Святой вечер щедрый. Щедрый вечер - добрый вечер. Рецепты для праздничного стола на «Щедрый вечер»

По ведической Традиции в ночь с 13 на 14 января 2015 празднуют "Щедрый вечер" или как сейчас называют - "Старый новый год"

С Праздником, славяне!!!


Щедрый вечер - народный праздник славян; вечер в канун т.н. "Старого Нового года". У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер, в центральной России и на севере — Васильев вечер, У словаков «Щедрым вечером» (словацк. Štedrý večer ) назывался Сочельник.
Празднование его происходит от древнего ведического обычая (см. "Щедрование и наступление личного дня Бога Сварога - Новолетия по-восточнославянски" - и "ЩУРОВ ДЕНЬ (Родогощь) и Зимний День Бога Перуна" - )

Празднование

В этот день, утром, начинают готовить вторую обрядовую кутью — щедрую, её заправлять скоромниной (мясом и салом). На богатый вечер кутью ставят на покути (в красный угол). Кроме того, хозяйки пекут блины, готовят пироги и вареники с творогом, чтобы отблагодарить щедрующих и посевающих.

Вечером и до полуночи щедрующие обходят дома. По давней Традиции, обходы посевающих, как и колядующих на Коляду, происходят после заката Солнца, то есть тогда, когда владычествует всякая нечистая сила. Девочки-подростки в одиночку или вместе оббегают соседей, чтобы пощедровать.

Ребята в масках выражают добрые пожелания, веселят песнями, танцами, шутливыми сценками. По давнему обычаю переодетые, закончив ритуальный обход, утром идут на перекрёсток сжигать «Деда», или «Дидуха», — снопы, соломы, что стояли наготове, затем прыгали через костёр. Это обряд очищения от общения с нечистой силой.

А на следующий день, на рассвете, идут посевать зерном. Зерно берут в рукавицу или в сумку. Сначала идут к близким родственникам и затем к другим родственникам и близким. Зайдя в дом, посевающий сеет зерном и приветствует всех

Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
Щоб уродило краще, ніж торік, -
Жито, пшениця і всяка пашниця,
Коноплі під стелю на велику куделю.
Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
Дай, Боже!

Первый посевающий на Новолетие приносит в дом счастье. По народным верованиям считалось важным кто будет в доме первый гость. Добрым признаком было, если первым гостем оказался парень из уважаемой многодетной семьи с хорошим хозяйством. Хуже, если первым гостем будет девушка или женщина детородного возраста. И уж совсем несчастьем считалось, если первым гостем окажется вдова, старая дева, старик или калека. Поэтому девушки как правило не посевают, а если и принимают участие — то в дом или не заходят или заходят после ребят.

Сербские традиции

На юго-востоке Сербии существовал обычай «Сыровары» (серб. Сировари ), названный по двусловью — «Сирово-борово». Название обряда вероятно схоже с названием новогоднего обхода, который проводился в македонских и болгарских регионах (сурвакане). Накануне Старого нового года - Щедрого вечера - ряженые обходят сельские дворы. В отличие от ро каледарей (колядок), они не одевают маски

Как правило, парни-сыровары рядились «невестой» (бабой), «женихом» и другими лицами свадебной процессии (дед, свекровь, сваты). Как и в других обрядах, имитирующих свадьбу, «невеста» носила «ребёнка», сделанного из тряпок или дерева, и искала в каждом доме его отца. Сама игра была насыщена эротическими элементами (например, парня, переодетого в «невесту», пытаются ущипнуть). Участники процессии стучат палками, звенят и создают большой шум, чтобы отогнать нечистую силу («караконцуле»)

Верование и гадание

С щедрой кутьёй связано много бытовых обрядов. Так, чтобы уладить какой-то конфликт, соседи шли друг к другу мириться, чтобы «Новолетие встретить в мире и согласию». Ребята, которые перед этим «получили тыквы» (отказ), во второй раз посылали сватов с надеждой на согласие.

Вечером в этот день девушки гадают .

