Какие Cпасы отмечают в августе? Три Спаса в августе: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Сколько длится яблочный спас в году

«Медовый», «яблочный», «ореховый»/«хлебный»

Август по праву считается одним из самых богатых на праздники летних месяцев. Причём традиции эти уходят корнями еще в далёкую древность. Название праздника «Спас» образовалось как сокращение от «Спаситель». Так в церкви принято именовать Христа за спасение человеческого рода. По церковному календарю полагается отмечать три Спаса: яблочный, ореховый и медовый. Дата каждого из них остаётся неизменной из года в год.

Медовый спас - 14 августа

14 августа 2016 года начинается Успенский пост , который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый “Медовым Спасом”.


Первое, что нам потребуется сделать на медовый спас, — это освятить мёд и соты. В этот день принято печь медовики, пряники и пить квас, причём всё с мёдом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.


Также следует святить воду в такой день, целебные травы и мак. Отсюда, кстати, и второе название спаса - Маковей . С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов - Успенский. Он завершает собой церковный год, символизируя новолетие.

Яблочный Спас - 19 августа

- Преображение Господне


В этот день каждый год православный мир отмечает Преображение Господне. Обычно в такое время начинается сбор урожая в садах, отсюда и название - яблочный спас. Также существует в народе поверье, что именно с этого момента начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.


В былые времена крестьяне обязательно пекли пироги из первого урожая яблок, варили из них компоты и приглашали гостей. Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. Также люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

Этот праздник символизировал начало сбора лесных орешков. В древности они были одним из важных продуктов питания и зимних заготовок. Ореховый является третьим и последним спасом в году. Также его принято называть «Хлебным », поскольку в это время завершалась жатва яровых. И все уважающие себя хозяйки с самого утра занимались приготовлением теста и выпечкой хлеба с пирогами.


Есть у праздника и третье название - «Холщовый ». В этот день в 944 году свершилось перенесение нерукотворного образа Христа в Константинополь из Эдессы. Он представлял собой кусок полотна, на котором согласно Священному Писанию был отпечатан лик Спасителя. В это время по всей Руси шла активная торговля тканью и полотном.

Он завершает собой лето и богат интересными традициями прощания с последним теплом. На ореховый спас принято святить новые колодцы и чистить старые перед зимой. Кроме того, следует пить воду из подземных источников, которая в этот день считается целебной. Также нельзя оставлять недоеденный хлеб или тем более его выкидывать. Отсюда, к слову, и пошла поговорка: «Хлеб всему голова ».

Более того, обязательно на каждом столе должно присутствовать блюдо с орешками, которыми необходимо угостить всех родных и близких людей. Хлеб и орехи традиционно освящают в церкви, а во многих городах и населённых пунктах проводятся самые настоящие ярмарки в этот день.


В этом году исполняется 950 лет от учреждения Андреем Боголюбским Спасовых христианских празднеств. Какие будут спасы в августе 2016 года и когда именно? По датам и по соотнесению: 14 августа - Празднества Всемилостивого Спасителя, т. е. Медовый (или Мокрый) Спас; 19 августа - Празднества Преображение Господня, т. е. Яблочный Спас и 29 августа - Празднества перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа, т. е. Ореховый Спас, известный для южных областей как Маковый. Все спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) известны своим особым ритуалом, набором угощений на праздничном столе, собственными историями и легендами. Церковные праздники были соотнесены с циклами по сбору по видам урожая.

