Образовательный портал. Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Русская народная потешка «Огуречик, огуречик Ход непосредственно образовательной деятельности

Используемые технологии:

1. Беседа об овощах;

2. Дидактическая игра «Овощи»;

3. Составление описательного рассказа на тему «Овощи»;

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»;

5. Массаж грудной клетки «Борщичок»;

6. Физкультминутка «Огуречик»;

7. Драматизация потешки «Огуречик-огуречик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка об огуречике. Заучивание потешки «Огуречик, огуречик».

Программное содержание:

Формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ.

Учить детей узнавать овощи-муляжи и на картинке. Обращать внимание на их цвет, форму, вкусовые качества.

Учить понимать и правильно выполнять задания воспитателя. Использовать в речи слова: длинный, круглый, овальный. Дать понятие об обобщающем слове «овощи».

Знакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы.

Обогатить словарь детей введением слов одного корня но с разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец» – большой, «огурчик» – поменьше, а «огуречик» – совсем маленький.

С целью развития воображения ввести в занятие элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец» – папа, «огурчик» - мама, «огуречик» - сынок.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придав образу реалистические черты.

Выделить наиболее характерные внешние особенности: маленькая, покрыта серой шерсткой, длинный, тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живет в норке, пищит (пи-пи-пи).

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации « Корзина с овощами», «Корзина с фруктами»;

2. Дидактические карточки с овощами;

3. Схема описательного рассказа «Овощи»;

4. Корзина с мулежами овощей;

5. Лист пластика – это как бы грядка на которой по середине насечены две параллельные прорези. каждая прорезь оформлена гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью приклеивается за верхний уголок треугольник. Это «норка», где прячется мышка;

6. Персонажи – огурец, огурчик, огуречик, мышка.

В рабочем положении огурчик двигается по верхней части прорези, а мышка – по нижней.

Используемые технологии:

1. Беседа об овощах;

2. Дидактическая игра «Овощи»;

3. Составление описательного рассказа на тему «Овощи»;

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»;

5. Массаж грудной клетки «Борщичок»;

6. Физкультминутка «Огуречик»;

7. Драматизация потешки «Огуречик-огуречик»

Ход занятия:

Беседа об овощах.

Бабушка однажды с базара пришла,

Бабушка с базара домой принесла – две корзины: одну корзину с фруктами, а вторую с овощами. Поставила она их на полки в кладовку.

На какую полку бабушка поставила корзину с овощами? (верхнюю)

А на какую полку корзину с овощами? (нижнюю)

Ребята, скажите, где растут фрукты ? (в саду)

А скажите, где растут овощи? (на огороде)

Какие овощи растут в земле? (лук, чеснок, картофель, морковь, свекла, редиска)

Какие овощи растут на земле? (огурцы, помидоры, капуста, тыква, кабачок, перец, баклажан)

Для чего нужны овощи?

Вы так много знаете про овощи, а расскажите мне про каждый овощ.

Дидактическая игра «Овощи»

Раз, два, три, четыре, пять

Принесли из магазина,

Мы огромную корзину.

Много в ней разных овощей,

Расскажи о них скорей.

Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет картинку, показывает ее детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Назвать овощ.

Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на картинку, ребенок находит на подносе нужный овощ. С помощью воспитателя, опираясь на схему, дети составляют рассказ об овощах.

Схема описательного рассказа на тему «Овощи».

План рассказа:

  1. Что это?
  2. Это овощ или фрукт?
  3. Где растет?
  4. Какой на вкус?
  5. Какой снаружи, какой внутри?
  6. Какого цвета?
  7. Какой формы?
  8. Какой на ощупь?
  9. Что можно из него приготовить?

Давайте приготовим что-нибудь вкусное.

Пальчиковая игра «Капуста»

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я - капуста?

Мы капусту режим, режим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

Ребята, давайте приготовим еще что-нибудь вкусное.

Массаж грудной клетки «Борщичок»

Чики-чики-чики-чок! Похлопывать ладонями.

Мы готовим борщичок.

Порежу картошку, Постукивать ребрами ладоней.

Свеколку, морковку,

Полголовки лучку, Поколачивать кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чики-чики-чок! Поглаживать ладонями.

И готов борщичок!

Ребята мы с вами много блюд приготовили из овощей, а где же

они росли? (На огороде).

Игра «Огуречик-огуречик».