При старым обычаям, когда девушки начинали гадать, парни воровали у них дома двери или калитки, как бы ни сопротивлялись хозяева. Чтобы вернуть украденное, отец девушки должен был выставить магарыч.

В разных районах существуют свои виды гадания . Вот некоторые из них:


  • выходят на улицу, и какое животное встретится первым — таким и будет суженым: если пес, то плохим, а жизнь собачья, овца — тихим и послушным, и тому подобное;

  • у ворот насыпают три кучки зерна, а утром проверяют: если нетронутое, то семейная жизнь будет счастливой, и наоборот;

  • кладут под подушку гребешок и, ложась спать, говорят: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится, за того и придется выйти замуж;

  • перед сном кладут в тарелку с водой несколько обломков из веника, приговаривая: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром обломки приставлены к венцу, то девушка обручится с тем, кто ей приснился.

Приметы :


  • если ночь после щедрого вечера тихая и ясная, будет счастливое лето /год/ не только для людей, но и для скота;

  • если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай;

  • если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший мёдосбор;

  • если падает мягкий снег, — к урожаю, а когда тепло, то лето будет дождливым;

  • какой первый день в Новолетие, таким и лето будет;

  • если на Щедрый вечер оттепель, то ждут теплого лета.

Щедривки

Щедрик ведрик

Щедрик ведрик,
Дайте вареник,
Грудочку кашки,
Кільце ковбаски,
Ще того мало -
Дайте ще сала;
Ще того трішки -
дайте лепішки;
(Або) дайте ковбасу,
(Я до) дому понесу,
А) як дасте кишку,
То з"їм в затишку!

Щедрик, щедрик, щедрівочка

Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка,
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.

* * *
Щедрик добрий,
Я не згірший,
Дайте млинця,
Котрий більший!
Що щедрушка,
То пампушка,
Що й щедреник,
То й вареник.

* * *
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я.
А пан, як господар.
Господиня, як калина.
А діточки, як квіточки.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я!

У нашій криниці
Плавають синиці.
А ви, молодиці,
Печіть паляниці,
З печі виймайте,
Нам по пиріжку дайте.
Щедрий вечір, добрий вечір,
Добрим людям на здоров"я!
А за сим словом будь же нам здоров,
Можний паноньку, господареньку,
Не сам з собою, з господинею,
З господинею та й з діточками.
Вінчуємо ж тя щастям, здоров"ям,
Щастям, здоров"ям та й новим роком,
А й новим роком та й довгим віком!

* * *
Ой, господар, господарочку,
Пусти в хату Меланочку,
Меланочка чисто ходить,
Нічого в хаті не пошкодить.
Як пошкодить, то помиє,
Їсти зварить та й накриє.
Добрий вечір!

Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб ліпше вродило,
Ніж торік!
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоби діти всі здорові,
Їсти кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха,
А нам грошей хоч півміха!

* * *
Сію, сію, посіваю
Сію, сію, засіваю,
З Новим роком вас вітаю!
На той новий рік,
Щоб вродило краще,
Ніж торік!

* * *
Сію, сію, засіваю
Сію, сію, засіваю,
Вашу хату не минаю,
З Новим роком йду до хати,
Щось вам маю віншувати:
Щоб діти всі здорові,
Їли кашу всі готові,
Щоб вам була з них потіха.
А нам грошей з півміха!

Пусть святыми станут все дела,
Чтоб прекрасной жизнь была твоя.
Поздравляем с праздником сегодня,
Пусть придут события, что тебе угодны.

Пусть зимние деньки тебя развеселят,
И Святки в каждый дом уж поспешат.
Колядуйте весело с друзьями, щедро,
Чтоб из жизни вдруг исчезла серость.

Отмечаем мы же Святки,
Раздаем мы всем подарки.
И желаем мы успехов,
Чтобы было много смеха.

Поздравляем, обнимаем,
Будет хорошо же все — мы знаем.
Чтоб фортуны было много,
Чтобы жили очень долго.

На сегодняшних же Святках,
Расскажите нам колядки.
Мы дадим уж вам конфеток,
Угостите своих деток.

