Именины января, православные праздники в январе. Церковный Православный праздник января День международного признания Хорватии

Женские и мужские имена (как назвать мальчиков и девочек в декабре)

Именины в январе:

1 – Вонифатий, Григорий, Илья, Тимофей.

2 – Антон, Даниил, Иван, Игнатий.

3 – Леонтий, Михаил, Никита, Петр, Прокопий, Сергей, Феофан.

4 – Анастасия, Дмитрий, Федор, Федосья.

5 – Василий, Давид, Иван, Макар, Наум, Нифонт, Павел, Феоктист.

6 – Евгения, Иннокентий, Клавдия, Николай, Сергей.

8 – Августа, Агриппина, Александр, Анфиса, Василий, Григорий, Дмитрий, Ефим, Исаак, Константин, Леонид, Мария, Михаил, Никодим, Николай.

9 – Антонина, Лука, Степан, Тихон, Федор, Ферапонт.

10 – Агафья, Александр, Аркадий, Вавила, Давид, Ефим, Игнатий, Иосиф, Леонид, Никанор, Никодим, Николай, Петр, Симон, Феоктист, Яков.

11 – Агриппина, Анна, Варвара, Вениамин, Георгий, Евдокия, Евфросиния, Иван, Лаврентий, Марк, Маркел, Матрона, Наталия, Феодосий.

12 – Анисья, Антон, Даниил, Ирина, Лев, Макар, Мария, Федора, Федосья.

14 – Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот, Эмилия, Яков.

15 – Василий, Герасим, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр.

16 – Гордей, Ирина.

17 – Александр, Андроник, Архипп, Афанасий, Анисим, Аристарх, Артемий, Афанасий, Денис, Ефим, Карп, Климент, Кондратий, Лука, Марк, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Родион, Семен, Силуан, Степан, Тимофей, Трофим, Фаддей, Феоктист, Филимон, Филипп, Яков.

18 – Аполлинария, Григорий, Евгения, Иосиф, Лукьян, Матвей, Михей, Роман, Семен, Сергей, Татьяна, Фома.

19 – Феофан.

20 – Афанасий, Василий, Иван, Пафнутий.

21 – Антон, Василиса, Виктор, Владимир, Дмитрий, Георгий, Григорий, Евгений, Емельян, Илья, Михаил, Сидор, Феоктист, Юлиан.

22 – Антонина, Захар, Никандр, Павел, Петр, Филипп.

23 – Анатолий, Григорий, Зиновий, Макар, Павел, Петр, Феофан.

24 – Владимир, Михаил, Николай, Степан, Терентий, Федор, Феодосий.

25 – Евпраксия, Макар, Петр, Савва, Татьяна.

26 – Афанасий, Максим, Никифор, Никодим, Пахом, Петр, Яков.

27 – Агния, Адам, Андрей, Аристарх, Вениамин, Давид, Еремей, Иван, Илья, Иосиф, Исаак, Макар, Марк, Моисей, Нина, Павел, Пафнутий, Савва, Сергей, Степан.

28 – Варлам, Гавриил, Герасим, Елена, Иван, Максим, Михаил, Павел, Прохор.

29 – Иван, Максим, Петр.

30 – Антон, Антонина, Виктор, Георгий, Иван, Павел, Феодосий.

31 – Александр, Афанасий, Владимир, Дмитрий, Евгений, Емельян, Ефрем, Иларион, Кирилл, Ксения, Максим, Мария, Михаил, Николай, Сергей, Феодосия.

Церковные православные праздники в январе

Преподобный Илия Печерский

В первый день года церковь празднует память преподобного Илии Печерского по прозванию Чоботок. Илия был уроженцем города Мурома, народные и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором рассказывали русские былины.

Спаситель родился в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Во время переписи населения каждый должен был находиться в том месте, откуда происходил его род. Прибыв в Вифлеем, Дева Мария и праведный Иосиф не нашли свободных мест в гостиницах и остановились за городом в пещере, предназначенной для содержания скота. В полночь весть о рождении Спасителя от ликующих Ангелов пришла к пастухам, которые пришли поклониться Богочеловеку. Праздник в честь этого события был установлен еще в апостольские времена, однако до IV в. он соединялся с празднованием Богоявления.

Узнав от волхвов о рождении нового Царя, Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, рассчитывая, что среди них будет и Богомладенец, в Котором он видел своего соперника.

В этот день по ветхозаветному закону Господь принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками.

В этот же день совершается память , архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Василий жил в IV в., в Константинополе и Афинах он получил блестящее образование. Вернувшись в Кесарию, он преподавал риторику, затем принял крещение и встал на путь аскетической жизни. Вместе со своим другом Григорием Богословом он удалился в пустыню, чтобы посвятить жизнь Богу. В дальнейшем святой был рукоположен в пресвитера, во время правления императора Валента, сторонника ариан, он стал архиепископом и приложил большие усилия, чтобы уберечь свою паству от ереси. Им был составлен чин Литургии, написаны Беседы на Шестоднев, на псалмы, а также собрание монашеских правил.

15 января – день преставления (1883 г.) и второго обретения мощей (1991 г.) одного из любимейших в народе русских святых – . Приняв монашеский постриг в 27 лет, преподобный до конца жизни подвизался в Саровской обители, либо в лесной пустыни. За свой молитвенный подвиг он сподобился неоднократного посещения Царицы Небесной. Ко Господу преподобный Серафим отошел во время молитвы перед иконой Божьей Матери. Преподобный был прославлен в лике святых в 1903 г. После Октябрьской революции мощи святого исчезли и были обнаружены только в 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде.

17 января – Собор 70 апостолов Христовых, избранных Господом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Память этих апостолов совершается и по отдельности в течение года, а праздник этот был установлен для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в их почитании.

19 января празднуется – двунадесятый праздник, установленный в честь Крещения Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан и в честь явления во время этого события Пресвятой Троицы. Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. На следующий день отмечается Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя.

24 января мы вспоминаем преподобного Феодосия Великого, ставшего основоположником общежительных монастырей. Он родился в конце V в. в Каппадокии. Около 30 лет святой прожил в палестинской пустыне, пребывая в посте и молитве. К нему постоянно приходили желавшие жить под его руководством, в результате возник общежительный монастырь, или Лавра, существовавшая по уставу Василия Великого.

Память святой мученицы Татианысовершается 25 января. Татиана, дочь римского консула, отказалась от замужества, желая посвятить жизнь Господу. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, ухаживая за больными и помогая нуждающимся. В правление императора Александра Севера (между 222 и 235 г.) Татиана приняла мученическую смерть за Христа, отказавшись принести жертву языческим богам и претерпев страшные истязания.