Я буду бабушка, а вы – мои огурчики. Засверкало солнышко, пригрело землю, посадила бабушка огурчики на грядку (дотрагивается до детей – они приседают). Полил дождик (машет султанчиком над головами детей), стали огурчики расти.

(Дети медленно поднимаются, качают руками, поднятыми вверх). Выросли огурчики.

Воспитатель предлагает послушать сказку «Сказка об огуречике».

Жил был огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков (рассматривают огуречик, обращают внимание на хвостик).

Папа огурец и мама огурчик очень любили своего маленького сынка (Показывает три изображения).

- «Папа» огурец большой, «мама» огурчик – поменьше и «сынок» - совсем маленький (Воспитатель обращает внимание на их величину).

Вся огуречная семья жила на грядке, среди зеленых листиков.

- А в другом конце грядке жила мышка (воспитатель выдвигает изображение мышки).

(Воспитатель с детьми рассматривает мышку, обращает внимание на особенности и повадки).

в - Мышка маленькая, у нее длинный хвостик, она юркая, быстро бегает, живет норке (воспитатель прячет мышку в норку).

Папа огурец и мама огурчик не разрешали маленькому огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

И мама огурчик говорила огуречику:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

(Потешка повторяется в среднем темпе, тембр голоса естественный).

(По ходу чтения потешки воспитатель располагает все три изображения по одной линии).

Воспитатель (обращаясь к детям):

Вы запомнили, что говорили огуречику мама и папа?

(Воспитатель повторяет выразительно, обращаясь к огуречику, всю потешку, выделяя последнюю строчку: «Тебе хвостик отгрызет».)

Но огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка. Идет огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Вот она притаилась под листочком. А огуречик никого не слушает и идет дальше. Мышка выскакивает, бросается в сторону огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит. Еле-еле убежал огуречик. Посидел немножко огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет.

Ребята, а может, попросим огуречика «не ходить на тот конечик».

(Воспитатель побуждает детей повторить самостоятельно весь текст).

Мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького огуречика и ушла к себе в норку.

А мы еще раз скажем огуречику:

«Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Папа огурец и мама огурчик благодарят детей за то, что дети

«не пустили огуречик на другой конечик» и приготовили

«Сюрприз с грядки». Воспитатель раздает детям угощение с грядки (Канапе с огурцом).


ПОЧИТАЕМ - ПОИГРАЕМ. Потешка «Огуречик, огуречик!» с детьми от 2 до 3 лет.
===============================================================
Потешка «Огуречик, огуречик!»
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
Реквизит:
-Картинка с изображением 3 огурчиков,
и мышки,
-маска-ободок огурчика,
-маска мышки.


Ход занятия:

Жил был Огуречик, он был маленький, зелененький. Огуречик рос на грядке, среди зеленых листиков. Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. Показываем три картинки. Сопоставляем по величине “папа” - большой, “мама” - поменьше, и “сын” - совсем маленький.
Предлагаем малышу рассортировать огуречную семью по росту. Повторяем слова: “огурец”, “огурчик”, “огуречик”, обращая внимание на их величину.
- Вся семья жила на грядке, среди зеленых листиков. В другом конце грядке жила мышка. Вот она! Показываем картинку с мышкой.
- Посмотри, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик.
Предлагаем рассмотреть картинку с мышкой, ещё раз обращаем внимание на её особенности и повадки. Она юркая, быстро бегает, живет в норке.
-Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить.
Папа говорил:
Текст потешки читаем медленно, тембр голоса низкий, имитирующий мужской.
-И мама говорила Огуречику:
Читаем потешку в среднем темпе, тембр голоса естественный. Располагаем картинки вначале большой и маленький, затем средний и маленький. Как бы разыгрываем сценку, в которой Огуречику даются наставления.
-Ты запомнил, что говорили Огуречику мама и папа?
Повторяем всю потешку, выделяя последнюю строчку:
-Но, Огуречик не послушался и решил пойти на “другой конечик” грядки, где жила мышка.
Подготовка к игре в “Догонялки”.
Ребенку одеваем шапочку огуречика, а сами маску мышки, в процессе игры можно меняться ролями.
- Идет Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотри, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идет дальше.
При этих словах «мышка» выскакивает и бросается в сторону Огуречика-ребенка, стараясь вот-вот его схватить. Повторяем 2-3 раза.
Можно использовать элементы народной игры “Прятки”: Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик её не видит.
-И мышка поняла, что не догонит маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы еще раз скажем Огуречику:
Читаем потешку вместе с ребенком.
Лепка огуречика.
- Давай сегодня вылепим огуречик из пластилина. Такой пластилиновый огуречик поможет нам сохранить настоящий. Мышка попробует его, а он окажется невкусным. Вот она и убежит из огорода.
Помогаем ребенку выбрать цвет пластилина и скатать колбаску.
-Вот какой замечательный огуречик получился! Будет он теперь помогать охранять урожай от мышки.
Настоящий огуречик:
-Спасибо за помощь, теперь я побегу домой. Я понял, что всегда нужно маму с папой слушать и не уходить далеко одному.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Дети раннего возраста не видят противоречия реального и фантастического в рассказах взрослого. Во-первых, ещё не сформировалось развитое наглядно-образное мышление и воображение; во-вторых, не дифференцируется фантастическое и реалистическое, потому что отсутствует достаточный опыт знаний об окружающем мире, а главное умение анализировать ситуацию в мысленном плане, оперируя образами.

Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения проходят стадию своего развития и становления; они начинают складываться через практическое накопление чувственного опыта, в действенном освоении предметов и конкретном взаимодействии с окружающим миром.

На третьем году жизни ребёнок способен переносить полученные знания в аналогичную ситуацию, т.е. ребёнок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народная сказка оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Исследования учёных показывают: третий год жизни ребёнка – это период, когда он пытается осознать, понять целенаправленность и логичность действий взрослого. Дети, следуя активному подражанию, начинают повторять эти действия. Это период усвоения первых социальных норм, правил человеческого общения, познания элементов культуры поведения.

Однако не следует чрезмерно увлекаться внешней яркостью наглядных средств, когда дети, наблюдая за лицедействующим воспитателем, вынуждены исполнять роль зрителей. Внешние эффекты, зрелищность подавляют речь. Ребёнок должен пережить ситуацию, вжиться в неё, понять. Вот тогда уже потоком идёт речь, так как есть что сказать; появляется потребность выразить себя в слове. Отсюда и вывод; на третьем году жизни ребёнка в ознакомлении с народными произведениями возрастает функция слова. Дети третьего года воспринимают сказки. Они способны понимать не только сложную кумулятивную связь, но и с помощью взрослого участвуют в драматизации, выступая в роли какого-либо персонажа.

Итак, как же подготовить детей к восприятию сказки, где действуют, как минимум, 2-3 персонажа? В совмещении и противопоставлении плоскостей реального и нереального рождается сказка. Но и к этому пониманию детей необходимо подвести. Развивающееся мышление (дети третьего года жизни уже начинают постепенно понимать «что бывает» и «чего не бывает») и элементарная ролевая игра (малыши легко откликаются на все игровые действия) облегчают решение этой задачи. А потешки – особый вид малого фольклорного жанра – как нельзя лучше способствует этому. Можно сказать: потешки – начальное, предварительное звено в работе с детьми третьего года жизни при ознакомлении с первыми сказками. Во-первых, в каждой потешке действуют один или два персонажа. Во-вторых, потешка – художественное произведение. Она рассчитана, на образное восприятие героев – и лисы, и зайца, и медведя, и волка. В-третьих, потешка раскрывает характер героев: лиса - хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, но не очень сообразительный, белка – проворная.

Ознакомление с потешками мы начинаем уже на первом и втором году жизни ребёнка, а на третьем году вводим новые, но и старые повторяем. К этому времени малыш начинает видеть не только различные черты у животных, но и общие: все они имеют две передние лапки (в сказочной ситуации они имитируют руки человека), две задние (аналогично – ноги человека), у всех два глаза, два уха, зубы, хвост, тело, покрытое шерстью. Эти знания приходят по аналогии со знаниями о человеке. Их не вводим специально в занятие, дети постигают это самостоятельно, что является результатом мыслительной деятельности, на которую уже опираются первые знания. Вот почему так необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке.

Предлагаю примерные конспекты занятий с детьми третьего года жизни.

Тема: «Огуречик, огуречик!»

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости.

Обогатить словарь детей введением слов одного корня, но разным оттенком: «огурец», «огурчик», «огуречик». Пояснить значение этих слов, исходя из величины: «огурец – большой», «огурчик – поменьше», «а огуречик – совсем маленький».

