В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно использоваться инновационные формы и методы работы с семьей.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Решая эту задачу, педагоги ищут новые формы и методы работы с родителями. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, Т.В. Кротова выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (табл. 2).
Таблица 2. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование |
С какой целью используется эта форма |
Формы проведения общения |
Информационно-аналитические |
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности |
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Досуговые |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми |
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках |
Познавательные |
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей |
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские |
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей |
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек, мини-музеев |
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.
«Спрашивайте - отвечаем» - это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Кроме того, на шкафчике каждого ребенка есть место для визитки - рамочка, в которую дети вставляют картинку или рисунок и меняют их в течение дня по своему желанию. Вечером родители и воспитатель могут обсудить выбор ребенка, прокомментировать его.
Совместно с родителями организуются тематические выставки, например, «Вещи из бабушкиного сундука», «Как сражались наши деды», «Птичий вальс», «Осенний вернисаж», «Веселые овощи», «Золотые руки наших бабушек». Сегодня большой популярностью пользуется «Музей одного образа». Такой мини-музей - результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Отличительной чертой такого мини-музея является то, что он занимает очень небольшое пространство, кроме того, здесь все можно все трогать.
Одной из форм взаимодействия, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т.д.) приходят в гости к дошкольникам. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Родители принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Кроме того, родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещать музеи.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Методы активизации, или активные методы, предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации уменьшают давление шаблонов и стереотипов. В качестве примера методов активизации родителей можно назвать:
Вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;
Постановка дискуссионных вопросов;
Предложение для обсуждения двух различных точек зрения;
Приведение примеров;
Использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку. К методам формирования осознанного отношения к воспитанию относят:
Анализ педагогических ситуаций;
Анализ собственной воспитательной деятельности;
Решение педагогических задач;
Метод домашних заданий;
Игровое моделирование поведения.
Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать метод игрового поведения. Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь, подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в таких тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Одной из форм работы с родителями в настоящее время является создание Попечительского совета при ДОУ. Его членами являются заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций, финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения. Задачами являются содействие:
Привлечению внебюджетных средств для обеспечения функционирования и развития ДОУ;
Организации и улучшению условий жизнедеятельности детей в ДОУ;
Улучшению условий труда педагогического коллектива;
Организации совместной деятельности с родителями.
Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических советов, - это помогает выявить общие проблемы, наметить пути их решения. Присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», родители высказали свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения. Взаимно полезным является и участие родителей в семинарах-практикумах «Портрет современного педагога», где участники обмениваются мнениями о том, каким должен быть воспитатель, отвечающий требованиям высокой нравственности и запросам современного общества.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах. Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и многочисленные преимущества, это:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие;
Учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка;
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье;
Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, может найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
1. Характеристика форм сотрудничества ДОУ с семьей.
2. Формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей.
3. Характеристика содержания занятий и бесед родителей с детьми.
Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Каковы же формы сотрудничества?
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, вы иен я ют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении Проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотеки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др.
Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
В последние годы все больше внимания уделяется вопросам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития детей.
С каждым годом общество придает большее значение воспитательным функциям семьи, создает условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.
Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по математике для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т.п.
Основные направления в работе с родителями, в том числе и те, которые относятся к формированию у детей элементарных математических понятий, представлены в годовом плане дошкольного учреждения. При его составлении принимают во внимание конкретные условия жизни и воспитания детей в семьях, их возрастные и индивидуальные особенности. План работы обсуждается и утверждается на педагогическом совете. Собственно вопросов математического развития детей в годовых планах дошкольного учреждения немного, но освещение уровня их математического развития предусматривается в связи с обсуждением различных проблем. Например, подготовка детей к школе, организация прогулок и экскурсий с детьми, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего (среднего или старшего) дошкольного возраста; значение игры в жизни ребенка и многое другое.
Детальнее работа с родителями отображается в календарных планах воспитателей, которые каждый день наблюдают за детьми, многое могут посоветовать родителям. Кроме того, систематическое общение с родителями дает возможность воспитателю дополнить сведения о ребенка, найти объективные причины определенных трудностей в его математическом развитии.
Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей - беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из детского сада, а также во время посещения воспитателем семьи ребенка. Эта форма работы требует от педагога большого такта, умения, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а еще лучше - наглядными. Можно показать тетрадь по математике, карточку, заполненную самим ребенком, магнитофонную запись беседы с ребенком и т.п.
