Обогащение игрового опыта детей младшего дошкольного возраста
Тема: «Семья»Цель: организация социально-личностного развития детей 3-4 лет на основе сюжетно - ролевой игры.
Задачи:
1. Учить обогащению социально - игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.
2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама-ребенок, врач-пациент, фармацевт - клиент). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.
Методы и приемы:
1. обогащение содержания игры путем внесения новой игрушки - пупса (в семье появился малыш);
2. введение проблемной ситуации (малыш заболел);
3. задания по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек - самоделок;
4. напоминание о прошлых играх, о том, что уже видели;
5. беседа по поводу дальнейшего хода игры;
6. советы;
7. беседа-рассказ о возможных действиях детей в той или иной роли;
8. напоминания по использованию в игре знаний, полученных на занятиях;
9. индивидуальные задания, поручения;
10. наводящие вопросы;
11. своевременное изменение игровой среды;
12. создание практических ситуаций, где дети проявляют чувство ответ-ственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения;
13. косвенное руководство игрой;
14. раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка, поддержка его предложений;
15. поощрение;
16. подведение итогов - аналитик – синтетический метод.
Предварительная работа:
1. Беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто кем работают»;
2. рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;
3. рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;
4. наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;
5. обучающие игры «Приготовим куклам обед», «Купание куклы», «Даша проснулась», «Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»;
6. совместные игры детей с воспитателем;
7. чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка - забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит», А. Крылов «Заболел петух ангиной»;
8. сюжетно ролевые игры: «Угощение», «Стройка», «Маленький помощники», «Дочки - матери»
Словарная работа: фармацевт, педиатр, врач «Скорой помощи»
Атрибуты: игровой уголок «Семья», кукла-пупс, машина «Скорой помощи», игрушечные мед. инструменты, белый халат для врача и фармацевта, игрушечный телефон, игрушки – заместители и д. р.
Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»
Игровые роли: мама, папа, бабушка, старшая дочь, врач «Скорой помощи», дежурная мед. сестра, фармацевт, шоферы, строители.
Ход совместной деятельности.
(Слышится плач ребенка)
Воспитатель:
Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?
Дети: малыш!
Воспитатель:
Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?
Дети: ему нужны мама и папа.
Воспитатель
: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.
Дети высказывают желания по распределению ролей
Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.
Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.
Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.
Воспитатель:
можно в нашей семье я буду бабушкой?
Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.
Воспитатель:
Что делают дети в семье?
Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.
Воспитатель
: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?
Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»)
Воспитатель:
ребята, у нас много детей, все хотят с нами играть. У нас еще будет работать аптека и пункт скорой медицинской помощи.
Идет распределение ролей.
Воспитатель:
Кто из вас хочет быть врачом? Кто мед. сестрой? Кто водителем скорой помощи? А кто фармацевтом?
Воспитатель:
Врач, что ты будешь делать на своем рабочем месте?
Ребенок – врач: я буду оказывать помощь больным, назначать лекарства, мерять давление и температуру.
Ребенок – медсестра: я буду помогать доктору, выписывать рецепты, ставить уколы, принимать вызов по телефону.
Ребенок – водитель «скорой помощи»: я буду следить за тем, чтобы машина работала, была чистой и возить врача на вызовы.
Ребенок – фармацевт: я буду делать и продавать лекарства.
Дети выбирают для игры место и готовят атрибуты.
Бабушка: доброе утро! Как хорошо, что сегодня выходной день. Как вам всем спалось?
Мама: доброе утро, вот и детки проснулись. Мы спали хорошо, только сыночку не спалось, он капризничал, наверное, ему нужна новая соска.
Папа: я могу съездить в аптеку купить сыночку новую соску.
Бабушка: может-быть еще что-нибудь нужно купить в аптеке для малыша?
Мама: да, вот еще закончилось детское питание, памперсы и клееночку нужно купить.
Папа обращается к бабушке: А Вам, что купить?
Бабушка: Мне доктор выписал рецепт на новые очки. Купи мне их, пожалуйста. Вот возьми рецепт. Дима ты хорошо запомнил, что нужно купить? Виолетта, напиши ему список, а то он что-нибудь забудет.
Мама пишет список и перечисляет, что нужно купить.
Папа идет в гараж - протирает машину, заводит ее, едет в «Аптеку».
