Современная бижутерия в коми пермяцком стиле. Традиционная одежда коми – пермяков изготовлялась из тканей. Из истории формирования коллекции одежды

Хранителями традиционного народного костюма являются старики и в особенности старухи, хотя с каждым годом и они все чаще заменяют самодельный материал фабричным и одеваются так, как ходят в рабочих поселках и городах - Ку- дымкаре, Перми и др.

Традиционный комплекс народной одежды коми-пермячек состоял из холщовой рубахи йбрнбс - белой или чаще цветной, с прямыми вставками на плечах, так называемыми поликами, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку на обшивке. Рубаха, как правило, составная. Нижняя часть ее пришивалась по талии к верхней и состояла обычно из трех прямых полотнищ и четырех раскошенных боковых клиньев. Иногда верхнюю часть рубахи шили из ситца, а нижнюю из холстины. Эти рубахи уже не с прямыми поликами, а на кокетке, со стоячим воротником и разрезом посредине груди, застегиваемым на пуговицы.

Поверх рубахи надевался косоклинный сарафан дубас из набойки или синего холста.

В настоящее время, если кто и продолжает носить дубас, то шьют его из фабричной ткани, прямой, в виде юбки со сборками, на лямках, и называется он уже не дубасом, а сарафаном.

Дубас и сарафан подпоясывают плетенным из разноцветных ниток пояском (покром) с бахромой на концах. Поверх сарафана надевают цветной или чаще белый «запон» - фартук с вышивкой на подоле. Такой наряд является в настоящее время праздничным национальным костюмом; в нем обычно выступают девушки на вечерах художественной самодеятельности, фестивалях и праздниках песни.

Исчезнувшие ныне традиционные головные уборы замужних коми- пермячек были в основном двух видов: самгиура в южных районах и кокошник - в северных. Самшура - своеобразный чепец с твердым дном г обшитый кумачом, украшенный несложной вышивкой и полосками позумента. Кокошник тоже имеет вид чепца, но с твердым полуовальным очельем, зашитым мелкими пуговицами, блестками или бисером. Кокошник, как и самшура, удерживается на голове шнурками, продернутыми в нижнюю часть убора.

Дома женщины ходили в кокошнике или самшуре без платка, а при выходе из дома покрывались платком.

Старинные девичьи повязки не сохранились. Теперь самый распространенный головной убор девушек и замужних - платок. Некоторые пожилые женщины еще носят под платком матерчатый чепец (моршенъ) типа повойника. Так ходят обычно дома. Выходя на улицу, поверх платка или моршеня повязывают второй, более плотный платок или шерстяной полушалок, завязывая концы его под подбородком.

Мужской традиционный костюм имел и в прошлом еще меньше своеобразных черт, чем женский, а в наши дни совсем не отличается от костюма русского колхозного крестьянства соседних районов.

Старинную мужскую рубаху шили из белого холста или пестряди, туникообразного покроя, длиннее современной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали ткаными красными полосами, вместо пуговиц к вороту пришивали завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая ее узким плетеным пояском или кожаным ремнем. На пояс, как и коми, вешали небольшую кожаную сумочку (биеа), в которой хранили иголку, нитки, трут и кремень для высекания огня.

Штаны (вешъян) носили из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди; зимой поверх холщовых штанов надевали еще суконные.

Головные уборы мужчин уже давно утратили свои традиционные особенности. Валяные шерстяные колпаки, в которых ходили прежде, можно встретить очень редко. Мужчины носят разнообразные фуражки, картузы, зимой - меховые мерлушковые шапки.

Рабочей одеждой мужчин и женщин служат «запон» - закрытый передник с рукавами и глухая туникообразного покроя рубаха с длинными рукавами и круглым вырезом ворота, длиной почти до колен, сшитая из грубого холста, крашеного или сурового. Рубаху подпоясывают ременным поясом.

Традиционные формы верхней летней и зимней одежды у мужчин и женщин были почти одинаковы. Летом те и другие носили шабур - кафтан из синего или небеленого холста, отрезной в талии, с [большим количеством сбор на спине, длиной до колен. Более теплой одеждой был попыток - тоже своего рода кафтан, но длинней шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки, сшитый в талию со вставными клиньями по бокам.

В северных районах округа более теплой верхней одеждой была гу- ня - одежда типа русской поддевки, сшитая из домашнего сукна коричневого или белого цвета, со сборами или фалдами на спине. Зимой носили шубу (пась) из желтых или черных овчин, прямого покроя и со сборами: иногда пась крыли сукном или холстом, выкрашенным в синий цвет.

В наши дни почти все покупают готовую верхнюю одежду в магазине, а если некоторые коми-пермяки и шьют ее дома или в пошивочной мастерской, то уже из фабричных тканей и по современным фасонам.

В 1940-х годах еще сохранялись отдельные виды традиционной обуви. Некоторые коми-пермяки, мужчины и женщины, продолжали носить в качестве рабочей обуви лапти (нинкдм), сплетенные из липового лыка и бересты; по форме они не отличались от русских лаптей. Верхние края (чаще всего у женских лаптей) обшивали цветным холстом, поэтому они и назывались «лапти с опушнем». Ноги обертывали белыми холщовыми онучами. Женщины зачастую вниз надевали чулки и обматывали ноги онучами только до половины икр. Обычно женщины, в особенности молодые, носили онучи с шерстяными красными оборами, мужчины - с черными или плетенными из лыка. В северных районах округа и на Язьве и в прошлом мало кто ходил в лаптях, там чаще носили самодельные кожаные коты типа кожаных галош с красными шерстяными оборами. В этих районах были распространены шерстяные чулки с пестрыми узорами, как и у коми.