27 января церковь вспоминает , просветительницу Грузии. Она родилась около 280 г. в Каппадокии в знатной благочестивой семье. Однажды Нина увидела во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ей крест из виноградной лозы и направила с апостольским служением в Иверию (Грузию). Нина пришла в Грузию в 319 г. и приложила много усилий для просвещения этой страны – через пять лет в Грузии утвердилось христианство.

30 января – день памяти , знаменитого подвижника, основателя пустынножительства, именуемого отцом монашества. Антоний родился в Египте в 251 г. После смерти родителей, внушивших ему любовь к Богу и благочестие, он начал подвижническую жизнь. Ему пришлось сражаться с тяжелейшими искушениями и нападками нечистых сил, но с Божьей помощью он преодолел ухищрения дьявола и ушел в глубь Фиваидской пустыни, чтобы в полном одиночестве служить Господу. 85 лет святой провел в пустынном уединении, его примеру последовали многие из тех, кто желал провести жизнь в аскетическом подвиге ради Господа.

В этот день было принято чистить курятники (Фото: Ivonne Wierink, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 2 января

День получил свое название в честь церковного праздника - Дня святого Сильвестра. Папа римский Сильвестр I жил в 4 веке и прославился сотворенным чудом. Согласно легенде, он изловил морского змея Левиафана и предотвратил тем самым конец света.

Также в этот день русские люди отмечали день Кура и Курки, или Куриный праздник . В этот день было принято чистить курятники. На Руси существовало поверье, что в этот день семилетний черный петух откладывает яйцо, а летом из него родится змей Василиск. Чтобы защитить курятник от нечистой силы, в нем вешали черный камень с дыркой - «куриный бог». Кроме того, старушки окуривали курятники смолой и девясилом, чтобы защитить домашнюю птицу от куриной слепоты и отогнать злых духов - лихоманок. Детям в этот день доставались новые игрушки - петушки из глины.

На Сильвестра гадали на луковицах (Фото: Ekaterina Kondratova, Shutterstock)На Сильвестра гадали на луковицах. Чистили 12 штук (при этом стараясь не заплакать), клали на каждую щепоть соли и до утра оставляли на печи. Какая по счету луковица окажется мокрой - такой месяц и будет дождливым. Были и более простые приметы на погоду. Ночью смотрели на месяц: если оба рога остры и ярки - к ветру; если оба рога круты - к морозу; отлогие рога предвещали ненастье. Вьюгу сулили и сороки, если летали вблизи жилья.

Впрочем, морозы в это время никого не удивляли. Люди говорили: «В этот день не только на земле студено-морозно, но и под землею. Выгоняет Мороз лихих сестер с хворями из-под земли» . На Сильвестра считалось полезным прочитать заговор от болезни; говорили, в этот день он имеет особую силу.

Именины в этот день

Василий, Кузьма, Марк, Модест, Петр, Серафим, Сергей, Сильвестр, Ульяна

Русская православная церковь чествует память преподобного Серафима Саровского дважды в год. 1 августа празднуется обретение его мощей в 1903 году. А 15 января православные христиане отмечают преставление преподобного.

В дни памяти святого Серафима Саровского в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, которые носят имя святого, отмечают свои именины. Будущий подвижник родился в 1754 году в Курске, в купеческой семье Мошниных.

С детства он мечтал о монашеской жизни и в 24 года ушел в Саровскую пустынь на территории нынешней Нижегородской области. Прожив значительное время в монастыре, инок Серафим по благословению настоятеля обители построил себе келью в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря.

В ней он прожил больше 15 лет, приходя в монастырь лишь в воскресные и праздничные дни. Во время затворничества на преподобного напали грабители, которые жестоко избили его, в связи с чем на всю жизнь он остался сгорбленным - таким его изображают и на иконах. Однако своих обидчиков Серафим простил и просил не наказывать их.

Время уединения преподобного было связано с особыми молитвенными трудами. С сильным духовным искушением святой боролся подвигом столпничества. Тысячу дней и ночей с воздетыми руками преподобный Серафим молился на камне: днем - в своей келье, а ночью - в лесу. Позже он взял на себя подвиг молчания на три года, перестав в это время посещать даже монастырь.

За свои труды подвижник обрел дары прозорливости и чудотворения и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Современники Серафима Саровского особо отмечали, что святой исцелял не столько кротким словом, сколько любовью и радостью, исходившими от него.

К любому человеку преподобный с умилением обращался «радость моя». Еще при жизни Серафима Саровского уважали, в обитель стекались люди со всей России, чтобы услышать его наставления относительно духовной жизни, получить совет. После мирной кончины преподобного в 1833 году почитание стало особенным.

По свидетельству очевидцев, на его могиле часто совершались чудеса. В 1903 году преподобного причислили к лику святых. Сейчас мощи Серафима Саровского покоятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре, который благодаря этому является одной из самых известных обителей России. Ежегодно в дни памяти святого здесь совершаются особо торжественные богослужения с участием Патриарха, куда стекаются тысячи паломников.

День международного признания Хорватии

В этот день в 1992 году Республику Хорватию, тогда еще одну из югославских республик, международно признали 12 стран Европейского союза. В тот же день к ним присоединились Австрия, Болгария, Канада, Венгрия, Мальта, Польша и Швейцария.

Первой страной, признавшей Хорватию, стала Исландия, которая еще 19 декабря 1991 года приняла соответствующее решение. 13 января Хорватию признал Ватикан, а 14 января - Сан-Марино.

Еще осенью 1991 года Республику Хорватию признали также и страны, которые сами тогда еще не были признаны: Словения, Литва, Украина, Латвия и Эстония.

До конца января 1992 года Хорватию признали еще семь государств: Финляндия, Румыния, Албания, Босния и Герцеговина, Бразилия, Парагвай и Боливия. Первой азиатской страной, признавшей Хорватию, не считая Турции, стал Иран, а африканской - Египет. 22 мая 1992 года Хорватия была принята в ООН, а к этому моменту была признана еще и Россией, Японией, США, Израилем и Китаем.

С тех пор Хорватия имеет 48 посольств, шесть постоянных миссий в разных международных организациях, 23 консульства и поддерживает дипломатические отношения более чем со 120 странами мира.

