материал на тему. Школьная Служба Примирения "Дорога к миру". материал на тему Роль ведущих в примирительной встречи конфликтующих сторон

Программа №1
(Это первая программа примирения, проведенная в России)
Источник информации : Воронова Дарья, как свидетель конфликта
Ведущие: Воронова Дарья, Шестакова Мария, Ефанов Владимир, Реунов Сергей
Фабула ситуации : Конфликт между учителем и учеником.
Ученик на уроке русского языка во время объяснения учительницы занимался своими делами. Учительница увидела это и спросила: «Что, всем наплевать на то, что я пишу на доске?», на что ученик ответил «Да!». В ходе дальнейшего конфликта на его сторону также встал и класс. Учительница разозлилась и написала докладную директору, в которой фактически был выражен ультиматум: или мальчик уходит из школы, или учительница не ведет этот класс, который останется без русского.
Ход и результат программы:
Были проведены предварительные встречи, на которых девочки разговаривали с учительницей, а мальчики с подростком. Также с учительницей переговорила куратор Дурова Е.С. Стороны согласились на примирение сказав, что хотят уладить отношения.
На примирительной встрече учительница рассказала, что была расстроена и обижена, но призналась, что погорячилась. Она высказала желание переговорить с учеником. Ученик сожалел о совершенном. Он извинился, потому что не хотел продолжать конфликт. Сторонам удалось высказать свои чувства и достичь взаимопонимания по поводу совершенного. Учительница смогла вернуться работать в класс, докладную от директора забрала.

Программа №2
Источник информации:
заявление от мамы одной из участниц конфликта, которое классный руководитель направила в службы примирения.
Ведущие: Воронова Даша, Саидов Аюбджон, Коновалов Антон Юрьевич
Фабула ситуации: Многолетний конфликт и драки между тремя девочками 7 «А» класса: Верой и Лерой с одной стороны и Лизой с другой.
Вера и Лера выказали свое недовольство по поводу агрессивного поведения, а также из-за того, что она берет их вещи. Также с их слов Лиза периодически стремится что-то получить первой, Они хотят удалить Лизу из класса в параллельный, мотивируя это тем, что «ей там будет лучше» и «мы мучаемся, пусть и тот класс помучается».
Лиза очень эмоциональна и из-за болезненности отстает по учебе (в результате она на 2 года старше своих одноклассниц). Ее претензиями было то, что берут ее вещи, обижают ее словесно и физически.
Таким образом, примирительная встреча началась в ситуации, когда одна из сторон фактически не высказала своего желания участвовать. Кроме того, Лизе требовалась помощь психолога. Однако мы приняли решение провести встречу.
Ход и результат встречи :
Лиза сказала, что ее сильно обижает такое отношение со стороны девушек, что ей очень нравиться класс, что она хотела в нем остаться. И что она просит прощения у девочек за свое резкое поведение. Также она рада, и что, наконец, она смогла высказаться. Изменение отношений между девочками было заметно по изменению их поз. Обе стороны легко пришли к договоренности не брать без разрешения вещи друг друга. Однако неразрешимым остался вопрос контролирования Лизой своих эмоций.
Всеми участниками встречи в виде мозгового штурма предлагались разные варианты того, как они «сбрасывают» негативные эмоции. Из всех возможных вариантов Лиза сказала, что она будет просто поворачиваться и уходить от ситуации. На вопрос, действительно ли она сможет уходить и это ей поможет, Лиза сказала, что попробует. Поскольку здесь уже вопрос самоконтроля выходил за рамки Лизиной ответственности (в связи с ее психофизическим состоянием), было решено прекратить встречу и встретиться с родителями Лизы для прояснения ситуации (что позже и было проделано).
Через неделю ведущая Даша Воронова связалась с Верой и Лерой. Они сказали, что ситуация нормализовалась. Лиза встречалась с классным руководителем и горячо благодарила ее за то, что ей впервые за эти годы дали возможность высказаться. Она сказала, что все хорошо и ей в классе намного легче.