Теперь на работу многие мужчины и женщины ходят в кожаных сапогах. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевают, идя в лес и на рыбную ловлю. Зимой носят валяную обувь: валенки и ишим- валяные головки с пришитыми к ним суконными голенищами. Повсеместно распространены различные виды фабричной обуви.

Несколько больше традиционных особенностей сохраняет охотничий костюм, который бытует в настоящее время только в северных районах округа и отчасти у язьвинских коми-пермяков. Он очень похож на охотничий костюм коми. В него входят: холщовая или суконная безрукавка лузан, обшитая по краям кожей, четырехугольная на околыше самодельная суконная шапка, белая гуня и специальная охотничья обувь ком из сыромятной кожи, с очень толстой подошвой, загнутым носком и суконными или меховыми голенищами.

Пища

В дореволюционное время питание коми-пермяков было весьма скудным. Основу его составлял хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением в него различных суррогатов: толченой лебеды, пихтовой коры, муки из сушеных ягод черемухи. Овощей ели очень мало, молоко чаще всего пили квашеным; мясо бывало на коми-пермяцком столе главным образом в большие праздники. Подспорьем в питании служили сушеные и соленые грибы, а также ягоды, которые тоже сушили и замачивали на зиму.

Вместе с тем можно отметить сравнительное разнообразие традиционной кухни коми-пермяков. Она включает много различных мучных кушаний: оладьи, блины, шаньги, пироги с разной начинкой; из жидких блюд, кроме кислых щей (тома шыд),- мясной суп (ля шыд), суп из ячневой крупы (туся шыд), гороховый суп (анъкытша шыд), кислый гороховый или ягодный кисель.

В наше время питание коми-пермяков стало несравненно лучше и обильнее. Хлеб теперь пекут из чистой ржаной муки, без примесей. Много используют пшеничной муки и кондитерских изделий.

Увеличился ассортимент круп. Наряду с овсяной и ячневой едят манную, рисовую и другие каши. Возросло потребление гороха, стали употреблять в пищу фасоль и кукурузу. В местных магазинах продаются макаронные изделия, которых ранее коми-пермяки почти совсем не знали.

Рыба, как и в дореволюционное время, занимает существенное место в питании коми-пермяков. Ее едят в самом разнообразном виде - соленую, жареную, варят из нее уху, но в особенности любят пироги черинянь с запеченной в них, как и у коми, целой рыбой. Пироги с рыбой являются праздничным блюдом, их пекут также на свадьбу, на новоселье, в поминальные и другие торжественные дни. Широкое распространение в послевоенные годы получили покупаемые в магазинах треска, морской окунь, а также различные рыбные консервы.

Увеличилось потребление молочных и мясных продуктов. Из молока делают творог, простоквашу. С молоком приготовляют яичницу из куриных яиц. Из мяса, кроме жидких мясных блюд, делают студень; готовят кушанья из жареного мяса. Коми-пермяки очень любят и часто приготовляют, в особенности по праздникам, пельмени, причем иногда мясную начинку заменяют капустой или вареным картофелем. От коми-пермяков, по всей вероятности, и получил распространение термин «пельмени», они называют свое традиционное кушанье пелънянъ, т. е. «хлеб, имеющий форму уха».

Большое место в питании коми-пермяков занимает картофель, его варят, жарят, пекут, кладут в тесто, добавляют в суп, используют как начинку для пирогов и шанег. У коми-пермяков появились помидоры и огурцы, которых раньше они почти не знали. В округ завозятся фрукты в свежем, сухом и консервированном виде.

Устойчиво сохраняются традиционные напитки. Далеко не все коми- пермяки любят и пьют чай, но зато в каждом доме имеется овсяная теплая брага. По праздникам варят пиво.

Во всех рабочих поселках и во многих деревнях работают столовые. Летом для колхозников во время работ организуется общественное питание на полях.

Коми-пермяки, народ в России. Численность 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа (95,4 тыс.) и части Пермской области. Общая численность в бывшем СССР 152,1 тыс. человек. До XX века их называли пермяками. Термин "пермь" ("пермяне") скорее всего заимствован у вепсов, в языке которых имеется выражение "пера маа", что означает "земля, лежащая за рубежом". В древне-русском языке сохранилось название Пермь. Основная часть коми-пермяков расселена в пределах Коми-Пермяцкого автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами округа исторически сложились две компактные группы коми-пермяков - язьвинские и зюздинские коми-пермяки, получившие своё название по месту расселения. Язьвинские коми-пермяки живут в Пермской области в бассейне реки Язьвы (приток Вишеры). По некоторым оценкам, их насчитывается около 2 тыс. человек (в 1960 - 4 тыс.). Зюздинские коми-пермяки живут в основном в бывшем Зюздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Коми-Пермяцким автономным округом. В 50-х годах XX века их насчитывалось свыше 7 тыс. человек, в настоящее время как этнографическая группа находятся на грани исчезновения. Говорят на коми-пермяцком языке финно-угорской группы алтайской семьи. Имеет четыре наречия: северное - косинско-камское, южное - иньвенское, верхнекамское и коми-язьвинское. Письменность на русской графической основе. Большая часть верующих коми-пермяков - православные, есть старообрядцы.

