Анатомо физиологические особенности детей кратко. Анатомо физиологические особенности детей разного возраста в. Мышечная масса: процесс изменения

Анатомо-физиологические особенности детского организма . Проявляются характерными особенностями нервной системы, кожи и подкожной клетчатки, костной ткани, мышечной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей. А.-ф. о. нервной системы. Нервная система осуществляет координацию физиол. и метаболич. процессов в организме, связь их с внеш. средой. Головной мозг у новорождённого отличается относительно большой массой, обильно снабжён кровеносными сосудами. После рождения у ребёнка происходят существенные количественные и качественные морфологич. изменения ткани головного мозга, его функц. совершенствование. Наиболее интенсивное развитие нервной системы отмечается у детей раннего возраста. Для них характерны понижение возбудимости и лёгкая утомляемость корковых процессов, широкая генерализация нервных процессов при действии на организм ребёнка безусловных раздражителей. С возрастом сила и концентрация нервных процессов усиливаются, уменьшается явление генерализации. У новорождённых наиболее выражены безусловные рефлексы сосания и глотания.

Затем формируются и закрепляются условные рефлексы - вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный, вкусовой и обонятельный. Каждому ребёнку присущи индивидуальные морфологич. и физиол. особенности нервной системы, с учётом к-рых выделяют типы высшей нервной деятельности (конституция), определяющие индивидуальные особенности здорового ребёнка и варианты течения возникающих у них болезней. А.-ф. о. кожи и подкожной клетчатки. Кожа новорождённого и грудного ребёнка нежно-розового цвета, бархатистая, гладкая, нежная. Эпидермис состоит из нежного, тонкого рогового и сочного, рыхлого осн. слоя; базальная мембрана недоразвита, нежная, рыхлая. Потовые железы начинают функционировать на 3-4-м мес. жизни, а сальные - ещё в периодэмбрионального развития. Подкожно-жировой слой у детей раннего возраста развит хорошо (составляет 12% от массы тела, тогда как у взрослых в норме не более 8%), защищает от потери тепла, содержит запас питательных веществ. Защитная функция кожи несовершенна, но обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослых. Функция теплорегуляции (до 3-4 мес.) недостаточна., что связано с несовершенством центра её регуляции; выделительная и дыхательная - развиты хорошо. В коже под действием ультрафиолетовых лучей активно осуществляется синтез витамина D. А.-ф. о. костной ткани. У грудного ребёнка костная ткань имеет волокнистое строение, обильно васкуляризирована, содержит мало минер, веществ, богата водой и органич. веществами. Существенными отличиями костной ткани у детей являются малая её плотность, порозность и гибкость. Обильное кровоснабжение создаёт условия для роста и активных метаболических процессов. В костной ткани детей относительно легко возникают воспалительные процессы. Череп у новорождённого имеет значительно более развитую по сравнению с лицевым скелетом мозговую часть, швы черепа широкие. Характерная особенность - наличиеродничков, к-рые обычно закрываются к концу 1-го года жизни.

Сроки закрытия их весьма вариабельны и зависят от конституциональных особенностей и состояния фосфорно-кальциевого обмена. Позвоночник новорождённых прямой, отличается большой гибкостью. В течение первого года жизни по мере становления статических функций появляются шейный (6-7 нед.), грудной (6-7 мес.), поясничный (к году) изгибы позвоночника. Рост позвоночного столба наиболее интенсивен в первые

2 года жизни. Грудная клетка у новорождённых имеет форму цилиндра с несколько расширенным ниж. отделом. По мере роста её переднезадний размер по сравнению с поперечным несколько уменьшается. В длинных костях продолжительное время сохраняются эпифизарные хрящи, что определяет условия их роста. А.-ф. о. мышечной системы. Мышцы у новорождённого и грудного ребёнка развиты относительно слабо. Мышечные волокна значительно тоньше волокон взрослого. У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Развитие мышц идёт неравномерно - сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти. Особенно интенсивно развивается мускулатура в периодполового созревания. А.-ф. о. органов дыхания. Дыхательные пути у ребёнка имеют более узкие просветы, чем у взрослого. Слизистая оболочка их нежная, тонкая, сухая, богата кровеносными сосудами. Ниж. носовой ход формируется к 4 годам. Придаточные полости носа на рентгенограммах обнаруживаются с

3 мес. жизни, окончательно формируются к 7-15 годам. Глотка у новорождённого узка и мала, лим-фоглоточное кольцо (миндалины) развито слабо, гиперплазия его отмечается после 1-го года жизни. Гортань воронкообразной формы с нежными и эластичными хрящами, голосовая щель узкая. Трахея фиксирована слабо, поэтому у детей раннего возраста часто развивается обструктивный синдром при ОРВИ. Хрящи бронхов очень эластичные, мягкие. Лёгкие находятся в постоянном развитии на протяжении всего детства. В раннем возрасте они богаты соединительной тканью, более плотны и полнокровны, менее эластичны и воздушны. Дыхательная поверхность лёгких у детей больше, чем у взрослых. Плевра тонкая, плевральная полость легко растяжима, диафрагма расположена высоко. Дыхательная мускулатура развита слабо. Дыхание у детей грудного возраста носит поверхностный характер, отличается сравнительно большой частотой дыхательных движений, неритмичностью. А.-ф. о. сердечно-сосудистой системы. Масса сердца у новорождённого относительно его массытела больше аналогичного соотношения у взрослых. До 2-летнего возраста сердце расположено горизонтально на приподнятой диафрагме, затем начинает принимать косое положение. Форма сердца до 6 лет обычно шаровидная, после 6 лет - овальная, конусообразная.