Программа №3
Источник:
заявление мальчиков (Руслана и Саши)
Ведущие: Хегай А., Зуева А.
Фабула: В течение четырех лет ребята (Руслан и Саша) регулярно обзывались на девушек, что часто заканчивалось драками. Ребята сказали, что Наташа часто вмешивается в дела ребят и принимает на свой счет то, что к ней не относится. Девочки, не имея признания в классе, очень болезненно реагируют на то, что о них говорят.
Мальчики не заинтересованы в учебе и на уроках им откровенно скучно. Когда они говорят о девочках, то допускают всевозможные пошлые и другие неприятные сравнения. Не то чтобы они хотят их обидеть (они обо всех так говорят), а просто то, что это резко воспринимается только раззадоривает их. Именно это и становится причиной разборок на переменах. В разборки подключаются старшие братья, друзья и т.д.
Ход и результат встречи:
Предварительная встреча была направлена на признание собственной ответственности за происходящее. То, что только они сами, а не администрация (к которой неоднократно обращалась) или брат (драки помогают максимум на неделю), смогут понять что происходит и это изменить.
Интересная деталь: Прошла программа в программе. На следующий день должна была состояться «стрелка» (драка). Мы выяснили, что причиной для этого стала неправильно понятая информация от их общего знакомого. После чего прямо в ходе программы ребята позвонили этому человеку и поняли, что информация была искажена. “Стрелку” отменили. После чего договорились, что по возможности они будут проверять слухи друг у друга.
Встреча была долгой, часа 4-5, с несколькими перерывами. Были выбраны наиболее понимающие участники, и разговор с ними шел на основании их историй, а потом следовала просьба рассказать товарищам, что же они поняли.
Мальчишки поняли, что девочки обижаются тогда, когда всем остальным нормально, признали, что именно их поведение становится этому причиной, и признали это несправедливым. Девочки поняли, что мальчишки не хотят их обижать, но сказали, что воспринимают такое прилюдное неприятное обсуждение как оскорбление.
Но они не могли самостоятельно найти решение (а ведущие не собирались подсказывать), поэтому встреча не пришла к четкому результату. Скорее всего, причина в том, что они хотели, чтобы за несправедливость отвечал кто-то еще, а не они сами.

Программа №4
Источник
: Информация о ситуации поступила от родителей одной из сторон.
Ведущие : Хегай Анна, Коновалов Антон Юрьевич
Фабула ситуации: Колю поставили на учет в милицию за драку. Со слов отца, над Колей в школе постоянно в течение трех лет издевался одноклассник Андрей. В последний раз Андреем была порвана тетрадь Коли, за что Коля погнался за Андреем и ударил мальчика в нос, повредив его. Причем, произошло это в присутствии учителя, который вел ребят обратно в класс. Андрей с родителями обратился в травмпункт, откуда сообщили в милицию и Колю поставили на учет.
После этого отец Коли хотел «замять» дело, однако через несколько дней учительница вывела Колю перед собранием всех учеников и сказала: «Это наш самый главный хулиган». После этого к Коле начались постоянные придирки, в результате чего он был вынужден уйти из школы. К моменту обращения Коля уже учился в другой школе.
Ход и результат программы
Коля на предварительной встрече сказал, что он чувствует себя неправым, что ударил Андрея в нос, поскольку так конфликты решать нельзя, и что он хотел бы извиниться. Но при этом с другой стороны его не устраивает поведение Андрея, и он не знает, что с эти делать.
Андрей также согласился, что лучше расставаться в мире.
Вопрос о возмещении ущерба сторонами не поднимался (поскольку повреждения были не сильными).
На примирительной встрече присутствовали Коля, Андрей, отец Коли и бабушка Андрея. Мальчики и ведущие сидели вокруг стола, а родители сзади на диване.
Разговор начался с рассказа Коли о том, что произошло и его переживаний по поводу издевательств, помятой тетради, порванной куртки и т.д. Однако на все это Андрей завил, что он тут не причем, что это было типичным поведением в их классе по отношению к Коле и что Коля сам во всем виноват.
На вопрос ведущего, какие именно действия Коля вызывают такую реакцию, Андрей не смог ответить.
Поскольку эмоции между ребятами стали вновь накаляться, ведущие вывели Андрея в другую комнату для конфиденциального разговора. Там Андрей сказал, что не чувствует вины, поскольку Коля сам виноват и «все так делают». Однако (по возвращении в комнату) на прямой вопрос: считает ли он такие действия справедливыми, Андрей после долгих раздумий ответил, что не считает. Он признал, что последствия его действий для Коли были неприятными и что Коля переживает из-за этого.
После этого, сторонам был задан вопрос, как они хотят урегулировать отношения и исправить несправедливость. Коля предложил вместе сходить в Макдональдс. А Андрей сначала долго молчал, а потом сказал, что вполне достаточно просто поговорить наедине и выяснить отношения. Поскольку к тому моменту сильные эмоции спали, начался диалог именно между ребятами по поводу выхода из ситуации, и стало ясно, что стороны в состоянии конструктивно договариваться, ведущие предложили им пройти в другую комнату и самим разрешить все вопросы.
Вернулись Мальчишки спокойные и сказали, что обо всем договорились.
Тем временем, на стол был поставлен чай, и были приглашены к столу родители (которые сказали, что для них главное, что мальчики сами помирились). Отец Коли спросил, что в поведении его сына провоцирует драки, однако Андрей не смог выделить ничего такого, что выделяло бы Колю среди остальных. Таким образом, ответ на вопрос о не повторении таких ситуаций в этой школе не стоял (в связи с переходом Коли в другую школу).
За столом ребята уже спокойно общались между собой, но главным знаком примирения ля нас послужил следующий факт: когда бабушка Андрея сказала, чтобы он собирался уходить, тот сказал, что пойдет только вместе с Колей и будет его дожидаться. Так ребята ушли вместе, что может служить знаком примирения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рустем Максудов, Антон Коновалов. Школьные службы примирения. Идеи и технологии. М: МОО центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

2. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 90с.

3. ВЕСТНИК ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ, № 9, 2012 (Практики примирения: история и современность). М: МОО центр «Судебно-правовая реформа», 2012.


Сегодня Службы примирения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тюменцевская основная общеобразовательная школа

Тюменцевского района Алтайского края

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Т.Ф. Калужина

Приказ № 20 от 30.08.2013г

Программа сопровождения

Школьной службы примирения

Программу составила:

Баклыкова Е.В.

Тюменцево 2014

Пояснительная записка.

В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно (без участия родителей: советом или инициативой), не откладывая на потом. Получается, что в школе наши дети учатся жить. Многие родители и педагоги среди качеств, которые, как они считают, необходимы нашим детям, называют самостоятельность. Но при этом взрослые забывают, что условием формирования той самой самостоятельности является предоставление ребенку возможности самому решать затруднительные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Окружающим подростка людям кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик «наломает дров» и поэтому из благих намерений мы спешим подсказать ему выход из ситуации, а то и активно поучаствовать в её разрешении. При этом каждый взрослый преследует свою цель: педагог - поддержание дисциплины и высоких показателей по поведению детей в школе, родители - избежать вызовов в школу, иметь возможность рассказать об успехах ребенка родственникам, друзьям, сослуживцам и др.

А чего же хочет в этой ситуации подросток? Удовлетворить свои потребности: быть услышанным, понятым, доказать, что его слово чего - то стоит. Существует вполне легальный способ дать ему такую возможность, когда регулирование конфликтной ситуации осуществляется с участием третьей стороны. Такую деятельность принято называть медиацией.
Медиация - специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт. Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов

Для решения разного рода конфликтов (не только школьных) возможно использование метода медиации. Программа примирения в семье - это преодоление несправедливости во внутрисемейных отношениях, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины девиантного поведения подростка. В этом случае ставится задача на преодоление разрушительных в целом для семьи взаимодействий ее членов. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм, таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность сделать шаг членам семьи по осознанию необходимости собственных усилий и изменений. Еще один пример использования данного метода - школьная конференция (разрешение конфликтов между классами, учеником и классом, классом и учителем).