В русских источниках первое упоминание о Перми относится к концу XII века (1187). Впервые о "Перми Великой" как об отдельной области, граничащей с Пермью Вычегодской, сказано в "Житии Стефана Пермского" Епифания Премудрого (конец XIV века). Известно также, что в XV веке у прикамских коми существовало территориальное объединение во главе с князем. В 1472 земли коми-пермяков были присоединены к Московскому государству. В феврале 1925 образован Коми-Пермяцкий автономный округ в составе Пермской области. За пределами административных границ округа оказались язьвинские и зюздинские коми-пермяки.

Традиционные занятия коми-пермяков: пашенное земледелие, животноводство, охота и рыболовство. Большая часть пашни отводилась под зерновые культуры - рожь, ячмень, овёс; часть использовалась под посевы льна. Животноводство служило дополнением к земледелию. Разводили главным образом коров, овец, лошадей. Свиней и домашнюю птицу (кур, гусей, уток) держали в южных районах округа. Овцы местной породы - грубошёрстные. Из домашних производств повсеместно в XIX - первой половине XX вв. были распространены прядение и ткачество. Сырьём служили овечья шерсть и волокно конопли и льна. Значительная часть коми-пермяков ныне занята в сельском и лесном хозяйстве, местной промышленности.

Традиционные поселения коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Распространёнными были починки и выселки, встречались хутора. Характерен кустовой способ расселения. Деревни и сёла, как правило, расположены по берегам рек. В южных районах округа встречаются селения на водоразделах, около ключей и колодцев, при сухопутных трактах. В большинстве селений преобладает уличная планировка, местами беспорядочная. С развитием лесной промышленности возникло большое количество лесных посёлков, которые отличаются от традиционных поселений коми-пермяков. Традиционное жилище коми-пермяков - рубленая изба (керка) из различных пород хвойных деревьев, без фундамента на невысоком подклете. В северных и центральных районах округа крыши в основном двускатные, в южных распространены и четырёхскатные, шатровые крыши. Избы у коми-пермяков имеют обычно три-четыре окна по фасаду и два с боковой стороны. Большинство наличников окон без резных украшений и окрашены в белый цвет. Планировка большинства изб сходна со среднерусской.

Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, белая или чаще цветная, с прямыми вставками или поликами на плечах, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку; поверх рубахи косоклинный сарафан (дубас) из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук (запон).

Традиционные женские головные уборы - самшура (чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента) в южных районах и кокошник (чепец с твёрдым полуовальным очельем, вышитым мелкими пуговицами, блёстками и бисером) - в северных. На улице самшуру и кокошник покрывали платком.

Мужская одежда состояла из рубахи и штанов (вешъян). Рубаха длинная из белого холста или пестряди, ворот, рукава и подол украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Штаны - из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.

Верхняя одежда мужчин и женщин почти одинакова. Летняя - шабур (кафтан из синего или небелёного холста, отрезной в талии). Более тёплая одежда - пониток (длиннее шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки со сборами и фалдами на спине). Зимняя - шуба из овчин.

Традиционная обувь - лапти (нинком), сплетённые из липового лыка и берёсты. В северных районах кожаные коты типа галош с узорными шерстяными носками. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевали, идя в лес или на рыбную ловлю. Зимой носили валяную обувь: валенки и ишим - валяные головки с суконным голенищем.

Основа традиционной пищи коми-пермяков - хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением различных суррогатов: толчёной лебеды, пихтовой коры, муки из сушёных ягод черёмухи. Овощей в пищу употребляли немного, молоко в основном пили квашеным, мясо чаще всего ели по праздникам. Большое место в рационе питания занимали сушёные и солёные грибы и блюда с ними, а также ягоды, которые сушили и замачивали на зиму. Традиционная кухня коми-пермяков включает много различных мучных кушаний: блины, оладьи, шаньги, пироги с разнообразной начинкой. Общераспространены кислые щи, мясной суп, суп из ячневой крупы, гороховый суп, различные каши, прежде всего ячневая и овсяная, рыба в самом различном виде, картофель. Одно из наиболее любимых блюд - пироги с рыбой. Традиционное блюдо - пельмени, которые готовят с мясом, грибами, редькой. На праздники, например, непременно делали пельмени с редькой. Устойчиво сохраняются традиционные напитки - квас, кислый гороховый или ягодный кисель, овсяная и малиновая брага, а также пиво (сур). Чай пьют меньше, чем коми-зыряне или северные русские, и заваривают его в основном на травах.

Праздники коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до первой четверти XX века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве. В настоящее время среди коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество "Югэр".

Ю. П. Шабаев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 252-253.

Коми-пермяки

Автоэтноним (самоназвание)

коми-морт, коми-йоз, коми-отир : Самоназвание коми-пермяков: коми-морт (единственное число), коми-йоз, коми-отир (множественное число).

Основная территория расселения

Основная -
Коми-Пермяцкий автономный округ;
Кировская область, Афанасьевский район;
Пермская область, Красновишерский район.
Другие регионы -
город Пермь;
Республика Коми;
Республика Татарстан;
Краснодарский край;
Свердловская область;
Томская область;
Тюменская область;
Ханты-Мансийский автономный округ;
Ростовская область;
Новосибирская область;
Украина;
Казахстан.

