Людей всегда интересовало какими чертами их наделила природа и какими могут быть другие люди. В силу того, что общение – это всегда взаимодействие как минимум двоих, то это вовсе не праздный вопрос. И неплохо бы понимать кто перед вами, особенно если это ваш близкий человек, и тем более ребенок.
Данная статья поможет лучше понять особенности своего характера и отличительные черты характера своего ребенка, чтобы процесс воспитания и взаимоотношения в семье приносили радость.
Итак, перед нами 8 основных типов:
В «плохом» варианте из ребенка такого типа может вырасти эгоистичный интриган, карьерист, который не останавливается ни перед чем. В детском и подростковом возрасте этот тип детей может быть склонен к «буллизму» (систематическое издевательство над «жертвой» в школе, во дворе и т.д.). При воспитании такого ребенка важно подобрать ему занятие, которое давало бы возможность выделиться, это может быть какой-то индивидуальный (а не групповой!) вид спорта. Такого ребёнка необходимо учить заботиться о других, понимать окружающих, учитывать чувства других людей. Данный тип детей необходимо учить сочувствию, природа их не наделила данным качеством. Также очень важно научить ребёнка управлять своими аффектами, т.е. контролировать свои эмоции и уметь социально-приемлемо «разряжаться». Для реализации такой родительской стратегии необходимо, чтобы родители были спокойными, но твёрдыми. Это значит не меняли своего решения и не поддавались на провокации ребёнка. Большая ошибка – вступать в противоборство с ребенком такого типа характера! Этого делать категорически нельзя, потому что «найдёт коса на камень»!
Демонстративные – это очень яркие люди, среди них большое количество артистов. Лейт-мотив данного типа – быть в центре внимания, «играть на публику». Крайняя степень эгоцентризма. У этих людей яркая внешность, речь, мимика. Недостатки данного типа характера: завышенная самооценка, непостоянство, склонность к манипулированию своим окружением, тяга к постоянным выдумкам и лжи. В самом «плохом» варианте – это авантюристы, типа Остапа Бендера. Положительные черты: живость и общительность, живой отклик на происходящее вокруг. Это яркие личности, которые могут развеселить, внести юмор и разрядить атмосферу в компании. Детей такого склада крайне опасно «перехвалить», нельзя давать им повод думать, что «весь мир – для них»! Хвалить следует за дела и не очень часто! Одновременно, надо помнить, что ни в коем случае нельзя игнорировать такого ребенка. Необходимо понимать, что ребенок демонстративного характера в силу свой природной склонности к манипулированию будет пытаться «вить из вас верёвки». Родителям необходимо научиться не уступать ребёнку, когда он требует своего с помощью слез, скандала, крика, шантажа и т.п. Следует учить учитывать интересы и чувства других людей и считаться с ними. Очень важно дать понять, что вы видите и слышите ребёнка, но не будете уступать ему, когда не считаете нужным или когда он требует своего не должным образом. При этом необходимо сохранять спокойствие и твердость!
Эмоционально подвижные («люди настроения») – данный тип людей природа создала так, что у них постоянно меняется настроение, от которого зависит: мировоззрение, здоровье, работоспособность, аппетит, т.е. фактически все аспекты их жизни. Это очень эмоциональные люди, они «тонкие» и эмоционально тёплые, отзывчивые и ранимые. Отличительная черта этого типа: верность и преданность. Они привязываются к людям, готовы жертвовать своими интересами ради близкого человека. Достоинства: открытые, привязчивые, любящие. Недостатки: нестабильные интересы (быстро увлекаются и также быстро «гаснут»), плохо переносят атмосферу недоброжелательности, крайне тяжела критика. Разрыв эмоциональных связей переживается как трагедия. Периодически страдают «самоедством». Дети данного типа переживают сильно и глубоко, но при этом не «на публику» (как это делают демонстративные), а как бы «про себя». С этими детьми надо дружить, создавать в семье доброжелательную атмосферу, не огорчать, в случае необходимости – помогать и поддерживать. Конфликты в доме – противопоказаны такому типу детей! Очень важна дружба, очень полезно, если у такого ребёнка будет домашнее животное (его друг!). Мягкость, забота, эмоциональное тепло и доброжелательная атмосфера – вот путь к успеху при воспитании ребенка с таким характером.
