напряженно трудятся над отработкой комплекса мер по созданию облика флота XXI века. В этой работе активное участие принимают институты и конструкторские бюро промышленности, академии наук, министерства и ведомства. Ежегодно на флот приходят тысячи высокоподготовленных выпускников военно-морских училищ и академий, им предстоит осваивать новые корабли и технику, достойно продолжать славные традиции Российского флота.

Мы уверены, что обновленный Военно-Морской Флот России, отмечающий в этом году свое 300-летие, будет надежно защищать ее национальные интересы в Мировом океане и способствовать развитию и укреплению нашего Отечества.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Единый аверс для монет серии "300 лет Российскому флоту"

Последней серией дореформенных монет из недрагоценных металлов стал набор к 300-летию Российского флота, выпущенный 18 октября 1996 года тиражом 100 тысяч штук, что в два раза меньше, чем у наборов «50-летие Победы» . Монеты представлены 6 номиналами, из которых 1, 5 и 50 рублей выполнены из латуни, а 10, 20 и 100 рублей из медно-никелевого сплава белого цвета. В набор входит жетон с изображением здания Ленинградского монетного двора с одной стороны и портрета Петра I с другой.

Монеты упакованы в красочный картонный буклет с изображением картины И.К. Айвазовского, а также имеющий описание некоторых кораблей современного российского флота. Буклет вставлялся в плотный конверт, имеющий схожее оформление, и содержащий портрет Петра I. Монеты отличаются по размеру, на всех присутствует прерывисто-рубчатый гурт, аверсы выполнены в едином стиле: эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и регалий, художник И. Билибин), по окружности прописью указан номинал и надпись «БАНК РОССИИ». На оборотных сторонах изображены корабли с указанием названия, имеется надпись «300-ЛЕТИЕ РОССИЙСКОГО ФЛОТА» и знак монетного двора.

Список монет «300 лет Российскому флоту»:

Современный рыболовный траулер - настоящий плавучий завод, который используется не только для лова рыбы, но также для её переработки и консервации. На кораблях располагаются холодильники и производственные цеха, работа может идти круглосуточно на протяжении нескольких дней. Подобная система позволяет выходить далеко в море, плавание длится по несколько недель без захода в порт.
Барк «Товарищ» был выпущен в Германии в 1933 году, первоначально носил название «Горх Фок». В 1945 в ходе боевых действий корабль был затоплен, а через два года поднят и отдан СССР по репарации. В 1951 после ремонта парусник вышел из Ленинграда, обогнул Европу и пришвартовался в Одессе. В 70-е совершил плавание к берегам США, участвовал в нескольких регатах, в 1980 году посетил Южную Америку. После распада СССР оказался приписан к Украине, долгие годы проводились попытки ремонта, но не было достаточно финансирования. В 2003 его переправили в Германию, вернули первоначальное название. Сейчас корабль находится в музее города Штральзунд.
Современные грузовые суда бывают нескольких типов: контейнеровозы, танкеры, балкеры, сухогрузы, ролкеры, лихтеровозы и рефрижераторы. Контейнеровозы в основном самые крупные из них, длина достигает 400 метров, а вместимость - более 100 тысяч тонн. Крупнейший в мире контейнеровоз способен вместить 11 тысяч 20-тонных контейнеров. Но рекорд по длине (488 метров) принадлежит судну по добыче газа, построенному в 2013 году, он способен перевозить 600 тысяч тонн груза.
Судно «Космонавт Юрий Гагарин» было спущено на воду в 1971 году, использовалось для управления космическими аппаратами через наземные пункты связи. Являлось крупнейшим в мире судном такого типа. Имело длину 231 метр, ширину - 31 метр, водоизмещение - 45 тысяч тонн. Корабль был приписан к одесскому порту и после распада СССР перешёл во владение Украины. В 1996 году его продали на металлолом за 7,6 млн. долларов.
Подводные крейсера - самые большие подводные суда, способные к длительному автономному плаванию. Их экипаж может включать 100 и более матросов, работающих посменно. Крупнейшими являются советские подводные лодки типа «Акула», способные нести баллистические ракеты. Длина самого большого судна - 172 метра, построено в 1981 году, находится на вооружении РФ.
Ледокол «Арктика» спущен на воду в 1972 году в СССР, использовался до 2008 года. Был первым в мире судном, достигшим Северного полюса и вторым по счёты атомным ледоколом. С 1982 по 1986 год носил имя «Леонид Брежнев». Сейчас корабль стоит в порту Мурманска в ожидании утилизации.

