Всем спасибо, все свободны. В россии построят новый космодром

Современные космодромы России являются объектами, играющими важнейшую роль в науке, экономике, социально-политических, культурных коммуникациях на самых разных уровнях. В РФ есть как действующие, так и строящиеся пусковые площадки. Где находятся космодромы России? Какими именно объектами они сейчас представлены?

Какие в РФ действуют космодромы?

«Байконур», «Плесецк», «Капустин Яр», «Ясный», «Свободный» и строящийся «Восточный» - это современные космодромы России. Список соответствующих объектов, конечно, может корректироваться — в зависимости от того, каким образом будет распределяться инфраструктура, задействуемая в рамках реализации российской космической программы. Не исключено, что в силу большой площади тех или иных космодромов, а также сложности задач, решаемых на них, будут открываться новые пусковые площадки, закрываться текущие и переноситься в другое место. Но на данный момент космодромы России, указанные выше, в целом можно рассматривать как в достаточной мере устоявшуюся систему объектов соответствующего назначения. Рассмотрим теперь специфику каждого из них подробнее.

«Байконур» - основной космодром в рамках космических программ РФ

«Байконур» — космодром, который принадлежит не России, а Казахстану, однако РФ является его практически единственным пользователем. Основные его эксплуатанты — РКК «Энергия», ЦСКБ «Прогресс», ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, Космический центр «Южный». «Байконур» был построен в 1955 году. Данный объект взят правительством РФ в аренду у РК на 50 лет. Стоимость пользования космодромом составляет порядка 5 млрд. рублей в год — 3,5 млрд. составляет, собственно, арендная плата, 1,5 млрд. - средства, направляемые РФ на поддержание работоспособности инфраструктуры объекта.

Байконур, несмотря на юридическую принадлежность Казахстану, традиционно рассматривается как космодром России. Он известен тем, что с него был запущен Земли, первый пилотируемый корабль, различные научные спутники, Сейчас Байконур является крупнейшим из всех объектов соответствующего типа, которые задействуются в российской космической отрасли. Его общая площадь — порядка 6717 кв. км. В последние несколько лет данный космодром России — мировой лидер по количеству запусков.

Инфраструктура космодрома «Байконур»

Инфраструктура «Байконура» представлена, в частности, такими объектами:

9 стартовых комплексов различных категорий;

15 пусковых установок, предназначенных для запуска ракет, выводящих в космос спутники и корабли;

4 пусковые установки, используемые в целях проведения испытаний баллистических ракет;

11 корпусов, предназначенных для монтажа и испытания техники различного назначения;

34 комплекса, адаптированные для осуществления предстартовой подготовки ракет и выводимых ими в космос аппаратов различного назначения;

3 станции, на которых осуществляется заправка ракет-носителей и иных космических аппаратов различными видами топлива;

Измерительный комплекс;

Информационно-вычислительный центр, в котором осуществляется контроль, а также управление полетами космических аппаратов и обработка различных видов данных;

Кислородно-азотный производственный комплекс, способный выпускать порядка 300 тонн различных типов криогенных продуктов в течение суток;

ТЭЦ мощностью 60 МВт;

Энергопоезд мощностью 72 МВт, функционирующий на газовых турбинах;

В количестве 600 объектов;

В количестве 92 единиц;

Аэродромы - «Крайний» и «Юбилейный»;

Локальная железнодорожная инфраструктура общей протяженностью порядка 470 км;

Автомобильная инфраструктура протяженностью порядка 1281 км;

Линии электропередач в 6610 км, связи - в 2784 км.

Рассмотрев основные особенности крупнейшего космодрома, задействуемого в российской космической программе, изучим специфику других объектов соответствующего типа, что функционируют в России.

«Капустин Яр»

«Капустин Яр» многие исследователи склонны рассматривать скорее как военный полигон. Но по многим признакам его можно считать и космодромом, прежде всего в силу того, что с него осуществляются испытательные пуски баллистических ракет — с боеголовками, которые выводятся в открытый космос. «Капустин Яр» был построен в 1946 году.

Располагается данный космодром России преимущественно в но некоторые его территории входят в состав Атырауской, а также Западно-Казахстанской областей РК. Его общая площадь — порядка 650 кв. км. Данный космодром имеет собственный административный центр — город Знаменск. Неподалеку от него располагается военный аэродром.

«Ясный»

Космодром «Ясный» эксперты чаще всего рассматривают как пусковую базу — но для ракет, опять же, предназначенных для выведения в открытый космос. Активно используется с 2006 года. Располагается данный относительно новый космодром в России, в Ясненском районе, что находится в Оренбургской области.

Главным эксплуатантом объекта считается международная корпорация «Космотрас». Инфраструктура космодрома используется главным образом для выведения на околоземную орбиту различных спутников. При этом для решения соответствующих задач чаще всего используется ракета «Днепр» российско-украинского производства.

«Плесецк»

Самый северный космодром России - «Плесецк». Располагается примерно в 180 км от Архангельска — к югу от города. Площадь объекта составляет порядка 176,2 га. Эксплуатироваться в качестве космодрома «Плесецк» начал с 1966 года. С него могут осуществляться запуски ракет, принадлежащих к семейству Р-7 и других, что относятся к схожим классам.

Самый северный космодром России, как отмечают некоторые аналитики, имеет рекорд в части общего количества осуществленных с него запусков ракет в космос.

