Мужская рубаха с косым воротом выкройка. Русский народный костюм на мальчика

Содержимое страницы

Русский народный костюм - это удивительная одежда, созданная женщинами, жившими на Руси. Такой костюм является выражением яркой черты национальности, сочетающий в себе удивительные методы: вышивка, ткачество и вязание.

Русский народный костюм берёт свое начало в 12 веке. Его носили люди любых сословий: крестьяне, бояре, купцы. Такой костюм был отражением родословной и содержал в себе информацию о том, чем занимались те или иные люди.

Собранные нами выкройки помогут Вам сшить русский народный костюм для любого роста. Сшить русский народный костюм по выкройкам под силу даже тем, кто не разу не имел дело с шитьем.

1. Изготовление сарафана для русского народного костюма достаточно простое. Для начала снимаем мерки с ребенка. Сарафан русского костюма состоит из:

  1. переднего полотнища 1 деталь;
  2. полотнища спинки 1 деталь;
  3. лямок 2 детали;
  4. вставки 2 детали;
  5. обшивки верхней части 2 детали.

Выкройка ниже подготовлена для детей ростом от 120 до 140 сантиметров.

Эту выкройку необходимо перенести на выбранный материал и вырезать его. Материал необходимо выбрать красного, синего или оранжевых цветов. Обратите внимание на яркость ткани. Такой материал должен подчеркнуть особенность русского костюма.

Начинаем собирать наш костюм по следующему алгоритму:

  1. для начала сшиваем по бокам элементы переда, спины и вставок;
  2. затем верхнюю часть;
  3. пришиваем лямки;
  4. края сарафана костюма украшаем красной тканью.
  5. Русский народный костюм готов.

Кокошник - это головной убор, который надевали по праздникам на Руси. Носить его могли только женщины, находящиеся в браке. Все это началось в XVI веке. Кокошник выглядел как высокая корона, к которой был прикреплена ткань, за которую прятали волосы.

Сделать кокошник своими руками не проблема, если у Вас есть желание и необходимые материалы:

  1. картон;
  2. ткань;
  3. ножницы;
  4. клей;
  5. фурнитура: кружева, тесьма, стразы;
  6. сантиметровая лента.

Для начала нам необходимо сделать основу для кокошника. Её мы будем делать из картона. Обратите внимание, что кокошник должен идти от уха до уха по лбу. Именно по такому алгоритму измеряйте расстояние.

Далее нам необходимо обтянуть перед кокошника тканью. Для этого накладываем кокошник на ткань, отступаем от каждого края по 2-3 сантиметра и чертим контур. Далее по контуру обрезаем и начинаем перетяжку. Для закрепления ткани используем клей. На этом же этапе клеим ленту, которая будет поддерживать кокошник на голове.

Теперь приступим к декоративному моменту. Берем фурнитуру, которую Вы выбрали для кокошника, и отделываем перед.

Кокошник готов!

Кокошник для русского костюма своими руками фото




Русский народный костюм для мальчика состоит из двух частей - это косоворотка (рубаха) и штаны. Для того чтобы сшить косоворотку, нам понадобиться:

  1. Ткань - лен или хлопок;
  2. Швейная машинка;

По этой схеме сшить косоворотку не составит труда. Для начала по выкройке вырежем из ткани нашу будущую рубаху. Получим основную часть, 2 рукава и 2 ластовицы.

Пришиваем ластовицу к краям рукавов, как это показано на фотографии

Полученные детали прикладываем к основной части и пришиваем их с помощью машинки.


Теперь необходимо согнуть рукава и прошить их. После этого прошиваем основу.





Косоворотка готова. Приступим теперь к декоративной части. Для начала сделаем горловину:











Урашаем рубаху красивой лентой


Главный элемент гардероба в этом стиле — русская народная рубаха, самый старый по возникновению и особенно символический наряд. Более поздний её вариант — косоворотка мужская — появился в XV веке, популярен стал в XIX веке, вытеснив прежние фасоны.

Рубаху носили мужчины, женщины, дети. В глубокой древности она была одинакова для всех, только мужская — до колена, женская — до полу, детская — ниже колен. Её подпоясывали и поддёргивали, обеспечивая свободу движения.

Крой древней рубашки

Конструкция прото рубахи — самая простая. Полотнище ткани сгибают по утку, на сгибе прорезают горловину, которая в дальнейшем оформляют без воротника (голошейка) или с небольшой стойкой (более поздний тип), с планкой посередине груди. По бокам тулова, или становины, делают вставки — бочкИ .