Численность

1850-е гг. - около 59 тыс. чел., в том числе в границах современной территории Коми-Пермяцкого национального округа - около 41 тыс. чел. (69,5 %).
1897 г. - 104,7 тыс. чел.
1926 г. - 142,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 117,3 тыс. чел. (82,1 %).
1939 г. - 137,2 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 111,7 тыс. чел. (81,4 %).
1959 г. - 143,9 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 127,6 тыс. чел. (88,7 %).
1970 г. - 153,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого национального округа - 123,6 тыс. чел. (80,8 %).
1979 г. - 151,0 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 106,0 тыс. чел. (70,2 %).
1989 г. - 152,1 тыс. чел., в том числе на территории Коми-Пермяцкого автономного округа - 95,4 тыс. чел. (62,7 %).

Этнические и этнографические группы

Зюздинские коми-пермяки - Кировская область, Афанасьевский район;
Коми-язьвинцы - Пермская область, Красновишерский район.

Язык

коми-пермяцкий : Коми-пермяцкий язык относится к пермской ветви финно-угорской языковой семьи (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990). В качестве самостоятельного литературного языка он сформировался в результате территориального обособления в 1920-х годах. Имеет 4 наречия: южное (диалекты - кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский), северное (диалекты - кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский), верхнекамское, коми-язьвинское). В основу литературного языка с конца 1930-х годов положен кудымкарско-иньвенский диалект.
Коми-пермяцкий язык является языком национальной литературы, театра, местной печати и радиовещания, языком обучения в начальных классах национальных школ. В настоящее время в 89 школах Коми-Пермяцкого автономного округа из 197 ведется преподавание коми-пермяцкого языка и литературы как предметов, а в целом языком преподавания является русский. В Пермском педагогическом институте открыто отделение коми-пермяцкого языка и литературы.
В Кудымкаре на родном языке издаются литературно-художественные сборники “Иньва” и “Бичирок” (“Искорка”). В округе выходят две газеты.
Сокращается доля коми-пермяков, считающих родным языков коми-пермяцкий и возрастает влияние русского языка. С 1959 по 1989 г. доля коми-пермяков, назвавших язык своей национальности родным сократилось с 92 % до 71,1 %.
По сведениям массового опроса 1992 г. коми-пермяцкий называют родным языком 67,6% коми-пермяков Коми-пермяцкого автономного округа, русский - 27,1%, в городе соответственно 43,8% и 48,6%, на селе - 79,2% и 16,0%. Разговорным коми-пермяцким языком свободно владеют 62,9% горожан коми-пермяцкой национальности, на селе 95,0%, русским соответственно - 94,0% и 86,8%. Большинство горожан коми-пермяков при общении дома употребляет русский язык. В сельской местности в сфере домашнего общения преобладает родной язык.
Коми-пермяцкий язык и литературу изучает 25 % всех учащихся. Средства массовой информации Коми-Пермяцкого автономного округа практически полностью русскоязычны. Большая часть коми-пермяков предпочитает читать и писать по-русски.
В 1990 г. была разработана и принята программа развития коми-пермяцкого языка (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Писменность

Письменность на коми-языке была создана на основе кириллицы Стефаном Пермским во второй половине XIV в., употреблялась до XVIII в. для религиозных целей, затем была забыта.
Известны рукописные словари коми-пермяцкого языка XVIII в. С 1860-х годов издаются грамматики и словари. В начале XX в. в Казани были созданы и выпущены первые книги, в том числе букварь (1908 г.) и книга для чтения (1909 г.), составленные учителем К. М. Мошеговым.
До 1918 г. на разных диалектах коми-пермяцкого языка было издано 15 книг. В 1932-1938 гг. письменность коми-пермяцкого языка существовала на латинской основе. С 1938 г. используется русская графика с введением дополнительных букв.

Религия

Православие : Коми-пермяки - православные христиане. В их числе значительное число старообрядцев.

Традиционные верования : Традиционные верования…

Этногенез и этническая история

Автохтонное население Прикамья относилось первоначально к прафинно-угорской языковой общности, позднее - прафинской.
В IX-XV вв. в верхнем Прикамье развивается родановская культура, принадлежащая непосредственным предкам древних коми-пермяков. В их формировании приняли участие также группы обских угров, ненцев, удмуртов, коми-зырян (перми вычегодской) и восточных славян.
В тот период образовались две обособленные этнические группы - зюздинская в истоках Камы и язьвинская (потомки переселенцев с Колвы, обосновавшихся на реке Язьве в ХII-ХIII вв.).
В ХII-ХIV вв. у коми-пермяков возникают укрепленные административные и хозяйственные поселения, начинается процесс консолидации племен в народность. По русским письменным источникам известно княжество Пермь Великая.
В ХIV - начале ХV вв. начинается русская колонизация Верхнего Прикамья. В 1451 г. в Перми Великой была установлена власть наместника Московского князя. В 1505 г. великопермский князь утратил полностью управление, Пермь Великая стала воеводством. Местное население в 1450-1460-х гг. было крещено.
В 1558 г. значительная часть коми-пермяков оказалась в вотчине солепромышленников Строгановых. Правовое положение коми-пермяков не отличалось от положения русских крестьян.
К ХVI в. окончательно сформировалась этническая территория коми-пермяков, включавшая бассейны рек Иньвы и Косы (в административном отношении - Чердынский, Соликамский и Кайгородский уезды).
В XVI-XVII вв. часть коми-пермяцкого населения по р. Каме и ее притокам Чусовой, Вишере, Сылве обрусела. Некоторые группы коми-пермяков переселились на Печору и за Урал.
Южные коми-пермяки к началу XVIII в. оказались помещичьими крепостными, северные - до реформы 1861 г. оставались государственными (черносошными) крестьянами.
Из-за экономических причин в ХIХ - начале ХХ вв. шло переселение коми-пермяков на Урал и в Сибирь. Переселенцы-коми-пермяки быстро ассимилировались соседним русским населением.
26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК принял постановление о создании Коми-Пермяцкого национального округа (с 1977 г. - автономный округ).
На протяжении 1960-1980-х гг. из-за недостаточного развития экономики, социальной и культурной сферы в округе, и как следствия - низкого уровня жизни, происходил отток населения за пределы автономии, особенно высококвалифицированных кадров.
Наиболее значительные группы коми-пермяков переселялись в Сибирь, Казахстан, Ставропольский и Краснодарский края, в Ростовскую область, Крым, в города Пермской области. Самая крупная община сформировалась в г. Перми (11 тыс. чел.).
Длительные этнокультурные связи коми-пермяков и русских, близость культуры способствуют в настоящее время смешанным бракам между представителями этих народов, особенно в городских поселениях.