Подводя итог, необходимо заметить, что в жизни чистых (на «все сто процентов») представителей какого-либо типа характера мы вряд ли встретим. Поэтому, вы вполне можете обнаружить у себя, своего ребенка или других близких черты разных типов. Это вполне нормально, вопрос в том, насколько выражены черты того или иного характера, как они проявляются. Желаю успехов в деле узнавания себя и воспитания подрастающего поколения!
Примерная схема характеристики ребенка
I. Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя
Дата рождения
Общее физическое развитие
Состояние здоровья
Состав семьи
П. Особенности личностного развития
Развитие самосознания - уровень притязаний и самооценки,
развитие самоконтроля,
осознание нравственных норм Нравственные черты личности Интересы и склонности, мотивы поведения Волевые черты личности Особенности развития эмоций и чувств Проявления темперамента и характера
Особенности развития видов деятельности Изобразительная
Конструктивная Игровая Трудовая Учебная
Общение с родителями, воспитателями, сверстниками
Особенности развития речи:
диалогической
монологической (связной)
Особенности развития познавательной сферы личности
Внимание
Восприятие
Воображение
Мышление
Основные направления в развитии психики ребенка
Пример характеристики
Миша Н., 1987 года рождения. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.
Семья неполная: мама, бабушка и Миша.
Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка.
Миша не всегда правильно оценивает свои возможности Успех в деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результат взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослым деятельности склонен оценивать себя адекватно.
Миша четко формулирует нравственные качества; нельзя драться, надо делиться с другими, нужно доводить дело до конца и т.д., осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако нравственные нормы не всегда выполняют функцию регулятора поведения мальчика. Нормы хотя и осознаются, но нередко нарушаются Здесь обнаруживаются следующие особенности. Чаще он нарушает нормы в общении со сверстниками, чем со взрослыми. Причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.
Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевые игры не имеют для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Но это зависит от отношения к деятельности, связано с интересом. Планирование деятельности вызывает затруднения. В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции. В общении со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми" Аней Г. и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.
Проявляются черты сангвинического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро и в течение длительного времени может сосредоточивать вйимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.
Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится неохотно, только по предложению взрослого. Трудовыми навыкими и умениями владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.
Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и т быстро. В случае непонимания задает вопросы. В ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность и инициативу.
Играть предпочитает один. Мотивирует это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, не мешают. Ну и сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включиться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевых играх, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.
Много времени отдает конструированию, но творчество проявляет недостаточно. Постройки стереотипны.
Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.
Тип общения со взрослым - внеситуативно-познавательный. Главный мотив - получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства обг ения. Задает много разнообразных вопросов.
Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.
Цвета дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цвету устанавливает с помощью зрительного соотнесения.
Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.
Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко. Несмотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное, развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Но особую трудность вызывает составление сказок. Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.
Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.
Использовать совместную со взрослым деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.п.
Дать постоянное трудовое поручение, показать его значимость и важность для других.
Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью.
Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.
6. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для поддержания познавательного интереса.
От чего зависит характер ребенка?
Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:
Наследственность;
воспитание;
поведение родителей;
окружение (детский сад, школа).
В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.
Темперамент вашего малыша
Ребенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.
Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.
Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.
Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.
Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.
Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.
Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.
Воспитание характера ребенка в семье
Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.
Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, этово многом зависит от характера самих родителей.
Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.
Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.
К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!
Какими бы похожими ни казались маленькие детки, все они обладают своим собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни ребенка.
От чего зависит характер ребенка?
Формирование характера ребенка не происходит в одночасье. На него оказывают большое влияние следующие факторы:
- наследственность;
- воспитание;
- поведение родителей;
- окружение (детский сад, школа).