В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений. Ненавязчиво педагог должен дать свои конкретные рекомендации, как эффективнее знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, пространство, время. Педагог для этой беседы готовит специальную литературу, учебники и оставляет их на некоторое время в семье ребенка для изучения: например, Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н., Геометрия для малышей. - М.: Педагогика, 1975: ЛевиноваЛА., Сатир Г.В. Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика. - М.: Педагогика, 1975; Щербакова Е.И. О математике малышам. - Киев: Рад. школа, 1984; Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М; Просвещение, 1978, и др.
Разговаривая с родителями, педагог внимательно прислушивается к тому, что их волнует, тревожит.
Наряду с этими формами совместной работы детского сада и семьи большое значение имеет посещение родителями занятий, разных режимных моментов в детском саду. На занятиях по математике педагог дает возможность родителям увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома.
Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания и конференции, спеммальные семинары, на которых с ответами выступают НС только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему. Например, по теме «Подготовка де-ГСЙ к школе» можно подготовить такие выступления родителей: «Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?» или «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Как научить ребенка слушать, слышать и понимать взрослого?» К конференции хорошо было бы приурочить выставку детских работ, учебников, методических книг, пособий.
Способами широкой педагогической пропаганды являются лекции и выступления ведущих специалистов по радио и телевидению, организация семинаров-практикумов.
Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными, временными отношениям. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.). В результате этого у ребенка формируются знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов. Все эти множества отличаются по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве. Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем глубже они понимают окружающую действительность.
Одновременно с приобретением знаний у ребенка развиваются умения сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать (объединять) по этим признакам. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребенок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятия числа.
Содержание и методика проведения занятий в семье зависят прежде всего от уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий с детьми в семье - это доступность предложенного материала, последовательность, систематичность в работе, широкое использование наглядности, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, заинтересованность и активность самих детей.
Для занятий с детьми у родителей должен быть такой материал: мелкие предметы, игрушки (матрешки, кубики, зайчики, уточки, пуговицы или их изображения); карточки, а также силуэты птичек, зверей, фруктов, овощей; геометрические фигуры (круг, куб, шар, квадрат, цилиндр, треугольник, ромб и др.), разные по цвету и размеру.
Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения и предлагают ребенку именно тот, который нужен для этого занятия.
Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. Например, мама (бабушка) на кухне готовит обед. Ребенок рядом с ней. «Подай мне самую большую морковку, ... и еще одну маленькую морковку. Вот спасибо!» При этом взрослый вслух, интонацией выделяет слова одну большую, маленькую. Ребенку нравится такая совместная работа со взрослым. Вот так, ненавязчиво, родители помогают ребенку приобрести знания о размере предметов. Или: собираясь на прогулку, можно предложить ребенку подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой - лучше идти один за другим, по одному.
Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме - уже.
Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на красивую шишку. «Сколько ты нашел шишек?» - «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» - «Много». «Давай все соберем... Сколько осталось под деревом?» - «Ни одной не осталось». И так далее.
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий, в этом должны помочь воспитатели, педагоги.
Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых.
Важно, чтобы родители побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним.
Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у него опыт и знания.
Литература
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.:Академия, 2000.
2. Ерофеева Т.И. и др. Математика дня дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.
3. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение,1984.
4. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.
5. Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
7. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.
Раздел IV. Преемственность в математическом развитии детей дошкольного образовательного учреждения и школы
Совместная деятельность детского сада и семьи
по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни
Одной из главных задач детского сада является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т. п., которые дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.
Принципы взаимодействия с семьей
1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия - принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направить совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
2. Принцип «Активного слушателя» - это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой, в противной ситуации ребенку невозможно усвоить правила здорового образа жизни.
4 . Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
7 . Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть! Вы почувствуете, как родители проникнуться к вам не только уважением, но и признанием за то, что вы Педагог с большой буквы.
