Асимметрия лица: причины возникновения патологических нарушений и методы их коррекции. Упражнения для коррекции асимметрии лица

Считается, что понятие красоты зависит от эпохи и ее культуры, и что внутренняя духовная красота предпочтительнее физической. Но почему же тогда мы так часто недовольны нашими физическими телами, и почему так желаем быть красивыми? Почему мы так восхищаемся телесной симметрией и бессознательно считаем ее привлекательной? В поисках ответов обратимся к древним знаниям и современным открытиям, и выясним, насколько естественно наше стремление к красоте и симметрии…

Привлекательна ли симметрия?

В интернете можно встретить множество фото звёзд с совмещёнными в фотошопе двумя половинами их лиц, что выглядит довольно пугающе. Затейники таким образом пытаются продемонстрировать, что симметрия уродлива и неестественна. Однако, если присмотреться к оригиналам таких фото получше, мы можем заметить, что половины лиц на них абсолютно разные, и к настоящей симметрии никакого отношения не имеют. Если же мы посмотрим на по-настоящему симметричное лицо, оно не может не завораживать.


актёр Маркус Шенкенберг (Швеция) и топ-модель Летиция Каста (Франция)

Исследования учёных указывают на то, что многое из того, что непроизвольно вызывает у человека восхищение и он воспринимает красивым, имеет прямое отношение к симметрии лица и тела. Именно симметрию люди во всем мире неосознанно отождествляют с привлекательностью. Более того, прекрасной обычно мы называем вещь пропорциональную. Ещё школа Пифагора, связывавшая красоту и математику, отмечала, что более красивыми воспринимаются те предметы, чьи пропорции находятся в соответствии с золотым сечением, распространённым в природе и строении Вселенной.

Духовность красоты и симметрии

Моралисты поспешно осуждают современное «безумие красоты» как «злобное влияние Запада», порождённое транснациональными косметическими компаниями и пагубными средствами массовой информации, забывая, что картины, скульптура и литература одной из древнейших духовных культур мира - Индии, в превознесении идеальных женских форм и пропорциональности женского лица и тела были весьма красноречивы. Богини в Древней Индии изображались чувственными и прекрасными, а минимум за тысячу лет до наступления христианской эры там существовала традиция нагарвадху - выбора самой красивой женщины в городе. Удостоиться этого титула было большой честью, и впоследствии красавица почиталась людьми как богиня. В многочисленных буддийских текстах описан диалог между легендарной нагарвадху Амрапали и самим Буддой, который признавал ее неземную красоту. Древнеиндийский врач Чарвака досконально изучил симметрию тела при диагностике болезней, а знаменитый санскритский поэт Калидаса сказал, что «красота обладает духовными качествами».

Удивительно, но все храмы Древней Индии, Египта, Греции и некоторые средневековые европейские построены именно в соответствии с пропорциями идеального человеческого тела. Дело в том, что древние люди считали человеческое тело отражением совершенного устройства Вселенной, а храмы - местом, где человек может обновить свои «настройки» на совершенный вселенский эталон. Знаменитый рисунок «витрувианского человека» Леонардо да Винчи был создан им на основе определения пропорций человеческого тела, описанном в трактате античного римского архитектора Витрувия. Тот, в свою очередь, почерпнул свои знания у античных греков и древних египтян. Современные исследования эволюционной биологии и психологии подтвердили, что существует прямая связь между степенью симметрии тела и оценкой его привлекательности. Было замечено, что даже маленькие дети на симметричных людей смотрят дольше. Но почему же мы бессознательно так восхищаемся этой телесной симметрией?

Коварная ДНК

Лежащий на поверхности ответ мы можем найти в «волшебной ловушке» природы, сформулированной Чарльзом Дарвином как естественный отбор. Доля правды в этом действительно есть - в древности люди как-то должны были убедиться, что производят на свет здоровых детей, чтобы последующим поколениям были переданы лучшие гены. Поскольку ДНК-тесты тогда ещё не были изобретены, наши предки полагались на инстинкт - ведь чем более симметрично тело, тем больше у него шансов на выживание. И правда, симметрия считается показателем уровня здоровья человека - учеными было доказано, что люди с симметричным телом лучше справляются с физическими и психологическими стрессами, имеют большую сопротивляемость заболеваниям, более энергичны и плодовиты. Именно поэтому на бессознательном уровне привлекательность и здоровье - это одно и то же. В физиологическом смысле привлекательность является показателем здоровья и генетического качества.