Параметры монет:


Реплика корабля "Гото Предестинация" 1698 года в Воронеже

На момент выпуска набора номинал монет имел очень низкую покупательную способность (в обращении были купюры от 100 до 100 тысяч рублей), поэтому комплект предназначался исключительно для коллекционеров и в обращение не поступал. Монеты имеют улучшенное исполнение UNC (без царапин от мешкового хранения). В настоящее время стоимость такого набора среди коллекционеров начинается от 16 тысяч рублей, а в идеальном состоянии может достигать 25-30 тысяч. Встретить в продаже отдельные монеты проблематично. Рынок наводнён многочисленными копиями и фальшивками.

*Справка:
История постоянного российского военного флота начинается в 1688 году, когда молодой Пётр I, ещё не будучи царём, обнаружил в окрестностях Москвы голландский ботик - небольшую парусную лодку. Она легла в основу «Потешной флотилии», созданной Петром для изучения основ мореходства. В 1696 году построенные на верфи в Воронеже первые настоящие боевые корабли одержали победу под Азовом, после чего последовал царский указ о создании в России собственного регулярного флота. В 1712 году была одержана первая крупная морская победа при Гангуте, а затем ещё несколько побед, значительно повлиявших на итог Северной войны.

В свое время были споры по поводу того, какую именно дату, какое событие принимать за точку отсчета Ведь началом славного 300-летия могут быть признаны и некоторые иные страницы той же петровской истории с разбросом дат от 1688 года (находка ботика, ставшего "дедушкой русского флота") до 1714 (первая большая победа при Гангуте). Однако при зрелом размышлении и современные исследователи присоединяются к "официальной" точке зрения, высказанной в альманахе Морского министерства двести с лишним лет назад: "Начало Русского флота - 1696 год".


Известна и точная дата - 20 октября этого года. Иногда полагают (так и написано в ряде публикаций), что в этот день Петр Великий подписал знаменательный указ. Но на самом деле это всего лишь дата заседания Боярской думы. Сохранилась часть любопытного документа - "приговора", протокола этого заседания. В левой колонке перечислены обсуждаемые по предложению Негра вопросы, в правой - принятые по каждому пункту решения. Еще раньше, разбирая причины неудачи первого Азовского похода. Петр и "консилия" из трех его военачальников пришли к выводу, что для взятия морской крепости Азов необходим флот, ибо здесь "воевать морем" многократ удобнее, "нежели сухим путем". Теперь, на заседании думы, на против петровской фразы - "Потребен есть флот, или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий", появилась четкая "резолюция" - "Морским судам быть!" Только эта резолюция была лишь принципиальным, декларативным решением. Важно, что "приговор" на следующем заседании думы 4 ноября - был уже подкреплен расчетами тогдашних возможностей страны. Расписано, например. было, что 18 кораблей должны построить "кумпанства", составленные на дворян (один корабль от 10 тыс. дворов), 17 - духовенство, 12 купечество.

Это был первый опыт общегосударственного планирования, предусматривающего создание, как мы сказали бы сейчас, целой отрасли промышленности. Наряду с подготовкой моряков и приглашением мастеров-иноземцев пришлось спешно налаживать заготовку корабельного леса, подъем металлургии, пушек, выработку парусины, изготовление тросов, блоков, ценен и т.д. и т.п.