Опираясь на выше изложенную информацию можно прийти к выводу о том, что в современном обществе существует необходимость создания Школьной службы примирения, в работе которой широко используется данный метод разрешения конфликтных ситуаций.

Данная программа раскрывает структуру работы данной службы в МБОУ Тюменцевская ООШ.

Цель данной программы – социализация обучающихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

Приоритетные задачи:

    обеспечение отношений сотрудничества между учителями и обучающимися;

Целевая группа: обучающиеся, сотрудники, родители обучающихся Тюменцевской ООШ.

Содержание курса :

1 тема- Школьные службы примирения.

Тренинг представляет собой разбор и обсуждение особенностей работы службы примирения в школе. Рассматриваются психолого-педагогические и социально-юридические аспекты работы данной службы.- 1 час.

2 тема: «Конфликты и их урегулирование»

Реакции людей на конфликт. Защитные механизмы и самооправдание. Ценности и интересы сторон конфликта. Способы реагирования на конфликты и правонарушения подростков со стороны специалистов и учреждений, их влияние на участников конфликта. Усиление (обострение), вытеснение и конструктивное разрешение конфликта. Как перевести конфликт в конструктивное русло. Взаимопонимание-2 часа

3 тема: Медиация как способ урегулирования конфликтов.

Восстановительная медиация: принципы и цели. Позиция медиатора. Как передать ответственность за нахождение решения сторонам конфликта. Этапы работы с конфликтом в процессе восстановительной медиации- 1 час

4 тема: «Встреча с участниками конфликта по передаче им ответственности»

Как грамотно предложить медиацию. Вступительные слова медиатора. Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности» с участниками конфликта. Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение каждой мини-группы-1 час.

5 тема: Практикум по овладению эмоциями.

Темперамент. Овладение техниками по управлению своим эмоциональным фоном, определение внешних признаков эмоционального состояние человека. Работа с сильными эмоциями (обида, гнев, страх и т.д.). Стыд: клеймящий или реинтегрирующий-2 часа

6 тема: Практикум «Коммуникативные навыки медиатора».

Активное слушание, перефразирование, резюмирование, отражение, деконструкция, На тренинге подробно рассматривается процесс коммуникации, возникающие при конфликтной коммуникации сложности, с которыми может столкнуться медиатор, «обычная» коммуникация и восстановительная коммуникация как деятельность по восстановлению понимания, овладение техникой активного слушания.

На тренинге отрабатываются коммуникативные навыки необходимые для успешного проведения восстановительных программ.- 2 часа.

7 тема: «Примирительная встреча сторон конфликта».

Особенности проведения примирительной встречи. Практикум «Примирительная встреча». Работа в мини-группах, демонстрация и общее обсуждение результата. – 1 час

ИТОГО- 10 часов

Необходимая документация:

    Положение о Школьной службе примирения (Приложение № 1).

    Устав Школьной службы примирения (Приложение № 2)

    Журнал регистрации случаев (Приложение № 3)

    Регистрационная карточка (Приложение № 4).

    Примирительный договор (Приложение № 5)

Данная программа рассчитана на 1 учебный год. В соответствии с этим был составлен следующий план работы Школьной службы примирения.

План работы

Школьной службы примирения

на 2014 -2015 уч. г.

Сентябрь – октябрь

2014 г.

Предоставление информации на сайт школы о школьной службе примирения

Октябрь 2014 г.

Выступление на классных часах с рассказом о работе школьной службе примирения

Октябрь - ноябрь 2014 г.

Оформление информационного стенда, выпуск буклетов по ШСП

Октябрь - ноябрь 2014 г.

Проведение информационно-разъяснительной работы среди родителей

Декабрь 2014г.

Заседание членов службы примирения

2-ая неделя каждого месяца

Сбор заявок для рассмотрения

В течение года

Посещение районного Суда

Февраль 2015г.

Проведение программ примирения по запросам инспекторов ОВД ОДН с предоставлением последним отчетов о проведенной восстановительной работе

По запросам

Подведение итогов работы службы

Май 2015 г.

Тематическое планирование обучающего курса медиаторов.

1. Теоретические аспекты.