Бабушка: посмотри, внученька, мне кажется - маленький опять капризничает.
Дочка: а он мокрый, его нужно искупать и переодеть.
Мама: дочка мне нужна твоя помощь, пойдем в ванную, поможешь мне купать малыша.
Бабушка напоминает, что нужно постелить пеленочку и полотенце.
Купая ребенка, мама приговаривает: водичка, водичка, умой мое личико…
Затем куклу одевают и укладывают в кроватку.
Папа вернулся с покупками.
Бабушка: Виолетта, разбери сумки и посмотри: Дима ничего не забыл?
Мама. Вот: новая соска, очки для бабушки, детское питание, клееночка и памперсы.
Мама просит дочку помыть соску, а сама идет накрывать стол к обеду.
Бабушка спрашивает: «Что у нас сегодня на обед?»
Мама: борщ, котлета, пюре и салат. А для маленького - молочная кашка.
Накрывает настол и семья садится обедать.
После обеда бабушка предлагает маме остаться дома и навести порядок, а она с внуками пойдет на прогулку. Мама помогает бабушке собрать детей на прогулку.
После возвращения с прогулки мама обнаружила, что маленький заболел.
Папа: ребенок заболел! Нужно срочно вызывать скорую помощь.
Папа по телефону вызывает «скорую помощь».
- Здравствуйте! Можно вызвать врача на дом.
Врач: Что у вас случилось?
Папа: Заболел ребенок.
Врач: Назовите ваш адрес.
Папа: улица Учебная, дом № 23.
Врач: Ждите, выезжаем!
Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.
Бабушка предлагает вымыть руки.
Врач осматривает ребенка, ставит градусник, выписывает рецепт, медсестра делает укол, капает в ротик микстуру от температуры. Желают скорейшего выздоровления.
Семья провожает доктора.
Мама радостно объявляет, что ребенок выздоровел.
Бабушка с мамой наводят порядок в комнате и укладывают детей спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.
Итог игры:
игра закончена, наводим порядок.
В какую игру мы играли?
Какие роли вы выполняли в игре?
Что делали ваши персонажи?
Молодцы, ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам! Бабушки все любят радовать своих близких пирогами. Вот и я испекла пирог, будем вместе пить чай и угостим наших гостей.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» для детей второй младшей группы
Сюжетно-ролевая игра для детей 3-4 лет «Лесная больница»
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Экскурсия в кабинет медсестры, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.
АТРИБУТЫ:
Ворона с телеграммой; игрушки: мишка, зайка, кошка, лиса, волк и др.; шапочки, халаты детские; комплект игры «Доктор»: градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.
ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ: вылечить больных зверят.
ИГРОВЫЕ РОЛИ И ПРАВИЛА:
На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель - роль доктора, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу)
.
Организационный момент:
вылетает ворона:
Кар-кар-кар? Вот Вам телеграмма
Воспитатель берет телеграмму, удивляется
.
Интересно от кого?
Воспитатель читает телеграмму:
Помогите, помогите?
Доктора скорей пришлите!
Наши звери заболели
Наверное много снега они ели!
А теперь у них ангина, скарлатина, гепатит и дифтерит.
Что же делать, как нам быть?
Как болезни победить.....?
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель:
Неужели в лесу все звери заболели? Как же им помочь?
(Дети рассуждают)
.
Воспитатель:
А кто в дни болезней всех полезней и лечит от всех болезней? (ответы детей)
Да, доктор. У доктора есть очень много инструментов, лекарств, которыми он пользуется, когда лечит. Посмотрите сколько всего принесла сорока в мешочке, тут всё перепутано, давайте вы мне поможете выбрать все, то необходимое, что потребуется доктору для работы
(Из множества предметов дети выбирают те предметы, которые могут понадобиться доктору).
Шприц - делать укол.
Термометр - измерять температуру.
Вата - смазывать раны.
Бинт - перевязать рану.
Зелёнка - обрабатывать царапину.
Фонендоскоп - слушать работу сердца и лёгких.
Сироп - пить от кашля.
Таблетки - от температуры.
Халат, колпачок - одежда медработника.
Кирпичик, Утюг, Кастрюля, Мяч эти предметы остаются лежать,воспитатель выясняет почему дети их не взяли.
Правильно это всё необходимо врачу для работы, а теперь пора и в путь, зверята нас заждались, скорее на помощь на лесную полянку(поедем на паровозике...)