Эволюционные психологи считают, что человеческий ум состоит из тысяч модулей, один из которых предназначен для распознавания «идеального партнёра». Эти модули сохраняют информацию на протяжении веков - поэтому человек никогда не ошибается, инстинктивно выбирая себе нужного партнёра - здесь действует «опыт предшествующих поколений» на основе «зова ДНК», которое является «строительным блоком» жизни - ее «ключом», «исходным кодом». Но вот здесь нас и поджидает сюрприз - если мы посмотрим на молекулу ДНК в разрезе - то получим… один-в-один десятиугольную симметричную во всех отношениях - универсальную Матрицу красоты!


цепочка ДНК, цветок, «маска красоты» золотого сечения и ДНК в срезе

Получается, симметричное человеческое тело как эталон «прописано» в изначальном «коде жизни» ДНК самой природой! Именно поэтому совершенной земной женщиной тысячелетиями считается женщина золотого сечения со средним ростом и пропорцией бёдер к талии семьдесят процентов. Именно такая здоровая женщина веками воспринималась мужчинами как идеал красоты, способный вдохновить на подвиг героя, и на самое возвышенное творчество - музыканта или поэта. Из всех известных сегодня на Земле женщин самым приближенным к идеалу является тело знаменитой голливудской актрисы Скарлетт Йоханссон - оно на 96,4 % близко к золотому сечению. Немногим отстают от этого идеала известная своими формами Ким Кардашьян, британская фотомодель Келли Брук и роскошная мексиканка Сальма Хаек.

Можно ли достичь симметрии?


Шварцнеггер, легкоатлет Усэйн Болт (Ямайка), футболист Хавьер Санетти (Аргентина)

Это все здорово, скажете вы, но мало кто из нас рождается симметричным — и будете правы. Девяносто восемь процентов населения Земли находятся в таком несимметричном состоянии. Люди с асимметрией имеют свой шарм и тоже добиваются успехов в жизни, но насколько долго в таком состоянии может продержаться биомашина человеческого тела? Что же касается области механики, здесь мы можем продемонстрировать важность симметрии, приведя небольшой пример: автомобиль спроектирован таким образом, что его левая половина зеркальна правой. Попытайтесь представить себе автомобиль с искривлённой рамкой - навряд ли кто-нибудь когда-нибудь его купит. Это вполне ожидаемо, поскольку автомобиль с асимметричным видом имеет гораздо больше шансов сломаться, чем симметричный.

Фактически, асимметричный автомобиль будет подвергать некоторые компоненты своего содержимого большему износу по сравнению с остальными. Например, вес такого автомобиля не будет распределяться равномерно на шинах, и те будут вынуждены поддерживать больший вес и быстрее изнашиваться. Подобный закон вполне применим и для самого «автомобилиста». Опорно-двигательная симметрия является необходимым элементом, если человек хочет получать максимальную отдачу от своего тела. Идеальная осанка делает человеческое тело суперэффективным, способным осуществлять любой вид деятельности с наименьшим расходом энергии. Идеальная осанка заметно снижает вероятность того, что биомашина человеческого тела может каким-либо образом сломаться — пострадать от спортивных травм, недомоганий, отсутствия концентрации, хронических заболеваний, т.д.

До недавнего времени в медицине считалось, что достичь симметричного тела невозможно, однако наука не стоит на месте. Ещё недавно считавшиеся нетрадиционными методами лечения ортокраниодонтия и методика Starecta позволяют добиться идеальной симметрии тела через воздействие на стоматологическую систему организма. «Всего лишь» регулируя положение челюстей, оба альтернативных метода позволяют приблизиться к максимально возможной симметрии и улучшить качество здоровья и жизни.

С одной стороны, симметрию часто указывают как один из главных показателей красоты лица. С другой - простое соединение половинок фотографий в фотошопе дает совсем не привлекательный результат. Но, может быть, дело в недостаточно тщательном монтаже? Проверим.