Вот сегодня и веселье,
Девчонки собрались гадать,
Нынче Святки наступили,
Время не будем мы терять!

Кого зеркало покажет,
Али суженый уже
Вон, в окошко постучится,
Унесёт меня к себе!

Вот и святки наступили,
Будем мы гадать, играть,
И с большим волнением
Духов вызывать!

Пожелаем в этот день,
Чтобы не настигла лень.
Чтобы нечисть не приставала,
Настроение не отнимала!

Мы на Святки погадаем,
Поиграем мы в снежки,
Имя суженого узнаем,
Будем радостны, смешны!

В этот праздник ждём мы чуда,
Угощенья на столе,
Всем желаем настроенья
И любви в своей судьбе!

Такой чудесный праздник Святки,
Он душу светом наполняет,
Сердце теряется в догадках —
Так девица себе гадает.
У каждого пусть в этот день
Надежды и мечты сбываются,
Радость придет, исчезнет тень,
Улыбкой сердце наполняется!

По христианскому календарю в этот день почитают преподобную Маланию Римлянку , в честь которой русские и день называют Маланья , украинцы - Маланки , Маланія , а белорусы - Малання , Меланьи-желудочницы, Маланья толстая .

Маланья, Маланка, День святой Мелании, Васильева коляда, Щедрый вечер, Васильева кутья, Богатый вечер, Богатая кутья, Щедрец Жирная кутья, Щедруха, Меланьи-желудочницы, Маланья толстая, Каза , Конікi , Сільвестр Богатая вечера, Богатая коляда, Богатая кутья, Богатуха, Богатый вечер, Велея, Веселая щедруха, Вилия, Гоготы, Гутуха, Другая кутья, Куготы, Кутья святого козлика, Ласточки, Малашка, Оготуха, Середняя кутья, Скоромная кутья, Толстая вечера, Толстая кутья, Щедрая кутья, Щедренец, Щедрец, Щёдрик, Щедрики, Щёдрова кутья, Щедровки, Щедровли, Щедровная кутья, Щедруха, Щедрухи, Щедрушка, Щедры

У украинцев, белорусов и на юге России больше распространено название Щедрый вечер; в центральной России и на Русском Севере - Васильев вечер ; в Поволжье , центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень . У словаков «Щедрым вечером» (словацк. Štedrý večer ), а также, наряду с чехами, «Щедрым днём» (словацк. и чеш. Štědrý den ) назывался Рождественский сочельник .

С этого вечера начиналась Щедрая неделя, или Богатая Коляда. В Западном Полесье - этот вечер назывался Куготы , Гаготы или Агатуха . Происхождение названия связано с обрядом: бросали в колодец кашу - тогда же гадали и кричали в колодец: «Ку-гу-гу!». По другим данным «Агатуха» происходит от глагола «гагатать» (веселиться, смеяться). В этот день девушки гадали о будущем замужестве .

Обрядовый ужин отличался разнообразием блюд и их скоромностью . Нередко хозяин совершал обряд приглашения за стол Мороза: «Мороз, иди кутью есть. А летом не бывай, хвостом не виляй, а то буду пугой сечь». Праздничное застолье также называли «кутьёй святого козлика» .

На Могилёвщине бытовала праздничная забава Щадрец (белор. Шчадрэц ). Главным персонажем был «щадрец» или «щедра» - парень, изображавший девушку. На эту роль как правило выбирали крупного парня.

Главными атрибутами предновогоднего вечера у украинцев в начале XX века были: богатый праздничный стол, щедрование, гадания, ряженье, игры и забавы .

Обряды дня напоминают обряды Сочельника. Название «щедрый» связано с обычаем готовить богатый скоромный стол, в отличие от Святого вечера .

На Меланку в крестьянском хозяйстве совершались обряды «хозяйственной магии»: молодых лошадей и волов впервые запрягали, чтобы приучать их к работе. Кое-где в этот день ловили воробьев и бросали в огонь, а получившийся пепел добавляли к семенам, предназначенным для посева. Считалось, что таким образом можно защитить поля от птиц .