В начале жизненного пути у крохи есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и бессознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.
Темперамент вашего малышаРебенок, даже годовалый – это уже личность. И ему присущ определенный тип темперамента, который определяется его собственными особенностями характера и поведения, а также генетической предрасположенностью ребенка. Как известно, существует четыре основных типа темперамента человека: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Давайте узнаем, что они представляют собой и как можно определить темперамент ребенка.
- Сангвиника характеризует открытый, добрый нрав, способность легко переносить неудачи, «живость» характера, энергичность. Чаще всего это лидеры детского коллектива, из них вырастают хорошие руководители.
- Ребенок-холерик – очень эмоциональный, требовательный, даже агрессивный. Он способен страстно увлечься каким-то делом, но если у него что-либо не получается, то может и вспылить. Холерик подвержен частым перепадам настроения.
- Флегматический тип темперамента определяется такими качествами, как медлительность, эмоциональная устойчивость, выдержка. Флегматик часто ленив, его мимика невыразительна, он долго привыкает ко всему новому.
- Малыш с меланхолическим темпераментом обычно застенчив, раним, неуверен в себе. Он сложнее других адаптируется к новым условиям, в том числе и к коллективу. Но одновременно он склонен к тонким эмоциональным переживаниям, пунктуален и организован. Такие дети могут добиться больших успехов в творчестве: музыке, живописи, скульптуре, поэзии.
Эти четыре типа темперамента редко проявляются в чистом виде. Чаще всего темперамент ребенка бывает смешанным. При этом пересекаются в основном черты, присущие «соседним» типам: холерик/сангвиник, флегматик/меланхолик.
Темперамент ребенка – это врожденное свойство, его очень трудно, практически невозможно изменить. И родителям нужно смириться с этим, не подавлять его, пытаясь подстроить «под себя», а лишь мягко корректировать его поведенческие реакции.
Воспитание характера ребенка в семье
Абсолютно «хороших» или «плохих» типов темперамента не существует, и в характере каждого ребенка проявляются как положительные, так и отрицательные черты.
Нравственные черты, такие как честность, порядочность, толерантность, внимание к окружающим можно и нужно прививать ребенку в процессе воспитания. Конечно, это во многом зависит от характера самих родителей.
Волевые качества характера малыш приобретает в основном в общении со сверстниками. Дома же мама и папа могут в игровой форме учить ребенка настойчивости, стремлению к успеху, решительности.
Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, вспыльчивость, так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться. И хотя ребенка «не переделаешь», эти особенности характера все-таки можно постараться изменить. Это нужно делать постепенно, терпеливо, проявляя чуткость. Не давите на малыша, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и наказаниями.
К каждому ребенку можно найти свой подход, зная особенности его характера. И даже если ваш ребенок «трудный», помните о том, что он всё равно самый любимый!
Говорят, воспитывать дитя надо, пока оно лежит поперек лавки. И в самом деле характер человека формируется тогда же, когда завершается и формирование «ядра личности» - то есть к трем годам. Будет малыш общительным или замкнутым, жадным или щедрым, лидером или ведомым - первые намеки на это можно увидеть еще в его первой улыбке и робком желании сделать первый шаг.
Врожденный или приобретенный
Мамы причитают над сыном: «Ты такой же ленивый, как твой отец!». Папы досадуют, глядя на дочь: «Такая же недотепа, как ее мать». (При этом мама может гордо хвастаться своим подружкам: «Дочь такая сообразительная, вся в меня!») С самого момента появления малыша на свет родители ищут - и находят ведь! - в своих отпрысках проявления своей и чужой хорошей или дурной «наследственности». Но при этом забывают, что характер формируется почти исключительно воспитанием. А в первые месяцы жизни малыша воспитательные моменты сводятся к его наблюдению за взрослыми и попыткам им подражать. Поскольку именно родители - единственный образец для подражания в это время, черточки их характеров и начинают проглядывать в характере самого чада.