Хозяйство

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX - начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Традиционные пахотные орудия - деревянная соха с двумя ральниками (гoр) и бесколесный плуг с отвалом (сабан). Расчищенные из-под древесной растительности участки земли обрабатывали с помощью бороны-суковатки (увья пиня), постоянные поля - вязаной деревянной бороной (пу пиня) или рамной бороной с железными зубьями (кoрт пиня). Сеяли вручную из лубяного лукошка (кoдзан куд), жали серпами (чарла). Снопы сушили в срубных овинах (oвин), обмолачивали цепами (вартан) на току (гуна). Мололи зерно на водяных мельницах-мутовках или на ручных мельницах (киа изын). С конца XIX в. стали использовать конные молотилки и колесные мельницы.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ в. появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено. Траву косили косой-горбушей; в XX в. появились косы-литовки. Сено сгребали в копны ручными граблями (куран), а затем с помощью деревянных и металлических вил складывали в стога. Из-за ограниченной площади сенокосных угодий и недостатка кормов в пищу скоту добавляли солому и ветки деревьев.
В южных районах значение земледелия было выше чем на севере.
В конце XIX - начале XX в. часть зажиточных крестьян занялась торговлей сельскохозяйственными продуктами (зерно, льняное семя, говядина), продавая их купцам из Соликамска и Чердыни.
В советский период земледелие сохранило своё ведущее значение. На территории Коми-Пермяцкого автономного округа к концу 1930-х гг. было создано более 500 колхозов.
Основные сельскохозяйственные культуры в настоящее время - озимая рожь, овес, ячмень, лен, картофель. В районе Кудымкара развито овощеводство. На юге Коми-Пермяцкого автономного округа появилось пчеловодство и садоводство.
Продолжается развитие животноводства (преобладает крупный рогатый скот).
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Применяли также пассивные орудия лова: капканы или ловушки. На зайцев ставили проволочные петли, на дичь - силки. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова - различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа. Крупную рыбу ночью били острогами с лодок, освещая воду берестяными факелами, а также ловили на крючки и в волосяные силки. Вся добытая рыба шла в пищу.
В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве.
В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты. Часть промыслов в настоящее время продолжает сохраняться.

Традиционная одежда

Традиционная одежда коми-пермяков близка одежде северных русских, коми-зырян и удмуртов. Основа женской одежды - сарафанный комплекс с рубахой. Были распространены два типа рубах (йoрнoс):
1. с прямыми поликами и сборками у ворота;
2. на кокетке с воротником-стойкой и нагрудником.
Сарафаны (дубас) - косоклинные и круглые сборчатые на лямках из крашеного холста и набойки. Лямки обшивались кумачом или цветным ситцем. Женщины язьвинских коми-старообрядцев носили более длинные сарафаны-клинники. Сходная по покрою женская одежда зюздинских коми-пермяков из клетчатой пестряди называлась пестрядинником. Обязательной деталью женской одежды были передники (запон) и фартуки с грудкой (мороса запон).
Головные уборы женщин - чепцы. На юге это самшура (шoмшура, моршень), с твердым дном, обшитая кумачом, украшенная вышивкой и позументом, в северных районах - кокошник, имеющий твердое полуовальное очелье, вышитый мелкими пуговицами, блёстками и бисером. Поверх головных уборов при выходе на дома надевали платок.
Основа мужской одежды - холщовые штаны (вешъян) и рубаха с прямым или косым разрезом и нагрудной планкой. Вместо пуговиц использовались завязки. Украшением ворота, рукавов и подола служили красные тканые полоски. Головными уборами служили валяные из шерсти колпаки, фуражки.
Верхняя одежда для мужчин и женщин была сходной. Это косоклинные и сборчатые кафтаны (шабур, зипун, поньтoк), овчинные шубы (пась), полушубки и тулупы. Для мужчин также характерны специфические виды верхней рабочей одежды - закрытый передник (соса запон) с круглым отверстием для головы, разрезом сзади от талии и рукавами, охотничья накидка (лузан).
Традиционная обувь - берестяные или лыковые лапти (нинком). На севере получили распространение кожаные коты. Зимняя обувь: ишим - валяные головки с суконным голенищем и валенки.
Охотники носили кожаную обувь с загнутым вверх носком (лямпа кoтi, кoм), высокие сапоги-бродни с мягкой подошвой.
Важными деталями одежды были аксессуары: узорные чулки-гольфы (чулки, ной идз, сера идз), рукавицы (кепись), перчатки (чуня кепись), тканые пояса (кушак, пoкрoм).
В настоящее время в обиходе общеевропейская одежда. Национальный костюм используется фольклорными коллективами.