День образования Следственного комитета Российской Федерации

Следственный комитет РФ не входит в структуру ни одного из органов государственной власти (Фото: senk, Shutterstock)

15 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации», подписанный 28 декабря 2010 года. Это стало поводом внести в календарь еще одну праздничную дату - День образования Следственного комитета РФ .

Как сообщалось в пояснительной записке к законопроекту, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры создаст необходимые условия для более эффективной работы как органов прокуратуры, так и следственных органов. Идея была не нова: впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил Петр I. Император осуществил судебную реформу, разделив уголовный процесс на две стадии: предварительное расследование и судебное разбирательство.

В 1713 году в России появились первые специализированные следственные органы. Ими стали майорские следственные канцелярии, которые подчинялись непосредственно Петру I и разбирали дела о наиболее опасных деяниях. К их числу относились проступки, посягающие на основы государственности: взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество. Следственные органы, зависимые только от императора, могли оставаться беспристрастными и объективными даже в отношении высокопоставленных должностных лиц. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов.

Впрочем, сразу же после смерти Петра I независимые следственные органы упразднили, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства. С 1723 до 1860 года расследованием преступлений занимались неспециализированные органы: полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния. Так в России сложилась административная модель организации следственного аппарата.

В 19 веке стали понятны недостатки такой системы, главным из которых стал рост коррупции. В ходе судебной реформы 1860 года Александр II попытался найти новые способы организации предварительного следствия, однако возврат к петровской модели даже не рассматривался. В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. В этот период в 44 губерниях страны появилось 993 судебных следователя. Судебная модель, заложенная Александром II, позже легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. Это было связано с желанием новой власти сделать юстицию одним из инструментов классовой борьбы.

В 1927 году в Московской губернии судебных следователей перевели в органы прокуратуры. Эксперимент был признан успешным, и в 1928 году коллегия Наркомата юстиции постановила передать следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры. А в 1929 году и военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. В 1963 году следственные органы появились и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

В 2007 году Следственный комитет при прокуратуре РФ стал относительно самостоятельным ведомством, однако все еще входил в систему органов прокуратуры. Закон 2011 года вернул модель развития следственных органов к идее Петра I. Этот документ установил, что руководство деятельностью комитета осуществляет глава государства.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации (СК России) не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Он является федеральным государственным органом в стране, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства и иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, сегодня работники Следственного комитета могут отпраздновать своего рода «день независимости». В любом случае, этот праздник - хороший повод подвести итоги работы и отметить отличившихся сотрудников ведомства.

Напомним, что празднование профессионального праздника - Дня сотрудника органов следствия Российской Федерации - установлено в нашей стране на 25 июля.

Россия на весь христианский мир испокон веков славится своими святыми. Одним из ревностных слуг Божиих русского происхождения являлся и продолжает являться после своей физической смерти Серафим Саровский. В основанную им обитель, что находится в Дивеево, и сегодня съезжаются потоки паломников. Они с особым благоговением прикладываются к мощам преподобного, молятся у священных останков и возлагают на ходатайство за грешных рабов Господних батюшки большие надежды. Очень многие в итоге получают просимое. 15 января Церковь празднует день преставления, памяти великого святого Серафима Саровского.


Детство святого

19 июля 1759, по другим данным – 1754 года в семье купцов Мошниных Исидора и Агафии, проживавших в древнем Курске, родился сын. Родители окрестили ребенка Прохором в честь апостола с таким же именем. С ранних лет мальчик учился жить в угоду Богу, любя его всем сердцем. Такой пример ребенку подавали мать и отец, занимавшиеся возведением каменных храмов и четко следовавшие христианским догмам. Да и сам Прохор, будучи еще малолетним ребенком, уже находился под особой защитой Творца.

Однажды отрок, находясь на строящейся колокольне, оступился и упал вниз. Мальчик выжил, но тяжко заболел, однако вскоре выздоровел по молитвам перед чудотворным образом Богородицы «Знамение». Сама Дева Мария явилась будущему святому и обещала подарить исцеление, что, спустя короткое время, и произошло. Именно этот случай послужил поводом к началу беспрестанного прославления Пречистой преподобным Серафимом, осуществляемого им на протяжении всей своей жизни.

Как только Прохор избавился от недуга, он тотчас приступил к изучению грамоты посредством ежедневного чтения церковных книг, Священного Писания. Когда мальчик повзрослел, родители стали обучать сына торговому делу. Отрок не любил торговли, но слушался старших. Более всего же он тяготел к пребыванию во храме, к молитве сердечной, к размышлениям, одиночеству и безмолвию. Так в нем просыпалось и укреплялось стремление к монашескому существованию. Мать отрока, узнавшая об этом, не стала противиться желанию сына, а, напротив, благословила ребенка на благое дело.

Иноческая жизнь

Будущий святой Серафим Саровский не сразу принял монашеский постриг. Сначала он отправился с пятью сверстниками в Киев, в Киево-Печерскую Лавру: поклониться мощам подвижников и получить наставления мудрых старцев. Один прозорливый монах по имени Досифей (на самом деле то была девица Досифея, скрывавшая свой истинный пол), живший близ Печерского монастыря, дал добро на ведение Прохором иноческой жизни и указал даже место его подвигов: Саровскую пустынь. Юноша прибыл туда 20 ноября 1778 года. Настоятель монастыря иеромонах Пахомий принял его с любовью как послушника.



С этого момента началось погружение Прохора в монашескую жизнь. Он посещал храм, причем приходил туда раньше всех, а уходил всех позже, и на протяжении службы стоял с закрытыми глазами, не шевелясь. Юноша выполнял различные монастырские работы: пек хлеб, столярничал, осуществлял обязанности пономаря и будильщика. Никогда не бывал он без занятия, чтобы не впасть в скуку. В свободные часы по благословению наставника юноша уединялся в лесу, где размышлял о Боге и молился.

И старцы, и братия полюбили ревностного подвижника. Однажды Прохор сильно заболел, а монахи дежурили у его ложа. На протяжении трех лет иноку нездоровилось, но юноша с терпением переносил физические страдания. После того, как состояние его ухудшилось, братия отслужила больному за здравие Божественную литургию и причастила инока Святых Христовых Таин. Тогда явилась Прохору Богородица, как в детстве, и, возложив на голову свою руку, исцелила. Впоследствии на месте явления Пречистой была возведена больничная церковь.

