Центральное новообразование юности. Основные новообразования в ранней юности Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Новообразование: центральное – самоопределение; другие – дифференциация способностей, ориентация на будущее, мировоззрение, нравственная устойчивость поведения. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.

Понятие ранней юности и ее возрастные границы. 15 (или 14-16лет) переходный период между подростковым и юношеским возрастом. Это время приходится на 9-й класс, если иметь, а виду 11-летнюю общеобразовательную школу. В 9-м классе решается вопрос о дальнейшей жизни. Это переломный период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представление о значимости образования и престижности той или иной профессии. В конце 80-х годов Дубровина проводила исследование где было показано, что далеко не все подростки могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший жизненный путь. Многие из них тревожны и боятся сделать выбор. В это время усиливается значимость собственных ценностей. В связи с самосознанием усложняется отношение к себе. Если раньше подростки судили о себе категорично, прямолинейно, то теперь – более тонко (Я не лучше, но и не хуже других). В этот период жизни возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Дети чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью.

Социальная ситуация развития в ранней юности. Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющих на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период возникает особый интерес к общению с взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.

При благоприятном стиле отношений в семье после подросткового возраста - этапа эмансипации от взрослых обычно восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями обсуждаются в это-время жизненные перспективы, главным образом - профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы старшеклассники могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно. 70% старшеклассников хотели бы быть такими людьми, как родители, 10% хотели бы походить на родителей кое в чем. Отношения с взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют определенную дистанцию. Содержание такого общения личностно значимо для детей, но это не интимная информация. Те мнения и ценности, которые они получают от взрослых, затем фильтруются, могут отбираться и проверяться в общении со сверстниками - общении на равных. Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками - представителями противоположного пола. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте может появиться первая настоящая влюбленность. Старшеклассники бывают, склонны подражать другим и самоутверждаться с помощью мнимых или действительных «побед». Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, скажется в будущей взрослости. Эти наиболее глубокие отношения определяет важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Особенности самосознания и самооценки в старших классах. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Юношеству свойственна переориентация с внешнего контроля на самоконтроль и рост потребности в достижении конкретных результатов. Одним из механизмов формирования самосознания является самооценка. Юношеская самооценка, отличающаяся повышенно оптимистическим взглядом на самого себя, на свои возможности, имеет следующие особенности: относительная устойчивость, высота, сравнительная бесконфликтность, адекватность. Одно из достижений юношеского периода - новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами: - открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; - стремление к самопознанию; - формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; - самоуважение; -становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!». Развитие самооценки подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива и в основном неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо, напротив, переоценивает себя; уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной самооценкой, может привести к конфликту с окружающими. Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе учебной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками самооценка подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями ближайшего коллектива, связывается с устремлениями и будущее, становится более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более адекватной. Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его саморегуляции. М. И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией действии, саморегуляция нарушается. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения, он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Саморегулирование становится узкоситуативным, снижаются его возможности.

Формирование юношеского мировоззрения. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем дело с человеком, мировоззренческие более или менее определившимся, с взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными. Воззрения на мир современной юности определяются наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто раньше традиционно выступал в качестве носителей единого мнения для старших школьников (родители, учителя), сами сейчас находятся в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разных, изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, меняют свои взгляды. Такая социально-психологическая ситуация имеет положительные и отрицательные аспекты. Положительное состоит в том, что отсутствие единственного и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелые личности. Но, с другой стороны, подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся, причем - существенно, друг от друга по уровню социальной и нравственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и более быстрому психологическому развитию других. В самом затруднительном положении, конечно, оказываются те, кто сам не в состоянии сделать правильный выбор. Сложнее всею юношам и девушкам разобраться в политике, экономике, самоопределяться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наблюдаемый уже сейчас рост антиполитичности, безразличие к происходящему в стране. Некоторые юноши и девушки, имеющие склонность к занятиям различными вещами искусства, обладают, к сожалению, отрицательными установками по отношению к экономической образованности как якобы не заслуживающей внимания культуре. Сложнее обстоит дело с научной и религиозной частью мировоззрения. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни осознания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всею лишь одни, хотя и существенный, шаг.