С целью развития воображения ввести в занятие элемент сказки, распределив роли следующим образом: «огурец – папа», «огурчик – мама», «огуречик – сынок». Потешку – песенку подавать в форме наставления старших младшему.

С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой, придавая образу реалистические черты.

Материал: лист (70 х 40 см.) светло-коричневого цвета, три зелёных огурца, мышка.

Ход занятия . Рассказываю детям сказку об Огуречике, получающим наставление от родителей.

Жил-был Огуречик, он был маленький, зелёненький. Огуречик рос на грядке, среди зелёных листиков. Вот он, посмотрите! (Дети рассматривают Огуречик с маленьким зелёным хвостиком). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сыночка. (Показываю три изображения и предлагаю детям их потрогать руками). Вся семья жила на грядке, среди зелёных листиков. (С этими словами располагаю все огурцы на грядке). В другом конце грядки жила мышка. Вот она! Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. Она юркая, быстро бегает, живёт в норке. (С этими словами прячу мышку).

Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко уходить. Папа говорил:

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

И мама говорила Огуречику: «Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик…» (Читаю потешку до конца, расставляя огурцы по размеру).

Вы запомнили, что говорили Огуречику мама и папа? Но, Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка.

Введение игрового приёма «Догонялки».

Идёт Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. А Огуречик никого не слушает и идёт дальше. (При этих словах мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, наскакивает на него, вот-вот схватит). (Она- то забегает вперёд, то отстаёт, так как жертва её, Огуречик, мечется в разные стороны). Еле-еле убежал Огуречик.

Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живёт. Ребята, а может, попросим Огуречика «не ходить на тот конечик» (Побуждаю детей повторить самостоятельно текст). Но Огуречик очень любопытный, все, же идёт ещё раз посмотреть, где мышка живёт. (Повторяется игровая сценка «Догонялки»).

Разыгрываю сценку так, что мышке не удаётся поймать Огуречик. А детей подвожу к пониманию того, что мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и она ушла к себе в норку. А мы ещё раз скажем Огуречику:

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик-

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

Тема: «Коза – хлопота»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних и диких животных. Обратить внимание на отличительные особенности диких животных: волк – серый, у него длинный хвост; лиса - рыжая, у неё тоже длинный хвост, но пушистый. Медведь самый большой из всех зверей, у него короткий хвост, густая коричневая шерсть. В процессе чтения и инсценирования потешки высветить образ козы – доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей.

Создать у детей настроение чуткого внимания.

Материал: «Вращающиеся кубы». Это полые кубы из строительного набора с сюжетными картинками, на которых изображены коза и козлята, на второй – лесные звери.

Ход занятия. Рассматриваем с детьми плоскостные изображения диких животных. Рыженькая, с пушистым хвостом. Зелёные глазки, хитрая мордочка (лиса).

Шерсть серая, серый хвост, не такой длинный и не такой пушистый, как у лисы. Глаза зелёные, смотрят сердито, он злой (волк).

Большой, в коричневой шубе, маленькие ушки и маленький хвостик (медведь).

Затем рассматриваем изображение козы и козлят. У козы длинные рога, шёрстка белая, пушистая, на ногах – копытца. Поясняю значение словосочетаний: «коза-хлопота», «день-деньской занята». Далее рассматриваем козлят, называя их ласково – козлятки, козлятушки.

Читаю потешку без наглядного сопровождения.

Коза – хлопота день - деньской занята:

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька – лиса

Их с собой не унесла.

Читаю потешку с наглядным сопровождением.

Тема: «Как по снегу, по метели трое саночек летели»

Цель: Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами (потешки, песенки, прибаутки и т.п.), отражающими элементы народного быта. Выделить «стержневую» линию ознакомления через серию произведений, в которых главным персонажем выступает человек.

Посредством фольклора подвести к простейшему обобщению первых знаний о человеке по его социальному статусу, возрасту, полу (бабушка – дедушка, мальчик – девочка, брат – сестра, тётя – дядя и т.д.). Обогатить малышей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову; на эмоционально-чувственной основе формировать добрые, высоконравственные отношения с окружающим миром.

Материал: Трое детских саночек, игрушечные лошадки, куклы – бабушка, дед, тётушка, девочка; круглый столик на вращающей основе.

Ход занятия. Усаживаю малышей на стульчики перед столом.