Подвижническая жизнь Серафима Саровского

18 августа 1786 года Прохор принял постриг с именем Серафим. Через год его посвятили в иеродиакона. Теперь Серафим не просто находился в храме, но совершал богослужения. Неоднократно Бог посылал своему угоднику видения, в которых Ангелы пели вместе с братией, и даже сам Иисус Христос в окружение Небесных Сил Бесплотных присутствовал на Божественной литургии в Великий Четверг.

2 сентября 1793 года Серафим был рукоположен во иеромонаха. Спустя год скончался настоятель Саровской пустыни Пахомий. Это событие послужило причиной тому, что преподобный взял на себя обязанности попечителя Дивеевской женской общины. Тогда же он испросил у настоятеля пустыни иеромонаха Исаии благословение на пустынножительство и, получив таковое, обосновался в дремучем лесу за пару-тройку километров от обители. Преподобный называл свое новое жилище «дальней пустынькой». Там он стал вести еще гораздо более строгий и ограниченный во всем образ жизни, нежели в монастырских стенах, никого не принимая.


Прошло время, и преподобный Серафим Саровский взял на себя особый подвиг под названием «столпничество». Ежедневно, на закате дня Серафим поднимался на большой камень из гранита, что лежал в лесу, и, воздев руки к небу, до самого рассвета повторял беспрестанно Иисусову молитву. Утром преподобный шел к себе в келию и вставал на другой, малый камень, который принес также из леса.

Столпничество Серафим выполнял на протяжении тысячи дней и ночей вне зависимости от погоды. Как-то раз на него напали разбойники, избили, проломили череп, переломали несколько ребер и бросили в келье. Кое-как Серафим Саровский добрел до обители. В течение восьми суток его состояние было крайне тяжелым, преподобный мучился от сильных болей.

И вновь явилась к нему в видении Богородица, и вновь даровала святому Серафиму Саровскому исцеление. Болезнь отразилась на фигуре старца – он стал согбенным на всю оставшуюся жизнь и ходил с посохом. Окончательно выздоровев, Серафим Саровский вернулся в свою лесную келью и продолжил жить подвижнической жизнью. Раз в неделю к нему приходил из обители послушник, приносил еду.

Три года преподобный Серафим Саровский провел в совершенном безмолвии, а после вернулся в монастырь. Там он продолжал подвиг молчания и начал жизнь в затворе перед образом Божией Матери «Умиление». Лишь спустя пять лет святой открыл двери своей келии и стал готовиться к служению людям. Подвиг старчества для преподобного начался с 25 ноября 1825 года. Иногда он удалялся в новую, «ближнюю пустыньку» для уединения. Позже именно там святой Серафим Саровский стал принимать посетителей, ищущих его помощи и совета.

Кончина преподобного

Последние годы жизни Серафим Саровский особенно заботился о Мельничной девичьей общине, которая была образована по велению самой Девы Марии в Дивеево и являлась ее Четвертым Уделом.


Надо сказать, Богородица приходила к преподобному не три, а четыре раза: последний случился перед смертью святого, в праздник Благовещения , 25 марта 1832 года. Она сказала угоднику Божию: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами».

После святой Серафим Саровский начал приготовления к собственной смерти: уединялся подолгу, давал наставления духовным детям, усердно молился. Накануне своей кончины он причастился Святых Христовых Тайн. Вечером из келии старца слышны были пасхальные песнопения. 2 января 1833 года, утром Серафима Саровского нашли мертвым, коленопреклоненным перед иконой «Умиление», с крестообразно сложенными на груди руками.

26 января 1903 года преподобного Серафима Саровского канонизировали. А 19 июля, в день рождения святого для поклонения были открыты его мощи.


В этот день православной церковью почитается память Серафима Саровского.

Все православные христиане празднуют представление Серафима. Сегодня по всей России в храмах и монастырях, священнослужители совершают праздничную службу, а мужчины, которых назвали в честь святого, празднуют свои именины. Серафим с детства мечтал о жизни монаха, когда ему исполнилось 24 года, он пошел в Саровскую пустынь. Много времени он прожил в монастыре, и настоятель обители благословил его на построение кельи в глухом лесу, который находился в 3 километрах от монастыря. В этой кельи Серафим прожил целых 16 лет, а в монастырь приходил только в воскресенье и в праздники. Когда он жил в лесу на него напали с целью ограбления, и сильно избили, из-за этого он стал сгорбленным, именно таким его изображают на иконах. Серафим простил людей, которые его покалечили, и просил, чтоб их не наказывали за это. Когда преподобный уединялся, он постоянно молился на камне. Днем он читал молитвы в келье, а ночью шел молиться в лес. Некоторое время спустя он объявил обет молчания на целых три года, в это время он даже монастырь не посещал. Проведя это время в молитве и покаянии, Серафим был наделен даром прозорливости и чудотворения. После затворничества он стал принимать всех нуждающихся в совете и утешении. Сваровский исцелял даже не словом, а любовью и радостью, которые из него исходили. Серафима в народе очень уважали, к нему приезжали люди со всей страны, только лишь для того что послушать проповеди о духовной жизни. После смерти святого стали почитать еще сильнее. Очевидцы говорят, что на его могиле происходят часто чудеса. В данное время останки святого находятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Каждый год в день памяти Серафима Сваровского проводятся торжественные богослужения, в них принимает участие Патриарх, и съезжаются великое множество паломников.

День международного признания Хорватии

После распада Югославского союза, Хорватия одна из немногих союзных республик, сумела сохранить мир на своей земле. 15 января молодую страну признали ряд стран ЕС. Вскоре Хорватию признают Австрия, Болгарская республика, Канада, Польская республика и Швейцарская конфедерация. Но первой страной признавшей и поприветствовавшей новое государство стала Исландия. 13 января Хорватскую республику признал Ватикан и Италия. До конца января Хорватию признают еще ряд государств, среди них Финляндия, Румынская республика, Албания, Республика Босния и Герцеговина, Бразильские штаты, Парагвай и Боливийская республика. Первыми азиатскими странами, признавшими республику Хорватию, стали Турция и Иран. Вскоре её признал и Египет. В мае 1991 года Хорватию приняли в ООН как полноправного члена. После принятия Хорватии в члены ООН, её признали РФ, Япония, Соединенные Штаты и КНР. С того времени Хорватия располагает 48-ю посольствами в разных странах мира. Хорватия содержит шесть постоянных миссий в различных весомых международных организациях. Правительство Хорватской республики поддерживает дипломатические контакты со 120-ми странами мира. 15 января в Хорватии большой государственный праздник, не уступающий по значимости Дню независимости Хорватии.