Если успешному решению всех этих задач, безусловно, помогло предшествующее знакомство юного Петра с судостроением при создании Потешной флотилии. то постройка самого Азовского флота дала неоценимый опыт, который сделал возможным ошеломившее современников чудо: у России неожиданно для европейских "потентантов" появился флот, способный надежно защитить пробитое Петром ‘‘Окно в Европу". Па гравюре, отпечатанной в честь победы в Северной Войне, роль молодого Балтийского флота оценена была короткой и значительной фразой: "Конец сей войне и юл учен ни чем иным, только флотом".

Под стук тысяч плотничьих топоров континентальная Россия вошла в число великих морских держав и в дальнейшем делала все, чтобы оставаться в этом строю. Отказывая себе во многом необходимом, страна "великим иждивением" строила и оснащала соответствующий ее интересам большой флот, иногда воссоздавая его практически заново - на голом месте, как это было после Крымской войны или трагедии Цусимы. Можно вспомнить в этой связи и тяжелые годы сталинских пятилеток. и недавнюю гонку вооружении в годы холодной войны. Разве постройка в послевоенный период одних только 130 современных подводных лодок (включая 240 атомных субмарин) не была всенародным подвигом?

Вся отечественная история вплоть до нынешней перестройки подтверждает ^правильность вынесенной в качестве эпиграфа мысли Петра I о значении военно-морских сил. Любое ослабление флота как инструмента внешней политики, любое падение престижа русского флота неминуемо отражалось на значимости России в мировых делах. И, наоборот. Можно привести немало примеров, доказывающих, что именно благодаря боевому флоту Россия оказывала серьезное влияние на решение ряда европейских геополитических проблем. И не только европейских. Достаточно, пожалуй, упомянуть одновременное появление в 1863 г. сразу и у атлантического, и у тихоокеанского побережья США двух мощных русских эскадр А. Попона и С. Лесовского: этот неожиданный реши тельный и красноречивый демарш предотвратил вмешательство Англии и Франции в гражданскую войну на стороне рабовладельцев-южан. во многом обусловил победу северян.

Героические подвиги российских моряков "потомству в пример" вошли славными страницами в историю страны. На боевом счету нашего флота беспримерные походы и громкие победы на многих близких и далеких морях. Не будем злоупотреблять перечислением. Упомянем лишь одни эпизод из эпохи наполеоновских войн. Чтобы приостановить проникновение Франции на Ближний Восток, в Средиземное море была направлена эскадра адмирала Ф. Ушакова. Показав классический пример ведения осады сильной приморской крепости, а затем умелого взаимодействуя корабельной артиллерии и десанта, в феврале 1799 г. Ушаков одержал решительную победу, овладев Корфу. Великий Суворов, выражая восхищение этой баталией сказал, что хотел бы участвовать в ней "хотя бы мичманом". Отмечая "славу оружия союзника", горячо поздравил Ушакова с победой английский адмирал Горацио Нельсон.

В тяжелую годину флот погибал, не спуская флага, подо конца исполнял свой долг на море и на суше. Вспомним годы Великой Отечественной войны. Около500 тысяч моряков сошли наберет, воевали под Москвой, в Заполярье, на Кавказе, обороняли Таллинн, Ленинград. Одессу. Севастополь. Флот 123 раза высаживал десанты, моряки шли на смерть, но приближали Победу. Без самоотверженных действий флотилий было бы невозможным победное продвижение на запад.

Но не только подвигами героев славна 300-летняя история флота. Нельзя не сказать о признанной всеми передовой роли российских мореплавателей в исследованиях Мирового океана. Нашему флоту принадлежит приоритет в открытии Антарктиды, пролива между Азией и Америкой, о-вов Северной Земли, многих островов в Тихом и Индийском океанах. Сотни русских фамилий и названий российских кораблей увековечены на картах.

