Благоприятная обстановка в семье. Каким бывает климат в семье и как не пойти по скользкой дорожке. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Что же понимается под социально-психологическим климатом семьи? И какие показатели влияют на удовлетворенность климатом в семье?

Социально–психологический семейный климат – это степень удовлетворенности супругов атмосферой в семье. Дружеское общение и психологическая поддержка членов семьи являются показателями психологического климата в семье. Психологические факторы выступают важной составляющей семейных отношений.

Также на климат в семье влияет сексуальная совместимость и совместный досуг. В ходе многочисленных исследований выявлена следующая тенденция: чем больше стаж семейной жизни, тем выше удовлетворенность психологической поддержкой. Это и не удивительно, так как со временем повышается психологическая адаптация к партнерам.

Если спросить женщину о социально-психологическом климате в ее семье, то окажется, что она более критична в оценке данного вопроса, чем ее мужчина. Это подтверждают исследования психологов. Для крепкого брака женщинам важны следующие показатели: отсутствие бытовых проблем, семейный отдых, гармоничные сексуальные отношения, общение, дружба, забота, психологическая атмосфера. Для мужчин же главное в семейных отношениях – общие интересы с детоцетристским уклоном.

Практические исследования показывают, что если браком удовлетворен хотя бы один из супругов, то это способствует благоприятному климату в семье. На благоприятный климат в семье оказывает влияние количество детей в семье: чем больше детей в семье, тем благоприятнее семейный климат.

Некоторые психологи-социологи склоняются к тому, что степень удовлетворенность браком и соответственно благоприятный климат в семье зависит от самого человека , а точнее сказать, человек, способный брать на себя ответственность за все в своей жизни, всегда удовлетворен браком.

Факторы, влияющие на благоприятный климат в семье

1) «Социально-демографические и экономические характеристики семьи»

Примеры показателей: общий доход семьи, количество детей, возраст мужа и жены.

2) «Внесемейная сфера жизнедеятельности супругов»

Примеры показателей: профессия супругов, социальное окружение.

3) «Установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности»

Примеры показателей: взгляды супругов на распределение бытовых и хозяйственных обязанностей, проведение досуга.

4) «Характеристики межсупружеских отношений»

Примеры показателей: общность моральных ценностей, отношение к любви и верности, уважение друг к другу.

Как возобновить благоприятный климат в семье?

К сожалению, много семей с неблагоприятным климатом в семье. В этих семьях каждый живет своей жизнью. В семье не принято решать проблемы за «круглым» столом, каждый решает свои проблемы самостоятельно. Не только проблемы решаются каждым членом семьи самостоятельно, но и радостные моменты членов семьи остаются без внимания. К примеру, не поздравляют друг друга с днем рождения, первой пятеркой и так далее.

Неблагоприятный климат в семье складывается не только в неблагополучных семьях, но и в семьях, ведущих здоровый образ жизни. В чем же причина? Причиной возникновения негативного семейного климата является отсутствие общения.

Для возобновления благоприятного климата в семье нужно наладить коммуникацию. Общаться нужно не только с супругом, но с детьми. Причем говорить нужно обо всем, не умалчивать обиды. Темы для разговора должны быть разнообразными. Говорите о чем угодно: о погоде, о мужчине, наступившем вам на ногу, о новой учительнице в школе, о политике, о цветах или просто расскажите о прошедшем дне.

Придумайте семейную традицию, например, ужинать каждый вечер за одним столом, или на два часа отключать интернет и играть в настольные игры. Чаще выбирайтесь всеми на совместный отдых, который бы подходил всем членам семьи.

Этот совет, возможно, кому-то покажется банальным, но, без сомнений он самый действенный для возобновления благоприятного климата в семье.

Хочешь, уважаемый читатель, новых статей из этого блога? Заполни форму ниже.

на отношение ребенка к алкоголю

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Калимуллина Гульназира Махмутьяновна

Педагог-психолог гимназии

Семья – это очень важное, ответственное дело для человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать или отца. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Психологический климат в семье не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, комфортно будет чувствовать себя ребенок дома или нет.