Традиционные поселения и жилища

Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты - села. В 1926 г. 91,5% жителей округа были расселены в поселениях людностью до 500 жителей, в том числе в населенных пунктах размером до 200 жителей проживало 60% населения. Многие хутора, починки были ликвидированы в 1930-е гг. В то же время в округе стали возникать сельские поселения нового типа - поселки лесозаготовителей, число которых достигло максимума в 1950-е гг. Они выделялись неоднородным этническим составом, часто с преобладанием русского населения.
Традиционную структуру и систему расселения коми-пермяков нарушила политика ликвидации так называемых неперспективных, т.е. малых деревень. Особенно интенсивно такая политика проводилась в 1960-1970-е гг. Если в 1959 г. в Коми-Пермяцком автономном округе насчитывалось 1280 сельских населенных пунктов, в 1979 - 831, в 1984 г. - 731.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище - срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба - сени - клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная - более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В конце XIX - начале XX в. в крупных селах у зажиточных крестьян, ремесленников, купцов появляются одно- и двухэтажные обшитые тесом дома с шатровой крышей, мезонинами. Культовыми общественными постройками в селах были церкви, в деревнях - часовни.
Жилище (керку пытшкoс) среднерусского типа с глинобитной печью (гор) у входа, с устьем, направленным к фасадной стене. По диагонали от печи - красный угол (енпельoс), с расположенным там столом. Над входом в избу устраивались полати (пoлать), у самой двери - лохань с умывальником. Вдоль стен располагались лавки (лабич) и полки (джадж). Печной угол - кухня (ком) отгораживался одним или двумя брусьями и завешивался пестрядинной занавесью.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба - сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

Пища

В основе пищевого рациона коми-пермяков - мучные изделия. Хлеб - ячменный или ржаной, часто с добавками: толченой лебедой, пихтовой корой, мукой из сушёных ягод черемухи. Пекли также блины, оладьи, шаньги, пироги. Любимыми блюдами считаются пельмени (пельнянь, буквально “хлебное ухо”) с мясом, грибами, редькой, пироги-рыбники (черинянь).
На зиму сушили и солили грибы, а также замачивали и сушили ягоды. Употребляли в пищу овощи, молочные продукты. С мясом обычно готовили праздничные блюда. Почти повсеместно в пищевой рацион входила рыба.
Первым блюдом были кислые щи (шома шыд), похлёбки (шыд) из ячневой крупы, гороха, мяса. Вторые блюда - каши (чаще ячневая и овсяная), рыба, картофель.
Традиционные напитки - кислый хлебный квас (ырoш), гороховый и ягодный кисели, овсяная и малиновая брага. Домашнее пиво (сур) из ржаного солода являлось праздничным напитком. Повседневные напитки - чай, травяные настои.
В настоящее время сохраняется основа традиционной модели питания коми пермяков. Сохраняют популярность выпечные изделия: блины, оладьи, шаньги, пироги, блюда из грибов, ягод, рыбы, разнообразные каши, супы. Самым распространённым напитком является чай.

Социальная организация

После присоединения к Московскому государству большинство иньвенских коми-пермяков Соликамского уезда стали крепостными графов Строгановых. Коми-пермяки Чердынского уезда были причислены к сословию государственных крестьян.
С конца XIX в. у коми-пермяков преобладает индивидуальная малая семья. Кустовой характер расселения родовые прозвища и топонимы свидетельствует о бытовавшей в более ранний период большой семье и патронимии (увтыр, котыр).
Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX в. сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы - распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа - Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Духовная культура и традиционные верования

Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV-XVI вв. Велика была роль крестных родителей.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований. Существовали пережитки культа предков, духов - хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” - мелких и темных существах, вредящих людям.
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” - Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Коми-пермяки создали оригинальный многожанровый фольклор.
Известны предания о Пере-богатыре, Кудым-Оше и других “чудских” богатырях, предания о чуди. Широкое распространение имели разнообразные сказки. До настоящего времени популярны былички, поговорки, пословицы, загадки.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.

Современные этнические процессы

С конца 1950-х гг. с территории Коми-Пермяцкого автономного округа выехала значительная часть населения, из которых большую долю составили русские и другие народы: с 1959 по 1989 гг. население округа сократилось с 235,9 тыс. до 160 тыс. человек. Это привело к увеличению доли коми-пермяков в национальном составе населения округа со 54,1 % (127,6 тыс. человек) до 60,1 % (95,4 тыс. человек). 44% коми-пермяцкого населения округа сосредоточено в Кудымкарском и Юсьвинском районах.
В настоящее время сельское население Коми-Пермяцкого автономного округа продолжает сокращаться, хотя темпы его сокращения в последние годы замедлились.
Доля коми-пермяков-горожан остается существенно меньше, чем в среднем по стране (в 1989 г. 39,8 %). Вместе с тем, около 3/4 коми-пермяков, проживающих за пределами округа, являются городскими жителями.
Социальная и половозрастная структура коми-пермяков, проживающих в Коми-Пермяцком автономном округе неблагоприятна в сравнении с соседними регионами. Идет активный процесс обеднения населения, заметная часть молодёжи не имеет работы. Велико количество неполных семей (Дерябин В.С. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. N102. М., 1999).