«Свободный»

Космодром «Свободный» располагается в Амурской области. Он эксплуатируется с 1996 года. Данный космодром России имеет площадь 410 кв. км, и имеет инфраструктуру для запуска ракет легкого и среднего класса. Интересен тот факт, что строительство «Свободного» было инициировано вследствие того, что после распада СССР основной советский космодром «Байконур» оказался за пределами РФ, и руководители российской космической программы решили, что государству необходим свой объект соответствующего назначения. На практике на тот момент самый восточный космодром России после начала эксплуатации задействовался, в частности, в целях испытательных пусков баллистических ракет — таких как «Тополь». Сейчас практически не используется активно, это во многом связано с тем, что на Дальнем Востоке строится новый объект — космодром «Восточный». Рассмотрим, в свою очередь, основные сведения о нем.

«Восточный»

Это новейший и самый восточный космодром России. Он начал строиться в 2010 году. Располагаться он будет, к слову, неподалеку от «Свободного», который предполагается расформировать в связи с инсталляцией основной инфраструктуры уже на «Восточном» и последующей оптимизацией логистики под специфику нового объекта.

Рассчитывается, что самый восточный строящийся космодром России займет площадь порядка 1035 кв. км. Его создание призвано решить следующие важнейшие задачи: приобретение Россией собственного космодрома, адаптированного для запуска любых типов ракет, формирование дополнительных импульсов интенсивного развития Дальневосточных территорий РФ. Данному региону уделяется особое внимание в государственных социально-экономических программах, и строительство соответствующего объекта здесь рассматривается как один из самых значимых факторов успешной реализации данных инициатив.

«Восточный» - космодром России, который имеет ряд преимуществ, в частности, перед «Байконуром». Так, например, трассы полетов ракет, которые будут запускаться отсюда, располагаются вне густонаселенных а также иностранных государств — таковые проложены над нейтральными водами. Кроме того, значимым фактором выступает то, где космодром в России расположен — а именно, в непосредственной близости от развитой транспортной инфраструктуры. Это делает эксплуатацию «Восточного» особенно рентабельной. Вместе с тем, некоторые эксперты также выделяют ряд недостатков в проекте соответствующего объекта российской космической программы. Прежде всего, отмечается тот факт, что «Восточный» расположен на 6 градусов севернее «Байконура» - поэтому общая масса полезной нагрузки, что выводится в космос, на российском космодроме будет немного ниже.

Когда начнутся запуски с «Восточного»?

Когда самый восточный космодром России будет открыт и начнет эксплуатироваться?

Изначально предполагалось, что первый с соответствующего объекта будет осуществлен в конце 2015 года. Но на данный момент он перенесен на 2016 год. Что касается запусков пилотируемого корабля с «Восточного» - первый должен состояться в 2016 году. Персонал нового российского космодрома будет жить в г. Углегорск, что расположен в Амурской области — в непосредственной близости от строящегося объекта. В этом же городе будут располагаться административные органы «Восточного». К слову, некоторые из объектов инфраструктуры космодрома, возможно, будут построены за пределами Амурской области. Предполагается, что с «Восточного» будет возможен запуск ракет практически любого типа — легких, средних и тяжелых — таких как, например, «Ангара», успешные испытания которой были проведены в РФ в 2014 году.

Резюме

Таким образом, современные космодромы России представлены 5 действующими объектами — к числу таковых пока что можно причислить «Свободный», поскольку на нем все же присутствует инфраструктура, и один строящийся. Располагаются они в самых разных частях РФ — на юге европейской части страны, на севере, на Дальнем Востоке. Крупнейший космодром, задействуемый в российской космической программе, располагается в Казахстане. Вскоре он разделит свои функции, которые выражаются в осуществлении запусков всех востребованных типов ракет, с космодромом «Восточный», который строится в Амурской области.

Около 5 утра 28 апреля с нового российского космодрома Восточный был произведен первый запуск. Ракета-носитель "Союз-2.1а" успешно вывела на запланированную орбиту спутники "Ломоносов", "Аист-2Д" и SamSat-218. Старт должен был состояться накануне, рано утром 27 апреля, однако за полторы минуты до пуска он был отменен.

Как позже объяснил глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров , "вчера была автоматическая отмена автоматики наземной системы управления. (...) По всей видимости, недостаток работы одного из кабелей, были заменены кабели".

Президент Владимир Путин лично наблюдал за обеими – и удачной и неудачной – попытками запуска. По данным газеты "Коммерсант", сразу после удачного старта Путин устроил разнос руководителям космической отрасли. Вице-премьер Дмитрий Рогозин получил выговор, Игорь Комаров – строгий выговор. Леониду Шалимову, генеральному директору екатеринбургского НПО Автоматики, с которого на ракету был поставлен кабель, по всей видимости и сорвавший первую попытку старта, президент вынес постановление о неполном служебном соответствии.

Третий космодром

После развала Советского Союза на территории России остался фактически единственный космодром, с которого можно было осуществлять гражданские коммерческие пуски, – космодром Плесецк в Архангельской области. Однако Плесецк по многим параметрам не самая удачная стартовая площадка, так что вот уже два десятилетия Россия арендует у Казахстана космодром Байконур. Разговоры о необходимости строительства собственного большого космодрома шли в РФ еще с начала 1990-х годов, в конечном итоге для этого была выбрана площадка в Хабаровском крае возле бывшего военного космодрома Свободный. Строительство космодрома Восточный растянулось на пять лет и сопровождалось многочисленными скандалами . Окончание работ переносилось несколько раз, и в итоге новый космодром был готов к первому ракетному запуску только в начале 2016 года.

Политический вместо военного

“Главная причина строительства Восточного – политическая, – говорит Сергей Жуков , космонавт-испытатель, соруководитель рабочей группы AeroNet НТИ , гендиректор ЗАО "Центр передачи технологий" . – Разговоры начались еще когда отношения с Казахстаном были не очень понятны, и в какой-то степени продолжались все эти годы”.