Этапы работы с семьей
Этапы | Задачи |
|
Подготовительный (ознакомительный) | Заинтересовать и побудить родителей включиться в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о детском саде, который посещает их ребенок. |
|
Просветительский | Совершенствование содержания и образования в д/саду в соответствии с реализуемой программой: Распространение лучшего опыта семейного воспитания; Подбор информации по ЗОЖ и оформление наглядной агитации |
|
Совместная деятельность с семьей | формирование взаимопомощи семье в воспитании и занятиях с детьми; Создание семейного клуба; Подчеркивание роли отца в воспитании детей; Проведение семейных праздников, акций, «Дней открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей; Обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности. |
Формы и виды работы с семьей
Формы | Виды |
|
Интеракивная |
|
|
Традиционная |
|
|
Просветитель-ская |
|
|
Общественная | Создание творческой инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни». |
Формы работы с детьми в детском саду и семье
В детском саду | В семье |
||
Беседы педагога с детьми при:
| Беседы отца и матери: Опасность дома и на улице; Чистота тела; Организация сна; Как надо прибирать игрушки; Я люблю комнатные растения.
|
||
Образовательная деятельность по физическому развитию
| Оздоровительные традиции в семье:
|
||
Чтение художественной литературы, просмотр фильмов, мультфильмов, программы «Здоровье»(дома) и др. телепередач |
|||
Спортивные соревнования (ДЮШС № 25) | Посещение поселковых и городских мероприятий: матчи, кроссы, массовые праздники, гуляния |
||
Занятия «Чувства и эмоции» с педагогом-психологом | Создание спокойной психологической обстановки и здорового эмоционального климата в семье |
||
Акция «Здоровый образ жизни» Подготовка д/материала. | Непосредственное участие в акции семьи |
||
Познавательное развитие:
| Беседы отца: Я веду здоровый образ жизни. Давай заботиться о нашей семье Беседы матери: Как стать хорошей хозяйкой и заботливой мамой; Физические качества отца. Совместные беседы: «Мы очень любим друг друга», «Вместе веселей» и т.п |
||
Валеологические занятия | Посещение библиотеки, спортивных магазинов, получение информации через Интернет |
||
Информационное поле для детей: Выпуск брошюр, плакатов; Анкетирование; Интервьюирование. | Информационное поле для родителей: Непосредственное участие в выпуске плакатов; Газет (подкрепление фотографиями из семейного архива); Анкетирование; Освещение в СМИ. |
Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома
Детский сад | Семья |
1. Создание словий для свободной двигательной активности детей, развивающей среды, способствующей физическому развитию ребенка | 1. По мере материальной возможности позаботится о создании условий для физического развития детей. |
2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей. | 2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни. |
3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек как основу становления характера ребенка. | 3. Поддерживать режима дня дома в выходные дни. |
4. Ежедневная организация подвижных игр. Выполнение режима двигательной активности. | 4. Воспоминания о своем детстве и рассказы о том, какими видами спорта вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками. Разучивание и организация подвижных игр, привлечение ребенка к какому-нибудь виду спорта. |
5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +18+22°С. |
|
6. Соблюдение требований СанПин по организации жизнедеятельности детей в детском саду. | 6. Организация пространства для ребенка: оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну, организация игровой зоны, отдельного спального места, зоны питания. |
7. Развитие культурно-гигиенических навыков |
|
8. Развитие культуры поведения ребенка за столом, и культуры питания |
|
9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями врача в домашних условиях и в детском саду |
|
10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни. |
|
11. Личный пример взрослых родителей и педагогов - «Мы за здоровый образ жизни»: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходных прогулках; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п. |
|
12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни | 12. По мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни. |
Семейные традиции
Цель данного направления: взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам.
Задачи:
- Продолжать формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни;
- Укреплять и охранять здоровье детей;
- Развивать способность устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями и состоянием здоровья;
- Способствовать сближению родителей и детей;
- Сообщать родителям о значении стиля общения с детьми для их развития.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь, продолжать лучшие семейные традиции. Мы предлагаем в ходе изучения социального статуса семьи, поинтересоваться и семейными традициями семей воспитанников детского сада, это поможет в проведении праздников, обозначит формы работы с семьей в течение года, в совместных мероприятиях, проводимых в детском учреждении, родители поделятся свои опытом по сохранению и продолжению семейных традиций.