Так для благоприятного психологического климата в семье характерны:

    сплоченность в семье (Когда и муж, и жена смотрят в одном направлении),

    возможность всестороннего развития личности каждого ее члена,

    высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

    чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности (когда ребенок знает, что в семье его любят, радуются за его успехи в гимназии!!!),

    гордость за принадлежность к своей семье (успехи родителей на работе, ребенка в гимназии радуют всех членов семьи) ,

    ответственность за свою семью ( оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей) .

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, понимание.

Психологический климат в семье

На психологическое состояние, развитие ребенка-школьника влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Родители -первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат в семье. Любая семейная ссора, проблема, нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу ребенка, влияет на него пагубно.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий здесь в гимназии: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов в семье. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления семьи. В любых самых сложных и острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства подрастающего человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.

Закончить свое выступление хочу притчей о Ходжа Насреддине

Одна женщина прослышала о том, что в их село приехал знаменитый Ходжа Насреддин. И решила она проверить – правду ли говорят о Ходже Насреддине, что он такой мудрый, задав ему каверзный вопрос, на который тот не сможет сразу найтись с ответом. Взяла в ладони живую бабочку, и решила, спрошу «Какая у меня в руках бабочка???» Если скажет «живая», то быстро раздавлю бабочку, если скажет «мертвая», то отпущу бабочку в небо.

- Ходжа, скажи, какая бабочка у меня в руках?

Ходжа Насреддин посмотрел на неё и сказал:

- Женщина, всё в твоих руках!!!

Уважаемые родители! Всё в ваших руках - Каким вырастет Ваш ребенок зависит от вас!

Семья в жизни человека . Кажется, нет человека, который бы не знал выражения: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так начинается роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Что же стоит за ставшей классической фразой прошедшего непростой жизненный путь писателя и мудрого человека? Можно ли найти универсальный секрет семейного счастья?

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня даже весьма пожилые люди не сразу смогут объяснить, кто такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, так происходит потому, что связи семейные становятся менее прочными, сосредоточиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но увы... Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Семья в современном обществе становится малой группой. Правда, малой группой особой.

Во-первых , это родственный союз, в основе которого лежит эмоциональное чувство - любовь (сначала супружеская, затем родительская, сыновняя или дочерняя). Основанные на эмоциональной близости семейные отношения способствуют заботе о самых незащищенных членах общества. Недаром говорят, что гуманизм общества определяется положением в нем слабых - детей и стариков.

Во-вторых , в семье осуществляется важнейшая функция биологического и социального воспроизводства населения. Недавно английские ученые-генетики установили, что однофамильцы произошли от общего предка. Вдумайтесь, в конечном счете все люди на Земле - родственники в каком-то поколении.

В-третьих , в семье осуществляется воспитание, т. е. передача новым поколениям опыта, определенных устоев, ценностей. Добрые семейные традиции - источник стабильности и гуманности общества.

Чем определяется психологический климат семьи . Понятие «психологический климат» возникло по аналогии с географическим климатом. Одному из современных психологов принадлежат такие слова: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера,- все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может [или] испытать внутреннюю удовлетворенность... или захиреть».

В семье как в малой группе у каждого участника отношений есть свои роли. Притом не всегда роли членов семьи (мать, отец, старший сын, младшая сестра и т. п.) совпадают с групповой ролью (лидер, «душа общества»; «мозговой центр», «козел отпущения» и др.). Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было в патриархальной семье, а тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи.

Вдумайтесь, какой климат складывается в семье, где на повестке постоянно стоит вопрос: кто в доме хозяин? Так ли уж важен однозначный ответ? Может быть, стоит вместо него всегда помнить о моральной ответственности и почаще задавать себе вопрос: как помочь самым близким и родным людям? В атмосфере взаимной заботы вопрос о первенстве решится сам собой. Глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них.

Прежде всего психологический климат определяет самочувствие человека в семье (настроение, психологический комфорт). Это самочувствие зависит от отношений между членами семейного коллектива. Именно отношения заботы, внимания, сотрудничества делают семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительные отношения, безразличие делают климат резким, неприятным, тяжелым для существования в нем. Благоприятная семейная атмосфера несовместима с «законом джунглей», где властвует физическая сила и вражда. Резкие, враждебные, непримиримые отношения разрушают семейный уклад. При этом, конечно, страдают не только взрослые, но и прежде всего - дети.