На Харьковщине праздничный обход дворов начинался с утра, когда мальчики и девочки по отдельности обходили дворы с поздравлениями и благожеланиями («меланковали»). Вечером совершали аналогичный обряд («щедровали») взрослые девушки, распевая :

На Украине во время щедрования среди ряженых были Василь и Маланка .

В некоторых местах перед рассветом хозяин выносил из хаты сноп-дидух , который стоял в красном углу с Рождества, а также солому со стола и с пола, и сжигал всё это у ворот, на дороге или в саду .

День святой Маланьи (Мелании) был посвящён приготовлению к праздничному застолью, как правило, довольно обильному. Верили, что чем изобильнее и разнообразнее будет стол, чем радостнее и добродушнее будет застолье, тем более благополучным будет год. С Маланьей связывалось изобилие, праздничная одежда и большие приготовления:

На русско-украинском и украинско-молдавском пограничье «на Маланку» ряженые ходили колядовать по домам. Во время обходов порой разыгрывали шуточную свадьбу Василия и Маланьи (Васыля и Меланки )

Щедрый вечер , или Шедрец , – славянский народный праздник на Руси, празднуется 31 декабря (13 января), который приходится на Большие зимние святки (Большие Велесовы святки) – один из самых любимых периодов года для славян, длящийся 12 дней – с 24 декабря по 5 января. День (25 декабря) не входил в число святочных дней. Сами Святки делились на две шестидневные части – светлую и темную, первую часть которой завершал Щедрый вечер. Празднование Щедреца идет еще с языческих времен и связан с зарождением нового Солнца после того, как власть Корочуна начинает слабеть.

В христианской Руси этот день имел название преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки).

Другие названия праздника

  • Авсень
  • Багатая куцця (белор.)
  • Богатый вечер
  • Васильева каляда
  • Васильева каша
  • Васильевская коляда
  • Жирная кутья
  • Каза (белор.)
  • Кесаретский поросенок
  • Конiкi (белор.)
  • Куготы (белор.)
  • Куцця з каўбасой (белор.)
  • Куцця святого козліка (полес.)
  • Ласточки (полес.)
  • Маланья
  • Маланья толстая
  • Меланка (укр.)
  • Меланьи-желудочницы
  • Оготуха (полес.)
  • Овсень
  • Окончание праздника Рождества (христ.)
  • Порезуха
  • Сільвестр (белор.)
  • Сировари (серб.)
  • Сочельник (словак.)
  • Щедрец
  • Щедрий Вечір (укр.)
  • Щедровки (полес.)
  • Шчодрая куцця
  • Шчодры вечар (белор.)
  • Шчодрык (белор.)
  • Украинские традиции

    Празднование
    С давних времен в Щедрый вечер устраивался большой праздничный пир, и повсюду слышались щедровки (щедровальные песни). С утра хозяйки варили вторую обрядовую кутью (щедрую) и добавляли в нее мясо и сало, в отличие от постной (на Коляду). Мясо преимущественно должно быть свининой, так как считалось, что это символ большого будущего урожая и плодородия. Кутью ставили на покути (в красный угол). Также хозяйки пекли блины, пироги и вареники с творогом. Кушаньями они благодарили гостей, которые приходили пощедровать.

    После заката Солнца, когда просыпалась нечистая сила, начинали ходить щедрующие по всем домам и петь песни. Девочки-подростки по одной или компаниями бегали по соседям и щедровали. Парни тоже могли ходить и это называлось «водить Меланку». Юноши одевали маски и говорили хозяевам добрые пожелания, пели песни, плясали, ставили шутливые сценки. Как правило, один парень наряжался в женский наряд и его звали Меланкой. Все веселье продолжалось до полуночи. Утром переодетые юноши и девушки шли на перекресток и жгли «Деда», или «Дидуха», который был сделан из снопов соломы и заготовлен от Святого вечера до Нового года. Через получившийся костер все дружно прыгали. Это символизировало очищение от общения с нечистой силой.