Так на Первый спас, в Константинополе проносили Честное Древо Креста по городу. Люди верили, что такой ритуал - лучшее средство от любых недугов. Кроме этого, в эти дни христианские священники освящали источники. Откуда и «мокрое» название Спаса. Считалось полезным купание в освящённых водах, особенно в дни освящения. С этим всем было сопоставлено освящение продуктов и изделий из них, сопровождавшееся обильными дарами церкви. Считалось, что если не освятить и не принести щедрые дары в церковь, то это приведёт к оскудению как в пчеловодстве и выращивании плодовых и ягодных культур, так и с маково-орешными сборами. Например, если не собрать вовремя и не освятить мёд, то его обязательно будут растаскивать соседние пчёлы. С маком тоже были собственные представления. Церковным уставом рекомендовалось выпекать маковники по определённой процедуре, заканчивающейся освящением как выпечки, так и собранных головок мака. Считалось, что освящённый и добавленный в продукты мак служит замечательным чертогоном.

По Церковному Уставу плоды винограда и яблок до их освящения не рекомендовалось употреблять в пищу на праздник . Со дня Медового Спаса начинается Успенский пост, продолжающийся до Орехового (Макового) Спаса, с рекомендациями соблюдения ограничений в употреблении животной пищи. Всего лишь месяц отделяет Успенский пост от предыдущего - . Потом следует двухдневный в сентябре и за этим в конце ноября начинается Рождественский Пост, продолжающийся до Рождества Христова.

Надо отдать должное, что церковные запреты и посты не только приобщали к более частому общению со служителями церкви и соответственно дополнительным подношениям, но содержали и полезные диетологические каноны.

Медовый спас

С древнейших времён люди радовались получению даров от Природы-Матери. Богатый и правильно сохранённый, собранный урожай спасал людей от голода и болезней до получения следующих подарков Природы. К этому приурочивались праздники по сбору разных видов урожая, которые сопровождались особыми ритуалами, жертвоприношениями и славлениями Матери Природы и Богов, которые, по мнению людей, способствовали удаче, плодородию и урожайности. Известны праздники по окончанию сезона по сбору мёда у народов Саяно-Алтайского региона, Поволжья, Северо-Запада, Центральных и Южных областей России.

Важность пчёл и мёда для разных народов России доказаны археологическими раскопками, отнесёнными к XII-I тысячелетиям до н.э. в Европейской части России. Есть и рисунки на берегах реки Енисей, датируемые II тысячелетием до н. э. В этом году 14 августа христиане России будут праздновать 950-летие учреждения Андреем Боголюбским Медового Спаса, который занял место проводимых в Ведической Руси дней урожая. Праздники по сбору мёда, например, проводились со славлением Спаса-Даждьбога. Который, например, послал дождь на землю и спас от засухи и неурожая. В эти дни не забывались славления Велеса, Лады и Макоши, отвечающих у славян за труд, плодородие и удачу.

Большинство известных с древнейших времён народных праздников переиначивались в церковно-христианские, поскольку основной двигающей причиной этого было создание института податей церковной десятины и объяснение зависимости церковных крестьян от церкви и монастырей, которые были, по сути дела, крепостниками, где владельцем был не светский хозяин, а христианская церковь. Ведь по пониманию внуков божьих, коими считали себя, например, восточные славяне, они по природе своей не могли быть ни рабами божьими, ни рабами светских хозяев. А Бог у славян был Отцом, наследство дающим и дарами одаривающим. Неудивительно, что с очень древних времён известны блюда, напитки и лекарства, приготовляемые с использованием мёда.

Мёд применялся при консервировании многих продуктов, тогда как сейчас по рецептуре мы используем сахар. Особо ценным составляющим мёд был при приготовлении лекарств, да и сам являлся лекарством, например, при простудных заболеваниях. Мёд, который сам являлся спасом от многих болезней и припасом, как один из важнейших продуктов, был сам обоготворён нашими предками. Может поэтому древнеславянский напиток сурья, который считался напитком богов, известный даже в Индии, изготавливался на основе мёда.

На Палестине - родине библейского Иисуса Христа, известен финиковый мёд, который тоже обладает многими лечебными и кулинарными качествами. Но тот продукт только по аналогии называется мёдом, и, скорее всего, его нужно отнести к фруктовым сиропам, а не к плодам труда уважаемых северными народами пчёл. Может быть, христианам более близко понятие финикового спаса?