Едет, едет паровоз
Мимо елок и берез,
Чух, чух, чух, пыхтит
И колесами стучит.
Свистит громко су-су-су
Вот и мы уже в лесу.
Ну вот и полянка, мы приехали с вами.. Посмотрите, ребята, сколько много зверей, но они грустные, не улыбаются и совсем не играют...
А вот и лиса, она говорит,ой меня укусила оса
И песик барбос, его курица клюнула в нос
Бедный бегемотик схватился за животик,у него бегемотика животик болит. А рядом цыплята, визжат как поросята.
А это зайчик, попал под трамвайчик, мой зайчик, мой мальчик попал под трамвайчик и ему перерезало ножки и теперь он больной и хромой, маленький заинька мой.
И кошка мурка тоже заболела, несчастная кошка поранила лапку, сидит и ни шагу не может ступить,
А у тебя наверное горлышко болит?
Надо срочно что-то делать? Надо отвести всех зверей в больницу.
А вот и больница я буду врачом, сейчас одену белый халат и буду лечить.(воспитатель одевает халат и показывает ребятам как лечить)
вот пришёл зайка в больницу. Что болит у зайки? Зайка ушко простудил – форточку закрыть забыл.
Как ему поможем?
Я возьму фонендоскоп и послушаю тебя. Прикладываю к груди и говорю дышать глубже. В лёгких чисто, хрипов нет. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире и говори А-А-А, а теперь ушко. Ещё нужно измерить температуру-поставим ему градусник, поднимай лапку(ставит градусник)
, и немного нужно подождать. Да, поднялась высокая температура, нужно срочно выпить лекарство, чтобы снять высокую температуру. Да зайчик простудился. Нужно дать ему таблетки и закапать ушко. И зайка быстро поправится. Сейчас выпишем рецепт.
Воспитатель:
Ребята, а где продаются лекарства (в аптеке)
Да, вот здесь у нас аптека, там работает фармацевт он делает и выдает лекарство. Посмотрите, а что ещё выдает фармацевт(таблетки, пластырь, мази, сиропы, витамины)
Ну что же ребята, я одна не справлюсь мне нужны помощники.Давайте помогайте мне все за работу. Одеваем халаты и становимся врачами.
Открыта больница для птиц и зверей. Идите лечиться в нее поскорей!
Дети подходят к зверятам и выбирают себе больного животного.
Дети лечат:
Ставят градусники, дают таблетки, поют микстурой. Закапывают нос, поют их из соски, делают компрессы.
Заключение
Воспитатель:
Вот мы и вылечили больных зверей. Молодцы ребята что они помогли Теперь они смеются, прыгают, веселятся.
А вам понравилось быть врачами, помогать больным? А когда вы вырастете будете врачами.
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница».
Задачи:
Формировать умение последовательно выполнять два последовательных действия сюжета (слушает больных, назначает лечение, делает укол, ставит градусник, др.);
Развивать способность брать на себя роль (врача, медсестры, пациента);
Побуждать детей творчески выполнять роли, связанные с реализацией действия;
Учить действовать с предметами заместителями;
Формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями.
Оборудование и материалы:
- мольберт;
Иллюстрация к стихотворению А. Барто «Зайка»;
Игрушка Заяц с завязанным горлом;
Сюжетно-ролевый уголок «Больница»;
Стулья для пациентов;
Халаты для доктора и медицинской сестры;
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница»: градусник, шприц, фонендоскоп, лекарства, др.;
Сюжетно-ролевый уголок «Семья»;
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья»: разные виды мороженного, чашки, чайник, заварочный чайник, сахарница, ложки.
Предварительная работа с детьми:
Рассматривание иллюстраций;
Чтение художественной литературы;
Дидактические игры;
Создание и проигрывание игровых и проблемных ситуаций;
Обучение игровым приемам.
Формы организации совместной деятельности
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к стихотворению А. Барто «Зайка», расположенную на мольберте.
Воспитатель:
Кто изображен на иллюстрации?
Кто знает это стихотворение про Зайку?
(Ребенок читает стихотворение наизусть.
Появляется игрушка Зайка с перевязанной шеей. Зайчик плачет.)
Воспитатель:
Как вы думаете, почему Зайка плачет?
Что у Зайки болит?