Библиография и источники

Классические работы

  • Материалы для описания быта пермяков // Журнал Министерства внутренних дел. Т. 29. Отд. VII. Кн. 4./Рогов Н.А.-1858
  • Пермяки. // Известия общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете. Т. IX. Вып. 2./Смирнов И.Н.//Казань-1891
  • Пермяки. Этнографический очерк./Янович В.М.//Живая старина. Т. 1-2.-1903
  • Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков)/Белицер В.Н.//Москва//Труды Института Этнографии. Новая серия. Том 45-1958

Общие работы

  • Коми-Пермяцкий национальный округ//Москва; Ленинград-1948
  • Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. //, 1990./Котов О.В., Шабаев Ю.П.//Сыктывкар//Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254.-1990
  • Мифология коми//Москва-1999
  • Обзор данных о географическом распространении пермяков // Записки общества любителей естествознания. Т.ХI. Вып. 2./Теплоухов Ф.А.//Свердловск-192783-104
  • Коми-Пермяцкий национальный округ: Краткий справочник./Бачев Г. Т.//Кудымкар-1975
  • Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102./Дерябин В.С.//Москва-1999

Отдельные аспекты

  • Устно-поэтическое творчество коми-пермяцкого народа./Ожегова М. Н.//Кудымкар-1961
  • Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре/Ожегова М. Н.//Пермь-1971
  • Коми-пермяцкая диалектология/Баталова Р. М.//Москва-1975
  • Декоративно-прикладное искусство народов коми/Грибова Л.С.//Москва-1980
  • Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре/Гусев Д. И.//Кудымкар-1956
  • Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике/Домнин А.М.//Пермь-1972

Отдельные региональные группы

  • Коми-язьвинский диалект/Лыткин В. И.//Москва-1961
  • Язьвинские пермяки: История и традиции./Чагин Г.Н.//Пермь-1993

Публикация источников

  • Солнце и месяц (Коми-пермяцкие народные сказки)/Ожегова М. Н.//Кудымкар-1989
  • Коми-пермяцко-русский словарь. М., 1985./Баталова Р.М., Кривощекова-Гантман А.С.//Москва-1985
  • Образцы коми-зырянской речи/Жилина Т.И., Сорвачева В.А.//Сыктывкар-1971

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

«Ткани биология» - Различают хрящевую, костную, жировую, плотную, рыхлую, кровь. Перечислите виды соединительной ткани. Эпителиальной ткани: покровная (пограничная, защитная) и секреторная. Нервная ткань. Мышечная ткань. Функции. Нейроглия. Состоит из клеток, содержащих тонкие сократительные волокна- миофибриллы. Функции нервной ткани.

«Роспись по ткани» - Резервы: Основа - парафин. Подготовка ткани: Подготовка рисунка: Начинаем роспись с более светлых поверхностей. Больше похожа на живопись. ПРОШИВАНИЕ ТКАНИ (тритик). Свободная роспись. Холодный батик. Как правило, используется для фона. Особенности свободной росписи. Технологии. Прошивание ткани (тритик).

«Предпринимательство в республике Коми» - Малое предпринимательство обеспечивает производство значительной части продукции и товаров. Доля малого предпринимательства в природно-ресурсном секторе экономики республики. Наиболее активно малый бизнес развивается в непроизводственной сфере экономики республики. Малое предпринимательство занимает достойное место и в производственной сфере экономики республики.

«Виды тканей» - Иглопробивной способ. Вязально-прошивочный способ. Кружево, косая бейка, канты, сутаж. Сухой способ склеивания. Нетканые, утепляющие, прокладочные и отделочные материалы. По цвету шкурка может быть натуральная и крашеная. Прокладочные материалы: флизелин, синтепон, дублерин, бортовка. Клеевой способ.

«Ткани» - Характерно наличие плотного межклеточного вещества. Одноядерные веретенообразные клетки. 4. Нервные окончания. 5. Миелиновая оболочка. Задание на закрепление. Нейроны нервные клетки. Костная. Железистая. Эпителиальная ткань. Состоит стенка сердца. Кровь. Выполняют защитные функции. Гладкая. Клетки, заполняющие пространство между нейронами.

«Пермяк» - Евгений Андреевич выбрал себе псевдоним по названию города Перми. На самом деле фамилия писателя – Виссов. Евгений Андреевич Пермяк. 1902-1982. Из наиболее известных книг для детей назовём книгу о выборе профессий «Кем быть?», повесть «Детство Маврика», сборники сказок «Дедушкина копилка», и «Памятные узелки», книги рассказов для детей «Тонкая струна» , «Торопливый ножик» , «На все цвета радуги» и другие.

Комплектование коллекции одежды коми-пермяков восходит к рубежу 1910-х - началу 1920-х гг. Первым собирателем ее был П. И. Субботин-Пермяк (1886-1923), когда он возглавлял созданную им в Кудымкаре художественную мастерскую. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта он расценивал как явление, на основе которого должно развиваться новое искусство народа.