Возьмем всем известные примеры и переделаем на свой вкус. Прически и шеи в большинстве случаев мы оставили нетронутыми, ведь речь шла о симметрии лица, а не прически, в то время как идеально расходящиеся вправо и влево пряди одинаковых волос только мешают восприятию.

Чтобы не путаться, левой стороной будем называть ту, что на фото слева, правой - ту, что на фото справа.

1. Энн Хэтэуэй

Вариант из интернета: не очень удачное исходное фото - одна сторона лица освещена, другая в тени, так что сравнение половинок уже неравноценно.

Но и здесь заметно, что совмещение освещенных частей лица получилось даже очень неплохим. Только нос неаккуратно обработан, виден стык.

Наш вариант : берем менее красивую, но с более равномерным освещением фотографию.

И видим, что разница совсем не так велика. У Энн достаточно симметричные черты, так что оба варианта получились несомненно симпатичными. А вариант справа я считаю однозначно красивее исходника.

2. Джон Майер

Вариант из интернета: снова неудачный исходник - голова приподнята, к тому же взгляд обращен в сторону, что при совмещении половинок гарантирует странноватый вид.

Однако, даже если не обращать внимания на прическу и косоглазие, не сказала бы, что получившиеся черты плохи.

Наш вариант : и снова берем не очень симпатичную фотографию, но с равномерным освещением. Здесь, для сравнения, заметна асимметрия рта и носа.

Получаем худого хмурого Майера и толстого нежного. По-моему, оба ничуть не хуже оригинала.

3. Кристен Стюарт


Вариант из интернета: снова грубый стык по носу в совмещении освещенных сторон, но получившиеся лицо вполне привлекательно, и даже не лишено фирменной мимики Кристен. Вот с затемненными половинками хуже - совсем другая девушка.

Наш вариант :

Обе симпатичные. Оригинальное фото чуть живее и интереснее, но ничего пугающего в симметрии снова нет.

4. Билл Мюррей

Вариант из интернета: хороший исходник - на этом фото лицо очень симметричное изначально.

Наш вариант : поэтому для разнообразия мы взяли то же самое фото, только поаккуратнее совместили нос и сохранили исходную прическу. И снова тот же эффект: оригинал лучше за счет более живого выражения лица. Обратите внимание, правый глаз на фото (в жизни левый) более веселый, левый более грустный. Возможно, в жизни именно это и придает лицу интересность.

5. Брэд Питт


Вариант из интернета: очень неудачно совместили нос. Подозреваю, что за счет небольшого наклона головы он получился таким странным.




Наш вариант : на нашем фото голова тоже наклонена, но мы ее развернем.

И получим вполне симпатичного мужчину из левых частей и пугающего робочеловека из правых. Ну, не получилось, но и лицо снято не точно анфас. Но Брэду лишняя симметрия точно ни к чему, и так хорош.

6. Джордж Клуни


Вариант из интернета: хороший пример - ровное фото, заметная асимметрия рта. Получаем двух типичных итальянцев, из которых правый дружелюбен, а левый сердит.

Наш вариант : берем другую фотографию. Асимметрия в скулах, но это скорее из-за небольшого разворота головы на фото, чем природная.

Получаются снова два типичных итальянца. Левый очень ничего, правый пухловат.

7. Jay-Z


Вариант из интернета: очень симметричное лицо. Поэтому оставим исходный пример, разница невелика.

Мы совместили еще несколько примеров.

8. Анджелина Джоли


Левые части совместились отлично, не хуже исходника, правые - так себе. У большинства, кстати, именно так и происходит.

9. Кейт Бланшетт


Оба варианта похожи на оригинал. Вот что значит правильная фотография с минимальными искажениями.

10. Леонардо ДиКаприо


Левый снова хорош, правый простоват. В левом варианте даже, на удивление, не утрачено характерное выражение лица Лео.

Какой же вывод? Симметрия украшает, если повторяются лучшие части. И в большей степени это относится к носу, в меньшей - к глазам и бровям. Разное выражение глаз и одна приподнятая бровь делают лицо интереснее.