    Хождения по домам на этом не заканчивались, а продолжались. На рассвете следующего дня молодежь ходила к крестным отцам, родственникам и близким и посевала зерном, которое брала в рукавицу или в сумку. Первый посевающий разбрасывал зерно и поздравлял всех – этот человек по верованию приносил в дом счастье.

    Сію, вію, посіваю, з Новим роком поздоровляю!
    На щастя, на здоров’я та на Новий рік,
    Щоб уродило краще, ніж торік, –
    Жито, пшениця і всяка пашниця,
    Коноплі під стелю на велику куделю.
    Будьте здорові з Новим роком та з Василем!
    Дай, Боже!

    По народным верованиям считалось, кто первым зайдет в дом. Если это будет парень из уважаемой и многодетной семьи с хорошим достатком, то являлось добрым признаком. Если первым гостем оказалась девушка или женщина детородного возраста, то радости было меньше. И совсем считалось плохой приметой, если первой в дом войдет вдова, старая дева, старик или калека. В связи с этим, девушки первыми не посевали, а заходили в дом после ребят.

    Верование и гадание
    Кутья являлась центральным угощением и с ней было связано много обрядов. Кутью несли соседи друг к другу с целью помириться и встретить новый год в мире и согласии. Юноши, получившие до этого тыквы (отказ), посылали с кутьей сватов с надеждой теперь получить согласие.

    На Щедрый вечер было принято гадать. Гаданием занимались обычно незамужние девушки. А парни тем временем воровали у их домов двери и калитки. Отцам девушек чтобы их вернуть, следовало уплатить магарыч (вознаграждение).

    Некоторые гадания:

  • по первому встреченному на улице животному девушки гадали какой характер будет у будущего мужа: собака – плохой муж и жизнь собачья, овца – тихий, послушный муж и т.п.
  • по насыпанным кучкам зерна у дома гадали какая будет семейная жизнь: нетронутая кучка – полная и богатая и т.п.
  • на ночь под подушку клали гребешок и произносили: «Суджений-ряджений, расчеши мне голову!». Кто приснится – за того и придется выйти замуж.
  • на ночь в тарелку с водой клали соломинки и произносили: «Суджений-ряджений, перевези через мостик». Если утром соломинки подплыли к краю, то замуж девушка выйдет за того, кто приснился.
  • Украинские щедривки

    Щедрик ведрик

    Щедрик ведрик,
    Дайте вареник,
    Грудочку кашки,
    Кільце ковбаски,
    Ще того мало –
    Дайте ще сала;
    Ще того трішки –
    дайте лепішки;
    (Або) дайте ковбасу,
    (Я до) дому понесу,
    (А) як дасте кишку,
    То з’їм в затишку!

    Щедрик, щедрик, щедрівочка

    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка,
    Стала собі щебетати,
    Господаря викликати:
    - Вийди, вийди, господарю,
    Подивися на кошару,
    Там овечки покотились,
    А ягнички народились.
    В тебе товар весь хороший,
    Будеш мати мірку грошей.
    Хоч не гроші, то полова,
    В тебе жінка чорноброва.
    Щедрик, щедрик, щедрівочка,
    Прилетіла ластівочка.

    Ой сивая та і зозулечка

    Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Усі сади та і облітала,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в одному та і не бувала.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в тім саду три тереми:
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У першому - красне сонце,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    У другому - ясен місяць,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    А в третьому - дрібні зірки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Ясен місяць - пан господар,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Красне сонце - жона його,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!
    Дрібні зірки - його дітки,
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров’я!

    На щастя, на здоров’я, на нове літо!
    Роди, Боже, жито й пшеницю й всяку пашницю.
    Та будьте здорові і з Новим Роком і з Василем!

    Русские традиции

    Щедровка

    Щедрик-Петрик

    Щедрик-Петрик,
    Дай вареник!
    Ложечку кашки,
    Наверх колбаски.
    Этого мало,
    Дай кусок сала.
    Выноси скорей,
    Не морозь детей!
    Сколько осиночек,
    Столько вам свиночек;
    Сколько ёлок,
    Столько и коровок;
    Сколько свечек,
    Столько и овечек.
    Счастья вам,
    хозяин с хозяюшкой,
    Большого здоровья,
    С Новым годом,
    Со всем родом!
    Коляда, коляда!