Еще праздники:

День основания Википедии

Уникальная универсальная энциклопедия, доступная всем пользователям Интернет сети. Информация в энциклопедии размещается на многих языках мира. Объем информации содержащийся в википедии является самым полным тематическим и информационным источником. Еще одно преимущество виртуальной энциклопедии, это её доступность, любой пользователь Интернет сети может без ограничения посещать википедию и черпать оттуда нужную и полезную информацию. Предшественником википедии считается так называемая Нупедия (Nupedia), которая в 2001 году, была усовершенствована и упрощена, в результате чего появилась современная википедия. В мае того же года в ресурс википедии были введены первые языковые модули. На данный момент энциклопедия способна отображать свои статьи на 260-ти языках мира. Информационный и тематический объем энциклопедии неуклонно растет, википедия входит в десятку самых любимых и посещаемых сайтов мира. Уникальной особенностью википедии является профессионализм и объективизм размещенной на ней информации. Ведь в редактировании энциклопедии принимают участие не только рядовые пользователи, но и именитые ученые, и общественные деятели. Русскоязычная часть энциклопедии насчитывает более полумиллиона статей, что в семь раз больше чем содержала Большая советская энциклопедия. Основной принцип википедии, это нейтральность и объективность информации. 15 января считается днем основания википедии.

День образования Следственного комитета Российской Федерации

Новый праздник был учрежден 15 января на основании закона «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет был призван работать вне прокурорской системы. Идея отделения следственного ведомства от других правоохранительных органов, вынашивалась еще императором Петром. Тогда царь осуществил радикальную судебную реформу, в результате которой удалось разделить следственные действия, на предварительные и судебные разбирательства. С 2007 года следственный комитет, находясь в структуре прокурорской службы, становится относительно независимым от прокурорского надзора, ведомством. Закон от 15.01.2011 года упорядочил деятельность следственного комитета и обособил его от органов прокуратуры. Закон четко установил, что непосредственным руководителем Следственного комитета РФ, является Президент России. Таким образом, новая федеральная служба не входит ни в одну структуру правоохранительных органов и подчиняется непосредственно главе государства. Таким образом, разделение органов предварительного дознания, прокурорского надзора и судебного исполнения вносит существенный вклад в реформирования правовой системы государства. Закон о Следственном комитете, пример реальной борьбы государства с коррупцией в органах правопорядка. Кроме того независимая деятельность новой государственной структуры способна предупреждать злоупотребления связанные с осуществлением правоохранной деятельности различными субъектами правового поля.

Сильвестров день, или Куриный праздник

Этот день был назван в честь церковного праздника, который называется День святого Сильвестра. Этот папа римский жил в четвертом веке и стал известен благодаря сотворенному чуду. Существует легенда, которая рассказывает о том, что Сильвестр поймал морского змея, и этим делом помешал концу света.
Также в этот день в древности отмечался Куриный праздник. В этот день была традиция чистить курятники. В древней Руси по поверью черный петух, которому исполнилось пять лет, должен отложить яйцо, из которого родится змей Василиск. Крестьяне пытались защитить курятник от злых духов, подвешивали в нем «куриного» бога, которым являлся черный камень с дыркой. Помимо этого следовало окурить курятники смолой и девясилом, считалось, что это защищает курей от слепоты и отгоняет лихоманок. Детей в этот праздник баловали новыми игрушками, петушками из глины. В этот день существовал обычай гадания на луковицах. Нужно было почистить двенадцать штук луковиц, положить на каждую луковицу немного соли, и оставить их до утра на печке. Утром проверяли луковицы, какая по счету луковица была мокрой, в тот месяц будет много дождей. Существовали и другие приметы, связанные с погодой. Принято было ночью смотреть на месяц, если у месяца были острые и яркие концы, значит, будет ветер; если концы крутые, нужно ждать мороза; отлогие рога предсказывали ненастье. Когда крестьяне замечали возле своих домов летающих сорок, это было к вьюге.

Исторические события:

15 января 2006 года президентом Чили стала женщина

В Чили, глава государства наделен поистине «царскими» полномочиями, он одновременно возглавляет государство и правительство, единолично формирует кабинет министров, имеет первоочередное право законодательной инициативы в парламенте страны, является верховным главнокомандующим чилийской армии. С 2006 года глава государства избирается всенародным голосованием. По Конституции страны срок полномочий президента Чили ограничивается четырьмя годами, одно и то же лицо не может повторно стать президентом. В 2006 году президентом Чили впервые стала женщина, Мишель Бачелет, дочь генерала чилийской армии, погибшего в период диктатуры Августо Пиночета. С 1994 по 2000 годы Мишель Бачелет официальный консультант при ВОЗ, параллельно занимает должность советника министра охраны здоровья. В 2000 году назначена на должность министра охраны здоровья. А в 2002 году Президент Рикардо Лагос назначил Мишель Бачелет министром обороны Чили. В 2004 году союз демократических партий выдвинул Мишель Бачелет кандидатом на пост президента. Свою предвыборную программу Бачелет построила на реформаторских идеях и социальных лозунгах. Она уверенно победила на выборах и сразу же включилась в повседневную работу главы государства. Деятельность Мишель на посту президента, ознаменовалась большими и успешными реформами в сфере здравоохранения, образования, пенсионной политики. Президенту Бачелет удалось сократить разрыв между очень богатыми и особо бедными слоями населения, удачная экономическая политика позволила заложить основы формирования в стране среднего класса. Примечательно, что к концу своего правления, Мишель Бачелет поддерживали почти 80% населения страны. В целом правление Мишель Бачелет положительно повлияло на развитие чилийского государства.

15 января 1955 года китайское руководство приняло программу развития атомного оружия

В 1954 году на военном полигоне в южно-уральском округе, были проведены войсковые учения, на которых была применена атомная бомба. Целью учения было выяснение возможности прорыва оборонительных укреплений противника в условиях применения ядерного оружия. Учебные маневры были подготовлены и проведены под руководством Г.К. Жукова. В учениях с использованием ядерного оружия принимали участие около 45000 солдат и офицеров, 600 танков и самоходных установок, более пятисот орудий и минометов. В учениях так же принимали участие части военно-воздушных сил и военно-медицинские службы. Наблюдали за ходом учений представители военных министерств и ведомств стран союзников СССР. Министр обороны Китайской народной республики, Пэн Дэхуай и заместитель председателя КНР Чжу Дэ, были поражены масштабами учений. Но особое впечатление на китайских гостей произвел взрыв атомной бомбы. Китайское руководство задалось целью получить новое оружие любой ценой. Однако руководство СССР не желало давать такое мощное оружие не совсем благонадежному китайскому руководству. Единственное, чем СССР помог КНР, так это направил в Китай военных и научных консультантов, которые должны были помочь китайским специалистам заложить основу в развитии ядерной военной промышленности. В связи с отказом СССР передать Китаю ядерный военный арсенал, руководство КНР, на специальном заседании ЦК КПК приняло решение о разработке и создании собственного ядерного оружия.