Яблочный и Ореховый (маковый) Спасы

Как ни странно, просматривая многие труды, начиная от Святого Писания, не удалось наткнуться на обожествление на Палестине таких плодов, как яблоко. Что-то похожее на яблоко, и то может быть из-за некачественного перевода на русский, это - эшта. Вроде это звучит как сахарное яблоко, но ни видом, ни мякотью, ни вкусом, не напоминает известные нам плоды. Есть некое вкусовое сравнение с яблочно-дынно-клубничным йогуртом. По виду этот фрукт чем-то походит на кедровую шишку. Само фруктовое дерево, даже отдалённо не напоминает яблоню. Например, из эшты не принято делать сок, как это делается из яблока. Эшта растёт практически круглогодично, с неким пиком в октябре-ноябре, что никак не сопоставляется с 19 августа, когда российские христиане справляют яблочный спас.

Известно, что античные греки узнали об яблоках быстрее римлян, поскольку в Северном Причерноморье были греческие колонии, куда римляне попали гораздо позже. В настоящее время адаптированная к италийскому климату яблоня насчитывает десятки сортов. Может, христианам стоило справлять эштовый спас? Или кто-то что-то неправильно перевёл? Аналогию можно приводить и с Ореховым Спасом, который справляется российскими христианами 29 августа. Для южан это называется маковым спасом. Преобладающее количество жителей Ближнего Востока, в том числе и Палестины, две тысячи лет назад, скорее всего, даже не догадывались, что орехи, которые даёт Природа-Мать на территории от Калининграда и Крыма до Камчатки и Владивостока, имеют много видов и форм. Неудивительно, что аналогичных праздников нет в преобладающем количестве христианских стран, например, Африки и Южной Америки. Это ведь сельскохозяйственные праздники, привязанные к конкретным странам мира и к укладам жизни народов, населяющих эти страны.

Интересно, что даже с близкой христианской церковью Армении есть не сопоставимые с каноническими понятия в церковных ритуалах. Такие понятия и слова как спас, спасение, припас и спаситель и родственные им слова всегда имели важное духовное и практическое наполнение в жизни славянских народов, населяющих Русь. В России, вплоть до победы Октябрьской революции, у многих народов существовало двоеверие. Одни, когда это было принято, ходили в церковь, но с удовольствием праздновали Ивана Купалу и Коляду, а при необходимости вспоминали Чура, Домового и Лешего. До сих пор в памяти народа Масленица. Другие, например, как тюркоязычные народы, отбивали намаз, но не забывали Отца небесного Тэнгри-хана и матушку Умай. Даже большевики в трудную минуту не гнушались пользоваться услугами шамана, бабки-знахарки или ведающей матери. А народная память - она ведь на генном уровне зарыта глубоко в подсознании, но часто нам даёт ответы на интересующие вопросы.

Из истории праздников

До христианских праздников, практически в эти же даты, существовали свои праздники, связанные со сбором урожая (День Снопа-Велеса, День Крышня, Спас Коляды и Овсеня, Успение Майи Златогорки, День Майи Златогорки, День огненного волха, Таусень, Овсень малый, Торжество Майи, День Митры, солнцеворот). Череда сентябрьских праздников называлась осенинами. К каждому празднику был свой ритуал и свой набор блюд, угощений и напитков.

Эти праздники вычислялись по ходу солнца, луны и звёзд и сопоставимы с этими датами в используемом в настоящее время календарём.

В наше время в России на период с 10 по 31 августа попадает множество светских праздников: День физкультурника, строителя, ВВС, археолога, трейдера, Воздушного Флота России, пчеловода, День Государственного флага РФ, шахтера, российского кино, спецназа, Международный день блогера. Интересно, что при идеологической борьбе на разных временных этапах существовала не только замена праздников, но даже были чем-то напоминающие ритуалы. Сопоставление просматривается, хотя оба ритуала были в разные времена года.