2. Конфликты между родителями и детьми.

3. Конфликты между педагогам и учеником

4. Конфликты между учеником и группой учащихся того же класса.

5. Конфликты между двумя учениками одного класса.

6. Конфликты между родителями и классным руководителем.

7. Задание «Как в сказке»

8. Задание «Инсценировка»

9. Закрепление.

Медиация как способ урегулирования конфликта

Эмпатия. Теоретические основы. Задание «Измени финал».

Задание «Меняемся ролями»

Встреча с участниками конфликта по передаче им ответственности

Практикум «Предварительная встреча и передача ответственности»

Коммуникативные навыки медиатора

1. Теоретические аспекты.

2. Задание «Будь внимателен»

3. Задание «Длинный-короткий»

4. Задание «Послушай и повтори»

5. Задание «Вольный перевод»

6. Задание «Хитрый шифр»

7. Задание «Почемучки»

8. Задание «Угадай-ка»

9. Задание «Резюме».

10. Закрепление.

Управление эмоциями

1. Теоретические аспекты.

2. Задание «Смешные лица»

3. Задание «Превращение»

4. Задание «Грустяшки-улыбашки»

5. Задание «Что мы чувствуем и почему?»

6. Задание «Комплимент»

7. Задание «Признание в любви»

8. Задание «Плохо-хорошо»

9. Закрепление.

Примирительная встреча сторон конфликта

1. Теоретические аспекты.

2. Задание «Громче!»

3. Задание «Одно из двух»

4. Задание на обработку техники перефразирования.

5. Закрепление.

ИТОГО

Список литературы
1. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 112 с.
2. Коновалов А. Четыре шага к восстановительной работе с пространством школы// Восстановительная ювенальная юстиция. Сборник статей. М.: МОО Центр «СПР», 2005, с. 113

3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
4. Лукманов Е. В. Психология школьного конфликта// Справочник заместителя директора школы. - №5 - 2008. - с. 61 - 67.
5. Овчинникова Т. С, Павлович Г. А. Служба примирения в образовательном учреждении. - Тюмень: Изд - во предпринимателя Заякина В. В., 2008. - 54 с.
6. Овчинникова Т. С. Технология восстановительного правосудия в социально -педагогической деятельности. - Тюмень: Тюменский издательский дом, 2006. - 29 с.
7. Рабочая книга ведущего программ восстановительного правосудия, Центр «СПР» -31с.
8. Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. - 415 с.

9. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы: практические занятия, тренинговые занятия / авт. – сост. О. А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014.
10. Школьная служба примирения: от идеи к действиям // «Педагогическое обозрение» - Ноябрь 2010 № 10 (107) с. 8-9
11. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический Проект, 2005 - 336 с.

Приложения.

Приложение № 1.

Положение

о Школьной службе примирения

  1. Общие положения.

    1. Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий учащихся.

      Служба примирения действует на основании действующего законодательства, Устава школы и настоящего Положения.

  2. Цели и задачи примирения.

    1. Целью деятельности службы примирения является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

      Задачами деятельности службы примирения являются:

      1. Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера.

        Обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

3. Принципы деятельности службы примирения.

3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предлагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

4. Порядок формирования службы примирения

4.1. В состав службы примирения могут входить школьники 7-10 классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ.

4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

4.3. Вопросы членства в службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом, принимаемым службой примирения самостоятельно.

5. Порядок работы службы примирения.

5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программ в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

5.2. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение для проведения программы также необходимо согласие родителей.

5.3 В случае, если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5.4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.

5.5. В случае, если конфликтующие стороны не достигли 10-летнего возраста, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

5.6. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.

5.7. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

5.8. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в примирительном договоре.

5.9. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации школы.

5.10. Служба примирения осуществляет контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

5.11. При необходимости служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.

6. Организация деятельности службы примирения.

6.1. Службе примирения по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы – такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и школьников.

6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.

6.4. Администрация школы содействует службе примирения в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.

6.5. В случае, если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

7. Заключительные положения.

7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы примирения или органов школьного самоуправления.

