Когда мы говорим «путеводитель», сразу представляем себе какое-то серьезное издание с непременно лаконичными фотографиями и точными адресами гостиниц и ресторанов, которые рекомендуется посетить читателю. Но сегодня мы поговорим о соверешенно другом виде путеводителей — иллюстрированных изданиях для детей. Это такой формат, который не даст заснуть над описанием того или иного района в городе и будет интересен и детям, и их родителям, за счет множества увлекательных фактов из жизни города и прекрасных иллюстраций. Первую подборку мы посвящаем Москве.
Хельга Патаки. Московское ралли. Игра по москвоведению для всей семьи. Выпуск №1. М.: Самокат, 2015.
«Московское ралли» — уникальный формат детской книги, позволяющий ребёнку в игровой форме знакомиться не только с российской столицей, но и познавать увлекательную науку – картографию. Выполненный в виде футляра, первый выпуск «Ралли» включает в себя комплект из девяти карт исторических районов Москвы (Красная площадь, Замоскворечье, Сретенка, Арбат и другие), а также карту метро. К каждой карте прилагается список вопросов, благодаря которым можно разнообразить прогулку даже в самую унылую погоду, и узнать много нового о тех местах, которые посещают туристы и коренные жители «белокаменной». Недавно в «Самокате» издали второй и третий выпуски ралли — по Бульварному кольцу, а также посвященный загородной жизни Москвы, паркам и музеям в её окрестностях.
Фёдор Дядичев. Москва. Иллюстрированный путеводитель для детей и родителей. СПб.: Фордевинд, 2011.
Издательство «Фордевинд», название которого неразрывно связано с попутным ветром и путешествиями, выпустило настоящую энциклопедию московской жизни для детей. Приправленный фотографиями города и весёлыми иллюстрациями, этот путеводитель раскрывает удивительные и интересные факты об одном из красивейших городов России. Сколько куполов у Храма Василия Блаженного; чем заняться в Измайлово; как появляются музеи; где находилось первое иностранное посольство в Москве – всё это, и многое другое таится под прекрасной обложкой книги Фёдора Дядичева. В отличие от скучных учебников по историю и москвоведению, этот иллюстрированный путеводитель способен пробудить жажду новых знаний даже у самых взыскательных юных читателей.
Пётр Баратов. Москва. Раскраска-путеводитель. Серия «Увлекательная прогулка». М.: Clever, 2014.
Каково это – быть архитектором, художником, или скульптором в родном городе? Строить театры, проектировать мосты и мозаикой расписывать станции метрополитена? Представить всё это и на время перевоплотиться в Пушкина, прогуливающегося по Арбату, или в Александра Дейнеку, создающего мозаичные картины советской жизни, можно, открыв раскраску-путеводитель по Москве издательства Clever. Совмещая творческий и познавательный процессы, легко можно вообразить, как выглядела столица в разные времена и эпохи. В серии «Увлекательная прогулка» представлены тематические раскраски о Бульварном Кольце, интересных улочках, а также серия открыток, которую легко можно взять с собой на прогулку по любимому городу.
Лариса Скрыпник. Кольца Москвы. Бульварное кольцо. М.: Настя и Никита, 2014.
Если ребёнка больше привлекает классический формат книг, серия издательства «Настя и Никита» о Москве подарит радость чтения абсолютно всем членам семьи. Сопрягая интересные факты с подчеркнуто художественным стилем повествования, Лариса Скрыпник рисует абрис Москвы, как одного из лучших городов мира. По мере продвижения в тексте, город, будто ожившее полотно, предстаёт перед читателем в разрезе эпох и важнейших исторических событий (пожар 1812 года, появление первого «извозчика на автомобиле», строительство московского метрополитена). В серии также выпущены книге об Арбате, московских высотках и башнях Кремля, метро и Большом Театре. Иллюстрации Натальи Кондратовой продолжают классическую художественную традицию детских книг, выпускаемых издательством «Настя и Никита», и любимых многими детьми и их родителями.
Среди посетителей музея много школьников младших и средних классов. Поэтому учреждению культуры необходимо позаботиться о том, чтобы литература, которую оно выпускает, была не только доступной, но и понятной для этой целевой аудитории
Об использовании детских путеводителей
Особое внимание стоит уделить изданию путеводителей, с помощью которых дети и подростки смогут легко ориентироваться на территории музея, получая при этом эстетическое наслаждение и интеллектуальное удовольствие. К этому, собственно, и стремиться данное учреждение.