Из кухни божьих правнуков

Надо отметить, что сладкие блюда на Руси подавались, как и сейчас, в самом конце трапез. Сейчас мы это называем - на десерт. По древним источникам мёд - важнейшее составляющее кваса, каравая, кутьи, многих видов киселей, сыта, узвара и сурьи, в которые добавлялись разные травы, что переводило яства как в категорию средств профилактики болезней, так и лекарственных препаратов. Так, например, орех на меду с чесночным соком, с добавками репейника и других компонентов - было одним из средств для увеличения мужской силы, а также как средством для роста волос и омоложения кожи. Важнейшим составляющим для создания креплёных напитков, наливок, медовух, по крепости которые, как правило, не превышали 2-7 градусов. Наиболее известно из них пиво. Бывало, что сурью (или сурицу) доводили до 20-ти градусов крепости.

Не менее интересный перечень блюд с использованием яблок, который далеко не ограничивался только мочёными яблоками, яблочными напитками и вареньями. В сочетании с другими плодами, ягодами, фруктами и травами получались удивительные по вкусу начинки для выпечки. Немаловажное значение в меню имел орех. Список блюд начинался с натурального ореха и его смешивания с мёдом. Орех как белковый заменитель ценился не менее бобовых культур. Не стоит забывать, что наши пращуры в основном были вегетарианцами (спорная гипотеза), поскольку считалось, что мясо старит и укорачивает жизнь. Даже Богам не было животных жертвоприношений, поскольку большинство животных было тотемными. Например, корова как и в Индии считалась священным животным и в пищу не употреблялась. Мясо в разумных пределах дозволялось в употребление воинам, считалось что при чрезмерном употреблении мяса можно переродиться в зверя.

На основе яблок известны культовые и лекарственные рецепты напитков и яств, используемых для лечения, ворожбы и гаданий. Не умаляя значения злаковых, например, на свадьбу молодожёнам обязательно дарился бочонок мёда и жбан орех, с которыми они должны были справиться в медовый месяц. Наверное, не стоит объяснять название послесвадебного медового месяца. Неудивительно, что большинство рецептов осталось неизменными за более чем тысячелетие. Разве что сами рецепты несколько изменились из-за появления новых видов продуктов питания и даже ухудшились, при использовании заменителей и отказе от лечебных травяных и природных добавок.

Надо отметить, что основные праздники проходили на осенины и особенно на осеннее солнцестояние, поскольку на тот момент все припасы, как правило, были сделаны. Большинство первоочередных сельхозработ было проведено, и праздничный стол отличался изобилием. Промежуточные праздники были больше связаны с необходимостью промежуточных поборов от властителей, жрецов, церковнослужителей и прочего перечня лиц, кормившихся трудами крестьян.

Фото: Символы трех Спасов и любимые летние лакомства: мед, орехи и яблоки (evesnewyear.com)

В августе празднуется три важных церковных праздника в честь Спасителя. Когда и как отмечать Спасы 2016, а также главные особенности праздников в материале Styler

"Какого числа спас 2016: яблочный, медовый и ореховый спас, как праздновать и какова история праздника?", – ответы на все эти вопросы читайте в нашей статье, посвященной трем августовским праздникам.

Сладкий Спас 2016: какого числа отмечать

Православный праздник Спас 2016 церковь празднует в честь Великого Спасителя - Иисуса Христа традиционно в августе. Последний месяц лета богат на вкусные дары природы и символами праздника являются такие лакомства как мед, яблоки, орехи. В старину существовал строгий запрет на употребление этих продуктов до наступления праздника. Снималось табу постепенно - с наступлением каждого из трех Спасов.

Фото: Спасы в 2016 году - время наслаждаться вкусом спелых ягод, меда и орехов (weburg.net)

Когда какой Спас в 2016 году узнать не сложно. Как и наши предки, мы будем отмечать Медовый Спас 2016 14 августа, Яблочный Спас 2016 наступит 19 августа, Ореховый Спас 2016 празднуется в самом конце лета - 29 августа.