    Белорусские традиции

    Щедривка

    Не гневайся, мая мила

    Вой, под лесом да под высоким,
    Ой там ходзиць стадо коняй,
    Добры вечар, щодры вечар!
    А ў том стадзи конь говориць:
    – Нихто мине не паймая, ни з`сядляя.
    Одозваўся молоды молойчик:
    – Яй того коня поймаю, яй осядлаю.
    Вой, поеду ў чисто полё,
    Выполюю дзевяць лисоў,
    Дзевяць лисоў, дзясятую кунку
    Да своёй матонцы на шубку.
    Як почула гэта - загневалася,
    Вой, да яго да миленькая.
    – Ох, ни гневайся, мая мила,
    Циж ты мине гадавала?
    Годовала мяне родна матынька,
    Цёмнай ночы не доспаўши,
    Яснай свечы не тушиўши,
    Очепок з ножак не спущаўши.

    Сербские традиции (Сировари)

    На юго-востоке Сербии в этот день проводился обряд Сировари, название которого произошло из 2-х слов «Сирово-борово». Похожий обычай существовал в македонских и болгарских регионах и назывался «сурвакане» .

    Вечером парни-сыровары наряжались (но без масок, в отличие от рождественских каледарей) и обходили дворы в селе. Наряды повторяли свадебные платья, а герои – свадебную процессию. Парень, переодетый в «невесту», носил куклу-ребенка и искал в каждом доме ему отца. Игра в переодевания была насыщена эротическими элементами, например, «невесту» пытаются ущипнуть). Все ряженные создавали большой шум, чтобы отпугнуть нечистую силу («караконцуле»), которая была сильна и активна до и могла принести вред людям и домашнему скоту.

    Болгарские традиции (Сурваки)

    31 декабря в Болгарии после полуночи и до рассвета проходил обряд Сурваки, названный так из-за украшенной ветки кизила – сурвачки. Эта ветка должна была быть свежесрезанной, сырой, то есть хранящей в себе жизненные силы природы. Ею сурвакары хлестали всех в доме по спинам: от младшего до самого старшего, и всех домашних питомцев тоже, приговаривая при этом величания и добрые пожелания.

    На юго-западе Болгарии мужчины также рядились в костюмы и маски из дерева, перьев и меха, особенно часто в барана, козла или быка. Обходы начинались вечером и продолжались утром. С плясками, анекдотами, шутками, играми в «свадьбу», «убийства» и «воскрешения» мужчины обходили дома и несли пожелания здоровья, удачи, любви, благоденствия. После ритуальных обходов собирались на центральной площади и продолжали веселиться.

    Приметы

    В ночь на Старый Новый год люди примечали все вокруг и пытались предсказать будущее. Например:

  • тихая и ясная ночь после Нового года – будет спокойный и счастливый год для людей и скота;
  • солнце всходит высоко – будет год счастливым и сад даст сильный урожай;
  • много инея на деревьях – будет много зерна и меда;
  • мягкий снег – к урожаю, тепло – к дождливому лету;
  • по первому дню нового года судили какой будет весь год;
  • если на Мелании оттепель – будет теплое лето.
  • Ой сивая та і зозулечка.
    Щедрий вечір, добрий вечір,
    Добрим людям на здоров"я!

    Сегодня удивительный вечер - чудесный. Вечер, когда вся семья должна собраться вместе и говорить о любви друг другу. Мои родители были из настоящих многодетных украинских сельских семей, нас у родителей было четверо и с 90х годов святой вечер у нас был весьма торжественным и христиански правильным. Впрочем, этот пост не будет радостно-праздничным, так, старческие мемуары сорокалетней тетки о своей изначальной семье, только вот хороших воспоминаний о тогда у меня особо нету и мемуары брызгами шампанского сверкать не будут.