Вместе с тем, наличие способствует просвещению и образованию посетителей, а также привлекает в музей взрослую аудиторию - родителей или других родственников школьников. Поэтому данные издания по праву могут носить статус семейных.
Практически в каждом музее есть отдел музейной педагогики, сотрудники которого проводят , используя при этом детские путеводители. Также данные издания можно приобрести на территории музея-заповедника, что отвечает потребностям не только организованных групп посетителей, но и тех, кто посещает музей в одиночку.
Благодаря путеводителям, и те, и другие, могут получить полную информацию о данном учреждении, его экспонатах, мероприятиях и так далее. Учреждение может издавать путеводители как по территории музея, так и по каждой отдельной экспозиции.
Поскольку издание детского путеводителя - дело довольно сложное, к его подготовке стоит привлечь сотрудников отдела музейной педагогики, которые непосредственно работают с детской аудиторией и знают все ее особенности.
Подготовка музейного путеводителя для детей, как правило, строится на следующих принципах:
- иметь четко проложенный маршрут;
- текст, представленный в издании, должен быть написан на доступном для данной аудитории языке;
- быть компактным, но при этом представлять наиболее важные и интересные объекты;
- иметь привлекательный внешний вид и запоминающееся иллюстрированное сопровождение и другие.
Но самое главное - это то, что путеводитель должен быть увлекательным.
Как оформить детский путеводитель по музею
Оформление путеводителя для детей требует особого подхода, поскольку от этого в большой степени зависит возникновение желания у ребенка увидеть тот или другой музейный предмет или коллекцию, посетить заинтересовавший его уголок и так далее.
Обложка путеводителя может выполнять две функции, то есть одновременно со своим прямым предназначением выступать в роли карты-схемы с проложенным маршрутом. Многие посетители на практике убедились в удобстве такого подхода. Ведь достаточно легко и удобно двигаться от одного объекта к другому, держа в одной руке карту с проложенным маршрутом, а в другой - саму книжечку с текстом.
Рисуя карту, художники стараются сделать ее как можно боле забавной. При этом во многих случаях изображаются не только исторические памятники, существующие на текущий момент, но и давно утраченные, которые, предположительно, находились на том или ином месте.
Примером может послужить составление путеводителя такого исторического объекта, как дворец Дурасова в Люблине. Основной логикой маршрута является предложение посетителям музея осмотреть данное строение в роли гостя армейского бригадира. Такое предложение связано с тем, что сам дворец имеет не совсем обычную форму - сочетание в плане креста и круга. Такая форма строения не предполагает анфилад.
Здание дворца является достаточно компактным. Оно окружено парком, поэтому в данном случае появляется возможность за короткое время провести посетителей по этому парку и провести осмотр объекта со всех сторон. После этого они могут подняться по главной лестнице в вестибюль дворца и пройти по всех залах, как в те далекие времена делали гости Дурасова. В этом случае используется в основном словесная навигация, однако, при этом присутствует и небольшая карта-схема.
Особенностью составления детских путеводителей является и то, что визуальный ряд не должен просто повторять то, что посетители учреждения культуры видят перед собой. Ведь поле зрения человека намного шире той картинки, которая предлагается в книжке. Поэтому лучше всего, если изображение объекта в путеводителе будет представлено в виде «марочки». Это убедит посетителя в том, что информация касается именно данного памятника или территории.
Иллюстрации должны привлечь внимание ребенка даже к самым мелким деталям, которые самостоятельно он вряд ли увидит. Можно использовать способы приближения или увеличения того, что в реальности находится на большом расстоянии от глаз.
К примеру, на иллюстрациях можно хорошо рассмотреть верхние части высоких дворцовых стен, потолки или размещенные на них плафоны. В этом случае можно отметить одно из преимуществ путеводителя перед реальными экскурсоводами, которые не могут увеличить или приблизить определенный объект.
Также в путеводителе можно использовать метод сопоставления музейных объектов, которые в реальности находятся в совсем разных местах, расположив их рядом друг с другом. Одним из заданий путеводителя является расширение визуального ряда музейной экспозиции.