Медовый Спас 2016 года – какого числа мед становится целебным

Медовый, Мокрый Спас или Маковей 2016 отмечается 14 августа. Считается, что после этого дня заканчивается выкачка меда. Собранному на Спас меду всегда приписывались особые лечебные свойства. Его нужно употреблять после освящения в церкви.

Когда Медовый Спас в 2016 году полезно знать и тем, кто собирается поститься. Именно 14 августа начинается Успенский пост, поэтому мясные и рыбные блюда на праздник запрещены. Но вы можете побаловать родных выпечкой с маком, ведь второе название Спаса- Маковей.

Фото: Праздничное угощение на Первый Спас 2016 - рулеты с маком (ivona.bigmir.net)

Вместе с медом 14 августа в церкви освящают маковые головки, готовят рулеты и булочки с маком. После церкви маковые зерна можно разложить в углах комнаты, чтобы уберечь дом от негативной энергии.

Третье название Медового Спаса – Мокрый. Какого числа Медовый спас в 2016, как и в древние времена, можно угадать по воде в реках и озерах. В народе считалось, что после 14 августа вода начинает цвести и становится холодной. В Первый Спас существует традиция освящать воду, и даже росе приписывают целебные свойства.

Яблочный Спас 2016 - какого числа провожают лето

Второй Спас – яблочный, отмечается ежегодно 19 августа. С этого дня можно начинать кушать яблоки. Наши предки верили, что яблоко, съеденное на Спас, обязательно принесет удачу. А если в праздник загадать желание, откусив последний кусочек спелого фрукта, оно непременно сбудется.

В день, когда Яблочный Спас в 2016 году, церковью также отмечается большой праздник Преображения Господня, а в народном календаре 19 августа празднуют проводы лета. На закате нужно выйти на улицу, поблагодарить природу за ее дары и попросить благополучия на весь следующий год.

Ореховый Спас в 2016 году - какого числа пекут караваи и гадают на желание

Ореховый Спас 2016 празднуется в самом конце лета. К этому времени созревают орехи, в праздник их освящают в церкви, а после этого кушают и раздают в качестве подарков родным и близким.

На орехах в праздник можно ворожить. Для этого нужно загадать желание и расколоть первый попавшийся под руку орешек. Если внутри он спелый, задуманное обязательно исполнится.

Фото: Ореховый Спас - какого числа в 2016 году освящают орехи (nexplorer.ru)

29 августа, когда Ореховый Спас в 2016 году, празднуется Успение Пресвятой Богородицы, в честь этого в храмах проводится торжественная литургия.

Также Третий Спас называют Хлебным. К этому дню в селах заканчивалась уборка зерновых на полях и пекли первый хлеб из муки нового помола. Исепченный на Спас каравай освящали и ели за праздничным столом. Корочку хлеба заворачивали в холщовый лоскут и клали за икону, для благополучия и защиты от голода.

Спасы в 2016 году (медовый, яблочный, ореховый) наступят уже совсем скоро. Это отличный повод полакомиться вкусностями. К тому же считается, что на эти праздники в дарах природы сосредоточена особая энергия, и они принесут заряд бодрости и здоровья на весь год.

Когда праздник Спас приходит, это означает, что понемногу приходит пора собирать урожай. Так когда какой Спас в 2016 году? По порядку сначала идет Медовый Спас, он же Маковей. Следующим Яблочный -Второй Спас, а за ним Ореховый, или, как принято называть в народе, - Хлебный Спас.

Великий православный праздник и церковь, и верующие празднуют в честь Великого Спасителя — Иисуса Христа, отсюда и названия праздников. Символами трех великих праздников являются мед, яблоки и орехи, соответственно и названия Спасов. С приходом каждого из трех праздников можно было свободно употреблять и запасать мед, яблоки и орехи.