Просвет артерий и вен у детей достаточно широк, стенки артерий более эластичны, чем стенки вен. Пульс более частый, а артериальное давление ниже, чем у взрослых. Тоны сердца ясные, но с меньшей отчётливостью между 1-м и 2-м тоном. А.-ф. о. органов пищеварения.Полость рта у детей относительно небольшая, жевательные мышцы развиты хорошо. Ротовая полость новорождённого и грудного ребёнка имеет ряд особенностей, обеспечивающих актсосания. Слюнные железы дифференцированы недостаточно, слюны мало. Пищевод у детей раннего возраста короче, чем у взрослых, анатомические сужения выражены слабо. Желудок расположен в левом подреберье и у ребёнка до года имеет горизонтальное положение. Слизистая оболочка толще, чем у взрослого. Мышечный слой желудка развит умеренно, за исключением привратника, имеющего хорошо развитую мускулатуру; сфинктер входной части желудка развит слабо, чем объясняется склонность детей первого года ксрыгиванию. Секреторные железы желудка выделяют все пищеварительные ферменты, но активность их более низкая, чем у взрослых. Печень у детей - относительно больших размеров, богата кровеносными сосудами, а соединительнотканных элементов в ней мало; дольки её выявляются только к концу 1-го года жизни. Печень у новорождённых и детей раннего возраста функционально незрелая, с возрастом нарастает секреция жёлчных к-т, изменяется их соотношение, напр. глицина к таурину. Кишечник у грудного ребёнка относительно длиннее, чем у взрослого. Слизистая развита хорошо, а подслизистый и мышечный слои - слабо. Пищеварительные ферменты обладают достаточной активностью. Несовершенны по своему строению и нервные сплетения. Отличительная особенность кишечника грудного ребёнка - повышенная проницаемость его оболочек, что в известной степени определяет сравнительно частое развитие токсикозов и эксикозов.

В различных отделах пищеварительного тракта здорового ребёнка содержится характерная для каждого из них микрофлора. А.-ф. о. почек и мочевыводящих путей. У детей почки имеют дольчатый характер, ткань их нежная, до 2-4 лет недостаточно дифференцирована. Основную, выделительную, функцию они выполняют с момента рождения; механизмы почечной регуляциикислотно-основного состояния несовершенны, что обусловливает быстрое развитие ацидоза в условиях патологии. Почечные лоханки относительно широкие, диаметр мочеточников больше, чем у взрослых. Мочевой пузырь расположен высоко. Его ёмкость увеличивается постепенно, с возрастом. В первые дни жизни к-во выделяемой мочи незначительно и она более концентрированна. Новорождённый мочится до 20-25 раз в сутки, в 2-3 года - 10 раз, в дошкольном возрасте 6-7 раз. Удельный вес мочи после рождения сравнительно высок, у детей грудного возраста он снижается, с возрастом снова повышается. Моча у детей имеет кислую реакцию, богата сернокислыми соединениями.

Организм школьника развивается под воздействием факторов внешней среды, под воздействием условий воспитания и обучения в школе и семье. На развитие организма влияют и биологические факторы: деятельность желез внутренней секреции, наследственность.

Знание анатомо-физиологических особенностей школьника необходимо учителю для решения следующих вопросов обучения и воспитания с учетом возможностей растущего организма: гигиена обучения и воспитания, гигиена внешкольной работы и отдыха, гигиена трудовой подготовки и физического воспитания детей, питание учащихся, предупреждение заболеваний среди учащихся и т.д.

Закономерности растущего организма

Организм ребенка или подростка отличается от организма взрослого человека. Основной особенностью молодого организма является непрерывное всестороннее развитие, которое начинается с момента зарождения и в основном завершается к 22-25 годам. За эти годы обучения в школе в организме ребенка происходят существенные изменения (увеличение роста и массы тела, изменение формы организма, усиление обмена веществ). Все процессы протекают интенсивно. В связи с этим установлены следующие возрастные периоды школьника: младший (от 6 до 11 лет), средний (от 11 до 15 лет) и старший (от 15 до 18 лет).

Рост организма ребенка протекает неравномерно и в периоды замедленного роста происходят наиболее интенсивная дифференцировка тканей и формообразование.