«Какое сейчас время года?

Правильно, зима. Зимой, вы знаете, бывает холодно, выпадает снег, дуют свирепые ветры. Помните, как мы с нами рассматривали снежинки?

А сейчас я расскажу вам про девочку Катю. Она живёт в этом домике. Позовём её ребята!» (Дети зовут Катю)

Из домика выглядывает куколка Катя. Куколка кланяется детям и говорит, что ждёт дорогих гостей.

Кто же к тебе приедет Катенька?

Ко мне в гости приедут бабушка, дедушка, тётушка. Пойду готовить угощение. Когда приедут гости, вы, ребята, пожалуйста, позовите меня.

Ребята, вы должны первыми увидеть приехавших гостей и сообщить об этом Кате.

С этими словами ухожу к краю первого стола и подтягиваю уголок белой ткани, которой застлан стол, вывожу лошадку, запряжённую в саночки. В саночках сидит дедушка. Свои действия сопровождаю неторопливым, плавным чтением:

Уж ты, зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Поочерёдно вывожу и другие саночки, в которых сидят бабушка и тётушка. Действия сопровождаю чтением:

Белым снегом замело.

Все дороги на село.

Все дороги, все пути –

Ни проехать, ни пройти.

(В этой части занятия акцентируется внимание детей на гостях)

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка! (выделяю последние слова)

Санки подкатывают к домику Кати и останавливаются. Затем поочерёдно вывожу санки с бабушкой и тётушкой.

Напоминаю детям, что нужно известить Катю о том, что гости приехали.

А кто приехал?

Правильно, бабушка, дедушка, тётушка.

Дети вызывают Катю, воспитатель побуждает рассказать Кате об увиденном.

«Приехали!» «Приехали!». Начинаю повторять потешку.

В первых саночках – дедушка,

В других саночках – бабушка,

В третьих санках – тётушка.

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им отворяла,

В нову горенку вела.

(Эта часть потешки инсценируется.) Дети видят за столом гостей, они пьют горячий чай. Катя угощает их пирогами, баранками. Гости выпели чаю и решили спеть песенку. Предлагаю спеть песенку, вместе с гостями. (Можно предложить деревянные ложки для сопровождения). Исполняем всю потешку на мотив мелодии хороводной игры «Каравай».

Как по снегу, по метели

Трое саночек летели.

И шумят, и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках – дедушка,

В других санках – бабушка,

В третьих санках – тётушка,

Вот какие гости!

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала,

Ворота им открывала,

В нову горенку вела.

Можно поплясать вместе с бабушкой, дедушкой, тётушкой, Катей, выполняя не сложные танцевальные движения.

Тема: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значение в жизни людей (на лошадке ездят, коровка даёт молочко).

Познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками-небыличками. Привнести в занятие настроение веселья, балагурства.

Материал: Используются иллюстрации из книги «Небылицы в лицах».

Панорама скотного двора, сделанная из строителя с использованием фигурок домашних животных.

Ход занятия.

- Ребята, кто умеет мычать «му – му» и даёт вкусное молочко?

- Правильно, коровка. Вот они коровки, коровушки (показываю игрушки).

Рассматриваем коровок, даю подержать их в руках, подчёркиваю характерные особенности, выделяя специфику предназначения в домашнем хозяйстве. Побуждаю детей называть не только животных, но и их детёнышей. Затем игрушки убираю и сообщаю детям, что сейчас расскажу о чём-то интересном.

Читаю детям потешку с показом персонажей на фланелевой доске, стараюсь заразить детей весельем, рассмешить их, но и разъяснить

- Разве на корове ездят? Она же молочко даёт! А на ком же ездят?

- Правильно, на лошадке!

- А разве на маленьких телятах могут ехать взрослые люди, а на козлятах дети?

- Нет, коза даёт молочко и шёрстку, и коровка даёт молочко. На них не ездят. Это же шутка.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке

Бабушка на коровке.

Дети на телятках

Внуки на козлятках.

После короткой паузы, говорю детям. Уехали! Предлагаю детям встать и обойти столик вокруг, чтобы посмотреть «как далеко уехал дедушка Егор». Дети заходят за столик и вновь видят всю экспозицию. Рассматриваем её поближе, а затем, чтобы как-то двигательно разрядить детей перед повторным чтением, предлагаю им показать «как дедушка Егор скакал на лошадке».