А можем мы с вами помочь Зайке?
Что для этого нужно сделать?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
Давайте поможем Зайке и отведем его в больницу. Чтобы нам поиграть в игру «Больница» что нам нужно приготовить, что нам может понадобиться?
При затруднении, воспитатель задает наводящие вопросы:
Во что одет доктор?
Что нужно доктору для работы?
(Создание игрового пространства.)
Воспитатель:
Сейчас врачом буду я. Чтобы быстрее вылечить Зайку, помогать доктору принимать больных будет медсестра. Кто будет медсестрой?
Врач (воспитатель):
Открыта больница для всех, приходите лечиться поскорее. Приходите на прием к врачу. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу пациенты могут присесть на стульчики и ждать своей очереди.
Кто сходит на прием с Зайкой?
Врач (воспитатель):
Здравствуйте, давайте посмотрим, что у вашего Зайки с горлышком? Какое красное горло! Сейчас я вам брызну в горлышко настойкой календулы, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медсестре, она сделает укол Зайке (медсестра делает шприцом укол). Выздоравливайте, до свидания.
Пациент (ребенок):
- Здравствуйте!
Врач (воспитатель):
Здравствуйте, проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?
Пациент (ребенок):
У меня болит живот.
Врач (воспитатель):
Давайте посмотрим, послушаем больного фонендоскопом: «Дышите, не Дышите» (врач осматривает больного). Пройдите к медсестре, возьмите таблетки от боли (таблетки – предметы-заместители пробки от напитков). Выздоравливайте, до свидания.
Пациент (ребенок):
Здравствуйте!
Врач (воспитатель):
- Здравствуйте, расскажи, девочка, что с тобой случилось?
Пациент (ребенок):
- У меня болит горлышко.
Врач (воспитатель):
Пройдите к медицинской сестре, она вам даст градусник, и вы измерите температуру. Температуры нет. Давайте посмотрим горло, о-о! Горло красное. Чтобы вылечить горло пройдите к медсестре, и она вам брызнет настойкой календулы в горлышко (распыляет круглой палочкой).
Для поддержания и развития игры воспитатель использует следующие приемы:
Введение новой игровой ситуации: «Мамы приводят дочек-кукол в больницу»,
Внесение новых атрибутов (разных видов мороженного) в игру «Семья» и введение новой игровой ситуации: «Дома после больницы».
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, поощрения вежливости.
Взрослый руководит игрой, наталкивая на взаимодействия.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, интересная игра у нас получилась. Внимательная медсестра, со всеми здоровалась, добра, внимательная, хорошо делала уколы, измеряла температуру. Пациенты были вежливыми, терпеливыми, не капризничали.
И за это, я вас угощу витаминами. Спасибо!
Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
- Проигрывание детьми в самостоятельной деятельности сюжетно-ролевой игры «Больница».
Взаимодействие с родителями:
- Разработка и пошив одежды для сюжетно-ролевой игры «Больница» (халаты и шапочки для врача и медсестры).
- Подбор атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Больница».
- Подбор и распечатывание иллюстраций к стихотворению А. Барто «Зайка».
Используемая литература:
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростовн/Д: Феникс. 2007. – 251с.
- Наглядно-дидактический комплект «Сюжетно-ролевая игра «Больница», автор-составитель Березенкова Т.В.
- Стихи Агнии Барто – ООО «Издательство Астрель», 2009г. – 112с.
Игры с куклой и игры в семью
Знакомство с куклами.
Кормление кукол.
Купание.
Укладывание спать.
Куклы просыпаются.
Куклы одеваются на прогулку.
Обед для кукол (ассортимент блюд, сервировка стола).
Кукла заболела.
Комната для куклы.
Новая кукла.
Куклы идут в детский сад.
Куклы отдыхают.
Наши куклы: кукла-модница, кукла-чистюля, кукла-сладкоежка.
Кукла встречает гостей.
У куклы день рождения.
Мама и дочка.
Чья очередь гулять с собачкой?
Бабушка приехала.
Папа —хороший хозяин.
Роли . Мама (папа), ребенок (дочка, сынок), бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры, друзья, соседи.
Кормить куклу — купать— укладывать спать; укладывать куклу спать —петь колыбельную — качать — рассказывать сказки; кукла просыпается — встает — умывается — вдет на прогулку; готовить кукле обед (завтрак, ужин) — кормить; одевать куклу на прогулку — гулять с ней; встречать гостей — провожать гостей; разговаривать по телефону —подзывать к телефону кого-либо; ремонтировать кран.