С губами неоднозначно: Брэд Питт и Клуни красавцы и со своей явной несимметричностью. В то же время я лично видела массу примеров, когда именно асимметрия рта придавала очень неприятное выражение лицу.

В любом случае, в жизни полная симметрия практически невозможна. Не говоря даже о прическе, мимика изменяется произвольным образом, в том числе в зависимости от того, с какой стороны находится собеседник (а с какой - сквозняк). Главное, как известно, совсем другое…

Первое, на что автоматически обращает свое внимание каждый человек при встрече или общении с другими людьми - это их лица. При этом даже не замечается та легкая асимметрия лица, которая присутствует у каждого из нас, то есть незначительное различие форм, расстояний и размеров одной половины от другой. Асимметрия является индивидуальной особенностью, внешней характеристикой каждого человека. Абсолютно симметричных лиц в природе не существует. Асимметрия овала лица и вообще отдельных его участков своими показателями отличает даже однояйцевых близнецов.

Она может носить физиологический и патологический характер и в профессиональном отношении представляет собой интерес для специалистов многих специальностей - в неврологии, косметологии и пластической хирургии, стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, в психологии, антропологии и судебно-медицинской экспертизе. Каковы могут быть причины и что делать при сильной асимметрии лица?

Причины асимметрии лица

Определенный процент людей обращаются к косметологам или пластическим хирургам именно по поводу несимметричного расположения элементов лица. Однако наиболее часто диспропорция последнего определяется косметологом при осмотре по поводу коррекции каких-либо других дефектов или пластическим хирургом, которым планируется, например, операция объемной пластики.

Форма и симметричность всех точек зависит от строения костей и хрящей лицевого черепа, степени развития, объема и тонуса мимических и жевательных мышц, проходящими нервами и сосудами, объемом и толщиной подкожной жировой клетчатки и т. д.

Из множества образований лицевого черепа, в том числе и костно-хрящевых структур, наиболее важным косметическим и эстетическим образованием является нос. Его формы и размеры не только определяют эстетичность, но и являются основными в случаях формирования асимметрии. Последняя, если тщательно присмотреться, может выражаться в неровностях или отличиях контуров бровей, в различной форме уголков рта и глубины носогубных складок, в разных размерах и формы ушных раковин, положения крыльев носа и т.д.

Коррекция асимметрии лица не всегда является необходимостью. Отсутствие идеальной симметрии не только лица, но и других частей скелета и тела в целом обусловлено индивидуальными анатомическими и морфологическими особенностями развития, как врожденного характера, так и различными причинами, возникающими на протяжении жизни. Визуально нарушение симметрии почти не заметно и встречается, практически, у всех людей. Отклонение пропорций, составляющее не более 2-3 мм или 3-5 градусов, считается физиологической нормой.

На подход в отношении решения вопроса о том, необходимо ли и как можно убрать асимметрию лица, значительное влияние оказывает диагностика возможных причин. В связи с характером причин (именно патологические отклонения от условно правильных пропорций) все асимметричные состояния объединяют в три большие группы:

  1. врожденную
  2. приобретенную
  3. сочетанную

Врожденная асимметрия лица

Обусловлена аномалиями, связанными с генетической предрасположенностью или нарушениями различного характера, возникшими в процессе внутриутробного развития плода. К ним относятся, преимущественно:

  • аномалии развития костей лицевого черепа;
  • недоразвитие нижней челюсти;
  • неправильное формирование височно-нижнечелюстного сустава;
  • дефекты развития соединительной ткани или мимической мускулатуры;
  • односторонний дефект грудино-ключично-сосцевидной мышцы с развитием кривошеи;
  • косоглазие.

Приобретенная

Если асимметрия лица появилась уже после рождения, то этот дефект относится к приобретенной патологии. Основными причинами приобретенной диспропорции являются последствия:

  • травматических повреждений костных структур и воспалительных процессов в области нижнечелюстных суставов;
  • патологических процессов в жевательной и мимической мускулатуре;
  • неправильного развития зубного ряда, нарушения прикуса и, вообще, любого ненормального состояния зубочелюстной системы;
  • неврологических заболеваний.