Маковый (Медовый) Спас в 2016 году

Именно Маковым Спасом и начинается череда праздников в августе. Его также называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. Отмечается он 14 августа. Кстати, когда Медовый Спас в 2016 году, надо знать тем, кто обычно соблюдает пост. Именно 14 августа начинается Успенский пост. В этот день лучше отказаться от мясных и рыбных блюд, зато можно полакомиться выпечкой с маком, ведь этот Спас еще называют Маковеем.

Яблочный Спас-2016 (Яблоневый)

Когда в этом году Яблочный Спас, нужно знать всем верующим людям, так как с этого дня, по давним традициям, можно было есть яблоки и собирать щедрый урожай. Сейчас, правда, этого правила не так строго придерживаются, но все равно эти любимые всеми фрукты в Яблочный Спас в особом почете. Их освящают в церкви, готовят вкуснейшие блюда из яблок, чтобы пополнить организм здоровьем и привлечь удачу. Да и в любом случае приятно провести время за яблочным пирогом или шарлоткой в кругу семьи.

Второй Спас, он же Яблочный Спас, отмечают 19 августа. Не забывайте, что в день, когда Яблочный Спас в 2016 году, также отмечается большой праздник — Преображение Господне.

Ореховый (Хлебный) Спас 2016 года

Когда Ореховый Спас наступает, орехи уже обычно созревшие, а в наше время, когда климат стал жарче, орехи созревают еще раньше. Третий Спас церковь отмечает в конце лета, но точно так, как и предыдущий Спас, в эти дни есть еще один важный праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому 29 августа в церкви проводят праздничную литургию и верующие с особым вдохновением почитают святых.

Кстати, Третий Спас еще носит название Хлебный Спас. Поэтому, интересуясь, какого числа Хлебный Спас 2016 года, помните, что это 29 августа.

14 августа — Медовый Спас, Маковей

Само слово «Спас» связано с Иисусом Христом, которого называют Спасителем. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Надо сказать, что каждый праздник Спаса в церковном календаре имеет другое, так сказать официальное название.

Медовый, самый Первый Спас, в церковных календарях носит название Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Почему же праздники называют Спасами? Оказывается это слово имеет древние, еще языческие корни. Славяне еще задолго до прихода христианства почитали бога Спаса, которому молились за удачный сбор и сохранность урожая. После крещения Руси славянские традиции переплелись с православными, и праздники Спаса приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность спасти свою душу от злых сил, позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем?

По преданиям, в православии этот праздник появился после того, как жители Константинополя в этот день из храма Святой Софии, в разгар страшной эпидемии, вынесли частицу креста, на котором был распят Иисус Христос, и освятили водоемы и колодцы. И свершилось чудо — болезнь, унесшая тысячи жизней, ушла из города.

Но на Медовый Спас освящают воду в реках, родниках, колодцах не только в память о константинопольском чуде. В древних летописях сказано, что именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. Наши предки на Медовый Спас обязательно купались в водоемах. Считалось, что в этот день вся вода приобретает волшебную силу — смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после

14 августа в церквях и православных храмах освящают не только воду, но также и мед. Именно в это время соты в ульях заполнены медом до отказа, и самое время собирать урожай, а после освящения угощаться вволю. У славян мед был не только вкусным, сладким лакомством, из него еще готовили популярный хмельной напиток — медовуху. В народе ее использовали не только в качестве праздничного напитка, но и лечили хвори и недуги.

Существует еще одно название праздника 14 августа — Маковей. Те, кто часто посещает церковь, знают, что в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но к празднику урожая Маккавеи никакого отношения не имеют. Просто с 14 августа на полях начинали собирать мак и печь пироги с этой начинкой.