Они необходимы для свободного облегания. Тканные на кроснах полотна были от 40 до 80 см, что не позволяло получить нужную ширину изделия. Нехватку компенсировали вставками.

Рукава кроили прямые. Под мышкой их соединяли со становиной и бочками ластовицей квадратной формы. Ластовица обеспечивала комфорт в движении: если поднять руку, за ней не потянется вся рубашка.

Процесс раскроя, пошива регламентировали правила. Главное касалось ворота. Полотняный кусок при вырезе горловины вынимали исключительно через внутреннее пространство изделия. Странное, на первый взгляд, движение портнихи диктовали соображения безопасности.

Движение вовнутрь, к человеку означало сохранение, преумножение сил, здоровья, наружу — растрату . Поверье сохранилось до наших дней в двух известных вариантах: нельзя надевать одежду изнаночной стороной вверх, нельзя лить воду, другие полезные жидкости «от себя» — только по направлению к себе.

Простой крой сформировали не ограниченные возможности — в шитье мастерству деревенских портних могла позавидовать городская модистка. Прямоугольные детали экономили дорогой по вложенному труду холст, единственный «обрезок» — ткань полукруглой горловины — не выбрасывали, а прикладывали на заплаты.

КОСОВОРОТКА МУЖСКАЯ - ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОЙ

Народная рубашка с косым воротом возникла в средние века. Причину появления объяснить модным веяниями нельзя: в древности всё определяла целесообразность. Д. С. Лихачёв высказал предположение, что косой ворот не давал нательному крестику — предмету очень личному, не предназначенному напоказ, вываливаться в пройму во время работы. Мысль академика подхватили другие исследователи народной культуры как единственно объективную для крестьянского быта.

Сегодня рубаха с косым воротом — модный элемент гардероба. Удивительно, но женщины, девушки косоворотку купить хотят даже чаще, чем мужчины: их привлекает красота узора, актуальный крой, комфорт наряда. Это нельзя считать отходом от традиции: русская народная рубаха вернула своё древнее универсальное предназначение, свойственное ей изначально.

Если вы владеете основами шитья, то косоворотку можно сшить самостоятельно. Далее я расскажу как на примере старого (до XIX века) фасона, реконструированного по одежде алтайских старообрядцев.

Элементы рубашки, раскрой

Все элементы прямоугольные, потому для их раскроя достаточно высчитать длину и ширину.

  • Становина (тулово): от полотна отрезают цельный кусок (стену ) в 2 длины изделия.
  • Бочки . Длину бочка высчитывают по формуле: от длины изделия отнять длину проймы. Ширина бочка составляет: при ширине становины 40 см — 60 см, 60 см — 45 см, 80 см — 30 см. Размеры даны приблизительные, для традиционного изделия их высчитывают так, чтобы общая ширина рубахи была 1 м ± 10 - 15 см. Если вам настолько свободное облегание ни к чему, просто выберите собственный комфортный вариант.
  • Рукава традиционно делали шириною 60 см для проймы глубиной 30 см. Длину рассчитывали так: от длины руки отнимали ширину плеча, что для мужчины с размером 48 - 50 составляло 70 см.
  • Ластовица кроилась квадратом 15 на 15 см, при необходимости — больше, до 20 на 20 см.

Народная рубашка: сборка

Сначала сшивают становину с бочками. Складывают становину пополам, находят середину, вырезают горловину, отложив по 2 см вперёд и назад.

Далее сшивают рукава, оставляя свободный край для пристрачивания ластовицы. На них нашивают становину, а после рукава нашивают на бочки, втачивают вставку-ластовицу. При желании на рукавный шов пристрачивают проставку декоративную ткань красного цвета, часто с вышивкой. В былые годы, когда косоворотка мужская изнашивалась, проставку отпарывали, чтобы использовать в новом изделии.

Далее обрабатываем горловину косой бейкой, отделываем кумачом, пришиваем пуговицы или крючки. На концах рукавов закладываем мелкие складки по 0,5 см, направляя вперёд, обшиваем край тесьмой или ярким тканьём.

Подол рубахи подрубаем, отделываем «полянкой» — вышитой проставкой — или просто тесьмой, яркой тканью.

Несмотря на простоту кроя, не у всех даже опытных швей русская народная рубаха выходит как должна с первого раза. Не стоит отчаиваться — с опытом всё получится. Вдохновиться вам поможет ассортимент магазина «Иванка», где представлены многообразно: от самых древних фасонов с прямой прорезью на груди до сложных поздних вариантов.