Изменение познавательной деятельности старшеклассника. Старшеклассник так же, как и подросток, мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т. д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Старшие школьники стремятся разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач «для ума». Старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию. В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы. Активность мысли в эти годы и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в неожиданных, порой фантастических предположениях и «теориях». Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Старшие школьники не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?». Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, можно ли считать принципиальным человека, который не высказывает своего мнения во время спора, может ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Они с большим интересом занимаются в различных научных обществах, в школах «юных математиков» и других юношеских объединениях. Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных и самостоятельных форм деятельности: дискуссий, лабораторно - практических работ, изучения первоисточников.

Юность – это время выбора жизненного пути. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учеба в вузе, создание семьи.

Понятие кризиса 17 лет. Кризис 17 лет возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Это наиболее тяжелый кризис периода наряду с кризисами 3 и 11 лет. Большинство 17-летних школьников ориентируется на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Выпускники школы, связывающие свой ближайшие жизненный планы с вузом. Подростки в этот период наиболее подвержены связанным с поступление стрессам. Для тех, кто тяжело переживает кризис, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций. Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней.

гордость
скромность
самооценка поступка
самовоспитание

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период - это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

  • 1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;
  • 2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;
  • 3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;
  • 4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;
  • 5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;
  • 6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;
  • 7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;
  • 8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.

Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно-мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.

Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:

1. Самоопределение, становление самосознания . Ведущей деятельностью юности является поиск своего места в жизни. Этот период связан с началом профессионального и личностного самоопределения: именно в юности осуществляются окончание школы, выбор профессии, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения, и юношеский возраст испокон веков был связан с поисками ответов на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Основные новообразования юношеского возраста – это осознание самого себя как целостной, многомерной личности, появление жизненных планов. Изменяется и самооценка юношей и девушек: в юношеском возрасте развитие самооценки идет в направлении повышения ее цельности и интегрированности, с одной стороны, и дифференцированности, с другой.

2. Становление мировоззрения . В юношеском возрасте происходит становление нравственных ориентиров восприятия действительности. Среди тех нравственных проблем, которые тревожат юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. Они охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит за пределы личных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью. Наряду с вопросами морали мировоззрение человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Специфика юности заключается в том, что именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию юношеского возраста личность уже обладает сложившимся мировоззрением как целостной системой взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему.



3. Принятие всего комплекса социальных ролей взрослого человека и овладение ими (на основе личностного и профессионального самоопределения). Именно в юности человек обретает независимость и осознанно берет на себя социальные обязательства. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выбор спутника жизни, создание семьи.

4. Окончательное формирование собственной позиции в межличностных отношениях, тесно связанное с формированием личности. В юности процесс развития личности характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, устанавливаются все более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу, с другой стороны, происходит рост самостоятельности, усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств. Нередко именно в юности человек испытывает первую любовь.

5. Стабилизация психических состояний (в сравнении с подростковым возрастом): в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или миновал, или идет на убыль. Одновременно происходит определенная стабилизация внутренней жизни, что, в частности, проявляется в снижении уровня тревожности от подросткового до раннего юношеского возраста. У многих детей к старшим классам школы нормализуется самооценка, что также вносит положительный вклад во внутриличностные и межличностные отношения.



Таким образом, обобщая, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т.п.

Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.

Психологические новообразования юношеского возраста.

«Главные новообразования юношеского возраста – саморофлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни».

Проще говоря, юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.

Л. И. Божович писал: «Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацию выбора».

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.
Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

Главное приобретение юности – открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых. Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (но, эти процессы весьма вариативны).

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.

40 Мировоззрение и ведущий вид деятельности юношества

Мировоззрение – это собственное восприятие мира человеком, составление суждений о нем в целом и его принципах, это совокупность человеческих знаний.

Мировоззрение начинает свое становление еще в подростковый период. Юность выступает его основным этапом формирования, так как в этот период происходит активное развитие когнитивных и личностных способностей и возможностей. Ученики старших классов еще не достаточно цельно воспринимают окружающий мир, их мировоззрение ненадежно и малосодержательно.