15 января 1700 года Император Петр I повелел боярам и дворянам носить европейскую одежду

Воцарение Петра стало поворотным для России моментом. Реформатор по натуре он мечтал преобразовать Россию по примеру европейских передовых государств. Царствование Петра ознаменовалось расцветом российской науки и культуры, созданием новой системы образовательных и научных заведений. Для создания новой высококачественной системы образования, государство направляло наиболее одаренных соотечественников на учебу за границу. В Петровскую эпоху существенно поменялся быт дворянского класса. Первым нововведением Петра, стал запрет на ношение бород, те же, кто противился указу царя, обязаны были платить за ношение бороды очень высокий налог. Были установлены налоговые квоты на ношение бороды, так например купцы должны были платить 100 рублей в год, дворянское сословие платило по 60 рублей, городские жители по 30 рублей. Крестьяне при въезде в город и при выезде из него платили одну копейку за бороду. Только духовенству разрешалось носить бороды без платы за неё. Со временем купцы, дворяне и горожане не желали терпеть убытки из-за ношения бороды и стали постепенно отказываться от этой древней традиции. 15 января 1700 года царь Петр повелел боярам и дворянам сменить старинные русские одеяния на удобные, по мнению Петра, европейские костюмы. Женщинам так же приписывалось носить европейские одежды и строго следовать иноземным модам. Благодаря реформам Петра, женщины перестали быть затворницами в своих теремах. Царь приказал организовывать увеселительные собрания, «ассамблеи», которые проводились практически каждый вечер, в домах дворянской знати. На балах и празднествах женщины были обязаны принимать участие. Многие реформы Петра не принимались консервативным русским обществом, но воспротивиться царю, никто несмел, ибо Петр в гневе был беспощаден и скор на расправу.

Экономическое положение советского государства в начале 60-х годов прошлого столетия, было весьма неудовлетворительным. Непродуманные и малоэффективные реформы советского руководства, во главе с Никитой Хрущевым, враждебно воспринимались населением СССР, что в конечном итоге привело к массовым народным волнениям. В январе 1961 года в Краснодаре вспыхнуло антиправительственное восстание. Толчком к массовым беспорядкам стал инцидент у военной комендатуры, где погиб десятилетний мальчик. Погибшего подростка положили на носилки и принесли к зданию краевого комитета КПСС, здесь возмущенный народ организовал стихийный митинг, выступавшие на собрании активисты, во всех бедах народа винили нерадивую советскую власть. Восставшие требовали наказать виновных в гибели десятилетнего мальчика и назначить его семье пожизненную денежную компенсацию. Эмоциональный накал митинга возрастал, и вскоре митингующие, ворвались в здание краевого комитета КПСС. Разъяренная толпа стала грабить все, что можно было унести, а что невозможно было вынести попросту разбивалось в дребезги. Бунтовщики выносили печатные машинки, телевизоры, ковры и посуду, книги, гардины и шторы. Далее повстанцы проникли в кабинет первого секретаря крайкома партии и по правительственной связи попытались связаться лично с Хрущевым, однако это им не удалось. С наступлением вечера, восстание стало затихать, и люди стали расходиться по домам, по городу массово были расклеены листовки с антисоветскими лозунгами и призывами. На следующий день случилось еще несколько случаев локальных народных протестов, однако они не были столь массовыми и не имели большого агрессивного заряда. После завершения массовых беспорядков, власти принялись выявлять и арестовывать зачинщиков восстания, однако арестовано и осуждено было несколько десятков человек. Руководство МВД СССР провело массовую люстрацию в органах внутренних дел Краснодарского края.

Термоядерный взрыв, осуществленный в промышленно-хозяйственных целях недалеко от Семипалатинского полигона. По проектам советских ученых, кратеры, образованные от ядерных взрывов, могли бы служить своеобразными резервуарами для хранения воды. В результате атомного взрыва дно кратера, оплавлялось и аккумулированная в нем вода, не уходила в грунтовые слои, а малая площадь водного зеркала препятствовала интенсивному испарению. Сохраняемую воду планировалось использовать для нужд орошения и скотоводства. На территории Казахской СССР планировалось создать около сорока подобных техногенных водоемов. Перед учеными была поставлена задача осуществления так называемого «чистого ядерного взрыва», при котором радиоактивное загрязнение близлежащей территории было бы минимальным. Чистота произведенного взрыва достигла 94%, что было намного выше, чем у аналогичного проекта осуществленного американцами. Взрывное устройство было заложено в бассейне реки Чаган, на глубине 178метров. 15 января был осуществлен взрыв, который выбросил в атмосферу несколько миллионов тонн грунта, высота взрывного облака достигла 5 километров. После взрыва образовалась воронка диаметром в полкилометра и глубиной 100 метров. Русло расположенной рядом реки Чаган было перекрыто обломками скальных пород. Образовавшийся кратер впоследствии был заполнен водой и превращен в хозяйственный водоем.

Родились:

Александр Грибоедов (1795-1829), русский поэт и драматург

Как известно поэт родился в Москве, в старой дворянской семье. Родители дали Александру замечательное домашнее образование. Удивительно, что уже в 11 лет он пошел учиться в Московский университет, уже в 1810 году успешно закончил, юридический и словесный факультеты. Парень в совершенстве владел иностранными языками. Спустя два года пошел в армию добровольцем, но в боевых действиях участия не принимал. Через пять лет Грибоедов был принят в Коллегию иностранных дел, служил он в Петербурге. В тот период он познакомился с будущими декабристами. В то же время он пишет свои первые литературные произведения-комедии. В 1818 году Грибоедову дали должность секретаря российской миссии в Тегеране, а через четыре года его назначили секретарем по дипломатической части генерала А.П.Ермолова, командира русских войск на Кавказе и был одновременно послом в Тегеране. Грибоедов переехал в Тбилиси, и там начал писать свое главное произведение комедию «Горе от ума». Робота была закончена в 1824 году в Питере. В то время цензурой было запрещено публиковать текст его пьесы, только маленькие отрывки были напечатаны в 1825 году в прессе. В этом же году Александр вернулся на Кавказ, но там его арестовали и доставили в Питер, это было связано с восстанием декабристов. К счастью не удалось доказать что Грибоедов причастен к заговору, и он вернулся назад в Грузию. В 1828 году Александра назначили послом в Тегеран. Пока он туда добирался, на несколько месяцев задержался в Грузии и там женился на княжне, которой было 16 лет. Семейное счастье Александра быстро закончилось. Во время разгрома русской миссии в Тегеране, фанатики-мусульмане убили Грибоедова.

