Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений. Конспект занятия по формированию представлений о себе "изучаем свое тело". Примерное распределение программного материала на год

Татьяна Д.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие»

Программное содержание:

1. Развивать умение сравнивать две группы предметов разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.

2. Актуализировать представления о геометрических фигурах (круг, овал).

3. Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий низкий, выше ниже.

4. Развивать внимание, наблюдательность.

Оборудование:

Демонстрационный материал: обозначение станций, импровизированные грядки с овощами, четыре яблока и четыре груши крупного размера, муляжи овощей (огурцы, баклажаны, помидоры, лук, капуста, две корзины.

Раздаточный материал: карточки с двумя полосками и по четыре яблока и четыре груши на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель обращается к детям:

Какой сегодня прекрасный осенний день, светит солнышко.

Ребята вы хотите отправиться со мной в путешествие?

На чём мы поедем? (на поезде).

Садимся в вагончики и поехали.

2. Основная часть

Внимание, внимание первая станция «Садовая».

Ребята посмотрите, что же рассыпал садовник? (яблоки и груши).

Как мы назовем яблоки и груши одним словом? (фрукты).

Сколько фруктов? (много).

Что можно сказать о количестве яблок и груш, поровну ли их? Как это можно узнать?

Давайте поможем садовнику собрать груши. Выложим их на верхнюю полоску, а на нижнюю яблоки (под каждой грушей кладем яблоко).

Чего у нас больше, яблок или груш? (груш)

Как сделать, чтобы яблок и груш стало поровну? (можно добавить одно яблоко или убрать одну грушу). Давайте уберем одну грушу, и фруктов станет поровну.

Молодцы, помогли садовнику, все правильно разложили.

Пора продолжить наше путешествие, садимся в поезд и едем дальше.

Внимание, внимание вторая станция «Лесная».

Ребята, в лесу растет много деревьев, давайте, и мы с вами превратимся в деревья.

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо, - имитировать дуновение ветра,

Закачалось деревцо, - качая туловище и помогая руками

Ветерок всё тише, тише, - присесть,

Деревцо всё выше, выше - встать и вытянуть руки вверх

Ребята, а вы видели в лесу пенёчки? Какие они? (Маленькие, низкие)

А деревья, какие в лесу? (большие, высокие)

Что выше пенёк или дерево? (дерево)

А давайте сравним ребят? Кто у нас выше? Игорь или Арсений? (Игорь)

А кто ниже? (Арсений)

Внимание, внимание третья станция «Огородная».

Посмотрите, что же здесь растет на грядках? (огурцы, баклажаны, помидоры, лук, капуста).

Урожай созрел, пора его собрать. А вот и корзинки.

Ребята, посмотрите, какая фигура нарисована на первой корзинке? (овал). Как вы думаете, какие овощи похожи на овал? (огурцы, баклажаны) Значит, в эту корзинку соберем огурцы и баклажаны.

А какая фигура нарисована на второй корзинке? (круг) Какие овощи похожи на круг? (помидоры, лук, капуста). Давайте соберём эти овощи во вторую корзинку.

Здорово вы мне помогли, пора садиться в наш поезд и отправляться к себе домой.

3. Заключительная часть

Вот мы и вернулись домой. Кто запомнил, на каких станциях мы останавливались? Какие фрукты раскладывали? Кто помнит, что мы делали на станции «Лесная»?

Наше путешествие закончилось, теперь можно и отдохнуть.

Конспект игры -занятие

«Поможем Фее чистоты»

Выполнил: Щербинина Светлана Александровна

Уточнить знания о предметах личной гигиены, развивать логику, мышление

Формировать у детей представление о том, какое значение имеет соблюдение правил личной гигиены;

Закреплять с детьми культурно-гигиенические навыки (мытье рук, лица, расчесывание);

Воспитывать опрятность, аккуратность, внимание

Предварительная работа:

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо» и рассматривание иллюстраций к произведениям;

Заучивание потешек, стихов о чистоте, здоровье, предметах гигиены;

Отгадывание загадок;

Беседы на темы «Наши добрые друзья», «Личная гигиена»;

Лепка « Мыло для грязнуль»; рисование «Узор на носовом платке», аппликация «Расчески для кукол»»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Парикмахерская»;

Экскурсия в группу старшего возраста;

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: - видеоролик, мешочек с игрушками;

Раздаточный материал: карточки с алгоритмами, картинки с расческами, цветные карандаши, мыло, расчески, шампунь, зубная щетка, зубная паста, носовой платок;

Ребята, сегодня, когда я проснулась, увидела у себя на кровати вот эту коробку. Открыв ее, получила видеосообщение от Феи чистоты. Хотите его посмотреть? Давайте посмотрим (просмотр виде сообщения).