Ознакомление с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма начинают с изучения антропометрических данных (внешняя форма тела, соотношение и размеры отдельных частей тела, вес и т.д.), а эти данные изменяются в различные возрастные периоды.

Так, например, новорожденный отличается от взрослого относительно большой головой, большим туловищем и короткими конечностями. Высота головы новорожденного составляет 1 / 4 длины всего туловища, шести лет – 1 / 6 , двенадцати лет – 1 / 7 и у взрослых – 1 / 8 . С возрастом увеличение головы замедляется, а рост конечностей наоборот усиливается.

Пропорции тела у мальчиков и девочек до начала периода полового созревания почти одинаковы, но уже к концу этого периода намечаются характерные половые особенности в пропорциях.

При проведении антропометрических измерений детей могут иметь место значительные индивидуальные отклонения и это надо учитывать.

Рост организма протекает неравномерно: усиление роста в 6-7 лет, а затем замедление вплоть до периода полового созревания. Темпы роста у девочек и мальчиков до 10 лет одинаковы, затем в 11-12 лет у девочек с периодом полового созревания он значительно возрастает. Девочки перегоняют по росту мальчиков, максимум приходится на 12-13 лет (годовое увеличение в высоту до 8 см). У мальчиков период полового созревания наступает в 13-14 лет и в связи с этим усиливаются темпы роста. К 15-16 годам мальчики догоняют девочек, а затем и обгоняют их. После 16 лет рост замедляется и, в основном, завершается у девушек к 18, а у юношей – к 20 годам.

Определение окружности грудной клетки имеет большое практическое значение, т.е. от нормального её развития в значительной мере зависит нормальное развитие органов дыхания, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Из всего вышесказанного видно, что каждому педагогу и, в особенности, учителю физкультуры необходимо знать анатомо-физиологические особенности растущего человека. Изучение этих особенностей начнем с нервной системы, как наиболее важной системы, контролирующей деятельность всех других систем.

Нервная система

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Состоит из центральной нервной системы и периферической. Центральная нервная система, в свою очередь, состоит из спинного и головного мозга, а головной мозг – орган, в котором осуществляются процессы мышления.

В коре больших полушарий происходит установление новых, преображенных в течение жизни нервных связей – условных рефлексов, здесь же осуществляются процессы сознания. Развитие речи и трудовой деятельности человека неразрывно связано с усложнением и совершенствованием коры головного мозга, а вместе с тем и психической деятельности. Подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловнорефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты.

Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами: возбуждением и торможением. Они находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности ЦНС. Оба эти процесса зависят от воздействия окружающей среды и внутренних процессов, происходящих в организме и обеспечивают нормальную нервную деятельность, правильное поведение человека.

Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, и закладываются полностью к моменту рождения. А процесс усложнения строения нервных клеток продолжается в течение всей жизни.

В младшем школьном возрасте в связи с тем, что нервные клетки еще не до конца сформировались, в головном мозге преобладают процессы возбуждения. Поэтому маленьким детям трудно продолжительное время сосредоточиваться на какой-либо деятельности. К концу периода полового созревания нервные клетки коры больших полушарий заканчивают свое развитие и формирование. Это создает физиологическую основу для наиболее тонких и сложных форм аналитической и синтетической деятельности человека.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание.

Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку и подростку, учитывающий их особенности, тип высшей нервной деятельности, уровень развития физических и умственных способностей и состояние здоровья. Особенно вредны для подростка алкоголь и никотин.

Органы чувств

Органы зрения требуют наибольшего внимания, т.к. видимое восприятие мира происходит только с их помощью (90% информации).

Орган зрения – глаз снаружи покрыт белковой оболочкой, которая предохраняет его от повреждений. На внутренней стенке белковой оболочки находится много кровеносных сосудов, обеспечивающих питание глаза. На дне глаза расположена сетчатая оболочка, которая состоит из разветвлений зрительного нерва. Зрительные восприятия возникают после проникновения световых лучей через зрачок, на сетчатую оболочку раздражая ее. По зрительному нерву возбуждение поступает в кору больших полушарий и вызывает зрительное восприятие.

Глаза детей по своему строению отличаются от глаз взрослых. Глазные впадины и глазные яблоки у них относительно больше, чем у взрослых. Переднезадняя ось глазного яблока более короткая, что обеспечивает сравнительно большую дальнозоркость у детей. Белковая оболочка (склера) у детей тоньше, а роговица толще, хрусталик имеет более выпуклую форму, чем у взрослых, и весьма эластичен, что обеспечивает быстрое изменение его формы. Это обстоятельство говорит о том, что дети обладают значительно большей способностью аккомодации, чем взрослые.

В процессе обучения на орган зрения падает значительная нагрузка, связанная главным образом с чтением и письмом. На уроке ученики воспринимают большое количество буквенных элементов. Установлено, что в 129 буквах, т.е. приблизительно в трех строчках книжного текста, глаз различает 1170 черных и белых элементов. При чтении ученику приходится рассматривать текст на близком расстоянии, а также двигать глазами по линии строки и от строки к строке, что создает значительное утомление для глаз и в конечном итоге может привести к развитию близорукости.