В памяти мирных жителей многих стран сохраняется образ русского моряка. который пришел на помощь в чрезвычайных обстоятельствах. Широко известно. например, участие экипажей русских кораблей в спасении пострадавших во время землетрясения жителей итальянского города Мессина (1908 г.). В наши дни благодарную память заслужила самоотверженная работа участников боевого траления в водах порта Читтагонг (Бангладеш), на судоходных путях Красного моря и Персидского залива.

Стоит сказать и о серьезном благотворном влиянии флота на самые основы существования и демократизации российского общества. Потребности флота вызвали к жизни хотя бы и насильственное распространение начал грамотности, развитие ряда прикладных, а затем и фундаментальных наук. Передовые, наиболее широко мыслящие флотоводцы, такие, как П. Нахимов и С. Макаров, во весь голос говорили о необходимости уважения матроса как "главного двигателя на корабле", о важности воспитания "нижних чинов" как грамотных специалистов, хорошо подготовленных физически и главное - свободных от рабской психологии. Неслучайно же на флоте телесные наказания были отменены раньше, чем в армии. Неслучайно и широкое участие демократически настроенного флотского офицерства в общественно-политическом движении, в развитии мысли, литературы и искусства. становлении спорта. Неслучайно и то. что в лучшие голы Морское министерство называли "министерством общественного прогресса". Широко известен Российский флот и как колыбель многих научно-технических открытий, смелых новаторских решении в развитии подводного плавания и минно-торпедного оружия, ствольной артиллерии и ракетного вооружения. СВП и СПК. радио и морской авиации. Уровень отечественного кораблестроения и тактико-технические данные наших подводных и надводных боевых кораблей оцениваются в мире достаточно высоко даже в наши дни. когда промышленность и наука страны находятся в тисках экономического кризиса.

Флот, как неотъемлемая часть нашего общества, переживающего далеко не простое время, вынужден нести боевую службу в тяжелейших условиях. Падает престиж морской службы. На грани развала судостроительная промышленность.

И тем не менее, внимание, проявленное к 300-летнему юбилею флота всем нашим обществом, внушает определенную надежду. Будем же делать все возможное для возрождения России как крупнейшей морской державы, флаг которой будут по-прежнему уважать на всех морях и океанах.

Пожелаем семи футов под килем нашим морякам! Новых успехов - корабелам!

Датой основания регулярного российского флота принято считать 20 октября 1696 года. Большое количество времени и усилий было потрачено на то, чтобы флот стал надежным защитником государственных границ, могущественным и сильным. Спустя 300 лет, по Указу Президента Российской Федерации была учреждена медаль, посвященная юбилею этого памятного события, - «300 лет Российскому флоту».

Медаль «300 лет Российскому флоту»

Вместе с медалью к указу было добавлено положение о том, кто может быть награжден, и собственно ее описание.

Положение о медали

Несмотря на то что медаль юбилейная, награждали ею не всех. В связи с такой датой, как 300-летие российского флота, получить медаль могли соответствовавшие одному из нижеперечисленных требований:

  • Нужно было быть военнослужащими флота, которые имели государственные награды и прослужили 10 лет в морской авиации или 29 лет в других морских частях.
  • Являться военнослужащими морского флота, которые принимали участие во Второй мировой войне против нацистов или японцев: офицерами, генералами, прапорщиками и матросами запаса. А также уволенными из пограничных войск или вооруженных сил РФ, СССР, удостоенными государственных наград и прослужившими такое же количество лет в соответствующих структурах.
  • Персонал судов, который занимался обеспечением флотов, а также научно-исследовательских флотов, в том числе и гражданских, при условии наличия других государственных наград и работе на судне более 15 лет.
  • Конструкторы, руководители научных и учебных заведений, бюро, лабораторий, управления судостроительной промышленности, рабочих, занятых на строительстве и ремонтировании кораблей, при условии работы более 20 лет и наличии других государственных наград.
  • Награждаться медалью в связи с такой датой, как 300 лет флоту, могли руководители органов управления, относящихся к флоту, при наличии государственных наград и срока службы более двадцати лет.