    Традицию святвечера в семье начала Бабуня, вообще-то ее звали Паша, Параскева, но я об этом узнала уже будучи подростком, всю жизнь она была для меня и для всей семьи Бабуня и я как-то даже не задумывалась, что у нее же еще и паспортное имя должно быть. Бабуня была родом из весьма состоятельной куркульской семьи из Кировоградской земли. Практически полностью семья была уничтожена во время революции, кого на месте расстреляли, кого в Сибирь угнали, за нежелание вступать в колхоз.

    Ее мама, моя прабабушка спаслась только потому, что сбежала со своим нищим любимым в Черкасскую область. Сбежала потому, что ее богатые, по местным меркам, родственники в жизни бы не выдали за бедного хлопца, а получилось, что жизнь себе спасла благодаря этому. Не смотря на активное построение нерелигиозного социализма, Бабуня была воспитана весьма в православном духе и когда в 90х мама перевезла родителей поближе к себе, из села в Черкасской области, где не было церкви, в село Киевской области, где была церковь, Бабуня сразу стала прихожанкой и в семье стали появляться новые традиции, в том числе - святвечир.

    Вся семья по возможности съезжалась к Бабуне перед Рождеством. Три дочки и старший сын, с детьми. Готовили постные блюда - 12 штук, не смотря на то, что постилась только Бабуня и моя мама. Да, это было где-то смешно, потому что мужички себе под постный ужин очень даже неплохо налегали на самогоночку, в производстве которой и Бабуня, и моя мама были мастерицами. Гнали не на продажу, а для себя, для внутреннего, так сказать потребления, ну и как национальную валюту, естественно, но тут тоже брак трактористу за вспаханный огород не подсунешь, нужна была качественная и высокоградусная продукция.

    Последний святвечир у Бабуни был уже не веселым. За пару недель до Рождества мама уехала за новым товаром в Хмельницкий (у нее тогда уже был маленький магазинчик), а Бабуня помогала по хозяйству и пришла вечером подоить корову. А дома отец, прилично пьяный. А хозяйство не кормлено, как у нас говорили, не порано. Ей было уже за 70 и не смотря на бодрость и неплохое для ее возраста здоровье, стала она ворчлива и нетерпима. Знала она, что мой отец неадекватный деспот и очень жестокий человек, но не оценила до какой степени. Начала ему выговаривать, завелись и отец ее избил. Это для пожилой уважаемой женщины, матери четверых детей, которые ее боготворили, было настолько, очевидно, неприемлемо, что на следующий день ее разбил инсульт. Так что в 2004 год наш святвечир был рядом с лежачей Бабуней. Умерла она через три месяца после удара.

    Потом эстафету переняла моя мама, но дядя и тети уже не приезжали к нам на святвечир, а только мы, четверо детей моей мамы, собирались дома. Я - с разными мужьями и дочерью, самый младший брат с женой и еще два брата так просто.

    В 2006 мама тоже умерла. Семья рассыпалась и каждый сам по себе. Но у моей маленькой семьи тоже сегодня будет святвечер. Приедет дочка с подружкой и старший крестник. Кутьи мы готовить не будем, а сделаем рис с морепродуктами - и вкусно и как бы кутья. 12 постных блюд тоже не будет - не постились мы и создавать претензию не собираемся. Дедуха сажать не будем и щедривки петь тоже не будем. Более того, в квартиру щедрувальников не пустим. «Хреновое, доктор, лето» (с) Ну да, такой вот у нас святвечир, но мы будем вместе, мы еще раз расскажем друг другу, как мы себя любим и ценим и, мне кажется, что это и есть смысл этого вечера - любить и быть любимыми и не скрывать этого.

    Добрий вечір тобі, пане господарю,

    Застеляйте столи та все килимами,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    Та кладіть калачі з ярої пшениці,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    Бо прийдуть до тебе три празники в гості,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    Ой перший же празник — то Різдво Христове,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А другий же празник — Василя Святого,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А третій же празник — Святе Водохреща,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А що перший празник зішле тобі віку,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А що другий празник зішле тобі щастя,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    А що третій празник зішле всім нам долю,

    Ой радуйся, земле, Син Божий народився.