Поэтому гигиена зрения предусматривает: 1) достаточное и правильное естественное и искусственное освещение рабочего места школьника; 2) правильное устройство школьных парт и правильную посадку за партой; 3) нормирование времени работы детей, связанной с длительным напряжением глаз; 4) соответствие учебников гигиеническим нормам; 5) проведение занятий, способствующих отдыху глаз (экскурсии, подвижные игры, уроки физкультуры и т.д.).

Орган слуха предназначен для восприятия различных звуков. Звуковые колебания воздуха воспринимаются барабанной перепонкой, которая приводится в колебательные движения. Одновременно с этим приходят в колебание слуховые косточки среднего уха. От них звуковые колебания передаются в жидкость внутреннего уха, благодаря чему приводится в состояние возбуждения кортиев орган, состоящий из особых клеток, связанных с окончаниями слухового нерва. Возбуждение по слуховому нерву передается в головной мозг.

Орган слуха у детей ничем не отличается от органа слуха взрослых.

Гигиена органа слуха заключается в: 1) содержании ушей в чистоте; 2) предохранении от возможных механических повреждений; 3) предохранении детей от сильного и внезапного шума. Особое внимание необходимо обращать на уши детей во время таких болезней, как скарлатина, корь, грипп, после которых возможны различные осложнения, воспаление среднего уха, что может привести к потери слуха.

Органы вкуса у детей школьного возраста развиты хорошо.

Чувство обоняния у детей дошкольного и школьного возраста обычно острее, чем у взрослых.

Тактильные ощущения хорошо развиты у детей. Осязательные ощущения помогают детям лучше знакомиться с окружающим миром.

В гигиеническом и педагогическом отношении очень важно развивать у детей эти чувства, т.к. они помогают детям лучше осваиваться с окружающими предметами.

Костная и мышечная системы

Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, легкие и т.д.. Костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при помощи прикрепленных к ним мышц. Мышцы сокращаются благодаря импульсам, идущим из нервной системы.

Кости могут выдерживать давление до 16 кг на 1 мм 2 поверхности. Возможность такой нагрузки обеспечивается особым расположением костных пластинок, из которых состоит костная ткань.

Костная ткань у детей школьного возраста содержит большое количество органических веществ и бедна минеральными, что способствует более легкому изменению формы грудной клетки, нарушению нормальной работы органов и искривлению позвоночного столба при длительных напряжениях и неправильных положениях туловища.

К 12 годам костная ткань у детей приобретает такое же строение, как и у взрослых. Позвоночник у взрослого человека имеет четыре кривизны: шейную – выпуклость вперед; грудную – выпуклость назад; поясничную – выпуклость вперед; крестцовую – выпуклость назад. Окостенение позвоночника завершается лишь к 20-22 годам и это обусловливает легкую его податливость и возможные искривления при неправильном положении тела у детей. Искривления позвоночника могут быть:

1) в виде изгибов шейного и грудного отделов позвоночника в сторону – сколиоз;

2) переднезаднее искривление грудного отдела – кифоз;

3) чрезмерный изгиб в поясничном отделе – лордоз.

Поэтому школьная гигиена придает очень большое значение правильному устройству парты и правильной посадке детей.

Срастание отрезков грудной кости происходит также к 21-25 годам. Поэтому необходимо предохранять грудную клетку детей от деформаций и травм.

Кости черепа у ребенка наиболее сильно растут в течение 1 года жизни, а развитие лицевой части черепа начинается в 13-14 лет.

Процесс окостенения кисти руки имеет большое значение в гигиеническом отношении, т.к. при помощи кисти ребенок учится писать и производить различные трудовые движения. У новорожденного запястных костей совсем еще нет, к 7 годам эти кости становятся уже ясно видимыми (на рентгеновском снимке). Окостеневает запястье в 10-13 лет, фаланги пальцев в 9-11 лет. Поэтому быстрое письмо детям младших классов не дается.

Кости таза окостеневают лишь к 16-17 годам, поэтому необходимо следить, чтобы дети не носили тяжестей (особенно девочки, у которых неправильное сращение тазовых костей может привести к тяжелым последствиям).

Неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребенка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут принести ему большой вред и быть причиной нарушений детского скелета. Особенно опасны чрезмерные и односторонние физические упражнения.

В трудовой деятельности учащихся большое значение имеет подвижность суставов, которую необходимо развивать систематическими упражнениями, тренировками и рационально организованной работой.

Мышечная система связана с костной системой. Обе системы обусловливают движение человека.

Мышечная система ребенка невелика, её вес по отношению к весу тела меньше, чем у взрослых, и составляет у детей 8 лет – 27,2%, у подростков 15 лет – 32,6%, а у юношей – 44,2% общего веса тела.