В современной психологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический. Каждому из них соответствует свой климат.

Попустительский стиль отношений обычно проявляется в семье как отсутствие устойчивых, а то и вообще всяких отношений. В такой семье царит ледяная отстраненность, холодное отчуждение, безразличие к делам и чувствам другого. Такая семья лишь формально является чем-то целым, на деле же в ней все мертво и безжизненно, как в ледяной пустыне.

Два других стиля представляют собой своеобразную шкалу, где на одном полюсе бесцеремонный диктат, жестокость, черствость и агрессивность по отношению друг к другу, а на противоположном - подлинное равноправие, взаимное тепло, богатство чувств, сотрудничество. Вероятно, все согласятся с тем, что наилучший климат складывается ближе к демократическому полюсу.

В семейных отношениях выделяют еще их направленность. Так, во многих семьях преобладает направленность на деятельность - на деловую сторону жизни. Этот ориентир, оценка людей по их успехам в деятельности, может порождать крайне бездушных деловых людей, не думающих о чувствах близких. В таких семьях можно услышать: «Я все делаю, чтобы обеспечить благополучие, а остальное меня не касается». Детям в таких семьях иногда бывает трудно соответствовать завышенным ожиданиям родителей, для которых успехи детей - один из элементов жизненного успеха.

Иногда в семье уделяют слишком большое внимание взаимоотношениям с другими людьми. Чрезмерное увлечение такой направленностью приводит к излишней избирательности в общении и замыкании в тесный круг «своих». Дома в такой семье неуютно себя чувствуют не только посторонние, но и те из родственников, которые не соответствуют представлению «человек нашего круга».

Следующий вид направленности в семейных отношениях - на себя и самоудовлетворение - может в крайних случаях порождать отношения эгоизма, себялюбия, что несовместимо с семейным счастьем. Часто такие семьи переживают бури, штормы, заканчивающиеся гибелью семейного корабля.

Итак, психологический климат семьи представляет собой относительно устойчивый эмоциональный настрой. Он является результатом совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Для благоприятного психологического климата характерны сплоченность, доброжелательная требовательность друг к другу, чувство защищенности, гордость за принадлежность к семье. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому. Важное место в создании благоприятного климата принадлежит семейному укладу, традициям, общим духовным ценностям. Семья, как особая малая группа, основанная на родственных связях, предполагает особое внутрисемейное общение, в процессе которого семья реализует свои функции. Для общения в благоприятной семейной обстановке характерны естественность, сердечность, взаимозаинтересованность.

Неблагоприятный семейный климат ведет к напряженности, ссорам, конфликтам, дефициту положительных эмоций. Особенно страдают в такой обстановке младшие члены семьи. В самых тяжелых случаях такой климат ведет к распаду семьи.

Семейный долг . Тесные семейные связи с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определенных нравственных требований. Превращение этих требований в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим и есть нравственный долг.

Существует долг семьи перед обществом, его будущим. Он состоит в том, что именно семья в первую очередь влияет на воспитание детей. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (ст. 38). Общество в лице государства берет на себя защиту семьи, материнства и детства, а от родителей требует выполнения их семейного долга. Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на заботу и внимание взрослых. Хотя семья - дело сугубо личное, но государству небезразлично, в каких условиях формируются его граждане, оно, предоставляя родительские права, одновременно определяет обязанность, гражданский долг родителей - заботиться о своих детях, создавать необходимые условия для их полноценного развития. Если же семья этих обязанностей не выполняет, в установленном законом порядке родители могут быть лишены своих прав.

При этом следует обратить внимание на то, что родители имеют равные права и обязанности в отношении детей. Закон не делает различий между мужчиной и женщиной в определении их гражданского долга заботиться о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, выступать в их защиту во всех учреждениях. В этих правах и обязанностях реализуется долг родителей перед детьми.

Данные специальных исследований показывают, что удовлетворенность семейными отношениями современных россиян во многом зависит от взаимопонимания, взаимопомощи и взаимодействия супругов - родителей. Помимо прочего, в семье сегодняшней закладываются основы прочности и счастья семей будущих. Вспомним замечательные слова из сочинения немецкого гуманиста XV в. С. Бранта:

    Ребенок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример ему...
    Коль видят нас и слышат дети,
    Мы за дела свои в ответе
    И за слова: легко толкнуть
    Детей на нехороший путь.
    Держи в приличии свой дом,
    Чтобы не каяться потом.

Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и своими детьми. Честь требует возвращения долгов и в прямом, и в переносном значении этого слова. Дети также обязаны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми. Если вы рассчитываете на равное с другими членами семьи положение, то долг заботиться о семье, ее благополучии, быте, эмоциональной атмосфере лежит и на вас. Почаще стоит помнить о том, что семья - малая группа. В ней очень важны мелочи, которые могут сделать жизнь семьи невыносимой или, напротив, сгладить трудности и невзгоды, создать обстановку тепла и уюта, которые и ассоциируются у нас с понятием «отчий дом».

В заключение не откажем себе в удовольствии еще раз процитировать С. Бранта:

    Глупцов глупей, слепцов слепей
    Те, кто не воспитал детей
    В порядочности, в послушанье,
    Не проявив забот и тщанья...

    Основные понятия

  • Семья.

    Термины

  • Психологический климат, семейный долг.

Вопросы для самопроверки

  1. Какую роль семья играет в обществе?
  2. В чем заключаются основные функции семьи?
  3. Назовите роли, существующие в семье. Как они связаны с групповыми ролями?
  4. От чего зависит психологический климат в семье? Какие факторы (условия) он включает?
  5. Как вы понимаете, что такое семейный долг? Из чего он складывается?

Задания

  1. Нарисуйте генеалогическое древо своей семьи. В семейном альбоме найдите фотографии неизвестных вам лично родственников, расспросите о них своих родителей.
  2. Соберите семейные предания и легенды. Сделайте вывод, какой психологический климат отражают эти семейные истории.
  3. Припомните, какие семейные реликвии хранятся в вашей семье, кому они принадлежали, с какими событиями связаны.
  4. Прокомментируйте с точки зрения психологического климата в семье следующие строки С. Бранта:

      Тот, кто, прельстясь деньгами, в брак
      Вступить готовится,- дурак:
      Дождется ссор, скандалов, драк!

    Подберите пословицы и поговорки, которые по смыслу соответствуют данному фрагменту сочинения немецкого гуманиста «Корабль дураков».

  5. Составьте собственное толкование понятия «семейный долг», при необходимости обратитесь к словарям.

Психологический климат - это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.

Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

Что является показателем совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у членов семьи психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье благоприятный психологический климат.

Антиподом совместимости является феномен несовместимости людей, когда происходит отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение, "психическое насыщение" от общения друг с другом. Учёные считают, что эти отношения могут быть прочными тогда, когда близкие признают друг за другом "право на одиночество", и после этого люди вновь стремятся к взаимному общению.

Совместимость - сложное явление и имеет несколько уровней. Это идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место в нём.

Другими вещами совместимости являются психологический и психофизиологический, которые зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

Совместимые партнёры имеют подобие одних качеств (уровень интеллекта, воспитания и т.д.) и в то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями темперамента. В повседневной жизни надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека.

Семейное счастье - не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом - безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений - например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. В зависимости от степени неурядиц различают семьи: - конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи; - проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным "психологическим убежищем". Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В.С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот "интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды", не тождествен понятию "социально-психологический климат", которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т.д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность - более приемлем термин "психологическое здоровье семьи".

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.

Неполные семьи - это семьи с одним родителем и детьми. В 1989 г. - 15,1%, 1994 - 18,6% неполных семей. В неполных семьях воспитывается каждый 7-ой ребенок в России. В городах неполных семей больше, чем в сельской местности.

  • 1. Развод родителей. Уровень разводимости возрастает - примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились.
  • 2. Внебрачные рождения. В 60-70гг. доля внебрачных детей - 10-12%. В 1996 г - 23%. Каждый 5-ый ребенок - вне брака.
  • 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа. Мужчины часто не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.
  • 3. Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских (смертность у мужчин).
  • 4. Расширенные неполные семьи. В результате потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры - бабушки и дедушки.

Неполная семья - это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца. Обычно это становится некой проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребёнка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всём старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь.