    Накануне Старого Нового года православные отмечают Щедрый вечер, с богатым скоромным столом, щедривками и другими обрядами.

    Накануне Нового года по старому стилю православные отмечают Щедрый вечер, который совпадает с днем преподобной Мелании. Традиции и обряды в этот день строго соблюдаются по всей Украине. Расскажем подробнее об истории этого праздника, что следует делать в Щедрый вечер, а чего нужно избегать, чтобы не накликать беду.

    Колбаса на щедрый вечерНакануне Старого Нового года в церквях проводится торжественная служба, на которой благодарят Господа за милости, оказанные в прошлом году, и просят милостей на год грядущий. И, конечно, после богослужения все садятся за стол. Вот только в отличие от рождественского, на Щедрый вечер стол уставляется мясными, не постными блюдами: колбасами, холодцом, пирогами с мясом, сдобной выпечкой, варениками, ветчинами. Основное блюдо, традиционно - кутья. Ее делали из пшеницы, которая символизировала воскрешение жизни, меда - здоровье и сладкая жизнь, мака - достаток, финансовое благополучие. Кутья ставится в угол стола, за которым никто не должен сидеть.

    В это день также подают традиционную маланку - кровяную колбасу, а еще выпекают хлеба, которые называют Маланкой и Василием.

    Считается, что глава семьи, хозяин дома, должен сесть за стол, а его не должно быть видно за пирогами и прочими щедротами - именно такое изобилие гарантирует богатство и процветание семье на весь следующий год.

    Накануне Старого Нового года принято щедровать. Традиционно 13 января щедруют представительницы прекрасного пола. Вечер и ночь имели особую силу, слова, произнесенные щедрующими, оберегали хозяев домов, их пожелания непременно сбывались. Так что, в щедривках обязательно благословляли тех, кто открывал двери перед щедрующими и одаривал их. У тебя с детьми есть еще время выучить самые красивые поздравления, стихи и традиционные украинские щедривки, чтобы пожелать счастья и достатка родным и близким.

    Считалось, что если к вашему дому не пришли щедрующие, то год будет неудачным, урожай - пустым, а животные не родят. Конечно, в условиях большого города это может показаться нерелевантным, однако, услышав нежданный звонок в дверь вечером 13 января, не таитесь. Пусть вам пожелают счастья веселой щедривкой!

    А если Старый Новый год застал тебя и твоих родных не в большом городе, а в самом настоящем украинском селе, то у вас есть возможность присоединиться к маскараду. Щедруют в разных областях Украины весело и с размахом, переодеваясь в «нечисть», воинов, лекарей, «козу», деда, бабу, медведей, полицейских и других персонажей. Молодые парни переодеваются Маланкой, ведь сегодня главные щедрующие - девчата. На Буковине и Тернопольской области щедрования заканчиваются купанием в проруби.

    Приметы, обычаи и гадания на Щедрый вечер, Маланки, 13 января

    Невозможно представить обрядовую часть без гаданий и примет, хотя они так не поощряются церковью. Конечно же, 13 января - разгар Святок, а для девушек самые главные гадания на Маланки. Сегодня гадают на суженого любым традиционным способом, в том числе самым «верным» - сидя перед тоннелем из отраженных зеркал.

    * какое животное первое встретится на улице в Щедрый вечер, таким и будет год: собака - брехливым, с ссорами, кот - независимым, без угла, лошадь - придется много работать, птица - веселым, беззаботным;

    * на подоконник высыпают три жмени зерна: если по утру они будут нетронуты, то семейная жизнь будет без измен;

    * кладут гребень под подушку, приговаривая, чтобы суженый явился и расчесал во сне.


    * тихая и ясная ночь говорит о счастливом годе;

    * высокое солнце и ясная погода - добрый год с хорошим урожаем;

    * оттепель к теплому лету;

    * снег к дождливой весне и лету;

    * иней предрекал богатый урожай меда и зерна.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!