Мышечная ткань у детей до 15 лет богаче водой и содержит меньшее количество белковых веществ. Постепенно она освобождается от избыточного количества воды (в 15-16 лет) и становится плотнее.

Развитие мышц идет неравномерно. Сначала развиваются более крупные мышцы (спины, живота, поясничной области). К 6-7 годам развиваются мышцы кисти рук, что дает возможность ребенку заниматься такими работами, как плетение, лепка и письмо. Школьникам 7-8 лет точные движения даются трудно. У учащихся 9-12 лет совершенствуется координация движений. Мелкие мышцы, очень важные для трудовых процессов, заканчивают развитие в 15-16 годам.

Трудовая деятельность детей и подростков вызывает утомление мышечной системы. Скорейшему восстановлению возбудимости мышечной ткани, повышению упругости и сократительной способности благоприятствует энергичное поступление кислорода в организм. Поэтому надо соблюдать гигиену мышечной системы учащихся – организовывать проведение физических упражнений и спортивных занятий с постепенным вовлечением в активное состояние все большего количества мышечных групп, а также необходимо не обременять чрезмерно их мускулатуру, дозировать нагрузку и делать паузы для отдыха. В результате движения станут привычными, приятными и не будут вызывать раннего утомления.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

На тему: «Анатомо-физиологические особенности детей и подростков»

По дисциплине: «Гигиена»

Керчь, 2010


ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Детским возрастом принято считать возраст от рождения до наступления полового созревания. У большинства детей этот период охватывает первые 14 лет жизни. Однако динамика роста и динамика развития у ребёнка на его протяжении далеко не одинаковы, и каждому возрастному «подпериоду» характерны свои анатомо-физиологические особенности. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют пропорции тела ребёнка. У новорождённого, например, длина головы составляет 1/4 длины тела, тогда как у взрослого человека - 1/8, у детей раннего возраста относительно короче по отношению к общей длине тела нижние конечности и длиннее туловище.

Длина и масса тела ребёнка особенно активно увеличиваются на первом году жизни, затем интенсивность этого процесса уменьшается и отмечаются период ускоренного роста - вытяжения (с 5 до 7 и с 10 до 12 лет) и период округления, когда интенсивнее нарастает масса тела (с 3 до 5 и с 8 до 11 лет). В период полового созревания опять идёт более активное увеличение и длины, и массы тела.

С количественными тесно связаны и качественные изменения в организме ребёнка, которые важно учитывать в процессе ухода за ним и воспитания. Так, с ростом и увеличением массы тела связано развитие мышечной и костной систем, изменение поверхности тела, двигательных и других функций организма. Для каждого органа тела ребёнка также имеются свои закономерности нарастания массы, качественного созревания его структуры и совершенствования функций.


РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

анатомический физиологический ребенок

В детском возрасте органы кровообращения имеют ряд анатомических особенностей, которые отражаются на функциональной способности сердца.

У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, то есть начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период созревания; до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 10 лет - желудочки. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых двух лет жизни из-за высокого стояния диафрагмы сердце расположено горизонтально, к 2-3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок правого и левого желудочков у новорожденных почти одинакова. В дальнейшем рост происходит неравномерно: из-за большей нагрузки толщина левого желудочка увеличивается более значительно, чем правого.

У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15-16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходит легочный ствол. Капилляры хорошо развиты. Их проницаемость значительно выше, чем у взрослых. Ширина и обилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов.

Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых; это связано с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка, меньшим влиянием на сердечную деятельность блуждающего нерва и более высоким уровнем обмена веществ. Повышенные потребности тканей в крови удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) объема, а за счет более частых сердечных сокращений. Наибольшая частота сердечных сокращений (ЧСС) отмечается у новорожденных (120-140 в 1 мин). С возрастом она постепенно уменьшается; к году ЧСС составляет 110-120 в 1 мин, к 5 годам - 100, к 10 годам - 90, к 12-13 годам - 80-70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе - урежается.

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая оболочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21-го порядка. С возрастом количество ветвей и их распределение остаются постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на первом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является продолжением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются инородные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндрический эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до полного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует слабому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может привести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхо - легочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сегменты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких отделены друг от друга узкими бороздами и перегородками из соединительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4-6-недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, параллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включениями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростка – уже 16–18 дыхательных движений в 1 минуту. Завершается развитие легких к 20 годам.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) - в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, - 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки - в 11 мес. и т.д.

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200 - 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса - Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.

Родители дошкольников стараются записать ребенка в спортивные секции. Конечно же, это очень даже не плохо. Такой подход взрослых довольно позитивен. Но важно понимать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста, чтобы не навредить малышу, а поспособствовать его физическому развитию. Правильная организация физического воспитания способствует развитию психических процессов дошкольника.