Семейные традиции | ||
Походы в кинотеатр | Сближение отношений «ребенок+родитель». Ребенок делится своими впечатлениями о просмотренном, родители объясняют то, что ребенок не понял. Активно развивать фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетных линий, давать нравственные оценки поступкам героев. |
|
Семейный стол | Взрослые должны есть вместе с детьми, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. Своей культурой общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом, положительное отношение к здоровой пище вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. |
|
Поход, выезд на природу | Эта традиция «для ума и тела». Во время прогулок есть возможность пообщаться, поговорить с ребенком на интересующие его темы, дать очень много информации, поиграть вместе и просто отдохнуть |
|
Лыжные прогулки, посещение катка, бассейна | В развитии и формировании у ребенка привычки к здоровому образу жизни большое значение имеет физкультура и спорт, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки, развитие выносливости, координации движений, ловкости, быстроты реакции. |
|
Посещение бани | Во-первых, это общение с семьей. Во-вторых, баня - первое средство, чтобы укрепить иммунитет, повысить общую сопротивляемость организма инфекциям, улучшить кровообращение и вывести из организма все шлаки. |
|
Семейные праздники | Общение с ребенком согласно принципам Ю. Б. Гиппенрейтер: Безусловное принятие Законы «зоны ближайшего развития» Давайте вместе Передавать ответственность детям Позволять вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, становится «сознательным» Активное слушание |
|
Совместное чтение | Ежедневное чтение художественной литературы способствует не только интеллектуальному развитию ребенка, но и воспитывает бережное отношение, любовь к членам семьи. Ребенок получает опыт о выборе литературы для чтения, учиться слушать и слышать. Голос матери, отца, близких на всю жизнь сохранится в памяти, воспоминания о совместно проведенном времени поможет в воспитании уже своих детей. |
|
Посещение выставок, поселковых и городских мероприятий | Обогащать впечатления детей |
Эта таблица может быть продолжена каждым педагогом, исходя из конкретного социального статуса семьи, традиции, которые хранят в семье и в детском саду.
Общаясь с родителями, мы делимся своими традициями, которые сохраняются и обогащаются коллективом детского сада, например: «Сладкий час», «Театральная пятница», «Встреча с интересными людьми», «Наша коллекция», «День рождения детского сада», «Встреча Нового года», «День рождения только раз в году», «В гостях у доктора Айболита» и другие.
Сохранение и продолжение семейных традиций актуально и необходимо, так как одной из главных проблем отношений между детьми и взрослыми - осуществление преемственности поколений.
Физкультурно-оздоровительный климат семьи
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.
Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.
Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).
Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон, роликовые коньки.
Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.
Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.
Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
Со стороны сотрудников детского сада необходимо передавать родителям способы организации физического воспитания дошкольников в домашних условиях, необходимо создавать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые и дети могут чувствовать себя естественно раскованно.
В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для двигательной деятельности ребенка - дошкольника.
Работу по повышению педагогической компетенции родителей проводит воспитатель.
В качестве ключевых ситуаций предпочтительнее использовать совместные подвижные игры воспитателя с детьми и их родителями.
Наиболее удобно осуществлять этот вид работы во второй половине дня, когда родители могут задержаться на некоторое время в д/саду.
Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями по физическому воспитанию детей раннего возраста:
· Воспитатель в присутствии детей приглашает взрослого к участию в совместной подвижной игре и демонстрирует возможные образцы деятельности с ключевыми предметами;
· Игровые действия повторяются несколько раз, сопровождаясь эмоционально окрашенными положительными высказываниями.
· В процессе совместной игры воспитатель знакомит родителей с разнообразием основных ключевых предметов и с приемами их игрового использования.
· Затем воспитатель приглашает ребенка и проигрывает с ним несколько вариантов действий с ключевыми предметами. Родитель ставится в позицию наблюдателя и еще раз получает возможность усвоить способы организации физического воспитания в семье.
· По окончании совместной игры с малышом, воспитатель предлагает родителю самостоятельно организовать эту игру с одним-двумя детьми.
Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет):
· Период формирования двигательных умений и навыков детей на основе подражания действиям взрослых или сверстников. Особенностями двигательного поведения детей этого возраста является совершенствование навыков ходьбы, бега и лазания, а также освоение таких форм движения, как езда на трехколесном велосипеде, снегокате, катание на лыжах, выполнение движений с предметами и упражнений на тренажере.
· Формировать овладение различными формами прыжков, метания (бросания и ловля).
· Учить освоению упражнений с сохранением равновесия (ходьба по ограниченной поверхности: скамейке, бревну, снежному буму, бордюрному камню и т.д.).