В 2007 году указом Владимира Путина был закрыт военный космодром Свободный, испытательный центр Министерства обороны, созданный на базе 27-й дивизии ракетных войск стратегического назначения в 1996 году. “Эта площадка показалась очень удачной для строительства гражданского космодрома”, – говорит Жуков.

Изначально площадку искали для размещения шахт стратегических ракет еще в 50–60-е годы прошлого века. “Просматривали много моментов, должна была быть широта достаточно южная, возможность связи по разным магистралям, в том числе по водным, неподверженность сейсмике, а в этом регионе, вообще говоря, потряхивает, – рассказывает Жуков. – Конечно, близость к потенциальному противнику – США. И вот эту площадку нашли”.

В первой половине 90-х годов стали искать площадку уже под космодром, правда, тогда еще военный. Для космодрома важны во многом те же факторы, что и для стратегического ракетного вооружения, так что именно на базе позиционного района 27-й дивизии РВСН (ныне расформированной) был построен космодром Восточный. Спустя еще десятилетие, в 2007 году, эта же площадка естественным образом попала в число кандидатов для строительства главного российского гражданского космодрома и в конечном итоге была признана наиболее удачным вариантом.

Юго-Восточный

Ракеты в основном выводят на орбиту спутники и автоматические аппараты, реже – доставляют грузы и космонавтов на МКС. Это значит, что есть всего несколько основных типов практически интересных орбит. Самые удаленные от поверхности (36 тысяч километров) – геостационарные орбиты. На них располагаются телекоммуникационные спутники, каждый из них в любой момент находится над одной и той же точкой экватора. Ниже, на высоте 20 000 километров, находятся орбиты навигационных спутников ГЛОНАСС и GPS. Они наклонены к плоскости экватора на угол порядка 60 градусов. Еще ниже (порядка 1000 км и ниже) – полярные орбиты, по ним движутся спутники, для которых важно охватить все точки земной поверхности, это спутники дистанционного зондирования, разведывательные спутники и так далее. Их наклонение к экватору – примерно 90 процентов. Наконец, на высоте всего-то 450 км вокруг Земли обращается МКС, наклонение ее орбиты – 51,6 градусов.

Спутники, выведенные на орбиту с космодрома "Восточный"

Физика орбитальной баллистики устроена так, что орбиты, на которые может попасть груз, существенно зависят от места старта ракеты. Грубо говоря, наклонение орбиты (угол между плоскостью орбиты и плоскостью экватора) сложно сделать меньше широты старта. Например, Байконур находится на широте 45 градусов, соответственно, с него легко доставлять грузы на МКС, спутники на “навигационные” и “полярные орбиты”. А вот попасть с Байконура на геостационарную орбиту сложнее – это требует дополнительных маневров и больших затрат топлива (не стоит забывать, что дополнительное топливо – это либо более тяжелая и дорогая ракета, либо меньше полезного груза). Российский космодром Плесецк находится на 63-м градусе северной широты, попасть оттуда на геостационарную орбиту или на орбиту МКС – задача почти невыполнимая.

Ракета "Союз" выводит спутник на геостационарную орбиту с космодрома "Куру"

Другими словами, чем ближе космодром к экватору, тем с меньшими затратами с него можно выводить груз на любые важные орбиты. Одно из наиболее удобных расположений – у космодрома Куру во Французской Гвиане. Широта стартовой площадки, которую эксплуатирует Европейское аэрокосмическое агентство, чуть больше 5 градусов южной широты. А компания Space X Илона Маска построила космодром на одном из островов архипелага Кваджалейн в Тихом океане, на широте около 9 градусов северной широты. Впрочем, с него было осуществлено всего два запуска, программу пришлось свернуть из-за бюрократических сложностей.

Одна из причин выбора именно этого месторасположения для нового российского космодрома – его широта, около 51 градуса северной широты, всего на 6 градусов больше, чем у Байконура. Значит, полярные, “навигационные” орбиты и орбита МКС доступны без особых проблем, геостационарные – доступны почти так же, как с Байконура.

Гептил на голову

Но разве в России нет точек южнее? Разумеется, есть. Например, большая часть Северного Кавказа. Но здесь вступает второй фактор, важный при выборе удобной площадки для космодрома. При запуске ракеты от нее постепенно отделяются стартовые ступени. Они падают на землю в сотнях и даже тысячах километров от точки старта в направлении, зависящем от заданной орбиты. Обычно место падения отработавших ступеней и других элементов можно предсказать – это заранее известные “поля падения”, впрочем, довольно внушительно размера, в несколько тысяч квадратных километров. Вместе с обломками здесь могут оказаться, например, остатки топлива, а ведь верхние ступени современных ракет по-прежнему работают на гептиле, чрезвычайно ядовитом веществе. А если запуск прошел нештатно, опасные обломки могут оказаться почти где угодно вдоль нескольких тысяч километров предполагаемой траектории полета.

Итак, очевидно, что для удачного расположения космодрома должны выполняться два условия: основные траектории полетов не должны проходить над густонаселенными районами; траектории должны оставаться в пределах национальных границ или проходить над нейтральными водами. Байконур обладает только первым качеством, да и то не совсем: "Если стартуют с Байконура, первая ступень – это, как правило, казахские степи, а вторая ступень – это уже Алтай. Горный Алтай, хоть и не очень заселен, но люди-то живут, и там бывали разные неприятности", – рассказывает Жуков. Кроме того, за обслуживание полей падения на территории Казахстана России приходится выделять дополнительные средства. Гипотетический космодром на Северном Кавказе – совсем неудачный вариант, траектории большинства запусков прошли бы через густонаселенные районы юга России и/или над территориями сопредельных государств. А вот Восточный удовлетворяет обоим требованиям: поля падения для любых основных запусков придутся либо на малонаселенные районы Хабаровского края, либо на Охотское море.