Софья Ковалевская (1850-1891), математик, поэтесса

Ковалевская родилась пятнадцатого числа января месяца в Москве. Ходит легенда, которая рассказывает о том, что во время ремонта дома, в имении родителей Сони не хватило обоев на одну стену детской комнаты. Тогда ее поклеили листочками из математического учебника. Маленькая Софья с интересом разглядывала загадочные значки, и пыталась понять написанные фразы. Это все так врезалось в память девочки, что когда прошло много лет, учитель математики просто был поражен, как Соня могла так быстро усваивать сложнейшие формулы. Как-то раз вечером в Берлине в дверь дома известного математика Вейерштрасса постучала молодая девушка. Она очень попросила знаменитого ученого дать ей несколько уроков математики. Ученый хотел быстрей от нее отвязаться и задал ей несколько очень трудных задач, было уже темно и ученый даже не смог рассмотреть девушку. Прошла неделя и девушка пришла вновь и принесла с собой решенные задачи. Она покорила старого ученого своим умом и обаянием. С тех пор Софья Ковалевская стала любимой ученицей старого математика. Софья блестяще окончила германский университет и получила диплом специалиста. У нее была мечта работать в России. В 1883 году ей пришло приглашение из Швеции, ей предлагали читать математические лекции в Стокгольмском университете, и Софья с радостью согласилась. В течение двух месяцев она выучила шведский язык, и стала читать лекции. Благодаря своему труду, эта женщина стала первой русской женщиной, которая получила звание профессор. Ее математические труды знал весь образованный мир.
Ковалевская еще была известна как писатель. Когда ее творческая жизнь была в рассвете сил, Софья покинула наш мир, умерла от воспаления легких. Благодаря стараниям русских женщин в Стокгольме воздвигли памятник в честь Софьи Ковалевской.

Евгений Весник (1923-2009), советский актер

Родился 15.01.1923 года в Петрограде, в семье большевистского функционера. В конце 30-х годов семью Весника репрессировали, отца расстреляли, а мать выслали в Казахстан. Маленького Женю поместили в детский дом. В период Великой отечественной войны, Весник командир артиллерийского взвода в звании младшего лейтенанта. За отвагу проявленную в боях, Весника, награждают орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». После войны, Евгений с первой попытки поступает, Театральное училище Щепкина. После окончания училища, молодого актера берет под свое крыло труппа театра Станиславского. В 1954 году Весник переходит в театр Сатиры, а в 1963 году он окончательно обосновывается в малом академическом театре. В кино впервые снялся в 1955 году. За свою творческую жизнь актер снялся в семидесяти картинах. В 90-х годах снимался мало, работал в основном по договорной системе. Его приглашали в театры в качестве режиссера спектаклей и мюзиклов. Евгений Яковлевич принимал активное участие в различных телевизионных шоу. Писал сценарии для телевиденья и радио, озвучивал мультфильмы. В последние годы жизни Евгений Яковлевич много болел, перенес тяжелую пневмонию, а спустя несколько лет и инсульт. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Аристотель Онассис (1906 -1975), греческий миллиардер

Онассис родился в Турции в Измире в семье промышленников. Во время Греко-турецкого конфликта, семья Онассиса уехала в Грецию, а Аристотеля отправили в Аргентину, на поиски счастливой жизни. Обосновавшись в Буэнос-Айресе, Онассис, в начале работал диспетчером в морском порту. С помощью друзей начал заниматься мелким табачным бизнесом и через два года смог заработать свои первые 100000 $. Коммерческий талант Онассиса заметили аргентинское и греческое правительства, Онассиса сделали торговым консулом. Он успешно заключил ряд торговых соглашений между Аргентиной и Грецией. На торговле табаком он заработал свой первый 1000000 $. В 1923 году молодой миллионер мог позволить купить шесть грузовых кораблей. К концу 30-х годов, Онассис построил крупный грузовой танкер, а к началу войны приобрел еще 2 танкера большего размера. Торговая империя Онассиса росла, а его торговый флот увеличивался. В 50-х года бизнесмен купил 17 новых, современных танкеров. В 1953 году Онассис приобрел контрольный пакет акций компании «Сосьете де Бэйнс де Мер». Так же он владел национальными греческими авиалиниями. Аристотель Онассис был трижды женат, последней его супругой была вдова Джона Кеннеди, Жаклин Кеннеди.

Мария Фореску (1875-1943), оперная певица, актриса

Мария Фулленбаум (псевдоним Фореску) родилась в январе 1875 года в Украине. Окончила женскую гимназию в Праге. После гимназии, Мария увлеклась театральным творчеством. Она брала частные уроки актерского и вокального мастерства. В конце 1890-х годов Мария Фореску решила начать певческую карьеру. Она с успехом выступала в театрах Вены и очень скоро стала популярной оперной певицей. Мария активно гастролирует по городам Европы, так же посещает Петербург. С 1911 года Мария стала сниматься в немом кино. В начале 20-х годов Мария оставила театральную карьеру и полностью посвятила себя кинематографу. С открытием эры звукового кино Мария продолжала сниматься, правда, основными её ролями были: служанки, престарелые люди, светские дамы. В 1933 году пришел закат её карьеры. К власти в Германии пришла нацистская группировка. Уличив в родственных корнях актрисы еврейские следы, нацисты лишили Марию и работы и карьеры. Попав в опалу к нацистской власти, актриса тихо и уединенно жила в Берлине, до ареста в 1943 году. Арестовав актрису её отправили в концлагерь Бухенвальд, где она трагически погибла. Память о легендарной актрисе, увековечена в книгах, мемуарах и фильмах, люди любят и помнят её.

Именинники:

Кузьма, Дмитрий, Марк, Сергей, Петр.

* Предпразднство Богоявления. * Святителя Сильвестра, папы Римского (335). Праведной Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). *** Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
Священномученика Феогена, епископа Парийского (ок. 320). Преподобных Феопемпта, Марка глухого, Петра Римского. Мученика Сергия (304). Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мучеников Феописта, Модеста, Закхея, Зорзиса (1770). Святых Феодоты, Исидора.