Вид медали

Носится медаль на левой стороне груди, располагается сразу после юбилейной медали «65 лет победы в Великой Отечественной войне». Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» была разработана художником Петербургского монетного двора Баклановым. Более чем 150 тысяч человек получили награду накануне того, как праздновалось 300-летие российского флота. Медаль считалась государственной наградой до 2010 года, когда была выведена из системы. Поэтому дополнительного оклада и льгот при ее наличии военнослужащему запаса не положено.

Удостоверение к медали

Если говорить о внешнем виде медали, то она имеет круглую форму, чуть более трех сантиметров в диаметре. По краю медали с обеих сторон имеется бортик. Изготовлена из томпака, сплава меди и цинка, с нанесением серебряного покрытия. На аверсе имеется портрет царя Петра I, смотрящего влево, и силуэт Адмиралтейства за ним. Вверху надпись вдоль окружности «300 лет Российскому флоту».

Реверс также содержит даты: год основания флота и год изготовления монеты; внизу ветви дуба и лавра и пара скрещенных якорей. Медаль соединяется с колодкой из латуни посредством ушка и колечка. Колодка имеет вид пятиугольника и отделана лентой в белую и синюю полоску. Номера медаль не имеет, так как она юбилейная.

Существовало три варианта изготовления медали к трехсотлетию российского флота:

  • Первый вариант принадлежит Московскому монетному двору. Содержит соответствующее клеймо «ММД».
  • Второй вариант изготавливали в Санкт-Петербурге. Клеймо находилось на ушке и содержало буквы «ЛМД».
  • Третий вариант был изготовлен из серебра. Он имеет клеймо Московского монетного двора и является очень редким.

К медали «300-летие Российского флота», как и традиционно, прилагалось удостоверение. Оно имело стандартный вид и содержало название медали, ее изображение, фамилию, имя и отчество награжденного, дату и подпись.

Сейчас награждение ею не производится, постепенно она отходит в историю. Купить такую медаль практически невозможно, ведь кавалеры и их родственники предпочитают хранить ее у себя как память. Хотя иногда все же некоторые экземпляры и встречаются на аукционах. Последний раз медаль была продана на аукционе Wolmar за чуть менее 600 рублей.

300-летие российского флота

20 октября 1696 принято считать не только днем зарождения флота, но также и пограничной береговой охраны, транспортного и речного, рыбопромыслового флота, промышленности в области строительства судов, а также морской науки. Празднование начиналось с возложения цветов к памятнику его основателя - царя Петра I. Кроме того, при праздновании юбилея был открыт памятник и выпущены юбилейные монеты.

Памятник в честь юбилея открыли 27 июля 1996 года в городе Севастополе. Он представляет собой стелу, которая облицована гранитом серого цвета и имеет круглый проем диаметром 2,74 метра. В стеле закреплен якорь с цепью, форма и размеры которого соответствуют адмиралтейскому якорю времен основания флота. Стелу также пересекают надписи «Российскому флоту быть» и «300 лет Российскому флоту».

300-летие российского флота отмечалось также выпуском шести юбилейных монет и одного монетоподобного жетона. Сейчас монеты продаются в наборе и стоят приблизительно 20 тысяч рублей. Выпускались номиналом: 1; 5; 10; 20; 50; 100 - и имели похожий аверс, который был представлен изображением двуглавого орла. Реверс был у каждой монеты свой, за исключением надписи вверху «300 лет Российскому флоту». Юбилейный монетоподобный жетон изображал Петра I.

На момент выдачи медали она представляла собой государственную награду, сейчас, после отмены такого статуса, она представляет собой ценность лишь как память для ее владельца. Однако среди коллекционеров пользуется спросом последний редкий экземпляр, выполненный из серебра.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!