Землетрясения и логистика

Сергей Жуков называет и другие преимущества выбранной площадки. Например, это относительно спокойная сейсмическая обстановка. Так, в качестве альтернативы для строительства еще военного космодрома Свободный рассматривалась бухта Ванина, расположенная еще дальше на восток на берегу Татарского пролива, но от идеи пришлось отказаться именно из-за регулярных землетрясений.

Тяжелая ракета-носитель "Ангара" на стартовой площадке космодрома "Плесецк"

Космодром Восточный критикуют за то, что он находится очень далеко от предприятий, производящих и собирающих как сами ракеты-носители, так и спутники. И эта критика справедлива. Ракету-носитель “Союз-2.1а” собрали на заводе “Прогресс” в Самаре, и, чтобы попасть на стартовую площадку Восточного, ей пришлось проделать в разобранном виде на специально железнодорожном составе 6,5 тысячи километров, это заняло 18 дней. Производство тяжелых ракет “Ангара”, которые будут запускать с "Восточного", планируют перенести из Москвы в Омск – это 4,5 тысячи километров от нового космодрома.

В то же время плюс Восточного – наличие поблизости удобных транспортных артерий. “Там рядом проходит Транссиб, буквально в нескольких километрах станция “7777” по расстоянию от Москвы. Рядом же проходит федеральная трасса Чита – Хабаровск. Кроме того, буквально в 3-4 километрах от старта, протекает река Зея, которая едва ли не полноводнее Амура, то есть по Амуру и по Зее тоже можно доставлять грузы”, – объясняет Жуков.

“Ангара” на Амуре и дома на колесах

Именно космодром Восточный должен стать основной площадкой для запуска тяжелых ракет-носителей серии “Ангара”. Эти достаточно современные ракеты должны прийти на смену проекту “Протон”, до сих пор “Ангару” в тестовом режиме запускали только с космодрома Плесецк в 2014 году (кстати, оба раза испытания прошли успешно). Хотя сначала обсуждалось создание нового стартового комплекса под “Ангару” на Байконуре, в марте 2013 года руководство Роскосмоса решило готовить площадку уже на собственном космодроме Восточный. “Политика – штука тонкая, – говорит Жуков. – Мы видим, что произошло в наших отношениях с Украиной. Сегодня все хорошо с Казахстаном, но как повернется колесо политики в дальнейшем…”

Мобильная башня обслуживания на "Восточном"

По словам Жукова, оборудование нового космодрома с двумя стартовыми площадками (уже готовая для “Союзов” и строящаяся к 2021 году для “Ангары”), комплексом связи и управления и другими сооружениями, представляет для российской космонавтики “эволюционный шаг”. В частности, на Восточном есть мобильная башня обслуживания, нечто вроде большого ангара, который движется по рельсам и может наехать на стоящую на стартовой площадке ракету. Она полезна тем, что позволяет обслуживать ракету практически при любых погодных условиях, кроме того, с ее помощью в головной части ракеты можно размещать спутники, которые нельзя перемещать горизонтально. “Это не совсем новая технология, – отмечает Жуков, – мы повторяем то, что сделано на Куру, хотя сделано в том числе с нашим участием”.

Конечно, было бы странно ожидать меньшего при общей стоимости строительства космодрома в 180 миллиардов рублей (по некоторым данным, 400 миллиардов рублей), что, к примеру, в два раза больше, чем бюджет на культуру и кинематографию РФ 2016 года и в 10 раз больше, чем стоимость южно-корейского космодрома Наро (251 млн долларов), открытого в 2009 году. Жуков уверяет, что для высокой стоимости космодрома можно найти и объективные причины: “Космодром получается более дорогой, безусловно, чем южные, но это же север, это зимы, здесь требования к бетону совсем другие, требования по зданиям другие, требования по дорогам другие. Много таких моментов, которые говорят, что северный космодром становится дороже”.

Восточный вместо Байконура?

Освящение ракеты "Союз" перед стартом с космодрома "Байконур"

Ближайшее будущее нового космодрома находится в неопределенности, в частности, неизвестно, когда состоится следующий после первого тестового пуск. 26 апреля, накануне запланированной даты испытаний, директор филиала Роскосмоса на космодроме Восточный Константин Чмаров сказал, что схема управления космодромом может быть реорганизована сразу же после первого запуска. Однако в перспективе именно Восточный должен стать основным российским гражданским космодромом. Означает ли это, что Россия в ближайшее время откажется от Байконура? Сергей Жуков уверен, что нет. “Байконуром мы продолжим пользоваться, старты идут, у нас, по-моему, на 50 лет рассчитан договор аренды. Если и будет нагрузка снижаться на Байконур, то только постепенно. Пока что он во многом удобнее именно логистически и инфраструктурно, например, многие производители спутников имеют там свои корпуса”.

Таким образом, Россия будет пользоваться сразу тремя достаточно крупными космодромами. “Ну, у японцев тоже три космодрома, у китайцев три или четыре космодрома, у американцев есть Канаверал как основной космодром, но частные компании со своих запускают. В том, что есть небольшая сеть космодромов, ничего страшного нет абсолютно, просто будет более равномерно распределена нагрузка между ними”, – считает Сергей Жуков.

Острая необходимость создания национального российского космодрома была осознана сразу после распада СССР. До того момента для пусков в пространство в течение многих десятилетий использовались три «космические гавани» — Капустин Яр, Байконур и Плесецк.

Первый (самый маленький) был основан в 1946 году в Астраханской области как полигон для испытаний ракетной техники. С 1962 года отсюда на орбиту стали запускаться малые спутники серии «Космос». К 1991 году возможности полигона, включающего один стартовый комплекс с двумя пусковыми площадками для лёгких ракет-носителей, резко ограничивали поля падения отделяющихся частей, находящиеся, в том числе, в пределах Атырауской и Западно-Казахстанской областей независимой Республики Казахстана.