Дети, что случилось у Феи?

(ответы детей)

Кто все перепутал в волшебной стане чистюль?

(ответы детей)

А как мы можем помочь Фее?

(ответы детей)

Конечно, нам надо все исправить. Для того чтобы все исправить, нам нужно содержимое коробки привести в порядок. Начнем? (ответы детей)

(Достаем из коробки карточки с алгоритмами).

Ребята, смотрите картинки. Что на них изображено?

(ответы детей)

Что бы жители страны «Чистюли» вспомнили, как правильно мыть руки (лицо) нам нужно разложить карточки в нужном порядке (Выполнение)

Молодцы. Все правильно выполнили?

(ответы детей)

Теперь жители смогут мыть руки (лицо) правильно. А для чего их необходимо мыть?

(ответы детей)

Конечно, чтобы быть чистыми и красивыми. Теперь отложим, то, что мы уже исправили. Продолжаем помогать Фее.

(Достаем из коробки листы бумаги, на которых нарисованы расчески без зубчиков).

Ребята, посмотрите, что это за рисунки, на что они похожи?

(ответы детей)

Помните, Фея говорила, что жители перестали даже расчесываться. А для чего нужна расческа?

(ответы детей)

Как вы думаете, разве получиться такой расческой, привести волосы в порядок?

(ответы детей)

Что нужно сделать, чтобы эти рисунки стали похожими на расчески?

(ответы детей)

Давайте дорисуем зубчики. (Дети выполняют дорисовку зубчиков карандашами)

Какие разные у всех получились расчески. Молодцы ребята. Хорошо. И с этим заданием мы справились. Теперь жители смогут и расчесываться. Отложим наши расчески к картинкам для мытья рук.

В коробке есть еще что-то. Что это ребята? (Показ содержимого коробки. В ней находятся различные средства гигиены, игрушки, кубики)

(ответы детей)

Но что не так здесь? Злая Фея постаралась, все перепутала. Что нужно сделать, как вы ребята думаете?

(ответы детей)

Нам необходимо рассортировать все. Как это сделать?

(ответы детей)

Для жителей страны «Чистюли» нужны средства по уходу за телом. Как будем отбирать нужное?

(ответы детей)

Хорошие вы предлагаете варианты. У меня есть еще одно предложение. Предлагаю разделиться на две команды. Вы согласны? (ответы детей). Явас разделю на две команды. Одна команда будет называться «чистые щечки», а другая «чистые ручки». Сейчас вы по очереди будите доставать из этого мешочка предметы. Кому достанется предмет красного цвета, тот будет в команде «чистые щечки». А кому достанется предмет любого другого цвета, тот в команде «чистые ручки». (Предлагаем детям вынимать предмет из мешочка, называя его цвет. Распределяем по командам детей)

А как вы думаете, что мы будем делать?

(ответы детей)

Одна команда будет выбирать, и приносить средства чистоты, а другая команда, те предметы, которые не нужны для чистоты нашего тела.

(Выполняется игра)

Ребята, у вас задорно и весело получалось. Как вы думаете, правильно все распределили?

(ответы детей)

Давайте проверим, мы же не хотим оставить Фею в заколдованной стране. И, если, вдруг, в чем-то ошиблись – исправим. (Проверяем содержание корзин). Все у нас получилось.

Посмотрите, ребята, в коробке больше ничего не осталось. Значит, все задания мы выполнили. А какие задания мы выполняли?

(ответы детей)

Для кого мы старались?

(ответы детей)

Теперь же нам надо вернуть коробку Фее. Необходимо все аккуратно сложить в коробку, не нарушая порядка и отдать ей. Но как это сделать, мы же не знаем где находиться страна «Чистюль»?

(ответы детей)

А как появилась коробка?

(ответы детей)

Коробка появилась, когда я спала. Давайте мы заберем коробку к себе в группу. И когда вы будите спать, Фея ее заберет. Вы согласны? (ответы детей)

(Дети забирают коробку и возвращаются в группу)

Игровая технология

Занятие по формированию элементарных математических представлений

"Поможем Золушке".