Приложение № 2

Устав

Школьной Службы Примирения

Общие положения

1. Школьная Служба Примирения – добровольная самоуправляемая общественная организация подростков.

2. Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о Школьной Службе Примирения.

Цели и задачи

1. Цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры).

2. Приоритетные задачи:

создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов;

самовыражение каждого члена службы через участие в работе Службы;

обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;

ранняя профилактика правонарушений и преступлений.

Девиз, символы, принципы деятельности Службы Примирения

1. Девиз « Мир нашему дому»

2. Символ службы – «Голубь мира»

3. Основные принципы деятельности:

принцип добровольности

принцип конфиденциальности

принцип нейтральности

Условия и порядок приёма в Школьную Службу Примирения

Членами службы являются учащиеся 6-9 классов

Положение о взрослых членах Службы

1. Взрослые в школьной службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.

2. Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.

3. Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы.

4.Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.

Школьная Служба Примирения способствует:

Поддержке социально значимых инициатив подростков, разработке и реализации социальных проектов, развитию добровольчества (волонтерства).

Функции и полномочия Школьной Службы Примирения:

Организаторская.

Представительская.

Информационно-пропагандистская.

Методическая.

В пределах этих функций школьная служба имеет следующие полномочия:

представлять школьную службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;

планировать и проводить примирительные встречи;

изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;

принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности школьнойслужбы примирения.

Права и обязанности членов Школьной Службы Примирения:

1. Член Школьной Службы Примирения имеет право:

членом службы примирения может стать любой учащийся 6-9 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;

участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;

сохранять и развивать традиции своего коллектива;

участвовать в работе органов школы;

приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;

равные права и обязанности;

на защиту своих прав и интересов.

2. Члены Школьной Службы Примирения обязаны:

выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности Школьной службы примирения;

не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;

являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.

Заключительные положения

1. Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения

2. Изменения в Устав вносятся руководителем Службы по предложению членов Службы.

Приложение № 3

Приложение № 4

Регистрационная карта

В местах, обозначенных квадратиками, ставятся «галочки ».

Приложение № 5

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР

Участники восстановительной программы (медиации, круга сообщества, школьной конференции, семейной конференции) в лице:

провели личную встречу, на которой обсудили ситуацию, состоящую в том, что

________________________________________________________

и пришли к следующим выводам (договоренностям):

________________________________________________________

_________________________________________________________

Проверять выполнение условий договора и уведомлять медиаторов об их успешном завершении будет

_________________________________________________________

__________________________________________________________

Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время)

__________________________________________________________

Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее.

___________________________________________________________

1. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Обсуждавшееся на примирительной встрече медиатор никому сообщать не будет.

2. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию.

Фамилии, имена и подписи Дата

Тренинговое занятие «Я - МЕДИАТОР» для ведущих школьных служб примирения.


Аннотация:
Создание школьной службы примирения – это цивилизованный путь решения конфликтов в школьной среде. Тренинговое занятие предполагает в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров. На занятии предлагается практический ресурсный материал, полезный в работе с учениками по формированию УУД и личностных компетенций в условиях введения ФГОС.

Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

При входе каждый участник выбирает фигуру (определенного цвета, формы и написанным числом).
Участники рассаживаются по группам по желанию.

1) Упражнение «Одно предложение»
Всем группам встать.
- Всем поднять голову и посмотреть на потолок.
- Глядя в потолок, вспомнить, что в последние дни было для вас «самым- самым».
- Кто вспомнил, подберите для этого «самого-самого» ключевое слово.
- Кто готов (то есть подобрал), тот садится.
На групповом листочке каждому собственноручно написать свое ключевое слово. Листочки поменять по группам.
- Из всех слов, записанных соседней командой, составить одно предложение (добавлять слова и менять окончания – можно)
- Послать посыльного со своим предложением к той команде, которая составила список слов.
- Посыльные читают предложения командам – авторам списков. Кто услышит свое слово – хлопает в ладоши.

Участники пересаживаются по группам по цвету фигур.