В данном случае неврологическая патология является главной и представлена наиболее многочисленными проблемами, приводящим к мимическим нарушениям пропорций. К этому блоку относятся, в основном:

  • нейропатия лицевого нерва, или паралич Белла (самая частая причина лицевой асимметрии - до 25 случаев на 100 000 населения);
  • травматические повреждения, в том числе и хирургические, и другие поражения лицевого нерва;
  • послепаралитическая мимическая контрактура с повышенным тонусом одноименных мышц на противоположной стороне;
  • синкинезии патологического характера (моторно-моторные и моторно-вегетативные), связанные с нейропатиями и характеризующиеся мышечным спазмом мимических мышц, дискинезии мимических мышц; устранение ассиметрии лица при синкинезиях относительно несложное; оно легко поддается коррекции путем введения микродоз ботулотоксина в слезную железу или круговую мышцу глаза;
  • болевые синдромы в каких-либо зонах лица;
  • асимметричный миастенический синдром.

Неврология особенно глубоко рассматривает причины диспропорции. Ее выводы обязательно учитываются в тех случаях, когда пластическому хирургу и даже врачу-косметологу необходимо выбрать лечение асимметрии лица.

Синкинезия мышц лица

Отношение неврологии к причинам диспропорций

Мимическая асимметрия в первую очередь, с точки зрения неврологии, определяется отсутствием симметричности в полушариях головного мозга. Каждым из больших полушарий регуляция ощущений (сенсорики) и моторики соответствующих половин тела осуществляется по-разному. В то же время, восприятие одним человеком мимики другого также зависит от состояния взаимодействия между полушариями мозга у конкретного человека.

Неврология как наука рассматривает вопросы симметричности в качестве его субъективного восприятия наблюдателем. Иными словами, вывод одного человека о диспропорциях может быть ошибочным - другой наблюдатель в связи с особенностями взаимодействия между полушариями своего головного мозга может прийти к противоположному выводу. Поэтому в неврологии выделяются следующие типы асимметрии, которые приняты также в косметологии и пластической хирургии при окончательном решении вопроса о том, как исправить асимметрию лица:

Статический или морфологический тип

Этот вид нарушения симметрии характеризуется наличием различий в состоянии покоя между отдельными элементами в размерах, строении, формах и пропорциях. Причины этих различий заключаются в индивидуальных особенностях развития, патологии костей лицевого черепа, патологии жевательной и мимической мускулатуры, в последствиях заболеваний и травматических повреждений.

Типы асимметрии
А Статический или морфологический
В Динамический или функциональный

Динамический или функциональный тип

Заключающийся в несинхронных сокращениях лицевой мускулатуры и проявляющийся во время мимики. Так, например, диспропорция, отсутствующая в покое, или умеренная диспропорция в состоянии покоя соответственно появляется или значительно усиливается при улыбке или вытягивании губ в виде трубочки. Динамическая форма асимметрии связана с врожденной или приобретенной патологией мимических мышц, остаточными явлениями поражения лицевого нерва центрального (нарушение мозгового кровообращения) или периферического характера в виде паралича Белла. При этом степень выраженности диспропорций зависит от степени поражения (нейропатии) лицевого нерва.

Исправление асимметрии лица

Терапия рассматриваемой патологии основана на диагностике причины, установлении типа и степени патологического состояния и назначении лечения соответствующей патологии в сочетании с применением нейротрофических методов.

Поскольку наиболее частой причиной является нейропатия лицевого нерва, основные принципы лечения заключаются в:

  1. Применении соответствующей специфической (неврологической) традиционной медикаментозной терапии.
  2. Инъекциях препаратов токсина возбудителя ботулизма на «здоровой» и/или пораженной стороне.
  3. Применении филлеров стабилизированной гиалуроновой кислоты.
  4. Проведении хирургической коррекции или нитевого лифтинга.

Кроме того, почти во всех случаях могут быть применены гимнастика против асимметрии лица и процедуры электростимуляции (при отсутствии противопоказаний к их проведению).