Второй (самый крупный) был построен к началу 1957 году в Кзыл-Ординской области Казахстана близ посёлка Тюратам между городками Казалинск и Джусалы в качестве полигона для лётных испытаний и боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7. Отсюда 4 октября 1957 года на орбиту вышел первый в мире искусственный спутник Земли ПС-1. Постепенно Байконур стал универсальным космодромом: здесь эксплуатировались ракеты-носители всех классов, запускавшие на различные орбиты и траектории пилотируемые корабли, космические станции и другие аппараты гражданского и военного назначения.

Третий (самый северный) был создан к 1960 году южнее Архангельска как позиционный район базирования усовершенствованных «межконтиненталок» Р-7А (Объект «Ангара»), а через шесть лет получил статус космодрома. Поначалу Плесецк эксплуатировался в интересах Минобороны, и некоторое время считался самым «пускающим» космодромом мира. Отсюда могли стартовать ракеты-носители лёгкого и среднего классов, но энергетически невыгодное положение высокоширотное положение не позволяло осуществлять из Плесецка запуски пилотируемых кораблей и тяжелых геостационарных спутников связи.

В итоге, после распада СССР на российской территории не осталось ни одного полноценного космодрома, дающего возможность выполнять весь спектр космических запусков. Независимый доступ в космос стал для страны проблемой.

Уже в 1992 году начались работы по проекту универсального носителя «Ангара», реализация которого открывала путь к запускам тяжелых космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты с территории России. На начальном этапе проектируемый ракетно-космический комплекс планировалось развернуть в Плесецке, а позднее — на Дальнем Востоке, где позиционному району 27-й Краснознамённой дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения, расположенному близ Углегорска в Амурской области, в 1996 году был присвоен статус космодрома. Увы, Свободный так и не стал полноценным космодромом: с марта 1997 по апрель 2006 года отсюда к орбите ушли лишь пять лёгких конверсионных «Стартов-1». А создание комплекса «Ангара» по многим причинам (в основном, финансовым) растянулось на два десятилетия и первые пуски новой универсальной ракеты из Плесецка были выполнены лишь в 2014 году.

Таким образом, несмотря на то, что юридические вопросы использования Байконура постепенно были урегулированы, задача независимого гарантированного доступа России в космос решена не была. Кроме трудностей организационного плана, эксплуатация российского космодрома несёт заметное финансовое бремя, связанное с арендной платой ($ 115 млн в год) и ощутимыми затратами на поддержание объектов наземной инфраструктуры, находящихся на казахстанской территории.

Между тем, Соединённые Штаты имеют три действующих космодрома (Канаверал во Флориде, Ванденберг в Калифорнии, Среднеатлантический региональный космопорт в Вирджинии), а также базы, с которых можно осуществлять космические пуски (Кодьяк на Аляске и Уайт-Сэндс в Нью-Мехико). Свои космодромы строят частные компании (например, SpaceX). Китай располагает четырьмя космодромами, Япония — двумя, Евросоюз — одним.

Боевые операции западных стран в Ираке и Югославии показали всю важность космической поддержки: связь, навигация и разведка стали ключевыми факторами успешной войны. К середине 2007 года высшее политическое руководство России ребром поставило вопрос о создании полноценного российского космодрома, призванного открыть полностью независимый доступ в космос, гарантируя выполнение национальных отечественных, а также международных и коммерческих космических программ, снизив политические риски.

Место для «космической гавани» выбиралось с учётом самых разнообразных факторов. Точка старта должна находиться как можно ближе к экватору для уменьшения затрат топлива при запуске геостационарных спутников. Трассы полета средств выведения не должны пролегать над густонаселёнными районами. Зоны отчуждения под поля падения отделяемых частей носителей должны располагаться только на территории России, а их число необходимо минимизировать.

Соответственно, космодром следует строить по возможности ближе к океанскому побережью, учитывая наличие энергетической, транспортной и промышленной инфраструктуры, сейсмические и погодные условия.

Во время первого поиска места для дальневосточного космодрома наиболее оптимальными представлялись два района — город Углегорск в Амурской области (где расположен космодром Свободный) и Советская Гавань на побережье Тихого океана.

Оба района имели приблизительно равную функциональность, причём последний был даже несколько предпочтительнее из-за близости к океану (отработавшие ступени могли падать в нейтральных водах), но первый находился в лучших сейсмических условиях. Его в конечном итоге и выбрали. 6 ноября 2007 года Президент В.В. Путин подписал указ о строительстве космодрома Восточный вблизи Углегорска. С этого момента начались рекогносцировочные и расчётно-сметные работы, а также решались различные организационные вопросы.

Роль новой стартовой площадки не сводилась лишь к выполнению пусковых кампаний и обеспечению независимого доступа в космос. Эти задачи сами по себе важны, но отнюдь не единственны. Строительство и эксплуатация космодрома должны были улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке, а также обеспечить развитие местной промышленной базы, в том числе путём привлечения инвестиций отечественного и иностранного частного капитала. Например, председатель Наблюдательного совета некоммерческого «Института демографии, миграции и регионального развития» Ю.В. Крупнов рассматривал Восточный как важный фактор реализации Государственной программы по переселению соотечественников.

Ю.В. Крупнов считает космодром Восточный важным фактор реализации Госпрограммы переселения соотечественников

Не менее важным было и то, что вместе со строительством предполагалось изменить практически всю материально-техническую часть отечественной космонавтики, провозгласив лозунг «Новому космодрому — новую ракету и новый космический корабль!» Разумеется, обновление парка средств выведения требовало технического перевооружения отрасли. Таким образом Восточный становился системообразующим проектом, призванным стать локомотивом для теряющей конкурентоспособность отечественной ракетно-космической промышленности.