В юном возрасте кругозор значительно расширяется, обогащаются умственные возможности, появляется интерес к теоретическим знаниям и желание систематизировать конкретные факты. В этот период возникает вопрос о смысле жизни. Чаще всего это общее желание понять свое предназначение.

В это время взгляд на окружающий мир в большей степени подчинен личностным потребностям. Молодые люди пытаются сориентироваться в этом мире, найти себя, свое место в жизни. Они стоят перед важной задачей выбора профессии, от которого зависит в дальнейшем положение в социуме.

Становление научного мировоззрения обусловлено желанием и его активностью, стремлением самостоятельно приобретать новые знания и, конечно, умственным развитием.

Учебно-профессиональная деятельность является ведущей в этом возрасте. Желание найти себя, определиться в своем будущем порождает у молодых людей стремление к знаниям, к учению. Меняются их мотивы. Стремления совпадают с возможностями.

Иными словами, в этот период они готовы и способны воспринимать новую для себя информацию и получать ее с помощью самых разнообразных видов обучения.

Это касается и теоретических, и практических знаний. Происходит формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Это обусловлено тем, что молодые люди подчиняют стремление к знаниям собственным целям и планам.

Они выбирают наиболее значимые для себя направления. Их учебно-профессиональная деятельность направлена в первую очередь на социализацию, темпы которой могут увеличиться благодаря таким параметрам как:

1) определенность планов на будущее, понимание смысла жизни;

2) отношение к труду (как к умственному, так и кфизическому). Готовность и способность овладеть определенной профессией;

3) заинтересованность в выборе своей профессиональной деятельности, обусловленность стремлений, мотивов;

4) формирование чувства долга и ответственности, желание услышать похвалу и одобрение.

Становление самосознания является главным новообразованием в период юношества. В этом возрасте происходит понимание своих внутренних стремлений и желаний, осознание себя как личности и своих индивидуальных особенностей. Формируется ощущение взрослости, понимание себя как женщины и мужчины. Юношеский период – это своеобразный переход от детства к взрослости. Существует ряд моментов, влияющих на формирование самосознания:

1) интеллектуальная зрелость, в которую включается и нравственное мировоззрение. Для юношей характерно стремление ставить перед собой новые задачи и цели, решать и добиваться их. У них появляется больше возможностей, которые они чаще всего способны реализовать;

2) понимание своего индивидуального единства и отличия от других. Юноша осознает свои способности и возможности и может сравнивать их со способностями других;

3) формирование нравственного самосознания. Юноши придерживаются установленных нравственных норм. В своем развитии нравственное сознание достигает значительного уровня. Нормы, которых придерживаются юноши, достаточно сложны по своей структуре и индивидуальны. Они затрагивают все стороны жизни, в том числе общение и деятельность;

4) дифференциация половых ролей. В этот период происходит осознание себя как мужчины (или женщины). Вырабатываются новые формы поведения, свойственные определенному полу, которые достаточно гибки. При этом еще может наблюдаться инфантильность в поведении с некоторыми людьми;

5) самоопределение в будущем, выбор профессии. Юноши осознают свои стремления и предпочтения, следуя которым, они ориентируются в разнообразии выбора. Индивидуальные возможности и способности здесь проявляются значительнее. Время самоопределения чаще всего не имеет значения для дальнейших достижений. Чем раньше сделан выбор, тем больше времени на его подготовку;

6) окончательное становление социальных установок (общей системы в целом). Это

имеет отношение ко всем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. Процесс самосознания достаточно противоречив, и эти установки могут меняться;

7) своеобразие акцентуации характера. Подобные проявления характерны только для юношеского возраста. Следует отметить, что некоторые черты характера могут быть достаточно противоречивыми. Но к окончанию школы акцентуация характера проявляется не так ярко, становится менее заметной;

8) появление первой любви, зарождение более эмоциональных, интимных отношений. Это также является важным моментом, так как происходит становление таких качеств личности, как верность, ответственность, привязанность.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!