Маковейчик — волшебный букетик-оберег

На праздник Маковея раньше, в дохристианской Руси, люди создавали специальные букеты-обереги — маковейчики, которые защищали семью от бед на протяжении всего года. Не перестали собирать маковейчики и после прихода христианства. Правда, теперь их освящают в церкви. Перед праздником маковейчики продаются буквально на каждом шагу. Конечно, можно их купить, но лучше собрать волшебный букет своими руками. На Руси были убеждены: это должна сделать каждая женщина или девушка. Высушенный маковейчик лучше всего поставить на подоконник. А чтобы защитить свое жилище от колдовских чар, по дому разбросайте мак (хотя бы у порога и по углам в каждой комнате). И запомните: на Маковей женщинам прощаются все незамоленные грехи.

К слову, если ребенок плохо засыпает или неспокойно спит, ему под подушку кладут освященную маковую головку.

Народное поверье гласит: Первый Спас бабьи грехи замаливает. Наверное, ни для кого не секрет, что прожить жизнь без греха — непосильное задание, разве что святые могут с ним справиться, а вот простому человеку это неподвластно. Обстоятельства складываются так, что хоть и по мелочам, но грешат все. Данная же примета говорит о том, что если на женщине есть грех, за который она никак не может вымолить прощение, то в этот день такой грех ей простится обязательно. Для пущей уверенности в прощении грехов нужно было помочь вдовам и сиротам по хозяйству — «в Медовый Спас во вдовий двор хоть щепку брось». Под щепкой имелись в виду дрова. Люди старались помочь и в заготовке дров, и по работе в огороде, в хлопотах по хозяйству. Ведь тот, кто поможет нуждающимся в этот день, получит благословение Господа.

В старину маковейчик делали из 17 трав.

Со временем число составляющих изменилось. Что обязательно должно быть в букетике?

Маковые головки

Веточки полыни

Калина — символ девичьей красоты, любви, нежности.

Подсолнух — символ солнца, тепла и благодарности.

Рута и ноготки (календула) — защита от всяческих болезней.

Конец лета дарит нам три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Великие дни названы в честь Христа-Спасителя. Их отмечают в августе: 14 – Спас на воде, 19 – Спас на горе и 29 – Спас на полотне.

Спасовки – своеобразное слияние язычества и христианства, ставшее традицией. Первый урожай подносили божествам и «спасались» (выживали, вкушая дары лета). Этот обычай наслоился на православные праздники Происхождения Креста Господня, Преображения и Нерукотворного Образа.

Медовый Спас в августе 2017 года

Не переходящий по дате христианский праздник отмечают 14 августа - это Первый Спас, Спас на воде или мокрый Спас, маковый или медовый Спас.

Этот день вобрал в себя череду важных христианских событий:

  • традицию выноса Креста Господня;
  • праздник малого водосвятия;
  • день памяти мучеников Маккавеев;
  • начало Успенского поста.

Спас зовется в народе медовым, потому что подходит время подрезать наполненные пчелиные соты и собирать мед нового урожая. А маковым – потому что головки мака наполняются вызревшими черными зернышками, и православные вспоминают о семи Маккавеях, принявших смерть за свою веру в единого Бога.

Пчеловоды с самого утра осматривали ульи. Из самого щедрого по медовому запасу выламывали «первый сот» и в новой деревянной посудине несли его в церковь на благословение. Зернышки уже освященного мака верующие разбрасывали по углам своего дома, ограждая жилище от сглаза и порчи, ссор, голода и недоброго гостя. Парни и девушки водили хороводы, заливисто выводя «Ой, на горе мак».

Спас называется еще и мокрым в честь малого водосвятия. Священники совершали крестный ход на реки и озера, чтобы освятить воду. Православные купались и омывали скотину – смывали грехи и молились о здравии. После этого дня в воду уже не входили, знали, что лето клонится к закату. В эту пору было принято чистить и освящать колодцы.

Не забывая о начале строгого поста, к Медовому Спасу выпекали особые пироги – «мачники» и «маканцы», рулеты, булочки и пряники с маком и медом, варили «сочиво» – пшеничную кашу с грецкими орехами, изюмом, медом и маком. К блинам готовили сладкую массу из меда и мака – «маковое молочко». Мед ели с хлебом, варили сбитень и медовуху.