с детьми подготовительной к школе группе

Малоземова Мария Николаевна,
воспитатель, детский сад №39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Цель:

развитие логического мышления

Задачи:

1. образовательные:

· продолжить формировать умение производить арифметические действия в пределах 10

· продолжить формировать умение решать задачи

· продолжить формировать умение классифицировать блоки по двум, четырём признакам с использованием символов

· закрепить навык прямого счёта и обратного

· закрепить навык ориентироваться на плоскости

2. коррекционно-развивающие:

· развивать мелкую моторику и координацию движений

· развивать логическое мышление, творческие способности

· развивать слуховое и зрительное внимание

· развивать умение составлять сложноподчинённые и сложносочинённые предложения

· развивать грамматический строй речи (согласовывать числительные с существительными и прилагательными)

3. воспитательные:

· воспитывать чувства взаимопомощи и дружелюбия

· воспитывать выдержку и аккуратность в работе

· воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе, парами

· воспитывать интерес к математическим занятиям

Оборудование:

плащ для Феи, волшебная палочка, игра с пуговицами «Сосчитай и назови», блоки Дьенеша, карточки-символы, обручи 4 шт., карточки с цифрами на одной стороне и с буквами на другой стороне, геометрические фигуры на липучках (трапеция, ромб, полукруг, квадрат, прямоугольник, овал), коврограф, квадрат из ленточек на коврографе, математический набор цифр и знаков для каждого ребёнка, изображения цветов (для составления задач), нарисованная дверь с замочной скважиной, карточки с фигурами (ключи), волшебная коробка.

Предварительная работа:

чтение сказки «Золушка» Ш. Перро, беседа по сказке, настольная игра «Золушка», решение простых арифметических задач, игры с блоками Дьенеша, игры с пуговицами «Сосчитай и назови», индивидуальные занятия; Дидактические игры - «Числовые домики», «Поиграем», «Раз, два, сосчитай», «Составь слово»; Развивающие игры - «Сложи узор», «Танграмм», «Колумбово яйцо» и т. п., «Разгадай головоломку», «Найди свой домик», «Логические таблицы», обучающие пазлы «Учимся считать», домино.

План занятия:

1. Сюрпризный момент.

2. Деление на команды через игру с пуговицами «Сосчитай и назови»

3. Задание первое (на ковре) - разложить блоки Дьенеша на множества по четырём признакам, используя 2 пересекающихся обруча и карточки-символы.

4. Задание второе (у коврографа) - расставить геометрические фигуры (трапеция, полукруг, ромб, круг, квадрат, прямоугольник) на плоскости.

5. Физ.минутка.

6. Задание третье (за столом) - решение 2 простых задач на сложение и вычитание.

7. Задание четвёртое (у дверей) - подобрать «ключ» к замочной скважине.

8. Итог занятия.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

Сегодня мы совершим удивительное путешествие по сказке ….

По какой сказке вы узнаете, расставив правильно цифры в обратном порядке от 7 до 1.

Дети выкладывают цифры, переворачивают их и читают полученное слово.

В какую сказку мы сегодня попали? («Золушка»)

Ребята, а кто помог Золушке попасть на бал? (Фея)

Сегодня вас ждёт волшебство! Закройте глаза (надеваю плащ и беру волшебную палочку)

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём.

Волшебство появится

В сказку попадём.

Открывайте глаза. Сегодня я буду Феей, а вы мои добрые помощники.

Итак, чтобы помочь Золушке попасть на бал и стать принцессой мы вместе должны помочь ей выполнить все задания злой мачехи. Готовы? (Да)

2. Деление на команды:

Но сначала вам надо разделиться на две команды, а поможет нам в этом игра с пуговицами. Игровая технология.

Разделиться на команду с чётным количеством пуговиц и вторая команда с нечётным количеством пуговиц.

3. Игра с блоками Дьенеша (на ковре):

Мачеха наказала Золушке перебрать крупу. У нас это будут блоки. Разложить блоки в обручи.

Первая команда - в синем обруче блоки только маленькие круглые, в красном обруче блоки только тонкие жёлтые. Вторая команда - в синем обруче только толстые треугольные, в красном обруче блоки только красные большие (кладу в обручи соответствующие карточки- символы).

Дети выполняют задание. Игровая технология.

Докажите, что вы сделали правильно.

3. Задание на коврографе.

Мачеха придумывала тяжёлые задания. Золушке необходимо было помыть полы и расставить мебель.

Перед вами квадрат - это комната и геометрические фигуры - это мебель.

Вызываю по одному ребёнку к коврографу.

Итак, поставьте в верхнем левом углу полукруг - это будет кровать.

В центре - круг - это будет стол.

В нижнем правом углу - ромб - это зеркало.

В верхнем правом углу - трапецию - это кресло.

В нижнем левом углу - прямоугольник - это шкаф.

Слева от стола квадрат - это стул.

4. Физминутка:

На балу у короля

Собрались его друзья.

Тихо парами мы встали.

Во дворец на бал попали.