Особенно актуальная проблема - это появление нового папы. Если ребёнок ещё очень маленький, то этот период не является чем-то сложным для малыша. Если папа появляется в более сознательном возрасте ребёнка, то он может отреагировать по-разному. В 3 года период знакомства с новым членом семьи может протекать более или менее спокойно, но в возрасте от 6 лет, когда ребёнок уже привык жить только с мамой вдвоем, он может начинать протестовать. Родители должны понимать, что малыш не относится негативно к конкретному человеку, хоть это и кажется так, а под его отрицательными эмоциями часто скрывается страх, что теперь всё будет иначе, а значит плохо. Ребёнок начинает бояться, что его мама начнёт любить его меньше, будет больше проводить времени с этим незнакомым человеком и т.д. В такой ситуации понимание и терпение следует проявить как матери, так и новому отцу. Проводите больше времени все вместе, говорите, как вы его любите, объясняйте, что в новой сложившейся ситуации нет ничего плохого и т.д.

Такая же сложная ситуация и у тех семей, где появляется новая мама. Многие женщины уверены в том, что всегда смогут найти общий язык с ребёнком своего мужчины, но часто сталкиваются с совсем противоположной ситуацией, оказываясь к этому совершенно не готовы. Тут стоит дать один совет, женщина, входящая в новый дом пытается как-то поменять то, что она считает теперь своим, в том числе и "правильно" воспитать теперь уже и её детей, но это является заблуждением. Попытки переделать тот уклад, который уже сформировался и без Вас может привести к печальным последствиям. В начале необходимо наладить хорошие и доверительные отношения с ребёнком, а уже потом осторожно направлять его. Женщина может столкнуться с особой сильной ревностью, если у мужчины есть дочь. Здесь важно особенно постепенно налаживать взаимопонимание. Не старайтесь давить, угрожать или ругать ребёнка, это ни к чему не приведёт и только усложнит ситуацию.

Если ребёнок столкнулся с разводом родителей, и хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена семьи. Высказывания вслух сравнительных фраз, которые конечно всегда будут не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия, но этого никогда нельзя допускать. Наоборот, стоит подробнее расспросить ребёнка о тех хороших качествах, которые он помнит о своём родителе и возможно даже что-то воспроизвести.

Если отец (мать) ребёнка, не смотря на то, что он живёт не в семье, принимает активное участие в воспитании своего малыша, в этом случае ребёнку нужно объяснить, что у него всегда будет тот единственный настоящий отец (мать), а Вы не претендуете на это место, и лишь хотите быть рядом с ребёнком, помогать ему, общаться и т.д.

Только терпение и понимание чувств ребёнка поможет Вам создать настоящею счастливую семью!

ТЕМА: Психологический климат семьи. Виды совместимости

ü Дать учащимся представление о сущности психологического климата, об основных факторах, влияющих на формирование психологического климата в семье.

ü Пробудить стремление взять на себя ответственность за благоприятный психологический климат в своей будущей семье.

ü Воспитание стремления к созданию благополучного психологического климата в своей будущей семье.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Психологический климат

Психологическая совместимость и несовместимость

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Работа по карточкам.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Каждый человек является членом малых и больших групп и коллективов . От того, хорошо ли человеку в данной группе, во многом зависят и его личное счастье, и его желание учиться, работать, дружить, любить. А хорошо ему тогда, когда у него складываются благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, когда он испытывает эмоциональное благополучие в группе. Как говорил один герой фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя понимают». Поэтому желание и умение понимать другого человека составляет основу психологического климата любой – самой малой (он и она) и самой большой – группы, любого коллектива.

Психологический климат или психологическая атмосфера – это преобладающий в группе и коллективе эмоциональный настрой.

Психологический климат определяется настроениями людей, их душевными переживаниями и волнениями, отношением друг к другу, к работе, к окружающим событиям.

Благоприятный психологический климат

Неблагоприятный психологический климат

Взаимное понимание

Уважительное отношение друг к другу

Дух товарищества

Взаимопонимание

Сплоченность

Чувство защищенности

Чувство эмоционального благополучия каждого

Внутренняя дисциплина

Принципиальность

Ответственность

Здоровая психологическая атмосфера не дается коллективу кем-то и за что-то. Она вырабатывается всеми членами коллектива и зависит от их усилий, от их культурного развития в личностной сформированности.

V. ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ

Ситуация 1.