Дошкольник: анатомо-физиологические особенности возраста

Дошкольный возраст имеет ряд физиологических особенностей. Данный период характеризуется определенным замедлением роста. Присущая округлость исчезает, мускулатура становится крепче, происходит интенсивное развитие скелета. В старшем дошкольном возрасте молочные зубы меняются на постоянные. Это свидетельствует о готовности к школе. У ребенка крепнет иммунитет, он реже болеет. В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития.

  • Обмен веществ

Пищеварительная система хорошо развита и активно работает. Ребенок переходит ко взрослому питанию. Процесс пищеварения находится практически на уровне взрослого.

  • Мышечная система ребенка

Мышечная система дошкольников развита слабо. В первую очередь развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Мышцы спины развиты плохо, поэтому часто происходит нарушение осанки.

В дошкольном возрасте интенсивно нарастает мышечная масса. Продуктивность работы мышц растет. Все еще присутствует быстрая утомляемость, дети не могут долго занимать физической деятельностью. Часто меняют положение тела.

Активное движение способствует росту костей, физическому развитию. Важно чтобы ребенок не сидел долго на месте в одном положении, чтобы предотвратить утомляемость. Необходимо чередовать подвижные игры с малоактивными видами занятий.

  • Костная система ребенка

Ребенку-дошкольнику присуща эластичность костей, которая оберегает от переломов при постоянных падениях.

Позвоночник довольно гибкий, основу его составляют хрящевые ткани. При неправильном физическом развитии, не соответствии мебели росту ребенка, позвоночник подвергается нарушению.

Формирование костной системы продолжается и после дошкольного возраста. Необходимо бережно относиться к развитию костного скелета. Отрицательно влияет избыток физической нагрузки (задерживается рост костей, искривляется осанка).

  • Сердечно-сосудистая система

В дошкольном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает изменения. Масса сердца растет, увеличивается сила сердечных сокращений. Возрастает сердечная работоспособность малыша.

  • Нервная система

Нервная система ребенка-дошкольника нестабильна и уязвима. Она проходит этап развития и созревания нервных клеток. Головной мозг ребенка становится похож на головной мозг взрослого. Детям дошкольного возраста присуща легкая возбудимость, которая преобладает над процессом торможения. Не стоит перегружать ребенка во избежание переутомления. Это может сказываться на поведении малыша, его настроении.

В период от 3 до 7 лет закладываются основы интеллекта. Важно заучивать с детьми стихи, читать сказки и сочинять. Такие упражнения способствуют развитию памяти, речи.

Дети дошкольного возраста – это почемучки. Они задают много вопросов, любознательны. Важно удовлетворять их запросы.

  • Дыхательная система

Дыхание дошкольников характеризуются поверхностностью. У детей дыхание более учащенное. Это объясняется тем, что у малышей узкие дыхательные пути. Чтобы насытить организм кислородом ребенку необходимо сделать больше вдохов.

Дыхательная система человека еще не заканчивает формирование к семилетнему возрасту. Процесс развития легких продолжается. Постепенно формируется тип грудного и грудно-брюшного дыхания.

Учитывая особенности дыхательной системы детей данного возраста, нужно позаботиться о постоянном доступе свежего воздуха. Важно постоянно проветривать помещение в котором находится ребенок. Полезно гулять на свежем воздухе. Если есть возможность, водите время от времени малыша к лесу. Положительно влияют на развитие дыхательные упражнения, плавание, ходьба, бег и прочее.

  • Физическое развитие

Продолжается развитие детского организма, всех его органов и систем. Обогащается представление ребенка о своем организме, его возможностях. Совершенствуются двигательные действия, их содержание. Дети часто меняют виды движений и позы, что препятствует усталости.

Специфика физического воспитания состоит в необходимости четко дозировать интенсивность и продолжительность двигательной деятельности детей. Повышаются функциональные возможности дошкольников, увеличивается дееспособность, совершенствуется координация движений, ориентирование в пространстве (во время бега, ходьбы, прыжков и т.д.).

На протяжении 4-5 летнего возраста меняются физические возможности ребенка. Он становится самостоятельнее в самообслуживании, более осознанно относится к гигиене и закаливанию, правильному питанию. Постепенно развивается ритмичность.

Старший дошкольник имеет высокую двигательную активность. Координация движений переходит на уровень взрослого человека.

Родители могут вырастить малыша здоровым, физически и умственно развитыми, опираясь на анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста и ориентируясь на некоторые рекомендации:

  • Установите режим дня для ребенка.
  • Приучайте малыша к гигиене.
  • Играйте с ребенком в подвижные игры, выполняйте посильные спортивные упражнения. Но в то же время не перегружайте малыша.
  • Обеспечьте ребенку полноценное питание.
  • Организуйте закаливание и одевайте ребенка по погоде.
  • Развивайте когнитивные и коммуникативные способности малыша.
  • И самое главное – любите своего ребенка!

Тело человека, как и всех животных, имеет клеточное строение. Образующие его клетки имеют различное строение соответственно выполняемым ими функциям и образуют различные ткани (мышечную, нервную, костную, внутренней среды и другие). Из тканей составляются органы и системы органов.