В основу космодрома ставилась совершенно новая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъёмности (РН СКПГ), создаваемая в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Русь-М», и пилотируемый перспективный транспортный корабль нового поколения ПТК НП. Вместе они образовывали Перспективную пилотируемую транспортную систему ППТС.

Разработка ракеты, получившей по шифру ОКР «популярное» (хотя и неофициальное) название «Русь-МП» (литера «П» означала «пилотируемая»), началась ещё в 2007 году, когда Федеральное космическое агентство запросило от предприятий отрасли предложения по облику нового пилотируемого носителя. Свои варианты представили Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (ныне Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс»), Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева, Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва и Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В.П. Макеева. Во всех предложениях фигурировал одноразовый носитель, способный вывести на низкую околоземную орбиту аппарат массой свыше 20 т. Параллельно РКК «Энергия» и ГКНПЦ прорабатывали пилотируемый корабль.

В начале 2009 года Роскосмос объявил конкурсы на эскизное проектирование носителя «Русь-МП» и корабля ПТК НП. Технические требования к ракете строились на результатах проектных проработок РКК «Энергия», учитывая предложения ГРЦ и «ЦСКБ-Прогресс». В марте 2009 года триумвират этих предприятий и выиграл конкурс, получив контракт стоимостью около 375 млн руб. Предложение ГКНПЦ («Ангара-А5П») было отвергнуто.

Концепция носителя предусматривала создание ракеты стартовой массой 673-688 т. Первая ступень представляла собой жёсткую связку трёх одинаковых унифицированных ракетных блоков с двигателями РД-180В, работающими на жидком кислороде и керосине. Вторая ступень оснащалась четырьмя кислородно-водородными двигателями РД0146. «Русь-МП», способная запускать на низкую околоземную орбиту груз массой свыше 23 т, с запасом решала задачу выведения ПТК НП начальной массой 14 т в варианте для снабжения орбитальных станций. Избыточная энергетика создавала необходимый резерв на случай нештатных ситуаций: сверхгарантийный запас топлива в верхней ступени обеспечивал продолжение полета при отказе одного РД0146 либо выход корабля на траекторию, обеспечивающую минимальный риск при спасении экипажа. Конструкция и размерность допускали создание на базе блоков ракеты носителя тяжёлого класса грузоподъемностью до 55 т и более, открывая путь к пилотируемым экспедициям на Луну.

Весной 2009 года конкурс на эскизное проектирование ПТК НП выиграла «Энергия», обойдя Центр Хруничева, представивший вариант развития концепций, разработанных с участием предприятия в 1960 — 1980 годах. Первоначально новый корабль делался в двух основных вариантах: околоземный (для снабжения Международной космической станции, МКС) и лунный — для выхода на окололунную орбиту. Первый должен был обеспечить полет шести космонавтов плюс возвращение на землю груза массой 500 кг, а второй — отправить к Луне четверых космонавтов плюс 100 кг груза. Кроме базовых, в состав ППТС должны были входить корабли для автономных (научных, прикладных, туристических) полётов, спасатель, беспилотный грузовик, а также беспилотный грузовозвращающий корабль.

Первый пуск «Руси-МП» с Восточного планировался на 2015 год, а первый пилотируемый полёт — на 2018 год. Для реализации проекта на новом космодроме предполагалось построить два универсальных стартовых комплекса с соответствующей технической инфраструктурой. На втором этапе к носителю должна была присоединиться Многоразовая ракетно-космическая система (МРКС-1) с крылатой первой ступенью, способная выводить на низкую орбиту полезные нагрузки массой от 20 до 60 т. На третьем этапе на Восточном возводилась инфраструктура для пусков сверхтяжёлых носителей.

Под эти планы формироваться системный проект нового космодрома. В 2011 году велось техническое и эскизное проектирование, из федерального бюджета пришли первые 1,4 млрд рублей на прокладку железных и автомобильных дорог, монтаж линий электропередач и промышленной эксплуатационной базы. На первый этап строительства — создание обеспечивающей инфраструктуры — до 2015 года из федеральной целевой программы «Развитие космодромов» было выделено 81 млрд рублей, из «Федеральной космической программы» — ещё 92 млрд руб. Общую стоимость проекта оценивали в 300 млрд рублей.

Работа набирала обороты, казалось — всё идёт по плану. В 2011 году началась расчистка стройплощадки, завершился не только эскизный, но и технический проект «Руси-М» и ПТК НП. И тут, как гром среди ясного неба, грянуло «переформатирование» всего проекта Восточный. Его инициатором выступил В.А. Поповкин, с апреля 2011 года возглавивший Роскосмос. Уже осенью, выступая в Госдуме, он сообщил о решении закрыть «Русь-М».

Как оказалось, ни одно ведомство не в состоянии назвать сумму, хотя бы отдаленно отражающую вложения в это грандиозное строительство. Итоговой сметы по стройке «Космодром «Восточный» просто не существует.

 

Справочная информация:

  • Название: космодром «Восточный».
  • Назначение объекта: подготовка и запуск космических аппаратов.
  • Начало строительства: сентябрь 2011 года.
  • Завершение: после 2025 года.
  • Стоимость объекта: не определена.
  • Кто строит (основной генподрядчик): до 2016 - Спецстрой России, с 2017 - Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры.

Среди самых значимых инфраструктурных строек, какими являются для России Крымский мост , магистральные газопроводы «Сила Сибири» , «Северный поток-2» , эта стройка имеет особое значение.