Святитель Сильвестр, папа Римский

Святитель Сильвестр жил в конце III - начале IV вв. и был папой, или патриархом, в Риме. Слово папа с греческого языка значит отец. В настоящее время название это принадлежит патриархам Александрии и Рима. Римские католики считают своего папу видимым главой Церкви, наместником Христа на земле, епископом епископов и непогрешимым в решении вопросов веры. Православная Церковь чтит только тех из римских пап, которые прославились своей святой жизнью до отпадения (в 1054 г.) римской Церкви от святой православной. Таков был и святитель Сильвестр (современник равноапостольного императора Константина). Родился св. Сильвестр в Риме от благочестивых родителей. Родители дали ему благочестивое воспитание, и он особенно отличался любовью к бедным и странникам. Градоначальник Тарквиний принуждал Сильвестра отречься от Христа и за твердость подверг разным мучениям. Но святой предсказал смерть Тарквинию. Тогда христиане еще более стали уважать Сильвестра; многие из язычников увлекались его беседами о вере и обращались ко Христу. На 30 году жизни Сильвестр поступил в клир и скоро сделался священником, а затем епископом. Он был ревностнейшим пастырем и славился как глубокий знаток Свящ. Писания и непоколебимый защитник веры Христовой. На состязании не раз опровергал ученых иудеев и язычников. Он крестил царя Константина. Управляя более 20 лет римской Церковью, св. Сильвестр почил мирно в 335 г. Большая часть мощей его хранится в Риме, в церкви его имени.

Преподобный Серафим Саровский чудотворец

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией. Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его. Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился (кондак 3). В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с ко-торым преподобный не расставался до конца жизни (кондак 2). Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников (икос 3). После двух лет монастырских трудов и подвигов послушания Прохор тяжело заболел и долгое время отказывался от помощи врачей. Через три года ему явилась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном и исцелила его (кондак 5).
Преподобный Серафим Саровский18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («Пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил (икос 6). В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки (кондак 6). Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному» (кондак 8). Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его (икос 5).
Преподобный Серафим СаровскийПо выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, отворился в монастырской келлии. За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александ-рийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор. Пре-подобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое» (кондак и икос 9).
Преподобный Серафим СаровскийСлово назидания, как всю свою жизнь, преподобный Серафим неизменно основывал на слове Божием, творениях святых отцов и примерах из их жизни, при этом особенно чтил святых поборников и ревнителей Православия. Любил рассказывать о русских святых. Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколеби-мость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял проро-чествами, исцелениями и чудотворениями. Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя.
Преподобный Серафим СаровскийПреподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину. Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время колено-преклоненной молитвы пред иконой Богоматери (кондак и икос 10).
По молитвам преподобного Серафима совершались многочисленные знамения и исцеления на его могиле. 19 июля 1903 года совершилось прославление угодника Божия.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В начале прошлого века на свещнице Русской Православной Церкви возгорелась новая яркая свеча. Господь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима Саровского, через 70 лет после его кончины. (Житие святого помещено 2 января, в день его преставления). 19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим становится одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский.
Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тысячи дней и ночей), гармонично и просто входят в жизнь святого.
Тайна живого молитвенного общения определяет духовное наследие преподобного Серафима, но он оставил Церкви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана "Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни", состоявшаяся в конце ноября 1831 г., за год с небольшим до его преставления. Беседа эта явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения. Кроме учения о сущности христианской жизни, в ней содержится новое изъяснение многих важнейших мест Священного Писания.
"Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, - учил Преподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святаго Божия". Однажды, находясь в Духе Божием, преподобный видел всю Русскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, молящихся ко Господу.
В описаниях жизни и подвигов святого Серафима приводится много свидетельств благодатного дара прозрения, которым он пользовался для возбуждения в людях раскаяния во грехах и нравственного исправления.
"Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня".
Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Он заповедал своим духовным детям послушание и сам до конца жизни был верен ему. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себя чрезмерно трудных деяний: "выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".
Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа Преподобный считал молитву. "Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять".
Преподобный Серафим советовал во время Богослужения стоять в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или горящую свечу и, высказывая эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.
Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. А если кто располагает временем, говорил Преподобный, пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола. Советовал святой изучать порядок Богослужения и держать его в памяти.
Преподобный Серафим считал необязательным длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила о. Серафиму обязывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "Отче наш", трижды - "Богородице Дево, радуйся", единожды "Верую" занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: "Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного" или просто "Господи, помилуй", а от обеда до вечера - "Пресвятая Богородице, спаси мя грешного" или "Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного".
"В молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. Сначала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внимая каждому особо слову. Потом, когда Господь согреет сердце твое теплотою благодати Своей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва оная беспрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя..." Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.
"Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным", - наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.
Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, ответил: "Чем чаще, тем лучше". Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: "Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется".
"Верую, что по великой благости Божией ознаменуется благодать и на роде причащающегося..." Святой, однако, не всем давал одинаковые наставления относительно частого причащения. Многим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадесятые праздники. Необходимо помнить его предупреждение о возможности приобщения в осуждение: "Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!"
"Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния, - говорил святой Серафим. Он сам светился радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружавших, приветствуя их словами: "Радость моя! Христос воскресе!" Всякое жизненное бремя становилось легким вблизи подвижника, и множество скорбящих и ищущих Бога людей постоянно толпилось около его келлии и пустыньки, желая приобщиться благодати, изливающейся от угодника Божия. На глазах всех подтверждалась истина, высказанная самим святым в великом ангельском призыве: "Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи". Эта заповедь о стяжании мира возводит к учению о стяжании Святого Духа, но и сама по себе является важнейшей ступенью на пути духовного возрастания. Преподобный Серафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание грядущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "Для сохранения мира душевного... всячески должно избегать осуждения других... Чтобы избавиться от осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".
Преподобный Серафим по праву может быть назван учеником Божией Матери. Пресвятая Богородица трижды исцеляла его от смертельных болезней, многократно являлась ему, наставляла и укрепляла его. Еще в начале своего пути он услышал, как Божия Матерь, указывая на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу Иоанну Богослову: "Сей от рода нашего".
По выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в Дивееве и сам говорил, что ни одного указания не давал от себя, делал все по воле Царицы Небесной.
Преподобный Серафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. С великой силой звучит его напоминание: "Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. "Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!