Консультация по нравственному воспитанию детей. Консультация для родителей духовно-нравственное воспитание дошкольников. Совместная с другими детьми игра - это условие формирования чуткости, взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательности, дру

Выступление на педагогическом совете

Тема: Нравственное воспитании дошкольника.

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. Э. Бекон

В.А.Сухомлинский писал: «Важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином».

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально – положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.

Представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становятся для ребенка как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми.

Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстника, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным. Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостностей обстановки вокруг него.

Необходимо обращать внимание дошкольника, прежде всего на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из- за грозящего им неминуемого наказания за совершенный поступок. Иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш перестает ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо.

В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества. Как доброжелательность, готовность оказать помощь; дети легко затевают совместную игру; доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними своими « сокровенным». В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Многое может доставить ребенку радость. Но главное – это общение его со взрослыми, совместные прогулки с родителями. Походы в лес за ягодами, за грибами, на рыбалку, совместная деятельность.

Вспомните, когда последний раз вы ходили с ребенком в театр, цирк или просто выходили на природу?

Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой, прежде всего, связывается возникновение у дошкольника чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, блеск солнца.

Невосприимчивость ребенка к прекрасному в природе, неспособность его замечать и чувствовать прекрасное должны встревожить родителей.

Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушными. Тогда дети вместе со взрослыми начинают многое замечать, слышать. Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение. Наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание. А наблюдали ли вы тягу ребенка к живому? Маленькие животные – детеныши вызывают у ребят чувство восхищения. Наблюдая за их ростом. Играя с ними, проявлять о них заботу для детей одно удовольствие; их можно накормить, защитить. Такое покровительство возвышает ребенка в собственных глазах: он большой, он сильный, он добрый.

К сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых, тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе. Главная задача огорчений – неблагополучие в семье. На вопрос «Что тебе больше всего огорчает? « многие дети отвечают: « Когда мама с папой ссорятся», «Когда мама болеет», «Маленький братишка упал и ушибся, он плакал, и я тоже плакал: ведь ему было больно». Детей огорчают ссоры с ребятами, обижает несправедливость взрослых, эмоциональные проявления младших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются. Но чувства детей надо воспитывать. Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма – черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.

Что же мы вкладываем в понятие воспитанности?

    Поведение в семье.

Активное участие в делах и проблемах семьи; переживание родителей и невзгод семьи вместе со всеми ее членами; старательное выполнение своих постоянных обязанностей по дому; полное самообслуживание; забота о младших и старших членах семьи; проявление инициативы в поздравлениях и приготовлении подарков по случаю дней рождений, юбилеев и других особых праздников; активное участие в проведении семейных праздников и их подготовке.

    Поведение в детском саду.

Дисциплинированность на занятиях, активное участие в их проведении; повседневное выполнение правил для воспитанников аккуратность и старательность в выполнении заданий; бережное отношение к имуществу; правильное поведение.

    Отношение к старшим.

Вежливость в общении со старшими; правильное выполнение этикета в обращении к старшим; оказание помощи старшим, которые в ней нуждаются, разумное выполнение поучений старших.

    Отношения со сверстниками.

    Поведение на улице, в общественных местах.

Соблюдение правил уличного движения; любовь и бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах4 привычка уступать место в транспорте старшим и женщинам.

    Отношение к самому себе

Постоянно быть занятым полезным делом, не тратить время на безделье. Быть всегда честным и искренним; вырабатывать привычку не брать чужих вещей без разрешения; быть добрым к людям, прощать их ошибки, если они их признали; не быть завистливым к чужим успехам; искать и находить те виды деятельности, в которых самому сопутствует успех; честно признаваться в своих поступках и ошибках и стараться исправить содеянное; быть нетерпимым ко лжи, обману, воровству; не иметь дурных привычек(сквернословие); всегда иметь опрятный вид; проявлять постоянный интерес к литературе, искусству.

«Нравственное воспитание дошкольников в семье»

Консультация для родителей

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Наблюдения показывают, что многим законным представителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки - обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.

Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Он особенно нуждается в любви и ласке своих законных представителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у него ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил - хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Большое внимание на развитие у ребёнка нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Он сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребёнок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребёнок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение дошкольниками навыками самообслуживания - эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.

Анализируя ответы законных представителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором - уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.

Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, законным представителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив - значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Он может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение.

«ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ)

В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку – пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка – это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определённых условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду…

Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности.

Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка – вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.

С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого – с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает прежде всего по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребёнок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя ещё и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.

Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.

В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.

Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнётся и будет как старое».

Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём – в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.

Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.

Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся в мать»;

«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.

Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу – не хочу»; «Буду – не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.

Самое эффективное средство против дурных привычек – их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.

Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,

требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.

Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.

Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.

В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребёнку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.

Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.

http://www.moi-detsad.ru/konsultac272.html

Нравственное воспитание дошкольников

Советы родителям по нравственному воспитанию.

Предлагаем Вам нравственные законы существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Закон семьи 1.

Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

Американский и психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом известный русский ученый-педагог П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Закон семьи 2.

Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.

Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах, например, уход отца из семьи или смерть близкого человека. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, которую так старались сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.

Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью.

Родителей нужно учить, что не следует говорить: «Это тебе рано знать», «Это ты всё равно не поймёшь». Такие ответы только раздражают ребёнка, вызывая неоправданное любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность и преподаётся урок долга, дисциплины и порядочности.

Закон семьи 3.

Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.

Говоря о воздействии словом, В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Во-первых, чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

Во-первых , не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает и без нас.

Родители должны своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают суть нравственных понятий.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать ребенку, а также необходимо думать, что сказать и как сказать.

Во-вторых , надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья в самую первую очередь учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание хоть что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.

В-третьих , необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.

И содержание, и тон, и место, и время разговора -- всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.

«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоко нравственном поступке», - писал В. А. Сухомлинский.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают свое дитя, вселяют веру в будущий успех.

В чём же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Закон семьи 4.

Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Многие педагоги говорят об огромном эффекте порицания. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания сострит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Закон семьи 5.

Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно

удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний -- тончайшая филигранная работа «садовода»-воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного».

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом, потворство родителей действует очень вредно.

В. А. Сухомлинский говорит в своих книгах: «. искусство повеления и запрета. даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

Желаем быть примером для своего ребенка, не требуйте того, что не можете сами, создавайте для ребёнка культурную среду. Как писал Макаренко А. С. : "Всё нравственное воспитание детей сводится к примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в жизни хорошо воспитаете детей". Успеха и терпения Вам уважаемые родители. mdou17.uoura.ru index.php/roditelyam/ konsultatsii


Консультация для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель воспитания:

  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Задачи:

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной- «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые знания: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут внуки, правнуки.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников знакомлю с волшебными

сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; хакасская народная игра “Волк в отаре” и т.д.)

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?” “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Игры, направленные на доброжелательное отношению к сверстнику, гуманное отношение к людям

Игра «Жизнь в лесу» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись... Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

Игра «Муравьи» Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.(Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.)

Игра «Добрые эльфы» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их... Разыгрывается бессловесное действо.

Игра «Театр теней» Воспитатель: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете – она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы – наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.

Игра «Ожившие игрушки» Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал. Вот так мы используем дидактические и народные игры в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольника. Предполагаемый результат: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, надеюсь достичь следующих результатов:

устойчивость навыков поведения;

сформированность основ ценностных сфер личности;

стабильность психического развития;

целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Консультация для родителей

Нравственное воспитание дошкольника

в семье и детском саду

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Существует несколько типов семей и моделей семейных взаимоотношений. Есть неблагополучные семьи, неполные семьи. Зачастую в этих семьях созданы неблагоприятные условия для развития ребенка, его нравственных качеств, и поэтому большую часть функций воспитания и обучения детей в этой семье берет на себя дошкольное воспитательное учреждения. Детский сад, заменив семью, точнее, вместо семьи стал решать проблемы социализации личности. В нынешнее время даже полные, гармоничные организованные семьи, благополучные, с материальным достатком, не всегда могут уделять должное время своему ребенку. Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие (приложение №1 «Алгоритм взаимодействия с семьей»). Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Так как, по мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы о близких. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

  • установление единства в воспитании детей;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых - родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками).

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

  • беседы;
  • консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как организовать труд детей дома»;
  • совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий» поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;
  • досуги, праздники: «День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
  • поручения родителям;

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В старших группах, возможно, организация разнообразной совместной деятельности педагогов, детей и родителей. В фольклорных праздниках и развлечениях, где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям. Возможно, создание мини музеев, например, «Русская изба», «Музей кукол», где дети могут познакомиться с национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда, тем самым приобщиться к истокам народной культуры.

Наиболее активным родителям по итогам года на родительских собраниях вручать грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного учреждения.

Также пропагандировать знания о социально-нравственном воспитании через систему наглядной агитации:

Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская: направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В группах оформлять "Уголки для родителей", помещать консультативные материалы.

«Алгоритм взаимодействия с семьей»

  1. Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
  2. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке , подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
  3. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
  4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы не помешали дальнейшему сотрудничеству.
  5. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе на перевоспитание ребенка.
  6. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Консультация для родителей и воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»


З аключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая) , что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

1. Предлогается:

Познакомить детей с культурой Православия;

Развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

Возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

Упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

Способствовать всестороннему развитию личности.

3. Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

4. Задачи:

  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

5. Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Сформированность основ ценностных сфер личности;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!