Игры с машинами и другими транспортными средствами
Машина едет по улице.
Мойка машины.
Ремонт машины.
Заправка машины.
Разные машины (грузовые, легковые, подъемный кран, автобус, трактор и др.).
Легковая машина (скорая помощь, такси, маршрутка) везет гостя (больного, пассажира).
Грузовая машина везет груз.
Подъемный кран работает на стройке.
Трактор работает в поле.
Самосвал выгружает кирпичи.
Продуктовая машина везет продукты.
Автобус везет пассажиров.
Паровоз (поезд) едет в город (везет детей на дачу).
Железная дорога.
Самолет летит.
Летчики готовы к полету.
Корабль (пароход) плывет.
Кто шофер?
Роли . Шофер, пассажир, строитель, работники магазина, детского сада, больницы, бензозаправки, машинист, летчик, капитан, тракторист, кассир, кондуктор, грузчик.
Основные игровые действия и поведение . Машину нагружают грузом — машина везет груз — машину разгружают; в кузов самосвала нагружают груз с помощью крана —самосвал разгружают; пассажиры входят в автобус — выходят из автобуса на остановках; машину осматривают — ремонтируют; подъемный кран привозит плиты — поднимает—опускает; самолет заводит мотор — поднимается — летит — опускается на аэродром; машина заводится — едет; машину моют из шланга — вытирают; едет поезд (паровоз, автобус);
Игры в животных и с игрушечными животными
Я — ежик (котик, собачка, лиса и т.д.).
Диалог зверей (котик и ежик; цыпленок и ежик и т.д.).
Уход за зверятами (поможем зайке, накормим щенка).
Выступления зверей (цирк зверей, концерт зверей).
Роли . Зверята-мамы, папы и дети, дрессировщик, помощник дрессировщика, зверята-артисты.
Основные игровые действия и поведение . Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) — кланяться зрителям; кормить животных —мыть животных; показывать концерт; выступать в роли животных (зверей); вступать в диалог.
Игры в магазин
Булочная (хлебный магазин).
Овощной магазин (палатка).
Мясной, колбасный магазины.
Бочка (палатка) с квасом.
Магазин одежды.
Обувной магазин.
Мебельный магазин.
Магазин посуды.
Диалоги у прилавка.
Кукла выбирает товар.
Новые товары.
Вежливый продавец.
Роли . Покупатель, продавец, грузчик, шофер.
Привозить товар — разгружать—взвешивать; выбирать товар — покупать; вступать в диалог.
Игры в больницу
Прием в кабинете врача.
Работа процедурного кабинета.
Работа физиокабинета.
В травмопункте.
Вызов врача на дом.
Стоматологический кабинет.
Роли. Врач (доктор), больной (пациент), медсестра, аптекарь (фармацевт, продавец).
Основные игровые действия и поведение . Осматривать больного (слушать, ставить градусник) — лечить (давать лекарство; лечить уши, зубы), делать уколы (прививки).
Игры в мастерскую
Ремонт одежды, обуви.
Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).
Изготовление инструментов, приспособлений (замков, ключей).
Изготовление мебели.
Роли. Мастер, клиент, столяр, плотник.
Основные игровые действия и поведение. Привозить в ремонт —ремонтировать (стучать, шить, кроить, сметывать, примерять, снимать колесо, включать).
Игры в парикмахерскую
Стрижка волос.
Прически.
Маникюр.
Новые услуги.
Ассортимент средств.
Роли . Мастер (парикмахер, мастер по маникюру).
Основные игровые действия и поведение . Мыть голову мылом (шампунем) — вытирать; причесывать — стричь — смотреться в зеркало — расчесывать волосы; красить ногти лаком; делать массаж; красить волосы; выбирать новое средство для волос (ногтей, кожи лица и рук).
Игры в почту
Работа почтальона (почтальон разносит письма и телеграммы).
Действия клиента (отправление посылок, писем и телеграмм по почте).
Роли. Почтальон, работники почты, клиенты.