Повторяем потешку - небыличку в песенном варианте.

Раздаю детям погремушки и предлагаю спеть потешку, отбивая ритм и такт.

Таким образом потешку-небыличку можно повторять бесконечное количество раз и каждый раз дополнять новыми строками. Это звучит примерно так:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке.

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках. Да-а-а!

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр. Да-а-а!

Съехали с гор.

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку. Д-а-а!

В конце занятия предлагаю детям поиграть с игрушками, изображающими животных (лошадки, коровки, козы, козлятки).

Тема: «Пастушок и коровки»

Цель: Р асширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обогатить новыми впечатлениями. Ввести новое слово «пастушок», объяснить его смысл, разыграть сценки с помощью игрушек, используя фольклорные тексты.

Материал: Два – три комплекта игрушек коровок, кукла среднего размера, изображающая пастушка.

Ход занятия. Предлагаю детям поиграть с коровками. Для этого каждому раздаю по игрушке и предлагаю каждому выбрать для своей коровки колокольчик с ленточкой, придумать кличку.

Дети играют, и постепенно игра переходит в занятие. Предлагаю вспомнить знакомые стихи и потешки, песенки про коровку (например, «Ты, коровушка, ступай в чисто поле погуляй», «Уж как я ль свою коровушку люблю» и др.)

Ребята, посмотрите, а кто это? (показываю куклу-пастушка)

Это пастушок. Он пасёт на лугу коровок, чтобы они не заблудились, чтобы не разбежались по лесу, чтобы их волк не съел. А ещё он играет на дудочке, созывает так коровок. Читаю потешку в процессе разыгрывания сюжета.

Рано, рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»

А коровки в лад ему

Отвечают: «Му-му-му».

Каждое утро пастушок играет на дудочке, а коровки слышат и идут к пастушку. Но однажды вот что случилось:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Потерял пастух дуду!

Да, нужно коров собирать, на дудочке играть, а дудочки-то нет! Ищет пастушок дудочку (воспитатель ищет дудочку и предлагает помочь детям пастушку). Дудочку находят все вместе.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала!

На-ка, милый пастушок,

Ты спеши на лужок!

Там Бурёнка лежит,

На ребяток глядит,

А домой не идёт,

Молоко не несёт!

Надо кашу варить,

Деток кашей кормить.

После этих слов выдвигаю пастушка и играю на дудочке.

Ту-ру-ру! Всех коровок к себе зову! Всех! Дети приносят своих коровок пастушку.

Игровой момент. Пастушок договаривается с ребятами: они сами будут пасти коровок. Но как только он, пастушок, заиграет на дудочке, дети приводят к нему коров. Дети расходятся с коровками по всей группе.

Ты, коровушка, ступай

В чисто поле, погуляй,

А вернёшься вечерком,

Нас напоишь молочком!

«Ту-ру-ру!». Все коровки идут к пастушку.

Пастушок предлагает повести коров к озеру, на водопой. Дети подводят своих коров к озеру и расставляют вокруг. Коровки «пьют» воду. Пастушок вновь отпускает коровок пастись (игра повторяется).

Повторяем потешку «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!». Потерял пастух дуду. Пастушок трубит, созывает коровок; дети ведут их домой, и ставят в коровник.

Летом эту игру-занятие можно провести на улице.

А кот, – продолжает воспитатель, – давно уже убежал. Хотите знать, что он делает? Он помогает хозяйке чистить лук. Плачет и причитает: "Ук-ук-ук" – котик чистит лук. Почему кот плачет, причитает?" (Шутку-чистоговорку дети повторяют 2–3 раза).

Далее воспитатель предлагает детям помочь ему разобраться в том, кто что делает неправильно. Он показывает детям кота, который "кукует". Затем – кукушку, которая "мяукает". Дети смеются, объясняют, что не так. Потом появляются курочка, которая кричит: "Ку-ка-ре-ку!"; цыпленок, который прыгает и квакает.

Педагог предлагает послушать стихотворение "Котауси и Мауси". Уточняет, кто это такие. Хвалит детей за сообразительность.

Воспитатель читает стихотворение. Выясняет у детей, что ответила Котауси умная Мауси? (Ты меня не обманешь, Котауси!)

Занятие 1. Чтение сказки А. Н. Толстого "Три медведя"

Цель. Познакомить детей со сказкой "Три медведя", приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения.