Инъекции болулотоксина

В целях проведения ботулинотерапии, кратко описанной выше, могут использоваться различные препараты ботулинического токсина «А», в частности « », « » и, особенно, « ». При параличах и парезах коррекция этими средствами осуществляется на здоровой (условно) половине лица, поскольку именно здесь и формируется повышенный тонус мышц. В случае наличия синкинезий, мышечных контрактур и гиперкинезов инъекции осуществляются, в основном, в зависимые мышцы. Очень часто такая правильно проведенная дозозависимая терапия позволяет в течение 4-6 месяцев восстановить симметрию лица без операции.

Хирургическое лечение асимметрии лица

Дермальные гели

На следующем (после ботулинотерапии) этапе осуществляется контурная пластика и коррекция объемов мягких тканей посредством применения . Эти препараты в составе комплексной терапии (хирургическое лечение и ботулинотерапия) дают возможность достичь высоких функциональных и эстетических результатов у пациентов с длительно существующими и тяжелыми формами паралича мимической мускулатуры.

Препараты стабилизированной гиалуроновой кислоты позволяют не только устранить диспропорцию участков и восстановить эстетическое состояние, но оказывают и выраженный лечебный эффект, благодаря улучшению микроциркуляции и трофических процессов в тканях.

Оптимальными специалисты в неврологии считают пластичные гипоаллергенные, лишенные клеточной и генной токсичности, филлеры на основе гиалуроновой кислоты нового поколения с особой трехмерной структурой линейки ” ” швейцарского фармацевтического концерна “Hyal Intertrade SA”. Контурная пластика осуществляется с помощью классических техник введения филлеров - линейной, веерной, мультипунктурной, «сеткой».

Нейропатия лицевого нерва справа
А исходное состояние
В картина после ботулинотерапии (Лантокс) и инъекционной пластики (Bellcontour)
С состояние до
D после волюметрической коррекции

Оперативное лечение и нитевой лифтинг

В тех случаях, когда асимметрия характеризуется значительно выраженностью (в сумме более 5 см), требуется проведение хирургической коррекции, поскольку консервативные методы лечения не в состоянии обеспечить получение удовлетворительных результатов не только в функциональном плане, но и в эстетическом отношении.

В то же время, при парезах, локальных повреждениях концевых отделов или первой ветви лицевого нерва, при наличии определенных сопутствующих заболеваний или отказе самого пациента от хирургического лечения возможна коррекция посредством малоинвазивного (подтяжки). Обычно он проводится в сочетании с ботулинотерапией и коррекцией после операции филлерами стабилизированной гиалуроновой кислоты или во время операции - аутожиром (). Сочетание этих методов позволяет существенно улучшить состояние пациента, в значительной степени повысить качество его жизни и облегчить его социальную адаптацию.

Коррекция нитевым лифтингом

Упражнения при асимметрии лица

Могут быть различными, но основные из них - это:

  1. Медленно и с усилием нахмуривать брови.
  2. Максимально зажмурить глаза, после чего быстро расслабить веки.
  3. Максимально поднимать брови одновременно с подъемом верхнего века.
  4. Сильно вытянуть вперед сложенные в трубочку губы с одновременным произнесением звука «И».
  5. Попеременно улыбаться уголками губ.
  6. Осуществлять имитацию максимального вдоха при прижатых пальцами крыльях носа.
  7. Медленно перемещать нижнюю челюсть поочередно в правую и левую стороны, задерживая ее в крайних положениях в течении 2-х секунд.
  8. Перемещать языка по кругу по внутренней стороне щек и губ перед зубами.

Во время проведения упражнений желательно осуществлять особенные нагрузки на проблемную половину. Число повторений каждого упражнения с проблемной стороны должно быть не менее 20, со здоровой стороны - не меньше 10-и.

От оценки степени диспропорций, диагностики их причин и выбора правильного алгоритма терапии полностью зависит адекватность проведения коррекции.

Фотограф из Австралии Джулиан Уолкенштейн провел эксперимент. Он сфотографировал 11 женщин и отсканировал в зеркальном отображении одну половину лиц, изображенных на фото участниц и, соединив их, смоделировал идеальные пропорции так, если бы лица девушек были полностью симметричными. Проанализировав полученные изображения, фотограф сделал вывод, что далеко не всегда симметрия визуально улучшает черты лица. Некоторые женщины, изображенные на фотографиях, после модификаций стали выглядеть хуже, чем на самом деле.