· Основным мотивом для выполнения детьми физических упражнений остается совместная подвижная игра с взрослым и другими детьми и желание закрепить новые умения и навыки.
Развивающая среда дома:
· Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку - мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч - прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
· Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности: активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием. Без тренажера и сетки для метания можно обойтись, но есть одна игрушка, без которой жизнь ребенка младшего дошкольного возраста была бы тусклой и бедной. И эта игрушка - мяч.
Мяч является ключевым предметом, способствующим развитию у детей координации движений, ловкости, быстроты реакции, тренировки их в меткости, умении действовать по сигналу и согласовании своих действий с действиями других участников игры. Родителям необходимо объяснять уникальность и универсальность мяча, которая определяется теми свойствами, которыми он обладает: катиться, подскакивать, подлетать вверх, отлетать от преграды в результате приложения к нему физического усилия.
Педагогам детского сада необходимо помочь родителям освоить простые ежедневные забавы с мячом, способные приносить пользу и доставлять истинную радость ребенку.
· Ключевая позиция взаимодействия воспитателя с родителями строится на основе определенного алгоритма (с использованием мяча).
Необходимо организовать деятельность не индивидуально, а малыми подгруппами (3-4 взрослых и столько же детей).
- алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями детей 3-5 лет может быть таким: воспитатель начинает игру с подгруппой родителей (2-3 чел.), а затем привлекает к совместной деятельности дошкольников (или наоборот, сначала начинает игру с детьми, а затем привлекает взрослых). После этого представляет участникам игры возможность продолжить действия самостоятельно. По такой схеме построены подвижные игры.
При организации индивидуального консультирования все рекомендованные упражнения специалист должен выполнять вместе с ребенком и его родителями (для формирования двигательного образца осваиваемых движений).
Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных упражнений использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании выполнения упражнений следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.
Алгоритм взаимодействия с семьей по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):
Поддерживать интерес детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к возможным физическим перегрузкам - одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.
Многие родители приобретают для пятилетних детей двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд. У них возникает желание видеть своих детей умными, ловкими, грациозными и подтянутыми, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.
Воспитателям необходимо проводить разъяснительную работу по использованию универсальных игрушек, которые позволят взрослым организовать интересную ежедневную двигательную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников - скакалка и мишень с дротиками (дартс).
Родители должны знать, что игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции.
Для девочек шести лет умение прыгать через короткую и длинную скакалку означает переход к играм «больших девочек - школьниц», а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.
Алгоритм овладения умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов:
· Вначале прыжки выполняются медленно, движение рук и ног ребенка не синхронизированы.
· Затем, по мере необходимости тренировок, дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно-ноги врозь, на одной и двух ногах, с промежуточными подскоками, прыжки парами и другие.
· При систематических занятиях длительность непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2-3 минут.
Необходимо обратить внимание родителей на игру «Дартс», которая является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям в семье пап и дедушек.
На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс (с шариками на «липучках» или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с настоящими дротиками и стрелами. Родители должны знать, что основное назначение игры в дартс - развитие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.
Алгоритм овладения умения бросать дротики в цель:
· Ставить задачи перед ребенком - просто попасть в мишень. Важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Когда дети повторят бросок много раз, ребенок привыкает к правильному движению руки и туловища. Важно, чтобы в момент броска туловище резко подавалось вперед, но равновесие при этом не нарушать.
· Предложить ребенку совершать броски в определенный сектор мишени, зарабатывая определенное количество очков.
Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.
Алгоритм взаимодействия:
Педагог организует подвижную игру с подгруппой детей и несколькими взрослыми;
После этого переходит к детям, которые играют самостоятельно.
Современные формы работы
ДОУ с семьей
Семья и детский сад – два общественных института, которые не могут существовать друг без друга. Их взаимодействие остается одной из главных задач.
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.
Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.
В нашем детском саду одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги.
Можно отметить основные направления сотрудничества:
1. Психолого – педагогическое просвещение родителей.
2. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
3. Участие семей в управлении воспитательно – образовательным процессом в ДОУ.