Кроме этого детские путеводители должны выполнять и другие функции, а именно:
- способствовать активному усвоению информации, а не ее простому потреблению;
- стимулировать к осуществлению самостоятельного поиска, а также многие другие.
Внешняя привлекательность, красивые и запоминающиеся иллюстрации должны вызывать у ребенка желание поиграть или поработать с данным пособием.
Если говорить о стимулировании к самостоятельному поиску, то в этом случае стоит прибегнуть к включению в путеводитель различных заданий, например:
- решить задачу;
- ответить на поставленный вовпрос;
- разгадать ребус, кроссворд или загадку;
- нарисовать рисунок;
- дописать предложение;
- раскрасить картинку;
- найти в экспозиции тот или иной предмет и так далее.
Воспользовавшись хотя бы раз таким путеводителем, у детей, как правило, возникает желание просмотреть их или поработать сними снова и снова.
Каким должен быть язык путеводителя
Детский путеводитель должен быть доступным для любого школьника. Но вместе с тем его содержание должно быть строго научным, а форма изложения пользоваться популярностью. Относительно научности, то авторы данного пособия чаще всего консультируются с научными сотрудниками учреждения культуры или хранителями музейных фондов.
Язык путеводителя должен отвечать следующим требованиям:
- быть четким;
- в изложении должны использоваться короткие фразы;
- минимальное использование сложных оборотов;
- построение рассказа от имени сказочных героев, сопровождающих посетителей музея, например, льва - символа царской власти, единорога, мудрого сверчка и других;
- наличие терминов и незнакомых слов должно быть минимальным и сопровождаться разъяснениями в доступной для детей форме;
- разъяснения стоит дополнять необходимым изображением, в некоторых случаях не одним, а несколькими.
Художники, которые подготавливают иллюстрации к разъяснениям, должны иметь опыт работы с детской литературой. Также в этом случае является необходимым тесное взаимодействие редактора и автора путеводителя. Разъяснение может предоставляться в разных формах, к примеру, в виде загадки, кроссворда или ребуса.
Ведь в наше время вряд ли можно встретить ребенка, а иногда и взрослого, который бы точно знал о предназначении таких сельскохозяйственных орудий, как плуг, борона или соха, которые когда-то использовались крестьянами. Поэтому с целью определения их предназначения и выяснения того, как они выглядят, автор может предложить такое задание, как распутывание путаницы.
При составлении путеводителя для детей стоит обратить внимание и на его обширность. Лучше всего, если он будет вмещать столько информации, сколько можно воспринять на протяжении одного урока. При этом посетители должны получить сведения о наиболее важных объектах данного учреждения культуры. Оптимальным вариантом является 24 страницы с текстом, сопровождающимся иллюстрациями, размером в половину авторского листа.
Отдых с детьми – с путеводителями по городам России
Отпуск с детьми может стать еще интереснее, если постараться сделать ребенка активным участником путешествия. Предоставьте ему возможность самому выбрать любопытные объекты и покажите, что осмотр достопримечательностей может стать увлекательным квестом, а не монотонной обязательной процедурой.
Все больше стран, городов и исторических памятников предлагают не только маршруты и экскурсии, подходящие для взрослых, но и специальные программы, рассчитанные для детей.
Не отстает от них и Россия с ее многовековой историей, древними городами, богатейшими музеями и уникальными природными заповедниками.
Путешествие по родной земле — это прежде всего возможность прикоснуться к своим корням и увидеть все многообразие культурного и природного ландшафта России.
А еще это лучший способ лучше понять страну, где ты живешь, и полюбить ее.
И конечно начать планирование путешествия лучше с покупки путеводителя.
Путеводители для детей — это особенный и очень интересный жанр познавательной литературы.
Основная цель таких книг — не просто показать ребенку город как сумму достопримечательностей, но научить его главному — живому интересу ко всему, что происходит вокруг. Именно это является главным залогом удачного путешествия с детьми.
Как это сделать? Конечно же, в игровой форме.
Революцией в мире детских путеводителей стал проект издательства «Самокат» и Хельги Патаки «Городское ралли» .
Это и игра-квест, в которой ребенок должен искать ответы на вопросы в окружающих его домах, памятниках и двориках.
Это и сборник маршрутов, по которым можно исследовать города.
Это, наконец, просто очень хорошо нарисованные карты.