Опорные и двигательные функции осуществляются скелетом и мышцами, объединенными в единый опорно-двигательный аппарат; питание - системой пищеварительных органов, в число которых входит пищеварительная трубка и большие пищеварительные железы; дыхание - дыхательными органами, состоящими из дыхательных путей и легких; выведение конечных продуктов обмена - выделительной системой (органами экскреции), в число которых входят почки, легкие и кожа; воспроизведение потомства - системой половых органов; перенос пищевых веществ, дыхательных газов, гормонов, продуктов обмена - системой органов кровообращения и лимфатической системой; связь между тканями, органами и всего организма с внешней средой осуществляется нервной системой.

Рассмотрим более подробно функциональную взаимосвязь в организме человека.

Наружным покровом тела, защищающим организм от внешних вредных воздействий и влияний среды, является кожа, которая, кроме того, несет на себе функции раздражения, выделения и теплорегуляции. Механической основой тела является скелет, к которому относятся кости и их соединения; вместе с мышцами он составляет опорно-двигательный аппарат, причем кости являются пассивной его частью, а мышцы - активной. Функциями скелета являются: опора всего тела и всех его мягких частей (мышц, внутренностей); защита особо важных частей организма (мозг, сердце и другие); осуществление с помощью мышц произвольных движений. Характер движений определяется геометрической формой суставов и расположением связок. Функции опорно-двигательного аппарата подчинены так называемой соматической (телесной) нервной системе. Все функции организма - движение, передача нервных импульсов, секреция желез, рост, воспроизведение потомства и прочие - связаны с лежащими в основе их процессами обмена веществ организма с внешней средой. Внешняя среда служит источником всех необходимых для организма веществ и той средой, в которой возникает все внешние изменения, поддерживающие функциональную активность и тем самым интенсивность обмена.

Пищеварение - первый этап в процессе усвоения, поступающих из внешней среды веществ, необходимых для поддержания обмена; дальнейшие стадии обмена протекают в тканях и связаны с процессами диссимиляции; роль последних состоит в освобождении заключающейся в пищевых веществах химической энергии, необходимой для осуществления жизненных функций.

Через ротовое отверстие пищевые массы попадают в пищеварительный тракт; при этом происходит их последовательная химическая обработка секретами пищеварительных желез, всасывание пищевых веществ в кровь и дальнейшее поступление их с током крови по воротной вене и лимфатическим сосудам в печень.

Печень является местом обратного синтеза (образования из продуктов всасывания) белков и углеводов и барьером, задерживающим и обезвреживающим многие вредные продукты пищеварения, и железой, образующей и выделяющей желчь. Часть органических веществ поступает с кровью непосредственно в ткани и органы, где эти вещества используются для обновления тканевого белка, в качестве запасных веществ (жир), или прямо употребляются для работы органов. Неперевареные остатки, уже в толстой кишке подвергаются брожению и превращаются после всасывания воды в кал, который скапливается в нисходящем отделе толстой кишки и удаляется через прямую кишку. Общая регуляция пищеварения происходит в центре пищеварения центральной нервной системы.

Конечные продукты обмена, возникающие в процессе тканевой диссимиляции, удаляются через выделительные органы, в основном через почки в виде мочи, а также и через кожу, легкие и стенки желудочно-кишечного тракта. Почки, выводя из организма воду и соли, регулируют также водный обмен и постоянство осмотического давления плазмы крови. Удаление непрерывно образуемой почками мочи происходит через мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Важнейшим звеном обмена веществ организма является газообмен, осуществляемый посредством дыхания. Доставляемый к тканям атмосферный кислород обеспечивает наивысшую степень использования заключенной в пищевых веществах химической энергии с расщеплением их до конечных продуктов, один из которых - углекислый газ - удаляется также в процессе дыхания.

Функции воспроизведения осуществляются половыми органами: у женщин половой железой - яичником, где развивается яйцеклетка, и маткой, где происходит развитие плода; у мужчин - половой железой - яичком: местом образования семенных телец. Функции половых органов регулируются влиянием гормонов нижнего придатка мозга (гипофиза) и самих половых желез; эти гормоны влияют на развитие вторичных половых признаков, стимулируют у женщин созревание яйцеклетки, развитие беременности, а мужчин созревание семенных телец.

40% веса тела человека составляют жидкости. Циркуляция их происходит по сосудам кровеносной и лимфатической системы. Кровеносные сосуды представляют единую замкнутую систему каналов. В центре кровеносной системы находится сердце - главный двигатель крови по кровеносным сосудам большого (или телесного) и малого (или легочного) круга кровообращения. Выходящие из сердца артерии постепенным делением доходят до мельчайших, волосных сосудов (капилляров), в которых совершается обмен веществ и газов в большом круге (между кровью и тканями) и обмен газами (между кровью и атмосферным воздухом) в малом круге. Циркулирующая в кровеносных сосудах кровь является одной из главных внутренних сред тела; постоянство химического и физического состава ее имеет первостепенное значение для функции органов и тканей. Кровь состоит из жидкой части - плазмы, содержащей белки крови, ионы солей и т.д. и форменных элементов - красных (эритроциты) и белых (лейкоциты) кровяных телец и кровяных пластинок.