С трех лет наступает период активного подражательства - то есть не только «подсматривание», но и попытка повторить увиденное. За образец берется не всякий взрослый, а лишь значимый для маленького человека. Им помимо родителей может стать бабушка или дедушка, дядя или тетя, старшие братья и сестры и даже ровесники: в три года дети уже достаточно открыты миру, выходящему за рамки семьи. Поэтому, если вам что-то не нравится в характере ребенка, постарайтесь заметить: чье влияние на него оказывается наибольшим, в какой среде он вращается?
Когда малыш войдет в сознательный возраст дошкольника, не ленитесь почаще говорить с ним, обсуждать различные ситуации. Научитесь слушать и слышать, чтобы успеть вовремя скорректировать его (а может, и свое) далеко не образцовое поведение. В возрасте 4-5 лет и старше «хороший пример» и «дурное влияние» - наиболее важные пути формирования характера.
Все от нервов
Темперамент, в отличие от характера, - свойство врожденное, поскольку обусловлено скоростью протекания процессов в головном мозге и особенностями деятельности нервной системы человека. Наши нервные клетки способны на два процесса - возбуждение и торможение. От того, насколько сильны, уравновешены и подвижны эти процессы, и зависит наш темперамент. По сути, корень его кроется в работоспособности нервных клеток и типе высшей нервной деятельности - и это врожденное.
Еще Гиппократ, ничего не зная о типах высшей нервной деятельности, выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Например, меланхолик - слабый тип, он не может выдерживать сильных или длительных раздражителей в силу особенностей своей нервной системы. Зато именно меланхолики очень чувствительны и впечатлительны, талантливы и обладают причудливой фантазией.
Сильный уравновешенный инертный тип нервной системы - это маленький флегматик: он почти всегда спокоен, его трудно вывести из себя. Сангвиники и холерики довольно похожи, у них обоих сильные и подвижные типы нервной системы. Но только холерик - неуравновешенный, а потому более вспыльчивый, легко загорается и перегорает.
Тип высшей нервной деятельности, или темперамента, накладывает характерный отпечаток на поведение и даже облик малыша, влияет на формирование характера. Именно благодаря ему меланхолик вряд ли вырастет «душой общества», а у холерика в дневнике то и дело будет появляться запись «неусидчив, не может сосредоточиться, шумит и мешает товарищам». Но темперамент не может служить оправданием плохим поступкам, скользким убеждениям или низким моральным устоям человека.
Да, темперамент определяет характер, но и сам может перестраиваться под влиянием характера. «Человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, - говорит детский психолог Нина Грибкова. - А у ребенка выраженность тех или иных его проявлений можно контролировать и корректировать при помощи правильного воспитания. Темперамент можно направить в нужное русло! И если не требовать от флегматика реакции Джеймса Бонда, а холерика не «метить в дипломаты» (они частенько рубят сплеча, не подумав), то с любым темпераментом можно жить и быть очень успешным человеком».
Голубое и розовое
Мальчиков и девочек воспитывают поразному. И это неудивительно: мы стремимся сформировать в дочках и сыновьях совершенно разные черты характера - такие, которые соответствовали бы стереотипам мужского и женского поведения.
Однако игры детей до 3-4 лет примерно одинаковы. Малыши только-только научились играть не с игрушками, а друг с другом, и им неважно, кого включать в игру - друзей или подружек.
Разделение развлечений по половому признаку начинается лет в пять. У мальчишек начинаются «мужские» игры - война, гонки, спортивные состязания, вообще любые соревновательные игры, требующие демонстрации силы, ловкости и выносливости. Девочки предпочитают общество девочек и тихие уютные девичьи ролевые «посиделки».