На сегодняшний день существует масса детских мероприятий, которые отмечаются в славянском стиле. Масленица, Новый год, проводы осени и многие другие. Дети должны быть наряжены в национальные костюмы. Если ваш сын приглашён на такой праздник, ему нужно будет облачиться в традиционную одежду, включающую специальную рубаху. Шьётся косоворотка для мальчика своими руками очень просто.

Косоворотка - это деталь одежды, которую носили как в будние дни, так и в праздники на Руси. Своё название она получила из-за своеобразного расположения воротника - сбоку горловины. Такой разрез был придуман, чтобы нательный крестик не выпадал во время трудовой деятельности. Рубаху не заправляли в брюки, но подпоясывали особым способом. Подобные сорочки шили из атласа, шёлка или полотна. Края рукавов и низ рубашки расшивали ткаными узорами. Благодаря представленному ниже фото руководству, вы легко создадите этот элемент русской народной одежды.

Шьем интересную косоворотку для мальчика своими руками

Необходимые материалы:
  • материя: сатин, лён или хлопок;
  • декоративная тесьма;
  • моток ниток, чтобы прикрепить тесёмку;
  • липучка-застёжка;
  • швейные принадлежности: мел, портновские ножницы, линейка и булавки.
Техника выполнения работ:
  1. Построить выкройку исходя из размеров ребёнка. Схема для косоворотки очень несложная, она будет понятна даже новичку. Эта рубашка кроится без плечевых швов. В результате у вас выйдет прямоугольник с горловиной в центре.
  1. Раскроить материю, оставляя припуски на швы, а также подгибы рукавов и подола рубашки. Вспомогательная деталь - втачная планка, выкраивается отдельно.
  1. Пристрочить ластовицу, специальную вставку в подмышки, к рукаву. Затем наживить рукав к основному куску ткани. Прикрепить оба рукава машинным швом.
  1. Прострочить боковые швы рубахи на машинке и обработать их на оверлоке, чтобы ткань не осыпалась.
  2. Подогнуть рукава и низ рубахи, прогладить их и прострочить.
  1. С помощью тесьмы обтачить горловину: сначала пришить воротник-стойку, а после наложить тесьму и прострочить.
  1. Прикрепить с внутренней части воротника застёжку-липучку.
  2. Пришить по краям рукава и низу косоворотки тесьму.

По желанию, на одежде можно вышить крестиком славянские обереги.

Это интересно:
  • праздничные косоворотки делали чаще всего из ткани белого цвета;
  • рубаха всегда подпоясывается, так как пояс являлся обязательным предметом мужского гардероба;
  • перед началом работы материю лучше всего замочить в горячей воде, затем высушить и отпарить утюгом. В этом случае она даст усадку.
Пояс.

Мужчины подпоясывались по-разному: чуть ниже грудной клетки, на талии, ниже талии. Пояс обкручивался вокруг тела два раза. Узел располагался спереди или сбоку и свисал на 40 см. Его можно сделать самому из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи и украсить кистями.

Плетение пояса методом дёрганья.

Для того чтобы сплести такое украшение, вам понадобятся нити мулине. Можно использовать разные оттенки, тогда предмет одежды получится пёстрым. Длина готового изделия составит половину от длины нитей.

  1. Сложить каждую нитку пополам, так, чтобы получилось 5 петель.
  2. Собрать в пучок свободные концы пряжи и закрепить их на дверной ручке или гвозде на уровне груди под небольшим наклоном.
  3. Петли надеть на пальцы: три из них на указательный, средний и безымянный пальцы левой руки, две остальные на указательный и средний пальцы правой. Работать начинаем безымянным пальцем правой руки.
  4. Рабочий палец продеть в петли на левой руке, подцепить петлю с указательного пальца снизу вверх и протащить ее сквозь петли на себя. Надеть петлю на безымянный палец правой руки.
  5. Перекинуть оставшиеся петли на указательный и средний пальцы, а работать освобожденным безымянным пальцем левой руки.
  6. Развести руки в стороны и прибить первый ряд пояса к его основанию.
  7. Рабочим пальцем левой руки продеть сквозь петли к указательному пальцу правой. Подцепить дальнюю петлю и протащить на себя, чтобы она оказалась на безымянном пальце правой руки.
  8. Перетянуть оставшиеся петли на указательный и средний пальцы правой руки, освободив для работы безымянный палец. Снова прибить образовавшийся ряд.
  9. Повторять такой порядок, пока нить не подойдет к концу. По завершении завязать пояс любым узлом и оформить края кисточками.

С помощью этого простого руководства вы сплетёте оригинальное украшение одежды, которое подойдет не только к национальным костюмам, но к повседневным вещам.