Космодром «Восточный» должен обеспечить России независимый доступ в космическое пространство. А это значит, что инфраструктура подготовки и запусков космических аппаратов, которая будет возведена, должна быть абсолютно надежной и работоспособной.

Она уже успела стать притчей во языцех.

История вопроса

Еще в 1993-м на месте дислокации 27-й Краснознаменной Дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения и появился Главный центр испытаний и применения космических средств. И уже мартовским указом Б. Н. Ельцина 1996 года его преобразовали в космодром «Свободный», 2-й Государственный испытательный космодром Минобороны РФ. Он пережил со своих мобильных пусковых установок всего пять космических запусков — ракет-носителей "Старт-1". Затем последовала консервация объекта.

Но с распадом Советского Союза без собственного космодрома космической державе оставаться было не с руки. Байконур отошел Казахстану, и запуски приходилось осуществлять в чужой стране. Так что теперь они обходились России ежегодно больше 100 млн долларов.

Десять лет назад о новом своем собственном гражданском космодроме заговорили снова. И в ноябре 2007-го подписан новый указ. Космодром «Восточный», который должен появиться в стране, призван обеспечить ей полноценный доступ в космическое пространство.

«О том, что России необходим космодром, говорилось еще десять лет назад. За это время потрачены сотни миллиардов рублей, несколько раз срывались и переносились сроки, по факту растрат заведено несколько уголовных дел» (finance.rambler.ru/news/).

Но обо всем по порядку.

Место строительства

Космодром расположился в Амурской области на территории Свободненского и Шимановского районов, на водоразделе в междуречье рек Зеи и Большой Пёры.

Решение о его месте положения в Амурской области, в районе расположения расформированного «Свободного», стало таковым по нескольким причинам:


Источник: сайт http://vostokdrom.ru/

Начало строительства

28 августа 2010 года заложили первый камень на месте основания космодрома. В. Путин, бывший в то время премьер-министром РФ, принял участие в этом мероприятии.

В сентябре 2011 года начались подготовительные строительные работы. К созданию инфраструктуры и технологических объектов приступили в начале 2012-го.

Государственным заказчиком строительства выступила госкорпорация «Роскосмос».

На период до 2016 года исполнителем подрядных работ на строительстве космодрома «Восточный» стал Спецстрой России (упразднен указом президента РФ от 29 декабря 2016 года), а его подразделение ГУСС «Дальспецстрой» исполняло функции генподрядчика.

«В январе 2017 года госкорпорация «Роскосмос» возложила функции генподрядчика по строительству ряда объектов «Восточного» на Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ, Москва; находится в ведении «Роскосмоса»)» (ТАСС).

Во что обходится новый космодром?

«В 2011 году «Роскосмос» заявил, что из бюджета на строительство «Восточного» будет выделено около 25 млрд рублей. А на общую инфраструктуру около 81 млрд. О сроках также было сказано — около 3 лет. … Однако из сказанного мало что было выполнено в срок, да и сумма заявленных средств, … с 25 млрд существенно «подросла». (новости rbc.ru).

Как оказалось, ни одно ведомство не в состоянии назвать сумму, хотя бы отдаленно отражающую вложения в это грандиозное строительство. Итоговой сметы просто не существует.

А оценки, которые озвучивают чиновники разных уровней и ведомств, часто разнятся существенно:

  • декабрь 2011-го, Григорий Нагинский, директор Спецстроя, 300 млрд;
  • декабрь 2011-го, космическое агентство, 493 млрд;
  • 2015-й, Юрий Коптев, Глава научно-технического совета «Роскосмоса», 560 млрд.

«Роскосмос» не называет, сколько потратят или уже потрачено на первую и вторую очереди космодрома.

Рис. 2. «Восточный» в процессе строительства
Источник: сайт spacegid.com

Первоначально работы по строительству финансировались в рамках двух ФЦП:

  1. «Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы» (утв. 22.10.2005 г.);
  2. «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» (утв. 28.11.2005 г.).

Последующее финансирование предусмотрено следующими ФЦП:

  1. ФКП на 2016-2025 годы (утв. 23.03.2016 г.);
  2. «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» (утв. 19.09.2017 г.).

Источник: ТАСС

По прогнозам специалистов Спецстроя, основные расходы еще предстоят. Но одна только сумма в 161 млрд рублей, именно в такую сумму оценил РБК плановые затраты на первый этап, позволяет отнести космодром к числу самых дорогих строек в мире.

Этапы строительства

Космодром «Восточный» и три его этапа строительства:

Рис. 3. Стройплощадка «Восточного». 2015
Источник: сайт ridus.ru

Первая очередь

Всего 19 объектов космодрома будут возведены в рамках первой очереди, окончательное завершение всех работ ожидается в 2018 году.

А к 2016 году были возведены стартовый и технический комплексы для запуска ракет среднего класса типа «Союз-2» с автоматическими космическими аппаратами.

Предстоит перевод стартового комплекса (ракеты «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» с кислородно-керосинового топлива на нафтил. Срок завершения этих работы назначен на июль 2019 года.

В основе нафтила лежит пара кислород-керосин с добавлением полимерных присадок. Это горючее повышает энергетические показатели двигателей, а значит, и грузоподъемность ракет.

Сооружена мобильная башня обслуживания (МБО) высотой 52 метра. С ее помощью на ракету-носитель, что находится в вертикальном положении на стартовом комплексе, можно устанавливать полезную нагрузку. Как раз такие же применяются во Французской Гвиане на европейском космодроме Куру, откуда запускаются российские ракеты "Союз-СТ". Ни Плесецк, ни Байконур таким оборудованием похвастаться не могут.