Ход занятия

Рассказав сказку, воспитатель предоставляет детям (по желанию) возможность изобразить взрослых медведей и медвежонка, увидевших свои чашки, и вопрошающих (с разной силой голоса): "Кто хлебал из моей чашки?" Если будут желающие и останется время, можно повторить импровизацию.

Занятие 2. Игра "Кто позвал?". Дидактическая игра "Это зима?"

Цель. Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра "Кто позвал?"). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

Ход занятия

"Отгадайте, – начинает занятие педагог, – чьи голоса вы услышите. Раннее утро. Тишина. И вдруг: "Ку-ка-ре-ку!" (Это проснулся петушок.) "Ко-ко-ко, ко-ко-ко", – запел кто-то во дворе… "Ква-ква-ква", – раздалось где-то рядом. "Ку-ку! Ку-ку!" – послышалось издалека…"

Далее воспитатель предлагает детям довольно сложное задание. Педагог просит кого-нибудь из детей воспроизвести любой из услышанных голосов, а сверстники, сидящие с закрытыми глазами, должны угадать, кто произносит звукоподражание. (Когда дети закрывают глаза, ребенок-водящий прячется за ширму.) Затем водящим становится тот, кто первым узнал голос ребенка. Если голос сверстника никто не узнал, что бывает крайне редко, ребенок водит второй раз.

Воспитатель ставит на мольберт картинку с зимним сюжетом. На своем столе он раскладывает раздаточные сюжетные картинки (средних размеров).

"Весело зимой, интересно! – говорит педагог. – Можно кататься с горки на санках (берет со стола и показывает детям соответствующую картинку). А можно…" Вызывает ребенка, тот берет со стола картинку и продолжает рассказ.

Картинки, которые дети уже рассмотрели, воспитатель ставит рядом с большой картинкой "Зима". В заключение он обобщает ответы детей рассказом о зиме и зимних развлечениях.

Занятие 3. Рассказывание без наглядного сопровождения

Цель. Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном варианте.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает о зайчике (Л. Славина. "Зайчик"): "Жил-был зайчик, захотел он есть, а морковки нигде не найдет. Побежал зайчик к деткам, и они дали ему морковку".

Второй рассказ может быть таким: "Жил-был зайчик. Летом ему хорошо жилось. В лесу летом много еды: травка, ягодки, корешки. Наступила зима. Кругом один снег. Прискакал зайка на огород, где летом морковка, капустка росла. Нет морковки! Нет капустки! Люди их собрали, домой отнесли. Поскакал зайка в детский сад. Увидели его дети, обрадовались, зашумели, загалдели, стали зайчика гладить, жалеть. А Анна Николаевна принесла зайке морковку и яблоко. Сгрыз их зайчишка, повеселел и убежал в лес".

Завершающий рассказ может быть еще подробнее (включать описание зайчика): "Пушистый, беленький, с длинными ушками и розовым носиком" и повествование о том, как он быстро грыз морковку ("Хрум-хрум! Хрум-хрум! И нет морковки!").

Совсем иная может быть и концовка этого рассказа: "Анна Николаевна взяла замерзшего зайку на руки и отнесла в живой уголок. Там он жил до весны, а дети каждый день приходили посмотреть на него и приносили угощение. Весной, когда стало тепло, появилась травка, зайку отпустили в лес. Пусть на свободе живет, длинноухий, и лесным зайцам рассказывает, как зиму провел, как дети его любили".

Если останется время, можно порадовать детей, напомнить им стихотворение Г. Лагздынь "Зайка, зайка, попляши!".

Зайка, зайка, попляши!

Нашу Машу (Сашу, Олю, Таню) посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Занятие 4. Дидактическая игра "Устроим кукле комнату". Дидактические упражнения на произношение звуков д, дь

Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.

Воспитатель вносит куклу. "Здесь будет, – педагог обводит рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?" (С этими словами к кукле обращаются и дети.) "Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет".

Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: "Что это? Зачем Кате кровать?" Предлагает кукле лечь в кровать. "Ложись. Ляг, Катенька!" – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Катя ложится. Дети поют колыбельную: "Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай" (повторяется дважды). "Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?" "И стулья нужны", – обязательно скажет кто-нибудь из детей. "Зачем стулья?" – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.

Затем воспитатель ставит платяной шкаф и буфет. Спрашивает у детей, как называются эти предметы мебели. Педагог объясняет их назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.