Такая дифференциация действительно помогает сформировать черты характера, которые помогут добиться признания у окружающих. Мальчишка размазня, слабак, которого не принимают в игру товарищи, вырастет в неуверенного и замкнутого человека. Одобрение у девочек можно заслужить красотой. Она не черта характера, но ее проявления - это умение одеваться, которое формирует вкус и аккуратность, женственность, желание нравиться, кокетство.
До 5 лет ситуация, в которой девочка гоняет в футбол вместо занятий танцами и мальчишка, предпочитающий играть в дочки-матери и «салон красоты», не обязательно повод для немедленного обращения к психологу. Дети любопытны и могут примерять на себя чужие роли. «Но обычно такое поведение - отражение происходящего в семье, - считает психолог. - Не исключено, что к дочке дома относятся слишком сурово, а мальчика, наоборот, заласкивают. Если такую трансформацию ролевого поведения запустить, она приведет и к трансформации характера, а затем и личности. А это станет проблемой взрослого человека».
Формируем характер
- Игра. Как и в случае с новыми знаниями и навыками, формирование необходимых черт характера нужно проводить в игровой форме. Но помните,что, в отличие от навыков, формирование черт характера идет не в определенные часы, а ежесекундно. Труд. Он не только сделал изобезьяны человека, но и из маленькогошалуна может сделать ответственного,трудолюбивого, целеустремленного и организованного субъекта. Но не нужно «заваливать» чадо большимколичеством развивающих занятийи кружков. Лучше поручите ему простую работу по дому - пусть отвечает за нее. Не заставляйте - важно научить малыша наслаждаться процессом. А заодно и ценить результат своей деятельности. Именно поэтому не стоит отправлять с трудом слепленный кривоватый домик из пластилина в мусорную корзинку. Лучше поставить его на видное место и восхищаться мастерством маленького гения.
- Соблюдение правил. Даже занимаясь чистой воды творчеством, нужно потом убрать за собой рабочее место, сложить краски и карандаши, отскрести пластилин от стола. В поликлинике и других общественных местах нельзя кричать и бегать. В магазине нельзя брать товары без спросу и класть в карман. Все эти правила взрослыми воспринимаются как должное, но детям их нужно объяснять. И требовать их соблюдения.
- Личный пример. Самое действенное средство в воспитании характера. Мама говорит, что девочки должны слушаться старших, и тут же скандалит с собственной матерью. Все время повторяет, что девочки должны быть аккуратными, - но ходит целый день в заношенном свитере. Прежде чем воспитывать принцессу в отдельно взятой ячейке общества, маме самой нужно стать королевой.
- Общение и взаимодействие. Все, что заложено в малыша любящими родственниками, трансформируется, когда тот попадает в коллектив. Одна из самых частых жалоб мам: «Он это в саду подцепил». «Это» - не вирус и не чужая машинка, а манеры, словечки, методы, при помощи которых кроха пытается добиться желаемого. Но помимо привычки ковыряться в носу и рассерженного топота ногами, кроха «подхватывает» в коллективе такие черты характера, как общительность или замкнутость, умение возглавить или подчиняться, отвечать за свои поступки, дружить и ссориться. И многое другое.
- Мотивации и условия. Странно требовать бойцовских качеств от мальчика, выросшего в тепличных условиях. У него просто не было повода развивать в себе навыки драчуна и задиры. Так что, если родители хотят видеть своего сына бойцом, им придется придумать сначала мотив, а затем создать условия для развития и закрепления соответствующих качеств. При этом надо учитывать, что это может быть жесткий путь: малыша придется поставить в такие условия, чтобы от него потребовалось все его мужество.
- Индивидуальный подход. Нельзя требовать от ребенка того, на что он просто неспособен. Например, у холерика настойчивость проявляется в немедленной кипучей деятельности, а флегматика в подобной ситуации не сдвинешь с места - он сосредоточенно думает. У детей разных темперамента и возраста одна и та же черта характера проявляется по-разному. А значит, и браться за ее развитие надо с учетом особенностей малыша: его интересов, круга доверенных лиц, любимых занятий, уже имеющихся положительных черт.