Задачами нашего детского сада в этом вопросе, так же как наверно и в других детских учреждениях являются:
v Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
v Объединить усилия для развития и воспитания детей
v Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки
v Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
v Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При решении данных задач я использую следующие формы сотрудничества:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Ведь педагог общается с родителями ежедневно и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход. Необходим, не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. В работе я, общаясь с родителями, стараюсь чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, чтобы посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество. С каждым годом взаимодействие родителей и педагогов становится сложнее и сложнее в том плане, что современные родители образованные, осведомленные, хорошо знающие как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому я стараюсь создать атмосферу взаимопомощи и поддержки в сложных педагогических ситуациях, рекомендованных в педагогической гостиной.
- Готовимся серьезно. К подбираю материал, наглядные пособия и провожу анкетирование.
- Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. И поэтому я ищу новые формы и направления работы с семьей.
Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:
Родительские собрания 3 раза в год;
Индивидуальные и групповые беседы;
Творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);
Консультации для родителей;
Дни открытых дверей.
Я поняла, что работа, которую мы ведем с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьей, так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. Всю работу я разделила на три этапа, составила план, по которому работала далее.
этап – информационно-аналитический
1. изучение литературы:
- “ Работа ДОУ с семьей ” А.В.Козлова
- “ Родительские собрания в ДОУ ” О. Л. Зверева, Т. В. Кротова.
- “ Cистема сопровождения родителей ” М. В. Тимофеева
Изучение опросника родительского отношения А. Я. Варги, В.В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р.
В настоящее время существуют две основные формы взаимодействия:
Традиционные Нетрадиционные
1. Информационно – наглядные 1. Познавательные
2. Индивидуальные 2. Информационно – аналитические
3. Коллективные 3. Досуговые
4.Наглядно – информационные
Оформление родительских уголков по различным темам относится к одной из традиционных форм: информационно – наглядной. Стараюсь красочно, интересно оформить уголок. Включаю полезную интересную информацию, стихи, фотографии и т.д.
Оформила информационный стенд, на тему: « Заводить ли домашнее животное? » с советами, рекомендациями, интересными фактами.
В нашем детском саду регулярно проходят консультации воспитателей и специалистов (логопеда, физ.инструктора, руководителя ИЗО студии, муз. Руководителя). Такие консультации проходят как тематически, так и индивидуально.
Круглый стол, педагогическая гостиная – одна из наиболее распространенных форм. Важно, чтобы оно было не просто очередным мероприятием, а встречей добрых друзей, коллег, партнеров. Цель каждого мероприятия – помочь родителям разобраться, чему и как они хотят научить детей. Не всегда на собрании должны звучать готовые ответы, рекомендации, советы. Выводы из всей приготовленной информации сделают после собрания сами родители.
Я использую анкетирования, тестирования, опросы родителей перед собраниями. Не все люди могут рассказать о своих волнениях, проблемах всем и во все услышанье. Иногда им легче написать.
Одной из любимой детьми формой взаимодействия родителей, детей и детского сада у нас стала организация мини – концертов с приглашением родителей в группу в такие праздники как: День Матери, День Семьи. Дети ждут и готовятся к приему гостей, наводят порядок, готовят сюрпризы, приглашения, выставляют свои работы, поделки. Родители знакомятся с той обстановкой, где находятся их дети целый день, чем занимаются, видят результаты их труда. Это очень сближает детей и сплачивает родительский коллектив, и конечно же укрепляет и поднимает авторитет педагога в глазах родителей. Именно здесь родители видят взаимодействие педагога с детьми. Совместный досуг помогает родителям и детям лучше узнать друг друга и обеспечить позитивное эмоциональное общение.
Участие родителей в конкурсах: « Кулинарная симфония » - мамы, бабушки делятся своими кулинарными рецептами, проявляют фантазию, творчество в создании, названии представленной работы. Жюри оценивает работы по разным критериям. Результаты конкурса вывешиваются в родительском уголке в каждой группе и на центральном входе. На общих родительских собраниях победителям вручаются грамоты.
Конкурсы: « Папа, мама, я – спортивная семья»,
« А ну–ка мамы »
« А ну–ка папы » вызвали у детей и родителей огромный эмоциональный подъем.
Конкурс « Моя родословная » - где дети с родителями представляли и защищали свои работы: « Семейный герб », « Генеалогическое древо», « Семейный альбом ». Победители этого конкурса также были отмечены грамотами.
Конкурс « Веселые нотки » тоже не обошелся без участия родителей. Родители помогали и с костюмами, и с транспортом, ну и конечно же все вместе переживали, болели и радовались победе.