Яблочный Спас в 2017 году

Празднование среднего, второго или яблочного Спаса, первых осенин, Спаса-на-Горе, Спаса-Преображения, главного из всех Спасовок, начинается 19 августа. Очередной народный праздник урожая приурочен к христианскому дню Преображения Господня.

В час молитвы на горе Фавор Иисус показал ученикам свою божественную сущность, и именно это событие торжественно отмечается верующими 19 августа. В храмах совершается литургия, священники проводят ее в белоснежных одеяниях, символизирующих божественный свет Преображения.

В Средиземноморье в это время созревал виноград, считающийся одним из образов Христа, и именно его несли в храм для освящения. А славяне приносили в церковь яблоки, и попробовать созревшие плоды можно было только после богослужения. Освященными яблочками делились со всеми, кто был рядом. Считалось, что каждый в этот день должен обязательно насладиться пользой и вкусом фрукта. Яблоками одаривали нищих, больных и сирот. Спелые плоды несли на кладбище и клали на могилки.

Святой водой было принято кропить колоски и зернышки нового хлеба, эти «начатки» православные берегли до следующего посева.

Традиционно в Яблочный Спас девушки, взявшись за руки, водили хороводы вокруг яблоньки и расчесывали волосы гребнем, вырезанным из древесины этого дерева. Вечером, дождавшись заката, жители села выходили в поле, чтобы проводить лето и встретить осень. Если в первые осенины была ясная погода без дождя, то люди говорили, что и осень будет сухая, а зима суровая.

В средний Спас на праздничном столе, конечно же, главенствовали блюда из яблок. Тающие во рту яблочки из печки с медом и пряностями, вкусные яблочные лепешки, моченые плоды и варенье из ароматных сладких фруктов, пироги и булочки были в изобилии на каждом столе.

Ореховый Спас 2017

Нерукотворный, холщовый, хлебный, ореховый или малый Спас празднуют 29 августа. Третий Спас отмечается со дня возвращения чудотворного полотна, которым Иисус обтер свое лицо. Полотенце с проявившимся на ткани ликом божьим (Нерукотворный образ) было похищено мусульманами, но 29 августа византийский император выкупил его и перенес в Константинополь.

В народе Спас называли хлебным, ведь к этому дню заканчивался сбор урожая зерна, и из него выпекался первый хлеб. Славяне несли его в храм для освящения. Остатки хлеба заворачивали в холщовую ткань и прятали за икону в своем доме. Православные верили в то, что благословенный хлеб дарует дому благодать и сбережет от бед и голода.

Еще Спас величали ореховым, так как первый ореховый сбор в день малого Спаса также освящали в храме. На орехах гадали: проговаривали желание и раскалывали скорлупу, чтобы узнать, сбудется ли оно. Если ядро было крупным и вкусным, значит, желание сбудется, а если орех окажется пустым или ядрышко будет гнилым или усохшим, то, вероятно, мечте не суждено осуществиться. По урожаю орехов определяли, удадутся ли зерновые в следующем году. В ореховый Спас собирали ветки орешника, изготавливали из них обереги, талисманы и банные веники.

Спас 29 августа звали еще и холщовым: помня о христианской составляющей праздника, на многочисленных ярмарках торговали холстами и полотном.

В малый Спас освящали выкопанные колодцы, обходили их вокруг, «замыкая» благодатное время года. Очищали святые источники, напивались вдоволь ключевой водой. Провожали ласточек и журавлей, прощались с летом.

Накануне последнего Спаса верующие отмечали Успение Пресвятой Богородицы и завершение Успенского поста, поэтому никаких ограничений для мясных, рыбных, овощных и мучных блюд уже не было. Празднуя малый Спас, обязательно пекли первый каравай из зерна нового урожая, готовили яства с добавлением орехов и варили хлебный квас.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!