(Включаю музыку, под которую дети танцуют вальс парами).

5. Решение задач (за столами):

Продолжим помогать нашей доброй Золушке. Вредная мачеха приказала посадить 3 красные розы и 2 белые розы. Сколько всего роз должна посадить Золушка?

Что я прочитала? (Задачу)

Какое условие в задаче? (3 красные розы и 2 белые розы) Какой вопрос в задаче? (Сколько всего роз?)

Выложите решение задачи на столе. Прочитай…

В саду росло 6 гвоздик. 3 гвоздики Золушка срезала для букета. Сколько гвоздик осталось в саду?

Что я прочитала? (Задачу).

Какое условие в задаче? (Было 6 гвоздик, срезали 3 гвоздики).

Какой вопрос в задаче? (Сколько осталось?)

Выложите решение задачи. Прочитай….

6. Подбор ключей к замочной скважине:

Мачеха заперла Золушку на ключ. Необходимо подобрать к замочной скважине ключ.

(Выдаю ребятам карточки с фигурами «ключи».)

Дети подбирают ключ.

7. Итог занятия:

Мы дружно помогли доброй, трудолюбивой Золушке выполнить все задания коварной мачехи.

Какие задания вы выполняли?

Что вам понравилось?

Я, Фея, для вас приготовила волшебство.

Посмотрите, коробочка пустая (показываю пустую коробочку).

Волшебной палочкой взмахну,

Желанье загадаю.

Я верю в чудо,

Потому, всегда его встречаю.

Незаметно для детей переворачиваю коробочку, открываю с другой стороны, а там угощение.

Елена Мусс
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Страна математики»

Цель : Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы .

Задачи : 1. Упражнять в счете в пределах 10 , в прямом и обратном порядке, продолжать уметь выкладывать числовой ряд от 1 до 10.

2. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению : строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.

3. Закрепить умение различать понятия : выше-ниже, тоньше-толще, длиннее-короче.

4. Продолжать учить делить круг на равные части, называть части и сравнивать целое и части.

5. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимание. Развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

6. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, воспитывать интерес к математическим занятиям .

Предварительная работа : решение конструктивных задач , индивидуальные занятия , приготовление демонстрационного и раздаточного материалов , приготовление сундука с «кладом» . Изготовление телеграммы, ключей разной конфигурации.

Словарная работа : путешествие, замочная скважина, скала, штурвал.

Методические приемы : успокаивающие упражнения (пальчиковая гимнастика) перед занятием ; игровой приём (использование сюрпризного момента) ; словестный метод (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) ; физминутка, поощрение, анализ занятия .

Дидактическое обеспечения : магнитная доска.

Демонстрационный материал : телеграмма, ключи сундук.

Раздаточный материал : цифры, карточки с числовыми домиками, конверт с геометрическими фигурами, карандаши, круги, ножницы.

Ход занятия

Вводная часть : на ковре

В : Ребята, сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи математики . Посмотрите, вот она : «Дорогие ребята, я приглашаю вас в плавание к острову знаний, на поиски клада старого замка . В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. После успешного выполнения задания вас будут ждать ключи. Собрав, все ключи вы сможете открыть сундук с кладом. Желаю удачи Фея».

В : Ну что же, ребята, отправимся в путешествия к острову знаний в страну математики ?

Д : Да

В : Проведём разминку : если стол выше стула, стул….?

Д : ниже стола.

В : Если верёвка толще нитки, то нитка…. ?

Д : тоньше верёвки.

В : Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

Д : короче линейки.

Основная часть : звучит музыка

В : Молодцы! Команда готова. А на чем мы отправимся в плавание? Для того чтобы построить корабль необходимо вспомнить, какими бывают геометрические фигуры. На столе стоят тарелочки с геометрическими фигурами, доставайте их и постройте корабль. На нем мы отправимся в путешествие. Приступайте к строительству. (стоя возле столов)

В : Вот и готовы ваши корабли. Молодцы! Вы оказались умелыми строителями. И получайте 1 ключ, и отправляемся в плавание, начинаем отсчет (от1 до 10) . Вот мы и в море (звучит музыка)

В : Ребята, смотрите перед нами скала, здесь живут 2 огромных великана, они постоянно ссорятся, потому что, не могут поделить остров : давайте им поможем, разделить остров на две равные части, как мы это сделаем. (дети за столами)

Д : сложим круги пополам, прогладим сгиб и разрежем по сгибу.

В : Ребята, сколько частей получилось.

Д : получилось две равные части.

В : Как называется каждая часть?

Д : полукруг

В : Что больше : целый круг или его часть?