Некоторое несоответствие пропорций может свидетельствовать об определенных особенностях характера, связанных с доминированием правого или левого . Идеальная симметрия, в свою очередь, препятствует проявлению данных особенностей, что воспринимается окружающими как нечто неестественное и вызывает у них беспокойство.

Вот пару снимков для наглядности, фотообои .

А вот еще симметричный Брэд Питт, например.

Впечатляет.

А теперь пару слов о посмертных масках.

Посмертные маски были очень популярны в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Первые известные посмертные маски датируются XVI веком до нашей эры. Золотые лики находили в погребениях Мекены. Маски ложили на лица умерших – считалось, что «золотой образ» защитит усопшего от злых духов. В наши дни даже простой смертный может заказать себе гипсовый слепок с отпечатком лица покойного. Делают это таким образом. Лицо покойного покрывают вазелином. Затем наносят тонкий слой гипса. Спустя полчаса — час он подсыхает, потом его разрезают на две части куском тонкого картона. Если снимать маску целиком, она может деформироваться. Далее эти две половинки склеивают. Получается форма – зеркальный вариант лица. Она и служит для отливки самой маски. Первый слепок особенно ценен. Именно он проявляет все детали – от мелких морщинок до щетины. Стоимость посмертной маски в современной Европе, например гипсовый слепок в Германии, стоит 899 евро. Бронзовая маска будет стоить 1 895 евро. Забот с ними больше, но выглядят они намного шикарнее. Безусловно, у каждого заказчика такого специфического предмета имеются свои основания, но всех их объединяет одно – обладание маской любимого и дорогого человека дает такое невероятное чувство близости к умершему, которого не могут передать ни фотокарточки, ни видеопленки. Психологически это желание обусловлено

Кстати говоря, у умерших людей лица симметричные. Впрочем, наши лица меняются в течение всей жизни.

Симметрия и асимметрия лиц. В чем же их секрет? Почему нас так привлекают симметричные лица? Известно, что В XV веке Леонардо да Винчи создал чертежи, отображающие эталонные пропорции человеческого лица и тела. Но в живой природе абсолютно симметричных объектов не существует. Однако тем, кому повезло иметь лицо очень близкое к симметричному, вероятно заметили, что пользуются успехом у противоположного пола. Более того, факт наличия симметричного лица может также свидетельствует и об отменном здоровье его обладателя. Даже обычная простуда и та почти всегда отступает перед людьми, у которых левая сторона тела точно повторяет очертания правой стороны.

Симметрия связана с воздействием тестостерона и эстрогена на человека. Мужчины с симметричными лицами кажутся более мужественными, а женщины – более женственными. Такие лица говорят о том, что человек порожден большим числом генов. Исследования симметрии лица показали, что очень асимметричное лицо отталкивает людей. А симметричное лицо служит возбуждающим фактором. Это объясняется тем, что на протяжении эволюции люди стремились воспроизводить потомство с теми, кого воспринимали как более здоровых особей. Симметричное лицо указывает на здоровые гены.

Кстати говоря, у умерших людей лица симметричные. Впрочем, наши лица меняются в течение всей жизни. Асимметрия лица является синонимом жизни. Человек рождается с асимметричным лицом. Его левая и правая стороны совершенно разные. Чем больше разница между ними, тем совершеннее человек в психическом, духовном и творческом плане. Именно благодаря асимметрии молодые лица такие выразительные — с яркими чертами. А с годами лицо как будто сглаживается, расплывается. Смерть человека выражает абсолютную симметрию. При этом, как считают некоторые исследователи, люди умирают вовсе не от болезней или несчастных случаев. Приходит срок, асимметрия лица выравнивается, и человек уходит из этого мира.

А если вернуться к вопросу о симметрии лица, то стоит отметить, что мы смотрим на лица целиком, а не на симметрию отдельных частей. Человек разглядывает лица слева направо. Наш мозг одновременно может оценить только одну половину лица. Поэтому различия между правой и левой сторонами мы часто не замечаем. Конечно значительные нарушения симметрии мы можем заметить, а незначительные отклонения от симметрии не вносят дисгармонию, а лишь выгодно оттеняют индивидуальность человека перед нами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!