В легкой и забавной форме писатели пересказывают мифы и истории, а заодно учат интересоваться прошлым российских городов.
Перед тем, как отправиться в путешествие, всегда полезно почитать об истории тех мест, что вы увидите.
Особое внимание обращают на себя книги, которые рассказывают о транспорте, на котором мы путешествуем. Марина Улыбашева выпустила юбилейный сборник «От паровоза до „Сапсана“» , посвященной истории российских железных дорог. Наталия и Василий Волковы написали краткую, но весьма познавательную историю московского метро для детей, которая так и называется «Метро. Подземный город» .
Для тех, кто хочет по-настоящему глубоко погрузиться в древнюю и великолепную историю Великого Новгорода, издательство «Пешком в историю» придумало целую серию книг и познавательных игр.
Здесь и энциклопедия для детей, и историческая сказка, и настольные и карточные игры, и (едва ли не самое интересное) «Полевой журнал археолога» , где от ребенка потребуется выполнить множество непростых задач., «Великий Устюг. Родина Деда Мороза ». И это не полный список вышедших изданий!
Уже в названии книги мы видим краткую (и очень привлекательную) характеристику города. Эти книги рассказывают о древней истории России, которая поражает богатейшим разнообразием своего культурного наследия. Авторы описывают достопримечательности, народные промыслы и традиции прекрасных уголков нашей страны.
Так что смело отправляйтесь в путешествие с ребенком, захватив с собой путеводители и книги о российских городах. Они помогут построить интересные маршруты, увидеть необычные достопримечательности, узнать любопытные факты о тех местах, где вы побывали.
Это отличный способ заинтересовать ребенка историей родного края и показать ему удивительную красоту нашей страны.
Представим себе, что история литературы есть некое цветущее древо.
Е. М. Мелетинский. Поэтика мифа
Одни книги – это корни, другие – новые побеги; есть узловатые ветки, не самые прекрасные, но без них не обойдешься, есть цветы, подчас красивые, но однодневки. Кое – какие ветви зеленеют круглый год, другие засыпают на время, а глядишь – через сто лет проснулись и снова живут. Древние верили, что у каждого дерева существует душа – дриада. Душа нашего книжного дерева собрана из множества историй, которые веками рассказывались, а потом записывались множеством людей. Как сказала американская поэтесса и общественная деятельница Мюриэл Рукейзер: «Вселенная состоит не из атомов, а из историй» . Многие из этих историй обращены к детям, причем с разными целями: научить, развлечь, утешить, а то и просто усыпить. Вот так и родились относительно недавно, всего пару веков назад, особые книги, написанные специально для детей. Сначала появились буквари и то, что мы теперь называем «учебными пособиями», потом записи народных сказок и их обработки для детей, и к девятнадцатому веку писатели открыли для себя нового бесценного читателя – ребенка.
Впрочем, не только писатели стали воспринимать детство как отдельную, самостоятельную часть жизни человека. Согласно Филиппу Арьесу, знаменитому французскому историку, автору работ по истории повседневности, семьи и детства, немногим ранее, в семнадцатом веке, в западном обществе происходит перелом в понимании того, что есть ребенок: «…Эти хрупкие существа воспринимаются по – новому, и за ними признается право быть чем – то особенным, право, в котором отказывали раньше» . А к особенному существу нужен и особенный подход. Ему необходимы свои собственные истории, не такие, как взрослым. Родоначальником детского книгоиздания считается Джон Ньюбери, в восемнадцатом столетии опубликовавший немало поучительных и обучающих книжек для детей . В начале девятнадцатого века братья Гримм собирают и обрабатывают народные сказки и бродячие европейские сюжеты. А вскоре сочиняет свои сказки и Ханс Кристиан Андерсен.
На середину девятнадцатого века приходится расцвет творчества британских авторов. Выходят на сцену реалистический роман, описывающий приключения ребенка, а за ним, начиная с «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, и авторская сказка. Именно викторианская Англия породила феномен авторской сказки, опираясь на которую Джоан Ролинг на пороге двадцать первого века создала своего знаменитого Гарри Поттера. «Показательно не только появление в викторианской Англии детской литературы в современном смысле этого слова, но и то, что обязательным компонентом детской литературы становится ностальгия взрослых по утраченному миру детства» . Постепенно ребенок становится не только героем, но и читателем книги.