Следующий конкурс: « Космонавтом быть хочу » - конкурс на изготовление лучшего шлема.
Родители в нашем детском саду не только участники и зрители, но и организаторы некоторых праздников. Например, родители Семыкиной Вероники проводят дни рождения с поздравлениями, конкурсами, играми детей.
Творческие конкурсы – выставки: Например, на тему « Зимушка – зима » «Мама – рукодельница » - все видят родительские работы, выполненные как самими родителями, так и совместно с детьми.
Большой интерес вызвало предложение о создании « мини-музея в группе» обоснованное возникшим интересом детей в беседе об истории часов. На мое предложение откликнулись многие родители, и в результате дети увидели разные виды часов в нашем музее. Здесь были: песочные, наручные, часы с кукушкой и современные электронные часы. В последующем были организованны мини – музеи по темам: «Вышивка», «Русское народное творчество», «Ложка – ложечка». Родители и дети были очень заинтересованы и рады видеть совместные результаты.
Провела анкетирование, и, проанализировав анкеты, выявила общую проблему:- родители не умеют общаться с детьми. Предложила консультацию на тему: «Понимаем ли мы друг друга?». Затем у нас был «Круглый стол» «Мелочи воспитания или родители гиды на пути познания».
И, конечно же, устроили «День открытых дверей», пригласили родителей на занятие: «Давайте друг другу делать комплименты». Готовились к празднику «День матери»- пели частушки, читали стихи, играли. Рекомендовала родителям, куда можно пойти в выходной день: кукольный театр, цирковое представление, краеведческий музей, выставочный зал. Затем у нас была выставка совместных работ «Угадай, где я был».
Еще одна из нетрадиционных современных форм работы с родителями: Это участие родителей в проектной деятельности. Во всех проектах одним их этапов его реализации стоит работа с родителями, и это дает нам свои положительные результаты. Ведь проект – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Так работая с детьми над проектом «Знакомство детей с творчеством В.А.Осеевой» провела анкетирование родителей, где старалась выявить читали ли родители детям книги, что предпочитают слушать их дети. Далее провела «Круглый стол» с участием родителей и детей
Работа воспитателя с родителями в детском саду
Совместная работа детского сада и семьи "Мы вместе"
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.
Цель нашей работы с семьями воспитанников: создание единого образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения. Коллективом детского сада составлена программа основная идея, которой – превратить интерес детского сада к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей.
Разработанная нами примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия, где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными.
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.
Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Формы работы
Традиционные
Родительское собрание
День открытых дверей
Совместные дела семьи и учреждения
Родительские конференции, сходы, съезды
Консультации (тематическиеииндивидуальные)
Семейные праздники
Посещение на дому
Организация библиотеки для родителей
Анкетирования родителей
Инновационные
Семинары для родителей
Групповые тренинги
Семейный клуб
Родительский клуб
Социально-психологические тренинги
Диспут-размышление
Выпуск педагогического журнала
Круглые столы
Вечера вопросов и ответов
В тесном сотрудничестве ОУ и семьи, были проведены следующие мероприятия:
Акции:«Покорми птиц зимой», «Кормушка для пичужки»
Развлечение с участием родителей «День матери в детском саду».
Акция «Никто не забыт, ничто не забыто» (посвящённая Дню Победы)
Конкурс творческих работ «Пасхальная радость»
Акция «Подари цветок земле»
Спортивное развлечение с элементами футбола» (с участием пап)
День открытых дверей
Родительское собрание в группе на тему: «Жестокое обращение с детьми»
Творческий проект, посвящённый Дню матери, «Милой мамочке моей…»
Совместная творческая деятельность «Книжка-малышка» своими руками
Консультация на тему: СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!
От разработанной нами модели взаимодействия семьи и ОУ, мы ожидаем:
* Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
* Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
* Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
* Психическое и личностное развитие всех участников проекта.
* Создание качественно новых взаимообогащающих отношений между родителями, детьми и педагогами.
* Увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе.
* Улучшение качества усвоения детьми программных материалов.
* Изменение общественного мнения и осознание престижности родительства.
* Повышение уровня компетентности педагогов.
* Востребованность другими дошкольными учреждениями материалов разработанной модели партнерства.
Литература.
Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей:Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.
Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М..:Просвещение,2005.