Видео по теме статьи

Дополнительные идеи можно почерпнуть из нескольких видео мастер-классов, размещенных ниже.

Ее называют исконно русской одеждой, старообрядцы носят, подчеркивая связь с русской стариной, а все экспортные фолк-коллективы не выходят на сцену ни в чем другом. Но настолько ли косоворотка исконно русская?

Косой vs прямой

Исследователи так и не сошлись во мнении, в том числе и у нас в редакции, как и почему эта разновидность рубахи вошла в обиход у наших предков. Есть довольно сильная версия, но по порядку.

Косой ворот значит «неравнобежный с тем направлением, о котором идет речь», по Далю, то есть со срединным направлением разреза для сорочки, более древней формы русской рубахи, которую скорее всего и можно назвать исконной.

Собственно, и кроили сорочку по «серединному» принципу: домотканое полотно складывали пополам и делали надрез для надевания. Затем к уже получившимся переду и спинке добавляли рукава и ластовицы (подмышечные вставки).

Что могло заставить отказаться от этого простого и естественного пути, продиктованного природой и физиологией (разрез соответствовал линии шеи), в пользу косого ворота? Как раз на этот вопрос нет четкого ответа. Версий, зачем, собственно, косоворотка, а не "прямоворотка", несколько. Есть знаменитая версия академика Лихачева, который объяснял подобный выбор разреза тем, чтобы во время работы наружу не выпадал нательный крест. Гипотеза красивая, но совершенно ничем не подтверждаемая.

Другие версии

Этнограф Дмитрий Зеленин в объяснении, почему косоворотка стала так популярна, исходил из принципа практичности. Ученый считал, что рубаха с разрезом сбоку лучше защищает от холода, поскольку не распахивается, и позволяет свободно двигаться. Действительно, в косоворотку требовалось вшивать несколько дополнительных элементов - клинья и боковины - чтобы сделать рубаху пригодной для движения. Зеленин, как и многие другие исследователи, относит время появление косоворотки к XVвеку.

Тут мы сталкиваемся с противоречием. Одежда, напоминающая косоворотку, у тюркских народов была известна еще задолго до того времени. Возможно, этим и объясняется появление более ранних свидетельств ее существования на Руси, например в XII веке в Новгороде. Торговые и другие контакты с иноземцами оказывали достаточно сильное влияние на костюм русских, поэтому в летописях XIIи XIIIвеков даже есть упоминания о том, что среди них уже встречалось иногда немецкое короткополое платье.

Для изменения подхода к крою требовались серьезные основания. И они появились одновременно с нашествием Орды. Именно тогда разрез рубахи стал делаться слева, как у татар, у которых запах всегда был на левую сторону.

Тут как раз и становится объяснение Зеленина на свое место, ведь именно кочевым, степным народам требовалась одежда, защищающая их от ветра при верховой езде. Ученый, впрочем, не считает наличие подобных вырезов для воротников у татар достаточным основанием, чтобы связать появление косоворотки с их культурой.

Обрусение косоворотки

Свидетельств однозначного преобладания косого воротника над серединным вплоть до XVIIвека нет, рубахи шили и с левосторонним разрезом, и с обычным. О чем можно говорить точно, так это о том, что окончательно вытеснила косоворотка свою древнюю, восточнославянскую конкурентку-рубаху только в XIXвеке, став частью традиционного праздничного наряда.

Вероятнее всего это связано с кавказскими и русско-турецкими войнами XIX века - в то время косоворотки были в тех местах в обиходе. Трендсеттером здесь, как часто бывает, выступила униформа.

Вероятно, из соображений удобства при реформе военной униформы 1880-ых годов косоворотки вошли в обмундирование солдат.

Соответственно, началось массовое фабричное производство таких рубах. Их стали шить из самых разных тканей, а разнообразие вышивок и украшений обеспечило народную любовь. Первый парень на деревне, а скорее даже на посаде, который и был законодателем моды, обязательно выступал в свет в косоворотке, картузе и с гармонью. Кстати, откуда пришли на Русь эти два последних якобы исконных атрибута мы еще посмотрим.

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что рубаха - это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани - рукавами.

Отличительные особенности мужской русской рубахи

Рубаха русская (славянская) - это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин - единственным отличием являлся используемый материал - лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной - сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного - если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство - семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод - если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань - полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время - для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской - проходной;
  • в Калужской и Орловской - цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью - их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом - хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки - составляющих основ рубахи - производился таким образом, чтобы располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу - квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами - плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые - в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!