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ

Увеличить

Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка известен как музей истории и культуры коми-пермяков. Чрезвычайно важно, что в его наименовании запечатлено новое и прежнее название народа. Коренное население Пермского края издавна именовало себя пермяками. Как ощущение связи с корнями народа, первый профессиональный художник коми-пермяцкого народа и один из основателей музея П. И. Субботин взял это слово в качестве дополнения к своей настоящей фамилии. Вскоре, как только на карте России появился национальный округ (1925), «Национальный краевой музей» в Кудымкаре, основанный 30 июля 1921 г., получил наименование, которое соответствовало новому названию народа, принятому в связи с получением национального статуса. В 1945 г. музею было присвоено имя П. И. Субботина-Пермяка.

Самый значительный вклад П. И. Субботин-Пермяк внес в изучение искусства узорных (набивных) тканей. Он и его ученики выявили более 500 образцов набойки, представив их в рисунках, а также и в подлинных предметах - в образцах тканей и деревянных досок, с помощью которых создавались художественные ткани.

Дальнейшее пополнение коллекции продолжилось силами научных сотрудников музея с целью создания постоянной экспозиции. Большую собирательскую работу провела Е. И. Субботина, руководившая музеем с 1923 по 1928 гг. Ее результатом стало создание в 1926 г. одной из первых экспозиций музея «Искусство пермяка».

В 1930-е - 1950-е гг. фонд народной одежды увеличился за счет научных экспедиций Г. А. Нечаева, А. Г. Анисимова, Ф. П. Будкевича и единичных даров жителей округа: П. М. Ярковой (д. Прудор Кудымкарского района), В. Ф. Боталовой (д. Савина Юсьвинского района), С. А. Сурановой (с. Кочево), А. Ф. Кониной (д. Дубровка Юрлинского района), П. Р. Мизовой (д. Верх-Лупья Гайнского района), П. В. Поповой (с. Коса), Н. М. Кургановой (с. Коса) и др.

Источником поступлений в конце 1950-х - 1960-е гг. стали выезды передвижного музея по районам округа. Сотрудники музея побывали во многих отдаленных деревнях и селах, занимаясь сбором экспонатов. Так поступила в музей коллекция одежды охотников северных коми-пермяков, головные уборы, отдельные предметы женского костюма и пояса.

Большой вклад в музейное собрание внесла В. В. Кривощекова, заведующая фондами с 1975 по 1995 годы. Занимаясь изучением и научной обработкой коллекции одежды с большим знанием и умением, она дополнила ее не только отдельными вещами, но и цельными комплексами. Ей удалось сформировать полные костюмы праздничной одежды северных и южных коми-пермяков конца XIX - начала ХХ в., свадебный женский костюм первой половины ХХ в., а также существенно дополнить собрание поясов, обуви, пестряди.

Накопление коллекции народной одежды шло за счет приобретения предметов от мастеров ручного ткачества, создавших их в 1960-е - 1990-е гг.: А. И. Корепиной, А. Е. Климовой, М. В. Орловой, А. П. Цыбиной, А. Е. Шумковой, Н. И. Бражкиной, Л. В. Гусельниковой, Г. Н. Казанцевой и др.

Обогащалась коллекция одежды различным иллюстративным материалом. В музее хранятся фотографические изображения коми-пермяков в национальных костюмах, датируемые концом XIX - начала ХХ в., а также работы современных фотохудожников М. В. Егорова, Ю. И. Сыстерова, Г. И. Цуканова, созданные во время фольклорных праздников и фестивалей. По подбору графических материалов одной из лучших выглядит серия зарисовок П. И. Субботина-Пермяка, выполненная в начале ХХ в. в Кудымкаре и Пожве. Лучшим примером служит графика современных художников А. В. Мошева и В. Н. Онькова.

В настоящее время собрание одежды пополняется путем закупа, отдель-ных даров и ежегодных историко-этнографических экспедиций по районам округа (руководитель Л. В. Караваева). За последние пять лет в кол-лекцию поступило более 150 предметов народной одежды. Наибольший интерес из них представляют юбки середины ХХ в., ситцевые сарафаны 1930-х - 1970-х гг., кожаная обувь: бахилы, коты, сапоги и женские ботинки начала ХХ в.

Сейчас коллекция коми-пермяцкого костюма состоит более чем из 1300 предметов. Самыми многочисленными являются коллекции: тканые пояса - более 400, сарафаны - 120, женские рубахи - 90, мужские рубахи - 75, фартуки - 55, верхняя одежда - 50, обувь - 80, холстов - 150 и др.

Большая часть этих предметов изготовлена во второй половине XIX - начале ХХ в. Предметов, имеющих более раннее происхождение, немного: кокошники и шамшуры, вышитые серебряными и золотными нитями, головные полотенца. Поздние предметы в собрании относятся к концу ХХ в., среди которых наибольший интерес представляют тканые пояса Г. А. Казанцевой - лучшей мастерицы г. Кудымкара.

Уникальной является коллекция набойных досок, основанная П. И. Субботиным-Пермяком. В ней более 200 досок, которые использовались мастерами в конце XIX - начале ХХ в. (см. о них ниже).

Таким образом, Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка является обладателем значительных и разнообразных предметов коми-пермяцкого национального костюма. Они лучше всего освещают национальный костюм северных и южных коми-пермяков, чем тех групп коми-пермяков, которые живут за пределами округа.

Предметы из коллекции одежды экспонируются в постоянной экспозиции музея и на выставках в Кудымкаре, Перми, Кирове, Москве. Единичные предметы коллекции опубликованы в сборниках, альбомах и научно-популярных изданиях, однако большая часть их ждет своих исследователей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!