С кровеносной системой анатомически и функционально связано так называемое ретикуло-эндотелиальная система, состоящая из лимфатических узлов, селезенки, косного мозга, а также печени. Роль ее заключается в образовании клеточных элементов крови, в выработке защитных веществ и уничтожении фагоцитов. Так как емкость всех кровеносных сосудов значительно больше общего количества крови, то распределение ее регулируется специальной системой сосудодвигательных нервов путем изменения ширины сосудов; в расширенном состоянии находятся сосуды функционирующей в данный момент системы органов или тканей. Обмен веществ между кровеносной системой и тканями происходит через тканевую жидкость, которая омывает ткани и клетки, беспрерывно обновляется из плазмы и удаляется из межтканевых щелей по лимфатическим сосудам, впадающим в венозную систему.

Связь всех органов и тканей друг с другом и связь всего организма с внешней средой осуществляется нервной системой. Ее роль в организме заключается:

  • 1. В объединении (интеграции) во времени, силе, качестве функций клеток образующих органы.
  • 2. В координации функций органов и систем друг с другом.
  • 3. В регулировании всех жизненных функций организма соответственно изменяющимся условиям среды.

Нервная система разделяется на центральную и периферическую. Центральная нервная система, являющаяся скоплением нервных клеток в виде узлов или сплошного слоя (коры головного мозга), представлена головным и спинным мозгом; периферическая образована совокупностью всех нервов тела, выходящих из центральной нервной системы.

Головной мозг и спинной мозг заключены в мозговые оболочки и окружены внутренней средой - спинномозговой жидкостью, проникающей во все щели и полости мозга и играющей роль тканевой среды, через которую происходит обмен между тканями мозга и кровеносными сосудами.

Вся нервная система в целом и ее функционально-различные отделы работают по принципу рефлекса. Строение и функции нервной системы определяются качеством и разнообразием раздражителей внешней среды, окружающей человека, и ответной его деятельностью; соответственно этому различают разнообразные виды воспринимающих раздражение механизмов - анализаторов. Анализатор состоит из рецепторов - специфических окончаний чувствительного нерва, центростремительного проводника и соответственного участка коры головного мозга - высшего центра восприятия, где полученное внешнее раздражение превращается в ощущение. К периферическим окончаниям анализаторов, прежде всего, относятся органы чувств: глаз, ухо, органы обоняния в полости носа, органы вкуса в полости рта, рецепторы кожи, воспринимающие механические, температурные и болевые раздражения.

Ответная деятельность организма в рефлексах выражается в движении мышц, в секреции всех видов желез, в регуляции обменных химических процессов в тканях и клетках.

Отделы центральной нервной системы представляют собой систему этажей, надстроенных один над другим, из которых каждый нижележащий подчинен вышележащиму. Следовательно, центральная нервная система состоит из спинного, продолговатого, заднего, среднего, промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Непосредственную связь с органами и тканями через нервы имеют спинной, продолговатый, мост и средний мозг, остальные отделы - промежуточный мозг, мозжечок, большие подкорковые узлы мозга и кора полушарий - осуществляют координирование деятельности органов и тканей через посредство нижележащих отделов мозга.

Деятельность центральной нервной системы выражается в безусловных и условных рефлексах. Первые представляются врожденными, постоянными, установившимися в процессе исторического развития организма. Условные рефлексы представляют систему временных связей, приобретаемых в течение индивидуальной жизни. Они осуществляются функцией коры полушарий головного мозга, обеспечивают связь организма с внешней средой и лежат в основе высшей нервной деятельности.

Наивысшее анатомическое и функциональное развитие головного мозга и его коры отличает человека от всех животных. Выражением особого развития нервной - интеллектуальной - деятельности у человека служит наличие, кроме первой сигнальной системы - системы условно-рефлекторных связей, сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды, еще второй сигнальной системы, заключающейся в восприятии речи, сигналов, заменяющих непосредственное восприятие раздражителя. Вторая сигнальная система лежит в основе процесса мышления, свойственного лишь человеку.

Но, к сожалению это не только большой плюс, но и большой минус человечества. Цивилизация настолько облегчила жизнь человеку, что все его, в прошлом естественные, навыки приобрели характер чего-то выдающегося. Появившиеся машины, поезда и самолеты, бесспорно, облегчили возможность передвижения, но и отняли у человека возможность передвигаться естественным путем. Все больше и больше людей сейчас борются за здоровый образ жизни, ведь физическая культура укрепляет здоровье, развивает физические силы и двигательные способности человека. Большое разнообразие физических упражнений, применяемых в процессе физического воспитания, позволяют человеку быть в хорошей физической форме и вести здоровый образ жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!