Д : целый круг

В : Что меньше : часть круга или целый круг?

Д : часть круга

В : Молодцы, ребята помогли великанам поделить остров. И за это получите второй ключ.

Д : Цифры, знаки

В : Давайте знакомится, здесь живут цифры, они долго готовились к встречи с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

(Дидактическая игра «Определи своё место » )

В : Молодцы ребята! Справились! За это Фея математики

даёт вам третий ключ.

В : Сколько ключей мы с вами заработали?

Д : три.

В : Молодцы! А теперь пора отдыхать.

Физминутка : звучит музыка успокаивающая

По утрам всех солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки, мы по команде раз.

А под ними весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде два,

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз-наклон,

и два-наклон,

Зашумел листвою клён

(наклоняемся вперёд, руки в стороны)

Ветер дует, задувает

Нашу мельницу вращает.

(Вдох через нос, руки через стороны вверх,

руки опускаем-выдох).

Д : 1 и 3.

В : Назовите соседей числа 4?

Д : 3 и 5.

В : Молодцы, справились и с этим заданием. Фея снова дарит вам ключ. Сколько у вас ключей?

Д : 4 ключа.

В : Ребята мы справились со всеми заданиями, значит клад где-то рядом, закройте глаза и отчитайте от10 до 0, и тогда клад окажется перед вами.

Д : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0.

В : Сундук с кладом чтобы открыть, надо подобрать ключи, которые мы заработали во время нашего путешествия. Вам нужно подобрать ключ к замочной скважине сундука.

(Дети подбирают нужный ключ)

Сюрпризный момент :

В : Ребята, мы с вами проделали огромный путь в страну математики , за ваши труды Фея математики одарила вас медалями в виде цифры 5. Это самая лучшая оценка в школе. Когда вы пойдете, в школу я надеюсь, что вы всегда будете получать эту оценку.

На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся в детский сад.

Итог занятия : Ребята вам понравилось путешествовать в страну математики ?

Что вам запомнилось?

Какое задание для вас было сложным?

Кто считает, что он справился со всеми заданиями?

Вы мне тоже очень понравились. Вы были настойчивые, внимательные и сообразительные . Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Полет на планету «Математики» Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Полет на планету «Математика» (подготовительная.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «В Королевстве Математики» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «В Королевстве Математики» Составил: воспитатель МКДОУ «Детский сад.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в рамках тематической недели «Моя страна» (подготовительная группа) Воспитатель 1 категории МБДОУ № 6 «Улыбка» Тарасенко О. П. Цель: Продолжать учить составлять число из двух меньших.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В гости к Лунтику» Цель: совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?», «Какой?».

Прогулка в лес Цель Закрепить знание цифр, состав числа из двух меньших. Развивать логическое мышление через логические задачи – стихи.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для организации занятий по математике в старшей группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для дошкольников: Старшая группа» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1
.
утро, день, вечер, ночь .
Занятие 2

.
Занятие 3
.
Уточнить понимание значения слов вчера , сегодня , завтра .

Октябрь

Занятие 1
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу .
Занятие 2
Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .
Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).
Занятие 3
Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот) .
Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа .
Занятие 4
Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Ноябрь

Занятие 1
Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево .
Занятие 2
Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между .
Занятие 3
Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот) .
Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Занятие 4
Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

II квартал

Декабрь

Занятие 1 (итоговое)
Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо .
Занятие 2
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади .
Занятие 3
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4
Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Январь

Занятие 1
Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»
Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.
Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
Занятие 2
Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом .
Упражнять в последовательном назывании дней недели.
Занятие 3
Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.
Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Занятие 4
Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Февраль

Занятие 1
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Занятие 2
Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .
Занятие 3
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 4
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

III квартал

Март

Занятие 1
Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 2
Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Занятие 3
Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед -назад, направо -налево) .
Занятие 4
Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Апрель

Занятие 1
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Занятие 2
Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Занятие 3
Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Занятие 4
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Май

Работа по закреплению пройденного материала.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр) .
Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .


Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».
На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»
Дети помогают Буратино выполнить задания.
«Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)
Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.
Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.
II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».
Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.

Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.


Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички (см. пример на с. 14), определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.


После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3). IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».
Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»
Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие 2

Программное содержание
Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево .

Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.
Раздаточный материал. Рабочие тетради (стр. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?»-спрашивает воспитатель.
Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.
Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько пирамидок, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле).
Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)
II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).
Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.
После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»
III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».
Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)
Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»
Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».
Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.
IV часть. Игровые упражнения «Правильно пойдешь, клад найдешь».
«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», – говорит детям воспитатель.
При помощи считалки выбирается ведущий.


Кады-бады
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.
Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).

Занятие 3

Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!