Дима Д., ученик 11 б класса:

« Наш класс демократичный, у нас нет никакой «элиты». Все примерно на равных и очень дополняют друг друга – один сильнее в одном, другой – в другом, но обид нет. Никто не навязывает своего мнения. Мы многое предлагаем и организовываем сами. Если кто-нибудь заболел, если трудно, помогут, всегда придут на помощь. У нас не бывает скучно. Считаю, что чем ярче в классе люди, тем круче класс».

Боря К., ученик 11 г класса:

«Наш класс состоит из людей, абсолютно не интересующихся друг другом и не стремящихся к общению. Каждый живет своей жизнью. Мы слишком разные, и увлечения у всех различные. Поэтому появляются компании, группки. Главная наша беда – деление класса на «актив» и «пассив», которому ничего не интересно. Что можно сделать? Ничего, если подобрался такой состав. В нашем классе каждый живет сам по себе. Я тоже. Ч не хочу, чтобы мне мешали».

Определите характер психологического климата в каждом из этих классов.

Чувствуется ли его влияние на этих ребят?

От чего же зависит психологическая атмосфера класса?

Прежде всего психологическая атмосфера определяется отношением человека к делу , ради которого существует группа или коллектив, и удовлетворенностью трудом.

Настроение одного человека очень часто передается другим людям, с которыми он общается, работает, учится, живет.

На общую атмосферу в группе большое влияние оказывает степень уверенности в себе.

Уважать достоинство другого человека так же, как свое, - дело очень трудное, особенно при постоянном общении. Здесь может помочь способность человека ставить себя на место другого человека. (Мне не нравится, когда меня критикуют при посторонних, а что делаю я? Мне не нравится, когда меня называют не по имени, а прозвищем, Я расстраиваюсь и переживаю. А почему же сама так поступаю?).

Счастливой по-настоящему может быть только та семья, где супруги живут большими общественными интересами и запросами. Эгоистическая, обывательская устремленность не приносит людям счастья. Счастье личности вне общества невозможно. Счастье – это всегда ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении.

VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И СОВМЕСТИМОСТЬ

Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Несходство характеров – достаточно распространенная мотивировка разводов.

Совместимость – это созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни.

VII. ВИДЫ СОВМЕСТИМОСТИ

Психологическая совместимость – сложное явление, имеющее несколько разновидностей (уровней).

1. Идейно-нравственная общность людей.

Совпадение взглядов супругов на содержание основных ценностей, их нравственных установок, оценке этих ценностей (например, работа, семья, мода и т. д.).

Пьянство, деградация личности.

2. Социально-психологическая совместимость.

Образование, возраст, круг знакомых, общекультурный уровень супругов, их воспитанность.

Согласованность взглядов на рождение и воспитание детей, организацию быта.

3. Психологическая и психофизическая совместимость.

Особенности личности, характер и темперамент супругов.

Отношение к родителям.

Чувство ответственности за свою семью.

Постоянство чувств, эмоциональность.

Наиболее сильно несовместимость будет проявляться при сходстве некоторых отрицательных черт характера: эгоизма, безответственности, лени и т. п.

VIII. ВЫВОД

Положительный климат в семье, как и в любой другой группе, может быть создан не только при сходстве, но и при различии темпераментов и характеров супругов.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ü Если у обоих супругов нет отрицательных черт, всегда ли может быть достигнута совместимость?

ü У мужа и жены разная степень общительности – одному хочется быть дома, только в кругу семьи, а другому встречаться с друзьями, приглашать гостей. В каких случаях возможно наличие совместимости, а в каких – нет?

X. ИТОГ УРОКА

Важно научиться понимать друг друга, стремиться преодолевать трудности совместной жизни, соразмерять свои желания с устремлениями другого человека.

Совместимость не дается извне, она вырабатывается обоюдными усилиями супругов.

Семейное счастье – не подарок судьбы, не результат слепого везения , это дело собственных рук супругов, их ума, доброты, человечности и, конечно, любви.

XI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Описать идеально совместимые пары:

1) дружеские: юноша – девушка, девушка – девушка, юноша – юноша;

2) молодые супруги;

3) пожилые супруги.

Литература:

Г. П Разумихина и др. "Этика и психология семейной жизни". М. Просвещение, 1987.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!