Основные игровые действия и поведение. Писать письма, собирать посылки—относить на почту; получать письма (телеграммы, посылки) — читать (рассматривать содержимое); приносить почту—раздавать письма.
https://pandia.ru/text/78/057/images/image004_83.gif" alt="во второй младшей группе" width="633" height="67 src=">
Консультация для педагогов
Шевченко
Характеристика возрастных возможностей
Младший дошкольный возраст – ведущая деятельность – игра. Сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.
Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме (поставили в ряд стульчики и на поезде куда-то поехали). Эта особенность игры определяет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка .
Дети уже способны различать игровое и неигровое (реальное) действие, они овладевают основным игровым умением действовать «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие, иногда обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила», - говорит девочка, совершив 2-3 движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).
Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается какой-либо персонаж (человек, животное), в наиболее привычном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда называют свою роль, отвечая на вопрос «Ты кто?» - называют свое имя, позднее ребенок называет свою роль и опредмечивает действие («Я – мама, кушать готовлю»).
Становление сюжетно-ролевой игры происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений.
Задачи развития
· Создавать условия для возникновения и развития с/ролевой игры, обогащать их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру.
· Способствовать обогащению содержания самодеятельных игр детей.
· Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
Организация игры во II младшей группе
Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Каким образом можно сформировать эти умения? Если подсовывать наборы тематических игрушек, то у детей закрепится ранее усвоенный способ игры – условное предметное действие, а принятие игровой роли и ролевой диалог с партнером может вообще не появиться.
Значит, чтобы этого не происходило, на всех возрастных этапах должна быть совместная игра взрослого с ребенком.
Таким образом, задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.
Чтобы правильно построить свою игру с ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.
Различают два типа ролей:
«взаимодополняемые»
«независимые» («мама – дочка», «врач – больной», «продавец – покупатель»)
Основная роль (мама, врач, продавец) требует для совей реализации дополнительную роль (дочь, больной, покупатель). Смысл дополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во взаимодействии, разговоре.
Независимые роли (шофер, строитель, пожарный). Их смысл может быть раскрыт в действиях, направленных на какой-либо объект, вне взаимодействия с другой ролью (шофер управляет машиной, может везти пассажиров, груз – смысл его действий как шофера не теряется).
Формировать ролевое поведение детей надо начинать с разных ролей. Они должны быть хорошо знакомы ребенку по его жизненной практике. К примеру, «семейные роли»:
Мама – дочка, сын;
Бабушка – внучка;
Доктор – больной;
Продавец – покупатель.
Парные роли сразу фиксируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.
Совместная игра взрослого и ребенка строится с постоянным усложнением.
I вариант
1) взрослый берет на себя основную роль;
2) предлагает ребенку дополнительную роль.
II вариант
Воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, что требует ролевого взаимодействия.
III вариант
Воспитатель берет на себя основную роль – доктор → коробка, где лежат 3 – 4 предмета и на виду у детей начинает играть, проговаривая, что он доктор, здесь больница, общается с персонажем-игрушкой: «Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. У тебя ангина ». Затем взрослый вовлекает одного из детей, наблюдающих за ним.
Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («я – доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли.
В тоже время в самостоятельной деятельности детей могут появляться «независимые роли» («рулят» как шоферы, стреляют, маршируют как солдаты). Такое подражание часто не сопровождается пониманием роли, ребенок затрудняется ответить, кем он был в игре. Поэтому воспитателю целесообразно подключиться к игре, используя дополнительную по смыслу роль.
Примеры. Ребенок крутит руль, воспитатель присоединяется к игре – «Ты кто? Шофер? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус! Можно я буду пассажиром? Ваш автобус довезет меня до вокзала? Спасибо» (не исключено, что после выхода воспитателя из игры к «шоферу» подсядет кто-то из детей, и игра продолжиться дальше).
Замыкание детей друг на друге может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Прием остается тем де самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Дополнительная роль, которую берет на себя воспитатель, удваивается, такая же роль предлагается одному из детей.
Примеры. Игра «Магазин». «Кто будет продавец? Ты …? А мы с … покупатели. Я первая пришла в магазин (далее взрослый развертывает ролевой диалог, а затем уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль).
Таким образом, дети оказываются перед необходимостью ролевого взаимодействия друг с другом.
В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами изнутри своей игровой роли старается активизировать ролевую речь детей.
Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы – создание чисто «разговорной» ситуации с помощью игрушечных телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор».