В эксплуатацию сдан командно-измерительный пункт, обеспечивающий прием измерительных данных от ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов. Первые данные телеметрии были приняты:

  • 17 июня 2015 года с МКС;
  • 3 июля - с грузового корабля "Прогресс М-28М", стартовавшего с Байконура;
  • 23 июля — с пилотируемого "Союз ТМА-17М".

Построено 115 км автомобильных и почти 115 км железных дорог, три моста возведены и реконструированы, а созданная система энергоснабжения объекта позволила обеспечить электроэнергией стартовый и технический комплексы, административный центр.

Вторая очередь

Планируется построить космический ракетный комплекс (КРК) для ракет семейства «Ангара». В середине августа 2017-го на космодром прибыло 48 вагонов с технологическим оборудованием для начала строительных работ. Говорят, что возведен он будет в 2023 году.

В интервью «Российской газете» в июне 2016 года Рано Джураева, гендиректор ЦЭНКИ, объявила:

«Строительство второй очереди космодрома «Восточный» начато… Все работы по второй очереди космодрома «Восточный» будут включены в федеральную целевую программу (ФЦП) по развитию российских космодромов на 2016 - 2025 годы».

В конце ноября того же года Дмитрий Рогозин озвучил размер вложений из госбюджета, предусмотренный на строительство второй очереди «Восточного». Сумма на 2017 - 2019 годы составляет 25-30 млрд руб. ежегодно, что, по его оценке, «не такие огромные средства, как казалось нам раньше».

«В перспективе «Восточный» выйдет на 8-10 пусков в год. По скорректированным планам, первый пилотируемый пуск ракеты с экипажем на Международную космическую станцию должен быть проведен после 2023 года» (РИА новости).

Рис. 4. Сборка ракеты-носителя «Союз-2.1а» в Техническом комплексе космодрома «Восточный»

28 апреля со второй попытки с нового российского космодрома «Восточный» в Амурской области «Союз-2.1а» с тремя спутниками. За пуском наблюдал президент РФ Владимир Путин .

Почему перенесли первый запуск?

27 апреля, всего за 2,5 минуты до намеченного старта был отменен первый в истории запуск ракеты с космодрома «Восточный». Это произошло из-за сбоя в работе автоматики. Сообщается, что остановка пуска ракеты была вызвана неполадками функционирования системы управления.

Космодром «Восточный». Фото: РИА Новости / Сергей Мамонтов

Зачем России нужен космодром «Восточный»?

О целях строительства космодрома «Восточный» АиФ.ru рассказал академик Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского (РАКЦ) Александр Железняков.

Предстартовый вывоз ракеты «Союз-2.1а» с космическими аппаратами «Ломоносов», «Аист-2Д» и SamSat-218 на стартовую площадку космодрома «Восточный». Фото: РИА Новости / Игорь Агеенко

В космос — любой ценой? На Восточном объявили дату первого пуска

В Амурской области спешно заканчивается подготовка космодрома Восточный к первому пуску. Космические аппараты готовить к старту будут, можно сказать, «на коленке». На строителей и инженеров давят из Москвы, требуя срочно обеспечить первый пуск.

Космодром Восточный. Фото: РИА Новости / Игорь Агеенко

Космодром или «времянка»? «Восточный» готовится к первому пуску

Опыт больших проектов в России, а до того в СССР, показывает: лечь костьми в тайге и отправить ракету в космос можно и с не вполне достроенного космодрома — с «времянки». Но зачем торопиться с вводом в эксплуатацию незаконченного космодрома? Кому нужна и выгодна эта гонка с вымученным и показушным запуском, да и в результате сам такой космодром?

В корпусах монтажно-испытательного комплекса, где собирают ракету и спутники. Фото: АиФ/ Александр Колесниченко

Клинит дверь в космос. Когда полетят ракеты c «Восточного»?

«Россия — крупная космическая держава — должна иметь собственную площадку для вывода на орбиту всех видов и типов космических аппаратов», — не один раз объяснял задачу Владимир Путин. Однако взялись за выполнение этой важной задачи в 2011-2012 гг. спустя рукава.

На космодроме «Восточный» в Амурской области. Фото: РИА Новости / Сергей Мамонтов

Где рокот космодрома? Через полгода с «Восточного» должна стартовать ракета

Строительство космодрома «Восточный». Фото: РИА Новости / Сергей Мамонтов

Минские каникулы. Расхитителя с космодрома взяли в «Мерседесе» со стразами

В Минске был задержан мужчина, объявленный в международный розыск по линии Интерпола в связи с делом о хищениях при строительстве нового российского космодрома. По данным следственных органов России, фирма получила предоплату в сумме около 4 млн рублей, но та была израсходована на финансово-хозяйственную деятельность, которая не связана со строительством объекта.

Фото: Кадр youtube.com

В чём суть дела о растрате при строительстве космодрома «Восточный»?

В ходе проверки прокуратурой космодрома «Восточный» были выявлены нарушения со стороны компании «Стройиндустрия-С». Её руководство обвиняют в невыплате заработной платы строителям космодрома. Общая сумма задолженности составила более 14 млн рублей.

Фото: РИА Новости / Игорь Агеенко

Восточный магнит. Космодром притянет мозги и технологии в Амурскую область?

«АиФ» посмотрел, как идут дела на крупнейшей на сегодня стройке страны. К 2008 г. ситуация в Углегорске Амурской области была удручающая, а строительство космодрома вдохнуло в посёлок жизнь. Для сотрудников космодрома, которых в перспективе может быть до 50 тыс. человек (включая строителей), строят отдельный микрорайон, который в самом ближайшем будущем вместе с Углегорском превратится в новый город Циолковский.

Строительство домов в городе Циолковский в Амурской области. Фото: РИА Новости / Сергей Мамонтов



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!