2) Упражнение «Снежный ком»
Первый человек называет свое имя и предмет (любимое занятие, любимое блюдо, любимая музыка, прилагательное о себе), второй – повторяет все, что сказал первый и то же самое рассказывает о себе и т.д.

3) Упражнение «Либо-либо»
Это упражнение поможет понять, что вы цените, чего хотите и кем являетесь. Встаньте в круг и по команде вы будете делиться на две группы, выбирая то, что вам больше подходит.
Найдите себе партнера и обсудите, что определило ваше решение.
Почему похожи на то, а не на это.
Плюс – минус
Тренер – команда
Котлета – отбивная
Ухо – глаз
Рот – ухо
Кот Леопольд – кот в сапогах
Ножницы – скотч
Осень– зима
Вашему вниманию предоставляется отрывок из мультфильма «Мост»
(0.0 – 1. 21)
Итак, мы сегодня собрались, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации.
Сказка начинается:
«Жили неподалеку друг от друга три государства. Одни владели большой широкой рекой, другие лесом, третьи равниной. Жили зажиточно, хорошо и спокойно, пока однажды не появился странник, обедневший король. Был он по этой причине зол, желчен, завистлив. Решил он поссорить между собой два государства и воссесть заново на трон. Пустил он слух, что жители заречья решили напасть на лесных жителей и завладеть лесом»
В следующем упражнении мы постараемся получить точную информацию.

4) Упражнение «Медиатор»
Придумать 8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например,

Объясните значение слова «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)
Участники пересаживаются по группам по форме фигур.
Сказка продолжается:
«Лесные жители не стали разбираться в чем дело, поверили всему и напали первыми. Люди заречья не поняли ситуации, послали своих посыльных выяснить, в чем дело. Посыльных встретили их очень агрессивно, с грубыми высказываниями. Разгорелся спор»
Цель следующих упражнений – показать как важно уметь оценивать свое состояние и свои чувства.

5) Упражнение «Галерея эмоций»
Ведущий приглашает посетить галерею эмоций (на доске развешены плакаты-фотографии «Эмоции и чувства»)
Здесь представлены фотографии. Попытайтесь увидеть эмоции, которые выражены на этих фотографиях. Названия эмоций написаны на карточках. Вам нужно будет взять карточку и найти фото, соответствующее данной эмоции. Количество карточек, с которыми вы будете работать, вы определяете сами». (Карточки – обида, грусть, удивление, решительность, ужас, увлеченность, восхищение, горе, тревожность, опасение, интерес, радость, азарт.) Таким образом, под каждой фотографией появляются названия 2-4 эмоций. После производится обсуждение и проверка.
Почему на всех фотографиях изображены дети?
Внимание! Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в блиц-опросе:
1.Согласно классическому описанию, этому чувству соответствуют немного вытянутые губы, приподнятые и вытянутые брови, приподнятые и вытянутые верхние веки, напряженные нижние веки. Автору это напомнило русскую народную поговорку. Назовите это чувство. (Страх)
2.На одной из картин Васнецова изображены две птицы с человеческими лицами. В названии картины, помимо имен птиц – Сирин и Алконост – упоминаются две базовые противоположные эмоции. Назовите их. (Печаль и Радость)
3.Эта эмоция возникает при неожиданных ситуациях. Если ситуация оказалась безопасной, она переходит в интерес, если приятной – в радость, если опасной – в страх. Назовите эмоцию. (Удивление)
4.На всех трех фотографиях выражена одна и та же эмоция Назовите ее. (Отвращение)
5.Внимание, отрывок из диалога.
Консультант. Что ты почувствовал, когда узнал, что тебя обманывают.
Клиент. Ну, вы, наверное, сами можете догадаться.
Консультант. Я могу догадаться только о том, как я бы чувствовал себя на твоем месте. Но было бы неплохо, если бы твои ощущения ты бы назвал сам.
Клиент. Да я просто чуть не избил его! Я почувствовал … обалдение. (Злость, возмущение)
Проверка ответов. В подарок – улыбка-наклейка.

6) Упражнение «Отражение чувств»
Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например,
Ты ощущаешь себя обиженным?
Ты чувствовал обиду?
Тебе обидно?