После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю: "У меня есть колокольчики (показывает), с их помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит маленький колокольчик: динь-динь-динь. Повторите. (Дети хором и по одному произносят звукосочетание.) А колокольчик побольше звенит так: дон-дон-дон. Как он звенит? А когда звучит большой колокол, у нас его нет, слышится: динь-дон, динь-дон…"

Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Кукла усваивает новые сведения не сразу. Так, она может перепутать буфет со шкафом, стол со стулом, а малыши должны заметить и исправить ее ошибки.

Завершая занятие, педагог читает русскую народную песенку (в сокращении):

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную…

Воспитатель просит детей поиграть на трубе (все вместе и 3–4 ребенка индивидуально).

Занятие 5. Повторение знакомых сказок. Чтение потешки "Огуречик, огуречик…"

Цель. Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

Ход занятия

Воспитатель начинает рассказывать сказку "Три медведя" и просит детей вспомнить, как вели себя медведи, вернувшись домой. Желающим малышам педагог предлагает изобразить медведей и медвежонка, обнаруживших, что кто-то ел из их мисок.

Педагог просит детей вспомнить, как вели себя козлята, догадавшись, что за дверью – волк. Воспитатель исполняет песню волка, а дети-козлятки, выслушав волка, произносят: "Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поешь!"

"Хорошо, что козлятки были не только умными, но и послушными, – говорит воспитатель. – Мама не разрешала козляткам открывать дверь волку, и они не нарушили обещания. А вот огуречик… Огуречик пытался один убежать на другой конец грядки. А там мышка живет. "Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик – там мышка живет, тебе хвостик отгрызет".

Воспитатель повторяет потешку.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть. Он выбирает малышей на роль мышки и огуречика. Педагог читает потешку (ему помогают малыши), а огуречик тихонечко приближается к мышке. Мышка выскакивает из норки, огуречик убегает. Игра повторяется с другими детьми.

Занятие 6. Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи

Цель. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям большой и маленький гриб. Просит назвать их. Дети говорят: "Большой гриб и маленький гриб (грибок)". "Это гриб, – подтверждает воспитатель. – А про грибок можно сказать по-другому: "Грибочек". (Предлагает повторить слово.) Это совок, а рядом… (совочек). Вот платок и… (платочек). Молоток и… (молоточек). Носок и… (носочек)". И так далее.

Конспект по развитию речи с детьми первой младшей группы

Знакомство с потешкой «Огуречик, огуречик»

Усагина Людмила Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №75
Калининского района Санкт-Петербурга

Цель :

Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим элементы частушечности и балагурства.

Активизация словаря детей новыми словами одного корня, но с разным оттенком огуречик, огурчик, огурец.

Пояснить значение слов исходя из величины огурец – большой, огурчик- поменьше, огуречик- маленький.

Познакомить с фольклорным персонажем- мышкой выделить характерные внешние особенности (маленькая, покрыта серой шерсткой, длинный тонкий хвостик).

Материал :

Лист коричневого цвета (грядка), огуречная гирлянда листьев, норка мышки три огурца разной величины.

Ход занятия : «Сказка об Огурчике»

Жил- был Огуречик, был он маленький, зелененький. Рос он на грядке среди зеленых листиков. (Рассмотреть маленький огурчик какой у него хвостик). Папа и мама любили его. (Рассмотреть «папу» -огурца, «маму» - огурчик поменьше). Повторить с детьми несколько раз слова огурец, огурчик, огуречик. Все огурцы жили на грядке, а рядом в норке жила мышка (Рассмотреть мышку: маленькая, длинный хвостик, быстро бегает живет в норке).

«Папа» -огурец и «мама» - огурчик не разрешали маленькому Огурчику ходить далеко

Папа говорил:

Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

И мама говорила: Огуречик, Огуречик!....

Но Огуречик не послушался и пошел на другую грядку, где жила мышка. Идет он и никого не видит. А мышка маленькая, серенькая, юркая увидела Огурчика выскочила из норки и бросилась догонять его, вот-вот схватит. Еле-еле Огуречик убежал. Посидел он, немного отдохнул и опять решил пойти посмотреть, где мышка живет.

Давайте, ребята, мы с вами попросим его «не ходить на тот конечик», мышка быстро бегает и может его съесть

Повторить потешку вместе с детьми еще раз.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!