Ввести детей в такую смысловую ситуацию можно организовав игру по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». На следующем этапе взрослый вовлекает детей в игру, не только развертывает «телефонный» (разговор) диалог с каждым поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Это набор «семейных» ролей:
Мама – папа – дочь,
Мама – папа – сын или бабушка и т. д. и т. п.
Еще одним приемом, способствующим развитию у детей умения называть свою роль, обращение к партнеру в соответствии с его ролью, развертывать простой ролевой диалог. Является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Игры по сказочным сюжетам очень удобно проводить на улице.
И так сюжеты игры, которую развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты, однотемны, и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу.
Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни является следующее: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленных на кукольных персонажей, парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.
Принципы формирования сюжетной игры
1. Воспитатель играет с детьми, развертывая игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог);
2. Ролевое поведение ребенка ориентируется на партнера взрослого, а затем сверстника.
Картотека игр
«СЕМЬЯ»
Атрибуты: кровати с постельными принадлежностями, стол, покрытый скатертью, шифоньер с кукольной одеждой, коврик на полу и на стене. Мебель крупного размера, куклы, шкаф для посуды, плита, мойка, холодильник, телевизор.
Сюжет: мама заботится о дочке, кормит ее, одевает, укладывает спать, мама стирает, гладит белье, убирает в комнате, мама идет с дочкой в парикмахерскую, наряжает елку, покупает в магазине еду, готовит обед, приходят гости. Папа шофер работает, приходит домой, мама его кормит. Дочка простыла и заболела, мама повела ее в больницу. Празднуют день рождения, катаются на автобусе, гуляют всей семьей.
«МАГАЗИН»
Атрибуты: конфеты, фрукты, овощи, молоко, весы, кукла в костюме продавца, халат, колпак.
Сюжет: в магазине работает продавец, приходят покупатели. Он им продает конфеты, фрукты, молоко. Продавец взвешивает на весах фрукты, конфеты, вежлив с покупателями.
«ДЕТСКИЙ САД»
Атрибуты: куклы, коляска, игрушки, мебель, посуда.
Сюжет: дети в детском саду сами занимаются гимнастикой, проводят музыкальные и физкультурные занятия, показывают кукольный театр.
«В ГОСТЯХ У МАТРЕШКИ»
Атрибуты: большая матрешка, куклы, стол покрытый скатертью, угощения для кукол, посуда.
Сюжет: у матрешки день рождения, приходят гости с подарками. Она их угощает. Они водят хоровод, поют песни, поздравляют матрешку.
«БОЛЬНИЦА»
Атрибуты: халат, кукла в костюме врача, колпак с крестом, градусники, шприцы, бинт, вата.
Сюжет: врач принимает больных, спрашивает, что болит, слушает, назначает лечение, врач внимательный, вежливый . В поликлинике врач и медсестра, медсестра приходит к больному ребёнку домой, слушает его, ставит градусник, делает уколы.
«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»
Атрибуты: ножницы, расчески, халат, одеколон, пульвизатор.
Сюжет: парикмахер расчесывает волосы, стрижет. В парикмахерскую пошли мама с дочками. Парикмахер причесывает, освежает одеколоном, предлагает посмотреть в зеркало. Парикмахерская для зверей – причесывают, стригут.
«АВТОБУС»
Атрибуты : руль (на подставке), стульчики, строительный материал (кубики, кирпичики).
Сюжет: мамы с дочками садятся в автобус, чтобы доехать до больницы, магазина.
Поездка в другой город: поют песни, воспитатель рассказывает мимо чего они сейчас проезжают. На автобусе к детям в гости едут игрушки. Дети встречают на остановке.
«ПАРОХОД»
Атрибуты : строительный материал, руль, бескозырки, воротники, бинокль, рупор.
Сюжет: строят пароход, гуляют по берегу. Мамы с дочками катаются, капитан отдает команды, штурвальный ведет пароход. На остановках идут в магазин, в парикмахерскую, больницу.
«ЗООПАРК»
Атрибуты: игрушки – звери: лиса, волк, ежик, заяц, обезьянка, лев. Игрушки: утки, лебеди, клетки для зверей, строитель
Сюжет: дети приходят в зоопарк, воспитатель-экскурсовод рассказывает о животных, показывает их. Мамы приводят своих детей в зоопарк, подходят к клеткам с животными и рассказывают своим детям об этих животных.