Может быть, я сделала что-то не так? Неуверенность, тревожность, сомнение
Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал. Раздражение, обида, возмущение, злость
Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются. Успокоение, уверенность
Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой. Сожаление, обида, унижение, предательство
Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен? Гнев, возмущение
Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть. Злость, гнев, раздражение
Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил. Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие
Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое. Обида, раздражение, злость
А если он снова начнет обзываться. Тревожность, беспокойство, страх
Я все делаю неправильно! Страх, раздражение, огорчение
Это все глупости! Обида, злость, возмущение
Я больше не пойду в школу! Тревога, обида, страх, протест

Участники пересаживаются по группам по написанному числу.
Сказка продолжается:
«Не разобравшись в ситуации, посыльные вернулись домой. На совете было высказано несколько предложений. Одни предлагали уйти с этого берега, бросить все нажитое, переплыть на другой берег и заново зажить спокойно. Другие предлагали драться до победного конца. Третьи предложили сесть за стол переговоров и обсудить сложившуюся ситуацию. Четвертые полагались на других, тихо молчали, уйдя от обсуждения, и не принимали никаких попыток к разрешению конфликта»

7) Упражнение «Способы поведения в конфликте»
Какие способы поведения в конфликте вы видите у членов совета? (наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта)
Какой способ применяется в восстановительных технологиях, что в нем привлекает? («обсуждение», т.к. эмоциональное состояние в данном случае наиболее позитивное).
Сказка продолжается:
«Встал из-за стола уважаемый старец и предложил обсудить создавшуюся ситуацию на нейтральной стороне двух враждующих государств, в присутствии третьей страны. Выясняя причины конфликта, третья сторона задала простой вопрос «А зачем это было нужно? Кто-то вспомнил странствующего короля и его злые высказывания»

8) Упражнение «Отражение потребностей»
Представь себе, что ты ведешь программу примирения. Твой собеседник произносит следующую фразу. Что скажешь ты ему?
Начинай фразу со слов:
«Тебе важно, чтобы …»
Я не люблю, когда на меня кричат. Он не имеет права. Тебе важно, чтобы тебя уважали.
Тебе важно, чтобы с тобой разговаривали нормальным тоном.
Если я с ним помирюсь, то все будут считать, что он победил, а я проиграл. Тебе важно победить.
Тебе важно не потерять свой авторитет.
Я не думаю, что наша встреча что-то изменит. Тебе важно рассмотреть разные варианты решения ситуации.
Тебе важно самостоятельно решить этот вопрос.
Почему он заставляет носить то, что мне не нравится? Я хочу носить одежду, какую хочу. Тебе важно самому принимать решения.
Я ему хочу ответить тем же. Пусть знает, как мне было. Тебе важно восстановить справедливость.
Тебе важно постоять за себя.
Тебе важно отомстить.
Я даже не знаю, что и рассказать, я вроде бы ничего плохого и не делал. Тебе важно обдумать, чтобы рассказать.
Тебе важно избежать наказания.
А почему я-то должна извиняться. Он должен. Тебе важно доказать, что он виноват.

9) Упражнение «Работа с медиа-материалом»
из фильма «Лиля forever» (0:26:10 – 0: 29:10)
Проанализировать видеосюжет с точки зрения медиатора.
1) Какие чувства испытывают участники конфликта?


2) Какие потребности испытывают участники конфликта?
Обидчик _____________________________________________________
Жертва ______________________________________________________
3) Какие варианты решения конфликта возможны?
4) Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?
5) В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?
Участники рассаживаются по группам как первоначально
(по желанию).
Сказка продолжается:
«Сидя за круглым столом, зашел разговор о более насущных делах. Три государства пришли к выводу, что нужно объединиться и жить вместе».

10) Упражнение «Перефразирование»
Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

В заключении Вашему вниманию предоставляется еще один отрывок
из мультфильма «Мост» (1.46 – …)

Разрешайте конфликты цивилизованно!
Я вам желаю большого терпения, надежды, удачи и крепкого психологического здоровья.
Спасибо за внимание!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!